Болезни Военный билет Призыв

Что обозначает термин дидактика. Разработал классно-урочную систему обучения. Основные дидактические концепции

Дидактика

Теоретические основы обучения разрабатывает особая область педагогики, дидактика.

Предметом дидактики является общая теория обучения всем предметам. Особенности перподавания отдельных дисциплин изучают методики конкретных предметов, частные дидактики.

Основателем научной дидактики считают Я. Коменского. В его книге <Великая дидактика> эта область педагогики определяется как всеобщее искусство всех учить всему. В XVIII в. И Песталоцци, швейцарский педагог, продолжил разработку дидактики и обосновал систему принципов развивающего обучения. В XIX в. немецкий педагог И. Дистервег в <Руководстве для немецких учителей> предложил свой комплекс требований, активизирующих учебный процесс.

На развитие отечественной педагогики оказали большое влияние Ф. Янкович, Н. Пирогов, К. Ушинский, Л. Толстой, И. Ульянов, П. Блонский, Л. Занков, В. Давыдов и т. д.

Особенность отечественной дидактики в том, что она рассматривала учебный процесс не только как средство передачи знаний и формирования умений, но и как важнейший фактор всестороннего развития личности.

Обучение - целенаправленный процесс взаимодействия учителя и ученика, в ходе которого осуществляется образование, а также воспитание и развитие личности. Обучение - единство процессов преподавания и учения.

Обучение подчиняется определенным закономерностям в соответствии с философской методологией, всеобщими, устойчивыми, существенными связями между процессом обучения и более широкими социальными процессами, а также внутренними связями между отдельными компонентами обучения.

Дидактика рассматривает противоречия учебного процесса, определяющие его развитие и изменение. Противоречия возникают между требованиями общества к процессу обучения и состоянием этого процесса. Центральным является противоречие между возникающими у учеников потребностями в усвоении определенных знаний и реальными возможностями по удовлетворению этих потребностей.

Всестороннее развитие личности предполагает единство ее образованности, воспитанности и эрудиции. Исходя из общей цели отечественной школы, процесс обучения призван осуществлять три функции: образовательную, воспитательную и развивающую.

Процесс обучения включает в себя: деятельность учителей по организации изложения учебного материала, деятельность учащихся по усвоению предлагаемых знаний, деятельность учителей по формированию у учащихся способов познавательной деятельности, совместную деятельность и обучение учителей и учащихся.

В современном понимании для обучения характерны: двусторонний характер, совместная деятельность, руководство учителя, планомерная организация и управление, целостность, соответствие закономерностям возрастного развития учащихся.

Дидактика в содержательно-организационном плане выполняет две функции: теоретическую (диагностическую) и практическую (инструментальную).

Дидактическое взаимодействие или обучение является процессом, который имеет следующие компоненты: - целевой, стимулирующе-мотивационный, содержательный, операционно-

деятельностный, контрольно-регулятивный, оценочно-результативный.

Обучение опирается на систему принципов. Принципы обучения - это основные дидактические требования, вытекающие из закономерностей организации обучения и обеспечивающие его эффективность.

Принципы обучения исторически конкретны, отражают общественные потребности, поэтому появляются новые системы обучения.

Принципы обучения, во-первых, перекликаются с принципами педагогического процесса, во-вторых, подробно сними можно познакомиться в любом учебнике.

Формы организации обучения представляют собой внешнее отражение согласованной деятельности учителя и учащихся, осуществляемой в установленном порядке и режиме.

Они социально обусловлены, регламентируют совместную деятельность педагога и учеников, определяют соотношение индивидуального и коллективного обучения, степень активности учеников и руководство ею со стороны учителя.

В России, как и большинстве стран мира, широкое распространение получила такая форма организации обучения, как урок. Эта форма была теоретически обоснована Я. Коменским в классно-урочной системе обучения и воплощена им на практике.

Урок - форма организации обучения, при которой учебные занятия проводятся учителем с группой учащихся постоянного состава, примерно одного возраста и уровня подготовки в течение определенного времени и по установленному расписанию.

Качество проведения и результативность урока зависит от выяснения учителем социальных и педагогических требований, определяемых задачами школы, закономерностями и принципами обучения. Общие требования к уроку подразделяются на дидактические, воспитательные и организационные.

Качественное своеобразие уроков определяется их целями и содержанием, методикой проведения, особенностями школы, учителя и учащихся.

В отечественной дидактике существуют различные подходы и классификации уроков. В зависимости от признаков, взятых за основу, предлагаются разные варианты типологии уроков:

По способу проведения или методам обучения;

По характеру познавательной деятельности;

По степени самостоятельности работы учащихся; и т. д.

Наиболее употребительной является классификация уроков по основным дидактическим целям и месту урока в общей системе (Есипов, Болдырев, Щукина, Онищук и др.).

Ни одна классификация не является универсальной, а данная проблема была и осталась актуальной для дидактики.

Современная теория урока уделяет большое внимание его структуре. Структура урока - совокупность его элементов, обеспечивающих целостность урока и сохранение основных характеристик урока при различных вариантах.

Структура урока зависит от поставленных целей, содержания изучаемого материала, методов и приемов обучения, используемых на уроке, уровня подготовки и развития учащихся, зависящей от их подготовленности. В подготовке учителя к уроку различают два этапа: предварительный и непосредственный. Непосредственная подготовка к уроку предполагает составление плана, в котором должны быть отражены:

Класс и дата проведения;

Тема урока;

Задачи образования, воспитания и развития учащихся;

Структура урока, последовательность этапов, примерное распределение времени;

Методы и приемы работы учителя и учащихся на каждом этапе;

Учебное оборудование;

Задание на дом.

Учитель обеспечивает познавательную деятельность учащихся, используя различные формы организации: фронтальную, групповую и индивидуальную.

Урок как основная форма организации обучения применяется во всех

и типах общеобразовательных школ, ПТУ, отличаясь некоторыми особенностями, основанными на учете возрастных возможностей учащихся и условий работы в различного типа учебно-воспитательных учреждений.

В современной школе в последние десятилетия проводятся нестандартные уроки. Это импровизированное учебное занятие с нетрадиционной структурой. Особо выделяются деловые игры.

В качестве других форм организации обучения можно назвать лекцию, семинар, практикум, лабораторные занятия, факультатив, экскурсию и пр. Отдельно следует рассмотреть такие формы, как: дополнительные занятия, консультации, домашние работы, самостоятельная работа.

В педагогике используются понятия <дидактическая система>, <технология обучения>, <система обучения>, <модель обучения> и пр. Довольно часто они рассматриваются как синонимы. Целесообразно попытаться определить каждое из понятий с точки зрения его содержания, пользуясь имеющейся литературой. В данной работе нет возможности углубляться в проблему.

Дидактическая система выделенное по определенным критериям образование, характеризующееся внутренней целостностью, единством целей, организационных принципов, содержания, форм и методов обучения.

Можно выделить четыре дидактические системы (не бесспорно!):

1. Классическая (традиционная) дидактическая система Я. Коменского и И. Гербарта.

2. Система развивающего обучения, с двумя официально признанными моделями: Л. В. Занкова и Д. В. Эльконина-В. В. Давыдова, и множеством альтернативных школ и направлений.

3. Инструментальная (прагматическая) система обучения Дж. Дьюи. В рамках данной системы развивалась концепция обучения через совершение открытий Дж. Бруннера.

4. Современная дидактическая система, использующая идеи вышеназванных

систем, предполагающая множество разнообразных моделей обучения. В научных моделях обучения происходит сращивание классической теории Коменского-Гербарта с прогрессивистской теорией Дьюи, моделями развивающего обучения.

Общую оценку продуктивности обучения дают через уровни обучения или усвоения (дидактическая характеристика) и через уровни познавательной активности учащихся (психологическая характеристика).

Центром процесса обучения, связующим звеном между целью и результатом являются методы обучения.

Метод обучения - это способ упорядоченной деятельности педагога и учащихся, направленной на достижение заданной цели. Метод обучения -сложное, многокачественное образование. В методе обучения находят отражение объективные закономерности, цели, содержание, принципы, формы обучения.

Методы классифицируются в системы на основе одного или ряда признаков. Хорошей считается классификация, которая согласуется с практикой обучения.

Наиболее обоснованные и распространенные в отечественной педагогической практике классификации методов обучения:

Традиционная классификация по источнику знаний (первые педагогические и философские системы);

Классификация методов по назначению (Есипов, Данилов и др.);

Классификация по типу познавательной деятельности (Лернер, Скаткин и

Классификация по дидактическим целям (Щукина, Скаткин и пр.);

Бинарные и полинарные классификации (Махмутов, Паламарчук и пр.). Наибольшее распространение в дидактике последних лет получила классификация Ю. Бабанского, которая строится на следующих основаниях: по источникам знания, по логике изложения, по типу познавательной деятельности, по управлению.

