Болезни Военный билет Призыв

Что такое колонна траяна в древнем риме. Знаменитые рельефы колонны траяна

Колонна Траяна (Италия) - описание, история, расположение. Точный адрес, телефон, веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Туры на майские в Италию
  • Горящие туры в Италию

Предыдущая фотография Следующая фотография

Информационные войны - вовсе не современное изобретение, историю всегда сочиняют победители. Наскальные рисунки, картины, фрески, барельефы - такое же идеологическое оружие, как Фейсбук и Твиттер. Ярчайший пример такого подхода к искусству - колонна Траяна, 19 столетий украшающая исторический центр Вечного города и входящая в число самых знаменитых памятников времени расцвета Римской империи. Великолепное сооружение прославляет захват Дакии, нынешней Румынии, и разгром гнусных варваров. Но не все так просто, как кажется.

Технические подробности

Великий инженер и архитектор Аполлодор из Дамаска поставил один на другой 17 полых цилиндров из каррарского мрамора диаметром 4 м. Внутри них вырублена лестница из 185 ступеней, ведущая на капитель, где сперва раскинул крылья императорский орел, затем его сменила статуя самого Траяна, а в 1588 г. - фигура святого Петра. В небольшой комнатке кубического основания хранятся золотые урны с прахом Траяна и его жены. Суммарная высота сооружения - 38 м.

Доступ на вершину колонны для туристов закрыт.

Что посмотреть

Колонну 23 раза овивает непрерывная лента барельефа, повествующая о событиях двух дакийских войн. Насчитано не меньше 2500 изображений римлян и даков: они сражаются, строят мосты и осаждают крепости, лечат раненых, переносят трофеи. Вот легионеры идут в атаку «черепахой», прикрываясь щитами, вот музыканты дуют в буцины - боевые трубы, вот бородатые даки пьют из чаши яд, чтобы не попасть в рабство, а их жены жгут факелами пленных римлян.

Даки изображены хитрыми грубыми варварами. Однако среди трофеев перечислены 165 т золота, еще больше серебра, а румынские археологи раскопали сожженную Траяном Сармизегетузу, столицу царя Децибала, и обнаружили там плавильные печи. С трудом верится, что народ, не имевший даже письменности, оказался способен на такие свершения. Римляне просто уничтожили и оболгали опасного конкурента на исторической арене.

Все элементы барельефа раскрасили, так что своеобразный блокбастер в камне был еще и цветным. Кто не умел читать - разглядывал картинки и понимал, что он часть великой империи, способной сокрушить любых варваров. Это никому ничего не напоминает?

Практическая информация

Адрес: Рим, Via dei Fori Imperiali. Веб-сайт (на англ.).

Как добраться: на метро до ст. Colosseo, автобусах №№ 51, 85, 87.

Время работы: круглосуточно, доступ бесплатный.

2,674 просмотрели

Гуляя по Риму, можно в его различных уголках полюбоваться колоннами и . Большая часть колонн возведена во славу того или иного императора. Живописные каменные столбы свидетельствуют о триумфе полководцев и . Наиболее известные монументы прославили в веках Марка Аврелия, Траяна и прочих достойных.

Появление памятных колонн тесно связно с таким понятием как Триумф (лат. triumphus), то есть, «торжество».

Яркое появление удачливого победителя в Риме стало престижным призом. Полководец получал право въехать в столицу на позолоченной колеснице, в окружении ликующей толпы. Помимо сиюминутных почестей, имя победителя увековечивали для потомков – возводили памятные обелиски, арки и колонны. Только благородные мужи, имевшие высокое положение в империи, могли претендовать на звание триумфатора.

  • Увидеть все древнеримские колонны можно во время с лучшими русскими гидами в Риме. Искренне рекомендуем.

Как выглядели колонны?


Колонна древнего победоносца имела некую типовую схему: вытесанный из камня цилиндр, водруженный на постамент, который сверху был увенчан статуей полководца. Чаще всего колонну покрывали резьбой, на которой была изображена масштабная историческая баталия, подвиги победителя и его армии. Иногда колонна составлялась из нескольких частей и изнутри была полой. Внутрь таких монументов помещали лестницу, по которой можно было добраться до верхней площадки памятника.

Колонна Траяна (Colonna Traiana)

Считается, что традиция устанавливать триумфальные колонны в Древнем Риме началась именно во времена императора Траяна (лат. Marcus Ulpius Nerva Traianus ). Римский правитель провел затяжную военную кампанию по борьбе с племенами даков (лат. Daci). Удалось не просто сокрушить искусных в бою полководцев, но и присоединить территории даков в качестве новой провинции Римской империи.

