Болезни Военный билет Призыв

Что означает суждение. Сложные суждения и виды логических связок. Суждения по типу высказывания

Простое суждение можно разложить только на понятия.

Сложные суждения - суждения, составными частями которых являются простые суждения или их сочетания. Сложное суждение может рассматриваться как образование из нескольких исходных суждений, соединенных в рамках данного сложного суждения логическими союзами (связками). От того, при помощи какого союза связываются простые суждения, зависит логическая особенность сложного суждения.

Состав простого суждения

Простое (атрибутивное) суждение - это суждение о принадлежности предметам свойств (атрибутов), а также суждения об отсутствии у предметов каких-либо свойств. В атрибутивном суждении могут быть выделены термины суждения - субъект, предикат, связка, квантор.

  • Субъект суждения - это мысль о каком-то предмете, понятие о предмете суждения (логическое подлежащее).
  • Предикат суждения - мысль об известной части содержания предмета, которое рассматривается в суждении (логическое сказуемое).
  • Логическая связка - мысль об отношении между предметом и выделенной частью его содержания (иногда только подразумевается).
  • Квантор - указывает, относится ли суждение ко всему объёму понятия , выражающего субъект, или только к его части: «некоторые», «все» и т. п.

Состав сложного суждения

Сложные суждения состоят из ряда простых («Человек не стремится к тому, во что не верит, и любой энтузиазм, не подкрепляясь реальными достижениями, постепенно угасает»), каждое из которых в математической логике обозначается латинскими буквами (A, B, C, D… a, b, c, d…). В зависимости от способа образования различают конъюнктивные, дизъюнктивные, импликационные, эквивалентные и отрицательные суждения.

Дизъюнктивные суждения образуются с помощью разделительных (дизъюнктивных) логических связок (аналогичных союзу «или»). Подобно простым разделительным суждениям, они бывают:

  • нестрогими (нестрогая дизъюнкция), члены которой допускают совместное сосуществование («то ли…, то ли…»). Записывается как a \lor b;
  • строгими (строгая дизъюнкция), члены которой исключают друг друга (либо одно, либо другое). Записывается как a \dot\lor b.

Импликационные суждения образуются с помощью импликации , (эквивалентно союзу «если …, то»). Записывается как a \to b или a b. В естественном языке союз «если …, то» иногда является синонимом союза «а» («Погода изменилась и, если вчера было пасмурно, то сегодня ни одной тучи») и, в таком случае, означает конъюнкцию.

Конъюнктивные суждения образуются с помощью логических связок сочетания или конъюнкции (эквивалентно запятой или союзам «и», «а», «но», «да», «хотя», «который», «зато» и другим). Записывается как a \land b.

Эквивалентные суждения указывают на тождественность частей суждения друг другу (проводят между ними знак равенства). Помимо определений, поясняющих какой-либо термин, могут быть представлены суждениями, соединенными союзами «если только», «необходимо», «достаточно» (например: «Чтобы число делилось на 3, достаточно, чтобы сумма цифр, его составляющих, делилась на 3»). Записывается как a \equiv b, a \leftrightarrow b, a b (у разных математиков по-разному, хотя математический знак тождества всё-таки \equiv).

Отрицательные суждения строятся с помощью связок отрицания «не». Записываются либо как a ~ b, либо как a b (при внутреннем отрицании типа «машина не роскошь»), а также с помощью черты над всем суждением при внешнем отрицании (опровержении): «не верно, что …» (a b).

Классификация простых суждений

По качеству

  • Утвердительные - S есть P. Пример: «Люди пристрастны к самим себе».
  • Отрицательные - S не есть P. Пример: «Люди не поддаются лести».

По объёму

  • Общие - суждения, которые справедливы относительно всего объёма понятия (Все S суть P). Пример: «Все растения живут».
  • Частные - суждения, которые справедливы относительно части объема понятия (Некоторые S суть P). Пример: «Некоторые растения хвойные».
  • Единичные

По отношению

  • Категорические - суждения, в которых сказуемое утверждается относительно субъекта без ограничений во времени, в пространстве или обстоятельствах; безусловное суждение (S есть P). Пример: «Все люди смертны».
  • Условные - суждения, в которых сказуемое ограничивает отношение каким-либо условием (Если А есть В, то С есть D). Пример: «Если дождь пойдет, то почва будет мокрая». Для условных суждений
    • Основание - это (предыдущее) суждение, которое содержит условие.
    • Следствие - это (последующее) суждение, которое содержит следствие.

По отношению между подлежащим и сказуемым

Субъект и предикат суждения могут быть распределены (индекс «+») или не распределены (индекс «-»).

  • Распределено - когда в суждении подлежащее (S) или сказуемое (P) берется в полном объеме.
  • Не распределено - когда в суждении подлежащее (S) или сказуемое (P) берется не в полном объёме.

Суждения А (обще-утвердительные суждения) Распределяет своё подлежащее (S), но не распределяет своё сказуемое (P)

Объем подлежащего (S) меньше объема сказуемого (Р)

  • Прим.: «Все рыбы суть позвоночные»

Объемы подлежащего и сказуемого совпадают

  • Прим.: «Все квадраты суть параллелограммы с равными сторонами и равными углами»

Суждения Е (обще-отрицательные суждения) Распределяет как подлежащее (S), так и сказуемое (P)

В этом суждении мы отрицаем всякое совпадение между подлежащим и сказуемым

  • Прим.: «Ни одно насекомое не есть позвоночное»

Суждения I (частно-утвердительные суждения) Ни подлежащие (S), ни сказуемые (P) не распределены

Часть класса подлежащего входит в класс сказуемого.

