Что не входит в основу глагола. Глаголы вне классов. II. История глагола «стушеваться»
Подавляющее большинство глаголов имеет две основы: настоящего (или простого будущего) времени и инфинитива (с которой совпадает в большинстве случаев основа прошедшего времени).
От основы настоящего времени образуются формы повелительного наклонения, причастие настоящего времени и деепричастие несовершенного вида, например: держ(ат) (основа настоящего времени глагола держать) → держи(те), держ-ащ-ий, держ-а; направля[j]**(yт) (основа глагола направлять) → направляй, направля[j]-ущ-ий, направля[j]-[э]м-ый, направля[j]-[а] (орфографически направляя) и т д.
От основы инфинитива образуются формы причастий прошедшего времени и деепричастие совершенного вида: держа(ть) → державш-ий; направи(ть) → направи-вш-ий, направл-енн-ый, направи-в.
У сравнительно небольшого числа глаголов основы инфинитива и прошедшего времени не совпадают (у таких глаголов, следовательно, три основы). Это глаголы на -чь, -сти (и -сть) и на -ну (если суффикс -ну не имеет значения однократности действия): беречь, нести, класть, сохнуть и т.п. Формы причастий прошедшего времени таких глаголов образуются от основы прошедшего времени: беречь → берёг → берёг-ш-ий; нести → нёс → нёс-ши-й; класть → кла(л) → клав-ш-ий; высохнуть → высох → высох-ш-ий) и т.п. (об образовании деепричастий от таких глаголов см. "Деепричастие").
Соотношение основ настоящего времени и инфинитива определяет принадлежность глагола к тому или иному классу. Класс глагола – это группа слов, в пределах которой глаголы имеют одно и то же соотношение основ (и характеризуются определенной системой спрягаемых форм). Различают классы продуктивные (с соотношением основ, свойственным и вновь образующимся глаголам) и непродуктивные (с соотношением основ, сохраняющимся лишь в определенных глаголах и несвойственным вновь образующимся глаголам). Продуктивных классов пять, и они имеют следующее соотношение основ:
Основы инфинитива Основы настоящего (простого будущего) времени
1. -а/-я(ть) а[j]: трогать (трога-ть – трога[j]ут)
2. -е(ть) e[j]: краснеть (красне-ть – красне[j]ут)
3. -ова/-ева(ть) у[j]: целовать (целова-ть – целу[j]yт)
4. -ну(ть) (суффикс -ну- у глаголов продуктивного класса сохраняется в прошедшем времени, а глаголы означают однократные действия) н: шагнуть (шагну-ть – шагн-ут)
мягкий согласный или шипящий губить (губи-ть – гyб"-[а]т)
решить (реши-ть – реш-ат)
Влияние продуктивных классов сказывается не только в том, что по их образцу создаются новые глаголы, появляющиеся в языке (состыковаться, вживлять, пылесосить, задействовать, опредметить, отфутболить, химичить и гл.) или в речи отдельных авторов (оравнодушеть, охалатиться – Ч.; вымечтать – Цвет.; недолауреатить – Э. Рязанов и т.д.), но и в том, что непродуктивные глаголы постепенно переходят в продуктивные. Так, некогда непродуктивный глагол страдать теперь относится к 1-му продуктивному классу (ср. в текстах его прежние формы: "Я плачу, я стражду, не выплакать горе в слезах" Кук.; "И страждут озими от бешеной забавы. И будит лай собак уснувшие дубравы"– П.). О былой непродуктивности этого глагола говорит и сохранившееся до сих пор причастие страждущий, используемое теперь также в роли прилагательного и существительного: "Сюда во всей пустыни стекаются страждущие в поисках исцеления от всевозможных недугов" (Н.Вав.). Был раньше непродуктивным и глагол икать (теперь относится, как и страдать, к 1-му продуктивному классу), что видно по его форме в поговорке с холоду ежится, с голоду ичется. А некоторые глаголы, испытав влияние продуктивных классов, сохранили и старые формы непродуктивных моделей: махать (махаю, махаешь и т.д. и машу, машешь и т.д.), тыкать (тыкаю и тычу), рыскать (рыскаю и рыщу) и др. (подробнее о них и различии между их синонимическими формами см. "Категория лица").
