Болезни Военный билет Призыв

Что не является этапом развития конфликта. Анализ причин межличностных конфликтов на производстве. Варианты развития, периоды и стадии

1. Предконфликтное состояние .

Характеризуется внешним спокойствием, но в его рамках появляются условия, способствующие началу столкновения интересов (скрытый конфликт, в голове и в душе вы чувствуете, что конфликт может произойти, но по каким-то причинам он пока не происходит; как толь есть к чему придраться, возникает конфликт).

2. Возникновение объективной конфликтной ситуации. (зарождение конфликта) .

Конфликтная ситуация создается одним или несколькими субъектами социального взаимодействия и являются предпосылкой конфликта.

В этот период предрасполагающие условия получают такое развитие, что намечается реальное столкновение.(проект не был интересен, по мнению одной из сторон, оказалось, что он в итоге не одобрен.)

3 . Осознание конфликтной ситуации хотя бы одним из участников социального взаимодействия .

На этом этапе конфликтующие стороны начинают осознавать неизбежность столкновения интересов и выбирают вариант своего поведения в нем.

4 . Начало открытого конфликтного взаимодействия .

Возникновение повода, который способствовал первоначальному столкновению. Это могут быть неосторожно высказанное суждение, критическое замечание и т.п.

Развитие конфликтной ситуации на этом этапе изображено на рис. 6.

Один из участников взаимодействия, который осознал конфликтую ситуацию, переходит к активным действиям (в форме демарша, заявления, предупреждения. Демарш - выступление, протест, требование или предостережение по какому-либо вопросу.- чаще дипломатическое выступление, например - отзыв дипломатического представителя.), направленным на нанесение ущерба «противнику».

Другой участник при этом сознает, что данные действия направлены против него, и, в свою очередь, предпринимает активные ответные действия. (Может произойти смещение акцентов - большее значение имеет победа в конфликте, чем решение реальной проблемы.)

5. Развитие открытого конфликта или (Развертывание конфликтного взаимодействия и достижение апогея .)

На этом этапе участники конфликта открыто заявляют о своих позициях и выдвигают требования.

Вместе с тем они могут не осознавать собственных интересов и не понимать сути предмета конфликта - (то, из-за чего произошел конфликт).

Признаками конфликта могут быть высказанное в резкой форме недовольство, оскорбление обоюдное или одностороннее в вербальной или физической форме, демонстрация агрессивного поведения, угрозы и т.д.

6. Разрешение конфликта или углубление конфликтной ситуации.

Этот этап предполагает несколько возможных вариантов развития:

- Разрешение конфликта (устранение причин - это явления, события, факты, ситуации, которые предшествуют конфликту и, при определенных условиях вызывают его).


Разрешение конфликта может быть достигнуто двумя методами (средствами): педагогическими (беседа, убеждение, просьба, разъяснение и т.п) и административными (перевод на другую работу, увольнение, решение суда и т.п.)

- «замораживание» конфликта, т.е. снижение напряженности до определенного уровня и гибкое управление развитием ситуации в последующем;

Угасание конфликта, когда в действие вступает народная мудрость («время лечит», «утро вечера мудренее»), которая предполагает, что с течением времени напряженность в конфликте спадет сама собой.

При определенных условиях возможно и углубление конфликтной ситуации.

К таким условиям можно отнести:

Неумелые действия руководителя;

Бескомпромиссность одной из конфликтующих сторон;

Обострение причин, лежащих в основе конфликта;

Целенаправленное обострение взаимоотношений оппонентов так называемыми подстрекателями (накручивают) и др.

Некоторые исследователи выделяют еще один этап.

7. Послеконфликтный период.

Его особенность заключается в том, что он во многом зависит от содержательной стороны разрешения конфликта (разрешен ли конфликт, каким образом или угас или «заморозился»).

Этот период характеризуется, как правило, изменениями во взаимоотношениях оппонентов и членов коллектива; сменой настроения и морально-психологическтго климата в целом, изменениями в профессиональной деятельности.

Этапы конфликта связаны с фазами конфликта , которые отражают динамику конфликта с точки зрения реальных возможностей его разрешения.

Основные фазы конфликта.

1) начальная фаза; 2) фаза подъема; 3) пик конфликта; 4) фаза спада.

Важно помнить, что фазы конфликта могут повторяться циклически.

Например, после фазы спада в 1-м цикле может начаться фаза подъема 2-го цикла с прохождением фаз пика и спада, затем может начаться 3-й цикл и т.д.