  • Прим.: «Некоторые книги полезны»
  • Прим.: «Некоторые животные суть Позвоночные»

Суждения О (частно-отрицательные суждения) Распределяет своё сказуемое (Р), но не распределяет своё подлежащее (S) В этих суждениях мы обращаем внимание на то, что есть несовпадающего между ними (заштрихованная область)

  • Прим.: «Некоторые животные не суть позвоночные (S)»
  • Прим.: «Некоторые змеи не имеют ядовитых зубов (S)»

таблица распределения подлежащего и сказуемого

Общая классификация:

  • общеутвердительные (A ) - одновременно общие и утвердительные («Все S + суть P - »)
  • частноутвердительное (I ) - частное и утвердительное («Некоторые S - суть P - ») Прим: «Некоторые люди имеют черный цвет кожи»
  • общеотрицательное (E ) - общее и отрицательные («Ни один S + не суть P + ») Прим: «Ни один человек не всеведущ»
  • частноотрицательное (O ) - частное и отрицательное («Некоторые S - не суть P + ») Прим: «Некоторые люди не имеют черного цвета кожи»

Другие

  • Разделительные -

1) S есть или А, или В, или С

2) или А, или В, или С есть Р когда в суждении остается место неопределенности

  • Условно-разделительные суждения -

Если А есть В, то С есть D или Е есть F

если есть А, то есть а, или b, или с Прим: « Если кто желает получить высшее образование, то он должен учиться или в университете, или в институте, или в академии»

  • Суждения тождества - понятия субъекта и предиката имеют один и тот же объём. Пример: «Всякий равносторонний треугольник есть равноугольный треугольник».
  • Суждения подчинения - понятие с менее широким объёмом подчиняется понятию с более широким объёмом. Пример: «Собака есть домашнее животное».
  • Суждения отношения - именно пространства, времени, отношения. Пример: «Дом находится на улице».
  • Экзистенциальные суждения или суждения существования - это такие суждения, которые приписывают только лишь существование.
  • Аналитические суждения - суждения, в которых мы относительно субъекта высказываем нечто такое, что в нём уже содержится.
  • Синтетические суждения - суждения, расширяющие познание. В них не раскрывается содержание подлежащего, а присоединяется нечто новое.

Модальность суждений

Модальные понятия , или модальности - понятия, выражающие контекстную рамку суждения: время суждения, место суждения, знание о суждении, отношение говорящего к суждению.

В зависимости от модальности выделяются следующие основные виды суждений:

  • Суждения возможности - «S, вероятно, есть Р» (возможность ). Пример: «Возможно падение метеорита на Землю».
  • Ассерторические - «S есть P» (действительность ). Пример: «Киев стоит на Днепре».
  • Аподиктические - «S необходимо должно быть P» (необходимость ). Пример: «Две прямые линии не могут замыкать пространства».

Напишите отзыв о статье "Суждение"

Примечания

См. также

Литература

  • Челпанов Г. Учебник логики. - 9-е издание. - М ., 1998.
  • Гетманова А. Д. Логика. - Книжный дом «Университет», 1998. - 480 с.
  • Егоров С. Н. Суждение. - СПб. , 2011. - 264 с.

Отрывок, характеризующий Суждение

«Да, это должно быть так», – думал Пьер, когда после этих слов ритор снова ушел от него, оставляя его уединенному размышлению. «Это должно быть так, но я еще так слаб, что люблю свою жизнь, которой смысл только теперь по немногу открывается мне». Но остальные пять добродетелей, которые перебирая по пальцам вспомнил Пьер, он чувствовал в душе своей: и мужество, и щедрость, и добронравие, и любовь к человечеству, и в особенности повиновение, которое даже не представлялось ему добродетелью, а счастьем. (Ему так радостно было теперь избавиться от своего произвола и подчинить свою волю тому и тем, которые знали несомненную истину.) Седьмую добродетель Пьер забыл и никак не мог вспомнить ее.
В третий раз ритор вернулся скорее и спросил Пьера, всё ли он тверд в своем намерении, и решается ли подвергнуть себя всему, что от него потребуется.
– Я готов на всё, – сказал Пьер.
– Еще должен вам сообщить, – сказал ритор, – что орден наш учение свое преподает не словами токмо, но иными средствами, которые на истинного искателя мудрости и добродетели действуют, может быть, сильнее, нежели словесные токмо объяснения. Сия храмина убранством своим, которое вы видите, уже должна была изъяснить вашему сердцу, ежели оно искренно, более нежели слова; вы увидите, может быть, и при дальнейшем вашем принятии подобный образ изъяснения. Орден наш подражает древним обществам, которые открывали свое учение иероглифами. Иероглиф, – сказал ритор, – есть наименование какой нибудь неподверженной чувствам вещи, которая содержит в себе качества, подобные изобразуемой.
Пьер знал очень хорошо, что такое иероглиф, но не смел говорить. Он молча слушал ритора, по всему чувствуя, что тотчас начнутся испытанья.
– Ежели вы тверды, то я должен приступить к введению вас, – говорил ритор, ближе подходя к Пьеру. – В знак щедрости прошу вас отдать мне все драгоценные вещи.
– Но я с собою ничего не имею, – сказал Пьер, полагавший, что от него требуют выдачи всего, что он имеет.
– То, что на вас есть: часы, деньги, кольца…
Пьер поспешно достал кошелек, часы, и долго не мог снять с жирного пальца обручальное кольцо. Когда это было сделано, масон сказал:
– В знак повиновенья прошу вас раздеться. – Пьер снял фрак, жилет и левый сапог по указанию ритора. Масон открыл рубашку на его левой груди, и, нагнувшись, поднял его штанину на левой ноге выше колена. Пьер поспешно хотел снять и правый сапог и засучить панталоны, чтобы избавить от этого труда незнакомого ему человека, но масон сказал ему, что этого не нужно – и подал ему туфлю на левую ногу. С детской улыбкой стыдливости, сомнения и насмешки над самим собою, которая против его воли выступала на лицо, Пьер стоял, опустив руки и расставив ноги, перед братом ритором, ожидая его новых приказаний.
– И наконец, в знак чистосердечия, я прошу вас открыть мне главное ваше пристрастие, – сказал он.
– Мое пристрастие! У меня их было так много, – сказал Пьер.
– То пристрастие, которое более всех других заставляло вас колебаться на пути добродетели, – сказал масон.
Пьер помолчал, отыскивая.
«Вино? Объедение? Праздность? Леность? Горячность? Злоба? Женщины?» Перебирал он свои пороки, мысленно взвешивая их и не зная которому отдать преимущество.
– Женщины, – сказал тихим, чуть слышным голосом Пьер. Масон не шевелился и не говорил долго после этого ответа. Наконец он подвинулся к Пьеру, взял лежавший на столе платок и опять завязал ему глаза.
– Последний раз говорю вам: обратите всё ваше внимание на самого себя, наложите цепи на свои чувства и ищите блаженства не в страстях, а в своем сердце. Источник блаженства не вне, а внутри нас…
Пьер уже чувствовал в себе этот освежающий источник блаженства, теперь радостью и умилением переполнявший его душу.

