Болезни Военный билет Призыв

Что такое интонация: виды, какие бывают предложения по интонации. Мелодика как основа интонации. Ударение в интонации

Введение

Одним из средств выражения синтаксических значений и эмоционально-экспрессивной окраски синтаксических единиц является интонация. Составными элементами интонации является мелодика речи, ритм, темп, логическое ударение, которое выделяет в предложении информативный центр. Кроме того, интонация - существенный признак предложения, так как она является одним из показателей завершенности, целостности предложений в устной речи; интонация оформляет типы простых предложений, выделяемых по цели высказывания, придает им эмоциональную окраску, выражает синтаксические связи и отношения между членами предложения, между частями сложного предложения и т.д.

Благодаря интонации, не только соединения слов, но и отдельные слова могут приобретать значение предложения, например: Салон Карамзиных. За окнами - Летний сад в туманной весенней зелени. Сумерки. Блещущая закатом Нева (Паустовский); - Товарищи! - раздался голос Павла, звучный и крепкий (Горький); Единственное слово, в которое заключены были все чувства, безответно повторялось в ее голове: - Неужели? Неужели... (Федин).

Интонация занимает особое место среди свойств предложения, и ее трудно квалифицировать как структурный или как семантический признак, так как она не только оформляет предложение и его разновидности, но и является средством выделения смыслового центра предложения, а в речи часто восполняет то, что недостаточно выражается лексико-грамматическим составом предложения. Например: Река... Тайга... Деревня за пригорком... Опять тайга... Вот полоса жнивья... Вот Иверка... Вот станция Ижмерка... Вот заблестела Реченька моя... (Федоров). Авторские многоточия в конце номинативных (назывных) предложений передают взволнованность пишущего при встрече с родными местами, которая в устной речи выражается интонацией.

Цель работы - определить особенности и интонационные конструкции простого предложения.

проанализировать строй простого предложения;

определить интонационные черты в конструкции предложений;

выявить взаимосвязь семантики предложения и его интонационной схемы;

Предмет исследования - интонация как признак предложения.

Объект - простые предложения в синтаксисе русского языка.

Теоретическая часть

Что такое интонация?

Предложение является основной единицей синтаксиса. Предложение - главное средство выражения и сообщения мысли. Его функция в языке - коммуникативная, т. е, функция общения, сообщения.

Солнце встало; Ты встаешь?; Ты счастливая; У тебя семь пятниц на неделе; Солнце!; В путь!; Встать!; Счастливого пути!

Одним из специфических признаков предложения, отличающим его от других единиц, в том числе и от словосочетания, является интонация сообщения.

Интонация предложения имеет замкнутую структуру - начало, развитие, завершение. Без этих элементов интонации построить реальное предложение невозможно. Так, в предложении Катятся ядра, свищут пули, нависли хладные штыки (П.) - три предикативные части; однако, если воспроизвести любую из них с той интонацией, которая присуща ей в составе сложного, они не образуют самостоятельных предложений. Напротив, даже формально незавершенная конструкция, произнесенная с интонацией сообщения, функционирует как законченное предложение: Сегодня вечером, например, может быть воспринято как неполная ситуативная реплика диалога (Когда ты едешь? - Сегодня вечером).

Что же такое интонация? Каковы ее особенности? Для чего мы используем интонацию в нашей речи?

Интонация - сложное фонетическое явление. Она связана с линейным характером предложения, т.е. с последовательным произнесением составляющих его слов. Линейное расположение слов и их произношение соответствуют их синтаксической и семантической роли в предложении. В структуру интонации входят основные акустические показатели: сила голоса (динамика), высота тона (мелодика), а также темп речи, наличие, место и длительность пауз, тембровая окраска голоса. Интонацию конкретного предложения составляет совокупность изменений (модуляций) силы, высоты, темпа и тембра. Однако каждая из этих сторон может быть проанализирована и отдельно. В этом случае говорят о динамической структуре, мелодической структуре предложения и пр. Например, в предложении Так вот в чем прелесть полетов в небо! (М.Г.) с наибольшей силой (громко) произносится вот, дальше громкость убывает; наибольшая высота тона на слове прелесть (мелодическая вершина), мелодика восходяще-нисходящая; темп речи медленный в начале, убыстряется к концу предложения; пауза после слова прелесть незначительная; тембровая окраска характеризуется повышенными тонами, передающими эмоциональное отношение - удивление, иронию.

Интонация, наряду с индивидуальными особенностями произнесения конкретного предложения, содержит типичные элементы структуры, характерные для того или иного типа предложения. Русский язык имеет определенную структуру повествовательной, вопросительной, побудительной интонации, специфические черты восклицательной интонации. Особую структуру интонации имеют номинативные, инфинитивные, нечленимые предложения и т.д.

