Болезни Военный билет Призыв

Что такое драббл в фанфиках. Жанры фанфиков, их описание и значение. Ещё более сильные отношения

Что же такое фанфик ? Это разновидность творчества поклонников популярных произведений искусства (так называемого фан-арта в широком смысле этого слова), производное литературное произведение, основанное на каком-либо оригинальном произведении (как правило, литературном или кинематографическом), использующее его идеи сюжета и (или) персонажей. Фанфик может представлять собой продолжение, предысторию, пародию, «альтернативную вселенную», кроссовер («переплетение» нескольких произведений), и так далее.
Другой вариант определения: фанфик - жанр массовой литературы, созданной по мотивам художественного произведения фанатом этого произведения, не преследующим коммерческих целей, для чтения другими фанатами.

Оформление
Фанфики не являются официально признанной частью художественной литературы. Поэтому они не имеют какого-либо конкретного шаблона по написанию. И, тем не менее, есть широко распространённые негласные правила оформления фанфиков, распространяющиеся на шапку, предоставляющую основную информацию:

Название - название фанфика;
Автор , фикрайтер - имя или ник создателя фанфика;
Соавтор - имя или ник человека, помогавшего писать фик (необязательная графа - не указывается, если фик писала одна личность);
Переводчик - имя или ник переводчика (необязательная графа, используемая только для переведённых фанфиков);
Бета-ридер - имя или ник человека, редактировавшего фанфик в соответствии с правилами правописания (необязательная графа - не используется в случае, если фикрайтер сам исправлял ошибки);
Гамма-ридер - имя или ник человека, который редактировал ошибки сюжета фанфика (необязательная графа - не используется в случае, если фикрайтер сам исправлял ошибки);
Фэндом - совокупность творчества фикрайтеров по какому-то конкретному произведению искусства - в этой графе указывается название оригинального мира (кинофильма, аниме, манги, компьютерной игры), по которому пишется фанфик;
Персонажи - герои оригинального произведения искусства, использованные в фике (указываются только несколько основных персонажей);
автор оригинала - правообладатель, автор оригинального произведения искусства; эта графа является предупреждением о том, что фанфик был создан не с целью извлечения прибыли, и указывает, кому именно принадлежат права на использованных персонажей или мир;
Пейринг - графа, которая обычно используется для любовных жанров фанфика, описывающих романтические, а зачастую именно сексуальные отношения; эта графа определяет, какие персонажи окажутся вовлечены в такие отношения; любовные пары записываются через косую черту - слэш (поклонники аниме/манги вместо этого используют символ «х») - в виде: «первый персонаж»/«второй персонаж» (или: «первый персонаж»х«второй персонаж»), активный партнер пишется первым; дружеские отношения обозначаются символом «&» (к примеру, «первый персонаж»&«второй персонаж»);
Дисклеймер - графа в «Шапке фанфика», в которой автор сообщает читателям (и в особенности правообладателю), что фанфик, о котором идет речь, был создан не с целью извлечения прибыли, и указывает, кому именно принадлежат права на использованных персонажей. Также в дисклеймере могут быть предупреждения о содержании самого фанфика, но обычно они выносится в отдельный раздел.
Саммари - краткое описание фанфика, аннотация.
Жанр(ы) - один или несколько общепринятых жанров, использованных в фанфике;
- Романтика (Romance) - фик о нежных и романтических отношениях. Как правило, имеет счастливый конец.
- Ангст (Angst) - это сильные переживания, физические, но чаще духовные страдания персонажа. в фике присутствуют депрессивные мотивы и какие-то драматические события.
- Юмор (Humour) - описание жанра. Пародии и забавные фики. Также то, над чем могут похихикать фанаты, как правило, не понятное никому кроме них самих.
- Экшен, Экшн (Action) - фики с динамичным сюжетом, много действий, мало загадок и отношений героев.
- Драма (Drama) - романтическая история с печальным финалом.
- Сонгфик (Song fic) - фик, в который вплетены слова песни. Стихи вводятся затем, чтобы создать особую атмосферу или подчеркнуть то, что находится между строк в самом рассказе. Неоднозначное произведение, так как выставляет читателю слишком много условий разом. Для адекватного восприятия сонгфика читатель во-первых должен знать использованную песню, во-вторых, проникаться от нее такими же чувствами, что и автор, и в третьих не раздражаться от то и дело мелькающих в тексте стихотворных отрывков. Однако, как и любое другое произведение, хорошо написанный сонгфик может доставить немало удовольствия.
- Darkfik (Мрачный фик, даркфик) - даркфик очень схож с жанром ангста - на страницах произведения читатель встретит много жестокости, насилия и смертей. Отличается от ангста в основном именно наличием смертей уклоном на физическое насилие.
- Deathfik ("Смертельный" фик) - однозначно регламентирует наличие смерти персонажа. Больше относится к предупреждениям, нежели к жанрам, но для привлечения внимания читателя указывается именно в жанре. Как говорится, предупредить читателя о смерти персонажа лишним не бывает.
- Пародия (Parody) - пародия на оригинальное произведение.
- Mpreg - мужская беременность.
- Инцест (Incest) - сексуальное взаимодействие между членами семьи
Тип - дополнительный пункт, указывается только, если автор планирует написать несколько (чаще - 3-4) глав, связанных между собой единством идеи, сюжета; в нём указывается тип произведения:
- основная работа - описывается основная сюжетная линия;
- приквел - события, предшествующие основному рассказу;
- сиквел - события, разворачивающиеся после основных происшествий;
- триквел - события после сиквела;
- квадриквел - события после триквела;
- интерквел - описывает события, происходящие между двумя другими историями;
- мидквел - описывает эпизод, разворачивающийся между событиями, выложенными в одном из предыдущих рассказов;
а рядом в скобках указывается количество отдельных глав автора:
- дилогия - сюжет состоит из двух глав;
- трилогия - сюжет состоит из трёх глав;
- квадрилогия - сюжет состоит из четырёх глав;
Статус - фанфик может быть «завершён» или же «продолжается» выпуск;
Размер - собственно, размер фика; размеры бывают:
- Мини (Min) - маленький фанфик. Размер от одной машинописной страницы до 20.
- Миди (Midi) - средний фанфик. Примерный размер: от 20 до 70 машинописных страниц.
- Макси (Max) - большой фанфик. Размер часто превышает средний роман. Примерно от 70 машинописных страниц.
- Драббл (Drabble) - отрывок. Часто просто сцена, зарисовка, описание персонажа. Иногда под драбблом подразумевают короткую (в сто слов) историю, имеющую двойной подтекст и/или неожиданный конец.
- Виньетка (Vignette) - очень короткая история, включающая в себя какую-то одну мысль (описание чувств, внутренний монолог, небольшое событие).
- Фиклет (Ficlet) - гениальное произведение фанфикрайтерского искусства длинной в одну-две строки, по которой читателю предлагается понять великий замысел автора и проникнуться его идеей.
Возрастная категория или рейтинг :
- G (General) - фанфики, которые можно читать кому угодно.
- PG (Parental Guidance) - можно читать с родительского разрешения детям до двенадцати лет.
- PG-13 - могут читать с родительского разрешения дети старше тринадцати лет.
- R (Restricted) - фанфики, в которых присутствуют секс и насилие, нецензурная лексика.
- NC-17 (No Children) - нельзя читать детям. Графическое описание секса и/или насилия, различные перверсии. Эквивалентен обозначению Х в кино.
Иногда встречаются обозначения PG-15 или NC-21 - они выпадают из принятого списка, значения по аналогии с PG-13 или NC-17, соответственно.

