Болезни Военный билет Призыв

Цели стран участников первой мировой войны. Нужна помощь по изучению какой-либы темы? Державы – основные участницы войны

(Стр. 29)

1. Какие цели преследовали державы в Первой мировой войне?

Ответ: Если Германия и Австро-Венгрия намеревались создать «новую Европу», где влияние Англии, Франции и России свелось бы к нулю, то члены Антанты рассчитывали ликвидировать германскую угрозу, разделив территории членов Тройственного союза на несколько государств.

Планы Вильгельма II предусматривали территориальные захваты на востоке Европы и в Средиземноморье, которые могли обеспечить рейху жизненное пространство и природные ресурсы. Победа позволяла Германии установить контроль над заморскими колониями Англии и Франции. В свою очередь венский кабинет стремился за счёт военного успеха предотвратить распад дуалистической империи, укрепить свои позиции на Балканах и в Карпатах.

Главная цель английского правительства заключалась в разгроме своего основного конкурента - Германии и восстановлении международного престижа Британской империи. Французские правящие круги мечтали о возвращении Эльзаса и Лотарингии, захвате Рейнской промышленной зоны и ликвидации влияния Германии на Ближнем Востоке. Наконец, Россия претендовала на территории со славянским населением в составе Германии и Австро-Венгрии. Кроме того, царь Николай II лелеял планы захвата Константинополя (Стамбула) и превращения Чёрного моря в «русское озеро».

Наступление войск Антанты на Западном фронте.

4. Каков вклад России в победу Антанты?

Ответ: Военные действия России на Восточном фронте способствовали тому, что силы Тройственного союза вынуждены были вести война на 2 фронта, что быстро истощало силы противника. Также успехи во время боевых действий с войсками Османской империи охладили военный пыл Турции, которая вступила в войну на стороне Тройственного союза.

5. Что такое государственное регулирование военной экономики?

Ответ: Государственное регулирование военной экономики – государственное регулирование социально-экономической сферы с целью обеспечения фронта обеспечение фронта оружием, продовольствием и другими необходимыми предматами.

6. Каковы итоги Первой мировой войны?

Ответ: Первая мировая война, продолжавшаяся более четырёх лет, стала величайшим бедствием в истории человечества. В неё было втянуто 38 государств (включая британские доминионы) с населением 1,5 млрд человек (60% жителей земного шара). Военные действия развернулись на территории площадью свыше 4 млн квадратных километров. Под ружьём находились более 70 млн человек, из которых 9,5 млн были убиты и более 20 млн ранены и искалечены.

Продолжительное пребывание военнослужащих в окопах и лагерях для военнопленных, нужда и бедствия населения в тылу отрицательно повлияли на психику многих людей.

Многомесячные военные действия нанесли колоссальный материальный ущерб: тысячи городов и селений были превращены в развалины, разрушены заводы, дороги, мосты, памятники культуры.

В результате войны произошли изменения на политической карте мира. Рухнули Российская, Австро-Венгерская, Германская и Османская империи. В Европе возникли новые государства: Польша, Чехословакия, Австрия, Венгрия, Югославия, Финляндия, Латвия, Литва, Эстония. Народы колониальных и зависимых стран увидели перспективы освобождения.

Первая мировая война открыла эпоху невиданных потрясений и революций. Начиналась новая страница истории XX в.

1. Можно ли было избежать войны, если бы не был убит эрцгерцог Франц Фердинанд? (с. 29)

Ответ: Убийство эрцгерцога было лишь поводом к войне. Германии к войне была готова, поэтому был бы найден другой повод для начала военных действий.

2. Какой фронт был решающим на каждом из этапов Первой мировой войны? Свой ответ аргументируйте. (с. 29)

Оба фронта имели значение, так как разрушили планы Германии относительно молниеносной войны.

Восточный фронт, так как немецкие воска в этот период развернули здесь маневренную войну, отодвинув линию фронта дальше на Восток, постепенно нанося сокрушительные удары по русской армии. Однако и успехи не заставили себя ждать – Брусиловский прорыв, в результате которого противник был отброшен обратно к Карпатским горам.

Западный фронт, так как в России уже произошла Февральская революция, после которой выдвигались требования о выводе России из войны. А на Западном фронте в это время Германия предпринимала последние попытки разгромит Антанту.

Западный фронт – наступление войск Антанты и капитуляция Германии и ее союзников.

3. Какова роль пропаганды в создании атмосферы патриотического подъёма? (с. 29)

Ответ: Пропаганда сплачивает население страны против общего врага. Способствует усилению патриотических чувств человека и желанию защитить свою семью, близких людей.

4. Каковы причины победы Антанты в войне? Могла ли Антанта одержать победу без участия США? (с. 29)

Ответ: Истощение ресурсов Германии и помощь США. Антанта могла одержать победу без помощи США, так как еще в 1917 г. Германия предлагала Антанте мирные переговоры.

Документы (с. 30)

В чём заключался психологический эффект газовой атаки германских войск под Ипром?

Ответ: среди солдат возникла паника, так как они раньше не сталкивались подобным.

Как, по вашему мнению, русское отступление лета 1915 г. сказалось на ходе Первой мировой войны? (с. 30)

Ответ: действия на Восточном фронте в данный период помогли странам Антанты перестроить свои экономики на нужды войны. Во время отступления Германские войска понесли значительные потери. Однако был сломлен дух русской армии.

Какие меры являлись для Антанты первоочередными в процессе прекращения боевых действий? Каким образом предусматривалось ограничить военную активность Германии? (с. 31)

Ответ: Эвакуация германских войск из занятых стран. Передача части вооружения странам Антанты.

Ограничение военной активности Германии – возвращение германских войск в пределы Германии, сокращение вооружения германских войск.

Для России Первая мировая война обернулась миллионами погибших, распадом империи и концом монархии. До сих пор у историков нет единого мнения, зачем страна вообще вступила в этот масштабный конфликт.

Предупреждение, оставшееся без ответа

Мотивы, побудившие крупные европейские державы начать масштабную войну, очевидны и, так или иначе, связаны с их стремлением к геополитической и экономической гегемонии на континенте. Но какие цели ставила перед собой Россия, ввязываясь в это военное предприятие?

Накануне войны бывший министр внутренних дел Пётр Дурново в аналитической записке предупреждал Николая II об опасности втягивания страны в противостояние с Германией. Даже победа в этой войне, по мнению Дурново, не сулила бы России ничего ценного, в случае же неудачи возрастала вероятность революции: «Побеждённая армия, лишившаяся за время войны наиболее надёжного кадрового своего состава, охваченная в большей части стихийно общим крестьянским стремлением к земле, окажется слишком деморализованной, чтобы послужить оплотом законности и порядка. Россия будет ввергнута в беспросветную анархию, исход которой не поддаётся даже предвидению». Словно в воду глядел прозорливый политик.