Страница 25 из 27


Интонация в сложных предложениях с союзной и бессоюзной связью

В сложных предложениях есть особенности вза­имодействия синтаксиса и интонации. Они разнооб­разны. Так, в сложноподчиненных предложениях с союзной связью наибольшие возможности интонации проявляются в структурах с препозицией главной синтаксически завершенной части: здесь средствами интонации передается увеличение или уменьшение смысловой самостоятельности главной части. С по­мощью ИК-1 на стыке частей выражается увеличе­ние смысловой самостоятельности, по своим инфор­мационным возможностям главная часть сближается с простым предложением: Семинар в этот день отменили/, так как не закончилась конфе­ренция; По этому вопросу организовали отдельную се 1 кцию, /чтобы выслушать разные мне 1 ния; Он потерял кассе 1 ту, /на которой была записана диску 1 ссия. Уменьшение смысловой самостоятель­ности главной части передается с помощью ИК-3. Эта интонация функционально соответствует расчле­ненным союзам (потому... что, для того... чтобы и др.) и анафорическим словам (тот... который, тот самый... который и др.); ср.: Семинар в этот день отмени 3 ли, /так как не закончилась конфе­ренция. - Семинар в этот день отменили потому 3 , /что не закончилась конференция; Он поте­рял кассе 3 ту, / на которой была записана диску 1 ссия. - Он потерял ту самую кассе 3 ту, / на которой была записана диску 1 ссия.

Возможности варьирования смысловой самостоя­тельности главной части сложноподчиненного пред­ложения зависят от ее лексико-синтаксического со­става. Покажем это на примере предложения с ко­торый. В данном случае существенно, чтобы распро­страняемое слово было информативно достаточным и обладало способностью включаться в ассоциативно-тематические связи: На студию он приехал по кон­тракту, / который заключили с ним после успеха его фи 1 льма. Эти связи (в данном случае - по кон­тракту, по приглашению, как турист) сближают информативные возможности главной части сложно­подчиненного предложения с простым предложени­ем. Если эти связи выражены лексически, то смыс­ловая самостоятельность главной части обычно не варьируется, на стыке частей, как правило, употребляется интонация завершенности: Кроме бо­лезни ма 3 тери, / были и други 1 е причины, / о ко­торых он не хотел говори 1 ть.

Если распространяемое слово в составе сложного предложения может передавать значение целого и части, то эти значения реализуются с помощью ИК-1 и ИК-3; ср.: Льготные путёвки выдавали студе 1 нтам, / которым трудно было оплатить их полную стоимость (т.е. в отличие от сотрудников, аспирантов). - Льготные путёвки выдали сту­де 3 нтам, / которым трудно было оплатить их пол­ную стоимость (т. е. некоторой части студентов).

В сложносочиненных предложениях посредством интонации сочинительные связи могут преобразовы­ваться в подчинительные; ср.: Я не был в этих местах три го 1 да, / и не узнал знакомую пло 1 щадь. - Я не был в этих местах три го 3 да, / и не узнал знакомую пло 1 щадь.

Говоря об особенностях взаимодействия синтак­сиса и интонации в сложных предложениях с бессоюзной связью, важно обратить внимание на роль интонации и смысловой связи между частями бес­союзного сложного предложения. Интонация является средством разграничения в тексте синтаксически простых предложений (высказываний) и бессоюзного сложного предложения с недифферен­цированными значениями. Например: Учительница была больна 1 . Уроки вела практикантка и Учи­тельница была больна 3 , / уроки вела практи ка 1 нтка - это соответствует предложению с союз­ной связью: Когда (если, так как) учительница была больна, уроки вела практикантка. При инто­национной выделенности глаголов в форме будущего времени значение условия проявляется более от­четливо: Пройду 3 конкурс, / меня возьму 1 ут на эту работу.

Роль смысловой связи наиболее ярко проявляет­ся при выражении обоснования, когда в первой час­ти бессоюзного сложного предложения выражаются такие смысловые отношения (отрицание чего-либо, оценка, необычная ситуация), которые требуют или допускают обоснование, мотивацию. Такая смысло­вая связь является самодостаточным различительным признаком бессоюзных сложных предложений с отношениями обоснования. Интонация в таких предложениях отличается большим разнообразием:

Отрицать городскую культу 3 ру /глупо и кощу 2 нственно: / именно го 2 род сделал Шукшина профессионалом культуры/ (газ.) (один из возможных вариантов осмысления).