При этом возможности разрешения конфликта в каждом последующем цикле сужаются.

Взаимосвязь фаз и этапов конфликта, а также возможности менеджера по его разрешению в таблице.

Соотношение фаз и этапов конфликта.

Конфликт – это модель поведения с особым распределением ролей, последовательностью событий, мотивацией и формами отстаивания интересов.

В стадии развития социального конфликта выделяют три основные фазы (рис. 7.3).

Рис. 7.3.

  • 1. Переход конфликта из латентного состояния в открытое противоборство сторон. Борьба ведется пока ограниченными ресурсами и носит только локальный характер. Происходит только первая проба сил, еще существуют реальные возможности прекратить открытую борьбу и решить любой конфликт иными методами.
  • 2. Дальнейшая эскалация противоборства. Для достижения своих целей и блокирования действий противника вводятся все новые и новые ресурсы противоборствующих сторон, почти все возможности найти компромисс уже упущены. Конфликт становится все более неуправляемым и непредсказуемым.
  • 3. Конфликт достигает апогея и принимает форму тотальной войны с применением всех возможных сил и средств. Конфликтующие стороны как бы забывают истинные причины и цели данного конфликта. Главной целью противоборства становится нанесение максимального урона противнику.

Большинство отечественных конфликтологов традиционно выделяют следующие этапы развития конфликта:

  • 1) предконфликтная ситуация;
  • 2) инцидент;
  • 3) эскалация;
  • 4) деэскалация;
  • 5) кульминация;
  • 6) завершение;
  • 7) постконфликтная ситуация.

Предконфликтная ситуация характеризуется наличием так называемого латентного конфликта, который заключается в том, что у одного или нескольких субъектов – потенциальных оппонентов – накапливается некая неудовлетворенность, которая приводит к росту соответствующей напряженности. Внешнее проявление латентного конфликта незначительно, и касается, как правило, недопонимания, а также желания прекратить взаимодействие всех конфликтующих сторон.

Инцидент – активные, внешне наблюдаемые действия, направленные на овладение предметом данного конфликта. В инциденте при этом обнаруживается предел терпимости напряжения (энергетический барьер) – уровень внутреннего напряжения, преодоление которого и приводит к его эскалации.

Эскалация – нарастание энергетики социального конфликта. В зависимости от условий она может осуществляться по-разному: волнообразно, вяло, круто.

При этом участники конфликта обмениваются нарастающим числом требований, которые становятся все более жесткими и эмоциональными.

Деэскалация – снижение напряженности противоборствующих сторон конфликта, его затухание и переход к мирному процессу.

При этом деэскалация приводит к завершению конфликтных действий и соответствующих противодействий. Но после завершения конфликт все же может начаться заново, если не удовлетворены потребности противоборствующих сторон.

Кульминация – высшая точка эскалации соответствующего конфликта. При этом кульминация конфликта выражается одним или несколькими конфликтными эпизодами такой интенсивности и напряженности, что противоборствующим сторонам конфликта становится ясно, что продолжать его уже не следует.

Поэтому именно с данного момента участники конфликта принимают меры к его разрешению, однако при этом конфликт все же может быть разрешен еще до наступления его кульминации.

При затягивании конфликт может угаснуть сам по себе или потребовать мобилизации значительных ресурсов со стороны участников для его устранения.

Завершение – определение цены конфликта и цены выхода из нее. Цена конфликта, как правило, это сумма усилий и энергии, затраченных на сам конфликт.

Постконфликтная ситуация – стадия последствий конфликта, которые могут иметь положительное или отрицательное значение (рис. 7.4).

Рис. 7.4.

Именно на этом этапе наступает пора подведения итогов, оценки результатов достигнутых или утраченных в конфликте ценностей и ресурсов.

Но в любом случае оконченный конфликт практически всегда влияет как на участников, так и на социальную среду, в которой он протекал.

Пути и способы регулирования любых социальных конфликтов в обществе, как правило, зависят от особенностей их возникновения и протекания.

Мнение специалиста

Социолог П. Сорокин в свое время справедливо указывал на связь конфликта с удовлетворением соответствующих потребностей людей.

По его мнению, источник конфликтов в обществе лежит преимущественно в подавлении базовых потребностей людей, без которых они не могут существовать. Прежде всего, эго потребности в пище, одежде, жилище, самосохранении и самовыражении. При этом важны не только сами эти потребности, но и средства их удовлетворения, доступ к соответствующим видам деятельности, который, в свою очередь, обусловлен социальной организацией данного общества.

