Болезни Военный билет Призыв

Что таоке парадигма. Что такое Парадигма? Значение и толкование слова paradigma, определение термина. Что означает слово «парадигма»

Парадигма (от греческого paradeigma) - образец, модель, образец, пример.
Совокупность научных достижений, признанных научным миром в определенный период времени и служащих основой и образцом для новых научных исследований. Парадигма с одной стороны исключает все не относящиеся и не согласующиеся с ней концепции, теории, с другой ориентирует научное сообщество на использование теории для поиска нового, что в свою очередь ведет к усовершенствованию самой парадигмы.

«Парадигма - это наш способ воспринимать мир, она для нас - как вода для рыбы. Парадигма объясняет нам мир и помогает предсказывать его поведение» (экономист и философ Адам Смит «Сила ума» (Powers of the Mind)

Примеры парадигм

  • В физике:
    невозможно превысить скорость света в вакууме.
    перемещение электромагнитного излучения в вакууме - данность.
  • В космологии:
    развитие и эволюцию Вселенной начинается с момента Большого взрыва.
  • В космогонии:
    планеты и их спутники возникли в результате уплотнения газопылевого облака.
  • В искусстве:
    сочетание гармонии, текстуры, формы и содержания.
  • В политике
    преобладание прав личности над правами государства, равенство всех перед законом
  • В экономике
    основа - рыночные отношения
  • Игра
    чёткие правила, способность решать проблемы, критерий успеха

«Парадигма - основной способ восприятия, осмысления реальности. Парадигма редко формулируется в явном виде, она подразумевается и передается следующим поколениям через культуру и непосредственный опыт, а не за счет обучения» (специалист Стэнфордского исследовательского института У. Хармон )

Научная революция - смена парадигмы

С течением определенного времени наука начинает переживать кризис. Кризис начинается с сомнения в парадигме. Завершение кризиса знаменуется научной революцией, сущность которой заключается в возникновении новых парадигм.

Примеры научной революции

- Аристотелевская физика функционировала в качестве парадигмы от античности до позднего Средневековья. Физические и математические открытия ХVI, XVII веков Галилея, Декарта и Ньютона произвели научную революцию и в качестве парадигмы научного исследования выступала ньютоновская физика, которую в начале затем сменила релятивистская физика с теорией относительности и
- Децентрализация. Старые правила требовали централизации, сложной иерархии. В итоге появивлись серьезные проблемы. И тогда выяснилось, что есть иной способ справляться с проблемами - децентрализовать организацию и упростить ее структуру.

В большинстве книг и статей понятие «парадигма» имеет весьма туманное объяснение. Если говорить простым языком, то данный термин означает какую-то истину или аксиому, которая принимается за основу. На базе этой теории ведутся исследования ученых в определенной области знаний.

В более сложном понимании парадигма – это система средств, методов и суждений. Она устанавливает рамки, в пределах которых ведутся исследования, происходит понимание и дальнейшее изучение информации.

Появилась данная концепция благодаря приверженцу постпозитивизма – Томасу Куну. Он выделяет несколько этапов развития своей теории:

  • Допарадигмальный этап (проявление различных аномалий, которые трудно доказать).
  • Формирование какого-то знания (появление книг и учебников, которые последовательно, поэтапно раскрывают нюансы определенной теории).
  • Нормальная наука (поиск новых доказательств парадигмы, уточнение предыдущих знаний).
  • Экстраординарная наука (разочарование в старой парадигме и предъявление новых истин).

Разумеется, полный отказ от каких-то систем и суждений невозможен. Обычно образуются группы ученых: те, которые поддерживают традиционные, «старые» взгляды, и те, которые стремятся от них отказаться в пользу новых. Первая команда продолжает старые исследования, а вторая категория выдвигает что-то новое.

Основные группы в психологии

1. Естественнонаучная парадигма. Отражает все существующие знания о мире и человеке. С ее точки зрения люди являются объектами, которые подвергаются анализу и изучению.

