Болезни Военный билет Призыв

Что такое гнев и его последствия. Защищает ценности и убеждения. Помогает во время переговоров

По некоторым данным гнев– это одна из фундаментальных человеческих эмоций, которая дана нам природой для выживания в опасной и дикой среде. В свое время, гнев сыграл хорошую службу человеку и помог ему преодолеть немало препятствий на пути развития. Но по мере формирования цивилизованного общества, потребность в гневе должна была снизиться, так как предположительно, общество было создано как раз для того, чтобы без борьбы удовлетворять основные потребности и обезопасить человека от дикого мира, по отношению к которому и проявлялся гнев с целью самозащиты, выживания, питания и продолжения рода. Но, видимо под властью природных инстинктов, человек продолжает искусственно создавать себе опасности, трудности, лишения и тем самым испытывать гнев. Что же в современно мире является источником возникновения гнева? Надо ли от него избавляться? И если да, то как?

Гнев – это отрицательная эмоция, имеющая агрессивный характер, направленная по отношению к кому-то (или чему-то), с целью подавлении, подчинения, уничтожения (чаще относительно неодушевленных предметов). Обычно реакция гнева непродолжительна. Его фокус внимания направлен только на источник гнева, в этот момент он не желает ничего слышать, видеть, ему тяжело контролировать себя, свои действия и мысли. Крайняя степень проявления гнева – ярость, которая вызывает состояние аффекта и затуманивание разума..

Причины гнева

Убеждения . В современном мире, одна из наиболее часто встречающихся причин возникновения гнева – это столкновение с противоположным убеждением. Всех нас воспитывают по-разному, все мы учимся не в одной школе и дружим не с одинаковыми людьми, все мы имеем разные интересы и приоритеты. Все это формирует в нас ряд убеждений, правил поведения и морали, принципы и идеализации, которые диктуют нам, как себя вести и как думать. Но то, как нас воспитывают, то чему нас учат или учили может не соответствовать действительности, может не совпадать с правилами другого человека, общества, народа или просто потерять актуальность в силу, так быстро меняющейся реальности. Но человеческий мозг так устроен (точнее мы потеряли способность мыслить иначе), что он как компьютер, как его запрограммируют, так он и будет работать и когда он сталкивается с незнакомой ему задачей (противоположным убеждением, иным принципом и поведением), он начинает давать сбой, и если компьютер просто начинает тормозить и думает, как ее решить, то человек чаще всего воспринимает это, как препятствие или угрозу(опасность), а на препятствие и угрозы, как мы уже знаем у человека реакция – гнев.

Страх . Вторая причина гнева, это наши страхи, которые вызывают в нас напряжение и оттого возникает невольный гнев на ситуацию. Хотя и в древности страх вызвал гнев, только он был связан с угрозой смерти и направлен на выживание, а в современном мире, чаще всего, наши страхи надуманные и не имеют под собой реальной угрозы, ну разве что психологической.
Например, человек боится, что его могут уволить, мысль об этом не покидает его голову и создает негативную обстановочку там. Это в свою очередь влечет за собой рассеянность, раздражительность, мнительность(он в многих ситуациях начинает видеть повод для увольнения), что, естественно, неблагоприятно сказывается на работе, качестве ее выполнения и вызывает недовольство руководителя. И когда, человека вызываю на ковер по очередной оплошности, его страх усиливается и в ответ на недовольство руководителей, человек может его завестись и выплеснуть свой накопленный гнев нагнетенный страхом.

Накопленный стресс . Накопленный стресс становится третьей причиной гнева у людей с хорошим манерами воспитания, у тех, кого учили не высказывать свое мнение и недовольства, не руководствоваться своими интересами в ущерб других, не грубить и не кричать, в общем, быть хорошим и правильным. Такие люди, стараются подавлять свои эмоции и чувства, скрывать свое недовольство другими людьми или ситуациями и не говорить о нем, дабы не выступить в роли «плохо воспитанного человека», дабы не ущемить интересы и права другого, дабы не обидеть ближнего…Как следствие, это все накапливается внутри человека и никуда не выходит, это вызывает стресс и его накопление, пока в один прекрасный день, чаще не переполняет и человека прорывает, он становится раздражительным и у него легко возникает гнев по поводу и порой уже без.