В этой связи определение путей регулирования соответствующих конфликтов должно основываться на знании приоритетных потребностей, интересов и целей людей в те или иные периоды развития общества.

Наилучший способ регулирования социального конфликта – его предупреждение, умение действовать превентивно. При этом надо знать и уметь наблюдать за такими явлениями, которые можно было бы назвать индикаторами самого конфликта.

В трудовой сфере к таким индикаторам можно отнести недовольство сотрудников, снижение основных показателей, нарушение трудовой дисциплины, требующие от работодателя внедрять превентивные механизмы отслеживания таких социальных индикаторов. Например, в Японии для этой цели используют кружки качества, службы внимания, рабочего настроения, телефон доверия и даже резиновый манекен администратора.

В научной литературе описаны три возможных результата разрешения любого социального конфликта:

  • – устранение конфликта;
  • – урегулирование конфликта;
  • – разрешение социального конфликта.

Устранение социального конфликта приводит к одному из следующих- результатов.

  • 1. Уничтожение одной из противоборствующих сторон в результате победы другой. Например, победа пролетариата в результате Октябрьской революции.
  • 2. Уничтожение обеих противоборствующих сторон. Примером этого может служить "пиррова победа", добившись которой, древнегреческий царь Пирр потерял свою армию.
  • 3. Перерастание одного конфликта в другой – как между теми же участниками, так и в другом составе, когда противоборствующие стороны объединяются против третьей стороны.

Урегулирование социального конфликта означает его завершение при следующих условиях.

  • 1. Примирение противоборствующих сторон в состоянии конфликтного тупика, когда цена победы дороже цены урегулирования. При этом урегулирование происходит, как правило, на основе согласия противоборствующих сторон пойти па взаимные уступки при сохранении противоположных интересов и конфликтной ситуации. Примером такого завершения социального конфликта являются Хасавюртовские соглашения между Россией и Чечней, подписанные А. Лебедем и А. Масхадовым.
  • 2. Примирение противоборствующих сторон на основе признания победы одной из сторон и фиксации этого в соответствующем соглашении. Примером такого завершения является победа СССР и его союзников над Японией во Второй мировой войне. Но и в этом случае конфликтная ситуация сохраняется и может рано или поздно проявиться.

Разрешение социальных конфликтов выражается в устранении причин его породивших, а также в устранении противоположности интересов противоборствующих субъектов.

Для разрешения и урегулирования социальных конфликтов, как правило, приходится прилагать значительные усилия, так как их саморазрешение практически невозможно. Можно конфликт не замечать, игнорировать, заниматься только его идеологическим (словесным) разрешением, то тогда он будет развертываться стихийно, обостряться, объединяться с другими конфликтами и, в конечном счете, завершится разрушением той социальной системы (или субъекта), в которой он и происходит.

Мнение специалиста

Разрешение любого социального конфликта – это, прежде всего, преодоление основного противоречия в интересах сторон, а также устранение его на уровне причин конфликта. Разрешение конфликта при этом может быть достигнуто или самими конфликтующими сторонами без помощи каких-либо посторонних лиц, или путем подключения к решению какой-либо третьей стороны – посредника; через участие в конфликте новой силы, способной завершить его путем принуждения; через обращение субъектов конфликта к арбитру и завершение его при посредстве третейского судьи; посредством переговоров как одного из наиболее эффективных и часто встречающихся способов разрешения конфликта .

Среди конкретных методов разрешения социального конфликта в научной литературе называют следующие:

  • превентивный метод ухода от конфликта (уклонение от встреч с потенциальным противником, устранение факторов, которые могли бы способствовать нагнетанию напряженности и началу конфликта, и т.д.);
  • – метод переговоров , позволяющий уменьшить остроту конфликта благодаря открытому и конструктивному обмену мнениями, избежать неконтролируемого применения насилия, правильно оценить ситуацию и потенции ее развития;
  • – метод использования посредников – авторитетных и компетентных лиц и общественных организаций, своевременное вмешательство которых позволяет примирить враждующих или по крайней мере найти компромисс;
  • арбитраж – обращение к уважаемому обеими сторонами третьему лицу за помощью в разрешении спорных вопросов;
  • – метод откладывания окончательного решения (иногда отсрочка принятия решения приводит к самопроизвольному ослаблению напряженности между сторонами, однако такие случаи редки и метод нельзя назвать эффективным).