Разновидности фанфиков
Литературные фанфики, как и любые другие литературные произведения могут быть представлены в виде рассказов, повестей, романов, стихов, пьес. Нельзя сказать, что есть какая-то общепринятая классификация фанфиков. Но фанфики делят на категории по разным признакам, например:
По характеру отношений
«Curtain story» - рассказ, как правило, «Slash», в котором пара ведет себя преувеличенно по-домашнему, к примеру, отправляется в магазин покупать мягкую мебель.
«Domestic disciplin» - фанфик, в котором присутствуют телесные наказания. Как правило, в таких фанфиках один из сексуальных партнеров избивает другого, когда тот (та) делает что-то неправильно.
«Alternate Pairing» («Shipping») - фанфик, в котором описываются романтические или сексуальные отношения пар, которые по канонам оригинального произведения не испытывают друг к другу любовных чувств.
«Слэш» - разновидность «Alternate Pairing», в котором присутствуют романтические или сексуальные отношения между представителями одного пола.
«Femslash» («Femmeslash», «Fem», «Saffic») - фанфик, в котором описаны романтические или сексуальные отношения между женскими персонажами.
«Fluff» - это тёплые, ничем не омраченные отношения между персонажами.
«Het» («Heterosexual», «Shipping») - сюжет в основном фокусируется на романтических или сексуальных отношениях между разнополыми героями. При этом он может колебаться от непринуждённой романтики до откровенной эротики.
«Smarm» - фанфик, в котором один персонаж дает понять, словом или делом, как важна для него дружба (без намека на романтические или сексуальные отношения) с другим персонажем.
«Gen» (от англ. general audience) - любовная линия отсутствует или малозначимая.
«Grapefruit» - обозначает фанфик, в котором присутствует насилие или принуждение к сексуальному акту.
«Lemon» - содержит сцены откровенного сексуального характера, «Lemon» с преимущественным упором на сексуальные сцены с минимальным сюжетом относится к «PWP».
«Lime» - тот же «Lemon», который прошёл цензуру и более имеет сцены эротического, чем порнографического характера.
«PWP» (от англ. Porn without Plot - порнография без сюжета или от англ. Plot, what Plot? - Сюжет? Какой сюжет? - бессюжетная порнография, незатейливый минимальный сюжет, где основной упор делается на постельные сцены.
«UST» (англ. Unresolved Sexual Tension) - герои испытывают влечение друг к другу, но по каким-либо причинам не вступают в сексуальный контакт или даже в открытое романтическое взаимодействие.
«Vanilla» - фанфик, описывающий сексуальные отношения без BDSM (садомазохистские мотивы).

Как вы знаете, в нашем разделе можно выставлять фанфики соответствующие рейтингу не выше PG-13. Все остальное, можно в этом разделе

По способу создания
«Сrossover» - фанфик, в котором используются реалии нескольких фэндомов одновременно.
«Filk» - фанфик в виде песни.
«POV» (от англ. Point of view) - повествование от первого лица одного из героев.
«Profic» - профессиональные художественные произведения, в которых различные авторы описывают приключения героев в мире, созданном кем-то другим. «Profic» пишутся с целью извлечения прибыли, продаются в книжных магазинах и противопоставляются фанфикшену. В качестве примера можно привести книжные серии по вселенным «Dragonlance», «Star Wars», «Warhammer», или любой другой коммерчески успешной вселенной, авторы которой допускают франчайзинг.
«Round robin» - фанфик, созданный группой авторов, каждый из которых по очереди пишет свой кусочек. Как правило, они отличаются резким переходом между частями и несогласованностью стиля.
«RPF» (англ. real person fiction) - героями данных произведений являются реально существующие люди, как правило, знаменитости.
«RPS» (англ. real person slash) - описываются гомосексуальные отношения между реальными людьми, не заявлявшими открыто о своей гомосексуальной ориентации.
«Self-insert» («Author character»)- так называют случаи, когда автор тем или иным образом «вписывает» себя в контекст своего фанфика.
«Song-fic» - фанфик, в котором часто используется какая-либо песня (не авторства создателя фанфика).
«TWT» - в фанфике нарушена временная последовательность действия.

По соответствию оригиналу
«AU» (от англ. Alternative Universal) - есть значимые расхождения и противоречия с каноном оригинала.
«NO-AU» - расхождений с миром оригинала нет, или они спорны, либо малозначимые.
«Original fanfiction» - иногда так называют любительские произведения, которые совсем не затрагивают ни один из фэндомов или же имеют очень малую и косвенную взаимосвязь.
«Uber Fanfiction» «Uberfic» - разновидность фанфика очень приближённая к «Original fanfiction», но имеет большую связь с оригиналом. К примеру, фикрайтер использует в своём ФФ Ксену и её подругу Габриэль, хотя кроме имён и дружеских отношений всё остальное в фанфике - полностью вымысел фикрайтера, не имеющий никакого отношения к канонам оригинала.
«OOC» (от англ. Out Of Character) - есть значимые расхождения и противоречия с характерами персонажей оригинального произведении.
«OC» (от англ. Original Character) - фанфик, в котором фикрайтер создаёт уникальный образ персонажа, не входящий ни в один из фэндомов. Как правило, такие персонажи являются вторичными по отношению к фэндомным персонажам и часто взаимодействуют с ними, помогая преодолеть препятствия. Уникальные персонажи являются загадочными и не предсказуемыми, при этом совсем не похожи на образ «Мэри Сью».
«OFC» (от англ. Original Female Character) - фанфик, в котором фикрайтер создаёт уникальный образ женского персонажа.
«OMC» (от англ. Original Male Character) - фанфик, в котором фикрайтер создаёт уникальный образ мужского персонажа.
«Мэри Сью» (англ. Mary Sue), иногда «Мэрисья» или «Машка» - персонаж, согласно общему мнению, являющийся воплощением либо самого автора, либо того, какой автор хотела бы быть (явление присуще, как правило, женским фанфикам). Мэри Сью обычно сногсшибательно прекрасны и неописуемо умны. Как правило, у них весьма необычный цвет глаз и волос, сложное мелодично звучащее имя, бурное прошлое и сверхъестественные способности. Обычно они появляются, затмевают всех прочих героев, ложатся в постель с героями канона, привлекательными для автора, а затем спасают мир. Вслед за спасением мира они либо выходят за канонического героя замуж, либо погибают героической смертью. Мэри Сью является пренебрежительным определением.
«Марти Стью», он же «Марти Стю» (англ. Marty Stu) или «Морис Стю» (англ. Maurice Stu) (возможны любые мужские имена: Герти, Мэтти, вариации фамилий - Сью и Стю, иногда встречается пренебрежительный вариант Мерисей) - мужская ипостась Мэри Сью. Появляется затем, чтобы очаровать героиню. Встречается несколько реже средней Мэри Сью. Встречаются гетеро- и гомосексуальные Марти Сью.

Нет повести печальнее на свете,
Чем повесть о Фикбуке и людях, не разбирающихся в
жанрах.

Многие знают, как тяжело юным авторам подобрать характеристики к своей работе. Они путают жанры и предупреждения. В итоге, многие читатели могут увидеть вместо фантастики - фэнтези, вместо юмора - стёб и так далее.
«Ну, новички, что с них взять?» - можете сказать Вы. Однако, бывает, что такие глупые ошибки допускают и некоторые топовые авторы. Сегодня я помогу разобраться всем, что такое ООС и AU, в чём разница между ними и рассмотрю некоторые вопросы, возникающие у авторов насчет этих предупреждений.