Примечание. Состав продуктивных глаголов подвижен и в том отношении, что глаголы иногда перемещаются из одного продуктивного класса в другой (тоже продуктивный). Об этом свидетельствуют такие употребляющиеся в современном языке, в современной литературе формы, свойственные глаголам 3-го продуктивного класса, как наказуемый (наказывать – 1-й класс), связующий (связывать – 1-й класс), указующий (указывать – 1-й класс), обязуюсь обязуешься и т.д. (обязываться 1-й класс) и т.д., ср.: "В руках никогда не держал и не подозревал, какая такая валюта! Господь меня наказует за скверну мою", – с чувством продолжал Никанор Иванович" (М.Булг.); "А напоследок я скажу: "Прощай, любитъ не обязуйся..." (Б.Ахм.).
Основы глагола
Две основы, от которых посредством формообрааующих суффиксов и окончаний образуются все глагольные формы, за исключением будущего сложного и сослагательного наклонения: 1) основа настоящего времени, которая определяется путем отделения окончания 3-го лица множественного числа настоящего или будущего простого времени, например: пиги-ут,-реж-ут, знaj-ym (знают), корм’-am (кормят); 2) основа инфинитива (или прошедшего времени), которая определяется путем отделения суффиксов инфинитива -ть, -ти, -сть, -сти или суффикса прошедшего времени -л, например: писа-ть, реза-тъ, зна-тъ, вез-ти, кла-стъ, гре-сти. У некоторых глаголов основа инфинитива и основа прошедшего грсмени не совпадают; ср.
: бере-чъ - берег, берег-ла, грес-ти - греб, греб-ла, сохну-ть - сох, сох-ла,
Словарь-справочник лингвистических терминов. Изд. 2-е. - М.: Просвещение . Розенталь Д. Э., Теленкова М. А. . 1976 .
Смотреть что такое "основы глагола" в других словарях:
основы глагола - 1) Основа инфинитива, при выделении которой необходимо отбросить конечный суффикс ть или ти; 2) основа настоящего или будущего времени, при выделении которой отбрасываются личные окончания глаголов; данная основа проявляется при спряжении… …
- (эспер. Fundamento de Esperanto; и в эсперанто, и в других языках часто употребляется укороченная форма (la) Fundamento) небольшое сочинение, фиксирующее основные грамматические и лексические характеристики языка эсперанто. «Основы… … Википедия
схема анализа глагола - 1) выделить словоформу в тексте; 2) часть речи; категориальное значение глагола; 3) начальная форма глагола; вопрос к начальной форме глагола; вопрос к словоформе в тексте; 4) форма глагола (спрягаемая/неспрягаемая); 5) основы глагола: основа… … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило
§ 207-218. ОСНОВЫ СТАРОЙ ОРФОГРАФИИ - § 207. Пишутся твёрдые знаки после всех конечных согласных, кроме «й» и «ь». Например: «плащъ», «врачъ», но: «вещь», «печь». § 208. Пишется буква «и десятеричное» («i») вместо «и» во всех случаях, когда после «и» следует гласная буква: «Россiя»,… … Правила русского правописания
Глагол в немецком языке это часть речи, обозначающая действие во времени или состояние и играющая синтаксическую роль сказуемого и реже других членов предложения. По грамматическим функциям немецкие глаголы можно разделить на полнозначные… … Википедия
Запрос «немецкий» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Немецкий язык Самоназвание: Deutsch, deutsche Sprache Страны … Википедия
Русский язык является флективным. Основным средством словоизменения являются окончания, словообразования приставки и суффиксы. Содержание 1 Части речи 2 Имя существительное … Википедия
В настоящей статье рассматривается грамматика немецкого языка, а также основные характеристики морфологического строя. Немецкое словообразование, фонетика и лексика в рамках грамматики не рассматриваются. (См. соответствующие статьи: Фонетика… … Википедия
Герундий одна из имеющихся во многих языках (английский, испанский, французский, латинский и др.) нефинитных (безличных) форм глагола. Отглагольная часть речи (наряду с причастием и деепричастием), выражающая действие как предмет. Отвечает… … Википедия
Нахская Таксон: ветвь Статус: общепризнана Ареал: центр Северного Кавказа Число носителей: 1 663 573 (по … Википедия
Книги
- , Кияткина Инна Германовна. Учебное пособие `English: the Basics of Grammar / Английский язык. Основы грамматики` предназначается для детей от 7 лет и взрослых для занятий с ними в качестве познавательно-занимательной…
- Английский язык. Основы грамматики. Для занятий взрослыми с детьми. Учебное пособие , Кияткина Инна Германовна. Учебное пособие "English: the Basics of Grammar /Английский язык: основы грамматики" предназначается для детей от 7 лет и взрослых для занятий с ними в качестве познавательно-занимательной…
Две основы глагола Формы глагола образуются от двух основ. Первой является основа инфинитива (от нее образуются собственно инфинитив, прошедшее время и сослагательное наклонение, причастие и деепричастие прошедшего времени), а второй основа настоящего времени (от нее образуются настоящее время, повелительное наклонение, причастие и деепричастие настоящего времени). Чтобы найти основу инфинитива, надо от формы единственного числа женского рода прошедшего времени отнядь конечное -ла.
