Болезни Военный билет Призыв

Человек в футляре краткое по главам

Конец XIX в. Сельская местность в России. Село Мироносицкое. Ветеринарный врач Иван Иванович Чимша-Гималайский и учитель гимназии Буркин, проохотившись весь день, располагаются на ночлег в сарае старосты. Буркин рассказывает Иван Иванычу историю учителя греческого языка Беликова, с которым они преподавали в одной гимназии.

Беликов был известен тем, что «даже в хорошую погоду выходил в калошах и с зонтиком и непременно в теплом пальто на вате». Часы, зонтик, перочинный нож Беликова были уложены в чехлы. Он ходил в темных очках, а дома закрывался на все замки. Беликов стремился создать себе «футляр», который защитил бы его от «внешних влияний». Ясны для него были лишь циркуляры, в которых что-нибудь запрещалось. Любые отклонения от нормы вызывали в нем смятение. Своими «футлярными» соображениями он угнетал не только гимназию, но и весь город. Но однажды с Беликовым произошла странная история: он чуть было не женился.

Случилось, что в гимназию назначили нового учителя истории и географии, Михаила Саввича Коваленко, человека молодого, веселого, из хохлов. С ним приехала его сестра Варенька, лет тридцати. Она была хороша собой, высока, румяна, весела, без конца пела и плясала. Варенька очаровала всех в гимназии, и даже Беликова. Тут и пришла в голову учителям мысль поженить Беликова и Вареньку. Беликова стали убеждать в необходимости жениться. Варенька стала оказывать ему «явную благосклонность», а он ходил с ней гулять и все повторял, что «брак вещь серьезная».

Беликов часто бывал у Коваленок и в конце концов сделал бы Вареньке предложение, если бы не один случай. Какой-то озорник нарисовал карикатуру на Беликова, где тот был изображен с зонтом под руку с Варенькой. Экземпляры картинки были разосланы всем учителям. На Беликова это произвело очень тяжелое впечатление.

Вскоре Беликов встретил на улице Коваленок, катающихся на велосипедах. Он был крайне возмущен этим зрелищем, так как, по его понятиям, учителю гимназии и женщине ездить на велосипеде не пристало. На другой день Беликов отправился к Коваленкам «облегчить душу». Вареньки не было дома. Брат же её, будучи человеком свободолюбивым, с первого дня невзлюбил Беликова. Не стерпев его поучений насчет катания на велосипедах, Коваленко попросту спустил Беликова с лестницы. В этот момент в подъезд как раз входила Варенька с двумя знакомыми. Увидев катящегося по лестнице Беликова, она звонко рассмеялась. Мысль о том, что о происшедшем узнает весь город, привела Беликова в такой ужас, что он пошел домой, слег в постель и через месяц умер.

Когда он лежал в гробу, выражение лица у него было счастливое. Казалось, он достиг своего идеала, «его положили в футляр, из которого он уже никогда не выйдет. Хоронили Беликова с приятным чувством освобождения. Но через неделю жизнь потекла прежняя - «утомительная, бестолковая жизнь, не запрещённая циркуляром, но и не разрешенная вполне».

Буркин заканчивает рассказ. Размышляя об услышанном, Иван Иваныч произносит: «А разве то, что мы живем в городе в духоте, в тесноте, пишем ненужные бумаги, играем в винт - разве это не футляр?»

/ / / «Человек в футляре»

Дата создания: май - июнь 1899.

Жанр: рассказ.

Тема: "футлярная" жизнь.

Идея: протест против "футлярной" жизни.

Проблематика. Зависимость человека от условностей вместо свободной, гармоничной жизни.

Основные герои: Беликов, учитель гимназии; Варенька.

Сюжет. Рассказ начинается с разговора двух охотников, ночующих в сарае сельского старосты. Предметом разговора была жена хозяина Мавра, которая не страдала ни глупостью, ни болезнью, но вела почему-то затворнический образ жизни. Один из охотников - учитель Буркин - объяснил это особенностью ее нрава. И встречаются такие характеры нередко. Он стал рассказывать о своем коллеге Беликове, преподававшем в гимназии греческий язык. За ним водились странности. Даже прекрасная погода не отменяла в его одежде теплого пальто, калош и зонтика. Зонтик же, часы и перочинный ножик его были тщательно зачехлены. Лицо его тоже было словно зачехлено темными очками и поднятым воротником пальто. Беликов во всем старался заключить себя в какой-то кокон, защищающий его от соприкосновения с внешним миром. Окружающий мир вызывал в нем боязнь, гораздо привлекательнее для него было прошлое, и преподаваемые им древние языки тоже защищали его от пугающей действительности.

