Болезни Военный билет Призыв

Что армяне думают о нас азербайджанцах? Азербайджанец и армянка

Накаленные отношения между Арменией и Азербайджаном из-за Нагорного Карабаха не помеха для распространения смешанных армяно-азербайджанских семей в Грузии. Хотя они довольно часто сталкиваются с невозможностью ездить к родственникам друг друга и мечтают вернуть былые времена.

В Грузии нет данных о числе армяно-азербайджанских пар, но найти их не составляет труда. Часть из них вступили в брак в советское время, другие - уже после разгоревшегося конфликта в 1990-х годах.

«В чем разница?»

Двадцатисемилетняя грузинская армянка Зенфира Киракосян, которую назвали в честь ее азербайджанской бабушки, десять лет назад вышла замуж за Али. Мать Али - армянка, а отец - азербайджанец.

Несмотря на азербайджанские корни, Зенфира выросла в армянской среде. Она считает себя армянкой и посещает Армянскую апостольскую церковь в Тбилиси.

«Когда я первый раз встретила своего мужа, не было никаких вопросов к тому, что я армянка, а он азербайджанец», - рассказывает Зенфира OC Media. Она по-прежнему посещает воскресную службу в церкви, празднует национальные праздники, как раньше, и даже говорит с Али на армянском.

«В чем разница? Единственное, - у моего мужа азербайджанская фамилия, а у меня - армянская», - поясняет она. Из этого вытекает более существенная проблема невозможности совместного путешествия в Армению и Азербайджан.

Раскол в семьях

К сожалению, проблема, которую отмечает Земфира, не единственная для таких семей. Смешанные армяно-азербайджанские браки вызывают раскол среди родственников. Азербайджанка Назли родилась в Тбилиси и вышла замуж за местного армянина. Данный факт оказался не по душе бакинским родственникам. Она уже много лет не разговаривает с ними.

Назли Гаспарян после женитьбы в 1978 году взяла фамилию мужа. Она вспоминает то время, когда армяне и азербайджанцы мирно сосуществовали друг с другом.

«Многие были против нашего брака», - рассказывает она. Ее свекровь не хотела азербайджанскую невестку, но, когда муж их познакомил, она приняла ее и отметила, «какую красивую азербайджанскую невесту привел в дом ее сын».

Путешествие в Армению и Азербайджан

Иногда супруги из смешанных пар, проживающие в Грузии, могут ездить в страны друг друга. Например, армянская женщина, выйдя замуж за азербайджанца, может поехать к нему на родину, если возьмет фамилию мужа или у нее она будет грузинская.

Лейла (мы изменили ее настоящее имя) говорит, что только близкие родственники знают о ее армянских корнях, для остальных она все держит в тайне. По приезду в Баку Лейла посетила армянскую церковь и армянский район. Она рассказывает, что пожилые люди по-прежнему используют старые наименования локаций. «Мне очень понравился город и надеюсь, мой муж однажды сможет увидеть Армению», - отмечает она.

Муж Лейлы Али также хочет путешествовать по региону. «Надеюсь, когда-нибудь мы сможем свободно отправиться в Армению и Азербайджан без опаски быть ущемленными за нашу этническую принадлежность», - говорит он.

Любовь Али и Лейлы зародилась в Ортачала, в одном из старейших районов Тбилиси, где гармонично живут представители разных национальностей. Посещение парикмахерской стало судьбоносным для Али. «С того дня три буквы на моем номерном знаке стали тремя буквами имени моей жены», - говорит он, указывая на машину, припаркованную в конце улицы.

Еда, язык, религия

Армяно-азербайджанским смешанным семьям в Тбилиси часто удается совмещать традиции всех трех культур - грузинской, армянской и азербайджанской. Обычно они говорят на четырех языках: грузинском, азербайджанском, армянском и русском. Посещают как мечети, так и армянские церкви, готовят и едят грузинские, армянские и азербайджанские блюда.

Зенфира работает в небольшой пекарне в пригороде, делает армянский лаваш. Она каждый день забирает домой свежий хлеб, и ее свекровь часто готовит азербайджанский плов. «Я хочу, чтобы наша дочь была знакома с кухнями обеих стран», - говорит Зенфира, которая вместе с ней посещает мечеть и армянскую церковь. Однако в шесть лет дочь определилась, что она мусульманка.