Формы, образуемые от основы инфинитива Собственно инфинитив образуется от основы инфинитива при помощи суффикса -ть. Сочетание инфинитива с вспомогательным глаголом быть образует будущее время глаголов несовершенного вида. Форма прошедшего времени образуется от основы прошедшего времени при помощи суффикса -л- и окончаний, указывающих на род и число: -0 для мужского рода единственного числа, -а для женского рода единственного числа, -о для среднего рода единственного числа, -и для множественного числа.
Основа инфинитива (или прошедшего времени) определяется путем отделения суффиксов инфинитива -ть, -ти, -сть, -сти или суффикса прошедшего времени -л, например: писа-ть, реза-тъ, зна-тъ, вез-ти, кла-стъ, гре-сти. У некоторых глаголов основа инфинитива и основа прошедшего грсмени не совпадают; ср.: бере-чь берег, берег-ла, грес-ти греб, греб-ла, сохну-ть сох, сох-ла,
При помощи присоединения к форме прошедшего времени частицы бы образуется форма условного наклонения. От основы прошедшего времени при помощи суффикса -вш- и окончаний прилагательного образуется действительное причастие прошедшего времени, при помощи суффикса -ан(н)- страдательное причастие.
Основа настоящего времени определяется путем отделения окончания 3-го лица множественного числа настоящего или будущего простого времени, например: пиги- ут,-реж-ут, знaj-ym (знают), корм-am (кормяд); Чтобы найти основу настоящего времени, надо от формы 3-го лица множественного числа настоящего времени отнядь окончание -ат или -ут (окончаний -яд и -ют не существует это чисто графические варианты: их наличие после гласной говорит, что основа настоящего времени оканчивается на суффикс -j-, после согласной о том, что основа оканчивается на мягкий согласный).
Например, китать: китала основа инфинитива кит-а-, китают (= кит-а-j-ут) - основа настоящего времени кит-а-j- водить: водила основа инфинитива вод-и-, водяд основа настоящего времени вод"- (но в первом лице единственного числа основа вояж-), назвать: назвала основа инфинитива на-зв-а-, назовут основа настоящего времени на-зов-
Соотношения этих основ очень сложно. Выделяется более 20 типов образования основы настоящего времени от основы инфинитива, хотя новые глаголы образуются только по пяди из них. В результате дать какие- либо правила определения одной по другой невозможно.
Russian.cie.ru/time_new/rus/grammar/
Основы и классы глагола
Подавляющее большинство глаголов имеет две основы: настоящего (или простого будущего) времени и инфинитива (с которой совпадает в большинстве случаев основа прошедшего времени).
От основы настоящего времени образуются формы повелительного наклонения, причастие настоящего времени и деепричастие несовершенного вида, например: держ
(ат) (основа настоящего времени глагола держать
) → держи
(те
), держ-ащ-ий, держ-а
; направля[j]**
(yт
) (основа глагола направлять
)→направляй, направля[j]-ущ-ий, направля[j]-[э]м-ый, направля[j]-[а]
(орфографически направляя
) и т д.