Все современные виды обучения могут быть рассмотрены с позиции

общих оснований:

По основанию непосредственного взаимодействия обучающего и обучаемого;

По основанию принципа сознательности;

По наличию управления образовательным процессом;

По основанию взаимосвязи образования и культуры;

По связи обучения с будущей деятельностью;

По способу организации обучения

Дидактика - отрасль педагогики, разрабатывающая теорию образования и обучения. Предмет дидактики - закономерности и принципы обучения, его цели, научные основы содержания образования, методы, формы, средства обучения. Общая дидактика отвечает на вопросы: с какими целями, чему и как обучать учащихся по всем предметам и на всех уровнях. Существуют частные дидактики, или предметные методики. Они исследуют обучение по отдельным предметам или уровню образования (методика начального образования, дидактика высшей школы). Общая дидактика составляет теоретическую основу частных дидактик, базируясь в то же время на результатах их исследований. Задачи дидактики состоят в том, чтобы (1) описывать и объяснять процесс обучения и условия его реализации; (2) разрабатывать более совершенную организацию процесса обучения, новые обучающие системы, технологии. Для уяснения предмета и категорий дидактики следует вспомнить понятие "педагогическая система", то же - дидактическая система, в компонентах которой отражены ее основные категории: цели, содержание образования, дидактические процессы, методы, средства, формы обучения, закономерности и принципы обучения. Понятие "дидактическая система" важно как в теоретическом, так и в практическом плане. Оно позволяет анализировать процесс обучения по элементам и в системе их взаимодействия, исследовать системно, полнее и глубже сущность образования и обучения. Кроме того на его основе можно разрабатывать конкретные обучающие системы, проектировать учебный процесс с определенными характеристиками.

Характеристика дидактики как раздела педагогики

Дидактика – теория обучения. Обучение включает в себя процесс учения и преподавания. Дидактика – составная часть педагогики, которая раскрывает содержание задач обучения детей и взрослых. Описывает процесс овладения знаниями, умениями и навыками, характеризует принципы, методы и формы организазионного обучения. Автор дидактики – Коменский (1592-1670). Предмет – общие теории обучения, охватывающие обучение по всем предметам, обучение отдельным дисциплинам – прерогатива частных методик.

Задачи :

1) познание закономерностей успешного обучения,

2) анализ, описание и повышение эффективности методов обучения,

3) подбор эффективных средств и форм обучения с опорой на возраст и индивидуальную особенность учащегося.

Функции :

1) Образовательная – формирование ЗУН учащихся, в усвоение законов, теорий, видов дея­тельности,

2) воспитательная – формирование черт личности (нравст­венных, трудовых, эстетических и других).,

3) развивающая: развитие психомоторной, сенсорной, интеллектуальной, эмоционально- волевой и мотивационно-потребностной сферы лично­сти. Обучение, осуществляемое на высоком уровне трудности, при быстрых темпах усвоения, высо­кой активности учащихся, способствует прогрессу в их развитии, 4) побудительная, 5) организационная.

Одна из задач - устанавливать закономерности обучения и, давая знание об этом преподавателю, делать процесс обучения для него более осознанным, управляемым, эффективным. Дидактические закономерности устанавливают связи между преподавателем, студентам и изучаемым материалом. Знание этих закономерностей позволяет преподавателю построить процесс обучения оптимально в разных педагогических ситуациях.

В современном понимании дидактика представляет собой важнейшую отрасль научного знания, которая изучает и исследует проблемы обучения и образования. Впервые это слово появилось в сочинениях немецкого педагога Вольфганга Ратке (Ратихия) для обозначения искусства обучения. В том же значении употребил это понятие и чешский педагог Ян Амос Коменский. Неизменными со времен Ратихия остаются и основные задачи дидактики – разработка проблем: чему учить и как учить; современная наука интенсивно исследует также проблемы: когда, где, кого и зачем учить.

Дидактика – теоретическая и одновременно нормативно-прикладная наука. Ее основой является общая теория образования, основы этой теории являются основополагающими для всех воспитательно-образовательных наук.

Объектом изучения дидактики являются реальные процессы обучения.

Дидактические исследования своим объектом делают реальные процессы обучения, дают знания о закономерных связях между различными его сторонами, раскрывают сущностные характеристики структурных и содержательных элементов процесса обучения. В этом заключается научно-теоретическая функция дидактики.Полученное теоретическое знание позволяет решать многие проблемы, связанные с обучением, а именно: приводить в соответствие с изменяющимися целями содержание образования, устанавливать принципы обучения, определять оптимальные возможности обучающих методов и средств, конструировать новые образовательные технологии и т. д. Все это говорит о нормативно-прикладной (конструктивной) функции дидактики.Дидактика охватывает систему обучения по всем предметам и на всех уровнях учебной деятельности. По ширине охвата изучаемой действительности выделяют общую и частную дидактику.

Общая дидактика исследует процесс преподавания и учения вместе с факторами, которые его порождают, условиями, в которых он протекает, а также результатами, к которым он приводит.

Частные (конкретные) дидактики называются методиками преподавания. Они изучают закономерности протекания процесса, содержания, формы и методы преподавания различных учебных предметов. Каждый учебный предмет имеет свою методику.

Являясь отраслью научного знания, дидактика решает ряд теоретических задач:

– установление целей и задач теории;

– анализ процесса обучения, установление его закономерностей;

– обоснование принципов и правил обучения;

– определение содержания и форм организации обучения;

– разъяснение методов и средств обучения;

– характеристика материальных средств обучения.

Прослеживается взаимодействие и взаимосвязь дидактики с другими науками, например с философией, социологией, логикой, психологией, кибернетикой, математикой и т. д. Методологическую основу дидактики составляет философская теория познания. Изучение законов функционирования и развития общества, социальных отношений сближает дидактику с социологий.

Развитие современной дидактической системы носит название процесса демократизации и гуманизации.

Отличие современной дидактики в том, что целью обучения является общее развитие индивида, процесс обучения рассматривается как двусторонний процесс, управляемый учителем, при этом учитываются интересы и потребности обучаемых.

Следовательно, дидактика – это наука об обучении и образовании, их целях, содержании, методах, средствах, организации, достигаемых результатах.

Преподавание – упорядоченная деятельность педагога по реализации цели обучения (образовательных задач), обеспечение информирования, воспитания, осознания и практического применения знаний.

Учение – процесс (точнее, сопроцесс), в ходе которого на основе познания, упражнения и приобретенного опыта возникают новые формы поведения и деятельности, изменяются ранее приобретенные.

Обучение – упорядоченное взаимодействие педагога с учащимися, направленное на достижение поставленной цели.

Образование – система приобретенных в процессе обучения знаний, умений, навыков, способов мышления.

Знание – понятия, схемы, факты, законы, закономерности, обобщенная картина мира, ставшие достоянием сознания человека. Знания могут быть эмпирическими, приобретенными опытным путем, и теоретическими, полученными в результате рассмотрения закономерностей, связей, отношений между предметами и явлениями. Знания играют побуждающую и регулирующую роль. Их структуру составляет единство познавательных, эмоциональных, мотивационных и волевых компонентов.

Умения – овладение способами (приемами, действиями) применения усвоенных знаний на практике.

Навыки – умения, доведенные до автоматизма, высокой степени совершенства. Навыки бывают сенсорными, умственными, двигательными, комплексными.

Цель (учебная, образовательная) – то, к чему стремится обучение, будущее, на которое направлены его усилия.

Организация – упорядочение дидактического процесса по определенным критериям, придание ему необходимой формы для наилучшей реализации поставленной цели.

Форма – способ существования учебного процесса, оболочка для его внутренней сущности, логики и содержания. Форма прежде всего связана с количеством обучаемых, временем и местом обучения, порядком его осуществления и т. п.

Метод – путь достижения (реализации) цели и задач обучения.

Средство – предметная поддержка учебного процесса. Средствами являются голос (речь) педагога, его мастерство в широком смысле, учебники, классное оборудование и т. д.

Результаты (продукты обучения) – это то, к чему приходит обучение, конечные следствия учебного процесса, степень реализации намеченной цели. В последнее время статус основных дидактических категорий предлагается присвоить понятиям дидактической системы (совокупность методов, средств и процессов, направленных на достижение эффективности процесса образования) и технологии обучения (система приемов, способов).

Основные дидактические концепции

Процесс обучения базируется на психолого-педагогических концепциях, которые называются часто также дидактическими системами.

Под дидактической системой понимается выделенное по определенным критериям целостное образование.

Дидактические системы характеризуются внутренней целостностью структур, образованных единством целей, организационных принципов, содержания, форм и методов обучения.

Можно выделить три принципиально отличающиеся между собой дидактические концепции:

1) традиционная (Я.А. Коменский, И. Пестолоцци, И. Гербарт);

2) педоцентрическая (Д. Дьюи, Г. Кершенштейн, В. Лай);

3) современная дидактическая система (П. Гальперин, Л. Занков, В. Давыдов, К. Роджерс, Брунер).

Разделение концепций на три группы производится на основе того, как понимается процесс обучения.

В традиционной системе обучения доминирующую роль играет преподавание, деятельность учителя.

Дидактика Гербарта характеризуется такими понятиями, как управление, руководство учителя, регламентации, правила, предписания.