Как отреагировал Николай II на записку Дурново – неизвестно. Ясно одно, царь руководствовался не доводами разума, а патриотическим порывом. Однако нужно отметить, что Николай до последнего надеялся остановить войну. 29 июля 1914 года он отправил германскому императору Вильгельму II телеграмму с предложением «передать австро-сербский вопрос на Гаагскую конференцию». Вильгельм не ответил. После этого Николай II заявил: «Моя совесть чиста. Я сделал все, чтобы избежать войны».

Патриотический подъем

Официальная версия о причине начала Россией военных действий – это выполнение союзнических обязательств перед Сербией. Действительно, Россия, согласно договору, должна была оказать военную помощь Сербии в случае посягательств на территориальную целостность последней.

28 июля 1914 года Австро-Венгрия объявила войну Сербии, и в тот же день начала обстрел Белграда. Россия события не торопила, отреагировав только спустя два дня – 31 июля, когда в стране была объявлена всеобщая мобилизация. Германия в ультимативной форме потребовала от России отменить мобилизацию, но получила отказ.

1 августа немецкий посол в Петербурге граф Фридрих Пурталес передал ноту об объявлении войны российскому министру иностранных дел Сергею Сазонову, после чего, по воспоминаниям министра, «отошел к окну и заплакал». 2 августа уже Николай II подписал манифест о начале войны.

Президент Российской ассоциации историков Первой мировой войны Евгений Сергеев отмечает, что решение России вступить в войну было продиктовано также ее «боязнью потерять престиж и влияние в Балканских странах». Сербия была не просто союзником, но и важным стратегическим плацдармом на Балканах.

Историк Борис Колоницкий убежден в том, что анализируя причины начала войны, не стоит недооценивать значение общественного мнения. По его словам, имело место «сильное давление улицы». Окружение Николая II отмечало, что царь в те дни ощущал такое единение с народом, какого не было за все предыдущие 20 лет его правления.

В первые дни войны на улицах российских городов прошли массовые манифестации в поддержку сербов, не обошлось и без стихийных погромов немецких офисов и магазинов. Антигерманские настроения и патриотическая эйфория оказались фактором, во многом предопределившим вступление России в войну.

Российские интересы

Американский историк Шон Макмикин объясняет мотивы Первой мировой войны соперничеством и территориальными претензиями России и Германии. Эту мысль подкрепляет французский дипломат Морис Палеолог в книге «Царская Россия во время мировой войны», приводя слова российского министра иностранных дел Сергея Сазонова:
«Моя формула проста, мы должны уничтожить германский империализм. Мы достигнем этого только рядом военных побед; перед нами длинная и очень тяжелая война. Император не имеет никаких иллюзий в этом отношении. Но чтобы «кайзерство» не восстановилось снова из своих развалин, чтобы Гогенцоллерны никогда больше не могли претендовать на всемирную монархию, должны произойти большие политические перемены».

Борис Колоницкий высказывает мнение, что целью России было объединение польских территорий, входящих в состав Австро-Венгрии и Германии, а также необходимость установления контроля над Босфором. Записка, адресованная Сазоновым французскому и британскому послам (М. Палеологу и Дж. Бьюкенену), подтверждает, что в преддверие ожидавшейся атаки союзных войск на Босфор Россия поспешила «застолбить» за собой Константинополь и Проливы. В ней, в частности, сказано следующее: «Ход последних событий приводит императора Николая к мысли, что вопрос о Константинополе и проливах должен быть окончательно разрешен и сообразно вековым стремлениям России».

Об этом же в своей книге «Взгляд Запада на Россию» пишет британский историк Джеффри Хоскинг: «К весне 1915 года русские дипломаты наконец-то достигли соглашения с правительствами Великобритании и Франции о том, что после войны Константинополь и большая часть проливов станут территорией России».

Кому война, а кому мать родна

Не секрет, что Первая мировая война стала поистине манной небесной для банкиров и промышленников. Российская армия, находившаяся в стадии переоснащения, испытывала нехватку современной военной техники, оружия и боеприпасов. Государственные заводы не могли в полной мере обеспечивать фронт всем необходимым, и за дело взялись частные компании, сбывавшие свою продукцию по завышенным ценам.

В монографии начальника Главного артиллерийского управления (1914–1917 гг.) генерал-лейтенанта А.А. Маниковского «Боевое снабжение русской армии в мировую войну» приведены для сравнения некоторые цифры. Так, 76-мм шрапнель (вид артиллерийского снаряда) на казенном заводе стоила 9 руб. 83 коп., а на частном – 15 руб. 32 коп., цены на 152-мм гранату были соответственно 42 руб. и 70 руб. Выгода для отечественных предпринимателей была налицо.

Тяжелую ситуацию в российской военной промышленности использовали и западные страны. Английское правительство предложило поставить России 12 млн снарядов по сверхвысоким ценам и в крайне растянутые сроки, срывая тем самым наступательные операции русской армии. Несмотря на это, предложение английской стороны было принято.

Историк И.В. Маевский замечает, что в период войны Россия «все больше превращалась в объект приложения иностранного капитала, извлекавшего неслыханные барыши. Вместо 4-5% дивиденда, получаемого у себя на родине, иностранные капиталисты получали в России от 20 до 30%!»

Исследователь Александр Широкорад уверен, что давление русских заводчиков и банкиров, тесно связанных с англо-французским капиталом, оказало в итоге влияние на правящие круги России и способствовало втягиванию страны в войну.

Стравить любой ценой

В преддверие Первой мировой войны будущие противники, Россия и Германия, поддерживали тесные торгово-экономические связи. Треть российских товаров от общего экспорта шла в Германию, а четверть германских – отправлялась на российский рынок. Немецкие заводы исправно выполняли оборонные заказы Петербурга. Так, в 1913 году для России на верфи «Шихау» были заложены два крейсера – «Адмирал Невельский» и «Граф Муравьев-Амурский».

Однако летом 1914 года отношения резко обостряются, и бывшие партнеры уже становятся врагами. Для историка Николая Старикова здесь все очевидно: Россию и Германию просто стравили. И сделала это, по его мнению, Англия. Исследователь Александр Самсонов называет и конкретного виновника – английское масонство.