Скоро после этого в темную храмину пришел за Пьером уже не прежний ритор, а поручитель Вилларский, которого он узнал по голосу. На новые вопросы о твердости его намерения, Пьер отвечал: «Да, да, согласен», – и с сияющею детскою улыбкой, с открытой, жирной грудью, неровно и робко шагая одной разутой и одной обутой ногой, пошел вперед с приставленной Вилларским к его обнаженной груди шпагой. Из комнаты его повели по коридорам, поворачивая взад и вперед, и наконец привели к дверям ложи. Вилларский кашлянул, ему ответили масонскими стуками молотков, дверь отворилась перед ними. Чей то басистый голос (глаза Пьера всё были завязаны) сделал ему вопросы о том, кто он, где, когда родился? и т. п. Потом его опять повели куда то, не развязывая ему глаз, и во время ходьбы его говорили ему аллегории о трудах его путешествия, о священной дружбе, о предвечном Строителе мира, о мужестве, с которым он должен переносить труды и опасности. Во время этого путешествия Пьер заметил, что его называли то ищущим, то страждущим, то требующим, и различно стучали при этом молотками и шпагами. В то время как его подводили к какому то предмету, он заметил, что произошло замешательство и смятение между его руководителями. Он слышал, как шопотом заспорили между собой окружающие люди и как один настаивал на том, чтобы он был проведен по какому то ковру. После этого взяли его правую руку, положили на что то, а левою велели ему приставить циркуль к левой груди, и заставили его, повторяя слова, которые читал другой, прочесть клятву верности законам ордена. Потом потушили свечи, зажгли спирт, как это слышал по запаху Пьер, и сказали, что он увидит малый свет. С него сняли повязку, и Пьер как во сне увидал, в слабом свете спиртового огня, несколько людей, которые в таких же фартуках, как и ритор, стояли против него и держали шпаги, направленные в его грудь. Между ними стоял человек в белой окровавленной рубашке. Увидав это, Пьер грудью надвинулся вперед на шпаги, желая, чтобы они вонзились в него. Но шпаги отстранились от него и ему тотчас же опять надели повязку. – Теперь ты видел малый свет, – сказал ему чей то голос. Потом опять зажгли свечи, сказали, что ему надо видеть полный свет, и опять сняли повязку и более десяти голосов вдруг сказали: sic transit gloria mundi. [так проходит мирская слава.]
Пьер понемногу стал приходить в себя и оглядывать комнату, где он был, и находившихся в ней людей. Вокруг длинного стола, покрытого черным, сидело человек двенадцать, всё в тех же одеяниях, как и те, которых он прежде видел. Некоторых Пьер знал по петербургскому обществу. На председательском месте сидел незнакомый молодой человек, в особом кресте на шее. По правую руку сидел итальянец аббат, которого Пьер видел два года тому назад у Анны Павловны. Еще был тут один весьма важный сановник и один швейцарец гувернер, живший прежде у Курагиных. Все торжественно молчали, слушая слова председателя, державшего в руке молоток. В стене была вделана горящая звезда; с одной стороны стола был небольшой ковер с различными изображениями, с другой было что то в роде алтаря с Евангелием и черепом. Кругом стола было 7 больших, в роде церковных, подсвечников. Двое из братьев подвели Пьера к алтарю, поставили ему ноги в прямоугольное положение и приказали ему лечь, говоря, что он повергается к вратам храма.
– Он прежде должен получить лопату, – сказал шопотом один из братьев.
– А! полноте пожалуйста, – сказал другой.
Пьер, растерянными, близорукими глазами, не повинуясь, оглянулся вокруг себя, и вдруг на него нашло сомнение. «Где я? Что я делаю? Не смеются ли надо мной? Не будет ли мне стыдно вспоминать это?» Но сомнение это продолжалось только одно мгновение. Пьер оглянулся на серьезные лица окружавших его людей, вспомнил всё, что он уже прошел, и понял, что нельзя остановиться на половине дороги. Он ужаснулся своему сомнению и, стараясь вызвать в себе прежнее чувство умиления, повергся к вратам храма. И действительно чувство умиления, еще сильнейшего, чем прежде, нашло на него. Когда он пролежал несколько времени, ему велели встать и надели на него такой же белый кожаный фартук, какие были на других, дали ему в руки лопату и три пары перчаток, и тогда великий мастер обратился к нему. Он сказал ему, чтобы он старался ничем не запятнать белизну этого фартука, представляющего крепость и непорочность; потом о невыясненной лопате сказал, чтобы он трудился ею очищать свое сердце от пороков и снисходительно заглаживать ею сердце ближнего. Потом про первые перчатки мужские сказал, что значения их он не может знать, но должен хранить их, про другие перчатки мужские сказал, что он должен надевать их в собраниях и наконец про третьи женские перчатки сказал: «Любезный брат, и сии женские перчатки вам определены суть. Отдайте их той женщине, которую вы будете почитать больше всех. Сим даром уверите в непорочности сердца вашего ту, которую изберете вы себе в достойную каменьщицу». И помолчав несколько времени, прибавил: – «Но соблюди, любезный брат, да не украшают перчатки сии рук нечистых». В то время как великий мастер произносил эти последние слова, Пьеру показалось, что председатель смутился. Пьер смутился еще больше, покраснел до слез, как краснеют дети, беспокойно стал оглядываться и произошло неловкое молчание.
Молчание это было прервано одним из братьев, который, подведя Пьера к ковру, начал из тетради читать ему объяснение всех изображенных на нем фигур: солнца, луны, молотка. отвеса, лопаты, дикого и кубического камня, столба, трех окон и т. д. Потом Пьеру назначили его место, показали ему знаки ложи, сказали входное слово и наконец позволили сесть. Великий мастер начал читать устав. Устав был очень длинен, и Пьер от радости, волнения и стыда не был в состоянии понимать того, что читали. Он вслушался только в последние слова устава, которые запомнились ему.