Главный вклад Гербарта в дидактику состоит в вычленении этапов (ступеней) обучения. Его схема такова: ясность – ассоциация – система – метод. Процесс обучения протекает от представлений к понятиям и от понятий к умениям теоретического характера. Практика в этой схеме отсутствует. Эти формальные уровни не зависят от содержания обучения, определяют ход учебного процесса на всех уроках и по всем предметам.

К началу XX в. рождаются новые подходы. Традиционная система подверглась критике за авторитарность, книжность, оторванность от потребностей и интересов ребенка, за то, что данная система обучения лишь передает ребенку готовые знания, но не способствует развитию мышления, активности, творчества, подавляет самостоятельность ученика.

В основе педоцентрической концепции – деятельность ребенка, главная роль отводится учению.

Дьюи предлагал строить процесс обучения исходя из потребностей, интересов и способностей ребенка, стремясь развивать умственные способности и разнообразные умения детей, обучая их в «школе труда, жизни», когда учеба носит самостоятельный, естественный, спонтанный характер, получение знаний учениками происходит в ходе их спонтанной деятельности, т. е. «обучение через делание».

Абсолютизация такой дидактики приводит к переоценке спонтанной деятельности детей, к утрате систематичности обучения, к случайному отбору материала, к снижению уровня обучения.

Современную дидактическую концепцию создают такие направления, как программированное, проблемное обучение, развивающее обучение (П. Гальперин, Л. Занков, В. Давыдов), гуманистическая психология (К. Роджерс), когнитивная психология (Брунер), педагогическая технология и педагогика сотрудничества.

Цели обучения в этих современных подходах предусматривают не только формирование знаний, но и общее развитие учащихся, их интеллектуальных, трудовых, художественных умений, удовлетворение познавательных и духовных потребностей учеников. Педагогическое сотрудничество – это гуманистическая идея совместной развивающей деятельности детей и педагогов на основе взаимопонимания, проникновения в духовный мир друг друга, коллективного анализа хода и результатов этой деятельности.

как теория обучения .

История педагогики свидетельствует о том, что долгоевремя наряду с термином «педагогика» в том же значении использовался и термин«дидактика».Впервые термин «дидактика» ввёл в научное использование немецкийпедагог В. Ратке (1571-1635), который назвал свой курс «Краткий отчётиз дидактики ».

Предметом дидактики является общая теория обучения всем предметам. Чешский педагогЯ.А.Коменский определил дидактику как « всеобщее искусство учить всех всему» .Вначале XIX века немецкий педагог И.Ф.Гербарт придал дидактике статус теории воспитывающего обучения.

В настоящее время ДИДАКТИКА рассматривается как часть педагогики, исследующаяпроблемы обучения и образования, их закономерности, принципы, цели,содержание, средства, организацию, достигаемые результаты.

Функции дидактики:

1- Теоретическая
2 – практическая.

Основные категории дидактики :

Преподавание, обучение, образование, знания, умения, навыки, а также цель, содержание, организация, виды, формы, методы, средства, результаты (продукты)обучения.
(отсюда получаем краткое определение: дидактика- наука об обучении иобразовании, их целях, содержании, методах, средствах, организации, достигаемыхрезультатов. )

Преподавание - упорядоченная деятельность педагога по реализации цели обучения(образовательных задач), обеспечение информирования, воспитания, осознания и практического применения знаний.

Учение – процесс (точнее сопроцесс), в ходе которого на основе познания, упражненияи приобретённого опыта у ученика возникают новые формы поведения идеятельности, изменяются ранее приобретённые.

Обучение – упорядоченное взаимодействие учителя с учениками, направленное надостижение поставленной цели. Это двусторонний процесс их совместнойдеятельности. Обучение – это специально организованная познавательнаядеятельность учеников, в процессе которой формируются научные знания,необходимые способы деятельности, эмоционально-ценностное и творческоеотношение к окружающей действительности. В обучении осуществляется развитиеребёнка. Основными структурными элементами обучения как системы являются: 1)цели, 2) содержание, 3) методы, 4)организационные формы, 5) результаты.

Образование – система приобретённых в процессе обучения знаний, умений, навыков,способов мышления.

Знание – совокупность идей, воплощающих теоретическое овладение предметом. Отражениев сознании ученика окружающей его действительности в виде понятий, схем,конкретных образов.

Умения – овладения способами (приёмами, действиями) применение усвоенных знанийна практике.

Навыки – умения, доведённые до автоматизма, высокой степени совершенства.

Цель (учебная, образовательная) - то, к чему стремится обучение, будущее, накоторое направлены его усилия.

Организация – упорядочение дидактического процесса по определённым критериям, придание емунеобходимой формы для наилучшей реализации поставленной цели.

Форма - способ существования учебного процесса, оболочка для его внутреннейсущности, логики и содержания. Форма обучения связанна с числом учеников вклассе, временем и местом обучения, порядком его осуществления и т.п.

Метод – путь достижения (реализации) цели и задач обучения.

Средство – предметная поддержка учебного процесса. Средствами являются голос (речь)педагога, его мастерство, учебники, классное оборудование и т.д.

Результаты – то, к чему приходит обучение, следствие учебного процесса, степеньреализации намеченной цели.

Предмет и задачи дидактики:

термин дидактика происходит от греч. “ didactikos” - обучающий.

В современном пониманиидидактика представляет собой важнейшую отрасль научного знания, которая изучаети исследует проблемы образования и обучения.

Дидактика –теоретическая и одновременно нормативно-прикладная наука.

Дидактика – отрасльпедагогики, изучающая вопросы теории образования и обучения.

Обучение –целенаправленный процесс взаимодействия учителя и учащихся, в ходе которогопроисходит усвоение новых знаний, умений, навыков, осуществляется воспитаниеи развитие учащихся.

Образование - тасторона воспитания, которая включает в себя систему культурных и научныхценностей, накопленных человечеством.

Дидактика отвечает навопросы:

- чему учить

- как учить

- где учить

- в какихорганизационных формах

Основные понятиядидактики:

Учебный процесс

Принципы обучения

Методы обучения

Формы организацииучебной работы и др.

Мысли об обучении издавнавысказывались выдающимися учёными и философами прошлого (Сократом, Демокритом, Платоном, Аристотелем)

Впервые в историипедагогической мысли теорию обучения как систему научных знаний, какпедагогическую науку, разработал ЯН АМОС КОМЕНСКИЙ. На основе философскихразмышлений, теоретического анализа опыта работы школ того времени он написалсвой знаменитый труд « Великая Дидактика » (1657).
/> /> />

Я.А. Коменский

1592-1670

1.Великая Дидактика

2.Материнская школа

3.Мир чувственных вещей в картинках

4.Откратая дверь языков и всех наук

-Теоретически обосновал и раскрыл принцип наглядности;

-Провозгласил «золотое правило дидактики»

Обосновал и применил на практике принципы сознательности, систематичности, последовательности и прочности усвоения знаний.

Стремился сильнее развивать познавательные способности уч-ся, «воспламенять жажду знаний и пылкое усердие к учению»

-Разработал классно-урочную систему обучения

-Выдвинул идею всеобщего образования: «учить всех всему»

Жан Жак Руссо

1712-1778

Роман-трактат «Эмиль или о воспитании»

-Дал оригинальную характеристику возрастного развития ребёнка:

1- от рождения до 2 лет

2- от 2 до 12 «сон разума»

3- от 12 до 15 умственное вос-ние

4- от 15 до совершеннолетия «период бурь и страстей»

-Предложил учебные занятия проблемного, поискового характера

-Дал характеристику методам обучения

-Выдвинул идею связи обучения с жизнью, с наблюдениями явлений природы

Иоган Генрих Песталоцци

1746-1827

1.Лингард и Гертруда

2.Как Гертруда учит своих детей

3.Азбука наглядности

4.Наглядное учение о числе

Разработал теорию элементарного образования; Считал что в основе познания мира лежат 3 элемента: форма, число, слово

-Разработал принцип наглядности, хотя чрезмерно усложнил и довёл до абсурда

Адольф Дистервег

1790-1866

Руководство к образованию немецких учителей

-Главной задачей обучения является развитие умственных способностей детей

-Создал дидактику развивающего обучения (изложил её в виде 33 законов и правил обучения)

-Много внимания уделял закреплению материала

-Утверждал: « плохой учитель сообщает истину, а хороший учит её находить »

Константин Дмитриевич Ушинский

1824-1870

Основоположник начального обучения в России

1.Родное Слово

2.Детский мир

3.Человек как предмет воспитания

-Разработал методики преподавания учебных предметов

-Выступал за связь обучения с жизнью, с трудом

-Разработал принципы обучения, основы содержания начального образования

-Раскрыл психологические основы обучения

Крупный вклад в развитиетеории обучения внесли педагогические и психологические работы П.П.Блонского, С.Т.Шацкого, Л.С.Выготского.

Существенно обогатили теорию начального обучения психолого-педагогические исследования В.Давыдова,Д.Б.Эльконина - =о возрастных возможностях усвоения знаний, Л.В.Занкова =о путях формирования общего уровня развития младших школьников,П.Я.Гальперина = о формировании умственных способностей.

Определённый вклад внесли и румынские дидакты - Чергит, раду, Никола, Банташ, и др.