Ученые разделяют эту парадигму на два блока. Первый включает старые теории о происхождении природы и давно имеющихся форм, а второй ориентируется на новый подход.

Естественнонаучный взгляд на мир требует не догадок и предположений, а неопровержимых доказательств. Здесь господствуют эмпирические факты, которые выявляют все нестыковки и предыдущие заблуждения.

Незаменимая экспериментальная форма проверяет определенные гипотезы и закономерности, которые характеризуют начальную истину.

2. Гуманитарная. В данном случае основой является духовный мир человека. Изучается его личное мировоззрение, ценности и жизненный смысл. Здесь неприменимы научные методы, которые требуют доказательств. Данная парадигма основывается на ощущениях и чувствах объекта.

Исследование предполагает анализ возможностей человека и его психики. Однако доказательства всегда будут оставаться довольно смутными, ведь человеческая душа не является чем-то материальным.

3. Практическая. Эта парадигма рассматривает не эмоциональные установки, а практику, основанную на них. Она изучает когнитивные способности, которые включают в себя мышление, ориентацию в пространстве, принятие решений и т.п.

Также исследуются личностные характеристики объекта, которые он формирует сам. Что индивид представляет о мире, о себе, об окружающих? Данные выводы имеют большое значение для ученых, анализирующих практическую парадигму.

Второстепенные виды

1. Психотехническая парадигма. Психотехника рассматривает роль психологических аспектов в культуре. Для этого проводятся эксперименты, которые выявляют зависимость мозга и конкретных движений или эмоций. К примеру, какая-то работа больше подходит определенному человеку и меньше утомляет его, и наоборот.

Также в сфере внимания данного подхода находятся последствия воздействия на человека рекламной информации. Исследуется влияние на людей различных публикаций и пропаганды определенных продуктов. Данная парадигма подразумевает выявление закономерностей и разработку и развитие техник, которые могут помочь в повседневной жизни и в трудовой деятельности.

2. Деятельная. Изучает соотношение чувств и мыслей, которые возникают по поводу каких-то действий, явлений. То есть человек опирается не только на практику в какой-то сфере, но и на свои ощущения, то есть на сферу психического.

Субъект не может быть полностью открытым и беззащитным, ведь в своих действиях он руководствуется не только чужими советами, но и своим опытом, и даже интуицией. Именно поэтому очень важна связь общества и человека, причем активная с обеих сторон. Это касается не только взрослых людей, но и детей, характеры и привычки которых еще только формируются.

3. Педагогическая. Комплекс определенных установок, методов и планов обучения, которые являются образцом в различных образовательных учреждениях. Педагогическая парадигма не основывается на индивидуальных особенностях человека, а предусматривает усвоение одинаковых знаний всеми обучаемыми.

В данном случае ученик становится полностью подвластен преподавателю, так как только тот может дать ему что-то новое. Такая схема вызывает негативные эмоции у воспитанника, ведь он чувствует себя подчиненным. К сожалению, сегодняшняя педагогическая парадигма уже устарела, поэтому поиск нового подхода невероятно актуален.

Сейчас рассматривается вопрос об ориентации образования на культуру личности. Будущая педагогическая парадигма планирует позиционировать учителя как друга, а не как что-то пугающее и строгое.

4. Эзотерическая. Считается самой древней из известных парадигм. Ее главная суть заключается в существовании неизменной истины, которую не каждый может познать.

К тому же большое значение имеет учитель, который не преподает, а дарит данное учение как откровение. Можно назвать данный подход религиозным, ведь не все верят в Бога и загробную жизнь. Эзотерика же близка со всеми подобными суждениями и установками к религии.

В этой парадигме не существует никаких оценок и эмоциональных заключений. Данные понятия применимы лишь к личности, а в этой системе координат ее не существует. Основной идеей является то, что все в мире едино и цельно.

5. Прагматическая. Это полная противоположность предыдущему подходу. Главная цель этой парадигмы заключается в поиске способов урегулирования задач, которые возникают во всех сферах жизни человека. В данном случае все знания и истины являются инструментами для решения проблем.