Большинство смешанных семей празднуют азербайджанский Новруз, также как и армянскую и грузинскую Пасху.

Кристина, чья мама - азербайджанка, а отец - армянин, отмечает, что единственным предметом споров в ее семье является толма/долма. «Папа говорит, что толма - это армянское блюдо, хотя мама настаивает на том, что оно из Азербайджана. Но какая разница, если это просто вкусно», - говорит она.

Кристина говорит на четырех языках и отмечает, что у нее три идентичности. Родители же не могли говорить в ее присутствии о некоторых конфиденциальных вещах, потому что она понимала все языки, которые они знали. «Все это очень обогащает меня», - заявляет она.

Тридцатидвухлетняя Ина (мы заменили ее настоящее имя) рассказала нам, что иногда ей приходится скрывать свои армянские корни. «Однажды друзья и родственники мужа приехали в Грузию навестить нас. Во время разговора (на русском) я пыталась скрыть свою национальность, но моя семилетняя дочь в какой-то момент воскликнула: «мамочка, ты же армянка, так ведь?»», - вспоминает она. После она попыталась сменить тему разговора, надеясь, что никто не обратил внимание.

Ина вместе с мужем продает сувениры и натуральные соки на одной из центральных улиц Тбилиси. Для гостей из Азербайджана и Турции она говорит на азербайджанском, с армянами - на родном языке. Однако обычно представляется грузинкой.

Воспитание детей

Муж Назли Степа Гаспарян был удивлен, когда узнал, что его жена говорит с детьми на азербайджанском. «Я думал, что мои дети армяне, но они не знали язык. Мы знали, что в раннем возрасте человек быстро учится и решили, что дети будут знать сразу четыре языка. Моя жена тоже говорит на армянском, даже лучше меня», - говорит Степа.

Назли рассказывает, что национальность не вызывает споров в ее смешанной семье, однако вопрос вероисповедания мучал ее долгое время. Она приняла христианство после крещения детей в армянской церкви, но очень об этом сожалеет, говорит, что «в тот день жизнь изменилась к худшему. Возможно, Бог наказал меня».

Назли хочет вернуться к исламу, но это создаст ряд проблем. «Они скажут мне молится, и я повторю ту, что говорила в мечети, получится, что я вернусь к своей религии. Меня беспокоит только то, что, когда я умру, моя семья не будет похоронена рядом со мной».

«Я люблю и уважаю традиции матери и отца. Но у меня армянская фамилия, я - христианка», - говорит дочь Назли Гоар, отмечая, что религию не стоит менять.

«Бог един»

Отец Эрика Мамедзаде - азербайджанец, а мать - армянка. Мужчина отмечает, что «ставит свечи как в мечети, так и в армянских, грузинских и русских церквях. Бог един». В его комнате христианские и мусульманские религиозные символы соседствуют друг с другом на одной стене.

Он владеет магазином кавказских ковров и антиквариата, который, по его словам, похож на «старый Кавказ», где терпимость и межнациональный дух пропитывали весь Старый Тбилиси. «Да будут благословлены сладкие времена», - говорит он, мечтая вернуть былые годы.

1) Такой нации как азербайджанцы не существует.-То что существует это какой-то дурной сон.
2) Азербайджанцы потомки тунгусов и монголов.-По вкусу можно добавить эвенков,чукчей и нанайцев.
3) Звери азери-турки-это стандартное определение для азербайджанцев.-Можно также азерасты,азербараны (список постоянно пополняется).
4) В Азербайджане повсеместно распространен инцест.-Наверное из-за этого азербайджанцы самая многочисленная нация на Кавказе.
5) Азербайджанцы очень трусливы.-Пугливы и застенчивы.
6) Все нацменшинства в Азербайджане подвергаются угнетению и ассимилируются азербайджанцами.-Вечно ищут кого бы еще ассимилировать.
7) В Азербайджане рано или поздно распространится исламский фундаментализм.-А пока там поклоняются Доллару.
8) Единственное что объединяет азербайджанцев-это ненависть к армянам.Поэтому правительство вынуждено поддерживать эту ненависть.-Не то все как-то разбегутся.
9) Армяне подвергались в Азербайджане ужасной дискриминации и если бы не война с азербайджанцами то ни одно армянина не осталось бы в Азербайджане,в том числе и в Карабахе.-Но и с войной тоже не осталось.Более того почему то в самой Армении все меньше становится армян.Скоро появится новая профессия быть армянином в Армении.Платить зарплату занятым в этой профессии будет как всегда диаспора.
10) Армяне и азербайджанцы генетически одно и тоже.То есть азербайджанцы когда то были армянами,потом их ассимилировали- И сейчас они мучают своих же генетических двойников.
11) Идею создать свое государство и искусственно создать несуществующую нацию,азербайджанцам подал русский националист Величко.Вся официальная идеология азербайджанцев основана на его идеях и трудах.-Тогда скорее всего мы дети Величко и Тунгусского метеорита.
12) В Азербайджане астрономический уровень коррупции.-То есть Альфа Центавра и Крабовая Туманность также страдают от нашей коррупции.
13) В Азербайджане нет ничего кроме нефти.Нефть – это единственное что есть в Азербайджане.