Часть 1. Что такое ООС и AU?
Уж сколько раз твердили миру:
Пора сменить жанров описанье,
Но только всё не впрок…

Итак, не зря я начала с этого гениального стихотворения без рифмы. Давно уже пользователи жалуются на то, что объяснение для жанров составлены так, что больше половины новичков не может понять, что к чему.

На сегодняшний день определение AU на Книге фанфиков звучит так:

«AU – рассказ, в котором герои из мира канона попадают в другой мир или в другие обстоятельства, никак с каноном не связанные. Также это может быть другая развилка канонных событий»

« ООС – Out of Character , « Не в характере» - ситуация, в которой персонаж фика ведёт себя не так, как можно было бы ожидать, исходя из его описания в каноне»

Как говорится, без пол-литра не разобраться. Одни новички перечитают, разберут каждое слово, посмотрят в интернете, что к чему. Другие же напьются, бросят всё и понауказывают жанров. Потом пить будут читатели, читающие сей шЫдевр. А почему так происходит? Ответ очевиден - всё слишком нагружено и воспринять такую информацию достаточно сложно. Сейчас я попытаюсь дать короткое и понятное определение, которое поддерживается человеческим мозгом.

AU – в фанфике изменяется канон (значительно или незначительно).

ООС – характер хоть одного персонажа отличается от характера персонажа канона.

Допустим, в каноне говорится о неком Васе, который живёт в мире ИИИ. Он супергерой. Смелый, отважный, как и положено герою. Вечно спасает мир от злобного Коли.

AU:
- Ты будешь жить в аду!- прошептал Коля.
Его глаза горели от ненависти, злости. Он видел, в каких муках погибал его вечный соперник. Видел всё, что так долго мечтал увидеть.
- Теперь я захвачу всю Землю! – вскричал Николай, разразясь в смехе.

Что мы имеем? По канону в этой битве должен был победить Вася. Но автор решил отдать предпочтение Коле. Итого: Любое изменение канона – это AU.

ООС:
- Вася, Вася, Коля уничтожит город, если ты сейчас же не придёшь нам на помощь,- в панике сказала Анна.
- Не могу, мне лень,- промямлил Вася, продолжая переключать каналы.

То есть, по канону Вася должен был полететь спасать мир, так как он храбрый и смелый герой. Но автор решил сделать его апатичным, пассивным и ленивым. Итого: Изменение характера персонажей и есть ООС.

Часть 2.
Люблю Фикбук всё я, но странною любовью,
Его не победит рассудок мой…

Вы знакомитесь со второй частью этой статьи. Здесь мы узнаем, что думают насчёт ООС и AU обитатели Фикбука. Для того, чтобы создать эту часть, мне пришлось опросить девять человек: из них – три ЙАшки, три беты и три автора. Они отвечали на одни и те же вопросы. И сейчас я представлю вашему вниманию результаты исследования.

1 вопрос: В чём разница между ООС и AU?
Стартовый вопрос штандарт , который завалили многие ЙАшки (в количестве две штуки). Авторы и беты справились с этим заданием. Но хочется обратить внимание на то, что некоторые беты допускали грамматические ошибки в своих ответах, причём настолько элементарные, что элементарнее некуда.

А теперь рассмотрим ответы наших любимых ЙАшек.

Цитата: «Ну, даже не знаю. Я здесь вообще не давно и думаю ООС это когда канон не в характере. То есть ведёт себя по другому, а AU это когда канон попадает в другой мир или ну не знаю...=.=(если не правильно поправь плиз)» (прим. беты: *нервно пьёт валерьянку, предполагая возраст автора цитаты*)

Прочитав данную цитату, читатели нажали на крестик в правом верхнем углу экрана и начали молится Христу, Аллаху, Будде, Яриле, на всякий случай.

Во-первых, обилие ошибок поражает. Во-вторых, хочется всех спросить кое-что у моего любезного читателя, который ещё не закрыл эту статью. Вы что-то поняли? И ещё один вопрос: что происходит с каноном? Куда он попадает?

На этом мы забываем данную ЙА, как страшный сон, и начинаем рассматривать вопросы, связанные с ООС и AU.

Первый вопрос, который мы рассмотрим: « Стоит ли указывать жанр AU, если фанфик относится к временному промежутку, не освещённому в каноне?»

Думаю, не всем понятно, что имеется в виду. Для этого вспомним некоторые американские фильмы. Нам показывают события из детства героев, а затем переносят на несколько лет в будущее (например, спустя пятнадцать лет). Вот эти пятнадцать лет и не являются освещенными в каноне. И если Вы решили написать про это время в жизни героев, то, наверняка, задумаетесь: а стоит ли ставить AU? С одной стороны вы не изменяете канон, но с другой стороны вы можете добавить новых персонажей или добавить какие-то события, которые никак не повлияют на канон.

Мнения опрашиваемых очень сильно разнились. Одни утверждали, что жанр AU здесь должен быть обязательно, другие категорически были против того, чтобы указывать данный жанр. Но большинство всё же сомневалось.

Из всего многообразия ответов на эту тему стало понятно, что абсолютное множество считает – если вы не нарушаете при создании такого фанфика канонные события, то можно и не указывать данный жанр.

Второй вопрос звучал так: В каких случаях можно ставить в ориджиналах жанр AU?

Лишь некоторые не смогли сформулировать чёткой позиции по данному вопросу. Почти каждый, кто был опрошен, ответил однозначно. Многие считают, что нужно ставить жанр AU, если герой попадает в другой мир, созданный фикрайтером. Так же утверждают, что обязательно должны присутствовать нереальные события (имеется в виду "Мир меча и магии"). Но при таком объяснении возникает вопрос: какой канон ломается? Ведь ориджиналы – это канон, придуманный автором. Почему бы не отметить жанр фэнтези, мифические существа и так далее? Это мнение оставляет за собой множество вопросов. Но был один ответ, который меня полностью удовлетворил.

Цитата: «По-моему, в Ориджиналах можно поставить AU, если действие происходит именно в НАШЕМ мире (не Фэнтези) и, например, не свершилось/свершилось какое-либо событие. Например, во Второй Отечественной Войне победа оказалась не за нами (не дай Бог, конечно)…»

Согласитесь, объяснение более рациональное, чем фэнтези. У нас имеется своеобразный канон – определённые исторические события, которые мы переиначиваем. Здесь без AU уже никак не обойтись.
На этом мы заканчиваем с AU и переходим к «самому любимому» предупреждению всех читателей – к ООС.

Следующий рассматриваемый вопрос таков: Необычные пейринги – всегда ООС?

И касаемо этого вопроса мнения разошлись.

Почему необычные пейринги – это всегда ООС?

Многие читатели уверены в том, что необычный пейринг – это всегда ООС. Из-за этого даже достаточно хорошие работы, написанные неплохо и сто тысяч раз перепроверенные бетой, могут иметь рейтинг намного ниже, чем работы, по сути являющиеся «бессюжетной порнухой», но по популярным канонным пейрингам.

Какие же доводы приводят в свою пользу те, кто считает, что необычные пейринги и ООС – брат и сестра?