Тебе-то хорошо 2 ! Сы 6 н поступил, / кварти 6 ру получила! (оценка, размышление)

Зря 2 ты переживаешь! / По ко 2 нкурсу-то / он прохо 3 дит! = По ко 2 нкурсу / он прохо 3 дит!

Употребление ИК-2 (или ИК-2 в сочетании с ИК-3) обычно усиливает обоснования и передает оттенки, которые словесно можно выразить так: вот в чём дело, вот почему. Высказывания типа По ко 2 нкурсу-то/ он про хо 3 дит могут употребляться и как вопросительные, образуя вопросно-ответную связь высказываний, при­надлежащих разным говорящим. Это еще один слу­чай проявления общей закономерности: в русском языке есть класс высказываний, в которых выражены синтаксическая структура, лексический состав, интонация, но еще остаются потенциальные значе­ния, реализуемые только с помощью смысловой свя­зи в контексте.

Таким образом, в разных высказываниях инто­нация завершенности (при нейтральной завершен­ности ИК-1, при подчеркивании ИК-2, при эмоцио­нальном подчеркивании ИК-5) связана с выражени­ем ремы или усилением смысловой важности, само­стоятельности какой-либо части внутри предложе­ния (высказывания); интонация незавершенности (ИК-3, ИК-4, ИК-6) связана с выражением усиления связи между частями высказывания в результате уменьшения их смысловой самостоятельности.

Часто задают вопрос: как же так? Такое интона­ционно-смысловое и интонационно-эмоциональное разнообразие речи - и всего семь типов интонаци­онных конструкций? Ответ кроется в множествен­ности комбинаций интонационно-звуковых и лексико-грамматических средств. Перечислим основные составляющие этой множественности.

Интонация представлена как система интонаци­онных средств: тип ИК, место центра ИК, членение предложения на ИК, пауза. Каждое из средств имеет свои системы оппозиций, обусловленных той или иной особенностью грамматического строя языка и семантических свойств интонационно выделенного слова.

Каждый тип ИК в потоке речи представлен ря­дом многочисленных реализаций, нейтральных и эмоциональных, имеющих какую-либо особенность строения. Средняя степень выраженности акустических компонентов каждого из средств является точ­кой отсчета, фоном, сравнением интонационных усилений или ослаблений.

Важнейшим является положение о том, что каж­дая из нейтральных и эмоциональных реализаций ИК может употребляться в предложениях с разным лексико-синтаксическим составом и в зависимости от этого имеет разную функциональную нагрузку и по-разному воспринимается. Выражаясь метафори­чески, можно сказать, что один и тот же тип ИК в разной лексико-синтаксической одежде воспринима­ется по-разному и с точки зрения смыслового, и е точки зрения эмоционального содержания. В звуча­щей речи разнообразные возможности лексико-синтаксических и интонационно-звуковых средств составляют неразрывное единство, поэтому пред­ставляется невозможным анализировать центр ИК вне интонационной конструкции, в отрыве от син­тагматического членения. При таком подходе к из­учению интонации сокращается терминология: та­кие понятия как логическое, синтагматическое, эм­фатического ударение, акцентное выделение отра­жают частные случаи употребления центра интона­ционных конструкций, разного по качеству (в зави­симости от типа ИК), по местоположению (конечное/неконечное), по смысловому эффекту (в зависимости от семантических свойств выделенного слова).

Теперь переходим к сложному вопросу о вос­приятии звучащей речи носителями языка, то есть узнавании, различении и способности воспроизвести сознательно тот или иной тип интонации. Содержание проблемы становится более ясным при сравнении механизма восприятия звучащего слова и предложения. Носители языка способны большей или меньшей точностью назвать звуки, составляющие какое-либо слово, например, стол, сто­лик. Но звучащее предложение воспринимается носителями языка в целом, как единство смыслового и эмоционально-стилистического содержания. Обратим внимание на то, что в словарном составе русского языка есть такие выражения: повествовательная, вопросительная, восклицательная, перечислительная и др. интонации. Это свидетельствует о том, что, на­чиная различать интонацию, носители языка в од­ном случае определяют ее с точки зрения коммуни­кативного типа предложения, в других - с точки зрения эмоционального состояния говорящего, в третьих случаях - по синтаксическому признаку. В то же время носители языка, как правило, не заме­чают, что даже в нейтральной речи разными могут быть и вопросительная интонация (ИК-2, ИК-3, ИК-4, ИК-6), и восклицательная (ИК-2, ИК-3, ИК-5, ИК-6, ИК-7), и перечислительная (при нейтральной лек­сике все типы ИК). Наиболее различаемыми явля­ются эмоциональные интонации, выражающие радость, гнев, испуг, растерянность и т. п.