14) В Азербайджане существует легендарный Азерпроп (или Азерагитпроп).Этот орган выполняет 3 основные функции:
- разжигает ненавитсь к армянам,чтобы получилась азербайджанская нация
- подкупает зарубежных журналистов чтобы они писали только хорошее об Азербайджане
- распространяет ложь и клевету по любой заданной ему теме.
15) Азербайджанцы-больной народ и чтобы вылечиться они должны отдать еще земли армянам и уйти за правый берег Куры.
16) Весь запад Азербайджана это Восточная Армения весь восток Турции –это Западная Армения.
17) В последнее время Азербайджан обнаглел.Затащил к себе с помощью взяток Евровидение,отстраивает свою мазутную столицу Баку,стал союзником США и Израиля в борьбе с иранскими наркоманами в чалмах и т.д.
18) Азербайджанцы как-то совсем сдружились с грузинами,скупили всю Грузию и взяли себе древний грузинский храм.-Кошмар.Султанат поглощает демократическую республику.
19) И для армян и для азербайджанцев лучше было-бы если не стало бы азербайджанцев.
20) Грузины тоже надоели.О турках и говорить нечего.-Иран-вот это здорово.Нет ничего лучше обкуренного и пьяного исламского фундаментализма

Депутат правящей партии Армении решил «выкинуть слова из песни»
Некоторые армянские политические и общественные деятели в своем националистическом угаре порой допускают такие ляпы, что хоть стой, хоть падай. Понятно, что азербайджанцев в Армении и находящемся под оккупацией Нагорном Карабахе, мягко говоря, не жалуют. Но то, что ляпнул на днях депутат от правящей в Армении Республиканской партии Гамлет Арутюнян наглядно демонстрирует, насколько далеко зашли наши соседи в своем националистическом угаре.

На недавней пресс-конференции, посвященной предвыборному периоду в Армении, сей господин почему-то решил продемонстрировать свои «глубочайшие познания» в этнографии армянского народа. Так, по его словам, «карабахцы являются самыми чистокровными армянами, поскольку народ Карабаха и азербайджанцы не жили вместе, и между ними никогда не было смешанных браков».
Я, конечно, не психолог и даже не претендую на это звание, но случай Арутюняна – явная клиника. Не буду утомлять наших читателей исследованием «чистокровности» карабахских или прочих армян, пусть этим занимаются армянские этнографы. Смешно слышать о том, что азербайджанцы и армяне не жили вместе в Карабахе. Конечно, легко это говорить после того, как начиная с февраля 1988 года был ликвидирован в Ханкенди азербайджанский сектор Педагогического института, закрыты все школы на азербайджанском языке, насильственно изгнаны из своих домов все азербайджанцы, захвачена территория бывшей НКАО и не только.