Форма отображения в мышлении связи между предметом (объектом) и его свойствами, выражающая либо истину, либо ложь. Видовые различия С. зависят от объема и содержания отображаемых предметов и от характера связи предметов и свойств. В соответствии с традиционными логическими представлениями структура простого атрибутивного С. включает в себя следующие базовые компоненты: два термина и связку. Один из терминов обозначает понятиеобъекта С. и называется субъектом (лат. subjectum), другой - обозначает свойство или группу свойств, приписываемых данному объекту, и называется предикатом (лат. praedicatum). Связка обозначает отношение приписывания или отрицания свойств объекту и определяет деление атрибутивных С. по качеству на утвердительные и отрицательные. Последние нельзя смешивать с отрицаемыми и отрицающими С., сущность которых определяется не их утвердительной или отрицательной формой, а характером взаимоотношения между данными С. Отрицающим называется такое С., которое указывает на ложность другого С., называющегося отрицаемым. Также в структуру атрибутивных С. могут входить кванторы, определяющие деление С. по количеству (объему) отображаемых в субъекте предметов. С., в котором что-либо утверждается или отрицается об отдельном предмете, классе или агрегате предметов в целом, называется единичным С. С., в котором что-либо утверждается или отрицается о части предметов какого-либо класса, называется частным С. Можно выделить две группы частных С.: в определенных частных С. имеется в виду только некоторая определенная часть предметов какого-либо класса, в неопределенных частных С. имеется в виду наличие хотя бы некоторых предметов какого-либо класса. С., в котором что-либо утверждается или отрицается о каждом предмете какого-либо класса, называется общим С. Модальности определяют деление С. по степени существенности для предмета отображаемого свойства на проблематические (возможности), ассерторические (действительности) и аподиктические (необходимости). По характеру связи отображаемых предметов и их свойств С. делятся на условные, разделительные и категорические. Кроме атрибутивных существуют реляционные С., т. е. отображающие отношения между предметами, и экзистенциальные С., сообщающие о существовании предмета. С. не следует смешивать с выражающими их в естественном языке предложениями и обозначающими их высказываниями. Наблюдается значительное сходство в строении С. и предложения, т. к. группа грамматического подлежащего в предложении в большинстве случаев совпадает с субъектом (логическим подлежащим), а группа грамматического сказуемого предложения соответствует предикату (логическому сказуемому). Однако наряду со сходством имеются и существенные различия. Так, всякое С. находит свое выражение в предложении, ко далеко не всякое предложение обязано выражать С. Даже повествовательные предложения, в которых что-либо сообщается, т. е. утверждается или отрицается, не всегда дают возможность определить соответствующее им С., вопрос же о логической структуре С., выраженных предложениями вопросительными, побудительными, оценочными и др., предполагает дальнейшее уточнение и развитие традиционных представлений о С. Еще Аристотель говорил, что не всякая речь заключает в себе С., а лишь та, в которой заключается истинность или ложность чего-либо. Так, например, оптатив (положение) есть речь, но не истинная и не ложная. Высказывание, в отличие от С., является элементом неинтерпретированного исчисления, тогда как С. обладает семантической интерпретацией. Высказывание в семантической системе определяется через синтаксические правила построения, которые задают правильные формы выражений; такое определение является формальным в том смысле, что указывает только на внешний вид (форму) выражений, а не их значение. Высказывания - в некотором смысле базовые элементы логики, т. к. именно они принимают истинностные значения Отождествлять высказывание с повествовательным предложением наивно, т. к. сообщение об истинном положении дел можно получить без грамматического оформления, например, в деонтических (нормативных) контекстах. А. Г. Кислое

Определения, значения слова в других словарях:

Словарь Логики

Суждение - мысль, выражаемая повествовательным предло­жением и являющаяся истинной или ложной. С. лишено психоло­гического оттенка, свойственного утверждению. Хотя С. находит свое выражение только в языке, оно, в отличие от предложения, не зависит от конкретного языка; сообщение...

Философский словарь

Философский словарь

Мысль, выражаемая повествовательным предложением и являющаяся истинной или ложной. С. лишено психологического оттенка, свойственного утверждению. Хотя С. находит свое выражение только в языке, оно, в отличие от предложения, не зависит от конкретного языка; сообщение о том, что...

Психологическая энциклопедия

Основная форма мыслительной деятельности. В С. формулируется предварительный итог мыслительного процесса. С. имеет в своей основе действенный характер и заключает в себе социальный аспект. Отражая отношениесубъекта к объекту, С. насыщено эмоционально. С. - итог понятий и...

Психологическая энциклопедия

(англ.judgement) - общезначимая словесная форма (высказывание), благодаря которой чувственному опыту придается абстрактная всеобщность. С. содержит предмет в определении единичности и в определении всеобщности. С. складываются у людей как превращенная и словесно выраженная форма...

Простые и сложные суждения

Простые суждения - суждения, составными частями которых являются понятия . Простое суждение можно разложить только на понятия.

Сложные суждения - суждения, составными частями которых являются простые суждения или их сочетания. Сложное суждение может рассматриваться как образование из нескольких исходных суждений, соединенных в рамках данного сложного суждения логическими союзами (связками). От того, при помощи какого союза связываются простые суждения, зависит логическая особенность сложного суждения.

Состав простого суждения

Простое (атрибутивное) суждение - это суждение о принадлежности предметам свойств (атрибутов), а также суждения об отсутствии у предметов каких-либо свойств. В атрибутивном суждении могут быть выделены термины суждения - субъект, предикат, связка, квантор.

  • Субъект суждения - это мысль о каком-то предмете, понятие о предмете суждения (логическое подлежащее).
  • Предикат суждения - мысль об известной части содержания предмета, которое рассматривается в суждении (логическое сказуемое).
  • Логическая связка - мысль об отношении между предметом и выделенной частью его содержания (иногда только подразумевается).
  • Квантор - указывает, относится ли суждение ко всему объёму понятия , выражающего субъект, или только к его части: «некоторые», «все» и т. п.

Состав сложного суждения

Сложные суждения состоят из ряда простых («Человек не стремится к тому, во что не верит, и любой энтузиазм, не подкрепляясь реальными достижениями, постепенно угасает»), каждое из которых в математической логике обозначается латинскими буквами (A, B, C, D… a, b, c, d…). В зависимости от способа образования различают конъюнктивные, дизъюнктивные, импликационные, эквивалентные и отрицательные суждения.