Цели Британии становятся понятны, если обратить внимание на экономическую ситуацию накануне войны. Общая стоимость английских товаров на российском рынке почти в 4 раза уступала стоимости товаров из Германии. Кроме этого, немецкие товары усиленно теснили английские и в других странах, в том числе в британских доминионах и колониях. Ослабление Германии для Великобритании было жизненно необходимым.

Самый верный способ, который не раз использовала английская дипломатия – это война, причем чужими руками. Любопытный факт: всеобщая воинская обязанность в Соединенном Королевстве была введена только в январе 1916 года – через 16 месяцев после начала мирового конфликта! Англия выжидала, пока Россия теряла свои силы. Как тут не вспомнить лозунг английской дипломатии: «Защищать интересы Британии до последнего русского». Первым и главным шагом по втягиванию России в войну стала российско-британская конвенция 1907 года. Накануне рокового соглашения немецкий рейхсканцлер Бернгард фон Бюлов пророчески писал: «Если Российская империя объединится с Британией, это будет означать открытие направленного против нас фронта, что в ближайшем обозримом будущем приведет к большому международному военному конфликту». «Выйдет ли Германия победительницей из этой катастрофы?» – размышлял Бюлов. – Увы, скорее всего, Германия потерпит поражение, и все кончится триумфом революции».

Но еще раньше этот трагический путь суждено будет пройти России.

Вопросы и задания к пункту параграфа стр. 218

Вопрос. Определите, какие цели преследовали государства, вступившие в войну в середине 1914 г. Какой характер в связи с этими целями война носила для каждого государства?

Первая мировая война, начавшаяся 19 июля 1914 г., была порождена острыми противоречиями между основными европейскими капиталистическими государствами в ходе борьбы за рынки сбыта, источники сырья и сферы приложения капитала, а также за передел уже поделенного мира.

Первопричиной подготовки и развязывания мировой войны 1914–1918 гг. явилось стремление Германской империи силой оружия установить свое господствующее положение в Европе и мире и, с другой стороны, решимость сторон Тройственного согласия (Антанты) не допустить подобного исхода.

Таблица: «Цели участников войны»

п. 1 вопросы и задания к пункту параграфа стр. 220

Вопрос. Почему война 1914-1918 гг. приобрела общеевропейский и мировой характер?

Старый Свет разделился на два враждующих между собой лагеря - Тройственный союз и Антанту. Столкновение между этими группировками было неизбежным, что и произошло летом 1914 года. Но вряд ли кто мог тогда представить, что столкновение интересов выльется не в обычный конфликт, а в конфликт мирового масштаба – Первую мировую войну 1914–1918 годов.

Итак, к 1914 году крайне обострилась международная обстановка. Этому способствовало усиление борьбы между странами за рынки сбыта и политическое влияние в мире.

Так же в начале XX в. оформились блоки стран – участниц Первой мировой войны. С одной стороны это были Германия, Австро-Венгрия, Италия, оформившиеся в Тройственный союз (1882), и с другой – Англия, Франция и Россия, создавшие Антанту (1904–1907). Ведущую роль в австро-германском и романо-британском блоках играли соответственно Германия и Англия. Конфликт между этими двумя государствами и привел к конфронтации сил в Европе вылившейся в будущем в Первую мировою войну. Особенностью этого военного конфликта было то, что впервые в истории он охватил все европейские державы.

п. 2 вопросы и задания к пункту параграфа стр. 221

Вопрос 1. Сравните людские и военно-технические ресурсы двух военно-политических блоков в начале войны. На чьей стороне было преимущество?

Численность армии, количество легких орудий и самолетов Антанты превышала численность Центральной державы. Преимущество было на стороне Антанты.

Вопрос 2. Какие государства несли основную нагрузку в обеспечении боевой мощи Антанты и союза Центральных держав?

Основную нагрузку несли государства:

Антанта – Россия, Великобритания, Франция.

Центральные державы – Германия.

Вопрос 3. Почему политики и общество с обеих сторон рассчитывали на быструю победу?

К началу боевых действий оба блока развернули миллионные армии и создали развитую военную промышленность. Однако, недооценили экономические и военные возможности своих противников. Обе противоборствующие стороны готовились к скоротечной войне продолжительностью не более 6-8 месяцев, а в итоге война длилась более четырех лет, и привела к огромным материальным и людским потерям.

п. 2 вопросы и задания к пункту параграфа стр. 223

Вопрос 1. Проследите по карте (с. 234) ход военных действий 1914 г.

28.6.1914 Балканы Убийство сербскими националистами наследника австро-венгерского престола эрцгерцога Франца Фердинанда и его жены в Сараево (Босния)

2.8.1914 Западный фронт Вторжение германских войск в Люксембург

4.8.1914 Западный фронт Вторжение германских войск в Бельгию

12.8.1914 Балканы Войска Австро-Венгрии вторглись в Сербию

16.8.1914 Западный фронт Бельгийская армия оставляет Льеж и отходит к Антверпену

16-24.8.1914 Балканы Австро-венгерские войска потерпели поражение от сербов в районе хребта Цера

17.8-15.9.1914 Восточный фронт Вторжение войск (1-й и 2-й армий) русского Северо-Западного фронта в Вост. Пруссию. Разгром русских войск в Восточно-Прусской операции.

18.8-21.9.1914 Восточный фронт Русские войска Юго-Западного фронта нанесли поражение австро-венгерской армии в Галицийском сражении. 21 сентября осаждена крепость Перемышль. Русские войска заняли Галицию.

21-25.8.1914 Западный фронт Пограничное сражение французских и британских войск против наступающих германских армий. Союзные войска потерпели поражение и были вынуждены отойти за р. Марну

8.1914 Африка Англо-французские войска заняли германскую колонию Того

5-12.9.1914 Западный фронт Германские войска потерпели поражение в Марнском сражении и были вынуждены отойти за реки Эна и Уаза

16.9 - 15.10.1914 Западный фронт “Бег к морю”. Войска обеих сторон вышли на побережье западнее Остенде

28.9-8.11.1914 Восточный фронт Варшавско-Ивангородская (Демблин) оборонительно-наступательная операция русских войск против германо-австрийских армий в Польше. Противник отброшен на исходный рубеж

15.10 - 20.11.1914 Западный фронт Сражение во Фландрии на реках Изер и Ипр. Стороны перешли к позиционной обороне

29.10.1914 Южный фронт Турецкие корабли и германские крейсера “Гебен” и “Бреслау” обстреляли Одессу, Севастополь, Феодосию, Новороссийск