Цитата: «… необычный пейринг это всегда ООС, потому что, исходя из определения "ООС", могу сказать, что герой ведет себя не так, как описано в каноне. Согласитесь, если Люциус влюбится в грязнокровку Грейнджер, это будет ООС, так как в каноне сказано, что Малфои ненавидят и презирают маглов и их обладающих магией детей…»

Весомый аргумент – ничего не скажешь. Но теперь дадим слово тем, кто считает, что необычные пейринги – это не всегда ООС.

Цитата: « Нельзя утверждать, что необычный пейринг – это всегда ООС. Можно сочитать несочитаемое даже не используя данное предупреждение. Например, найти обоснуй. Это может быть и какая-то общая черта у героев (например, любовь к животным), на основе которой они будут строить свои взаимоотношения…» (прим. беты: не стала исправлять в контексте, но всё же, сочЕтать несочЕтаемое)

Ещё один весомый аргумент, как Вы видите.

На самом деле и та, и другая сторона правы. Если мы возьмём за пример случай, описанный в первой цитате, то непременно поймём, что без ООС нельзя обойтись. Но если допустить, что мы пейрингуем людей близких по духу, интересам, то можно обойтись и без данного предупреждения. Таким образом всё зависит от того, насколько сильно персонажи разные.

И последний вопрос, который я рассмотрела в своей статье - Как сделать ООС привлекательным для читателя?

Ни для кого не секрет, что ООС у нас мягко говоря недолюбливают. Ведь все знают те самые слащавые фанфики ЙАшек с Мэри Сью, которые могут спокойно попирать наших любимых героев, в которых девушка с ангельским характером превращается в стерву и тд. Но ООС, как известно, бывает совершенно разный.

«… можно сделать ООС привлекательным лишь тогда, когда он в меру, когда ООС придает особое очарование фанфику" - говорит бета. Но сильный ООС не нравится никому. Не думаю, что кому-то понравится, когда из любимого брутального персонажа получается в руках «умелого мастера» какая-то размазня. Но тем не менее ООС не заслужил того, чтобы от него так шугались авторы и читатели.

«Вот это уже, думаю, зависит от самой аудитории. Некоторым нравятся OOC"ные канонные персонажи, другая часть не переносит, когда их любимого героя изменяют хотя бы на капельку. Я, лично, пытаюсь придерживаться канона характеров персонажей, ибо большинство из моей аудитории одобряет это…» - рассказывает автор.
На самом деле так поступают многие на Книге Фанфиков. Ведь потеря аудитории для любого автора смерти подобно. Есть, конечно, храбрецы на нашем ресурсе. Но обычно их травят и, в итоге, они уходят с Книги Фанфиков.

Хотелось бы завершить обсуждение цитатой в защиту ООС:

«У всех разные интересы, и некоторым нравится, когда у героя противоположенный канону характер. Думаю, если кому-то не нравятся такие отступления, ООС не будет для него привлекательным, как ни старайся».

Вывод: ООС и AU, по сути, стали изгоями среди жанров и предупреждений на книге фанфиков, что достаточно прискорбно. Но даже эти жанры найдут своего читателя.

Фанфик (от англ. fan - поклонник и fiction - художественная литература) - разновидность творчества поклонников популярных произведений искусства (так называемого фан-арта в широком смысле этого слова), производное литературное произведение, основанное на каком-либо оригинальном произведении (как правило, литературном или кинематографическом), использующее его идеи сюжета и (или) персонажей. Фанфик может представлять собой продолжение (сиквел ), предысторию (приквел ), пародию, «альтернативную вселенную», кроссовер («переплетение» нескольких произведений), и так далее.

Бета (Beta) – человек, который читает фанфик перед публикацией и помогает сделать его лучше. Предложения беты могут касаться как простых вещей, вроде орфографии и пунктуации, так и более сложных – характеристик героев, удаления или добавления отдельных сцен, и так далее.

Бета-ридер (Beta-reader) иногда также называемая гаммой – бета, которая занимается литературной вычиткой текста

Дисклеймер (англ. disclaimer) - предупреждение, в котором автор сообщает читателям (и в особенности правообладателю), что фанфик или сайт, о котором идет речь, был создан не с целью извлечения прибыли, и указывает, кому именно принадлежат права на использованных персонажей.

Предупреждение (англ. warning) - предупреждения о содержании фанфика, если есть возможность возникновения по какой-либо причине неприятия у читателей (слеш, OOC, AU, нецензурная лексика, смерть персонажа и тому подобное).

Рейтинг (англ. rating) - неформальная система определений, принятая авторами фанфиков для того, чтобы дать читателю предварительное представление о том, чего ожидать, а также о том, насколько содержание фанфика или фан-арта пригодно для определенных возрастных групп.

Обычно используется следующая шкала (по возрастающей):

G (General) - фанфики, которые можно читать кому угодно.

R (Restricted) - фанфики, в которых присутствуют секс и насилие, нецензурная лексика.

Иногда встречаются обозначения PG-15 или NC-21 - они выпадают из принятого списка, значения по аналогии с PG-13 или NC-17, соответственно.

NC-21 – в фанфике есть детальное описание жестокости и секса, различных извращений как моральных, так и физических. На большинстве ресурсов такие фанфики запрещены.

Пейринг (англ. pairing) - графа обычно используется для любовных жанров фанфика, описывающих романтические и/или сексуальные отношения. Эта строка в шапке позволяет определить, какие персонажи окажутся по ходу действия вовлечены в такие отношения. Пары записываются через косую черту - слэш (Первый персонаж/Второй персонаж). Хорошо известных персонажей канона обычно обозначают инициалами. В жаргонах фэндомов обычно есть слова, обозначающие известные пейринги.

Драббл (Drabble) - отрывок. Часто просто сцена, зарисовка, описание персонажа. Иногда под драбблом подразумевают короткую (в сто слов) историю, имеющую двойной подтекст и/или неожиданный конец.

Виды фанфиков:

По наличию в сюжете любовной линии:

«Джен» (от англ. general audience) - любовная линия отсутствует или малозначима, «просто приключения». Термин появился из сокращенного «general audience», любая аудитория, и восходит к системе рейтингов, принятых в кино.

«Гет» (от «гетеросексуальный») - любовная линия определяющая, описываются отношения между разнополыми героями.

«Слэш» , или «слеш» (от англ. slash - значок косой черты) - фанфик, в котором присутствуют романтические и сексуальные отношения между представителями одного пола, фанфик, содержащий описания или упоминания о гомосексуальном поведении или чувствах. Согласно легенде, термин произошел от обычая объединять персонажей наклонной чертой (слэшем) в графе пейринг.

Фем-слэш (англ. fem-slash) - фанфик, в котором описаны романтические и/или сексуальные отношения между женскими персонажами.

По соответствию реалиям мира оригинала:

«AU» (от англ. Alternative Universal) - есть значимые расхождения или даже противоречия с миром оригинала.

«не-AU» (не имеют специального жаргонизма) - расхождений с миром оригинала нет, или они спорны либо малозначимы.

По соответствию характера героев фанфика их характеру в оригинале:

«OOC» (от англ. Out Of Character) - есть значимые расхождения или даже противоречия с характерами в оригинальном произведении.

«В характере» - расхождений с характерами героев в оригинале нет, или они спорны либо малозначимы.