Нерасчлененность восприятия интонации преодо­левается в процессе развития слуха, когда носи­тель языка начинает обращать внимание на опреде­ленные характеристики звучания, обобщает их и пробует воспроизвести сознательно. С этой точки зрения более легкими являются те интонации, с по­мощью которых различаются те или иные значения предложений с одинаковым лексико-синтаксическим составом. Наиболее трудными для различения и сознательного воспроизведения являются синоними­ческие употребления интонаций, например ИК-3, ИК-4, ИК-6, при выражении незавершенности в та­ких предложениях, как: Эту книгу / я еще не чи­тал. Именно в результате различения интонацион­ной синонимии и проявляются качественные изменения в развитии слуха, способность услышать ин­тонацию вне лексико-синтаксических воздействий.

В интонационно-звуковом и эмоционально-сти­листическом разнообразии участвует ритмическая структура речи, которая понимается как последо­вательности количественных чередований акустиче­ских компонентов (длительности, высоты основного тона, интенсивности, степеней отчетливости тембра) в пределах звука, слога, фонетического слова, интонационной конструкции, сочетаемостей интонацион­ных конструкций. Перечисленные сегменты речевой цепи взаимосвязаны. Так, для ритмической струк­туры речи небезразличны длина составных частей ИК, ударность/безударность конечного слога ИК, расположение интонационных центров и др.

Основные типы ритмической организации речи перечислимы, наметим их, включая верлибры, сти­хотворения в прозе, располагая в направлении от более строгих построений к более свободным: стихо­творные размеры поэтической речи, включая вер­либры, стихотворения в прозе, послоговая речь, ритмизация речи, относительно нейтральная речь. Дадим краткие пояснения.

В поэтической речи ритмическая структура стро­ки или строфы может быть организована самим сти­хотворным размером, когда интонационные разли­чия нивелируются и обозначаются лишь слабым по­вышением или понижением тона (Буря мглою небо кроет...). Роль интонации усиливается при выраже­нии противопоставлений, сопоставлений, оценок и других видов эмоционально-смысловых отношений, требующих разграничений и выделений (То как зве 6 рь она завоет, / то запла 6 чет, / как дитя 1 . А.С. Пушкин).

Ритмизация речи заключается в усилении фоне­тической самостоятельности нескольких слов и осуществляется как выделенность этих слов центром какого-либо типа ИК в его редуцированных реали­зациях, например: Ка 5 к жаль, / что этой чудесной пье 3 се / не хватает сло 2 в, - вырвалось у кого-то из гостей (из музыкальной радиопередачи; в этом высказывании хорошо сочетаются разные типы ИК, фонетическая самостоятельность слов, в данном слу­чае выделенных по типу ИК-2, убыстренный темп речи в длинной постцентровой части ИК-2).

Ритмическая структура слова, организуемая ударным слогом, его местом среди безударных сло­гов, является составной частью ИК. В звучащей ре­чи интонация вторгается в ритмическую структуру слова, способствуя его эмоционально-смысловому выделению как в изолированном произнесении, так и в составе предложения. Это относится к словам с так называемым побочным ударением (ср.: пяти­этажный и пятиэтажный), которое на самом деле реализуется как центр какого-либо типа ИК, при этом слово может члениться на две синтагмы. В зву­чащей речи наблюдаются разные произнесения, каждое из которых является достаточно распростра­ненным, например, самолётострое 1 ние (заметим, что отдельное слово всегда произносится с каким-либо типом ИК), самолё 3 то/строе 1 ние, самолё 6 то/строе 1 ние; в составе предложения: Здравомы 3 слящим / его не назовё 1 шь. Здра 3 вомыслящим / его не назовёшь. Здра 2 во/мы 3 слящим / его не назовё 1 шь. Здра 2 во/мы 4 слящим / его не назовёшь и др. В эмоционально окрашенной речи членение слова на две синтагмы используется довольно широко и зави­сит не столько от морфемного состава слова, сколько от коммуникативного намерения говорящего отве­тить в раздумье, ответить возражая, игриво и др.; например: хорошо - как хар ? /шо 1 , ха 3 р ? /шо 4 ; интернет - как интерне 1 т, и в нтер/не 1 т, и 3 нтер/не 4 т.

Описанные выше членения показывают многоаспектность эмоционально-смысловой иерархии в звучащей речи.



Индекс материала

Предложение, имеющее в своем составе две или несколько предикативных единиц, образующих смысловое, структурное и интонационное единство, называется сложным.

Сложное предложение представляет собой целостную синтаксическую структуру, которая выступает в качестве одной коммуникативной единицы.