Это касается не только умения зарабатывать деньги, но и способности выживать в нашем мире. Долгое время значение данного подхода сводили к финансам, которые рассматривались как основа существования. Лишь в последние годы можно заметить, что большинство людей перестало игнорировать собственные желания, таланты и предпочтения, что резко поменяло классический прагматизм.

Перспективы

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что в современной психологии существует множество теорий и предположений. Оценка ее перспектив зависит от огромного количества факторов. Они включают в себя личностные суждения разных типов людей, взаимосвязь разных парадигм, веру, пол, социальное положение в обществе и даже такие понятия, как искренность, зависть и правильная мотивация.

Парадигмы в психологии настолько противоречивы, что не все психологи верят в них. Большая часть ученых забывает о первоначальных целях, посвящая все больше времени духовным вещам. Однако такая конкретика в направленности позволяет открывать настоящие эмоции и таланты человека, а не только его навыки для пользы обществу.

Стоит сказать, что мир и технологии не стоят на месте, а значит, появляются и новые парадигмы. В любом случае специалистов в данной профессии огромное количество, поэтому развития и новых подходов не избежать. Автор: Елена Мелисса

ПАРАДИГМА – в методологии науки – совокупность ценностей, методов, технических навыков и средств, принятых в научном сообществе в рамках устоявшейся научной традиции в определенный период времени. Находит свое выражение в научных трудах, научных школах и кружках, учебниках и т.п. определенной группы исследователей со специализированной и сходной научной подготовкой, единых в понимании ценностей науки и объединенных научным этосом с определенными нормативно-ценностными установками.

В лингвистике термин «парадигма» используется для обозначения конструкции, служащей образцом склонения или спряжения изменяющегося слова или системы форм изменяющегося слова.

Употребление термина «парадигма» в методологии науки было закреплено Т.С.Куном . Кун обратил внимание, что история науки не была линейным процессом, а представляла собой смену научных парадигм, которые довольно жестко регламентируют как выбор проблем, так и методы их решения в течение достаточно долгих периодов времени. Так, аристотелевская физика функционировала в качестве парадигмы от классической античности до позднего Средневековья; в течение всего этого периода она задавала понятийный инструментарий и основное направление научного поиска. Физические и математические открытия 16 и 17 вв., связанные с именами Галилея , Декарта и Ньютона , создали ситуацию научной революции, в ходе которой сторонники старой парадигмы столкнулись с приверженцами «новой науки». В 18 в. в качестве парадигмы научного исследования выступала ньютоновская физика, которую в начале 20 в. сменила релятивистская физика с теорией относительности и т.п.

Но когда встал вопрос о том, какова структура парадигмы, то здесь появлялись большие сложности. Куна упрекали, что термин неопределенный и многозначный (насчитывали до 60 разных смыслов его понимания). Кун в 1969-м в постскриптуме ко второму изданию Структуры научных революций (The Structure of Scientific Revolutions , 1962), попытался объяснить структуру парадигмы.

Он выделил метафизические части парадигмы, понимая под этим некие принципиальные видения предмета науки и некоторые философские, мировоззренческие идеи; ценности парадигмы; символические обобщения и «парадигмы как образцы решения задач». И здесь возникали парадоксы. Для него нормальная наука – это когда парадигма устойчива, что позволяет решать конкретные задачи. Ломка парадигмы – это революция. Но если символические обобщения и образцы решения задач внести в состав парадигмы, тогда их изменения будут научной революцией. В качестве примера символического обобщения он приводил закон колебания маятника. А образец решения задачи, например, колебания – это осциллятор. И здесь у Куна возникали парадоксы, поскольку такого типа новое символическое обобщение можно считать научной революцией, – но тогда теряется определенность нормальной науки.

В дальнейшей разработке понятия парадигмы Кун пользовался термином «дисциплинарная матрица».