1.11.1914 Германская эскадра адмирала М.Шпее (5 крейсеров) нанесла поражение английской эскадре адмирала К.Крэдока в Коронельском бою

11-12.1914 Южный фронт Бои русских и турецких войск на эрзурумском направлении

7.11.1914 Китай Англо-японские войска после осады (с сентября) захватили германскую военно-морскую базу Циндао в Вост. Китае

10.11.1914 Месопотамия В устье рек Тигр и Евфрат высадился британский экспедиционный корпус, образовав Месопотамский фронт

11.11.1914 Восточный фронт Отбита попытка германских войск окружить русские армии в районе Лодзи

11.1914 Восточный фронт В Ченстоховско-Краковской операции русские войска нанесли поражение австро-венгерским войскам и вышли к Кракову

22.11.1914 Месопотамия Англичане заняли оставленную туркам Басру

3.12.1914 Балканы Контрнаступление сербских войск. Стороны заняли оборону на пограничных рубежах

9.12.1914 Месопотамия Англичане захватили Эль-Курну и укрепились в южной части Месопотамии

22.12.1914 Южный фронт Разгром русскими войсками наступавшей турецкой армии в Сарыкамышской операции

1914 Тихий океан В 1914 году Каролинские, Марианские и Маршалловы острова на Тихом океане были захвачены Японией, германская часть Новой Гвинеи и Соломоновы острова - австралийцами, острова Самоа - новозеландцами.

Вопрос 2. Какую роль сыграл Восточный фронт на первом этапе войны?

На Восточном фронте происходили боевые действия между Россией (Антанта) и Центральными державами. Восточный фронт по своей протяжённости намного превосходил Западный фронт. По этой причине война на Восточном фронте имела менее позиционный характер по сравнению с Западным фронтом. На Восточном фронте происходили крупнейшие сражения Первой мировой войны.

Вопросы и задания к параграфу стр. 223

Вопрос. Опираясь на материал предшествующих параграфов, определите основные причины Первой мировой воны, выбрав правильные ответы из предложенных:

а) неравномерное развитие стран мира в XX в.;

б) убийство эрцгерцога Франца Фердинанда в Сараево;

в) столкновение интересов ведущих держав мира;

г) притязания наиболее развитых стран на лидерство в мире;

д) конкурентная борьба держав за завоевание новых рынков. Объясните свой выбор.

Причины войны: стремление всех стран к захвату новых территорий, разделу колоний и устранению конкурентов; стремление стран отвлечь внимание народа от внутренних проблем; каждая страна преследовала свою цель:

Германия стремилась расширить свои владения и установить доминирование в мировой политике;

Франция хотела вернуть обратно Эльзас и Лотарингию, а так же захватить Саарский угольный бассейн;

Австро-Венгрия имела территориальные претензии к Сербии, Черногории, Румынии и России, а также стремилась подавить национально-освободительное движение;

Англия стремилась уничтожить Германию, как своего основного соперника в торговли, а также забрать у Турции богатые нефтью земли;

Италия стремилась расширить свое господство на Балканском полуострове;

Россия хотела захватить Константинополь, проливы Босфор и Дарданеллы, а также остановить назревающую в России революцию.

Урок: «Первая мировая война. Участие России в Первой мировой войне».

разработан для учащихся 9-х классов гуманитарного отделения в соответствии с основными принципами методики опережающего обучения.

v предварительное введение первых (малых) порций будущих знаний,

v уточнение новых понятий, их обобщение и применение,

v развитие беглости мыслительных приемов и учебных действий.

Такое рассредоточенное усвоение учебного материала обеспечивает перевод знаний в долговременную память.

Концептуальные положения педагогики сотрудничества:

v личностный подход педагогики сотрудничества;

v комфортность в классе: доброжелательность, взаимопомощь ;

v последовательность, системность содержания учебного материала.

Основные принципы методики опережающего обучения оптимально подходят для изучения вопросов международных отношений эпохи империализма. Учащиеся 9 классов впервые знакомятся с сложнейшими процессами мировой и отечественной истории. В 8 классе изучаются понятия: империализм, империалистические войны, в 9 классе продолжатся развитие и углубление этих понятий, рассматриваются особенности их проявления в России. На данном уроке вводятся понятия: мировая война, углубляются понятия: военно-политические блоки и противоречия внутри них, национализм, шовинизм, Версальско-Вашингтонская система и ее влияние на судьбы мира. Изучение этих понятий носит перспективный характер, на последующих уроках будет продолжено их изучение и они станут базовыми для понимания учащимися причин Второй мировой войны.

В соответствии с методикой опережающего обучения, на уроке используются таблицы и опорные схемы.

Урок: Первая мировая война.

Участие России в Первой мировой войне.

Цели урока: способствовать формированию у учащихся целостного представления о системе международных отношений накануне войны, помочь осознать эти явления, а также рост националистических настроений в европейском обществе как основные факторы, поставившие мир на грань войны. Выяснить цели воюющих держав, причины, масштабы и основные военные операции. Познакомить учащихся с важнейшими положениями Версальско-Вашингтонской системы и подвести их к самостоятельному выводу о причинах ее неустойчивости.

Способствовать гуманистически ценностным ориентациям учащихся на отношение к войнам как способу разрешения конфликтов. Показать Человека на войне и роль Приднестровья и приднестровцев в войне.

Способствовать развитию познавательных умений соотносить исторические события с определенными периодами, локализовать их на карте, группировать исторические события по указанному признаку, определять и аргументировать свое отношение и оценку наиболее значимых событий в истории.

Оборудование урока: -Цюпа. Новейшая история зарубежных стран (учебное пособие), . История России. ХХ век., . Истрия России (в таблицах и схемах), . Методика преподавания и изучения истории.

Т.1-2, Атлас «Всемирная история», настенная карта «Первая мировая война».

План урока:

1. Международная обстановка в конце Х1Х-началеХХ вв.

2. «Пороховой погреб Европы»: 1 и П Балканские войны и их итоги.

3. Повод, причины, характер войны. Цели участников.

4. Основные военные операции 1914,1915,1916гг.

5. Человек на войне (на основе краеведческого материала)

6. Итоги войны. Уроки войны.

Мотивационная беседа учителя о роли войн в истории человечества, об изменении их характера в эпоху империализма, усложнении системы международных отношений. Учитель ставит цели урока, способы их достижения, озвучивает его план урока.

При рассмотрении первого вопроса учитель опирается на знания учащихся, которые они получили на уроках истории ранее. Рассматриваются и обсуждаются следующие вопросы:

Учитель: На рубеже Х1Х-ХХ вв. мир вступил в эпоху империализма.