Также смешно слышать о том, что азербайджанцы и армяне Карабаха никогда не заключали между собой браков. Советую господину Арутюняну ознакомиться с книгой «Этнические и культурно-бытовые процессы на Кавказе», выпущенной Институтом этнографии имени Н.Н. Миклухо-Маклая Академии наук СССР еще в далеком 1978 году. Так вот, в главе «Современные этнические процессы у армян Нагорного Карабаха», написанной Аллой Ервандовной Тер-Саркисянц, черным по белому говорится следующее: «За взятые нами для исследования выборочных 10 лет было отмечено всего 11 браков, в которых муж-армянин, а жена-азербайджанка. Гораздо чаще женщины- армянки выходят замуж за азербайджанцев. За эти годы было зарегистрировано 52 брака между женщинами-армянками и мужчинами-азербайджанцами, из них 19 – в Степанакерте. Наибольший процент составили эти браки в 1959 году – 53,6% от общего числа зарегистрированных в области межнациональных браков».

Как видим, всего лишь за 10 лет было совершено 63 брака между азербайджанцами и армянами Нагорного Карабаха, которые, о ужас, серьезно подпортили «чистокровность» карабахских армян. Мы еще не говорим о Баку, Сумгайыте и других регионах Азербайджана, где смешанных армяно-азербайджанских браков было пруд пруди. А если честно, то маразм депутата правящей партии Армении наглядно демонстрирует, насколько все запущено в этой стране.

Digər xəbərlər

22 aprel tarixində «Tesla» şirkətinin Palo-Alto şəhərindəki baş ofisində «Tesla Autonomy Investor Day» adlı tədbir keçirilib. Hə...

Bu gün Avstriyanın paytaxtı Vyana şəhərində Azərbaycan Prezidenti İlham Əliyev və Ermənistanın Baş naziri Nikol Paşinyan arasında görüş keçiriləcək. ...

Кавказ является одним из немногих регионов мира, где на сравнительно небольшой территории сосредоточено огромное количество разнообразнейших этносов. Неискушенному в местных реалиях человеку порой трудно разобраться во всем многообразии здешних культур, языков или религий. Попробуем на примере двух крупнейших кавказских народов разобраться в проблеме. Итак, чем отличаются азербайджанцы от армян? Отличия будем рассматривать по нескольким аспектам:

  • лингвистическому;
  • религиозному;
  • историческому;
  • культурному.

Языки

Армянский язык по современной лингвистической классификации принадлежит к индоевропейской семье. Ближайшим его родственником из ныне существующих языков предположительно является греческий, а из мертвых языков – фригийский. Среди индоевропейских языков армянский входит в группу, единственным представителем которой и признан, в то время как многие другие группы (славянская, германская, кельтская, романская) дали большое количество «потомков» в виде национальных языков, на которых говорит большая часть населения мира. Кстати, в этом отношении у армянского много общего с греческим: последний также является единственным представителем отдельной индоевропейской ветки, хотя некоторые лингвисты и выделяют ряд греческих диалектов, на которых говорят греки диаспоры.

Отличие азербайджанцев от армян в том, что их язык, принадлежа к огузской ветви тюркских языков, не имеет ничего общего с индоевропейскими. Согласно одной из гипотез, индоевропейские и алтайские языки (в числе которых – и тюркские) являются «родственниками» на более высоком таксономическом уровне, входя в так называемую ностратическую макросемью. Разделение праиндоевропейского языка и предка алтайских языков произошло предположительно 12 тысяч лет назад. Естественно, прямых доказательств этому быть не может, гипотеза выдвинута на основе данных глоттохронологии, изучающей порядок и скорость изменения языков под воздействием времени и при взаимодействии с другими языками. Азербайджанский язык настолько похож на турецкий, что многие даже считают его диалектом последнего.

Сравнение

По второму параметру также различие принципиальное: армяне были первым народом в мире, принявшим христианство в качестве государственной религии. Это случилось в 301 году нашей эры. Второй была Грузия – 324 год, а в Римской империи окончательное становление христианства как государственной религии произошло лишь в конце 4 века при правлении Феодосия Великого. Вот уже больше 18 веков, несмотря на все исторические передряги, Армения исповедует христианство.

Азербайджанцы же придерживаются ислама шиитского толка. Этим они отличаются от своих близких родственников турок, которые исповедуют суннизм. Разница объясняется тем, что территория Азербайджана продолжительное время находилась в политической зависимости от Ирана, где шиитская разновидность ислама укоренилась очень давно. Конкретной даты принятия азербайджанцами ислама не существует, так как они долго не имели единой государственности, да и становление их этноса, в отличие от армянского, продолжалось все позднее Средневековье и даже в Новое время.