В 113 г. н.э. по приказу Траяна художник и архитектор Апполодор Дамасский (лат. Apollodorus Damascenus) взялся за работу над каменной колонной. Памятный обелиск был исполнен из каррарского мрамора весом порядка 40 тонн. Общая высота мемориала – 38 м, он составлен из 20 частей, полых внутри. Поверхность колонны украшена батальными картинами, иллюстрирующими войну даков и римлян.

В 113 г. н.э. вершину колонны украсили победоносным орлом, которого вскоре заменили статуей императора. В конце 16 века папа Сикст V (лат. Sixtus V) распорядился украсить мемориал статуей апостола Петра.

Современные ученые отмечают высокую историческую ценность рельефов, нанесенных на колонну. Благодаря кропотливости проделанной работы можно получить хорошее представление об обмундировании, вооружении и методах ведения боя в древние времена. Простому же посетителю можно просто полюбоваться мастерски проделанной работой. Также на памятнике имеется надпись, свидетельствующая о том, что сенат и римский народ почтил достойным образом достижения императора Траяна.

  • Адрес: (лат. Forum Traiani), Via dei Fori Imperiali
  • Сайт: www.stoa.org

Колонна Антония Пия (Colonna di Antonino Pio)

Колонна Антония некогда была установлена на (лат. Campus Martius). Она была построена в 161 г. н.э. приемниками императора Антония Пия. Чествовался умерший правитель и его жена. Изначально, колонна из красного гранита была помещена на мощный пьедестал, украшенный резьбой, и увенчана статуей Антония Пия.

После падения Римской империи колонна долгое время находилась в заброшенном состоянии. Основание мемориала ушло под землю, часть 15-метрового ствола колонны была безвозвратно утеряна. В 17 веке колонну извлекли из-под слоя земля благодаря стараниям Карло Фонтаны (Carlo Fontana). Пьедестал сохранился хорошо, его отреставрировали и сохранили для потомков. А вот уцелевшая часть гранитной колонны была позже использована для облицовки обелиска на площади Монтечиторио (Palazzo Montecitorio).


В наши дни полюбоваться мемориалом Антонию Пию можно во время посещения (Musei Vaticani). Экспонируется только уцелевшая тумба пьедестала, на которой изображен возносящийся на небо император. Среди прочих рельефов выделяются аллегорические изображения Рима и .

  • Официальный сайт: mv.vatican.va
  • в музеи Ватикана

Колонна Марка Аврелия (Colonna di Marco Aurelio)


Колонна Марка Аврелия построена в 193 г. н.э. в честь императора Марка Аврелия (лат. Marcus Aurelius Antoninus). Годы правления Марка Аврелия были омрачены угрозой, исходившей от германских и сарматских племен. Период с 166 по 180 гг. н.э. остался в истории как Маркоманская война. Император и его сын-приемник Коммод (лат. Lucius Aelius Aurelius Commodus), смогли покорить воинственные племена, и навести порядок у восточных границ Империи.

Марк Аврелий не смог насладиться триумфом в свою честь, поскольку умер в 180 г.н.э. Мемориал, созданный по образцу колонны Траяна, имел 10-метровое основание и 30-метровую основную часть. Колонна была составлена из 28 частей каррарского мрамора, украшенного детальным изображением битв между римлянами, германцами и сарматами. Венчала колонну статуя Марка Аврелия, которая в 16 веке была заменена статуей апостола Павла.

Находится колонна Марка Аврелия на Колонной площади (Piazza Colonna) , названной так ее в честь. Некоторое время после реставрации в 16-17 веках, колона ошибочно была приписана Антонию Пию.

Колонна Фоки (Colonna di Foca)


Колонна Фоки - это завершающая точка в строительстве (лат. Forum Romanum). В 608 г. н.э. беломраморная колонна высотой 13,6 м, была установлена неподалеку Ростры (ораторской трибуны) и посвящена Фоке (греч. Φωκᾶς), императору византийскому.

Во времена, когда христианство не было разделено на православие и католицизм, дружба между Византией и Римом была достаточно крепкой. Считается, что на вершине колонны стояла позолоченная статуя Фоки, выполненная по заказу понтифика Бонифация IV (Bonifatius IV). Примечательно, что после свержения императора Фоки, все упоминания о его величии уничтожались, в том числе пострадала и колонна, установленная на Форуме.

  • Адрес: Via dei Fori Imperiali
  • ЗD прогулка по форуму: www.italyrome.info

Колонна Непорочной (Colonna dell’Immacolata)


Данный монумент является частью достопримечательностей (Piazza di Spagna). В одном конце площади расположилось посольство Испании, а в противоположной ее части в 1854 г. была установлена колонна, посвященная непорочному зачатию Девы Марии. Рядом с мемориалом находится палаццо Пропаганды веры (Palazzo di Propaganda Fide), задуманный Джан Лоренцо Беринини (Gian Lorenzo Bernini), а построенный - Франческо Боромини (Francesco Borromini).