Современную дидактику обогатили педагоги-практики -

Шалва Амонашвили
С.Н.Лысенкова
М.Шаталов
Н.Ильин
С.Потапова и др.

Задачи дидактики на современном этапе .

1. Воспитывающеевлияние обучения на формирование нравственных и волевых качеств личности

2. Формирование познавательной активности и самостоятельности

3. Активизацияобщего уровня развития младших школьников

4. Развитиеи формирование умственных способностей

5. Проблемныйхарактер изложения учебного материала

6. Индивидуализацияи дифференциация обучения

7. Демократизацияи гуманизация обучения

8. Межпредметнаясвязь, опора на жизненный опыт учащихся

9. Програмированиеи компьютеризация обучения

10. Работа с одарённымидетьми

11. Формированиеличностных взаимоотношений, высокая культура общения

Специальные дидактики – частные методики .

Каждая учебная дисциплина имеет свои характерныеособенности, свои закономерности, требует своих особых методов иорганизационных форм обучения. Этими вопросами занимаются частные дидактикиили методики преподавания.

Все частные методики являются педагогическимидисциплинами, основывающихся на тех же принципиальных положениях, которыераскрываются в общей дидактике.

Таким образом, общая дидактика являетсятеоретической базой для всех частных методик.

Частные методики и общая дидактика развиваются втесном единстве. Большая роль принадлежит самообразованию.

САМООБРАЗОВАНИЕ - систематическая познавательнаядеятельность, направленная на удовлетворение потребности в знаниях, возникшиху человека.

Этапы становления дидактики .

I Этап – традиционной дидактики (XVII - XIXв.)акцент на преподавании, основной источник знаний: восприятие,авторитарное руководство обучением.

II Этап – современная дидактика (конец XIX - первая половина XX в.)акцент на деятельности преподавание-учение – основной источнок знаний,личностный подход, психологическое управление

III Этап - постсовременный - курикулум (втораяполовина XX в.), акцент на деятельности преподавание- учкение – оценка знаний - основной источник знаний –деятельность психолого – социально обусловленная. В основе – педагогикасотрудничества, с учётом требований времени, личностного развития итворчества.

Романцова М. Г., Ледванова М. Ю., Сологуб Т. В.,

Раздел 1. Основы педагогики и дидактики

Охарактеризуем наиболее часто встречающиеся определения педагогики.

Педагогика наука, изучающая сущность, закономерности, тенденции управления процессом развития индивидуальности и личности.

Педагогика - совокупность теоретических, прикладных наук, изучающих воспитание, образование, обучение.

Педагогика - наука о воспитательных отношениях, возникающих в процессе взаимосвязи воспитания, образования и обучения с самовоспитанием, самообразованием, самообучением и направленных на развитие человека.

Педагогика - учебный курс, который преподается в учебных заведениях по профилирующим программам.

Педагогика общая - базовая дисциплина, изучающая и формирующая принципы, формы и методы обучения и воспитания, являющиеся общими для всех возрастных групп и учебных заведений.

Педагогический процесс - специально-организованное, целенаправленное взаимодействие педагогов и воспитанников, направленное на решение развивающих и образовательных задач.

Педагогический процесс - целостный учебно-воспитательный процесс в единстве и взаимосвязи воспитания и обучения, характеризующийся совместной деятельностью, сотрудничеством и сотворчеством его субъектов, способствующий наиболее полному развитию и самореализации личности воспитанника. Процесс, реализующий цели образования в условиях педагогических систем, в которых организованно взаимодействуют учебно-воспитательные, образовательные, профессионально-образовательные учреждения.

О.С.Гребенюк (2003) считает, что педагогика является наукой, изучающей сущность, закономерности, тенденции и перспективы развития педагогического процесса, а педагогический процесс является динамической системой, системообразующим фактором, которой является педагогическая цель, а общим качеством - взаимодействие педагога и ученика.

Педагогическое мастерство , по мнению О.С.Гребенюка, должно дополняться организацией коллективной и индивидуальной деятельности, мастерством убеждения, мастерством передачи знаний и формированием опыта деятельности, мастерства владения педагогической техникой (2003).

Функции педагогики

Теоретическая функция педагогики реализуется на трех уровнях:

  • Изучение педагогического опыта и диагностики состояния и результатов педагогических процессов;
  • Выявление устойчивых связей и закономерностей в педагогических явлениях;
  • Прогностическое исследование педагогической деятельности.

Технологическая функция имеет также три уровня реализации:

  • Разработка методических материалов;
  • Внедрение достижений педагогической науки в педагогическую практику;
  • Оценка влияния результатов научных исследований на практику обучения и воспитания и соответствующая коррекция взаимодействия теории и практики.

Под образованием , по мнению О.С.Гребенюка (2003), необходимо понимать процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений, навыков и обеспечение на этой основе соответствующего уровня развития личности. По мнению В.Б.Успенского (2004) образование есть процесс и результат овладения системой научных знаний, познавательных умений и навыков, развитие творческих сил и способностей личности.

Знание и его разновидности

Для того, чтобы разобраться в характере знаний, необходимо уточнить содержание термина «знание ». В педагогической литературе термин используется широко. Содержание термина «знание» относится к числу вечных проблем, решение которой требует дальнейших усилий.

Охарактеризуем ряд утверждений, относящихся к содержанию термина «знание».

Знание - необходимый элемент и предпосылка практической деятельности человека.

Знание - это совокупность идей человека, в которых выражено теоретическое овладение им предметом. (Идеи - это мерки, из которых человек из существующих идей создает новые).

Знание - форма деятельности субъекта, в которой отражены вещи и процессы объективной реальности.

Проблема над предметных умений связана с содержанием учебных планов традиционных дисциплин. Эта связь определяется пониманием термина «знание». По мнению П.В. Копнина, знания как необходимый элемент и предпосылка практического отношения человека к миру является процессом создания идей, целенаправленно, отражающих объективную реальность в формах его деятельности и существующих в виде определенной языковой системы. При сравнении двух определений видно, что отсутствует компонент, подчеркивающий роль знания как необходимого элемента и предпосылки практического отношения человека к миру, что разделяет понятия «знаковая система» и «деятельность по практическому использованию». Доказательством этого служит классификация учебных дисциплин (Краевский В.В.,
Лернер И.Я.), по которой все предметы делятся на 6 типов, а ведущими являются следующие:

  • Предметы, в которых ведущим компонентом являются предметные научные знания;
  • Предметы, в которых ведущим компонентом являются способы деятельности;
  • Предметы, в которых ведущим компонентом является т.н. «видение мира»;
  • Предметы, ведущий компонент которых представляет симбиоз знаний и способов деятельности.

Дидактические системы и их развитие

В современных работах по дидактике отмечается, что обучение является неотъемлемой функцией общества для всех народов и на все времена. Обучение становится массовым и требует создания постоянно действующего института, возникает необходимость в научном обосновании этой деятельности и привлекаемых для ее осуществления материалов и средств. Так появляется диадактика.

Дидактика - наука об обучении и образовании, включающая цели, содержание, методы, средства, результаты обучения, которые достигнуты в процессе получения образования.

Дидактика - теория образования и обучения отрасль педагогики. К дидактическим принципам относятся основные положения, определяющие содержание, организационные формы и методы учебного процесса в соответствии с его общими целями и закономерностями.

По Н.В. Бордовской (2003), дидактика - это отрасль педагогики, направленная на изучение и раскрытие теоретических основ организации процесса обучения (закономерностей, принципов, методов обучения), а также поиск и разработка новых принципов, стратегий, методик, технологий и систем обучения.

Предмет дидактики - определение и формулировка закономерностей процесса обучения, а также конструирование более эффективного, чем существующие, процесса обучения (И.И. Логвинов).

Дидактика - теоретическая и нормативно-прикладная наука. Научная ее функция заключается в изучении реальных процессов обучения, в установлении фактов и закономерных связей между различными сторонами обучения, в раскрытии их сущности, выявлении тенденций и перспектив развития. Разрабатывая проблемы отбора содержания образования, устанавливая принципы обучения, нормативы применения методов и средств обучения, дидактика выполняет нормативно-прикладную, конструктивно-техническую функцию. Конструктивной функции дидактики соответствуют ее принципы.

Объем дидактического знания (И.И.Логвинов,2007) структурируется вокруг «точек притяжения» (процесс обучения, принципы дидактики, содержание обучения, организационные формы обучения). Современное содержание дидактического знания отличается от знаний XIX века выделением в отдельный раздел принципов обучения. Основное его содержание соответствует следующим структурным компонентам:

  • Сущность процесса обучения;
  • Принципы обучения;
  • Содержание образования;
  • Методы обучения;
  • Преподаватель;
  • Организация процесса обучения.

Принципы дидактики

Дидактические принципы являются определяющими при отборе содержания образования, при выборе методов и форм обучения.

Все принципы дидактики в своем единстве объективно отражают важнейшие закономерности процесса обучения.