Исторические различия

Не углубляясь в исторические нюансы, касающиеся азербайджанского и армянского народов, стоит все же отметить некоторые особенности. Проникновение армян на территорию, где сейчас находится их страна, началось несколько тысяч лет назад. А вот насчет того, когда именно, существует несколько гипотез. Согласно одной (базирующейся на сочинениях Геродота), армяне – это часть фригийцев, мигрировавших на восток примерно за 7-8 веков до нашей эры. По другой гипотезе, армяне живут на своей территории еще дольше, что зафиксировано в хеттских иероглифических источниках. Насколько верны оба предположения – предмет научных споров. Известно, что древнее государство Урарту, частично располагавшееся на месте современной Армении, населял неиндоевропейский народ, следовательно, армяне не являются его прямыми потомками.

В чем разница между азербайджанцами и армянами по части освоения занимаемых ими сегодня территорий? Азербайджанцы мигрировали в Закавказье уже на глазах средневековых историков. Тюркизация бывшей Кавказской Албании (античное и раннесредневековое государство) началась примерно в 11 веке нашей эры. Несколько волн пришлых кочевников (турок-сельджуков, чей язык принадлежит к огузской ветви тюркских языков) в корне изменили этнографическую карту региона, где ранее проживали народы кавказской языковой семьи или иранцы. Постепенно этнографические различия между разными группами огузов-пришельцев сгладились, а местное население было ассимилировано и вошло в состав молодого азербайджанского этноса.

Культура и диаспора

Знаменитый историк и этнолог Лев Гумилев считал армян «осколком» Византийской империи. Это верно, ведь армяне дали Византии много представителей господствующего класса, в том числе военных, и даже семь императоров и одну династию, несправедливо названную историками Македонской. И впоследствии, когда вал мусульманского завоевания прокатился по Передней Азии и Кавказу, армяне сохранили христианскую (во многом византийскую) культуру. Территория расселения армян ранее была значительно обширнее, чем территория современной Армении. Гора Арарат, являющаяся национальным символом, сейчас находится на территории Турции, хотя и видна с территории Армении невооруженным глазом.

Дело в том, что после череды русско-турецких войн часть армянских земель вошла в состав Российской империи, что сохранило и армянскую культуру, и армян как народ, а в Османской империи они подвергались многочисленным гонениям и физическому уничтожению (последний случай – геноцид 1915 года, когда погибло около миллиона армян). В результате армяне Турции расселились по всему миру, дав начало диаспоре. Оставшиеся были либо физически уничтожены, либо, приняв ислам, ассимилированы турками, исключений мало. И сейчас в Армении проживает меньше армян, чем вне страны (около 3 млн и 8-9 млн соответственно). Армяне диаспоры оставили заметный след в культуре стран своего расселения. Это Шерилин Саркисян, более известная как певица Шер, французский певец Шарль Азнавур (Шахнур Азнавурян), русский художник-маринист Иван Айвазовский (Ованес Айвазян) и многие другие.

Большинство азербайджанцев также проживает вне Азербайджана (8 млн и 24-27 млн человек соответственно). В отличие от армян, расселившихся по всему миру, азербайджанцы сконцентрированы в основном в близлежащих мусульманских государствах. В одном только Иране живет в два с лишним раза больше азербайджанцев, чем в самом Азербайджане! Но это случилось не в результате исхода из страны, а потому, что в 19 веке Россия и Иран спорную территорию делили произвольно, не глядя на то, что в результате целые народы оказались разъединенными. Азербайджанцы также оставили заметный культурный след вне своей страны, и прежде всего – в Иране: поэт Мухаммед Шахрияр, певица Гугуш, историк и лингвист Ахмед Кесрави.

Долгое время контактируя между собой, азербайджанцы и армяне много конфликтовали. Различия в языке, культуре и религии, помноженные на высокую плотность населения Закавказья и относительно небольшое количество свободных земель, нередко порождали межнациональные столкновения. Конфликт вокруг Нагорного Карабаха (азербайджанское название), или Арцаха (то же самое по-армянски), – лишнее тому подтверждение. Как ясно любому, изучавшему историю, в данном случае определение, «кто первым начал» конфликт, – бессмысленно. Договариваться надо исходя из status quo – существующего в данный момент положения вещей.