Дизайном колонны занимался Луиджи Полетти (Luigi Poletti), в то время, как статую непорочной Марии создал скульптор Джузеппе Обичи (Giuseppe Obici). Заказчиком этого памятника являлся Фердинанд II (Ferdinando II), король обоих Сицилий. Таким образом, правитель хотел сблизить и .

Начиная с декабря 1953 г. ежегодно возлагают букет из цветов к подножью колонны, как знак уважения непорочного зачатия.

У подножия 12-метровой мраморной колонны восседают 4-е библейских мудреца: Моисей, Исайя, царь Давид, провидец Иезекииль.

  • Адрес: Piazza di Spagna

↘️🇮🇹 ПОЛЕЗНЫЕ СТАТЬИ И САЙТЫ 🇮🇹↙️ ПОДЕЛИСЬ С ДРУЗЬЯМИ

Высеченная из мрамора и увитая спиральным фризом с богатейшей резьбой, колонна Траяна возвышается над Римом на 38 метров. Каменный дневник военных действий в 155 сценах повествует о победе императора над коварным, но доблестным врагом.

В период с 101-го по 106 год император Траян руководил действиями десятков тысяч римских воинов, пересек Дунай по самым длинным мостам, которые в те времена мог построить человек, одержал две победы над могущественной империей варваров на их гористой земле, а затем безжалостно стер эту империю с карты Европы.


Поход Траяна на Дакию, расположенную на территории современной Румынии, был главным событием 19-летнего правления императора. Летописец похвалялся завидными трофеями: 165 тысяч килограммов золота и 331 тысяча килограммов серебра, не считая присоединения к Римской империи новой плодородной провинции.
Колонна Траяна – один из главных монументов, переживших падение Рима. И она по сей день остается предметом научных споров.

Пополнение казны отразилось на облике Рима. В честь победы император велел выстроить форум: просторная площадь, окруженная колоннадами, две библиотеки и большое гражданское строение, известное как базилика Ульпия. Согласно восторженному описанию римского историка, форум Траяна был творением, «подобного которому смертные никогда более не создадут».

В небо над форумом вознеслась 38-метровая каменная колонна, увенчанная бронзовой статуей завоевателя. Снизу доверху ее оплела рельефная хроника дакских походов на манер современного комикса: в 155 сценах тысячи искусно высеченных римлян и даков маршируют, строят укрепления, плывут на кораблях, подкрадываются к врагу, сражаются, ведут переговоры, молят о пощаде и встречают смерть.

Воздвигнутая в 113 году фантастическая колонна высится над городом почти два тысячелетия. Рельефы сильно пострадали от времени, и, кроме нескольких нижних витков спирали, мало что можно разглядеть. Вокруг руины – пустые пьедесталы, расколотые плиты, обезглавленные колонны и разбитые скульптуры напоминают о былом великолепии форума.

Колонна Траяна – один из главных монументов, переживших падение Рима. Из века в век историки изучали рельефы как наглядное пособие по истории войн, где Траян представлен героем, а правитель даков Децебал – его достойным противником. Археологи разглядывали мельчайшие детали сцен, чтобы почерпнуть сведения о вооружении, обмундировании и военных тактиках римской армии.



Чтут памятник и современные румыны: Траян разрушил Дакию дотла, и потому колонна, наряду с уцелевшими статуями поверженных воинов, – драгоценное свидетельство того, как могли выглядеть и одеваться их дакские предки.

Шло время, великие памятники прошлого превращались в груды обломков, а колонна по-прежнему поражала воображение. Художники Ренессанса в корзинах, обвязанных веревками, свешивались с вершины колонны, дабы рассмотреть ее во всех деталях. В 1588 году папа Сикст V велел увенчать монумент статуей святого Петра. Тогда же, в XVI веке были сделаны первые гипсовые слепки колонны. Они запечатлели многие детали, ныне утраченные, – загрязнение атмосферы и кислотные дожди сделали свое дело.

Колонна по сей день остается предметом научных споров. Порой кажется, что гипотез не меньше, чем фигур на рельефах, – а их ни много ни мало 2662.

С книжной полки в гостиной своей римской квартиры археолог и искусствовед Филиппо Коарелли достает свой труд – иллюстрированную историю колонны. «Это удивительное сооружение, – говорит он, перелистывая страницы с черно-белыми снимками рельефов. – Что здесь происходит? Дакские женщины истязают римских солдат? Рыдающие даки принимают яд, чтобы не попасться в плен? Похоже на телесериал».

Или на мемуары Траяна, добавляет Коарелли. Колонна была возведена между двумя библиотеками, где могла храниться хроника боевых действий в изложении самого императора-воина. По мнению Коарелли, рельефный фриз напоминает свиток – не исключено, что военный дневник Траяна был именно свитком. «Должно быть, художник исполнял волю императора», – подытоживает ученый.