Названные методы представляют собой приемы по регулированию и локализации конфликта. Ни одному обществу не удалось еще достигнуть бесконфликтного существования, и задача состоит в том, чтобы научиться диагностировать причины конфликтов, контролировать и регулировать его течение.

  • Социология: учебник для студентов вузов / под ред. В. К. Батурина. С. 278.

Особенностями конфликта как социального явления, механизмов его возникновения и решения является то, что конфликт выступает не как одномоментное явление, а как процесс, зарождается, проходит определенные этапы и завершается.

Конфликта в своей реальной форме предшествует латентная фаза. На этой стадии сформировались практически все элементы конфликта, отсутствуют только активные действия. Эта стадия сама по себе не является одномоментной, она содержит несколько этапов И по времени может продолжаться очень долго.

Первый этап включает в себя зарождения объективной проблемной ситуации будущего конфликта.

Второй этап включает процесс осознания субъектом объективной проблемной ситуации. На этом этапе существует наиболее реальная возможность избежать перерастания ситуации в конфликт еще на латентной стадии. События этого этапа несут в себе следующие аспекты: первый аспект - это осознание какой - либо из сторон проблемности создавшейся ситуации. Интересы могут быть какие вполне реальными, так же и неправильно восприняты.

Второй аспект содержит себе процесс осознания препятствий, которые могут встать на пути реализации своих интересов. Будущие препятствия могут быть трех типов:

Препятствия, которые вытекают из объективной ситуации и вовсе не

зависят от других, возможных субъектов будущего конфликта;

Препятствия, которые могут возникнуть в зависимости от личных

качеств возможного участника конфликта;

Препятствия внешнего характера, которые могут выступать в качестве

персонифицированы. Третий аспект включает в себя осознание соотношения своих интересов с возможными и явными препятствиями.

Третий этап можно рассматривать как попытку решения конфликтной ситуации неконфликтный способами. Возможность подобного решения ситуации может заключаться в том, что противоположная сторона, реализуя свой интерес, своими действиями может и не доводить до конфликта. Взаимопонимание на этом этапе создает реальную возможность не дать проблемной ситуации перерасти в реальный конфликт.

Четвертый этап характеризуется конкретными действиями, которые были направлены на реализацию своих интересов обеими сторонами и которые в результате имели негативные последствия. На этом этапе четко обозначаются позиции обеих сторон и проводится подготовительная работа. С формальной стороны этот этап можно рассматривать как передконфл-иктный, хотя на самом деле конфликт уже начался.

Представлены этапы можно рассматривать как идеальный вариант зарождения конфликта. В реальной жизни некоторые этапы могут выпадать или даже повторяться.

Окончание последнего этапа завершает латентную фазу динамики конфликта. Переход в открытую фазу определяется несколькими обстоятельствами. Во-первых, для всех участников становится очевидным состояние конфликта. Во-вторых, действия участников назревающего конфликта все больше приобретают форму внешней направленности. В-третьих, о выходе конфликта из латентной фазы узнает третья сторона. Конфликт начинает чувствовать внешнее воздействие, не обязательно может привести к его эскалации, это влияние может выполнить положительную роль, то есть погасить его.

Открытая фаза конфликта начинается с инцидента - действия, столкновения, носит явно непримиримый характер. Подобные действия могут носить как случайный характер, так и организованный одной из сторон. Значение инцидента в том, что с него начинаются открытые действия против соперника, а инцидент придает этим действиям будто законный (лигитимний) характер. Размеры инцидента значения не имеют. Напротив, ничтожество, по мнению стороннего наблюдателя, инцидента, приведшего к открытому проявлению конфликта, может говорить о глубине противоречий и неслучайности открытого противостояния.

Отдельно необходимо выделить группу инцидентов, которые можно отнести к случайным, так как они в большей степени, чем остальные случаи, могут зависеть от внешнего фактора влияния на развитие конфликтной ситуации. Часть случайных инцидентов можно связать с объективными факторами, природа которых мало зависит от влияния человека. Очень часто их характеристика связана с совпадением объективных обстоятельств. Вторую группу случайных инцидентов можно связать с субъективным фактором, а именно - с целенаправленной деятельностью третьих лиц, заинтересованных в эскалации конфликтного противостояния.