1.Признаки империализма.

2.Какой признак был определяющим в складывании системы международных отношений на рубеже веков?

Работа с картой «Мир с 1870 по 1914 гг.»

4.Какие основные метрополии существовали к началу ХХ века?

5.Какие колонии принадлежали ведущим европейским странам?

6.Дать определения понятий: колония, метрополия, доминион.

7.Анализируя карту, предположите, каким странам не хватало колоний и почему? (Необходимо помочь учащимся вспомнить страны первого и второго эшелона модернизации).

8.Где и каким способом можно было эти колонии приобрести?

9.Какие войны за передел мира мы с вами изучали?

10Почему эти войны называют империалистическими?

Учитель: в системе военно-политических блоков идет складывание военно-политических блоков. Учащиеся заполняют таблицу на доске:

Тройственный союз

11.В чем неожиданность и противоречивость союзов?

(Если возникают затруднения, то учащимся предлагается вспомнить историю русско-английских и русско-французских отношений в Х1Х веке, в период русско-японской войны; русско-германские отношения).

12.Назвать и показать на карте первые империалистические войны.

Рассмотрение второго вопроса начать с использования настенной карты и Атласа. Учащиеся под руководством учителя называют страны, расположенные на Балканах, выясняют, интересы каких европейских стран были представлены на Балканах. Необходимо напомнить учащимся, что Россия отказалась от участия в Тройственном союзе из-за противоречий с Австро-Венгрией на Балканах.

1. Почему в первое десятилетие ХХ века Балканы называли «пороховым погребом Европы?»

2. Причины и итоги 1 Балканской войны.

3. Почему началась Вторая Балканская война? Под какими лозунгами она проходила?

Анализ документа:

«Преподаватели истории должны были бы взять на себя часть ответственности за развязывание первой мировой войны. И действительно, война в значительной мере явилась результатом чрезмерного националистического и патриотического пыла всех противоборствующих сторон – результатом «отравления историей».

(Г. Уэллс).

v Выскажите предположение, как в начале ХХ века было

организовано обучение истории в ведущих европейских странах?

v Дать определение понятий: национализм, шовинизм

(словарь к учебному пособию).

v Почему во Франции был оправдан судом убийца лидера

пацифистского движения Жана Жореса?.

v Что такое пацифизм?

Третий вопрос целесообразно начать с убийства в Сараево (сообщение учащегося). Учащимся предлагается ответить на следующие вопросы:

1. Почему молодой человек Гаврила Принцип сознательно пошел на убийство ни в чем неповинного австрийского наследника престола и его жены, прекрасно понимая, что и ему не жить? Что руководило им?

2. Как развивались события после убийства в Сараево? (работа с опорной схемой).

Как начиналась война?

Австро-Венгрия

Сербия Германия

Франция Турция

Англия Япония

3. Назвать причины войны.

4. В войну были вовлечены 38 государств с населением в 1,5 млрд. человек. Под ружье было поставлено 67 млн. чел. Почему столь масштабной оказалась война?

5. Характер войны.

Таблица: Цели участников Первой мировой войны.

Державы – основные участницы войны

В какой союз входили

Цели вступления в войну

Германия

Центральные державы

Захватить заморские владения Великобритании и Франции, западные территории Российской империи

Австро-Венгрия

Центральные державы

Установить господство на Балканах и захватить земли в Польше.

Добиться контроля над Черноморскими проливами Босфор и Дарданеллы, укрепить свое влияние на Балканах. Реализовать имперскую идею восстановления Греческой империи со столицей в Константинополе (Стамбуле) во главе с одним из русских великих князей

Вернуть территории утраченные в результате франко-прусской войны гг.: Эльзас и Лотарингию. Аннексировать у Германии левый берег Рейна и Саар.

Увеличить свои владения за счет территорий, подвластных Османской империи и Германии.

Османская империя

Центральные державы

Опираясь на помощь союзников взять реванш за неудачи в войнах с Россией и восстановить свои владения на Балканах

Болгария

Центральные державы

Захватить часть территории Греции, Сербии и Румынии.

Стремилась вытеснить германию из Китая и с островов Океании

Увеличить свою территорию за счет Австро-Венгрии и Османской империи

Учитель предлагает учащимся познакомиться с таблицей и проводит практикум.

Практикум.

Определите, какие из стран преследовали перечисленные цели в войне:

1.Захват колоний и превращение Восточной Европы в зависимые земли.

2.Разгром основного конкурента - Германии - и расширение владений на

Ближнем Востоке.

3. Сохранение империи «где никогда не заходит солнце».

4.Укрепление монархической власти. Усиление влияния на Балканах. Расширение контроля над владениями России.

5.Возврат Эльзаса и Лотарингии, захват Рейнской зоны. Раздробление территории противника на несколько малых государств.

6.Какие цели преследовала Россия в войне?

7.Была ли Россия готова к войне? (Анализ документа на стр.51 «Рабочей тетради»).

Учитель: Как встретили известие о войне в России? Войну ждали, но она явилась полной неожиданностью. В военкоматах стояли очереди добровольцев. В 1914 году в русской армии насчитывалось 80 тыс. офицеров. Большинство из них погибнет в первый год войны. В пехоте среди офицеров потери составят до 96%. Молодых, веселых, у которых могло быть будущее.

7. А как встретили известие о войне в нашем городе? (Сообщение ученика)

При рассмотрении четвертого вопроса используется таблица, учебное пособие по истории России , настенная карта и Атлас.

Перед учащимися ставится задача: найти на карте основные военные операции гг., рассказать об их результатах, используя таблицу:

Таблица: Основные события Первой

мировой войны 1914 – 1918 гг.

Периоды

Западный фронт

Восточный фронт

Результат

Наступление германских войск чрез Бельгию. Сражение на Марне. Немецкие войска остановлены и отброшены от Парижа. Морская блокада Германии флотом Англии

Неудачное наступление двух русских армий (гнералов и) в Восточной Пруссии. Наступление русских войск в Галицию против Австро-Венгрии.

Восточно-Прусская операция русских войск помогла французам и англичанам выстоять в битве на реке Марне. «План Шлифенна»провалился, Германии не удалось избежать войны на два фронта. Османская империя присоединилась к Германии и Австро-Венгрии.

Активные военные действия почти не велись. Беспощадная подводная война Германии против флота Антанты. Первая в истории химическая атака германских войск по Ипром (Бельгия).