  • Принцип наглядности. Выражает необходимость формирования представлений и понятий на основе чувственных восприятий предметов и явлений.
  • Принцип сознательности и активности. В процессе обучения передаются только знания, а убеждения свои каждый человек вырабатывает самостоятельно, т.е. сознательно. В процессе обучения необходимо учитывать общие признаки сознательного усвоения знаний. Знания должны облекаться в правильную словесную форму, сознательность выражается в положительном отношении к изучаемому материалу, в заинтересованности. Признаком сознательного усвоения материала является степень самостоятельности, чем она выше, тем сознательнее усваиваются знания. Учащимся должен быть интересен сам процесс познания. «Убеждения не купишь в лавке, они формируются в процессе познавательной деятельности» (Д.И.Писарев).
  • Принцип доступности заключается в необходимости соответствия содержания материала, методов и форм обучения уровню развития обучающихся. Доступность определяется многими факторами: соблюдением принципов дидактики, тщательным отбором содержания материала, использованием наиболее эффективной системы его изучения, более рациональными методами работы, мастерством обучающего и т.д.
  • Принцип научности. Главной целью принципа является то, чтобы учащиеся понимали, что все подчинено законам и что знание их необходимо каждому живущему в современном обществе. Предлагаемый учебный материал должен отвечать современным достижениям науки. Поэтому необходимо постоянно знакомить учащихся с новейшими достижениями научной мысли в соответствующем разделе учебной программы.
  • Принцип индивидуального подхода. Осуществляя индивидуальный подход необходимо учитывать восприимчивость обучаемых к учебе т.е. обучаемость. К признакам обучаемости относится: запас знаний и навыков, умение осмысливать учебный материал, самостоятельно применять его при решении разнообразных задач, уметь обобщать, выделять существенные признаки нового материала и т.д.
  • Принцип систематичности и последовательности. Изложение учебного материала доводится преподавателем до уровня системности в сознании обучаемых, знания даются в определенной последовательности и они должны быть взаимосвязанными. Реализация принципа систематичности и последовательности предполагает преемственность в процессе обучения т.е. логическую последовательность и связь между изучаемыми учебными предметами, новый материал должен базироваться на усвоенном раннее.
  • Принцип прочности в овладении знаниями, умениями и навыками. Указанный принцип заключается в том, что прочность это не только глубокое запоминание, но и умение пользоваться тем, чем располагает память.
  • Принцип связи теории с практикой. Практика является основой познания. Теоретические изыскания осуществляются не ради самой науки, а для совершенствования практической деятельности. Обучение всегда носит воспитательный характер. Обучение и воспитание - целостный процесс. Процесс обучения это процесс передачи знаний, а процесс воспитания - это процесс воздействия на систему отношений учащегося к окружающей его действительности.

Профессиональное образование - формирование умений и навыков обращения с соответствующими средствами труда, изучение особенностей конкретных видов трудовой деятельности человека и формирование умений и навыков их осуществления. Предметом дидактики являются системы обучения или дидактические системы.

Дидактическая система - упорядоченный набор целей, содержания, форм, методов и средств обучения. Основу процесса обучения как дидактической системы составляет учебная деятельность. Учебная деятельность выполняется человеком на протяжении всей его жизни. Это вторая профессия каждого человека. Любая дидактическая система включает в себя следующие элементы: цель и задачи обучения (преподавания); содержание обучения; методы и средства обучения; формы организации обучения; результаты обучения.

Дидактические теории и концепции

Обучение, преподавание, учение - основные категории дидактики.

В педагогической литературе существует множество определений категории обучения. Эту категорию определяют с позиций результата и процесса. Обучение как процесс, направленный на формирование определенных знаний, умений, навыков, социального опыта, личностных качеств. Обучение как взаимодействие между педагогом и обучаемым. Обучение - это способ организации образовательного процесса. Оно является самым надежным путем получения систематического образования. В основе любого вида или типа обучения заложена система - «преподавание и учение». Преподавание - это деятельность преподавателя по передаче информации, организации учебно-познавательной деятельности, оказанию помощи при затруднении в процессе обучения, стимулированию интереса, самостоятельности и творчества обучающихся, оценке учебных достижений. Учение - это деятельность обучаемого по освоению, закреплению и применению знаний, умений, навыков; стимулированию к поиску, решению учебных задач, самооценке учебных достижений; осознанию личностного смысла и социальной значимости культурных ценностей и человеческого опыта, процессов и явлений окружающей действительности.

Процесс обучения двусторонний, включает в себя процесс учения и процесс преподавания (О.С.Гребенюк, 2003). Под обучением , И. Н. Логвинов (2005) понимает профессиональную деятельность преподавателя, которая направлена на передачу знаний, умений, навыков в процессе обучения. Деятельность осуществляется в двух вариантах - репродуктивном (воспроизводящем) и продуктивном (творческом).

В основе дидактических теорий или концепций лежит понимание сущности процесса обучения.

Концепция дидактического энциклопедизма. (Я. А. Коменский, Дж. Мильтон, И.В.Баседов).

Основная цель образования - передача обучающимся предельно большого объема научных знаний. Для полного освоения содержания требуется поиск интенсивных методов со стороны преподавателя и большая самостоятельная работа студентов.

Концепция дидактического формализма. (Э.Шмидт, А.Немейер, И.Песталоцци, А.Добровольский). Обучение как средство развития способностей и познавательных интересов обучающихся. «Многознание уму не научает» (Гераклит)- главный принцип сторонников дидактического формализма. Главная цель обучения - акцентирование правильности и мышления учеников «учить мыслить», а остальное придет к ним в процессе роста».

Концепция дидактического прагматизма.(Дж. Дьюин, Г. Кершенштейнер). Обучение трактуется как процесс «реконструкции опыта» обучающегося. При таком подходе нарушается диалектическая взаимосвязь познания и практической деятельности как основы гармоничного развития человека в процессе обучения.

Концепция функционального материализма . В основе концепции (В.Окунь) лежит положение об интегральной связи познания с деятельностью. В качестве основного критерия для построения учебных дисциплин предлагаются «ведущие идеи», имеющие мировоззренческое значение (например, идеи эволюции в биологии, классовой борьбы в истории и т.д.).

Парадигмальная (парадигма - образец) концепция обучения . Суть ее (Г.Шейерль) состоит в том, что учебный материал следует представлять «фокусно» (без соблюдения исторической, логической последовательности, акцентируя внимание на типичных фактах и событиях, «экземпляристски» представлять содержание вместо непрерывного изложения всего учебного материала.) Данная концепция нарушает принцип систематичности представления учебного материала.

Кибернетическая концепция обучения. (С.И.Архангельский, Е.И.Машбиц) Обучение представляет собой процесс переработки и передачи информации. Методологической основой данного направления является теория информации и систем, а также кибернетические закономерности передачи информации.

Ассоциативная теория обучения. Данная теория (Дж.Локк, Я.А.Коменский) базируется на принципах: всякое обучение опирается на чувственное познание: наглядные образы важны, т.к. обеспечивают продвижение сознания к обобщениям; основной метод обучения - упражнения. Слабость данной теории в отсутствии формирования творческой деятельности, не закладываются умения самостоятельного поиска новых знаний.

Теория поэтапного формирования умственных действий в процессе обучения. (П.Я.Гальперин, Н.Ф.Талызина). Возможность управления процессом научения значительно повышается, если учащихся проводить через взаимосвязанные этапы: предварительное ознакомление с действием и условиями его выполнения; формирование действия с развертыванием всех входящих в него операций; формирование действия по внутренней речи.

Управленческая модель обучения (В.А.Якунин). Обучение рассматривается в терминах управления. Раскрывая процесс обучения, выделяют этапы его организации как процесса управления: формирование целей; формирование информационной основы обучения; прогнозирование; принятие решения; организация исполнения; коммуникация; контроль и оценка результатов; коррекция.

Известные дидактические теории аккумулировали богатый практический опыт обучения и раскрывают закономерности, принципы и способы его организации вплоть до описания образовательных технологий и характера взаимодействия преподавателя и учащегося. Главное дидактическое отношение «преподавание-учение» исследуется с позиций разных методологических основ, с формированием многообразных дидактических теорий, концепций и моделей.

Таблица 1.1.

Структура продуктивного варианта учебной деятельности
(цит. по И.И. Логвинову)

1. Восприятие или самостоятельное формулирование условия задачи

Ориентировочный этап

2. Анализ условия задачи

3. Воспроизведение необходимых для решения знаний

4. Прогнозирование процесса поиска и его результатов, формулирование гипотезы

5. Составление плана, (проекта, программы) решения

6. Решение задачи на основе известных способов

Исполнительный этап

7. Переконструирование плана решения, нахождение нового способа

8. Решение задачи новыми способами

9. Проверка решения.Оценка рациональности и эффективности выбранного варианта решения

10. Введение полученного анализа (способа) в систему знаний, представлений, имеющуюся у обучающегося

Контрольно-систематизирующий этап

11. Выход на новые проблемы

Процесс обучения - объективный процесс, окрашенный субъективными особенностями его участников. Обучение требует целенаправленного взаимодействия обучающего, обучаемого и изучаемого объекта.

Обучение происходит только при активной деятельности учащихся. Учебный процесс осуществляется только при соответствии целей слушателя целям преподавателя.