Грамматические особенности сложного предложения определяются двумя моментами:

1) каждая из его частей строится по той или иной схеме простого предложения и имеет самостоятельную предикативность;

2) объединение частей сложного предложения составляет семантико-структурное единство.

Части сложного предложения не обладают интонационной завершенностью, как отдельное простое предложение, кроме того, в большинстве случаев они имеют специальные конструктивные элементы, которых не может быть в структуре простого предложения.

Средствами

выражения синтаксических отношений между частями сложного предложения являются:

Соединяют части сложносочиненного и сложноподчиненного предложений.

2) относительные (союзные) слова;

3) порядок частей;

Способом выражения отношений между частями сложного предложения служит также порядок следования частей. В предложениях: Стало душно, я вышел из комнаты и Я вышел из комнаты: стало душно по-разному выражается последовательность причинно-следственных отношений. С союзами и союзными словами в придаточной части могут соотноситься относительные местоименные и наречные слова, которые в таком случае также осуществляют синтаксическую связь: Я тот, кого никто не любит

4) интонация.

Интонация в сложном предложении является средством объединения частей в одно целое. Отдельная часть сложного предложения не обладает интонационной завершенностью. Интонация конца свойственна лишь заключительной части сложного предложения.

Особенно важна роль интонации в бессоюзном сложном предложении, так как здесь именно она является показателем смысловых отношений между частями, например: Настанет утро, поедем в поле - перечислительная интонация; Настанет утро - поедем в поле - интонация обусловленности, передающая условно-временные значения.

Вспомогательные:

1) Видо-временные формы сказуемых

2) Параллелизм структурных частей

3) Неполнота одной из частей

4) Общие контексты предложения

5) Детерминант – общий второстепенный член

6) Наличие местоименно-соотносительных слов (коррелятов)

7) Наличие слов, требующих раскрытия содержания

Сложные предложения делятся на две большие группы: союзные сложные предложения и бессоюзные сложные предложения.

Союзные предложения, в свою очередь, делятся на сложносочиненные - с сочинительными союзами и сложноподчиненные - с подчинительными союзами и союзными (или относительными) словами.

Сочинительная связь.

Части соединены как равноправные, они сохраняют свою относительную самостоятельность, хотя лексически могут испытывать воздействие друг от друга.

Синтаксическая связь с помощью сочинительных союзов.

Сочинение придает частям известную самостоятельность.

Сочинительный союз располагается между частями, не сливаясь ни с одной.

Подчинительная связь.

Выражается в формальных показателях – подчинительных союзах и союзных словах.

Подчинительные союзы помещаются в придаточной части и служат показателем ее подчиненности.

Бессоюзная связь.

Части бессоюзного предложения связаны между собой по смыслу, интонационно, порядком расположения частей, видо-временными формами глаголов-сказуемых.

Еще по теме 28. Сложное предложение. Средства и способы выражения отношений между частями сложного предложения. Сочинительная, подчинительная и бессоюзная связь.:

  1. 43. Бессоюзные сложные предложения. Синтаксическая форма бессоюзного предложения. Семантические отношения между частями бессоюзного предложения.
  2. СЛОЖНЫЕ БЕССОЮЗНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. СМЫСЛОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ЧАСТЯМИ СЛОЖНОГО БЕССОЮЗНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ
  3. 326. Средства выражения отношений между частями сложного предложения
  4. 94. Средства выражения синтаксических отношений между частями сложного предложения
  5. Многочленные сложносочиненные предложения с различными видами сочинительной связи и отношений. Многочленные бессоюзные сложные предложения.
  6. Синтаксическая связь между компонентами словосочетания, простого предложения и сложного предложения
  7. 50 синонимия разных видов сложных предложений, синонимия сложных и простых предложений. Типичные ошибки в построении сложных предложений и способы их устранения.
  8. А9. Предложение. Виды предложений по количеству грамматических основ. Виды сложных предложений по средствам связи частей. Сложные предложения с разными видами связи.
  9. Сложное предложение как единица синтаксиса. Место сложного предложения в синтаксической системе. Структурно-семантические признаки сложного предложения.