Так или иначе, перед командой скульпторов стояла задача высечь иллюстрированную версию «свитка Траяна» на 17 блоках отборного каррарского мрамора. Император – главный герой истории. Он появляется в 58 сценах – дальновидный полководец, опытный политик и благочестивый властелин: вот он произносит речь, поднимая боевой дух солдат, вот задумчиво внимает советникам, а вот приносит жертвы богам. «Траян хочет предстать не только воином, – объясняет Коарелли, – но и просвещенным человеком».

Конечно, это лишь гипотеза. В какой бы форме ни записал Траян свои воспоминания, они давно канули в Лету. Сопоставляя рельефы колонны с археологическими находками из дакской столицы Сармизегетузы, ученые склоняются к мысли, что изображения свидетельствуют скорее об умонастроениях римлян, чем о реальных событиях.

У Джона Коулстона, специалиста по римской иконографии, оружию и снаряжению из Сент-Эндрюсского университета в Шотландии, – особое мнение. Несколько месяцев подряд он изучал рельефы с близкого расстояния, примостившись на реставраторских лесах. Собранного материала хватило на диссертацию. «Велик соблазн представить изображения с колонны в виде этакой новостной ленты или кинофильма тех времен, – говорит Коулстон. – Но все эти интерпретации – типичные натяжки, за которыми нет ни слова правды».

Ученый утверждает, что ансамбль рельефов не был подчинен общему замыслу одного мастера. Небольшие стилевые различия и явные оплошности – к примеру, меняющаяся высота фриза или окна, разрывающие сцены, – убедили шотландского ученого в том, что скульпторы высекали рельефы, что называется, на ходу, основываясь на весьма поверхностных представлениях о войне. «Хотя историкам искусства сложно отказаться от заманчивого образа талантливой творческой личности, – говорит Коулстон, – на примере колонны Траяна мы видим, что композиция рождается спонтанно, сразу на кусках мрамора под руками простых каменотесов, а отнюдь не на чертежной доске в мастерской».

По его мнению, создатели фриза скорее вдохновлялись военными событиями, чем основывались на них. Взять хотя бы главные мотивы рельефов. В изображении двух войн на удивление мало боевых действий: сцены осад и битв занимают меньше четверти фриза, при этом сам Траян ни разу не появляется на поле боя.

Легионеры – основа военной машины Рима – преимущественно занимаются строительством фортов и мостов, расчисткой дорог и даже сбором урожая. Ко всему прочему, можно подумать, что они еще и неуязвимы – на всей колонне не отыскать ни одного павшего римского воина!

Некоторые сцены остаются неразгаданными. Зачем осажденные даки тянутся к чаше? Чтобы принять яд и тем самым избежать унижений побежденных? Или они просто хотят утолить жажду? Как объяснить шокирующее изображение женщин, истязающих факелами полураздетых связанных пленников? В интерпретации итальянцев, это жены варваров подвергают мучениям плененных римлян. Но у Эрнеста Оберландер-Тарновяну, директора Национального исторического музея Румынии, другое мнение: «Перед нами однозначно пленные даки, которых мучают разгневанные вдовы убитых римских солдат». Судя по всему, то, что мы видим, разглядывая колонну, зависит от наших симпатий – к римлянам или к дакам.

У римских политиков слово «дак» было синонимом лицемера. Именно о даках историк Тацит писал: «Они никогда не были по-настоящему верны Риму». Заключив в 89 году договор о дружбе с императором Домицианом, царь Дакии Децебал, хотя и получал от римлян деньги на защиту границ империи от набегов, сам посылал воинов грабить пограничные города союзников. В 101 году Траян выступил в поход против ненадежных даков. После почти двухлетней войны было заключено перемирие, но вскоре Децебал его нарушил.



Терпение римлян иссякло. Во время второго вторжения, в 105 году, Траян не церемонился – достаточно взглянуть на сцены, живописующие разграбление Сармизегетузы. «Походы были жестоки и разрушительны, – рассказывает Роберто Менегини, итальянский археолог, руководитель раскопок на форуме Траяна. – Посмотрите, как сражаются римляне, держа зубами за волосы отрубленные головы. Война есть война. У римских легионеров была репутация свирепых и безжалостных воинов».

Но как только даки были повержены, за них взялись римские скульпторы. Форум Траяна украшали десятки статуй статных, бородатых дакских воинов – гордая мраморная армия в самом сердце Рима. Конечно, скульпторы были далеки от того, чтобы подсластить горечь поражения побежденным, большинство которых были проданы в рабство. «Ни один дак не смог бы прийти посмотреть на колонну, – говорит Менегини. – Монумент был предназначен для римских граждан и воплощал мощь имперской машины, способной покорить столь доблестный и воинственный народ».