Наступление Германии и Австро-Венгрии против русских войск. Русская армия с большими потерями вынуждена отступать. Россия потеряла Польшу часть Прибалтики, Белоруссию и Украину. Болгария выступила на стороне Германии (центральных держав).

Германии и ее союзникам не удалось ликвидировать Восточный фронт. Позиционная («окопная») война. Франция и Англия укрепили свой военный потенциал. Наметился военно-экономический перевес стран Антанты.

Наступление германской армии по Верденом. Первое применение танков войсками Антанты и наступлении на реке Сомме.

Русская армия под командованием генерала Брусилова прорвала австро-венгерский фронт в Галиции и Буковине («Брусиловский прорыв»). Однако развить успех русской армии не удалось.

Битвы у Вердена и Сомме не дали решающего перевеса ни одной из сторон. Стало ясно, что Германия не сможет выиграть войну Австро-Венгрия оказалась на грани полного поражения.

В сражениях на полях Франции ни Центральным державам, ни Антанте не удалось достичь решающей победы. Вступление США в войну на стороне Антанты.

Революция в феврале-марте 1917г. в России. Падение монархии. Временное правительство – «Война до победного конца!» Декрет о мире большевистского правительства. Призыв заключить мир без аннексии и контрибуции не поддержан ни Германией ни Антантой.

Огромны потери заставили англо-французское командование прекратить крупные наступательные операции. Вступление в войну США привело к экономическому и военному перевесу Антанты. Истощенная войной революционная Россия не могла продолжать борьбу.

Наступление Германских войск по Франции (П. Гинденбург, Э. Людендорф) на Париж. На Марне контрнаступление войск Антанты под командованием французского генерала Ф. Фоша. Президент США В. Вильсон предложил мирный план «14 пунктов». Восстание военных моряков в Киле стало началом германской революции. Социал-демократическое правительство заключило перемирие с Антантой в Компьенском лесу 11 ноября 1918 года.

В марте 1918 года большевистское правительство заключило сепаратный Брестский мир с Германией.

Восточный фронт престал существовать. Германия избавилась от необходимости воевать на два фронта. Болгария вышла из войны. Сдалась Османская империя. Революции в Чехословакии и Венгрии привели к распаду Австро-Венгрии и ее военному краху. Завершение Первой Мировой войны. Победа стран Антанты.

Целесообразно заслушать сообщение о Брусиловском прорыве.

1. Проанализируйте и ответьте на вопрос: на Западном или Восточном фронте были наиболее напряженные бои?

2. Как бы вы оценили взаимодействие союзников по военно-политическим блокам?

3. Что такое «позиционная война»?

Пятый вопрос рассматривается с демонстрации фотографий тех далеких лет. (журнал «Огонек» за 1995г).

Кто говорит, что на войне не страшно,

Тот ничего не знает о войне. Ю. Друнина

Учащиеся рассказывают о своих предках – участниках войны, используются материалы личных архивов тираспольчан и краеведческого музея (о семье Барабаш).

Учитель зачитывает документ об использовании газов в 1915 году под городом Ипр, демонстрирует репродукцию картины «Инвалиды войны. ХХ век» .

1.Какие методы ведения войны прослеживаются по документам?

2.Какие методы являются традиционными, а какие - новыми?

Наши земляки сыграли исключительную роль в спасении жизней людей. Среди них: выдающийся химик, выдающийся микробиолог. Заслушиваются сообщения учащихся.

При рассмотрении итогов войны используется учебное пособие для вузов «Отечественная история» (стр.211). Учащимся предлагается записать в тетради экономические, политические и социальные последствия войны, а материал озвучивается наиболее подготовленным учеником в виде сообщения.

Учитель: 11 ноября 1918 года в Компьенском лесу (Франция) было подписано перемирие между победителями (страны Антанты) и потерпевшей поражение Германией. Окончательный итог войны был подведен 1919-20гг. Учащимся предлагается познакомиться с содержанием основных договоров по итогам войны и сделать вывод об их последствиях.

Версальско-Вашингтонская система.

Мирные договоры.

1. Версальский договор с Германией (28 июня 1919 г.):

v передача всех колоний;

v сокращение численности вооруженных сил до;

v Германия лишается права иметь тяжелую артиллерию, танки, самолеты, подводные лодки, боевые корабли;

v оккупация левого берега Рейна в течении 15 лет;

v демилитаризованная зона шириной 50 км на правом берегу Рейна;

v передача около 1/7 части территории и 1/10 части населения;

v репарации (возмещение ущерба). Ст.231 (статья об ответственности за войны).

2. Договор, подписанный в Сен-Жермен-ан-Ле с Австрией (10 сентября 1919г.):

v разделение Венгрии и Австрии;

v передача Италии Южного Тироля до Бреннера;

v признание независимых государств Чехословакии, Польши, Венгрии и Югославии;

v репарации.

3. Договор, подписанный в Нейи с Болгарией (2 ноября 1919г.):

v передача Греции прибрежных территорий Фракии.

4. Трианонский договор с Венгрией (10 августа 1920г.):

v Словакия переходит к Чехословакии;

v Трансильвания передается Румынии;

v Банат передается Югославии.

v установление международного контроля над проливами и создание международной администрации в этих целях;

v сокращение вооружений, включая уменьшение численности армии до;

v передача территорий.

6. Вашингтонская конференция гг.

а) “Договор четырёх держав” (Англия, США, Франция, Япония): гарантии неприкосновенности колониальных островных владений в Тихом океане;

б) “Договор пяти держав” (Англия, США, Франция, Япония и Италия): запрет на строительство военных кораблей водоизмещением свыше 35 тыс. т.; владение военно-морским флотом в соответствии 5:5:3,5:1,75:1,75.

в) “Договор девяти держав” (Англия, США, Франция, Япония, Италия, Бельгия, Португалия, Китай, Голландия): принятие положения об уважении суверенитета и независимости Китая; вводится принцип “открытых дверей и равных возможностей” в торговле и промышленном развитии в отношении Китая; п/о Шаньдун должен быть возвращен Китаю.

v Какие последствия имела война для России?

Домашнее задание: П. 9,10. Написать письмо с фронта от лица участника войны.

В конце июля 1914 года в Европе началась война, ставшая одним из самых широкомасштабных вооруженных конфликтов за всю историю человечества. Погибло более девяти миллионов солдат. Около пяти миллионов мирных жителей, оказавшихся в оккупации, уничтожили болезни, голод, авианалеты . Каковы цели преследовали в Первой мировой войне ее участники? Что предшествовало вооруженному конфликту?

