Болезни Военный билет Призыв

Цель путешествия. Будьте всегда в настроении. Подготовка контрольного текста экскурсии

Выходя в маршрут, действуйте так (как это уже советовалось в начале разд. 3), как будто вы - первопроходец, и пишите максимально подробно, не скупитесь на зарисовки и фотографии, чтобы читающий Ваши записи ясно представил себе и окружающий ландшафт и геологическое строение, как в кино или на макете. В нижеприведенном примере описание маршрута, стиль изложения и подробность описания соответствуют правилам детальной геологической съемки.

Запись маршрута начинается с указанной даты, номера маршрута, привязки его к местности и обозначения цели данного маршрута.

20.06.2008 г. Маршрут № 3

Привязка маршрута. От устья р. Ушайка вверх по долине вдоль её правого борта с выходами на водораздельную поверхность.

Цель маршрута. Знакомство с устройством правого борта р. Ушайка с выявлением и описанием террас, устройством прилегающей части водораздельной равнины и геологическим строением коренных пород по правому борту и в русле реки.

Т. н. 1. Находится на острие стрелки между долинами рр. Томь и Ушайка. По правобережью р. Томь сразу ниже устья р. Ушайка развита прирусловая отмель шириной 10... 15 м, сложенная мелким (средний размер галек 2...3 см), хорошо окатанным гравием и галечником. В составе галек преобладают окремненные породы типа яшм, реже встречаются долериты и микродиориты.

Над прирусловой отмелью возвышается пойменная терраса (высокая пойма). Ширина поймы достигает 100 м. Пойма уходит в долину р. Ушайка, где сразу сужается до 50 м. Непосредственно на т. 1 в обрыве пойменной террасы (рис. 16) обнажается разрез горизонтально залегающих пойменных отложений общей мощностью 4 м с чётким подразделением на русловую, пойменную и старичную фацию. В старичных глинах встречаются раковины двустворок (пелеципод).

Рис. 16.

Т. н. 2 находится в 300 м от т. н. 1 по аз. СВ 35°. На протяжении хода от т. 1 до т. 2 маршрут идёт по пойме р. У шайка. Ширина поймы от правого склона долины до русла около 50 м. На точке в нижней части крутого выпуклого берега долины р. У шайка и рядом в русле реки, образуя порог, в большом коренном выходе обнажаются глинистые сланцы, алевролиты и тонкозернистые светло-серые песчаники, переслаивающиеся между собой (рис. 17).

Рис. 17.

Мощность слоев алевролитов и глинистых сланцев - 3-5 см, песчаников - до 20 см. Элементы залегания слоистости: аз. пад. СЗ 295° ^75. Толща прорвана дайкой темно-зеленовато-серого долерита с мелкозернистой основной массой и редкими порфировыми выделениями пластинчатого плагиоклаза размером до 0,5 см [обр. № 2]. Дайка залегает вертикально и простирается по аз. СЗ 300°.

В северо-восточной части обнажения толща разбита сбросом, простирание которого такое же, как и дайки, но падение на СВ под углом 80°. Амплитуда опускания висячего северо-восточного крыла - 3 м.

Т. н. 3 в 150 м от т. н. 2 по аз. СЗ 330° на водоразделе в небольшом коренном выходе среди щебенистого элювия, представленного переслаиванием алевролитов и глинистых сланцев, обнажается мощный - не менее 1 м пласт светло-серого массивного м/з песчаника обр. № 3 J), имеющего те же элементы залегания, что и на т. н. 2, но угол падения уменьшается до 65°.

Далее маршрут продолжается от т. н. 2 . Справа непрерывно тянется пойма, ширина которой от подножья склона до русла достигает 100 м. Опирающийся на пойму борт долины по ходу маршрута выпола- живается и становится волнистым.