Колонну Траяна можно считать образцом пропаганды – но, как утверждают археологи, в ее каменной летописи есть доля правды. Новейшие раскопки на территории древней Дакии, в том числе и на развалинах Сармизегетузы, приносят все больше открытий. Все детальнее прорисовывается портрет цивилизации, перешагнувшей «варварскую» ступень развития, вопреки презрительным эпитетам римлян.

У даков не было письменности, и все наши знания об их культуре прошли через фильтр римских источников. Многочисленные находки свидетельствуют о том, что Дакия царила над окрестными землями не одну сотню лет, собирая дань с соседей. Зная толк в кузнечном деле, дакские старатели добывали руду и выплавляли железо, а золотоискатели намывали золото. Венцом творения искусных мастеров были тонко отделанные украшения и оружие.

Сармизегетуза была политической и духовной столицей Дакии. Ее руины покоятся высоко в горах в самом сердце Румынии. От Рима город отделяли 1600 километров – армия Траяна шла сюда больше месяца. Сегодняшним посетителям приходится пробираться по изрытой колдобинами грунтовой дороге через ту самую неприступную долину, которая преграждала путь Траяну.

Развалины Сармизегетузы потонули в зарослях высоких буков. Даже в жаркий день по земле ползут прохладные тени. Широкая мощеная дорога ведет от толстых, наполовину вросших в землю крепостных стен к просторной поляне.

Этот зеленый оазис – терраса, высеченная в скале, – был религиозным центром Дакии. До наших дней дошли остатки зданий – смесь из древних камней и бетонных реконструкций, напоминающих о неосуществленной попытке воссоздать древний комплекс. Тройное кольцо каменных колонн очерчивает контуры некогда величественного храма, отдаленно напоминающего круглые дакские строения на рельефах колонны Траяна. Рядом низкий алтарь – каменный круг с высеченным орнаментом в виде солнечных дисков – святая святых дакской вселенной.

Последние шесть лет румынский археолог Гелу Флореа из Клужского университета имени Бабеша-Больяй проводит летние месяцы на раскопках в Сармизегетузе. Расчищенные руины, а также предметы, конфискованные у кладоискателей, свидетельствуют, что сюда проникали военные технологии из Рима, чувствуется и влияние Греции – архитектурное и художественное. «Поразительно, какими они были космополитами так высоко в горах, – говорит Флореа. – Это самое крупное поселение во всей Дакии, с удивительно сложной организацией». С помощью аэрофотосъемки археологи выявили более 260 искусственных террас, растянувшихся почти на пять километров вдоль долины. Общая площадь поселения превышала 280 гектаров.

Ученые не обнаружили следов возделанных полей – зато раскопали остатки ремесленных мастерских и домов, а также плавильные печи, тонны железных заготовок и десятки наковален. По-видимому, город был центром производства металла, снабжавшим другие дакские поселения вооружением и инструментами в обмен на золото и зерно.

Сегодня все здесь объято зеленью – и тишиной. Неподалеку от бывшего алтаря бьет маленький источник, где можно было брать воду для религиозных ритуалов. Земля под ногами, приправленная крупинками слюды, искрится в солнечных лучах. Вполголоса переговариваются немногочисленные туристы.

Трудно представить себе, что за церемонии проходили в этом городе – и что за страшная участь постигла его обитателей. В воображении всплывают клубы дыма и пронзительные крики, грабежи и резня, самоубийства и паника, изображенные на рельефах колонны Траяна.

«Римляне смели все на своем пути, – рассказывает Флореа. – От крепости камня на камне не осталось. Они хотели продемонстрировать свою мощь: смотрите, у нас есть силы, средства, мы здесь хозяева».



За падением Сармизегетузы последовало разрушение главных храмов и святилищ Дакии. Затем римляне принялись за другие города Дакийского царства. Один из рельефов у самой вершины колонны представляет кровавую развязку – деревня предана огню, жители обращаются в бегство, по опустошенной провинции бродят лишь козы да коровы.

Две войны унесли, как считают ученые, десятки тысяч жизней. По свидетельству современника, Траян взял 500 тысяч пленных, угнав из них около 10 тысяч в Рим для участия в гладиаторских сражениях, которые устраивались в честь победы 123 дня подряд.

Гордый правитель даков избавил себя от позорной участи пленника. Конец Децебала увековечен на колонне его заклятого врага: опустившись на колени под сенью дуба, дак подносит длинный изогнутый меч к собственному горлу.

«Его голова была доставлена в Рим, – писал римский историк Кассий Дион столетие спустя. – Так Дакия стала подвластной римлянам».