Другие значения:

  • Парадигма в риторике - пример, взятый из истории или мифологии и приведенный с целью сравнения; парабола , басня .
  • Парадигма в методологии науки - совокупность ценностей, методов, подходов, технических навыков и средств, принятых в научном сообществе в рамках устоявшейся научной традиции в определенный период времени.
  • Парадигма в политологии - совокупность познавательных принципов и приемов отображения политической реальности, задающих логику организации знаний, модель теоретического истолкования данной группы социальных явлений.

Также, парадигма может быть абсолютной, научной, государственной, личной (индивидуальной, субъективной) и общепринятой:

  • К общепринятым парадигмам относятся образцовый метод принятия решений, модели мира или его частей (отраслей, областей знаний, сфер жизни и деятельности), принимаемые большим количеством людей. Примеры: благотворная парадигма конституционного курса России образца 1993 года, общая парадигма программирования .
  • Личная парадигма - это сущностный метод принятия решений, ментальная модель конкретного человека. Неверно бытующее утверждение, что «естественным образом она обязательно будет отличаться от общепринятой, поскольку учитывает личный опыт субъекта, а также не является полной - никто не может знать все обо всем». Дело в том, что общепринятая парадигма определяет не «знание всего», а только сущностное знание, необходимое для обеспечения эволюционной деятельности личности в социальной действительности и обретения разума.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Парадигма (значения)" в других словарях:

    У этого термина существуют и другие значения, см. Парадигма (значения). Парадигма (от др. греч. παράδειγμα, «пример, модель, образец» < παραδείκνυμι «сравниваю») в философии науки означает совокупность явных и неявных (и часто не… … Википедия

    Научная (от греч. paradeigma пример, образец) совокупность научных достижений, признаваемых всем научным сообществом в тот или иной период времени и служащих основой и образцом новых научных исследований. Понятие П. получило широкое… … Философская энциклопедия

    парадигма - (от греч. paradeigma пример, образец) система основных научных достижений (теорий, методов), по образцу которых организуется исследовательская практика ученых в данной области знаний (дисциплине) в определенный исторический период. Понятие… … Большая психологическая энциклопедия

    Парадигма, словоизменительная парадигма в лингвистике список словоформ, принадлежащих одной лексеме и имеющих разные грамматические значения. Обычно представлена в виде таблицы. Слово παράδειγμα по гречески значит «пример, модель, образец»;… … Википедия

    ПАРАДИГМА - (от греч. paradeigma – пример, образец). 1. Система форм одного слова (морфологическая П.). 2. Совокупность лингвистических единиц, связанных парадигматическими отношениями, т. е. класс лингвистических единиц, противопоставленных друг другу… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

    Парадигма - (Paradigm) Определение парадигмы, история возникновения парадигмы Информация об определении парадигмы, история возникновения парадигмы Содержание Содержание История возникновения Частные случаи (лингвистика) Управленческая парадигма Парадигма… … Энциклопедия инвестора

    У этого термина существуют и другие значения, см. Парадигма. Парадигма (от греч. παράδειγμα, «пример, модель, образец») словоизменительная парадигма в лингвистике список словоформ, принадлежащих одной лексеме и имеющих разные… … Википедия

    - (от греч. παράδειγμα, «пример, модель, образец») совокупность фундаментальных научных установок, представлений и терминов, принимаемая и разделяемая научным сообществом и объединяющая большинство его членов. Обеспечивает преемственность… … Википедия

    парадигма тематическая - Тематический ряд, объединяющий слова, имеющие в своем значении интегральную эксплицитную или имплицитную гиперсему. Может существовать большое количество тематических парадигм: 1) глаголы движения; 2) ментальные глаголы; 3) названия… … Термины и понятия лингвистики: Лексика. Лексикология. Фразеология. Лексикография

ПАРАДИГМА (греч. paradeigma - пример, образец) - I) ключевая идея, лежащая в основе построения концепции; 2) исходная позиция (понятие, модель) в постановке проблем, их объяснении и решении; 3) пример из истории, взятый для доказательства, сравнения.

Райзберг Б.А. Современный социоэкономический словарь. М., 2012, с. 356.