Плохое самочувствие Четвертая причина гнева, тут как и с раздражительностью, ноющая боль, длительная болезнь, расшатывает нервную систему, съедает энергию, снижает уровень самоконтроля, что создает благотворную почву для быстрого нервного возбуждения и возникновению гнева по поводу и без.

Как справиться с гневом?
Слушайте себя, отслеживайте свои эмоциональные изменения.
У гнева есть предвестник, а именно – раздражительность. Если во время разговора, вы чувствуете раздражительность (или же вы уже какое-то время прибываете в этом состоянии), то это сигнал о том, что если вы не сделаете что-то со своей раздражительностью, то возникновение гнева неизбежно, а значит и последствия гнева тоже. Кроме раздражительности, предвестником может послужить плохое настроение и мысли, вызванные неприятной ситуацией, событиями, усталостью и переутомляемостью.

Соответственно, если вы хотите предотвратить гнев, то необходимо научиться прислушиваться к себе, отслеживать моменты, когда возникает раздражительность, наблюдать за тем, к чему приводит ваше плохое настроение и мысли, чувствовать, когда вы переутомляетесь и берете на себя больше, чем справляетесь и т.д.. Если вы часто испытываете гнев, то стоит вам завести дневник и записывать все что с вами происходит неприятного, на что вы гневаетесь, когда раздражаетесь, что вызывает неприятные чувства и плохое настроение. Это позволит быть более внимательным к себе. Для эффективности работы дневника, разбейте вашу страницу наблюдений на три части: в первой, пишите то что с вами происходило и на что была такая реакция, во второй, анализ, почему это могло произойти и почему вы так отреагировали, и, в третьей, что с этим можно сделать. В этом случае, вы не только сможете отслеживать сигналы мозга о выходе из зоны комфорта, но и понять их причину и возможно даже найти способ их устранить.
Контролируйте себя, но дайте гневу выйти Гнев, как мы уже выяснили, эмоция разрушающая и порой, в порыве гнева, люди говорят лишнее или обидное, делают то, о чем потом сильно жалеют, причиняют вред чему-то или кому-то. И чтобы этого избежать, нас учат не выражать гнев, подавлять его. Но это тоже чревато нежелательными последствиями, потому что если человек каждый раз будет подавлять свои негативные эмоции, то будет происходить накопление, а ничего не бывает бесконечного и чаша, куда вы складируете свой подавленный гнев рано или поздно переполниться и тогда, его выражение неизбежно.Поэтому, нужно гнев не подавлять, а постараться проконтролировать его в момент желания выйти наружу(т.е. сдержать себя) и затем дать ему волю в безопасном месте. Т.е. если вы вдруг чувствуете, как закипаете (а это чаще всего происходит в общении), то лучше всего постараться свернуть разговор или же, если это не возможно, то сделать паузу, мысленно посчитать до 10, сделать вдох-выдох (если есть возможность, лучше выйти в этот момент) и все-таки постараться продолжить разговора выдержанно,

Чаще делайте упражнения на расслабления и больше отдыхайте
Если вы будете регулярно практиковать разного рода упражнения и техники по релаксации, то ваша нервная система станет устойчивее, а значит вы будет чаще реагировать на разные ситуации спокойно и вам будет легче проконтролировать себя в момент зарождения гнева.

Работайте над собой При работе над любыми негативными эмоциями неизбежна работа над собой, так как, чаще всего, причины кроются в нас, а именно, в наших убеждениях, идеализациях, страхах, лени. Это не значит, что для того, чтобы избежать гнева или справиться с ним, нужно полностью измениться. Нет, но это однозначно нужно для того, чтобы гнев и другие негативные эмоции не были нашим образом жизни. Иногда, достаточно просто пересмотреть свои взгляды на что-то или кого-то и мы уже меньше раздражаемся и реже испытываем гнев. Иногда, стоит совершить более глубинную работу и изменить некоторые свои убеждение. А иногда, нужно перебороть свои страхи и лень и сходить к стоматологу и вылечить зуб, который ноет и делает вас раздражительным и вы испытывает часто гнев. При этом, работа над собой для снижения гнева, позволит не только справиться с ним, но и может помочь в целом изменить какую-то ситуацию, сферу вашей жизни или может даже ее в целом.