Высеченная из мрамора и увитая спиральным фризом
с богатейшей резьбой, колонна Траяна возвышается
над Римом на 38 метров. Каменный дневник военных
действий в 155 сценах повествует о победе импера-
тора над коварным, но доблестным врагом.
Эндрю Карри. Журнала National Geographic


Колонна Траяна стоит в Риме уже почти две тысячи лет. Она стала памятником апогею имперского могущества Древнего Рима, высшей стадией его развития, маркируя начало затянувшегося на века процесса разрушения великой империи. Колонна Траяна не только архитектурный памятник, она еще и образец имперской пропаганды, которая продолжает действовать до сих пор, например, являясь одним из краеугольных камней румынской национальной идентичности. Колонна стала и знаковой вехой в развитии искусства. Может это звучит странно, но она — предтеча современной кинематографии. Ее создатели для яркого и увлекательного изображения истории двух дако-римских войн применили все основные современные кинематографические приемы, чем и заложили, по факту, основы современного киноискусства. Даже современные типографские шрифты и те корнями прорастают из использованных в оформлении колонны:

«Сенат и народ римский (воздвигли эту колонну) императору Цезарю Нерве Траяну Августу, сыну божественного Нервы, Германскому, Дакийскому,
великому понтифику, наделенному властью народного трибуна в 17-й раз, императору в 6-й раз, консулу в 6-й раз, отцу отечества, для того, чтобы
было видно, какой высоты холм был срыт, чтобы освободить место для возведения этих столь значительных сооружений»


Эта надпись - предмет культа у современных шрифтовиков. Буквы выполнены римским капитальным письмом эпохи совершенства этого стиля (114 г. н. э.), и считается, что именно тогда были заложены основы современного искусства создания шрифтов.
Кстати, по «случайному» совпадению название National Geographic на обложке одноименного журнала набрано подобным шрифтом.

Вот обо всем этом и хочется поговорить поподробнее, но для начала краткая историческая историческая справка. Колонна Траяна — колонна на форуме Траяна в Риме, созданная архитектором Аполлодором Дамасским в 113 году н. э. в честь побед Траяна над даками. Может показаться, что она монолитна, к примеру, как наша Александровская , но это не так. Колонна Траяна выполнена из 20 блоков карарского мрамора, имеет высоту 38 м (вместе с пьедесталом) и диаметр 4 м. Внутри колонна полая: в ней находится винтовая лестница со 185 ступенями, ведущая к площадке на капители. Весит монумент около 40 тонн. Ствол колонны 23 раза спиралью огибает лента длиной 190 м с рельефами, изображающими эпизоды войны Рима и Дакии.

National Geographic сделал анимационную реконструкцию процесса строительства колонны, благодаря чему мы можем увидеть и ее устройство, и используемые при создании технологии:

Building an Ancient, Mysterious Monument. National Geographic


Обратили внимание, что колонна цветная?
Да, это только кажется, что древнее искусство было благородных светло-мраморных тонов. Реальность же была куда более пестрой. Вот, например для иллюстрации статуя Цезаря, как мы ее привыкли видеть, и рядом то, как ее видели древние римляне:

Статуя Августа из Прима Порта. Начало I в. н.э. Рим, Ватикан. Современное состояние и реконструкция


Но реконструкция первоначального облика скульптур древнего мира - тема отдельная, мы же вернемся к колонне Траяна. Изначально она была увенчана орлом, позже — статуей Траяна, а с 1588-го года — статуей апостола Петра. Изображенный на колонне рельеф повествует о двух войнах Траяна с даками (101—102 и 105—106 годов):
Секции, хотя наверное точнее было бы назвать их сериями, посвящённые войнам, разделены изображением фигуры крылатой Победы, пишущей на щите, окружённом трофеями, имя победителя.
Рассказ идет, в основном, о действиях римской армии: передвижение, постройка укреплений, переправы через реки, сражения. Всего на колонне около 2500 человеческих фигур. Отдельные фигуры переданы весьма реалистично, так что рельеф колонны служит ценным источником для изучения оружия, доспехов и костюмов как римлян, так и даков того времени.

Иллюстрация из журнала National Geographic


Перспективой скульпторы сознательно пожертвовали для достижения большей информативности. Детали пейзажа и крепостные стены даны вне масштаба. Близкие и дальние человеческие фигуры имеют одинаковую чёткость и размеры, и расположены одна над другой. Подробнее об изображенной на колонне истории войн с даками поговорим отдельно, а пока, в завершение, два изображения колонны: одно, с гравюры XVIII века:

Новая эпоха в римском искусстве открылась с приходом императора Ульпия Траяна, выходца из Испании. Свою карьеру Траян начал с простого легионера, он вел непрерывные войны: в Дакии - на территории современной Румынии, в северной Аравии, в Парфии. Колоссальная добыча, однако, не могла компенсировать обеднение

Италии, разорение ее земледельцев. При Траяне усилился сенат, с которым император стремился не вступать в конфликты, и вся ориентация культуры стала республиканской.