Понятия могут быть усвоены, если организована познавательная деятельность. Навыки могут быть сформированы при условии организации воспроизведения операций и действий, лежащих в основе навыка. Прочность усвоения содержания учебного материала тем больше, чем систематичнее организовано повторение содержания, и его введение в систему усвоенного раннее содержания. Любые единицы информации и способы деятельности становятся знаниями и умениями в зависимости от степени опоры на уровень знаний и умений, уже достигнутый на момент предъявления нового содержания. Предъявление вариативных заданий формирует готовность к переносу усвоенных знаний и связанных с ними действий в новую ситуацию.

Методы обучения

С дидактической точки зрения целесообразно выделять:

Репродуктивный метод - применение изученного на основе образца или правила. Деятельность обучаемых носит алгоритмический характер, т.е. выполнение инструкций.

Объяснительно-иллюстративный метод - учащиеся получают знания, слушая лекцию, знакомясь с учебной и методической литературой. Воспринимая и осмысливая факты, оценки и выводы, они остаются в рамках репродуктивного мышления.

Метод проблемного обучения . Используя различные источники и средства информации, преподаватель, прежде чем излагать материал, ставит проблему, формулирует познавательную задачу, показывает способ решения поставленной задачи.

Частично-поисковый метод. Он заключается в организации активного поиска решения выдвинутых педагогом познавательных задач. Процесс мышления приобретает продуктивный характер.

Исследовательский метод. Слушатели (учащиеся) самостоятельно изучают литературу. Инициатива, самостоятельность, творческий поиск проявляются в исследовательской плоскости наиболее полно.

Закономерности процесса обучения

По мнению Ю.К. Бабанского, «процесс обучения закономерно связан с процессом образования, воспитания и развития, входящими в целостный педагогический процесс». Первая закономерность - воспитывающий характер обучения. Вторая - процесс обучения носит развивающий характер.

Н.В. Бордовская (2003) выделяет внешние и внутренние закономерности обучения. К первым относят зависимость обучения от общественных процессов и условий (социально-экономической, политической ситуации, уровня культуры, потребностей общества и государства в определенном типе и уровне образования); ко вторым - связи между компонентами процесса обучения (между целями, содержанием образования, методами, средствами и формами обучения, смыслом учебного материала).

Охарактеризуем особенности и признаки лекционно-практической системы обучения.

Лекция - это основная форма передачи большого объема систематизированной информации как ориентировочной основы для самостоятельной работы студентов (90 минут).

Практическое занятие - это форма организации детализации, анализа, расширения, углубления, закрепления, контроля полученной учебной информации под руководством преподавателя вуза.

ГРАФ ЛОГИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Преподаватель должен уметь разрабатывать граф логической структуры всей учебной дисциплины и отдельных тем, а также отбирать содержание темы.

Содержание дисциплины - сведения из определенного раздела науки или практической деятельности человека, используемые в учебном процессе для достижения целей изучения дисциплины. Сегодня каждое учебное заведение самостоятельно составляет рабочую программу изучения дисциплины. Рабочую программу можно составить рационально, если вначале вычертить ГРАФ ЛОГИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ ВСЕЙ ДИСЦИПЛИНЫ.

Граф логической структуры дисциплины - обобщенная схема ключевых понятий учебной дисциплины и их взаимосвязей, реализующих цели ее изучения.

При построении графа отбираются из сведений дисциплины только те, на которые необходимо опираться при выполнении деятельности, определенной в целях изучения дисциплины. Строится граф из 2-х точек - сверху дисциплина выстраивается как наука, а внизу ставится деятельность - цель изучения дисциплины. В процессе составления графа эти два раздела «состыковываются». Каждая наука имеет предмет изучения, объект изучения и специфические методы изучения.

Таблица 1.2.

Обобщенный граф логической структуры дисциплин

Дисциплина (наука)

Дисциплина (раздел практической деятельности человека)

Объект изучения, предмет изучения,методы изучения

Ключевые понятия

Ключевые понятия

Взаимоотношения ключевых понятий

Деятельность(цели изучения дисциплины)

Деятельность (цели изучения дисциплины)

Вариантов представления содержания обучения в виде графа логической структуры может быть несколько, граф отражает авторское видение дисциплины. В педагогической литературе чаще встречается термин «граф логической структуры темы» - модель учебного содержания, представленная в виде графа - совокупности точек на плоскости, отображающих учебные элементы данной темы, и линий, их соединяющих, являющихся дидактическими связями. В качестве примера приводим граф логической структуры дисциплин «Анатомия человека» и «Педагогика с методикой преподавания» (схемы). Граф логической структуры дисциплины самый обобщенный ее образ, конкретизируя общие положения графа можно легко составить рабочую программу дисциплины. Структурировать рабочую программу по дисциплине необходимо в следующие разделы.

Цели изучения дисциплины , сформулированные в виде умений и знаний, которые необходимо достичь при завершении изучения дисциплины;

Тематические планы лекций, семинаров и практических занятий с краткими аннотациями и методическими рекомендациями к их проведении;

Список литературы (основной и дополнительный);

Образцы обучающих и контролирующих заданий (примеры и ответы).

На основании рабочих программ планируется учебный процесс для конкретного учебного года и создаются средства обучения (учебники, учебные пособия, информационное обеспечение учебного процесса), содержащие детальные сведения, в отличие от обобщенных сведений программы.

В качестве основы обучения в вузе выступает самостоятельная деятельность студента. Общий структурный каскад любой лекции - это формулировка темы, сообщение ее плана и рекомендуемой литературы для самостоятельной работы. В качестве основных требований к чтению лекций выдвигают: высокий научный уровень излагаемой информации, имеющий мировоззренческое значение. Большой объем четко и плотно систематизированной и методически переработанной современной научной информации. Доказательность и аргументированность высказываемых суждений. Ясность изложения мыслей и активизация мышления слушателей, постановка вопросов для самостоятельной работы по обсуждаемым проблемам. Анализ разных точек зрения на решение поставленных проблем. Выведение главных положений и формулировка выводов. Разъяснение вводимых терминов и названий. Предоставление студентам слушать, осмысливать и записывать информацию. Установление с аудиторией педагогического контакта, использование дидактических материалов и технических средств.

Граф логической структуры раздела дисциплины
«Педагогика с методикой преподавания»

Раздел дисциплины

Методика преподавания специальных дисциплин государственного образовательного стандарта по высшему профессиональному обучению медицинских специальностей

Ключевые понятия

Высшее профессиональное медицинское образование РФ

Управление ВПО;

Нормативно - правовые документы;

Учебные учреждения;

профессия, квалификация, специализация

Педагогические технологии

Педагогические цели,

основа деятельности,

методы обучения, планирование учебного процесса,

средства обучения,

методы контроля

Основы педагогических технологий

Знание

Умение

Навыки

Личностные качества

Уровень подготовленности (обученности)

Эффективность технологии

Педагогический эксперимент

Взаимоотношение ключевых понятий

Компоненты педагогической технологии

Целевая деятельность

Проектирование, организация, проведение и оценка эффективности практического (семинарского) занятия по медицинской дисциплине

Виды лекций

Вводная лекция дает первое целостное представление об учебном предмете и ориентирует студента системе работы по данному курсу. На лекции высказываются соображения по методическим и организационным особенностям работы в рамках курса, а также дается анализ учебно-методической литературы, рекомендуемой студентам, оглашаются сроки и формы отчетности.

Лекция-информация. Ориентирована на изложение и объяснение студентам научной информации, подлежащей осмыслению и запоминанию. Это самый традиционный тип лекций в практике высшей школы.

Обзорная лекция - представляет собой систематизацию научных знаний на высоком уровне, материал излагается при раскрытии внутрипредметной и межпредметной связи, исключается детализация и конкретизация. Стержень излагаемых теоретических положений составляет научно-понятийная и концептуальная основа всего курса или его крупных разделов.

Проблемная лекция. На этой лекции новое знание вводится через проблемность вопроса, задачи или ситуации. При этом процесс познания студентов в сотрудничестве и диалоге с преподавателем приближается к исследовательской деятельности. Содержание проблемы раскрывается путем организации поиска ее решения или суммирования и анализа традиционных и современных точек зрения.

Лекция-визуализация представляет собой визуальную форму подачи лекционного материала средствами ТСО или аудиовидеотехники. Чтение такой лекции сводится к развернотому или краткому комментированию просматриваемых визуальных материалов.

Бинарная лекция - является разновидностью чтения лекции в форме диалога двух преподавателей (либо представителей различных научных школ, либо ученого и практика, либо преподавателя и студента).

Лекция с заранее запланированными ошибками. Рассчитана лекция на стимулирование студентов к постоянному контролю предлагаемой информации (поиск ошибок). В конце лекции проводится диагностика слушателей и разбор сделанных ошибок.

Лекция-конференция. Проводится как научно-практическое занятие с заранее поставленной проблемой и системой докладов, длительностью до 10 минут. Совокупность представленных текстов (докладов) позволит в рамках предложенной программы осветить проблему. В конце лекции преподаватель подводит итоги и формулирует выводы.