Мэри Сью (англ. Mary Sue) - оригинальный персонаж, согласно общему мнению, являющийся воплощением либо самого автора, либо того, какой автор хотела бы быть (явление присуще только женским фанфикам). Ярко выраженную классическую Мери-Сью не так сложно узнать, поскольку она обязательно ослепительно прекрасна и необычайно умна. Традиционно, у нее необыкновенная внешность – не просто красивая, а оригинальная и с изюминкой, как автор это понимает. Зовут Мери-Сью либо как автора, либо сложным оригинальным именем. Если формат канона позволяет, то у Мери-Сью есть еще и какие-нибудь невероятные магические способности. Появившись среди канонических героев, Мери-Сью всех затмевают своей красотой и талантами, вызывают уважение положительных героев, зависть отрицательных и безумный восторг всех представителей противоположного (а в слэше – и своего) пола. Потом они-таки закручивают роман с теми героями канона, которые больше всего нравятся автору, ну и наконец спасают мир, открывают древние тайны, мирят принципиальных врагов, убивают главного злодея и т. д. После спасения мира они счастливо выходят замуж за любимого героя автора… ну а у особо «оригинальных» авторов – погибают героической смертью под дружные рыдания всех персонажей.

Марти Стью , он же Марти Стю (англ. Marty Stu) или Морис Стю (Maurice Stu) - мужская ипостась Мэри Сью. Появляется затем, чтобы очаровать героиню. Встречается несколько реже средней Мэри Сью.

OFC (сокращенное Original Female Character) – «Оригинальный женский персонаж». Как правило, появляется в фанфике для романтических отношений с каноническим персонажем. В русских фандомах чаще используется аббревиатура НЖП – новый женский персонаж. С НЖП надо быть осторожными – они все время рискуют превратиться в Мери-Сью.

Соответственно НМП - новый мужской персонаж.

«Жанр» - особая пометка об общем «настроении» фанфика.

Общие жанры:

Экшен , Экшн (Action) - фанфики с динамичным сюжетом, много действий, мало загадок и отношений героев.

Юмор (Humour) - юмористический фанфик.

Пародия (Parody) - пародия на оригинальное произведение.

Дарк или Даркфанфик (Dark, Darkfic) - рассказ с огромным количеством смертей и жестокостей.

Deathfic - фанфик, в котором один или несколько героев умирают.

POV (Point of view) - «точка зрения», повествование от первого лица одного из героев.

Смарм (Smarm) - фанфик, в котором один персонаж дает понять, словом или делом, как важна для него дружба (без намека на романтические или сексуальные отношения) с другим персонажем.

Любовные жанры:

Романтика (Romance) - фанфик о нежных и романтических отношениях. Как правило, имеет счастливый конец.

Драма (Drama) - романтическая история с печальным финалом.

Ангст (Angst) - это сильные переживания, физические, но чаще духовные страдания персонажа, в фанфике присутствуют депрессивные мотивы и какие-то драматические события.

Флафф (Fluff) - это тёплые, ничем не омраченные отношения между персонажами. Романтика, романтика и еще раз романтика.

Прочие жанры:

H/C (Hurt/comfort) - «Кнут и пряник», фанфик, в котором один персонаж, так или иначе, страдает, а другой приходит ему или ей на помощь.

ER (Established Relationship) - установившиеся отношения между героями.

PWP (Porn without Plot - дословно: порнография без сюжета; или «Plot, what Plot?» - дословно: Сюжет? Какой сюжет?) - бессюжетное порно, незатейливый минимальный сюжет, где основной упор делается на постельные сцены.

BDSM (Bondage, Domination/Discipline, Sadism, Masochism) – сексуальная практика, включающая в себя принуждение, сексуальное рабство, садомазохизм и иные действия, связанные с сознательным причинением боли или ограничением свободы с целью получения сексуального удовлетворения

Смат (Smut) – фанфик, не описывающий ничего, кроме секса между действующими лицами. Обычно помечается рейтингом NC-17.


Основные понятия

Фэндом (англ. fandom - букв. фанатство) - название неформальных (как правило) субкультурных сообществ, участники которых объединены каким-то единым интересом или хобби - пристрастием к определённому жанру в искусстве, писателю, актёру, спортсмену и так далее. Реже этим же словом определяют всю совокупность источников, относящихся к произведению или описанному в одном или нескольких произведениях альтернативному миру.
Канон (canon) - все факты, содержащиеся в оригинальном произведении, которое является первоисточником в данном фэндоме.
Фанон (fanon) - набор широко признаваемых фактов в каждом отдельном фэндоме, которые могут и не содержаться в каноне. Обычно эти факты так часто упоминаются в фанфиках и при этом настолько хорошо вписываются в канон, что большинством фанатов воспринимаются как должное.
Фанфикшен , сокр. фанфик , фик , ФФ (от англ. fan - поклонник и fiction- художественная литература) - литературное творчество поклонников популярных произведений, как правило, литературных или кинематографических, использующее идеи их сюжета и (или) персонажей.
Фан-арт (fan-art) - художественное творчество поклонников по мотивам канона или фанфикшена. Включает в себя рисунки, коллажи, фан-видео, комиксы, графику, обои, аватары, и другое.
Фансервис (англ. fan service - бесплатные услуги, бесплатное дополнение) - изобразительный прием в каноне для создания определенного подтекста, чаще всего сексуального характера. Включение в сюжетный ряд определённых сцен или ракурсов, которые не являются сюжетообразующими, но рассчитаны на определённый отклик у основной целевой аудитории с целью повышения заинтересованности и/или привлечения потенциальных зрителей.

Джен (gen, от англ. general - основной) - любовная линия отсутствует или малозначима. Просто приключения.
Гет (het, от англ. heterosexual - гетеросексуальный) - любовная линия определяющая, описываются отношения между разнополыми героями.
Слэш , или слеш (от англ. slash - значок косой черты) - описание романтических и/или сексуальных отношений между представителями одного пола. Как правило, но не обязательно, в каноне эти отношения отсутствуют и даже отсутствуют прямые указания на гомосексуальность задействованных персонажей.
Другие возможные обозначения слэша:
-яой (YAOI - сокр. от яп. yama-nashi (without climax), ochi-nashi (without a conclusion) and imi-nashi (without content) – ни кульминации, ни заключения, ни содержания) - термин из японской манги и аниме, где изображаются гомосексуальные отношения между мужчинами
-сенен-ай (от яп. shounen ai - юношеская любовь) - термин из японской манги и аниме, где изображаются романтические, но не сексуальные отношения между юношами или молодыми мужчинами, в настоящее время в Японии в этом значении чаще употребляется термин Boys Love, а сенен-ай обозначает гомосексуальные отношения в обычной жизни
-М+М (М/М) - мужчина+(/)мужчина, Man+(/)Man
-Male Love - мужская любовь
-Boys Love - юношеская любовь
Фэм-слэш , сокр. фэм (англ. femmeslash) - описание романтических и/или сексуальных отношений между женскими персонажами. Другие варианты: юри (от яп. yuri - лилия) - термин с тем же значением в манге и аниме.
Ориджинал , сокр. оридж (оriginal) - любительское литературное произведение, автор которого не извлекает материальной выгоды от публикации. Ориджинал не относится ни к какому канону, авторские права на него полностью принадлежат создателю. В сетевой культуре ориджиналы принято оформлять так же как фанфикшен, с указанием рейтинга, жанра, пейринга и т.д. Разница между ориджиналом и "настоящей литературой" условна и малоизученна.
Гей-ориджинал (gay-original) - рассказ, в котором основные персонажи являются геями. Любовная линия необязательно является доминирующей или вообще отсутствует.
Слэш-ориджинал (slash-original) - преобладают описания романтических и/или сексуальных отношений между персонажами одного пола. Зачастую в таких рассказах персонажи изначально не являются геями и "голубеют" по ходу сюжета.
РПФ (RPF, англ. real person fiction) - героями данных произведений являются реально существующие люди, как правило, знаменитости.
РПС (RPS, англ. real person slash) - описание гомосексуальных отношений между реальными людьми, вне зависимости от их сексуальной ориентации. Данная категория является самой уязвимой в плане законности, т.к. зачастую реальным людям приписываются несуществующие романы и нетрадиционная ориентация, что может повредить их репутации.
Профанфик , профик (profic) - профессиональные художественные произведения, в которых различные авторы описывают приключения героев в мире, созданном кем-то другим. Профики пишутся с целью извлечения прибыли, продаются в книжных магазинах и противопоставляются фанфикшену. В качестве примера можно привести книжные серии по вселенной "Dragonlance" или по "Звездным войнам".