После инцидента конфликт может развиваться как в негативном, так и в положительном направлении. Однако, чаще всего борьба усиливается, а сам конфликт разрастается. Этот период фазы открытого противостояния называется эскалация.

Закономерностью эскалации конфликта является укрупнение субъектов противостояния за счет привлечения новых участников. Межличностный конфликт может перерасти в межгрупповой. В условиях эскалации каждые следующие действия одной из сторон становятся более разрушительными по интенсивности чем предыдущие. Это находит оправдание в мотивации, как противодействие другой стороне. Это, в свою очередь, вызывает агрессивные, соответственно сильнее действия. Ситуация становится все более запутанной. На данном этапе чаще всего конфликт переходит от спора аргументов к безапелляционным претензий, к личностным обвинений и даже физических действий. Критика воспринимается уже только в форме угрозы. Противостояние приобретает такой формы остроты, когда Его стороны могут начать понимать необходимость перехода к конструктивным действиям и поиска взаимно понятных позиций. На смену дифференциации может прийти интеграция интересов, возможность которой вытекает из необходимости выхода из конфликта. Причина и источник конфликта при этом не исчезают, однако последствия конфликта могут заставить обе стороны начать искать возможности прекращения открытого противостояния.

Ситуация на этом этапе достаточно непредсказуема, сложно прогнозируемая, поэтому вариант начала решения конфликта возможен как из-за действий самих участников конфликта, так и путем привлечения третьей силы. Большая степень вероятности развития конфликта и по другому варианту, когда одна из сторон принимает решение активизировать свои действия и завершения конфликта видит только в уничтожении другой стороны. Это может стать результатом осознания возможности выйти победителем из конфликта или просто решением идти до конца.

Все действия в конфликте имеют конкретную направленность и их можно разбить на несколько типов противоборства:

А) действия, направленные на захват или удержание объекта при различных жизненных ситуациях;

Б) создание препятствий и косвенный вред;

В) использование слов и действий, несущих прямой оскорбительный смысл

и направлены непосредственно против противоположной стороны; Г) подчинения или уничтожения субъекта, лишение его мотивации и желания к самостоятельным действиям с помощью психологического давления или непосредственного насилия. Д) осуществление прямых убытков, физических потерь с целью преобразования одной из сторон конфликта с субъекта борьбы в объект властвования. Прекращение конфликта - это окончание активных действий сторонами конфликта по разным причинам. Формы прекращения конфликта могут быть разными:

♦ прекращения конфликта из-за взаимного примирения сторон;

♦ прекращения конфликта путем его симметричного решения, когда обе стороны или выигрывают, или проигрывают;

♦ прекращения конфликта путем его асимметричного решения, когда выигрывает одна сторона, а другая проигрывает;

♦ перерастания конфликта в другое противоборство;

♦ постепенное угасание конфликта.

Завершение конфликтов может проходить и в других формах, таких, например, как мирное урегулирование, использование насилия третьей стороной, т.н. "тупик", уход от конфликта одной из сторон, предложение третьего варианта разрешения конфликта.

Прекращение конфликта не означает автоматического прекращения существования конфликтной ситуации, поэтому конфликт может переходить из открытой фазы снова в латентную - постконфликтную. ее особенность заключается в том, что на этом этапе конфликт может протекать вокруг поиска нормализации отношений и создание условий для полного решения проблемных вопросов.

После активной фазы конфликта снова может наступить латентная, постконфликтное фаза, которая может включать в себя два этапа.

Первый этап может включать частичную нормализацию отношений, когда глубина противоречий еще существует, но уже устранены механизмы для разрастания конфликта. Противостояние еще может сохраняться и даже может быть заморожено на длительное время, пока будет присутствовать объект конфликта. Второй этап - это полная нормализация конфликта. Мероприятия, проводимые на этом этапе, направленные на преодоление самых причин конфликтной ситуации. Подобные действия возможны при взаимном желании их устранить. При этом не стоит забывать, что возможность возобновления конфликта может оставаться и на этом этапе, поводом могут послужить недомолвки, недосказанности, а так же моменты морального плана.

Этапы развития конфликта

Конфликт в своем развитии проходит, как правило, несколько этапов. Современный исследователь конфликта Цой выделяет три основные стадии конфликта: предконфликт, конфликт и постконфликтная ситуация, которые представлены шестью этапами. Это последовательная смена процессов и событий, каждый из которых характеризуется определенными признаками, элементами, связями и отношениями, усиливающими или ослабевающими социальную напряженность (рис.1.3).