Т. н. 4 в 230 м от т. н. 2 по аз. СВ 50°. На точке в интервале маршрута 100 м (точка 4 находится в центре интервала) правый борт долины, ширина которого от подножья до водораздельной поверхности (ВП) 120 м, по высоте подразделяется на две части. Нижняя часть, представляет собой типичный оползневой бугристо-западинный рельеф, сложенный перемятыми, местами с микроскладчатостью течения бурыми деляпсивными суглинками, с «пьяными» молодыми березами (далее следует более подробное описание этого рельефа согласно программе, изложенной в подразд. 3.1 «Склоновые процессы и отложения»). В центре оползневый рельеф обводнен - мочажины, мелкие ручейки и языки оползней-оплывин, натекающие на поверхность поймы, ширина которой до русла составляет до 100 м. На краях площади развития оползневого рельефа видно, что «пьяными» являются только старые большие березы, а молодые - прямостойные.

Верхняя часть склона долины представляет собой суффозионный цирк, врезанный в водораздельную поверхность. Диаметр цирка до 50 м, высота стенок ~ 10 м. Дно цирка находится на высоте ~ 15 м над руслом р. У шайка. Стенки цирка заросли травой и мелким кустарником.

В самой нижней части стенки при зачистке лопатой обнажились темносиневато-серые плотные вязкие («жирные») глины с равномерно рассеянной примесью мелких - не более 1...2 см кусочков обугленных растительных остатков. Видимая мощность глин - до 1,5 м.

Выше в верхней части стенки цирка в расчистках в интервале 2,5 м вскрываются буровато-серые щебенисто-дресвяные суглинки, мощность которых не менее 1 м. В 30 м севернее верхней бровки цирка уже на водораздельной поверхности в закопушках вскрываются светло-серые лессовидные суглинки с чётко выраженной вертикальной столбчатой отдельностью.

В центральной части цирка в интервале 20 м к понижениям кровли глин приурочены 4 выхода подземных (грунтовых) вод с дебитом от 0,2 до 0,5 л/с. Общее устройство правого борта долины р. У шайка на т. н. 4 - см. рис. 18.

Рис. 18.

Т. н. 5 находится в 200 м от т. н. 4 по аз. ЮВ 110°. на выступе коренного борта долины в сторону реки. Пойма в этом месте выклинивается и русло реки подмывает коренной выступ. В основании выступа обнажаются темно-серые глинистые сланцы (аргиллиты) с редкими тонкими - не более 1 см - прослоями серых алевритов. Элементы залегания слоистости: азимут падения СЗ 295° 4.15. Все породы рассланцо- ваны. Элементы залегания рассланцовки: аз. пад. ЮВ 115 Z.70. В одном из пластов глинистых сланцев встречена фауна брахиопод в виде отпечатков створок раковин на плоскостях напластования (слоистости)- обр. № 5

Выше по очень крутому склону на высоте 10 м над руслом небольшие выходы темных глин с лигнитом, аналогичных описанным на г. н. 4. На глинах с эрозионным размывом залегает горизонт песчано- гравийно-галечных грубокосослоистых отложений мощностью до 1 м. Предположительно это русловой аллювий высокой - II или III - террасы. На гравийно-галечных отложениях залегают лессовидные суглинки, аналогичные описанным на водораздельной поверхности на т. н. 4.

Вершина выступа на т. 5 представляет собой площадку террасы шириной до 70 м и длиной вдоль реки по 100 м в обе стороны от т. 5. Высота площадки над руслом (высота террасы) - не менее 10... 12 м.

Площадка террасы примыкает к пологому - с углом наклона не более 10° - задернованному склону шириной до 150 м. Верхняя часть склона плавно переходит в водораздельную поверхность. В закопушках на этой поверхности под почвенно-растительным слоем вскрываются те же лессовидные суглинки.

В 250 м от т. 5 к северу водораздельная поверхность переходит в верховое торфяное болото. В некоторых местах на болоте видны небольшие выемки, свидетельствующие о кустарной добыче торфа, мощность которого достигает 1... 1,5 м.

Т. н. 6 в 170 м от т. н. 5 по аз. СВ 60°. Поворот маршрута. Склон долины ровный, полностью задернованный, опирается на пойму шириной до 30 м. В обрыве поймы - суглинки.

Примечание. Обратите внимание на эту точку. Геолог зафиксировал её, хотя она не несет практически никакой важной информации. Просто на точке произошло изменение направления маршрута.