Оформление фанфика

Автор , или альфа (аlpha) - имя или ник автора фика.
Переводчик - имя или ник переводчика (графа используется только для переводных фанфиков).
Бета , бета-ридер (beta, beta-reader) - имена или ники людей, редактировавших или помогавших редактировать авторский текст. Бета редактирует стилистику, орфографию и пунктуацию. Иногда встречается Корректор - человек, в основном, отвечает только за исправление знаков препинания.
Гамма , гамма-ридер (gamma, gamma-reader) - ответственный за смысловое содержание фика. Гамма вылавливает фактические ошибки, противоречия в сюжете. Может подготавливать предметную область фика, например, исторические справки.
Название
Оригинальное название (графа используется только для переводных фанфиков).
Ссылка на оригинал (графа используется только для переводных фанфиков).
Разрешение на перевод (графа используется только для переводных фанфиков).
Категория - статус фанфика, наличие любовных отношений между персонажами.
Рейтинг (англ. rating) - неформальная система определений, принятая авторами фанфиков для того, чтобы дать читателю предварительное представление о том, чего ожидать, а также о том, насколько содержание фанфика или фан-арта пригодно для определенных возрастных групп. Рейтинги основаны на шкале американской киноассоциации.
Пейринг (англ. pairing - парный) - графа обычно используется для любовных жанров фанфикшена, описывающих романтические и сексуальные отношения. Эта строка в шапке позволяет определить, какие персонажи окажутся по ходу действия вовлечены в такие отношения. Пары записываются через косую черту - слэш (Первый персонаж/Второй персонаж), обычно инициатор отношений (либо активный партнер) пишется первым. Хорошо известных персонажей канона обычно обозначают инициалами. В жаргонах фэндомов обычно есть слова, обозначающие известные пейринги.
Персонажи (Involving) - список всех героев, что задействованы в тексте. Используется редко.
Жанр - отметки об общем настроении фанфика, его отношении к канону, наличии особых сюжетов.
Размер - объем фанфика. Указывается в принятых обозначениях или по количеству слов.
Тайминг , или таймлайн (англ. timing, timeline) - указание, в каком месте канона происходит действие фанфика.
Дисклеймер , или Отказ от прав (англ. disclaimer) - предупреждение, в котором автор сообщает читателям (и в особенности правообладателю), что фанфик или сайт, о котором идет речь, был создан не с целью извлечения прибыли, и указывает, кому именно принадлежат права на использованных персонажей.
Предупреждение , или варнинг (англ. warning) - предупреждения о содержании фанфика, если есть возможность возникновения по какой-либо причине неприятия у читателей (слэш, OOC, AU, нецензурная лексика и тому подобное).
Описание , или саммари (англ. summary) - краткое описание фанфика, аннотация. Другое обозначение - Teaser.
Комментарии - пометки, посвящения, благодарности, другие отметки автора.
Статус , или состояние - информация о стадии написания фанфика.
Размещение - запрещение или разрешение автора на републикацию произведения в других местах, и на каких условиях.

G (General - основной) - фанфики, которые можно читать кому угодно.
PG (Parental Guidance - с родительского разрешения) - можно читать с родительского разрешения детям до двенадцати лет.
PG-13 - можно читать с родительского разрешения детям старше тринадцати лет. Могут содержаться намеки на секс, 1-2 нецензурных слова.
R (Restricted - ограниченный) - фанфики, в которых присутствуют секс и насилие, нецензурная лексика.
NC-17 (No Children) - нельзя читать детям до 18 лет. Графическое описание секса и/или насилия, различные перверсии. Эквивалентен обозначению Х в кино.
Иногда встречаются обозначения PG-15 или NC-21 - они выпадают из принятого списка, значения по аналогии с PG-13 или NC-17, соответственно.
прим.: Насколько я знаю, NC-21 воспринимается в основном как полностью самостоятельный рейтинг

Размеры и временные рамки фанфиков

Макси (max)- большой фанфик. Размер часто превышает средний роман. Примерно от 70 машинописных страниц.
Миди (midi) - средний фанфик. Примерный размер: от 20 до 70 машинописных страниц.
Мини (min) - маленький фанфик. Размер от одной машинописной страницы до 20.
Драббл (drabble) - отрывок. Часто просто сцена, зарисовка, описание персонажа. Иногда под драбблом подразумевают короткую (в сто слов) историю, имеющую двойной подтекст и/или неожиданный конец.
прим.:"Сто слов" - весьма приблизительный размер. Драбблы бывают и по две, и по три страницы полноценного текста. А иногда и больше. Тут всё зависит исключительно и только от автора и от его восприятия конкретного произведения.
Виньетка (vignette) - очень короткая история, включающая в себя какую-то одну мысль (описание чувств, внутренний монолог, небольшое событие).
Фиклет (ficlet) - короткий одночастный фанфик.

Дилогия (ambilogy)- серия из двух фанфиков, как правило, два макси-фанфика.
Трилогия (trilogy of novels) - серия из трёх фанфиков.
Сиквел (sequel) - продолжение фанфика.
Приквел (prequel) - описание событий, которые случились с героями до событий другого фанфика.
Вбоквел - ответвление от сюжета другого фанфика.
прим.: Лично меня "вбоквел" чуть ли не до истерики довёл, когда в первый раз читала XD

Преканон (pre-canon или pre-series) - события фанфика происходят до событий канона.
Постканон (post-canon или post-series) - события фанфика происходят после событий канона.

WIP (Work in progress - в стадии производства) - часть уже опубликована, но ожидается (и оно должно быть) продолжение. То же, что TBC (To Be Continued - продолжение следует).
Сериал (serial) - цикл фанфиков.