Рис.1.3. Стадии развития конфликта

Первый этап - зарождение. Характеризуется аморфностью, всеобщностью и включенностью во все многообразные отношения между субъектами. Противоречия на этом этапе существуют потенциально. Они заключены в разных и даже противоречивых ценностях, нормах, потребностях, знаниях и т. д. На этом этапе есть точки отсчета, вокруг которых в дальнейшем может развиваться конфликт. Это - общий интерес, новые связи, отношения, общее пространство и т.п. Поэтому любой человек является потенциальным противником в будущем конфликте.

Второй этап - созревание . Из многообразных связей и отношений субъект начинает выбирать те, на которых центрируется принятие или непринятие чего-либо. Это может быть работа, секс, форма поведения, деньги, власть, процесс познания и т.д. Конкретно выделяется субъект как носитель той или иной притягательности или отталкивания и вокруг него начинает концентрироваться определенная информация. Идет поиск людей, симпатизирующих или не симпатизирующих конкретной группе или человеку.

Третий этап - инцидент . Часто перед этим этапом происходит некоторое «затишье», выжидание. Выделяются позиции «провокатора», «жертвы», «судьи», «борца за справедливость» и др. Как бы осторожно ни вела себя оппозиция, повод для инцидента найдется. Это может быть все что угодно, например, «не таким тоном сказано», «не так взглянул», «не предупредил» или, наоборот, покритиковал, или промолчал - все это лишь «зацепка».

Четвертый этап - столкновение (конфликт). Это открытое предъявление противоречий. Этот этап можно сравнить со взрывом. Прямое столкновение проявляется во всех планах: эмоционально-психологическом, физическом, политическом, экономическом и т.д. Требования, претензии, обвинения, эмоции, стрессы, скандалы захватывают субъектов в борьбе, противостоянии и конфронтации. Этот этап характеризуется: ярко выраженными оппозициями; выделением предмета конфликта, осознанного субъектами; появлением третьей стороны (наблюдателей, групп поддержки и проч.); определением масштаба и границ конфликтной ситуации; предъявлением средств управления и манипулирования субъектами в конфликте; появлением фактов, подтверждающих необходимость столкновения.

Пятый этап - развитие конфликта. Говоря о развитии, мы имеем в виду изменение некоторых элементов и характеристик, которые присутствуют в конфликтной ситуации, а также факторов, оказывающих различное влияние на конфликт. В динамических подвижках происходит развитие конфликта.

Шестой этап - последствия. Они могут развиваться в двух направлениях. Первое - доминирование разрушительных процессов, второе - доминирование созидательных процессов.

По времени, конфликтная ситуация и конфликты могут быть скоротечными или вялотекущими, однако последовательность, при этом, сохраняется. Проведение диагностики на разных этапах конфликтной ситуации позволяет определить степень вмешательства в управление процессами, в зависимости от того какие характеристики в них доминируют.

При этом следует учитывать, что в длительных конфликтах часто доля делового содержания с течением времени уменьшается и начинает доминировать личностная сфера, что и представлено на рис. 1.4.

Рис.1.4. Соотношение деловой и личностной сфер конфликта

Зная закономерности развития этапов конфликтной ситуации и место конфликта в нем необходимо выработать рациональное отношение к конфликту, как к возможности выявления противоречий, существующих относительно объективно и субъективно.

Таким образом, межличностным конфликтам всегда предшествуют конфликтные ситуации, в которых проявляются разногласия, накапливаются взаимные противоречия и проявления отрицательных эмоций, а также конфликтогенных черт характера индивидов. Межличностные конфликты часто имеют тенденцию перерастания в межгрупповые конфликты.

Конфликт - столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений, взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия.

Основу любого конфликта составляет ситуация, включающая противоречивые позиции сторон по какому-либо поводу, либо спорные цели и средства их достижения в данных обстоятельствах или несовпадение интересов, желаний, наконец, удерживает субъектов возможного конфликта и его объект. Однако для того чтобы конфликт начал развиваться, необходим инцидент, когда одна из сторон начинает действовать, ущемляя интересы другой стороны. Если противоположная сторона отвечает тем же, конфликт из потенциального переходит в актуальный.

В современной психологии выделяют ряд основных элементов конфликта:

стороны (участники, субъекты) конфликта;

условия прохождения конфликта;

образы конфликтной ситуации;

возможные действия участников конфликта.