Важно — это работает не всегда, недолго и помогает не всем. Все это не решает вопрос в целом, ярость будет возникать снова, но в конкретной ситуации вы сможете себя успокоить.
.

Гнев — это агрессия, сопровождается мощным, но кратковременным эмоциональным всплеском, который направлен на то, чтобы устранить или резко нивелировать источник дискомфорта. Отличительная особенность гнева в том, что эта эмоция как правило направлена вовне и часто спровоцирована внешними обстоятельствами.

Причин гнева может быть несколько.

Первая причина - фрустрация (нервное истощение), к примеру, спровоцированная долговременными и многочисленными препятствиями, мешающими осуществлению желаемого или задуманного. Она может иметь специфической оттенок задачи, которую мы решаем, или же не иметь своих особенностей и носить более общий характер, соответствующий нашему образу жизни.

Следующей причиной гнева может быть физическая угроза. Когда гнев вызван угрозой нанесения физического вреда, выражением этой эмоции может быть физическое насилие (нападение), вербальное воздействие (предупреждение, запугивание) или простое бегство. Даже при попытке к бегству (что можно считать скорее, как страх) можно испытывать гнев.

Еще одной причиной гнева может быть нечто такое, что напрямую противоречит нашим главным моральным ценностями. Такой гнев подпитывает безапелляционная уверенность в своей правоте. В различных сочетаниях с другими факторами он способен побуждать к попыткам переустройства общества, с помощью реформ, либо с помощью насилия (политических убийств или даже терроризма).

Причиной гнева может стать также гнев другого человека, который направлен на нас. Для некоторых людей отвечать гневом на гнев - это норма. Такая взаимность проявляется особенно ярко в тех случаях, когда нет очевидной причины для гнева и потому он кажется неоправданным. В таких случаях ответная эмоция бывает очень сильной.

Гнев зарождается там, где не удовлетворены базовые потребности человека в безопасности, любви, признании, уважении, развитии и др. Это "накопленная" эмоция. Она не возникает на пустом месте. В этом ее отличительная черта. За гневом всегда стоят такие переживания как боль, страх, обида. Все это чувства страдательные, поэтому часто о них просто не принято говорить. Для многих людей это стереотип слабости и незрелости. Благодаря этому, возникает иллюзия, будто бы гнев спонтанен и возникает ниоткуда.

В чрезвычайных ситуациях гнев возникает чтобы обеспечить дополнительную выработку энергии для борьбы. В кровь впрыскивается адреналин, мышечная система мобилизуется. Поток возбуждения движется вдоль спины к голове, на лице часто проявляется оскал. Организм готовится к нападению на источник боли. И чем сильнее гнев, тем больше возбуждение.

Такое эмоциональное состояние моментально изменить невозможно: оно практически не подчиняется сознательному контролю. Подавление — опасно. При подавлении энергия, не найдя выхода, будет разрушать организм изнутри. Кроме того, регулярно отказывая себе в праве выразить свой гнев, человек однажды рискует потерять контроль над собой, и реакция на незначительное событие будет неадекватной. Последствия открытого выражения гнева тоже неутешительны: энергетическая потеря и чувство опустошения, сломанные отношения и т.д. Частый гнев неизбежно приводит к энергетическому истощению и угнетенному состоянию.

Подводя итог надо отметить, что в этой статье обозначены далеко не все причины возникновения гнева. Но, в любом случае, все они зависят от жизненного опыта конкретного человека. Являясь эмоцией разрушительной силы, гнев конструктивен. Он направлен ущемленным эго на устранения источника страданий, т.е. нацелен на позитивный результат. Это эмоция весьма противоречива, но в то же время интересна.

  • свт.
  • прп.
  • прп.
  • православная аскетика (по Зарину)
  • прот. Сергий Филимонов
  • свящ. Павел Гумеров
  • мит. Иоанн (Снычёв)
  • А.Г. Долженко
  • свящ. Сергий Дергалев
  • Гнев – 1) гнев Божий - Божественное действие; образно выражаемая реакция на ; 2) сильная степень возбуждения раздражительной силы души, обусловленная недовольством по отношению к кому-либо, чему-либо; 3) греховная , связанная с сильной подверженностью человека гневливому чувству (согласно распространенному в аскетической литературе утверждению, гнев входит в состав восьми наиболее пагубных страстей).