Жанры фанфикшена

Драма (drama) - напряженные отношения между персонажами, конфликты.
Романтика (romance) - фанфик о нежных и романтических отношениях. Как правило, имеет счастливый конец.
Ангст (нем. angst - страх, беспокойство, тоска, депрессия) - это сильные переживания, физические, но чаще духовные страдания персонажа, в фанфике присутствуют депрессивные мотивы и какие-то трагические события.
Экшен , экшн (action) - фанфики с динамичным сюжетом, доминируют приключения, а не чувства героев.
Юмор (humour) - юмористический фанфик.
Пародия (parody) - пародия на оригинальное произведение.
Кроссовер (crossover, или x-over, X/O) - фик, в котором задействованы персонажи и/или реалии более чем из одного фэндома.
Ретеллинг (англ. retelling - пересказ) - когда персонажи канона попадают на место героев другого произведения. В отличие от кроссовера, ретеллинг воспроизводит прежде всего сюжет альтернативного произведения, и может даже дословно цитировать до 80 процентов его текста.
Гапфиллер (англ. gap - промежуток filler - наполнитель) - пересказ очень близко к канону, с дополненительными подробностями.
Эссе (essay) - написанные фанатами публицистические тексты по темам фэндома. Бывают как юмористическими, так и вполне серьезными.
Дарк , или даркфанфик (dark, darkfic) - рассказ, содержащий сцены жестокости, сексуального насилия, смерть персонажей.
Десфик (deathfic) - фанфик, в котором один или несколько героев умирают.
ПОВ (POV, point of view - точка зрения) - повествование от первого лица одного из героев.
Смарм (англ. smarm - лесть) - фанфик, в котором один персонаж дает понять, словом или делом, как важна для него дружба (без намека на романтические или сексуальные отношения) с другим персонажем.
Смат (англ. smut - непристойность) - фик, не описывающий ничего, кроме секса между действующими лицами. Обычно помечается рейтингом NC-17.
Флафф (fluff) - это тёплые, ничем не омраченные отношения между персонажами.
Hhjj (happy happy joy joy - о радость, о счастье!) - пренебрежительное название фика, в котором отсутствуют противоречия, придающие сюжету привлекательность, а персонажам все слишком легко удается. Конец непременно счастливый.
Филк (filk) - фанфик в виде песни.
Сонгфик (англ. song-fic) - фанфик, в котором пространно (занимает сравнимый с авторским текстом объем произведения) цитируется какая-либо песня (не авторства создателя фанфика).
Hurt/comfort (Н/С, НС - кнут и пряник) - фанфик, в котором один персонаж, так или иначе, страдает, а другой приходит ему или ей на помощь. То есть, автор сначала издевается над персонажем, а потом его жалеет. Обычно с помощью другого персонажа.
Established Relationship (ER) - установившиеся отношения между героями.
ПВП (PWP, porn without plot - порнография без сюжета; или plot, what plot? - сюжет? какой сюжет?) - бессюжетное порно, незатейливый минимальный сюжет, где основной упор делается на постельные сцены.
БДСМ (BDSM - Bondage, Domination/Discipline, Sado-Masochism) - отношения, в которых партнеры сознательно и добровольно принимают на себя роль господина или раба. Включает в себя ролевые игры и сексуальные практики, связанные с ограничением свободы, принуждением, унижением, наказанием, садомазохизмом и иным причинением боли с целью получения психологической разрядки и/или сексуального удовлетворения.
Ваниль (vanilla) - фанфик, описывающий сексуальные отношения без BDSM (используется в сообществах, где основная масса подобных фанфиков использует садомазохистские мотивы).
Грейпфрут (grapefruit) - обозначает фанфик, в котором присутствует насилие или принуждение к сексуальному акту. Согласно легенде, определение произошло от «g-rape-fruit».
Лимон (lemon) - графическое описание сексуальных сцен. Соответствует рейтингу NC-17.
Лайм (lime) - эротическое содержание. Соответствует рейтингу R.
Цитрус (citrus) - фанфикшен категории лимон (lemon), лайм (lime) и грейпфрут (grapefruit) - то есть все те, где присутствует секс.
Домашняя дисциплина , ДД (DD, англ. domestic discipline) - фанфик, в котором присутствуют телесные или моральные наказания, связанные с сексуальными отношениями героев. Это не то же, что BDSM, хотя обе категории тесно связаны.
Занавесочная история (англ. сurtain story) - рассказ, как правило, слэш, в котором пара ведет себя преувеличенно по-домашнему, например, выбирает занавески для спальни.
Threesome (англ. threesome - трое) - отношения втроем, секс втроем, тройничок.
Хоррор (англ. horror - ужас, страх) - фик с пугающим содержанием.
Кинк (англ. kink - странность, ненормальность, отклонение) - содержит описания, могущие шокировать читателя, как правило, связанные с насилием и нетрадиционными сексуальными практиками. Также означает извращенное удовольствие.
Сквик (squick, от англ. someone else’s kink - со странностями и icky - неприятный) - тошнотворный, вызывающий отвращение. Антоним кинка.
Крэк (англ. crack - шутка) - фанфик, основанной на немного безумной шутке или предположении.
МПРГ , или мпрег (Mpreg от англ. male pregnancy - мужская беременность) - слэш-рассказ, в котором, вопреки законам природы, мужской персонаж беременеет и, возможно, даже рожает. По некоторым источникам, традиция мпрега в слеше зародилась в фэнтэзийных фэндомах, в которых действуют сверхъестественные персонажи - не-люди (эльфы, хоббиты, инопланетяне и др.), либо практикуется магия.
Нон-кон (non con, n/c или nc, сокр. от англ. non-consensual sexual intercourse - недобровольное сексуальное взаимодействие) - в фике присутствуют сцены изнасилования или иного принуждения к сексуальному акту.
Даб-кон (dub con, сокр. d/c, dc, от англ. dubious consent - сомнительное согласие, "и хочется и колется") - когда один из партнеров неуверен, либо подавляет свои сексуальные потребности, а другой его убеждает с помощью, иногда жестокого, давления. В результате оба достигают удовлетворения.
ЮСТ (UST от англ. unresolved sexual tension - неразряженное сексуальное напряжение) - фанфик, в котором герои много думают (мечтают) о возможной сексуальной близости, но по каким-либо причинам не делают этого.
РСТ (RST от англ. resolved sexual tension - разрядка сексуального напряжения) - то, что происходит после ЮСТ-а.
Первый раз (first time) - описание первого сексуального/гомосексуального опыта.
Ченслэш (chanslash) - слэш-фик, в котором один из героев значительно младше другого, возможно, даже не достигает совершеннолетия.
Инцест (Incest) - сексуальное взаимодейстивие между членами семьи. Различают вертикальный - отношения между старшим и младшим поколением, и горизонтальный инцест - отношения между родственниками в одном поколении.
Твинцест (twincest) - инцест между близнецами.

Обозначения соответствия фанфика канону

АУ (AU, от англ. alternative universal - альтернативная вселенная) - есть значимые расхождения или противоречия с каноном. К АУ также относят фики, в которых оригинальные герои или реальные люди переносятся в другую реальность, историческую эпоху, новый сюжет, и др., при этом они могут сменить некоторые личные данные.
Не-АУ, или "в каноне" (in canon) - расхождений с миром оригинала нет, или они спорны либо малозначимы.
OOC (OOC, от англ. out of character - не в характере) - есть значимые расхождения или даже противоречия с характерами в оригинальном произведении.
Не-ООС , или "в характере" (англ. in character) - расхождений с характерами героев в оригинале нет, или они спорны либо малозначимы.
OC (ОС, от англ. original character - oригинальный персонаж) - с наличием персонажей, придуманных автором фанфика.
ОФС , ОЖП (OFC, от англ. original female character - oригинальный женский персонаж) - часто, но не всегда, превращается в Мэри Сью.
ОМС , ОМП (OMC, от англ. original male character - oригинальный мужской персонаж) - часто, но не всегда, превращается в Марти Стью.
Вписка (англ. self-insertation) - так называют случаи, когда автор тем или иным образом "вписывает" себя в контекст своего фанфика. Не обязательно Мэри Сью или Марти Стью, но близкое явление.
Мэри Сью (англ. Mary Sue), иногда Мэрисья или Машка - первоначально, оригинальный персонаж, согласно общему мнению, являющийся альтер-эго автора фанфика. В широком смысле - пренебрежительное обозначение любого слишком навязчивого персонажа, который "тянет на себя одеяло". Выделяются два основных вида Мэри Сью: 1) идеальная героиня, объект вожделения всех остальных персонажей; 2) эмо-Мэри Сью, требующая внимания и заботы со стороны других героев. Оба вида могут сочетаться в одном персонаже и проявляться по обстоятельствам.
Марти Стью , он же Марти Стю (англ. Marty Stu) или Морис Стю (Maurice Stu) (возможны любые мужские имена: Герти, Мэтти, вариации фамилий - Сью и Стю, иногда встречается пренебрежительный вариант Мерисей) - мужская ипостась Мэри Сью.