В сложных предложениях есть особенности взаимодействия синтаксиса и интонации. Они разнообразны. Так, в сложноподчиненных предложениях с союзной связью наибольшие возможности интонации проявляются в структурах с препозицией главной синтаксически завершенной части: здесь средствами интонации передается увеличение или уменьшение смысловой самостоятельности главной части. С помощью ИК-1 на стыке частей выражается увеличение смысловой самостоятельности, по своим информационным возможностям главная часть сближается с простым предложением: Семинар в этот день отменили ft]/, так как не закончилась конференция [ /]; По этому вопросу организовали отдельную секцию [ /], / чтобы выслушать разные мнения ///; Он потерял кассету ///, / на которой была записана дискуссия . Уменьшение смысловой самостоятельности главной части передается с помощью ИК-3. Эта интонация функционально соответствует расчлененным союзам (потому...что, для того...чтобы и др.) и анафорическим словам (тот...который, тот самый...который и др.); ср.: Семинар в этот день отменили , / так как не закончилась конференция .- Он потерял ту самую кассету , / на которой была записана дискуссия .
Возможности варьирования смысловой самостоятельности главной части сложноподчиненного предложения зависят от ее лексико-синтаксического состава. Покажем это на примере предложений с который. В данном случае существенно, чтобы распространяемое слово было информативно достаточным и обладало способностью включаться в ассоциативно-тематические связи: На студию он приехал по контракту [ 1 ], / который заключили с ним после успеха его фильма [ 1 ]. Эти связи (в данном случае - по контракту, по приглашению, как турист) сближают информативные возможности главной части сложноподчиненного предложения с простым предложением. Если эти связи выражены лексически, то смысловая самостоятельность главной части обычно не варьируется, на стыке частей, как правило, употребляется интонация завершенности: Кроме болезни матери , / были и другие причины ,/ о которых он не хотел говорить [ 1 ].
Если распространяемое слово в составе сложного предложения может передавать значение целого и части, то эти значения реализуются с помощью ИК-1 и ИК-3; ср.: Льготные путёвки выдавали студентам , / которым трудно было оплатить их полную стоимость (т. е. в отличие от сотрудников, аспирантов).- Льготные путёвки выдавали студёнтам , / которым трудно было оплатить их полную стоимость (т. е. некоторой части студентов).
В сложносочиненных предложениях посредством интонации сочинительные связи могут преобразовываться в подчинительные; ср.: Я не был в этих местах три года , / и не узнал знакомую площадь .- Я не был в этих местах три года , / и не узнал знакомую площадь [I].
Говоря об особенностях взаимодействия синтаксиса и интонации в сложных предложениях с бессоюзной связью, важно обратить внимание на роль интонации и смысловой связи между частями бессоюзного сложного предложения. Интонация является средством разграничения в тексте синтаксически простых предложений (высказываний) и бессоюзного сложного предложения с недифференцированными временными, условными причинно-следственными значениями. Например: Учительница была больна . Уроки вела практикантка и: Учительница была больна. (3J, / уроки вела практикантка - это соответствует предложению с союзной связью: Когда (если, так как) учительница была больна, уроки вела практикантка. При интонационной выделенности глаголов в форме будущего времени значение условия проявляется более отчетливо: Пройду конкурс ! (газ.) (один из возможных вариантов осмысления)
Тебе-то хорошо /2J! Сын поступил , / квартиру получила ! (оценка, размышление)
Зря ты переживаешь 3] могут употребляться и как вопросительные, образуя вопросо-ответную связь высказываний, принадлежащих разным говорящим. Это еще один случай проявления общей закономерности: в русском языке есть класс высказываний, в которых выражены синтаксическая структура, лексический состав, интонация, но еще остаются потенциальные значения, реализуемые только с помощью смысловой связи в контексте.
Таким образом, в разных высказываниях интонация завершенности (при нейтральной завершенности ИК-1, при подчеркивании ИК-2, при эмоциональном подчеркивании ИК-5) связана с выражением ремы или усилением смысловой важности, самостоятельности какой-либо части внутри предложения (высказывания); интонация незавершенности (ИК-3, ИК-4, ИК-6) связана с выражением усиления связи между частями высказывания в результате уменьшения их смысловой самостоятельности.

ИНТОНАЦИЯ И ЕЕ РОЛЬ В ПРЕДЛОЖЕНИИ. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В КОНЦЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (XI класс)

Цели: формирование умений: 1) осознавать предложение как основную единицу языка, единицу общения, как средство выражения мыслей, чувств, переживаний; 2) грамотно расставлять знаки препинания в конце предложений; 3) употреблять в речи предложения, разные по цели высказывания, интонации; 4) совершенствовать навыки выразительного чтения.

Ход урока.

Вступительное слово учителя.

Сегодня поговорим о предложении как средстве выражения мысли, о знаках препинания, которые отделяют предложения друг от друга. Упражнения на употребление знаков препинания в конце предложений будем сочетать с работой над выразительным чтением. Попутно будем повторять правописание проверяемых безударных гласных в корне слова.

Запишите тему урока - «Интонация и ее роль в предложении. Знаки препинания в конце предложения». II. Обобщение, систематизация знаний учащихся по теме урока.