Ответить на вопрос о целях участников Первой мировой войны непросто. Для одних она началась как акт возмездия и наказания. Для других стала вооруженным конфликтом, призванным навсегда покончить с войнами. Она не зря названа " Великой" . До 1914 года человечество не знало более масштабных военных действий. Но за Первой войной последовала Вторая, еще более разрушительная, а за ней - множество небольших вооруженных конфликтов по всему миру. Те, что считали целью Первой мировой войны установление мира в Европе, ошибались.

Прелюдия

Уже в начале столетия в Европе нередко обсуждалась предстоящая война. О том, сколь масштабной она будет, не имели представления ни политики, ни писатели. Об этом не знали даже военные. Время от времени в Европе происходили небольшие военные кампании, но все они завершались довольно быстро, потому как велись, как правило, против слабого противника. Копья не могли противостоять пулеметам , древние пушки - мощным корабельным орудиям.

Среди французов нарастала ненависть к немцам, возникшая еще в 70-е годы XIX столетия - после того, как Бисмарк подписал договор, согласно которому Эльзас и почти вся Лотарингия перешли к Германии. Амбиции немцев тем временем росли прямо пропорционально промышленному развитию. У них не было ни колоний, ни морского могущества, ни влияния на азиатских мусульман. Завоевать доминирующие позиции в Европе - такова была цель Германии в Первой мировой войне.

Причины

Каковы были цели и планы участников Первой мировой войны? На этот вопрос отвечают по-разному. Томас Вудро Вильсон однажды сказал, что искать причину, побудившую европейские державы развязать войну в 1914 году, бесполезно.

Вооруженный конфликт всегда порождает соперничество, и логике антивоенных настроений сгладить его не под силу. В начале XX столетия оно проявлялось по-разному. Во Франции нарастало раздражение против Германии, аннексировавшей в 1871 году ее земли. Немцы всё с большей уверенностью посматривали в сторону восточной границы, лелея территориальные амбиции. Николай II строил планы относительно Балкан . Австро-Венгрия пыталась сохранить свою хрупкую имперскую структуру.

Какие настроения преобладали в Великобритании перед началом Первой мировой войны? Цели Германии в предстоящем вооруженном конфликте политологам были известны. Британские журналисты и писатели били тревогу: стремительно росла военно-морская мощь Германии.

Кайзер мечтал в военно-морской мощи сравняться с Великобританией, что и стало для него одной из целей в Первой мировой войне. Личный состав ВМФ Германии был увеличен на 15 тысяч офицеров и солдат. Черчилль предложил сделать небольшой перерыв по наращиванию военной силы, но немцы идею не поддержали. Это произошло в 1912 году. В это же время Сербия победила в войне с Турцией, нанеся сильный удар по престижу немцев.

В 1913 году Черчилль снова выдвинул предложение повременить с гонкой вооружений. Но и на этот раз Кайзер не прислушался к совету премьер-министр Великобритании. к тому времени состояла из более чем 600 тысяч человек. Какие цели преследовали участники Первой мировой войны? Прежде всего удовлетворение ненасытной территориальной алчности.

Убийство наследника Габсбургов

28 июня 1914 года Франц Фердинанд нанес официальный визит в Сараево . Среди зевак, которые собрались, дабы поглазеть на эрцгерцога, присутствовал девятнадцатилетний Он и совершил поступок, послуживший формальной причиной вооруженных действий, охвативших вскоре значительную часть Европы.

Принцип был не один, а с сообщниками. Один из них бросил бомбу в машину эрцгерцога. Первая попытка оказалась неудачной: пострадали офицеры, находившиеся в следующем автомобиле. Раненых отвезли в госпиталь, а эрцгерцог тем временем продолжил поездку. Гаврило Принципа раздосадовало то, что его сообщникам не удалось справиться с заданием. Однако на тротуаре, всего в десяти метрах от автомобиля эрцгерцога, он оказался совершенно случайно. Осознав, что цель движется прямо ему навстречу, он шагнул вперёд и выстрелил. Эрцгерцог умер от потери крови. Жена, сопровождавшая его в последней поездке, скончалась вместе с ним.

Принцип и его сообщники принадлежали террористической организации " Черная рука" . Они получили в Белграде оружие, затем переправились через австрийскую границу в Боснию. Жертва заговорщиков была более чем благосклонна к интересам национальных меньшинств, населявших в Австро-Венгрию. Франц Фердинанд имел репутацию политического деятеля, стремящегося изменить двойственную природу империи на тройственную путем включения в союз южных славян. Однако террористы об этом не знали.

Июльский кризис

Под этим термином в истории принято понимать крупнейшее дипломатическое столкновение европейских государств, произошедшее летом 1914 года. Для того чтобы ответить на вопрос о целях Первой мировой войны, необходимо разобраться в том, что же представлял собой так называемый июльский кризис.

Итак, 28 июня в Сараево было совершено громкое убийство. Правительство Австро-Венгрии отреагировало молниеносно. А именно предъявило Сербии ультиматум, в котором содержалось требование найти и наказать виновных в убийстве эрцгерцога. О том, что злоумышленники являются подданными Гамбургской империи, следствию удалось установить довольно быстро. Политики полагали, что австрийские настроения можно уничтожить лишь силовым путем . По их мнению, сербские власти делали все для подрыва монархического влияния на Балканском полуострове.

Сербия оказывала огромное влияние на славян, которые проживали в Австро-Венгрии. А потому власти полагали, что любые сепаратистские настроения представляют собой угрозу существованию имперского государства. Убийство эрцгерцога правительство Австро-Венгрии использовало в качестве оправдания для вооруженных действий против Сербии.

В начале июля немецкое правительство начало серьезно опасаться, что требования к Сербии приведут ко вступлению в вооруженный конфликт Российской империи. А это, в свою очередь, послужило бы началом масштабных военных действий. Опасения оправдались. 28 июля Австрия объявила войну Сербии. Именно эта дата официально считается началом Первой мировой войны. Кратко цели держав, которые приняли в ней участие, изложить невозможно. Этой теме посвящено множество исторических трудов, документальных фильмов.

Известно, что 29 июля премьер-министр Великобритании предложил созвать глав европейских государства, с целью сохранить мир. Однако правителям не хватило сил или желания остановить надвигающуюся катастрофу. 29 июля над Сербией нависла угроза артиллерийского обстрела. Российская империя объявила о мобилизации огромного населения. В армию призвали около шести миллионов человек. Хотя объявления войны Австрии в тот день не было.