Дизъюнктивные суждения образуются с помощью разделительных (дизъюнктивных) логических связок (аналогичных союзу «или»). Подобно простым разделительным суждениям, они бывают:

Импликационные суждения образуются с помощью импликации , (эквивалентно союзу «если …, то»). Записывается как или . В естественном языке союз «если …, то» иногда является синонимом союза «а» («Погода изменилась и, если вчера было пасмурно, то сегодня не одной тучи») и, в таком случае, означает конъюнкцию.

Конъюнктивные суждения образуются с помощью логических связок сочетания или конъюнкции (эквивалентно запятой или союзам «и», «а», «но», «да», «хотя», «который», «зато» и другим). Записывается как .

Эквивалентные суждения указывают на тождественность частей суждения друг другу (проводят между ними знак равенства). Помимо определений, поясняющих какой-либо термин, могут быть представлены суждениями, соединенными союзами «если только», «необходимо», «достаточно» (например: «Чтобы число делилось на 3, достаточно, чтобы сумма цифр, его составляющих, делилась на 3»). Записывается как (у разных математиков по-разному, хотя математический знак тождества всё-таки ).

Отрицательные суждения строятся с помощью связок отрицания «не». Записываются либо как a ~ b, либо как a b (при внутреннем отрицании типа «машина не роскошь»), а также с помощью черты над всем суждением при внешнем отрицании (опровержении): «не верно, что …» (a b).

Классификация простых суждений

По качеству

  • Утвердительные - S есть P. Пример: «Люди пристрастны к самим себе».
  • Отрицательные - S не есть P. Пример: «Люди не поддаются лести».

По объёму

  • Общие - суждения, которые справедливы относительно всего объёма понятия (Все S суть P). Пример: «Все растения живут».
  • Частные - суждения, которые справедливы относительно части объема понятия (Некоторые S суть P). Пример: «Некоторые растения суть хвойные».

По отношению

  • Категорические - суждения, в которых сказуемое утверждается относительно субъекта без ограничений во времени, в пространстве или обстоятельствах; безусловное суждение (S есть P). Пример: «Все люди смертны».
  • Условные - суждения, в которых сказуемое ограничивает отношение каким-либо условием (Если А есть В, то С есть D). Пример: «Если дождь пойдет, то почва будет мокрая». Для условных суждений
    • Основание - это (предыдущее) суждение, которое содержит условие.
    • Следствие - это (последующее) суждение, которое содержит следствие.

По отношению между подлежащим и сказуемым

Логический квадрат, описывающий отношения между категорическими суждениями

Субъект и предикат суждения могут быть распределены (индекс «+») или не распределены (индекс «-»).

  • Распределено - когда в суждении подлежащее (S) или сказуемое (P) берется в полном объеме.
  • Не распределено - когда в суждении подлежащее (S) или сказуемое (P) берется не в полном объёме.

Суждения А (обще-утвердительные суждения) Распределяет свое подлежащее (S), но не распределяет свое сказуемое (P)

Объем подлежащего (S) меньше объема сказуемого (Р)

  • Прим.: «Все рыбы суть позвоночные»

Объемы подлежащего и сказуемого совпадают

  • Прим.: «Все квадраты суть параллелограммы с равными сторонами и равными углами»

Суждения Е (обще-отрицательные суждения) Распределяет как подлежащее (S), так и сказуемое (P)

В этом суждении мы отрицаем всякое совпадение между подлежащим и сказуемым

  • Прим.: «Ни одно насекомое не есть позвоночное»

Суждения I (частно-утвердительные суждения) Ни подлежащие (S), ни сказуемые (P) не распределены

Часть класса подлежащего входит в класс сказуемого.

  • Прим.: «Некоторые книги полезны»
  • Прим.: «Некоторые животные суть Позвоночные»

Суждения О (частно-отрицательные суждения) Распределяет свое сказуемое (Р), но не распределяет свое подлежащее (S) В этих суждениях мы обращаем внимание на то, что есть несовпадающего между ними (заштрихованная область)

  • Прим.: «Некоторые животные не суть позвоночные (S)»
  • Прим.: «Некоторые змеи не имеют ядовитых зубов (S)»

таблица распределения подлежащего и сказуемого

Общая классификация:

  • общеутвердительные (A ) - одновременно общие и утвердительные («Все S + суть P - »)
  • частноутвердительное (I ) - частное и утвердительное («Некоторые S - суть P - ») Прим: «Некоторые люди имеют черный цвет кожи»
  • общеотрицательное (E ) - общее и отрицательные («Ни один S + не суть P + ») Прим: «Ни один человек не всеведущ»
  • частноотрицательное (O ) - частное и отрицательное («Некоторые S - не суть P + ») Прим: «Некоторые люди не имеют черного цвета кожи»

Другие

  • Разделительные -

1) S есть или А, или В, или С

2) или А, или В, или С есть Р когда в суждении остается место неопределенности

  • Условно-разделительные суждения -

Если А есть В, то С есть D или Е есть F

если есть А, то есть а, или b, или с Прим: « Если кто желает получить высшее образование, то он должен учиться или в университете, или в институте, или в академии»

  • Суждения тождества - понятия субъекта и предиката имеют один и тот же объём. Пример: «Всякий равносторонний треугольник есть равноугольный треугольник».
  • Суждения подчинения - понятие с менее широким объёмом подчиняется понятию с более широким объёмом. Пример: «Собака есть домашнее животное».
  • Суждения отношения - именно пространства, времени, отношения. Пример: «Дом находится на улице».
  • Экзистенциальные суждения или суждения существования - это такие суждения, которые приписывают только лишь существование.
  • Аналитические суждения - суждения, в которых мы относительно субъекта высказываем нечто такое, что в нём уже содержится.
  • Синтетические суждения - суждения, расширяющие познание. В них не раскрывается содержание подлежащего, а присоединяется нечто новое.

Модальность суждений

Модальные понятия , или модальности - понятия, выражающие контекстную рамку суждения: время суждения, место суждения, знание о суждении, отношение говорящего к суждению.