С предложением, знаками препинания, которые ставятся в конце предло-

жения, вы знакомились еще в начальной школе. Затем с каждым классом ваши знания о предложении, о знаках препинания, о роли интонации, логического ударения обогащались. Вспомним теоретические сведения, которые непосредственно касаются сегодняшней темы урока.

I. Что называется предложением? Назовите отличительные признаки предложения.

Предложением называется слово или сочетание слов, грамматически оформленное и выражающее сообщение, вопрос или побуждение.

Главным средством выражения грамматического значения являются грамматические категории глагола-сказуемого: наклонение, время, лицо. Например: Обнюхала, облизала Листопадничка зайчиха, положила спать в теплое гнездо. (С о к о л о в - М и к и т о в). В этом предложении сообщается о том, что действия совершены: 1) на самом деле; 2) в прошедшем времени; 3) определенным лицом.

В предложении, где сказуемое выражено не глаголом, содержание мыслится как реальное, относящееся к настоя-

шему времени. Например: 1) Небо сегодня голубое. 2) Париж - столица Франции.

2. Что называется интонацией? Какова роль интонации в предложении?

Интонация - ритмико-мелодическая сторона устной речи, служащая для выражения смысла высказывания, а также чувств и настроения говорящего. Элементы интонации - паузы, логическое ударение (выделение голосом главного смыслового элемента предложения). Виды интонации: повествовательная, восклицательная, перечислительная, побудительная, вопросительная. Грамотное владение интонацией - признак понимания текста и правильного, выразительного чтения.

3. Какими бывают предложения по цели высказывания и эмоциональной окраске?

По цели высказывания простые и сложные предложения делятся на повествовательные, вопросительные и побудительные. По эмоциональной окраске предложения бывают восклицательными.

4. Уточните правила употребления знаков препинания в конце предложений.

Знаки конца предложения - знаки завершения - точка, вопросительный знак, восклицательный знак, многоточие. Могут наблюдаться сочетания знаков: вопросительный и восклицательный, вопросительный и многоточие, восклицательный и многоточие. Выбор одного из знаков определяется смыслом и интонацией предложения.

Точка ставится в конце повествовательных предложений, цель которых - сообщение. Например: 1) На чужбине еще больше родину ценят. (Афганская пословица). 2) Любят родину не за то, что она выика, а за то, что своя. (Сенека).

Вопросительный знак является дополнительным средством оформления вопроса на письме и ставится в следующих случаях: В простом предложении, заключающем в себе вопрос. Например: Вы любите читать стихи о природе? (Предложение читается с повышением тона в конце.)

Если вопрос обращен не к человеку (не к одушевленному лицу), то такое предложение не является вопросительным, несмотря на то что на письме употреблен вопросительный знак. Такие вопросы называются риторическими (не предполагающими ответа). На-

пример: Что день грядущий мне готовит? (П у ш к и н).

При чтении предложения с риторическим вопросом повышение тона к концу предложения незначительно.

В сложносочиненном предложении, в котором обе части или только последняя являются вопросительными предложениями. Например: 1) Что это? Вода булькает, и.ш тетерева бормочут, или лягушки урчат? {П р и ш в и н). 2) Россия без каждого из нас обойтись может, но кто из нас может обойтись без России?

В сложноподчиненном предложении, которое имеет в своем составе вопросительное предложение. Например: I) Вы думаете, что для мысли не надо сердца? (Гончаров). 2) Ужели никогда не удастся взглянуть на оригиналы и онеметь от ужаса, что ты стоишь перед произведением Микельанджело, Тициана и попираешь почву Рима? (Гончаров).

В конце предложения, которое содержит косвенный вопрос, вопросительный знак не ставится. Например: Меня часто спрашивают, как я стал писателем.

В бессоюзном сложном предложении, если обе части (или только последняя) являются вопросительными предложениями. Например: 1) Вон ты выгнал труд из жизни: на что она похожа? (Гончаров). 2) Посмотрите на меня, вдумайтесь в мое существование: можно ли вам любить меня, любите ли вы меня? (Гончаров).

Восклицательный знак передаст на письме особую интонацию, которая может выражать восхищение, радость, гнев, приказ, окрик и т.д., и может ставиться в конце любого по цели высказывания и структуре предложения, если в нем дополнительно выражено чувство. Например: Боже мой, какая она хорошенькая! Бывают же такие на свете! Эта белизна, эти глаза, где, как в пучине, темно и вместе блестит что-то, душа, должно быть! (Гончаров).