В 100 году нашей эры Плиний Младший писал в панегирике Траяну: «Не будем ни в коем случае воздавать ему хвалу как какому-либо богу или кумиру, ибо мы говорим не о тиране, но о гражданине, не о властелине, но об отце». Однако здесь образ оказался точнее слова.

На мраморном портрете Траяна из Остии гениальная рука мастера в каждой черте оставляет печать громадного ума, воли, силы духа. Старый ветеран, каким нередко изображали Траяна, превращается в императора, властелина - и не спасает ни внешняя простота стиля, ни мнимое возвращение к наружной скромности республиканцев (характерна короткая прическа с челкой). Можно утверждать совсем другое: никогда прежде образ императора не поднимался на такую высоту. Но никогда и Рим не был так могуч, как при Траяне. При нем он приобрел самые обширные границы в своей истории. Впоследствии их могли только удерживать и сохранять, но не расширять.

Траян много строил. Возможно, при нем были сооружены два прекрасных моста в Испании - акведук в Сеговии и мост в Алькантаре. Эти мосты, очень пропорциональные, основанные на точном инженерном расчете, несмотря на свою суровость, овеяны поэзией, тонким чувством природы. У моста в Алькантаре был найден храмик и обломок надписи архитектора: «Мост, что пребудет всегда в веках постоянного мира, Лацер воздвиг над рекой, славный искусством своим».

Но в самом Риме лучшим памятником эпохи Траяна остался его Форум - последний императорский форум. Сооружался он по проекту выдающегося архитектора, судя по имени, сирийца - Аполлодора Дамасского.

Форум Траяна разительно отличается от старого римского. Официально-строгий, симметричный, парадный, он прославлял военные подвиги императора. На Форум входили через триумфальную арку, что сразу настраивало на торжественный лад, и попадали на окруженный колоннадой квадратный двор. В центре его стояла позолоченная конная статуя императора. Не было ни кусочка голой земли, покрытой травой: весь двор был выложен красивыми мозаиками из драгоценных пород мрамора. Сзади площадь замыкалась не простым портиком, а боковой стеной базилики Ульпия. На Форуме не было храма в честь высших богов. Почитался, как бог, сам Траян. Статуи пленных даков, в виде атлантов, среди бронзовых щитов, оружия и прочих трофеев, напоминали о неземном величии правителя Рима.

Напоминала об этом и посвященная ему колонна, сооруженная в 113 году. Ее верхушка с позолоченным орлом, позднее замененная шестиметровой статуей Траяна, и цветными рельефами виднелась над золоченой кровлей базилики между зданиями двух библиотек - латинской и греческой. Колонна, древний образ «мировой оси», обособляется от стен и выходит на форум. Римский правитель и есть та ось, на которой держится мир, - могучая, пестрая, разноязыкая империя.

Подобно арке Тита, колонна Траяна была и гробницей - в ее Цоколе стояла золотая урна с его прахом, и его надгробием, и летописью его эпохи. На высоту 38 метров по ней вился свиток с рассказом о двух походах в Дакию.

На колонне Траян фигурирует 90 раз, и везде он - в гуще народа. Колонна - это подробный и точный рассказ о военных подвигах императора. На спирально развернутом вокруг ствола большой триумфальной колонны фризе, как на гигантской ленте, последовательно представлены эпизоды двух военных кампаний по завоеванию Дакии. На длинном, двухсотметровом, полотне ленты помещено свыше двух с половиной тысяч фигур. Непрерывность рассказа о событиях первой и второй войны в Дакии нарушается одной-единственной паузой - фигурой крылатой Победы со щитом, на котором она пишет имя победителя. Это повторение темы Победы из Брешии, выполненной незадолго до этого. Если греческая Ника представляла собой крылатого гения, вестника благорасположения богов, то римская Победа изображалась в виде задумчивой, пишущей женщины. Это сама История, отмечающая факты и сохраняющая память о них для потомков.

Скульптор изображает события войны, не подразделяя их на эпизоды, не заостряя внимания на кульминационных моментах. Быть может, у него нет определенного плана, и он изображает происшедшее так, как оно приходит ему на ум. На высоком цилиндрическом стволе колонны, символизирующей прочность и величие империи, разворачивается оживленное, но не резкое движение света и тени. События лишь слегка волнуют неподвижную гладь невозмутимой поверхности истории. Слишком пристальное внимание к отдельным фигурам, возможно, замедлило бы ход повествования. В намерения художника, по-видимому, как раз и входило не отвлекать внимание зрителя на детали, чтобы сделать сразу понятным реальный смысл этого военного дневника, через который красной нитью проходит не столько тема военной славы, сколько бесконечная смена дней с их мучениями и надеждой.