И образ мыслей Беликова был словно запрятан в футляр. Мысли его строго ограничивались запретами и за пределы их не выходили. В случае разрешения на что-то Беликов реагировал болезненно, опасаясь нехороших последствий. Он докучал коллегам своими нелепыми молчаливыми посещениями, полагая их товарищескою обязанностью.

И этот странный до маниакальности человек влиял на образ жизни не только гимназии, но и всего города. Все боялись сделать что-нибудь такое, что повлечет его осуждение. И в таком состоянии пребывали пятнадцать лет.

Однажды с Беликовым случилось невероятное: он увлекся женщиной и чуть было не женился. Предметом его увлечения была Варенька, сестра приехавшего из Малороссии учителя истории и географии. Уже не первой молодости, но довольно привлекательная внешне и веселого, живого нрава, Варенька очаровала всех, в том числе и Беликова. В их окружении возникла идея поженить этих людей. И коллеги Беликова с энтузиазмом принялись осуществлять задуманное, таким образом развлекаясь на фоне провинциальной скуки. Для Беликова и Вареньки организовывали совместное посещение театра и вечеринок. Варенька не противилась замыслу поженить их с Беликовым, относилась к предполагаемому жениху по-доброму, отчего герою стало казаться, что ему и вправду надо жениться. Однако предстоящая перемена в жизни, явно, пугала Беликова, и он изводил всех рассуждениями о серьезности такого шага как женитьба. Этот человек в футляре все не решался на вступление в брак, все взвешивал, какие от этого могут случиться последствия.

Разрешить ситуацию помог скандал. Нашелся шутник, карикатурно изобразивший влюбленного Беликова. Бедный учитель древнегреческого был морально раздавлен и вдобавок сражен лицезрением катающихся на велосипедах Вареньки и ее брата.

Посчитав верхом неприличия езду на велосипеде для учителя и для женщины, Беликов пошел высказать это соображение легкомысленным велосипедистам. Вареньки дома не оказалось. Разговор с братом, который Беликова терпеть не мог, не удался. Учитель истории не захотел выслушивать всякий бред и бесцеремонно спустил незадачливого моралиста с лестницы. Самым ужасным для Беликова было то, что процесс пересчитывания им ступенек наблюдали Варенька и еще две дамы. Осознав себя посмешищем, он почувствовал угрозу новой карикатуры, за которой последует приказ об отставке.

Варенька же, не зная причины падения своего кавалера, не смогла удержаться от хохота при виде его нелепой фигуры. Ее раскатистый смех добил героя. Будто ослепший и оглохший, он пришел домой и слег.

Спустя месяц Беликов уже лежал в гробу, который стал для него окончательным футляром. Провожающие его в последний путь отмечали приятное и веселое выражение лица покойного, словно осуществился его идеал.

Однако после похорон Беликова ничего не изменилось в жизни, она не стала менее утомительной и бестолковой

Иван Иваныч - другой охотник - удрученно заметил о футлярности самой жизни с ее ненужными бумагами, игрой в винт, общением с бездельниками и глупцами.

Отзыв о произведении. Проблема скованности человека условностями, особенно в городской жизни, актуальна и сейчас. Классика всегда современна.

8613985ec49eb8f757ae6439e879bb2a

Рассказа ведется от лица учителя гимназии Буркина, который рассказывает после охоты ветеринарному врачу Ивану Ивановичу историю жизни одного из своих коллег – учителя греческого языка Беликова.

Беликов был очень осторожным человеком, всегда, выходя из дому, надевал галоши и брал с собой зонтик, даже если на небе ярко светило солнце. Кроме того, он постоянно ходил в пальто, опасаясь замерзнуть и простудиться. Все его вещи были аккуратно уложены в специальные футляры, находясь дома, он всегда тщательно запирал дверь, а по улице ходил всегда в темных очках – одним словом, он изо всех сил стремился отгородить себя от внешнего мира с помощью своеобразного футляра, который старательно создавал вокруг себя. Жизнь его была вся построена на четко разработанных циркулярах и нормах, и любой отход в сторону казался ему настоящим преступлением – и это чувствовали на себе не только его ученики, но и все жители города.

Однажды к ним в город приехал новый учитель Михаил Саввич Коваленко. С ним вместе приехала и его сестра Варенька, которая тут же очаровала всех, кто ее узнал. Это была очень веселая, живая и красивая девушка, которая не могла усидеть на месте, отлично пела и очень любила танцевать. Не остался равнодушным к ее очарованию и Беликов. Увидев это, коллеги Беликова решили, что его нужно женить на Вареньке – и тогда он сможет измениться, сможет жить так, как живут все люди.