В зависимости от модальности выделяются следующие основные виды суждений:

  • Суждения возможности - «S, вероятно, есть Р» (возможность ). Пример: «Возможно падение метеорита на Землю».
  • Ассерторические - «S есть P» (действительность ). Пример: «Киев стоит на Днепре».
  • Аподиктические - «S необходимо должно быть P» (необходимость ). Пример: «Две прямые линии не могут замыкать пространства».

Примечания

См. также

Литература

  • Г. Челпанов. «Учебник логики». 9-е издание. Москва 1998 г.
  • А. Д. Гетманова Логика // Изд. Книжный дом «Университет». 1998. - 480с.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Суждение" в других словарях:

    Мысль, выражаемая повествовательным предложением и являющаяся истинной или ложной. С. лишено психологического оттенка, свойственного утверждению. Хотя С. находит свое выражение только в языке, оно, в отличие от предложения, не зависит от… … Философская энциклопедия

    Суждение - Суждение ♦ Jugement Мысль, имеющая ценность или притязающая на обладание ценностью. Вот почему всякое суждение оценочно, даже если предметом оценки служит истина (притом, что истина сама по себе не является ценностью). Суждение… … Философский словарь Спонвиля

    Суд, отзыв, отчет, мнение, рассуждение, соображение, понимание, взгляд; усмотрение, благоусмотрение, уразумение, глазомер, прозорливость, проницательность. Представить на чье усмотрение (благоусмотрение). В мои года не должно сметь свое суждение… … Словарь синонимов

    СУЖДЕНИЕ, суждения, ср. 1. только ед. Действие по гл. судить в 1 знач., обсуждение (книжн. устар.). «С общего сужденья приговорили.» Крылов. Длительное суждение о деле. 2. Мнение, заключение. «Не смею моего сужденья произнесть.» Грибоедов. «В мои … Толковый словарь Ушакова

    суждение - одна из логических форм мышления (см. также понятие, умозаключение). С. есть связь между двумя понятиями (субъектом и предикатом). В логике разрабатываются классификации С. Психология изучает разви … Большая психологическая энциклопедия

    СУЖДЕНИЕ, суженый, см. судить Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля

    суждение - СУЖДЕНИЕ (нем. Urteil; англ., франц. Judgement) мыслительный акт, выражающий отношение лица к содержанию высказываемой им мысли. В форме утверждения или отрицания С. необходимо сопровождается той или иной модальностью, сопряженной, как… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки

    суждение - СУЖДЕНИЕ, предположение СУДИТЬ, предполагать … Словарь-тезаурус синонимов русской речи

    1) то же, что высказывание.2) Умственный акт, реализующий отношение говорящего к содержанию высказываемой мысли и связанный с убеждением или сомнением в ее истинности или ложности … Большой Энциклопедический словарь

    Выражение элементов чувственного опыта в общезначимой словесной форме … Психологический словарь

Книги

  • Суждение православного галичанина о реформе русского церковного управления, проектируемой русскими либералами нашего времени , Добрянский-Сачуров. Суждение православного галичанина о реформе русского церковного управления, проектируемой русскими либералами нашего времени / Соч. ... Галицко-рус. деятеля и патриота Адольфа Ивановича…

Простые и сложные суждения

Простые суждения - суждения, составными частями которых являются понятия . Простое суждение можно разложить только на понятия.

Сложные суждения - суждения, составными частями которых являются простые суждения или их сочетания. Сложное суждение может рассматриваться как образование из нескольких исходных суждений, соединенных в рамках данного сложного суждения логическими союзами (связками). От того, при помощи какого союза связываются простые суждения, зависит логическая особенность сложного суждения.

Состав простого суждения

Простое (атрибутивное) суждение - это суждение о принадлежности предметам свойств (атрибутов), а также суждения об отсутствии у предметов каких-либо свойств. В атрибутивном суждении могут быть выделены термины суждения - субъект, предикат, связка, квантор.

  • Субъект суждения - это мысль о каком-то предмете, понятие о предмете суждения (логическое подлежащее).
  • Предикат суждения - мысль об известной части содержания предмета, которое рассматривается в суждении (логическое сказуемое).
  • Логическая связка - мысль об отношении между предметом и выделенной частью его содержания (иногда только подразумевается).
  • Квантор - указывает, относится ли суждение ко всему объёму понятия , выражающего субъект, или только к его части: «некоторые», «все» и т. п.

Состав сложного суждения

Сложные суждения состоят из ряда простых («Человек не стремится к тому, во что не верит, и любой энтузиазм, не подкрепляясь реальными достижениями, постепенно угасает»), каждое из которых в математической логике обозначается латинскими буквами (A, B, C, D… a, b, c, d…). В зависимости от способа образования различают конъюнктивные, дизъюнктивные, импликационные, эквивалентные и отрицательные суждения.

Дизъюнктивные суждения образуются с помощью разделительных (дизъюнктивных) логических связок (аналогичных союзу «или»). Подобно простым разделительным суждениям, они бывают:

Импликационные суждения образуются с помощью импликации , (эквивалентно союзу «если …, то»). Записывается как или . В естественном языке союз «если …, то» иногда является синонимом союза «а» («Погода изменилась и, если вчера было пасмурно, то сегодня не одной тучи») и, в таком случае, означает конъюнкцию.

Конъюнктивные суждения образуются с помощью логических связок сочетания или конъюнкции (эквивалентно запятой или союзам «и», «а», «но», «да», «хотя», «который», «зато» и другим). Записывается как .

Эквивалентные суждения указывают на тождественность частей суждения друг другу (проводят между ними знак равенства). Помимо определений, поясняющих какой-либо термин, могут быть представлены суждениями, соединенными союзами «если только», «необходимо», «достаточно» (например: «Чтобы число делилось на 3, достаточно, чтобы сумма цифр, его составляющих, делилась на 3»). Записывается как (у разных математиков по-разному, хотя математический знак тождества всё-таки ).

Отрицательные суждения строятся с помощью связок отрицания «не». Записываются либо как a ~ b, либо как a b (при внутреннем отрицании типа «машина не роскошь»), а также с помощью черты над всем суждением при внешнем отрицании (опровержении): «не верно, что …» (a b).