Обобщенная пластика отвечает требованиям скорей психологического, чем визуального восприятия: ведь для обозрения колонны требуется немало времени. Волнообразное движение краев ленты рельефа следует ходу соподчиненных друг другу эпизодов. Это одновременно и земля для изображенных сверху, и небеса для изображенных снизу событий. Скульптор неослабно следит за их непрерывным движением, определяющим пространственные и световые константы. Повествование в свою очередь развивается волнообразно. Оно то убыстряется, то замедляется, но никогда не останавливается. Несмотря на свой триумфальный характер, оно не щадит никого. Победы и неудачи, жестокость варваров и насилие римлян находят в нем одинаковое отражение. Художник ставит своей целью не изображение того, что он видел или видит, а того, что он знает или о чем слышал.

Пространство у него никогда не выступает в виде пейзажа, запечатленного во всем разнообразии и пестроте. Это просто место, где происходят те или иные события. Зрителю важно знать, что перед легионами разлилась река, которую надо перейти вброд, что дальше высится крепость, которую предстоит взять, или растет лес, который надо срубить, чтобы сделать частокол для лагеря. Но скульптор изображает не течение реки или ее берега, а волну, захлестывающую легионеров, не крепость, а часть стены, с которой осажденные взирают на нападающих. Обычные пропорции здесь уже ни к чему. Для правдоподобия штурм крепости следовало бы изобразить с высокой стеной, с копошащимися у ее подножия и выглядывающими сверху фигурками. Скульптор же пренебрегает подлинными пропорциями и изображает стену в виде чуть более высокой, чем сами фигуры, ограды. Сражающиеся выглядят гигантами на фоне ее, потому что роль их в повествовании гораздо важнее.

Свет также поставлен в зависимость от повествования: словно луч фонаря скользит по поверхности фигур, выхватывая или сглаживая те или иные подробности. В любой скульптуре (особенно если она должна находиться под открытым небом) степень освещенности зависит от погодных условий, наклона и отражающей способности поверхности. Обрабатывая тем или иным способом поверхность (придавая ей гладкость, шероховатость, неровность и т. д.), скульптор обуславливает ее способность принимать, поглощать, направлять, отражать или рассеивать свет, то есть проделывает работу, аналогичную той, которую выполняет художник с помощью красок. Элемент колоризма, хотя и не выраженный в красочном разнообразии, включается таким образом в пластическую структуру формы. Подобное, в том числе и колористическое, выявление образа становится тем более необходимым, что художник не представляет визуальную действительность, а передает в зрительных образах услышанный им рассказ. При этом он использует весь богатый опыт работы с натуры эллинистического искусства, не потому что он помогает ему видеть, а потому, что помогает сделать наглядными изображаемые факты, повысить их доходчивость.

Кем же был и откуда происходил этот первый выдающийся мастер древнеримской скульптуры? Это был явно не римлянин, и происходил он не из Греции и не из Малой Азии, откуда приезжали многие мастера, работавшие в Риме. Р. Бьянки Бандинелли, воссоздавший образ этого мастера, дал глубокий анализ атмосферы, пронизывающей созданную им художественную историю эпохи Траяна. «Новой и высоко поэтической особенностью этого повествования явилось человеческое, почти простонародное, так сказать, сострадание к побежденным, понимание постигшего их несчастья, ибо им больше всего симпатизирует сам художник - достигший наибольшего совершенства и новизны именно в сценах несения и оплакивания убитых или раненых предводителей варваров, а также бегства населения, изгоняемого из родных и насиженных мест».

«Во времена Траяна, - подчеркивает все тот же Бьянки Бандинелли, - великий художник, унаследовавший лучшие традиции эллинистического искусства, впитывает и переплавляет в горниле своих художественных поисков некоторые особенности древнеримского провинциального искусства и создает новый художественный язык, который отождествляется нами с наиболее типичными проявлениями искусства того времени и который, должно быть, представлял, с одной стороны, завершение более чем вековых мучительных исканий, а с другой - начало нового периода. Этот период, отличающийся от предшествующего, получил в истории Древнего Рима название позднеантичного. Этим названием обычно обозначают искусство, начинающееся с конца II века нашей эры и просуществовавшее до эпохи императора Константина и даже более позднего времени. Памятником, открывающим этот поздний период, является колонна Антонина. Но колонна Антонина ведет свое происхождение непосредственно от колонны Траяна, и та по праву может считаться памятником, возвещающим начало позднеантичного периода в истории Древнего Рима».

В сущности, демократизм и республиканские идеалы времени Траяна тоже были видимостью, оболочкой. Траян опирался не на народ как таковой, а в основном на армию. И его Форум, и колонна ясно говорят, что в лице Траяна правитель Рима резко возвысил себя над остальными, создал вокруг себя ореол непобедимой, божественной силы. Но его сила была не мания величия вроде Нероновой, а сила дальновидного и мудрого полководца.