Учителя начали расписывать Беликову все прелести женитьбы, а Варенька стала относиться к нему с большой благосклонностью. Он даже начал приглашать ее на прогулку, не забывая, впрочем, взять с собой зонтик и надеть калоши. Он уже почти решился на то, чтобы сделать ей предложение, когда произошла она вещь, которая заставила его вновь уйти в свой «футляр» - кто-то нарисовал картинку, на которой он идет под руку с Варенькой с зонтом в руках.

А спустя несколько дней после этого произошел еще один, возмутительный, с точки зрения Беликова, случай – он увидел, как Коваленко вместе с Варенькой катаются на велосипедах. Сам Беликов считал, что учителю и женщине вовсе не пристало ездить на велосипедах, о чем он и решил известить Коваленко, придя к нему в дом, когда Вареньки дома не было. Но Коваленко даже не стал его слушать – он просто спустил Беликова с лестницы, и его, катящегося вниз по ступеням, увидела Варенька и весело рассмеялась. Подумав, что этот случай станет известен всем в городе, Беликов настолько расстроился, что, придя домой, заболел, а спустя месяц умер.

Удивительно, но в гробу он лежал со счастливым выражением на лице, словно наконец-то смог найти футляр, который будет надежно оберегать его от мира.

  1. Беликов - учитель, преподающий греческий язык. Постоянно старался прятаться от проблем, думал о последствиях. Он предпочитал жить в крохотном мире, который не будет приносить неприятностей.
  2. Варенька - девушка, которая хотела замуж за Беликова. Тридцать лет, приятные черты лица. Но она могла либо безудержно рыдать, либо веселиться. Промежуточных эмоций у девушки не было. Сестра Михаила.
  3. Михаил Коваленко - преподавал в гимназии географию и историю. Не любил Беликова.

Другие герои

  1. Буркин - один из учителей гимназии. Знал Беликова и рассказал о его жизни.
  2. Иван Чимша Гималайский - друг Буркина, ветеринар, дворянин. Слушал историю жизни Беликова.
  3. Повар Афанасий - слуга Беликова. Постоянно нетрезвый, немного полоумный.

Рассказ Буркина

Иван Чимша-Гималайский со своим другом Буркиным, остановились в сарае старосты. Они охотились всё время и решили переждать ночь тут. Разговор зашёл о людях, которые стараются жить в футляре. Буркину это напомнило историю его коллеги - Беликова. Он тоже когда-то пытался прятаться от мира. Тогда Буркин решает рассказать то, что произошло.

Странный учитель

Беликов преподавал греческий язык. Он был умён, но немного стран. Никогда не выходил на улицу без тёплой одежды и зонтика - всегда ждал дождь. Даже когда погода была прекрасной, и ничто не предвещало изменений, он оставался непоколебим.

Жил этот человек только по циркулярам. Всякое изменение воспринималось недоброжелательно. Особенно Беликов любил законы, в которых что-нибудь запрещалось. Он постоянно складывал все свои вещи в футляры и был не очень приятным человеком, угнетал всю гимназию своим присутствием.

Невеста

Вскоре в гимназии появился новый учитель географии и истории - Михаил. У него была сестра Варенька. И все решили, что нужно Беликова женить, чтобы он перестал всех угнетать.

Поначалу всё проходило хорошо. Варенька была не против замужества, но дело не продвигалось. Беликов постоянно твердил, что это серьёзное дело и тут торопиться не следует.

Три неудачи

Однако среди гимназистов распространились слухи о скорой женитьбе Беликова. Кто-то нарисовал на мужчину карикатуру и раздал её всем учителям. Это сильно впечатлило Беликова, он впервые столкнулся с реальным миром.

Потом он увидел, как Варя с Мишей катаются на велосипедах. Подобное поведение сильно возмутило мужчину. Он считал, что ездить на таком изобретение не под стать женщинам и учителям.

Беликов даже решил поговорить с коллегой, чтобы образумить его. Однако брат Вари сразу невзлюбил странного мужчину. Дело закончилось ссорой. Михаил сбросил Беликова с лестницы, и в этот же момент домой вернулась Варя. Её это падение позабавило.

Беликов вернулся домой униженным. Он боялся, что о его неудаче станет известно всему городу. Больше мужчина не вставал, а через месяц умер.

Люди в футлярах

Когда хоронили Беликова, все заметили, что в гробу он выглядел счастливым. Ему наконец-то удалось найти футляр, из которого он никогда не выйдет.

Буркин и Иван Иваныч думают о рассказе. Он навёл ветеринара на одну мысль: а не живут ли все люди в футлярах? Ведь человек постоянно повторяет одни и те же действия, живёт в тесноте и духоте. Разве это всё не футляр?