Т. н. 7 в 165 м от т. н. 5 по аз. В 90°. В этом месте долина р. У шайки заметно расширяется. Русло реки меандрирует и лишено перекатов. Ширина поймы на правобережье достигает 200 м. На подходе к точке и на самой точке по нижней части склона долины встречается редкая мелкая щебенка глинистых сланцев. Непосредственно на точке в правый

дефлюкционный борт долины, ширина которого 100 м, врезан овраг. Его длина достигает 80 м. Нижняя часть оврага имеет ящикообразный (трапециевидный) поперечный профиль (рис. 20, В, а-а) с плоским дном шириной до 20 м, сложенным овражной пролювиальной супесью. В дно оврага врезана эрозионная рытвина шириной до 3 м и глубиной до 1 м. Склоны оврага задернованы. Плоское дно оврага на выходе сливается с поверхностью поймы.

Приведенное описание оврага весьма сокращенное. Программу возможного полного описания см. п. 3.1 «Формы рельефа и отложения, созданные деятельностью линейных водотоков».

Верхняя часть оврага имеет V-образный профиль (рис. 20, В, б-б), в верхней отвесной части склонов которого обнажаются светло- буроваго-серые лёссовидные суглинки с вертикальной столбчатой отдельностью и видимой мощностью до 2 м. Видимый низ лёссовидных суглинков находится на высоте 20 м над урезом воды в русле р. У шайка. Сама вершина оврага представляет собой резко выраженный перепад высотой до 1 м.

Эрозионная рытвина нижней части оврага, выходя в пределы поймы, превращается в резко врезанный молодой овражек с крутым ступенчатым продольным профилем, в пределах которого водоток ведёт активную донную эрозию. Зарисовка плана и продольной картины оврага - рис. 20.

Рис. 20. Зарисовка оврага на т. н. А- план, Б - продольный профиль (сечение I -1); В - поперечные профили

Т.н. 8 находится в 230 м от т. н. 7 по аз. ЮВ 110°. В коллювиальноделювиальных свалах в основании склона, на прирусловой отмели и в русле щебень и глыбы песчаников, алевролитов и глинистых сланцев, находящихся в тонком переслаивании между собой и похожих на описанные на т. н. 2.

Маршрут окончен.

Выводы по маршруту

Эти выводы должны включать подведение итогов маршрута и ваши мысли, заключения, предположения, задачи на будущее, вытекающие из увиденного в маршруте, короче, предварительный материал для будущего отчета.

Выводы можно начать писать ещё в поле сразу по окончания маршрута и вносить в них дополнения после обработки полевых наблюдений, определения образцов, оформления маршрутной карты, геологической карты и другой графики.

В нашем случае представляются следующие выводы.

  • 1. В геоморфологическом* строении долины р. Ушайка и прилегающего к ней справа (с севера) водораздельного пространства принимают участие: пойма, II или III надпойменная терраса, дефлюкционный коренной борт долины, местами переработанный суффозионно- оползневыми процессами и водораздельная поверхность, включающая субаэральную равнину, сложенную лессовидными суглинками, по которым развиваются суффозионные просадки, и поверхность современного верхового болота.
  • 2. По правому борту долины р. Ушайка кроме обычного склонового дефлюкционного процесса местами проявляются оползневые и суффозионные процессы и оврагообразованис.
  • 3. Проявление суффозии и оползневых процессов на склоне долины, очевидно, приурочено к понижениям кровли глин. Такие понижения становятся местами повышенного подземного стока грунтовых вод. Концентрация выходов таких вод в основании склонов, сложенных лёссовидными суглинками, способствует развитию суффозионных забоев, что, в свою очередь, ведёт к обрушению вышерасположенного суглинка и формированию суффозионного цирка. А общая увлажненность ниже по склону - к развитию оползневого рельефа. В настоящее время наблюдается замедление и остановка суффозии и оползней. Об этом свидетельствуют зарастание склонов цирка и прямостойный (по сравнению с «пьяными», более старыми берёзами) молодой березняк по краям

‘Геоморфология - наука о строении, происхождении, развитии и современных изменениях рельефа поверхности литосферы.

оползневого рельефа. Можно предположить, что по мере отступания стенки суффозионного цирка и правого борта долины в сторону водораздела сокращалась площадь подземного водосбора, падал дебит источников и настал момент, когда устойчивость лёссовидных суглинков против суффозии превысила размывающую и вымывающую способность грунтовых вод.