    Как таковой, гнев не является заведомо богопротивным: он может служить к совершению добрых дел, но также может вести и к худым целям. Господь запрещал не всякий гнев, но – «напрасный» гнев (). И апостол говорит: «гневаясь не согрешайте» (), – указывая таким образом на то, что гнев может и не быть обусловлен грехом.

    Гнев как грех – извращенное проявление «раздражительной части» . Разумный гнев дан человеку Богом как оружие, как сила души для противостояния . В результате эта сила души извратилась и стала, у большинства людей, наихудшим пороком.

    По согласному мнению Святых отцов, выражения Священного Писания о гневе Божием имеют переносный, смысл.

    …Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных ().

    От глупых и невежественных состязаний уклоняйся, зная, что они рождают ссоры; рабу же Господа не должно ссориться, но быть приветливым ко всем, учительным, незлобивым, с наставлять противников, не даст ли им Бог покаяния к познанию истины, чтобы они освободились от сети диавола, который уловил их в свою волю ().

    Ни с кем нельзя говорить повышенным тоном. Если вдруг закипел в сердце гнев, надо знать, что это от дьявола, ибо от Бога на душе всегда мир, тишина, покой.
    схиигумен

    блаженный : иногда гнев приносит величайшую пользу… когда мы невозмутимо пользуемся им против нечестивых или каким бы то ни было образом нагло поступающих, дабы они или были спасены или пристыжены.

    св. : Существует три вида гнева: раздражение, злоба и мстительность. Раздражением называется гнев, начинающийся и возбуждающийся. Злобою – гнев длительный, или злопамятство; мстительность есть гнев, выжидающий случай для мщения.

    прп. : Невозможно кому-либо разгневаться на ближнего, если сердце его сперва не вознесётся над ним, если он не уничижит его, и не сочтёт себя высшим его.

    священник :
    Когда тебя охватит чувство злобы к кому-либо, то представь себе, что и ты и он должны умереть, – и как перед этим станет ничтожна его вина и как не права твоя злоба, как бы она ни была права формально.

    святитель :
    Гнев и обидчивость от самолюбия, по которому мы признаем себя стоящими немало; потому, когда кто дерзнет не воздать нам должного, кипятимся и замышляем отмщение… Постарайтесь делать так, чтобы, и минуты не пропуская, взяться за себя и разорить свой самоцен. Положите законом:
    1) всякую минуту ждать неприятность и, когда придет, встречать ее, как жданную гостью;
    2) когда деется что, готовое огорчить и раздражить вас, скорее бегите вниманием к сердцу и, сколько можете, напрягайтесь не допускать возродиться тем чувствам. Напрягайтесь и молитесь. Если не допустите породиться тем чувствам, всему конец; ибо всё от чувств;
    3) не смотрите на обидчика и обиду; тут вы найдете только большую опору обидчивости и мести; но выбросьте это из головы. Это очень важно. Если не будет этого, чувство злости не может улечься;
    4) ко всем молоткам сим приложите: держать любовный взор, любовный тон речи, любовное обращение и, главное, всевозможно избегайте чем-либо напомнить обидевшим вас о их несправедливости.

    Архимандрит :
    Гневливый похож на бомбу, которая может взорваться в каждое мгновение. Если даже гневливый прав, то его слова, напоенные злобой как ядом, не воспримет другой человек – он постарается защититься от них как черепаха, которая втягивает голову в панцирь: ведь человек, которого бьют во время драки, не думает, кто прав и кто виноват, а старается защититься от ударов. Не только внутреннее состояние разгневанного человека, но его внешний вид становится похожим на зверя. Если бы он в это время взглянул в зеркало, то не узнал бы самого себя в существе, у которого оскалены зубы как клыки, глаза мечут искры, лицо покраснело, будто залито багровой краской. Нередко человек корчится и делает странные движения, как трясется больной во время лихорадки.

    Некоторые считают, что гнев, в отличие от других страстей, не дает даже иллюзорного наслаждения. Но нам кажется, что это не так. В состоянии ярости человек переживает темное звериное наслаждение, будто он поедает свою добычу и отдается этому чувству как сладострастию.

    Гнев имеет много разновидностей. Это змей, который порождает детенышей, более ядовитых и опасных, чем он. Эти змееныши: ярость, ненависть, зависть, ревность, злопамятство, которые делают несчастным как самого человека, так и его близких.