Термины, относящиеся к пейрингам

Актив/Пассив, Акт/Пас - активный и пассивный партнер в однополой паре.
Топ/Боттом - активный и подчиненный партнер в лексиконе BDSM.
Дом/Суб (Dominance/Submission) - доминантный и подчиняющийся партнер в BDSM.
Сэмэ/Укэ - активный и пассивный партнер в яой-терминологии.
АТГ (ATG, any two guys - любые два парня) - слэш-термин, означающий, что история, о которой идет речь, может быть написана о любой паре. В таких фиках, как правило, отсутствуют характеристики героев. Этим термином часто описывают PWP самого низкого уровня. Если вы можете без ущерба для сюжета и понимания заменить имена персонажей любыми другими двумя именами – перед вами истинный ATG-фик.
EIG (everyone is gay - кругом одни геи) - фик, в котором всем основным персонажам приписывается нетрадиционная ориентация, без каких-либо объяснений со стороны автора и независимо от того, что говорится по этому поводу в каноне.
ОТП (OTP, one true pairing - единственный стоящий пейринг) - единственный пейринг, который считается ценным/разумным/интересным в определенном фэндоме с точки зрения отдельного фаната или группы фанатов.
WNGWJLEO (we"re not gay we just love each other - мы не геи, мы просто любим друг друга) - довольно слабое объяснение того, почему два ранее абсолютно гетеросексуальных персонажа вдруг накрепко приклеились друг к другу.

Другие полезные термины

Челлендж (англ. сhallenge - вызов) - приглашение написать фик, включающий в себя какие-то определенные мотивы и условия.
Fuh-Q-Fest - явление, напрямую связанное с челленджем. В принципе, это сайты, изначально закрученные вокруг одного персонажа или сочетания персонажей, где публикуются фики, написанные в качестве ответа на тот или иной челлендж.
Round robin – фик, созданный группой авторов, каждый из которых по очереди пишет свой кусочек. Удачные round robins - большая редкость. Как правило, они отличаются резким переходом между частями и несогласованностью стиля, впрочем, некоторые умудряются извлечь художественную пользу даже из этого. Обычно round robin не представляет интереса ни для кого, кроме самих участников и их ближайших друзей.
Шапка , или вводная (header) - находится обычно в начале фика, в ней автор дает краткую информацию о своем произведении.
Фидбэк (англ. feedback - ответная реакция) - комментарии читателей на фанфик, обсуждения, критика, рекомендации.
Обоснуй , он же зверь-обоснуй, или абаснуй (иск. русс.) - требование к собеседнику подкрепить своё мнение фактами, логикой или хотя бы общепринятыми истинами. В фанфикшене: факт в каноне, послуживший формальным поводом для сюжета фанфика.
Злобный автор (досл. англ. evil author) - это когда автор вписывается в фик именно как “автор” или использует свой писательский псевдоним. Прием используется в основном для достижения комического эффекта.
Шелуха (англ. peel story) - пренебрежительное отношение к фанфику, в котором, по мнению читателя, нет ничего интересного.
Caveat lector - читайте (или смотрите) на свой страх и риск!
Plot bunny - выскочившая ниоткуда идея, сюжет для фика.
Шип (ship, сокр. от англ. relationship - отношения) - изначально термин относился только к гетовым фикам.
Шиппер (shipper) - поклонник одного определенного пейринга. Существуют шипперы, предпочитающие строгое распределение ролей в паре или строго определенную эмоциональную окраску отношений. Например, “I’m a romantic Harry/Draco shipper”.
Кавай (от яп. kawaii - милый, прелестный, хорошенький) - слово из жаргона поклонников яоя, означает крайнюю степень умиления.
Свун (англ. swoon - обморок) - крайняя степень восхищения и обожания.
Метросексуал (metrosexual от англ. metropolitan - столичный и sexual) - термин для обозначения современных мужчин любой сексуальной ориентации, имеющих ярко выраженный эстетический вкус и тратящих подчас много времени и денег на совершенствование своего внешнего вида и образа жизни. Термин «метросексуал» - противоположность термину «мачо».
Броманс (bromance от англ. brother - братский и romance) - близкие, романтичнные, но не сексуальные отношения между двумя или более мужчинами. Отличается открытым проявлением интимных знаков внимания. Наиболее распространен среди западных знаменитостей.

Все больше людей интересуются фанфиками - литературными произведениями, созданными поклонниками по популярным фильмам, книгам или сериалам. Основой фанфика чаще всего служит либо развитие оригинальной сюжетной линии в другом направлении, либо же создание ответвления истории в совершенно другом русле, но с задействованием персонажей из произведения.

Одним из видов фанфиков является Drabble. Этот жанр становится все более популярным. Но что такое драббл, как и когда он возник, а также об особенностях подобных произведений знает далеко не каждый.

Что такое Drabble: концепция и особенности жанра

Короткая зарисовка, изображающая одну сцену или описывающая персонажа - вот что значит драббл. Также нередко к жанру относят небольшие истории, которые состоят всего из 100 слов. Особенность таких историй - непредвиденная концовка или наличие скрытого подтекста.

Главным критерием драббла является его завершенность. Такая история, несмотря на лаконичность, должна содержать структуру полноценного произведения, иметь завязку, кульминацию и развязку. Она должна нести смысл и быть полезной. Кроме того, драббл пишется в художественном или публицистическом стиле. Это не инструкция по применению, а потому он должен содержать литературные обороты и «цеплять» читателя.

История возникновения жанра

История возникновения Drabble довольно интересна. Полагают, что концепция жанра родилась в 1980 году, когда одно из сообществ университета Бирмингема создало необычную игру. Вдохновленные романом Монти Пайтона Drabble поклонники научной фантастики решили сыграть в игру на основе сюжета произведения, в котором участники должны были написать новеллу, а победителем становился тот, кто сделает это быстрее.

Чтобы в реальной жизни игра была простой и интересной, участники ввели правило, что история должна состоять из 100 слов. На написание новеллы давалось определенное количество времени, задавалась тема. Отсюда и появилась концепция 100 слов и название драббл.

Критерии создания

Мало знать, что такое драббл, чтобы его создать. Нужно еще понимать, каким критериям должна соответствовать история, чтобы она могла так назваться. Отличным примером Drabble является 55 Fiction. Это истории, состоящие из 55 слов. Автором задумки стал Стив Мосс - основатель журнала New Times. Основными требованиями являются следующие:

  • размер - ровно 55 слов;
  • наличие посыла и сюжета;
  • присутствие минимум одного персонажа;
  • наличие конфликта и его развязки.

Изначально такие истории публиковались только в журнале Стива Мосса, но вскоре стали популярным форматом изложения мыслей. А потому фанаты быстро адаптировали 55 Fiction под создание интересных фанфиков.