Классификация простых суждений

По качеству

  • Утвердительные - S есть P. Пример: «Люди пристрастны к самим себе».
  • Отрицательные - S не есть P. Пример: «Люди не поддаются лести».

По объёму

  • Общие - суждения, которые справедливы относительно всего объёма понятия (Все S суть P). Пример: «Все растения живут».
  • Частные - суждения, которые справедливы относительно части объема понятия (Некоторые S суть P). Пример: «Некоторые растения суть хвойные».

По отношению

  • Категорические - суждения, в которых сказуемое утверждается относительно субъекта без ограничений во времени, в пространстве или обстоятельствах; безусловное суждение (S есть P). Пример: «Все люди смертны».
  • Условные - суждения, в которых сказуемое ограничивает отношение каким-либо условием (Если А есть В, то С есть D). Пример: «Если дождь пойдет, то почва будет мокрая». Для условных суждений
    • Основание - это (предыдущее) суждение, которое содержит условие.
    • Следствие - это (последующее) суждение, которое содержит следствие.

По отношению между подлежащим и сказуемым

Логический квадрат, описывающий отношения между категорическими суждениями

Субъект и предикат суждения могут быть распределены (индекс «+») или не распределены (индекс «-»).

  • Распределено - когда в суждении подлежащее (S) или сказуемое (P) берется в полном объеме.
  • Не распределено - когда в суждении подлежащее (S) или сказуемое (P) берется не в полном объёме.

Суждения А (обще-утвердительные суждения) Распределяет свое подлежащее (S), но не распределяет свое сказуемое (P)

Объем подлежащего (S) меньше объема сказуемого (Р)

  • Прим.: «Все рыбы суть позвоночные»

Объемы подлежащего и сказуемого совпадают

  • Прим.: «Все квадраты суть параллелограммы с равными сторонами и равными углами»

Суждения Е (обще-отрицательные суждения) Распределяет как подлежащее (S), так и сказуемое (P)

В этом суждении мы отрицаем всякое совпадение между подлежащим и сказуемым

  • Прим.: «Ни одно насекомое не есть позвоночное»

Суждения I (частно-утвердительные суждения) Ни подлежащие (S), ни сказуемые (P) не распределены

Часть класса подлежащего входит в класс сказуемого.

  • Прим.: «Некоторые книги полезны»
  • Прим.: «Некоторые животные суть Позвоночные»

Суждения О (частно-отрицательные суждения) Распределяет свое сказуемое (Р), но не распределяет свое подлежащее (S) В этих суждениях мы обращаем внимание на то, что есть несовпадающего между ними (заштрихованная область)

  • Прим.: «Некоторые животные не суть позвоночные (S)»
  • Прим.: «Некоторые змеи не имеют ядовитых зубов (S)»

таблица распределения подлежащего и сказуемого

Общая классификация:

  • общеутвердительные (A ) - одновременно общие и утвердительные («Все S + суть P - »)
  • частноутвердительное (I ) - частное и утвердительное («Некоторые S - суть P - ») Прим: «Некоторые люди имеют черный цвет кожи»
  • общеотрицательное (E ) - общее и отрицательные («Ни один S + не суть P + ») Прим: «Ни один человек не всеведущ»
  • частноотрицательное (O ) - частное и отрицательное («Некоторые S - не суть P + ») Прим: «Некоторые люди не имеют черного цвета кожи»

Другие

  • Разделительные -

1) S есть или А, или В, или С

2) или А, или В, или С есть Р когда в суждении остается место неопределенности

  • Условно-разделительные суждения -

Если А есть В, то С есть D или Е есть F

если есть А, то есть а, или b, или с Прим: « Если кто желает получить высшее образование, то он должен учиться или в университете, или в институте, или в академии»

  • Суждения тождества - понятия субъекта и предиката имеют один и тот же объём. Пример: «Всякий равносторонний треугольник есть равноугольный треугольник».
  • Суждения подчинения - понятие с менее широким объёмом подчиняется понятию с более широким объёмом. Пример: «Собака есть домашнее животное».
  • Суждения отношения - именно пространства, времени, отношения. Пример: «Дом находится на улице».
  • Экзистенциальные суждения или суждения существования - это такие суждения, которые приписывают только лишь существование.
  • Аналитические суждения - суждения, в которых мы относительно субъекта высказываем нечто такое, что в нём уже содержится.
  • Синтетические суждения - суждения, расширяющие познание. В них не раскрывается содержание подлежащего, а присоединяется нечто новое.

Модальность суждений

Модальные понятия , или модальности - понятия, выражающие контекстную рамку суждения: время суждения, место суждения, знание о суждении, отношение говорящего к суждению.

В зависимости от модальности выделяются следующие основные виды суждений:

  • Суждения возможности - «S, вероятно, есть Р» (возможность ). Пример: «Возможно падение метеорита на Землю».
  • Ассерторические - «S есть P» (действительность ). Пример: «Киев стоит на Днепре».
  • Аподиктические - «S необходимо должно быть P» (необходимость ). Пример: «Две прямые линии не могут замыкать пространства».

Примечания

См. также

Литература

  • Г. Челпанов. «Учебник логики». 9-е издание. Москва 1998 г.
  • А. Д. Гетманова Логика // Изд. Книжный дом «Университет». 1998. - 480с.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :
  • Краснозаводск
  • Солнечногорский район Московской области

Смотреть что такое "Суждение" в других словарях:

    СУЖДЕНИЕ - мысль, выражаемая повествовательным предложением и являющаяся истинной или ложной. С. лишено психологического оттенка, свойственного утверждению. Хотя С. находит свое выражение только в языке, оно, в отличие от предложения, не зависит от… … Философская энциклопедия

    Суждение - Суждение ♦ Jugement Мысль, имеющая ценность или притязающая на обладание ценностью. Вот почему всякое суждение оценочно, даже если предметом оценки служит истина (притом, что истина сама по себе не является ценностью). Суждение… … Философский словарь Спонвиля

    суждение - Суд, отзыв, отчет, мнение, рассуждение, соображение, понимание, взгляд; усмотрение, благоусмотрение, уразумение, глазомер, прозорливость, проницательность. Представить на чье усмотрение (благоусмотрение). В мои года не должно сметь свое суждение… … Словарь синонимов