Эту основу находят "отсечением" окончания 3-го лица множественного числа: держать
→держат
→ держ-; вести
→ ведут -
вед- и т. д.
Буквы е, я, ю,
стоящие после гласных букв, передают два звука: j (на конце слова или слога передается буквой й
) и соответственно [э], [а], [у]. Поэтому ю
в форме 3-го лица множественного числа направляют -
это обозначение звуков [j] и [у] и окончание в этой форме -ут,
a j - это последний звук основы.
От основы инфинитива образуются формы причастий прошедшего времени и деепричастие совершенного вида: держа
(ть
) → державш-ий
;направи
(ть
) → направи-вш-ий, направл-енн-ый, направи-в.
Основу инфинитива находят "отсечением" суффикса инфинитива: держать
→ держа-; направить
→ направи-; оцепенеть
→ оцепене- и т. д.
У сравнительно небольшого числа глаголов основы инфинитива и прошедшего времени не совпадают (у таких глаголов, следовательно, три основы). Это глаголы на-чь
,-сти
(и-сть
) и на-ну
(если суффикс-ну
не имеет значения однократности действия): беречь, нести, класть, сохнуть
и т.п. Формы причастий прошедшего времени таких глаголов образуются от основы прошедшего времени: беречь
→берёг
→берёг-ш-ий
;нести
→нёс
→нёс-ши-й
;класть
→кла
(л
) →клав-ш-ий
;высохнуть
→высох
→высох-ш-ий
) и т.п. (об образовании деепричастий от таких глаголов см. "Деепричастие").
Соотношение основ настоящего (простого будущего) времени и инфинитива определяет принадлежность глагола к тому или иному классу. Класс глагола - это группа слов, в пределах которой глаголы имеют одно и то же соотношение основ (и характеризуются определенной системой спрягаемых форм). Различают классы продуктивные (с соотношением основ, свойственным и вновь образующимся глаголам) и непродуктивные (с соотношением основ, сохраняющимся лишь в определенных глаголах и несвойственным вновь образующимся глаголам). Продуктивных классов пять, и они имеют следующее соотношение основ.
Влияние продуктивных классов сказывается не только в том, что по их образцу создаются новые глаголы, появляющиеся в языке (состыковаться, вживлять, пылесосить, задействовать, опредметить, отфутболить, химичить
и гл.
) или в речи отдельных авторов (оравнодушеть, охалатиться -
Ч.; вымечтать -
Цвет.; недолауреатить -
Э. Рязанов и т.д.), но и в том, что непродуктивные глаголы постепенно переходят в продуктивные. Так, некогда непродуктивный глагол страдать
теперь относится к 1-му продуктивному классу (ср. в текстах его прежние формы: "Я плачу, я стражду,
не выплакать горе в слезах" Кук.; "И страждут
озими от бешеной забавы. И будит лай собак уснувшие дубравы"- П.). О былой непродуктивности этого глагола говорит и сохранившееся до сих пор причастие страждущий,
используемое теперь также в роли прилагательного и существительного. Был раньше непродуктивным и глагол икать
(теперь относится, как и страдать,
к 1-му продуктивному классу), что видно по его форме в поговорке с холоду ежится, с голоду ичется.
А некоторые глаголы, испытав влияние продуктивных классов, сохранили и старые формы непродуктивных моделей: махать
(махаю, махаешь
и т.д. и машу, машешь
и т.д.), тыкать
(тыкаю
и тычу
), рыскать
(рыскаю
и рыщу
) и др. (подробнее о них иразличии между их синонимическими формами см. "Категория лица").
Состав продуктивных глаголов подвижен и в том отношении, что глаголы иногда перемещаются из одного продуктивного класса в другой (тоже продуктивный). Об этом свидетельствуют такие употребляющиеся в современном языке, в современной литературе формы, свойственные глаголам 3-го продуктивного класса, как наказуемый
(наказывать -
1-й класс), связующий
(связывать -
1-й класс), указующий
(указывать -
1-й класс), обязуюсь обязуешься
и т.д. (обязываться
1-й класс) и т.д., ср.