Причины конфликтов

В основном основные причины возникновения конфликтов - это разные аксиологические (ценностные) установки коммуникантов. А.П. Егидес предлагает определять два основных типа коммуникативного поведения - конфликтогенных и синтонных.

Конфликтогенное поведение провоцирует конфликт, который возникает, когда потребности одного человека мешают удовлетворению потребностей другого.

Конфликтогенные ситуации возникают на каждом шагу. Например, двое разговаривают, подходит третий. Собеседники умолкли (конфликтогенная ситуация) или включили его в свой разговор (синтонная ситуация). Или: я даю человеку совет, когда она меня просит (синтонно ситуация) я даю совет, когда она этого у меня не просит (конфликтогенна ситуация). Когда с вами переходят на «ты» без разрешения, это может стать началом конфликтной ситуации - там, где люди чувствуют равными, скажем, в очереди («я с тобой свиней не пас!"). Но даже если вы должны терпеть такое хамство со стороны или начальника, то искреннего друга, в вашем лице он, согласитесь, не приобретет себе единомышленника. Правильным путем до начала конфликта является притворно доброжелательные фразы вроде «Как бы это вам объяснить?», «Ты не понимаешь...».

Немало конфликтов возникает из-за того, что люди по-разному понимают одно и то же слово или болезненно воспринимают логические и языковые ошибки (нелогичность изложения или употребление слова в неверном смысле). В свое время известный философ Б. Рассел создал «семантическую философию»: она утверждала, что все конфликты, вплоть до войн включительно, возникают исключительно из-за неадекватного восприятия и толкования чужого языка и чужих слов. Например, в украинском, русском и польском языках существует различное семантическое насыщение слова «жалко». В украинском и польском языках «сожаление» - это эмпатия, понимание проблем собеседника как собственных. В русском же языке слово «пожалеть» воспринимается как унижение.

Особенно горячо разгорается конфликт, когда наблюдается вербальная агрессия - недвусмысленные образы и унижения собеседника или одиозное отрицание его утверждений (особенно без аргументации). Если вы хотите быть благородным, никогда не надо опускаться в конфликте к такого рода вещам.

Однако для создания конфликтогенной ситуации не надо особых обидных слов. Нейтральное слово или предложение могут создать как синтонно, так и конфликтогенную ситуацию, если включаются невербальные факторы. Например, «спасибо» можно сказать таким ледяным тоном, что у собеседника пропадет всякое желание продолжать разговор. Таким образом, кофликтогенные ситуации формируются не только в русле собственно речевой деятельности. Скажем, демонстративно не замечать или не слушать человека, когда он к вам обращается, не отвечать на приветствие (такая себе примитивная имитация «аристократизма», как его себе представляет данный субъект) - конфликтогенная ситуация. И даже такой фактор, как угрюмое выражение лица, тоже может привести к ссоре.

Синтонное поведение (от лат. «Тон» - «звук») - это поведение, которое соответствует ожиданиям собеседника. Это любые формы благодарности, улыбки, дружеские жесты и т.д. - то, что в упоминавшейся выше методике нейролингвистического программирования (НЛП) называется «подстройкой" под собеседника. Пример: жена разбила чашку, я, человек, виню ее - и это конфликтогенна ситуация, но если я виню себя в том, что собственноручно поставил чашку на край стола, - это ситуация синтонная.

Большинство людей в большинстве случаев придерживаются нейтральной поведения. Так, если взять выполнение требований закона, здесь можно выделить 3 варианта поведения: не обязан, а сделал (синтонно) обязан, а не сделал (конфликтогенная) обязан и сделал (нейтральная). Соблюсти нейтральную линию не всегда удается: например, только моральный урод, может спокойно слушать, как оскорбляют близкого ей человека.

Этапы развития конфликта

Первый этап - зарождение. Характеризуется аморфностью, всеобщностью и включенностью во все многообразные отношения между субъектами. Противоречия на этом этапе существуют потенциально. Они заключены в разных и даже противоречивых ценностях, нормах, потребностях, знаниях и т.п. Есть точка отсчета, вокруг которой в дальнейшем может развиваться конфликт; это общий интерес, новые связи, отношения, общее пространство и т.п. Поэтому любой человек является потенциальным противником в будущем конфликте.