    СУЖДЕНИЕ - СУЖДЕНИЕ, суждения, ср. 1. только ед. Действие по гл. судить в 1 знач., обсуждение (книжн. устар.). «С общего сужденья приговорили.» Крылов. Длительное суждение о деле. 2. Мнение, заключение. «Не смею моего сужденья произнесть.» Грибоедов. «В мои … Толковый словарь Ушакова

    суждение - одна из логических форм мышления (см. также понятие, умозаключение). С. есть связь между двумя понятиями (субъектом и предикатом). В логике разрабатываются классификации С. Психология изучает разви … Большая психологическая энциклопедия

    СУЖДЕНИЕ - СУЖДЕНИЕ, суженый, см. судить Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля

    суждение - СУЖДЕНИЕ (нем. Urteil; англ., франц. Judgement) мыслительный акт, выражающий отношение лица к содержанию высказываемой им мысли. В форме утверждения или отрицания С. необходимо сопровождается той или иной модальностью, сопряженной, как… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки

    суждение - СУЖДЕНИЕ, предположение СУДИТЬ, предполагать … Словарь-тезаурус синонимов русской речи

    СУЖДЕНИЕ - 1) то же, что высказывание.2) Умственный акт, реализующий отношение говорящего к содержанию высказываемой мысли и связанный с убеждением или сомнением в ее истинности или ложности … Большой Энциклопедический словарь

    Суждение - выражение элементов чувственного опыта в общезначимой словесной форме … Психологический словарь

Книги

  • Суждение православного галичанина о реформе русского церковного управления, проектируемой русскими либералами нашего времени , Добрянский-Сачуров. Суждение православного галичанина о реформе русского церковного управления, проектируемой русскими либералами нашего времени / Соч. ... Галицко-рус. деятеля и патриота Адольфа Ивановича…

мысль, с помощью которой что-либо утверждается или отрицается. Такая мысль, заключенная в предложение, содержит три элемента: субъект, предикат и связка – «есть» или «не есть» (слова, выражающие связку, в русском языке обычно не употребляются) .

Отличное определение

Неполное определение ↓

СУЖДЕНИЕ

1). высказывание, 2). умственный акт, выражающий отношение говорящего к содержанию высказываемой мысли С может быть истинным или ложным Образуется путем применения предикативных слов (выражающих свойства и отношения). к объекту мысли (отд предмету или множеству их). Напр., г. Тверь находится между Москвой и С -Петербургом (истинное С), 2 больше 3 (ложное С).

Все С делятся на простые и сложные Простые С могут быть атрибутивными (выражают принадлежность свойства отд предмету). или С отношения (речь идет о двух или более объектах, между к-рыми существуют разл отношения - больше, меньше, старше, находиться правее, между и др.). Атрибутивные С по качеству делятся на утвердительные и отрицательные, по количеству - на общие, частные и единичные. Т. о., с точки зрения этих двух характеристик атрибутивные С подразделяются на общеутвердительные, общеотрицательные, частноотрицательные, частноутвер-дительные Существует деление С и по др признакам

Сложные С состоят из неск. простых, соединенных между собой по типу конъюнктивных (посредством логич. союза «и»), дизъюнктивных (посредством логич. союза «или»). или импликативных (посредством логич. союза «если, то »). связей При образовании сложных С следует учитывать логич. законы связи между С, выражающие зависимость истинности одних С от истинности (или ложности). других Объективная истинность (или ложность). С устанавливается или практически, или в операциях с другими С Вывод одного С из других наз умозаключением.

Умением строить С человек овладевает постепенно Психол исследования показали, что С, выражаемому в языке, предшествуют формы мысли, в к-рых наибольшее место занимают неречевые средства их выражения (практич. действия, указания на практич. ситуацию, жест.н. др.). Только к концу 3-го года жизни ребенок начинает высказывать свои мысли об осн.отношениях между вещами и событиями в виде отдельных С, при этом лингвистич оформление С отстает от его содержания Первоначально С - это простое, грамматически не связанное сочетание слов (напр., «слон тпруа»), иногда даже одно слово (напр., с подразумеваемым подлежащим). Вместе с процессом морфологиза-ции речи происходит постепенный переход к грамматически оформленному предложению В основе образования С лежит обобщение Правильность детских С, степень их соответствия действительности находятся в прямой зависимости от качества обобщений.

Психолого-пед. наблюдения показывают, что отд формы С развиваются не одновременно Раньше всего формируются С, констатирующие что-либо Сложные С, отражающие множественность зависимостей между явлениями, появляются позже простых и основываются на них.

С. осуществляется и выражается в языке в виде повествоват предложения Вопросит предложения, пожелания и приказания не являются С, т к к ним неприменима характеристика с точки зрения истинности или ложности. Вопрос о несовпадении языкового и логич. аспектов рассмотрения структуры предложения имеет большое практич. значение, в частности при изучении грамматики Так, при грамматич. анализе предложения необходимо отделить признаки слова как члена предложения от его признаков как элемента С Учащимся следует различать также грамматич. и логич. смысл союзов.

Утверждение (правило, теорема, закон). в форме сложного С предполагает умение различать в нем необходимые и достаточные условия для квалификации на его основе того или иного явления Напр., в правиле «однородными наз такие члены предложения, к-рые отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же члену предложения» каждый из 2 признаков является необходимым (если одного признака нет, нельзя сделать вывод), но один, взятый независимо от другого, недостаточен для отнесения члена предложения к однородным членам Только совокупность этих признаков - достаточное условие для С об однородности членов предложения.

Поскольку в С. все рассмотренные выше особенности скрыты, учитель должен знакомить учащихся с типами логич. связей в С и учить их выявлять логич. смысл грамматич. союзов, разбираться в том, какие условия являются достаточными и необходимыми Это позволяет наметить определенную систему действий по применению С к конкретному явлению, дисциплинирует мышление учащихся.

Лит Давыдов В В, Виды обобщения в обучении, M, 1972, Баранове II, Сущность процесса обучения, M, 1981, Леон-т с в АН, Проблемы развития психики, M, 19814, Шапоринский С А, Обуче ние и науч. познание, M, 1981, Развитие психики школьников в процессе уч деятельности, M, 1983 А Н Ждан.

Отличное определение

Неполное определение ↓