ПАРАДИГМА - образец или модель; система понятий, с помощью которых описываются общественные черты какого-либо явления, системы; исходная концепция, исходные базовые принципы или минимальный набор основополагающих требований, на которых строится дальнейшее исследование, политическая, культурная, образовательная и иная деятельность.

Словарь терминов и понятий по обществознанию. Автор-составитель А.М. Лопухов. 7-е изд. переб. и доп. М., 2013, с. 268.

Парадигма (Шапарь, 2009)

ПАРАДИГМА (греч. paradeigma - пример, образец) - система основных научных достижений - теорий, методов, по образцу которых организуется исследовательская практика специалистов в данной области знаний (дисциплине) в определенный исторический период.

Понятие введено американским историком Т. Куном, выделившим различные этапы в развитии научной дисциплины: 1) препарадигмальный - предшествующий установлению парадигмы; 2) этап господства парадигмы - «нормальная наука», 3) этап кризиса и научной революции, заключающийся в смене парадигмы, в переходе от одной к другой.

Парадигма (Осипов, 2014)

ПАРАДИГМА - совокупность философских, общетеоретических и метатеоретических оснований науки. Термин введен Т. Куном . Согласно концепции Куна тот или иной качественный этап в развитии науки - результат не эволюции, а революции. Ключевым понятием этой концепции является понятие «Парадигма». Оно неоднозначно. Неоднозначно и отношение различных групп ученых к этому понятию. Сложилось различное отношение к философии науки Куна и исходному ее понятию - «парадигма».

Парадигма (Грицанов, 1998)

ПАРАДИГМА (греч. paradeigma - пример, образец) - 1) понятие античной и средневековой философии, характеризующее сферу вечных идей как первообраз, образец, в соответствии с которым бог-демиург создает мир сущего; 2) в современной философии науки - система теоретических, методологических и аксиологических установок, принятых в качестве образца решения научных задач и разделяемых всеми членами научного сообщества. Термин "парадигма" в философию науки впервые вводится позитивистом Г. Бергманом, однако подлинный приоритет в его использовании и распространении принадлежит Куну.

Парадигма (Кириленко, Шевцов, 2010)

ПАРАДИГМА (греч. paradeigma - пример, образец) - в широком смысле - модель любого вида человеческой деятельности, принятая в качестве образца. В древности термин «парадигма» использовался для характеристики идей - «образцов» создания мира. Термин стал широко использоваться в современной философии и методологии науки для характеристики эталонов научного исследования после опубликования Т. Куном в 1962 году книги «Структура научных революций». Вместе с тем смысл понятия «парадигма» неоднозначен и допускает возможность различных интерпретаций.

Парадигма педагогическая

ПАРАДИГМА ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ (от греч. paradeigma - пример, образец) - совокупность теоретических, методологических и иных установок, принятых научным педагогическим сообществом на каждом этапе развития педагогики, которыми руководствуются в качестве образца (модели, стандарта) при решении педагогических проблем; определенный набор предписаний (регулятивов). Понятие «парадигма» введено американским историком Т.

Парадигма (Подопригора, 2013)

ПАРАДИГМА [греч. …- пример, образец] - 1) понятие античной и средневековой философии, характеризующее сферу вечных идей как первообраз, образец, в соответствии с которым Бог-демиург создает мир сущего; 2) в современной философии науки - система теоретических, методологических и аксиологических установок, принятых в качестве образца решения научных задач и разделяемых всеми членами научного сообщества. Термин «Парадигма» в философию науки впервые вводится позитивистом Г. Бергманом, но подлинный приоритет в его использовании и распространении принадлежит Т. Куну.

Парадигма (Конт-Спонвиль, 2012)

ПАРАДИГМА (PARADIGME). Особенно яркий пример или модель, служащая эталоном мышления. Так понимали слово «парадигма» (paradeigma) Платон и Аристотель; сегодня это его значение используется в эпистемологии или истории науки. Парадигма - одно из основных понятий, используемых Томасом Куном (192) («Структура научных революций»). Это совокупность теорий, технических приемов, ценностей, проблем, метафор и т.