Второй этап – созревание. Из многочисленных связей и отношений субъект начинает выбирать те, которые он считает приемлемыми или неприемлемыми. Это может быть все что угодно: работа, секс, форма поведения, деньги, власть, процесс познания и т.п. Конкретно выделяется субъект (группа) как носитель той или иной притягательной или отталкивающей черты, и вокруг него начинает концентрироваться определенная информация. Идет поиск людей, симпатизирующих конкретной группе или человеку. Второй этап характеризуется:

Выделением конкретного оппонента;

Накапливанием определенной негативной информации о субъекте;

Четким выделением сферы конфликтной ситуации;

Концентрацией групп сторонников и противников;

Усилением и осознанием психологического напряжения между оппозициями.

Третий этап – инцидент. Часто перед ним наблюдается некоторое затишье, выжидание. Выделяются позиции «провокатора», «жертвы», «судьи», «базарной бабы», борца за справедливость». Как бы осторожно ни вела себя оппозиция, повод для инцидента найдется. Это может быть все, что угодно: не тем тоном сказано, не так взглянул, не предупредил или наоборот накричал, сделал замечание – это лишь «зацепка». Сам инцидент – «мелкий камешек», могущий вызвать обвал, приведя в действие всю мощь стихии. Его фиксация не позволяет увидеть основные противоречия и предмет конфликта между субъектами, однако он является отправной точкой для столкновения. Участники ситуации созрели для открытого противостояния, и начинается столкновение, т.е. конфликт.

Четвертый этап – столкновение (конфликт). Его можно сравнить со взрывом, в результате которого на поверхность выбрасывается как»пустая» порода, так и «ценная». Прямое столкновение проявляется на нескольких уровнях: эмоционально – психологическом, физическом, политическом, физическом, политическом, экономическом и т.д.

Требования, претензии, обвинения, эмоции, стрессы, скандалы вызывают борьбу, противостояние и конфронтацию. Способность определить «ценную породу» от «пустой» зависит от того, по какому пути пойдет конфликт: рациональному или иррациональному. Этот этап характеризуется:

Ярко выраженными противостояниями;

Выделением предмета конфликта, осознанного субъектами;

определением масштаба и границ конфликта;

Появлением третей стороны (наблюдателей, групп поддержки, и пр.);

Определением масштаба и границ конфликтной ситуации;

Предъявлением средств управления и манипулирования субъектами в конфликте;

Появлением факторов, подтверждающих необходимость столкновения.

Конфликт становится событием для окружающих, его видят, о нем говорят, к нему вырабатывается определенное отношение.

Пятый этап – развитие конфликта. Говоря о развитии мы имеем в виду изменение некоторых элементов и характеристик, которые присутствуют в ситуации, а также факторов, оказывающих то или иное влияние на конфликт. На этом этапе есть факторы, которые не развиваются и не меняются, т.е. статичны, постоянны: предмет конфликта; социальные факторы; базовые ценности; стратегические цели.

Элементы, которые частично меняются: связи и отношения между субъектами (группами); интерпретация фактов; интересы; потребности; тактические задачи; представления о конфликте, субъектах отношениях. Элементы, которые могут быть заменены другими: смысловой контекст; позиции, роли; средства борьбы; социальные нормы, принципы взаимодействия; реакции; чувства; эмоции. Именно здесь происходит развитее конфликта. Действия конфликтующих сторон определяются этими элементами.

Шестой этап – пост конфликтная ситуация, последствия конфликта. С точки зрения выделения этапов конфликта необходимо отметить, что часто конфликтующие стороны начинают осознавать ситуацию с третьего и четвертого этапов, когда конфликт созрел и многие процессы вышли из под контроля. Иными словами субъекты, уже находятся внутри конфликта и действуют в соответствии с его логикой борьбы и противостояния, уничтожения и подавления.

На основании выделения этапов развития конфликтной ситуации и выделения специфических характеристик можно;

Сформулировать задачи для осуществления целенаправленного вмешательства в конфликты на разных этапах;

Применять закономерности в практике управления и в учебном процессе;

Применять схему для диагностики конфликтной ситуации;

Профессионально управлять конфликтной ситуацией посредством изменения основных характеристик и элементов;

Профессионально «встраиваться в конфликт» с целью управления ситуацией изнутри и т.д.;

Таким образом, методически «расщепляя» конфликт и определяя место конфликта, мы строим некоторую конструкцию, позволяющую приблизиться к богатству содержания и распознать тончайшие нюансы этого социального феномена.