Лекция-консультация. Указанный вариант лекции можно проводить по нескольким сценариям. Первый вариант осуществляется по типу «вопросы-ответы». Второй вариант по типу «вопрос-ответ-дискуссия».

Основы практической педагогики

Педагогическая деятельность - профессиональная деятельность, направленная на создание в педагогическом процессе оптимальных условий для обучения, воспитания, развития и саморазвития личности обучаемого и выбора возможностей свободного и творческого самовыражения. Компетентная педагогическая деятельность предполагает владение умениями:

1. ставить и решать педагогические задачи;

2. организовывать педагогический процесс как сотрудничество и взаимодействие;

3. организовывать учебный материал как систему познавательных задач, осуществлять межпредметные связи, формировать общеучебные и специальные умения и навыки;

4. ориентироваться на личность и ее индивидуальные особенности;

Владеть методическими и самообразовательными умениями и навыками.

Процесс обучения - совокупность последовательных и взаимосвязанных действий преподавателя и учащихся, направленных на сознательное и прочное усвоение системы знаний, умений, навыков, формирование умения применять их в жизни, на развитие самостоятельного мышления, наблюдательности и других познавательных способностей обучающихся, овладение элементами культуры умственного труда и формирование основ мировоззрения и мировосприятия. Особенностью процесса обучения является преобладание логического, когнитивного (познавательного) компонента, с усвоением знаний, приобретением навыков, способов познавательной деятельности.

Таблица 1.3.

Характеристика процесса обучения

Вид деятельности

Планирование

Планы календарно-тематические

Организация своей деятельности

Организация деятельности обучающихся и формирование мотивации

Постановка целей учебной работы и определение учебных задач; формирование положительной мотивации на принятие учебной задачи; организация сотрудничества и взаимодействия

Стимулирование активности

Привлечение к теме, возбуждение любознательности и интереса, использовании технологии активного обучения, включение учащихся в постоянную деятельность

Контроль и регулирование

Наблюдение, контрольные вопросы, индивидуальное собеседование, письменные, устные опросы

Анализ результатов

Выявление уровня знаний, установление уровня сформированности умений и навыков, выявление и исправление недостатков, подведение общего итога работы

Методы педагогических исследований

Методы педагогических исследований можно разделить на три группы:

1. Методы изучения педагогического опыта.

2. Теоретический анализ.

3. Математические и статистические методы.

Методы изучения педагогического опыта направлены на изучение реально складывающегося опыта организации образовательного процесса. При изучении педагогического опыта применяются такие методы, как наблюдение, беседа, интервью, анкетирование, изучение педагогической документации.

Наблюдение - целенаправленное восприятие какого-либо явления, в процессе которого исследователь получает конкретный фактический материал. Наблюдение проводится по заранее намеченному плану с выделением конкретных объектов. Ведутся протоколы наблюдений. Этапы наблюдения включают: определение цели и задач; выбор объекта, предмета и ситуации; выбор способа наблюдения, наиболее обеспечивающего сбор необходимой информации; выбор способов регистрации наблюдаемого, обработка и интерпретации данных.

Методы опроса: беседа, интервью, анкетирование . Беседа применяется с целью получения необходимой информации или разъяснения того, что не было достаточно ясным при наблюдении. Выделяются вопросы, требующие уточнения.

Разновидностью беседы является интервью. Здесь исследователь придерживается заранее намеченных вопросов, задаваемых в определенной последовательности. Ответы записываются открыто. Анкетирование - сбор материала с помощью анкеты, в которой дают письменные ответы на предлагаемые вопросы. Ценный материал можно получить при изучении продуктов деятельности обучаемых: письменных, графических, контрольных работ. Эти работы могут дать сведения о достигнутом уровне умений, навыков обучающихся в той или иной области.

Эксперимент - играет особую роль в педагогических исследованиях. Это специально организованная проверка приема работы, метода для выявления его педагогической эффективности.

Выделяют следующие виды эксперимента:

1. Теоретический (постановка проблемы, определение цели, объекта и предмета исследования, его задач и гипотез).

2. Методический - разработка методики исследования, его плана, программы, методов обработки полученных результатов.

3. Собственно эксперимент - проведение серии опытов.

4. Аналитико-количественный и качественный анализ, интерпретация полученных результатов, формирование выводов и рекомендаций. Объектом изучения и обобщения педагогического опыта являются «массовый» опыт - для выявления ведущих тенденций. «Отрицательный» опыт - для выявления характерных недостатков и ошибок. «Передовой» опыт для выявления и обобщения инновационного поиска преподавателей. Критерием передового опыта являются: новизна, результативность и эффективность, соответствие требованиям педагогики, методик и психологии. Стабильность и повторяемость результатов в течение длительного времени применения этого метода.

Теоретический анализ - выделение и рассмотрение отдельных сторон, признаков, особенностей, свойств педагогических явлений. Анализ сопровождается синтезом и помогает проникнуть в сущность изучаемых педагогических явлений. Теоретические методы необходимы для определения проблем, формулирования гипотез, а также для оценки собранных фактов. Они связаны с изучением литературы, общих и специальных работ по педагогике, историко-педагогических документов, периодической педагогической печати, справочной педагогической литературы, учебно-методических пособий по педагогике и смежным дисциплинам.

Работа с литературой предполагает использование таких методов, как составление библиографии, реферирование, конспектирование, цитирование.

Математические и статистические методы в педагогике применяются для обработки полученных данных методами опроса и эксперимента, а также установления количественных зависимостей между изучаемыми явлениями. Широко используются известные статистические методы - среднее арифметическое, медиана, дисперсия, коэффициент вариации и другие.

Оценка преподавателем степени своего соответствия профессиональным требованиям

В педагогическом процессе наиболее ярко проявляются умения, которые характеризуют структуру педагогической деятельности, охватывающие функциональные группы технологических умений: операционально-методические, психолого-педагогические, диагностические, оценочные, экспертные и научно-исследовательские. Каждый из них представлен в виде совокупности конкретных профессиональных умений.

Комплекс операционально-методических умений

Определение эффективности технологий обучения и разработка адекватных методик в соответствии с целями и условиями, обеспечивающих наиболее высокие показатели в решении поставленных задач;

Адаптация обще дидактических положений к конкретному предмету обучения;

Информационное моделирование учебного процесса в связи с целями и конкретными задачами обучения, составом и структурой научного знания;

Технологическая разработка информационных структур в виде монологического изложения, в задачном исполнении, составление логико-структурных схем, преобразование учебной информации, ее анализ, обобщение, способы и средства введения учебной информации в процесс обучения;

Применение стимулирующих способов педагогического воздействия;

Контроль учебной деятельности (текущий, итоговый, письменный, устный, выборочный, фронтальный, репродуктивный, творческий)

Планирование учебного процесса на одном учебном занятии и в системе.

Комплекс психолого-педагогических умений

1. Формирование познавательной потребности у обучающихся;

2. Создание условий, стимулирующих познавательную активность обучающихся;

3. Осуществление коммуникативных методов в процессе обучения;

4. Применение педагогических приемов для формирования познавательной деятельности;

5. Разработка и применение индивидуализированных технологий, методов и приемов обучения;

6. Создание благоприятного психологического климата для осуществления образовательного процесса.

Комплекс диагностических умений

1. Составление диагностических программ в виде задач, тестов, выполняющих роль обучающих средств.

2. Применение диагностических методик в учебно-педагогическом процессе в следующих характеристиках: комплементарность педагогических и учебных действий, эффективность конкретных технологий обучения.

3. Применение методик, направленных на выявление результативности учебно-педагогического процесса.

4. Применение методов для выявления уровня сформированности умений и навыков познавательной деятельности.

5. Внедрение в практику обучения методов самоанализа и самоконтроля.

6. Использование классических методик тестирования интеллектуальных операций, креативности и мотивации.

Комплекс умений, основанных на выполнении экспертных оценок

1. Применение диагностических методик, выявляющих полезность и эффективность разных систем обучения.

2. Анализ функционирующего процесса обучения.

3. Оказание методической помощи, связанной с оценкой и коррекцией педагогического процесса.

4. Анализ новых информационно-коммуникативных структур в процессе обучения с учетом личностных факторов, влияющих на стиль общения и результат обучения.

5. Интенсификация процесса обучения посредством углубления учебной работы и ускорения темпа прохождения учебного материала по программе.

6. Индивидуализация процесса обучения, ориентация информационных технологий на индивидуальные особенности обучающихся.

7. Разработка дополнительной системы методов обучения, ориентированных на активизацию учащихся в учебном процессе, развитие инициативности, соревновательности и других качеств личности.

Комплекс умений для педагогической научно-исследовательской работы

1. Разработка новых технологий обучения, а также отдельных предметных методик преподавания.

2. Интенсификация методов обучения.

3. Составление новых учебных программ.

4. Анализ основных тенденций развития системы образования.

5. Выявление приоритетных направлений в развитии педагогических технологий.

6. Анализ опыта работы коллег, его обобщение и применение.

Этот перечень умений отражает общие направления профессиональных задач, которые приходится решать преподавателю высшей школы.