    Гнев легко сочетается с другими страстями и тогда появляется целый спектр цветов и оттенков, как при преломлении луча через кристалл.

    Гнев, соединенный с печалью, порождает раздражительность, досаду, ропот и хроническое недовольство всем и всеми.

    Гнев, соединенный с унынием , порождает ненависть и презрение к самой жизни, протест против промысла Божьего, хулу на Бога, и нередко агрессивный атеизм. Такое состояние является предвестником отчаяния и бывает одной из причин самоубийства.

    Гнев, соединенный с тщеславием, порождает зависть, злопамятство и мстительность. Для такого человека враг уже тот, кто в чем-то превзошел или опередил его. Он готов употребить против своего «соперника» самые низкие средства: язвительные насмешки, сплетни, клевету и донос.

    Гнев, соединенный с гордыней порождает ненависть к человечеству, фанатизм и беспощадность. Эти две страсти звучат в пафосе трибунов революций. Когда такие люди захватывают власть, то они становятся перманентными убийцами и маниакальными некроманами, особенно, если к этому еще прибавляется параноический страх за содеянные преступления. По преданию, таким страхом был обуреваем Каин после убийства Авеля. Он дрожал как лист и постоянно переходил с места на место, словно преследуемый невидимыми мстителями, как призраком убитого брата: то он прятался за стенами построенного им города, то блуждал в горах и скрывался в чащах лесов, пока не был убит случайной стрелой Ламеха, принявшего его за зверя.

    Римский император Калигула – садист и параноик на троне римских цезарей – говорил, что жалеет о том, что у человечества нет единой шеи, чтобы отрубить ему голову одним ударом меча.

    Ярость представляет собой высший накал гнева. Ярый означает «огненный». В состояние ярости у человека проявляется демонический импульс разрушения, более страшный, чем инстинкт зверя, почувствовавшего кровь. В этом состоянии он не жалеет ни своей, ни чужой жизни. Александр Македонский, названный Великим, за свою жизнь не проиграл ни одной битвы, но часто терпел поражения от собственного гнева. Однажды, в состоянии внезапной ярости, он убил своего лучшего друга, с которым был неразлучен как Ахилл с Патроклом, а затем сам ужаснулся своему поступку и горько оплакивал убитого.

    Из других порождений гнева упомянем следующие страсти:

    Злопамятство – окаменевший гнев; он таится в глубинах сердца и в любое время может вспыхнуть, как тлеющие под пеплом угли, если на них бросить хворост.

    Мстительность – постоянное желание причинить зло своему обидчику. Подверженный этой страсти похож на ночного убийцу, который, спрятав нож в складках одежды, выслеживает жертву. Если в состоянии ярости человек бросается на врага, не таясь и не прячась, а лицом к лицу, то мститель обычно наносит удар в спину.

    Зависть – это скорбь о чужой радости и радость о чужой скорби.

    Ревность – следствие безумной привязанности к человеку и страх потерять предмет своей страстной любви. Это змея, живущая в сердце и постоянно кусающая его. Для ревнивого смерть лучше потери своего кумира.

    Есть еще один вид гнева – холодное равнодушие , это огонь, превратившийся в лед. Христианам заповедано забывать обиды, а в этом случае человек старается забыть не обиду, а обидчика, изгнать его из своего сердца, вычеркнуть имя его из памяти. Это безразличие похоже на холод клинка, а не на христианское прощение, когда враг становится другом; оно скорее напоминает буддийское равнодушие и презрение стоиков, для которых мстить это унизить себя: мудрецу сравняться с невеждой, аристократу духа – с вонючим плебеем.

    К греху гнева принадлежит также жестокое отношение к животным : желание мучить и причинять боль беззащитным существам. Например, ребенок отрывает голову у куклы, затем мучает кошку, бросает камнями в собаку, отрывает крылья у бабочек. Он начинает испытывать наслаждения, причиняя боль другим. Из таких людей часто вырастают маньяки и садисты, которые не только убивают, но подвергают пыткам свои жертвы.