Переговоры между Германией и Россией

Дабы избежать Первой мировой войны, цели для России которой были довольно сумрачным, Николай II направил телеграмму кайзеру. С немецким правителем российский царь состоял в дружеской переписке. Телеграмму, в которой он попросил сделать всё возможное, дабы остановить Австро-Венгрию, пока она не зашла слишком далеко, Николай II подписал " Ники" . Кайзер ответил российскому царю в том же духе, пообещав повлиять на австрийцев и побудить их к достижению соглашения с Российской империей. Под ответом Николаю II значилось - " Вилли" .

После того как царь получил телеграмму от кайзера, он заменил всеобщую мобилизацию частичной. Позже кайзер посоветовал Николаю II не вступать в военный конфликт, дабы не вовлечь Европу в кровопролитную войну. К слову сказать, мобилизацию отменить не удалось. Она уже шла по всей территории страны полным ходом. А вскоре в Санкт-Петербург пришло известие о том, что Германия готовится к войне. 30 июля Николай II подписал приказ о всеобщей мобилизации. Российская общественность надеялась, что это остановит войну.

Германия направила России ультиматум с требованием прекратить мобилизацию, на что получила отказ. Затем обратилась к Франции с просьбой о сохранении нейтралитета. Но и на этот раз был получен отказ. Германия была уверена, что русскую армию, которую немцы считали тяжеловесной и неуклюжей, победить удастся довольно быстро. Но слишком велики были противостоящие силы.

Во Франции в те дни в казармах уже толпилось около трех миллионов солдат. Это говорила о том, что пока немецкая армия будет наступать на Россию, на западе ее настигнет сокрушительный удар. Возможно, даже поражение. А потому один из видных немецких военачальников разработал план, согласно которому сперва необходимо было разгромить Францию, а затем уже обрушиться на Российскую империю.

Участники

Прежде чем рассказать о дальнейших событиях, стоит ещё раз, и уже в более сжатой форме, изложить цели держав в Первой мировой войне. Два противоборствующих лагеря, на которые разделились участники: Четверной союз и Антанта. Первый - Германия, Австро-Венгрия, Османской империи Болгария. Антанта - это союз в который вошла Россия, Франция, Британия.

Цели вступления в Первую мировую войну

Германия стремилась установить господство сперва в Европе, а затем и во всем мире. Об этом хорошо было известно в России, Великобритании, Франции. На протяжении нескольких десятилетий немцы наращивали военную мощь. Для Австрии цели и планы в Первой мировой войне были не так масштабны - установить контроль над Балканами.

Великобритании не давали покоя отдельные земли Османской империи, которая к началу XX столетия существенно ослабела. Кроме того, Англия стремилась захватить нефтяные владения, расположенные в Месопотамии и Палестине. Цели были следующими: ослабить в Германию, установить господство в Европе и, конечно, вернуть себе Эльзас и Лотарингию .

Турки, ставшие союзниками Германии, стремились захватить Крым, Иран и удержать контроль на Балканах. Каковы были цели России в Первой мировой войне? Так же, как и Франция, она стремилась ослабить влияние Германии. Кроме того, Российской империи нужен был свободный проход через пролив Дарданеллы и Босфор в Средиземное море. И, конечно, усиление влияния на Балканах. Таковы цели стран в Первой мировой войне - войны, которая до 1939 года считалась самой страшной, кровопролитной, масштабной в истории.

1914-й год

Военные действия разворачивались в основном на французском и русском театрах военных действий. Сражения велись также на Балканах, Ближнем Востоке, Кавказе, в Китае, Африке и Океании. Каждый из участников Первой мировой войны цели своей достигнуть планировал всего за несколько месяцев. Никто тогда не предполагал, что конфликт затянется на четыре года.

Итак, Германия, согласно плану, упомянутому выше, планировала захватить Париж в течение 39 дней, а затем незамедлительно отправиться на восток. Одно из знаменитых изречений немецкого правителя: " Обед будет в Париже, а ужин в Санкт-Петербурге" . Франция предполагала начать военные действия с возвращения Эльзаса и Лотарингии .

Путь немецких войск к Парижу пролегал через Бельгию. 4 августа без особого труда захватила небольшое государство. Правда, бельгийская армия неожиданно оказала довольно мощное, с учетом ее численности, сопротивление. Но задержать противника это, конечно, надолго не смогло. Для французов вторжение в Бельгию стало неожиданностью, но им всё же удалось перебросить свои части довольно быстро.

Французам на некоторое время пришлось не только отказаться от плана вернуть земли, некогда аннексированные Германией, но и отступить. Немецкая армия стремительно продвигалась вперед . Англичане отступили к побережью, французы в начале сентября уже готовились дачу в столицы. Однако завершилась победой над Германией. Это событие оказало существенное влияние на дальнейший ход войны.

К началу 1915 года стало ясно, что Германия своих целей не достигнет, а вооруженный конфликт, вопреки желанию всех ее участников, будет затяжным. Немцы захватили Бельгию и значительную территорию Франции. Победить в течение месяца французов и отправиться в Россию им не удалось. Война обещала быть долгой, изматывающей.

Восточный фронт

В 1915 году началось отступление русской армии. Галиция была потеряна. До середины весны здесь были сосредоточены группировки австрийских войск. В начале мая по русской армии противник нанес мощный удар. Восточный фронт сместился в сторону Российской империи. Отход русских войск завершился в конце августа. За второй год войны Германия добилась существенных военных побед, захватила территории противника. Но генеральная цель так и не была достигнута.

1916-1918 гг.

31 мая произошло Ютландское морское сражение. О том, кто победил в нём, Великобритания или Германия, до сих пор ведутся споры. Однако события, произошедшие в 1916 году, продемонстрировали явный перевес Антанты. В декабре германское правительство предложило заключить союз, но получила отказ. Последующие два года Германия предприняла ещё несколько попыток захватить Францию, но ни одна из них не увенчалась успехом. Революция, произошедшая в России в 1917 году, оказала существенное влияние на ход дальнейших событий. Немцы заключили перемирие с новым государством.

Итоги

Страшной оказалось не только сама война, но и ее последствия. Установлены были новые границы, спровоцированы многолетние конфликты. Война изменила карту Европы. Не существовало теперь ни Российской, ни Германской, ни Османская империи. Не было и Австро-Венгрией. Экономика Германии сильно ослабела. Национальное унижение, которое испытали немцы, привело к реваншистским настроениям, породившим фашизм.

После окончания войны, мировая общественность поняла: отныне вооружённые конфликты будут носить тотальный характер. Война привела к Гонка вооружений - к получению орудий, способных уничтожить весь мир.