Критерии педагогических инноваций

Инновация - новшество, нововведение. Главным показателем является прогрессивное начало в развитии учебного заведения в сравнении со сложившимися традициями и массовой практикой.

Основным критерием инновации выступает новизна, имеющая равное соотношение передового педагогического опыта. Для желающего преподавателя включиться в инновационный процесс важно определить, в чем состоит сущность предлагаемого нового, в чем и каков уровень новизны. Для одного это может быть действительно новое, для другого оно таковым не является.

Оптимальность. Этот критерий эффективности педагогических инноваций означает затрату сил и средств преподавателя и обучающихся для достижения результатов. Введение в образовательный процесс педагогической инновации и достижение высоких результатов при наименьших физических, умственных и временных затратах свидетельствует об ее оптимальности.

Результативность как критерий инновации означает определенную устойчивость положительных результатов в деятельности преподавателя.

Возможность творческого применения инновации в массовом опыте рассматривается как критерий педагогических инноваций.

Коммуникативное поведение педагога

Речь педагога является определяющим фактором коммуникативного поведения педагога. Коммуникативное поведение не только процесс говорения, передачи информации, но и такая организация речи и соответствующего ей речевого поведения преподавателя, которые влияют на создание эмоционально-психологической атмосферы, общения педагога и воспитанника, на характер отношений между ними, на стиль их работы.

Условия эффективности речи педагога

1. Соблюдение закона риторики, качество речи определяется качеством и количеством мыслей в ней в единицу занятого места и времени.

2. Осознание педагогической задачи и цели речевого общения.

4. Эмоциональная окраска ситуации.

5. Убежденность и аргументированность.

6. Новизна идей и мыслей.

7. Выразительность - образность, яркость, эмоциональность.

8. Общая речевая культура - нормативное использование слов и речевых оборотов, нормативное построение речи и ее фонетическое воспроизведение.

9. Тон речи, характер мимики, жестов, сопутствующих речи.

Компоненты речевых способностей

1. Хорошая вербальная память.

2. Богатство лексики.

3. Правильный отбор языковых средств.

4. Логическое построение и изложение высказывания.

5. Умение ориентировать речь на собеседника.

6. Высокий уровень антиципации (влияние речи на слушателя).

7. Умение слушать.

Управление вниманием слушателей

2. Хорошая организация речи.

3. Интоннационное подчеркивание отдельных моментов речи.

4. Повторение наиболее важных мыслей.

5. Динамичность речи.

6. Яркая аргументация.

7. Умение поставить себя на место слушателей.

8. Наличие зрительного контакта.

9. Отработка текста в свободном речевом оформлении.

10. Восстановление и/или усиление внимания аудитории при помощи голосовых приемов, пауз, жестов, движений, вопросов, элементов диалога, дискуссий, наглядных средств, юмора.

В.П.Копнин Логические основы науки. - Киев. - 1968. - С. 15-26.

Бабанский Ю.К.Интенсификация учебного процесса. - М., 1987.; Оконь В.В. Введение в общую дидактику., М., 1990.

Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. - Питер, 2003. -С.86.

Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. - Питер. - 2003.

Мещерякова М.А. Методика преподавания специальных дисциплин. - М., - 2006. -
С. 56-64.

Коджаспирова Г.М. Педагогика в схемах, таблицах, опорных конспектах. - М., 2008. - 253 с.

Седова Н.Е. Основы практической педагогики. - М., 2008. - С. 174.

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Дидактика (didaktos - поучающий, didasko - изучение (от греческого)) - часть педагогики, которая изучает проблемы обучения и образования (теория обучения).

Впервые слово дидактика ввел немецкий педагог Вольфганг Ратке. Трактовал дидактику Я. А. Коменский , как универсальное искусство обучения всех всему. В начале 19 века немецкий педагог И. Гербарт ввел в дидактику теорию воспитательного обучения.

Дидактика - наука об обучении и образовании, их целях и содержании, методах, средствах и достигнутых результатах.

1) преподавание - упорядоченная деятельность педагога по передаче ЗУНов, их осознании и практическом применении;

2) учение - процесс, в ходе которого на основе ЗУНов, упражнений и социального опыта возникают новые формы поведения и деятельности;

3) обучение - систематический целенаправленный специальноорганизованный процесс взаимодействия педагогов и учащихся, направленный на передачу ЗУНов и развитие творческих способностей;

4) образование - результат обучения, система объема ЗУНовполученных в процессе обучения;

5) знания - понимание, сохранения в памяти и умение воспроизвести основные факты науки и вытекающие их них теоретические обобщения;

6) умения - овладение способами применения знаний на практике, которая проявляется в деятельности;

7) навык - автоматическое умение безошибочно и быстро выполнять действия на основе имеющихся знаний (в результате многократного выполнения определенного действия);

8) учебный предмет - область научных знаний;

9) учебный материал - содержание учебного предмета, которое определяется ГОСТом;

10) цель обучения - то, к чему стремится обучение и на что направлены его усилия;

12) метод обучения - способ достижения цели;

13) средства обучения - предметная поддержка учебного процесса (голос учителя, классное оборудование, ТСО);

14) результаты обучения - то к чему приходит обучение, конкретная реализация намеченных целей.

Предмет, задачи и противоречия дидактики:

Дидактика охватывает всю систему обучения по всем предметам.

Дидактика бывает:

  • Общая - понятие преподавание, учение; факторы, влияющие на процесс обучения; условия, в которых осуществляется обучение и результаты
  • Частная - методика преподавания учебных предметов, учебный предмет, который имеет свою специфику преподавания

Основные задачи дидактики:


1) разработка проблем - чему учить, как учить, кого учить;

2) изучать закономерности учебно-познавательной деятельности учащихся и пути ее активизации в процессе обучения;

3) организация познавательной деятельности по овладению научными знаниями и умениями;

4) развивать у учащихся познавательные психические процессы и творческие способности;

5) разрабатывать более совершенные организации процесса обучения, внедрять новые обучающие технологии в обучении;

Дидактика выполняет следующие функции:

1) обучающая - передача системы ЗУНов на каждом возрастном этапе развития личности;

2) развивающая - формирование и развитие психических качеств личности, их изменение;

3) воспитательная - связь между знаниями и отношениями к окружающему миру, к себе и другим людям.

Движущими силами обучения являются противоречия - столкнувшиеся в конфликте противоположные мнения :

а) противоречия между интересом учащихся и учебным предметом;

б) противоречие между преподаванием и учением;

в) противоречие между уровнем прежних знаний и новыми знаниями;

противоречия между требуемым и достигнутым уровнем отношений учащихся к учению, т.е. мотивом учения и практически усвоенных знаний.

Дидактические концепции (Я. А. Коменский, И. Ф. Гербарт, Дж. Дьюи, П. П. Гальперин, Ш. А. Амонашвили):

В дидактике выделяют 3 основных концепции обучения :

а) традиционная - главную роль в ней играет преподавание и деятельность учителя (Я.А. Коменский, И.Ф. Гербарт, А. Дистерверг и И.Г. Песталоцци);

б) прагматическая - главная роль отводится учению и деятельности учеников (Д. Дьюи, Л. Толстой, В. Лай);

в) современная - главная роль взаимодействию преподавания и учения, деятельности учителя и учащихся (Занков, Давыдов, Эльконин, Ильин).

Понятие дидактика впервые появилось в его произведении «Великая дидактика». Он говорил, что детей в школе надо принимать одинаково всех: благородных и плебеев, богатых и бедных. Он ввел принцип наглядности, который называл «золотым правилом дидактики». Большой заслугой является введение классно-урочной системы школьного обучения. Появилось понятие «урок» и «перемена», поделил год на четверти и выделил каникулы. Класс состоит из постоянного коллектива детей.

В «Великой дидактике» выделено 4 шестилетия ступеней развития , включающих в себя годы обучения и воспитания молодого человека:

Материнская школа (от рождения до 6 лет);

Школа родного языка (от 6 до 12 лет);

Школа латинского языка (от 12 до 18 лет);

Академия и путешествия (от 18 до 24 лет).

На все эти ступени были разработаны программы обучения. Я. А. Коменский уделял больше внимания 3 особенностям человека: разум (связь с мышлением), рука (связь с деятельностью), язык (связь с речью). Благодаря этим особенностям человек способен к саморазвитию.

Ш. Амонашвили«Технология гуманной педагогики».

Он изучал возможности освоения учащимися новых содержательных понятий. Его методика получила название «Теория поэтапного формирования умственных действий». В основе теории лежит алгоритм - это строгая последовательность выполнения действий приводящих к заданному результату.

Это обучение широко используется в начальной школе и имеет следующие этапы:

1) предварительное ознакомление с действием, условием его выполнения (ориентированный этап);

2) формирование действия как внешне речевого (проговаривание);

3) формирование действий во внутренней речи (сознание);

4) переход внешних действий во внутренние (интериоризация) и действие становится актом мышления.

Усвоение информации должно происходить в процессе целенаправленного обучения. В начале в теории обучения отдавалось предпочтение индуктивному методу (обучение от частного к общему), а затем дедуктивному (от общего к частному).