Многоточие ставится в конце предложения, если необходимо показать взволнованность речи или ее незавершенность. если необходимо сделать большую паузу. Например: Они сели и исчезли в облаке пыли... Я долго шел в нем и смотрел, как вдали исчезаю телега, увозя стариков, прошедших многие тысячи верст, чтоб помолиться о маленькой девочке, которая заставила их полюбить себя... (М. Горьки й).

Если рядом оказываются многоточие и вопросительный или восклицательный знаки, то ставится соответствующий знак и две точки. Например: Мечтать - это не значит жить. Нужны подвиги, подвиги/.. (М. Горький).

Завершающие знаки препинания отделяют предложения друг от друга в тексте, оформляют каждое предложение как законченное, поэтому пропуск такого знака препинания, связанного с членением письменной речи на предложения, считается грубой ошибкой. Ошибка в выборе знака препинания не является грубой.

Займемся практической работой. Выполним ряд заданий.

Практическая работа. Задание 1. Запишите предложения, объясните постановку знаков препинания. дайте характеристику предложений.

1) Историческое значение каждого русского человека измеряется его заслугами родине, его человеческое достоинство - силою его патриотизма. (Чернышевский). 2) Если ты лишний дома, станешь ли своим среди чужих? (Киргизская пословица). 3) О Русь - малиновое поле и синь, упавшая в реку... (Есе н и н). 4) Звени, звени, златая Русь, волнуйся, неуемный ветер! (Есе н и н).

(Первое предложение повествовательное, невосклицательнос. В конце ставится точка. Второе предложение - сложноподчиненное, в котором главная часть содержит вопрос, поэтому в конце его ставится вопросительный знак. Третье предложение заканчивается многоточием, которое указывает на взволнованность речи. Высказывание не завершено, подразумевает размышления лирического героя. Восклицательный знак в четвертом предложении указывает на особую интонацию: выражение чувства восхищения, радости.)

Объясните правописание подчеркнутых орфограмм.

Объясните смысл первого или второго предложения.

Задание 2. Определите, какие знаки препинания следует поставить в конце предложения. Обоснуйте свой выбор.

1. Я думаю: как прекрасна земля и на ней человек (Е с с н и н). 2. Лучшее средство привить детям любовь к отечеству состоит в том, чтобы эта любовь была у отлов (Монтескье). 3. Как, ты никогда не видел морс 4. Кто, покинув отчизну, сможет убежать от себя (Го р а и и й). А. Точка.

Б. Вопросительный знак.

В. Восклицательный знак.

Г. Вопросительный и восклицательный знаки.

(Ответы: I В; 2 А; 3 Г; 4 Ь.)

Прочитайте предложения, следя за постановкой логического ударения.

Задание 3. Выразительно прочитайте текст. Охарактеризуйте интонационные особенности предложений. Определите предложения по цели высказывания.

Какое это счастье, что ты можешь ехать в ло..здс сутки, двое, неделю, десять дней, а за окном все будут т..нугься л..са, озера, м..ря, степи, пустыни, тайга - и это тв..я р..дная стр..на! Какое счастье, что ты, слушая музыку Глинки, Чайковского. Рахманинова, Скрябина, Шостаковича - композиторов, любимых зо всех странах, можешь назвать этих великих музыкантов св..ими! Ведь стоит только представить себе, что у тебя отняли все это, что эти и..ря, эти бесконечные л..са не тв..и, что ты не можешь назвать Пушкина. Лермонтова, Достоевского и Толстого писателями тв..ей стр..ны, тто нет у тебя ни Москвы с ее Кремлем, ни Ленинграда, что нет ни Невы, ни Волги, что вся эта великая стр..на - ее великая культура, великий язык не твои... Что же тогда у тебя останется? Галстуки? Нейлоновые носки? И все? Чем тогда тебе г..рдиться? Человек без Родины жаток. Он никто. И наоборот: даже в самые грудные минуты человеку прцд..ет силы мысль, что он сын великой стр..ны. (С. М и хал ков).

Сформулируйте и запишите тему и основную мысль текста. Выразите свое отношение к прочитанному тексту.

Как вы объясните повторение в тексте восклицательных и вопросительных предложений?

Объясните роль многоточия.

Какие стилистические приемы использует автор?

Какова роль синтаксического параллелизма и риторических вопросов?

Выпишите слова с пропущенными орфограммами. Объясните их правописание.

Предложения, начинающиеся со слов как, что за, какой, обычно являются восклицательными. Найдите такие предложения в тексте, прочитайте их выразительно. Какие чувства выражает интонация этих предложений?

Составьте и запишите отдельные предложения или текст-оп

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст . Статьи высылаются в формате PDF

КОРОТКОВА НАДЕЖДА ВЛАДИМИРОВНА - 2012 г.