    Как бороться со страстью гнева? Прежде всего, молчанием. Если гнев подступил к твоему горлу, то останови его, запри как пойманного скорпиона в банке, не вступай в это время в разговор, хотя бы это было так трудно, как не вскрикнуть при ожоге. В страстном состоянии нельзя ни сказать, ни сделать ничего доброго, кроме одного: успокоить самого себя. Правда, сказанная с раздражением и злобой, звучит как ложь. Если человек сумел промолчать во время гнева, то это – первая победа. Тогда ему станет радостно на душе, что на этот раз демону не удалось обмануть его. Успокоившись, он найдет другие слова, чтобы сказать человеку то, что хотел. […]

    Для борьбы с гневом необходима перемена нравственных ориентиров человека. Одной из причин гнева является разрыв между желанием и возможностью. Поэтому в борьбе с гневом надо рассмотреть наши желания и стремления – правильны ли они. Ложное желание, основанное на страсти, вызывает ложные представления. Человек попадает в область иллюзий, образами которой питаются ум и сердце. Неисполненное желание порождает протест, как волна, ударившаяся о камень – обратную волну. Поэтому, чтобы бороться с гневом, необходимо определить главную цель жизни и подчинить ей свои душевные силы. Для этого надо очищать ум от фантазий и воображений, которые порождают иллюзию мысли, а сердце – от гордости и притязаний на особое место в мире.

    Итак, борьбу с гневом надо начать с исправлением мысленной силы – ума, затем – желательной силы (область эмоций), а потом – раздражительной силы (реактивной силы души).

    Для борьбы с гневом, также как с другими страстями, необходима внутренняя молитва. Если невозможно отложить спор на время, когда полностью успокоится сердце, то надо положить себе правило: 33 раза сказать Иисусову молитву, прежде чем ответить человеку. Можно также читать стих псалма: «Положи, Господи, хранение устом моим, и дверь ограждения о устах моих».

    Существуют два вида гнева: естественный и греховный. Естественный гнев является необходимым свойством человеческой души, защищающим ее от вторжения невидимых духовных змей – как иммунная система защищает организм человека от болезнетворных начал. Это гнев против демона и греха. Он является стражем души; без него невозможна чистота сердца, стяжание благодати и любовь к Богу. О таком гневе написано в Библии: «Гневайтесь и не согрешайте».

    Без гнева невозможно очищать душу от страстей и изгонять нечистые помысли во время молитвы. Без святого гнева сама любовь деградирует в равнодушие и попущение греху. Многие объясняют свое безразличие снисходительностью и милосердием, но на самом деле в их душе погас святой гнев к греху, и исчезла любовь к Богу. В борьбе существует прием: обращать силу противника против него самого. В духовной борьбе надо научиться обращать святой гнев против страстного, извращенного гнева. Великое искусство гневаться на гнев. Вначале это покажется парадоксальным: как можно огнем тушить огонь, ветром останавливать ветер и рекой преграждать поток другой реки? Но упражнения в этом искусстве и опыт – научат, что надо делать. Нужно гневаться на гнев, как на позорное состояние богоподобной души.

    При этом обнажается причина греха, которая ранее было скрыта от человека. Если можно употребить такое сравнение, то гнев, подчиненный разуму, подобен прирученному льву, который защищает своего хозяина от хищных зверей.

    В настоящее время стали распространяться восточные учения, где борьба со страстями, в том числе с гневом, основана на порочных антропологических предпосылок, а именно, что само тело человека будто является злом и поэтому эмоциональную сферу следует не очищать от страстей, а уничтожать. При уничтожении естественного гнева наступает состояние эмоционального безразличия, притупляется отвращение к греху и постепенно стирается граница между добром и злом.

    Борьба с гневом является в тоже время пробуждением, освобождением и восстановлением естественного гнева в его в прежних законных границах. Это необходимо для исцеления и возрождения всей тримерии человека. Человек, овладевший искусством гневаться на гнев, сможет подавлять вспышки этой страсти вначале, как тушат водой загорающийся огонь.

    Преподобный пишет, что есть люди от природы незлобивые и гневливые, но он больше ублажает вторых, если они через труды и подвиги победили свою страсть.

    Гнев

    Гнев - одна из важнейших эмоций. Гнев зачастую воспринимается как нежелательная реакция, и человек, как правило, стремится избежать ее. Гневные слова или другие проявления гнева могут стать причиной временного разлада отношений между людьми. Как уже говорилось, гнев может быть связан с печалью, а гневные чувства, которые человек испытывает по отношению к самому себе, в комбинации с печалью и другими эмоциями могут способствовать развитию депрессии.