Ответы (2 )

    Рассказ Чехова "Человек в футляре "входит в маленькую трилогию и раскрывает тему "футлярной жизни", которая постепенно может привести к деградации целый город

    Главный герой рассказа - учитель гимназии Беликов. Он преподаёт древнегреческий ("мёртвый ") язык и живёт по принципу: "Как бы чего не вышло ". Рассказчик, учитель Буркин говорит:

    "Мы, учителя, боялись его. И даже директор боялся. Вот подите же, наши учителя народ все мыслящий, глубоко порядочный, воспитанный на Тургеневе и Щедрине, однако же этот человек…держал в руках всю гимназию целых пятнадцать лет. Да что гимназию! Весь город!"

    Этот страшный человек всем внушал, что надо жить по правилам и циркулярам, а всем, кто их нарушает, грозил тем, что есть люди наверху, которые разберутся с нарушителями установленных порядков.

    Сам Беликов вёл "футлярную жизнь":

    "даже в очень хорошую погоду выходил в калошах и с зонтиком и непременно в теплом пальто на вате". К тому же "и зонтик у него был в чехле, и часы в чехле из серой замши, и когда вынимал перочинный нож, чтобы очинить карандаш, то и нож у него был в чехольчике". Лицо его тоже, казалось, было в чехле, так как он все время прятал его в поднятый воротник. "

    У этого человека было постоянное стремление "окружить себя оболочкой, создать себе, так сказать," футляр", который якобы защищал его от внешнего мира, уединял его. Но дело, в том, что герой не просто сам жил в футляре, он пытался заставить это делать весь город. И ему это почти удалось. Деградация личности, свойственная Беликову, охватила всех, кто с ним соприкасался: боялись громко разговаривать, боялись смеяться, боялись высказать своё мнение, отлично е от циркулярного... ,". Буркин замечает:

    "боятся громко говорить, посылать письма, знакомиться, читать книжки и боятся помогать бедным, учить грамоте"

    Но наш герой скатывается с высоты "футлярной "жизни: и в буквальном, и в переносном смысле. Брат девушки, на который вздумал жениться Беликов, высказывает тому всё, что о нём думает и, толкнув, спускает его с лестницы прямо под ноги возвратившейся с прогулки Вареньки. Раздался смех, который и погубил "человека в футляре". Он не смог пережить такого позора, заболел и умер.

    Когда его хоронили, то, казалось, что он наконец-то обрёл спокойствие и вечный футляр, в который чуть не угодил весь город.

    Оказывается, страх может заставить людей деградировать и подчиняться ничтожеству, которое торжествует, потому что его боятся. Новые люди (брат и сестра Коваленко) , приехавшие в город, смогли уничтожить эту удушающую атмосферу деградации жителей города.

    Своими произведениями Чехов предостерегает читателя от деградации, но не "обрекает на неё". Этим рассказом он призывал читателя не поддаваться влиянию среды и беречь в себе человека.

    Рассказ строится на том, что два друга после охоты, располагаются на ночлег и начина ют рассказывать друг другу истории. Один из них - Буркин, преподаватель в гимназии рассказывает про некого Беликова, который преподавал греческий язык в той же гимназии. Беликов был известен тем, что даже в хорошу ю погоду ходил в галошах и зонтиках, а все свои вещи укладывал в футляры. Как считало большинство, в футляр он пытался запрятать и сво ю жизнь - строго во всём следуя правилам и очень скептически относясь к отклонениям от нормы. Беликов угнетал весь город своими беспрекословными взглядами на жизнь.

    Однажды, случилось так, что Беликов чуть не женился на Вареньке (она была сестрой одного из преподавателей в гимназии) . К слову, о Вареньке - это была женщина лет 30, которая была так хороша собой, что очаровала даже Беликова. Все убеждали его жениться на ней. И вероятно так бы оно и было, если бы брат Вареньки не нарисовал на Беликова карикатуру. Учитель греческого языка оскорблений сим явлением, передумал делать сестре своего коллеги предложение.

    Как-то раз Беликов увидел Вареньку с братом, ката ющихся на велосипедах. Беликов считал это неподоба ющим и счел нужен рассказать об этом. Брат Вареньки на поучения Беликова отреагировал крайне критично и даже спустил его с лестницы. Варенька стала свидетельницей этого. Беликов не выдержал такого позора и умер от стыда.

    Когда Беликов лежал в гробу, он казалось, остиг своей цели - настоящий человек в футляре.

    Когда Буркин закончил рассказ его друг ответил ему: "А разве то, что мы живём в городе в духоте, в тесноте, пишем ненужные бумаги, играем в винт - разве это не футляр?" В его последнем вопросе и заключается мораль всего рассказа.