    Сдерживая гнев, человек может страдать от того, что не имеет возможности свободно выразить свои чувства или устранить барьеры, препятствующие его стремлению к желанной цели.

    Любое препятствие на пути достижения намеченной цели может вызывать у человека гнев. Эмоция гнева сыграла безусловно важную роль в преодолении некоторых из этих препятствий, она имела важное значение для выживания человека как вида. Гнев мобилизует энергию человека, вселяет в него чувство уверенности и силы и потому повышает его способность к самозащите. Подавление эмоции гнева является неоправданным и неразумным. Гнев - это часть человеческой натуры. Разумеется, человек должен уметь контролировать свой гнев, но в то же время он должен иметь возможность использовать его для своего блага и блага близких ему людей.

    Гнев, отвращение и презрение - самостоятельные дискретные эмоции, но они часто взаимодействуют друг с другом. Ситуации, активирующие гнев, часто в той или иной мере активируют эмоции отвращения и презрения. В любой комбинации эти три эмоции могут стать главным аффективным компонентом враждебности.

    Мимическая реакция гнева предполагает нахмуривание бровей и оскаливание зубов либо сжатие губ. Переживание гнева характеризуется высоким уровнем напряжения и импульсивности. В гневе человек чувствует себя гораздо увереннее, чем при любой другой отрицательной эмоции.

    Адаптивные функции гнева более очевидны в эволюционной перспективе, нежели в повседневной жизни. Гнев мобилизует энергию, необходимую для самозащиты, придает индивиду ощущение силы и храбрости. Уверенность в себе и ощущение собственной силы стимулируют индивида отстаивать свои права, то есть защищать себя как личность, Таким образом, эмоция гнева выполняет полезную функцию и в жизни современного человека. Кроме того, умеренный, контролируемый гнев может использоваться в терапевтических целях для подавления страха.

    Эмоциональный профиль воображаемой ситуации гнева напоминает профиль эмоций для ситуации враждебности. Паттерн эмоций, наблюдаемый при переживании гнева, аналогичен паттерну эмоций в ситуациях враждебности, отвращения и презрения, хотя в двух последних эмоционально значимых ситуациях отмечаются потенциально важные различия в выраженности и в порядковых рангах показателей отдельных эмоций.

    Гнев, отвращение и презрение взаимодействуют как с другими аффектами, так и с когнитивными структурами. Стабильные интеракции между любой из этих эмоций и когнитивными структурами можно рассматривать как личностный показатель враждебности. Управление эмоциями гнева, отвращения и презрения представляет определенную проблему для человека. Нерегулируемое влияние этих эмоций на мышление и поведение может приводить к серьезным нарушениям адаптации и развитию психосоматических симптомов.

    Результаты некоторых исследований свидетельствуют о том, что эмоциональная коммуникация играет важную роль в межличностной агрессии. В качестве других факторов агрессии исследователи называют степень физической близости и наличие визуального контакта между участниками общения, однако для полного понимания деструктивной агрессии и познания способов ее регуляции этих данных явно недостаточно.

    Эмоция гнева не обязательно приводит к агрессии, хотя и является одним из компонентов агрессивной мотивации. Проявления агрессии можно наблюдать даже у маленьких детей. Результаты исследований показывают, что агрессивные дети (то есть дети, которые не обладают навыками социального поведения), став взрослыми, как правило, тоже демонстрируют агрессивное или криминальное поведение. Эти данные позволяют предположить, что уровень агрессивности представляет собой врожденную характеристику индивида и по мере его взросления приобретает характер устойчивой личностной черты.

    В отличие от проявлений агрессии, переживание и выражение гнева может иметь позитивные последствия, особенно в тех случаях, когда человек сохраняет достаточный контроль над собой. По большей части, адекватное выражение гнева не только не приводит к разрыву отношений, но порой даже укрепляет их. Однако нужно помнить о том, что любое проявление гнева сопряжено с некоторой долей риска, так как потенциально оно может привести к негативным последствиям. Но привычка постоянно подавлять свой гнев может вызывать еще более серьезные последствия.