  • 4. Расширение долины на т. н. 7, вероятнее всего, связано с тем, что река в этом месте пересекает толщу, сложенную глинистыми сланцами, более подверженными общей денудации, чем песчаники и алевролиты тт. 2 и 3. Если же (см. ниже п. 7, выводы) на это место приходится свод антиклинали, то свойственная ему дополнительная трещиноватость растяжения еще больше ослабит этот участок. В результате рекам на таких участках легче вести и донную, и боковую эрозию, и долины на таких участках находятся в более зрелой стадии развития.
  • 5. К этому же понижению приурочен и овраг, разные части которого находятся в разных стадиях развития. Нижняя часть оврага, имеющая трапециевидный профиль с плоским дном, находится в зрелой стадии. Базисом эрозии для этой части оврага когда-то служила поверхность поймы долины р. У шайка. Верхняя часть оврага является результатом продолжения его развития, на молодой стадии, о чем свидетельствует V-образный профиль, вершинный перепад и незаросшие склоны. Крутой уклон и ступенчатость продольного профиля тальвега оврага в пределах поймы и интенсивная донная и пятящаяся эрозия временного водотока на этом участке свидетельствует о том, что в настоящее время началась выработка нового продольного профиля динамического равновесия, привязанного уже к современному руслу р. У шайка. В дальнейшем этот участок будет распространяться вверх по современному продольному профилю, а через десятки лет появится молодой овраг, врезанный в дно современного.
  • 6. Если не принимать во внимание склоновые (коллювиально- дефлюкционные) развалы на тт. 7 и 8, то из взаимного расположения и элементов залегания скальных (окаменевших, литифицированных) горных пород в интервале от т. н. 5 до т. н. 3 следует, что наиболее древними являются глинистые сланцы т. н. 5, а наиболее молодым - пласт песчаника на т. н. 3. Все эти породы имеют морское происхождение, залегают между собой согласно, а постепенная смена состава от более глубоководных глинистых сланцев, через переслаивание глинистых сланцев, алевролитов и песчаников к мощному пласту песчаника свидетель-

Тальвег - линия, соединяющая точки с минимальными отметками. В подавляющем большинстве случаев совпадает с руслом.

ствует о том, что море постепенно мелело и все эти породы в целом составляют регрессивную серию. Смена состава позволяет все эти породы разделить на две толщи: нижнюю (толща «А») толщу глинистых сланцев и верхнюю (толща «Б») толщу глинистых сланцев, алевролитов и песчаников.

Граница между ними проходит приблизительно посередине между тт. 2 и 5, т. е. где-то возле т. н. 4, но в обнажениях не видна.

7. В структурном отношении указанные толщи в интервале от т. н. 5 до т. н. 3 составляют моноклиналь (т. е. наклонно залегающую толщу), падающую на запад-северо-запад под углом преимущественно 75°.

Неясно положение горных пород, встреченных в обломках на тт. 7 и 8. Если считать всю толщу каменноугольных отложений моноклиналью, го эти породы наращивают вниз (т. е. к более древней части) нижнюю толщу сланцев. Но возможен и другой вариант интерпретации тектонической структуры каменноугольных отложений: если глинистые сланцы, алевролиты и песчаники, встреченные на т. н. 8 - те же самые, что и обнажаются на т. н. 2, то можно предположить, что каменноугольные отложения смяты в антиклинальную складку, ядро (замок), центр которой сложен глинистыми сланцами, встреченными на т. н. 7.

  • 8. Уже смятые в складки г. п. были прорваны дайкой долерита. Вертикальное и строго поперечное положение дайки по отношению к складчатости свидетельствует о том, что она внедрилась по соскладча- той поперечной трещине растяжения или даже отрыва. Кроме того, в районе проявилась гидротермальная деятельность в виде кварцевых жил, возможно, генетически связанная с внедрением долеритов. Вкрапленность пирита в кварцевых жилах позволяет предположить, что могут быть встречены и другие рудные сульфиды (скорее всего, меди и полиметаллов).
  • 9. Из двух рыхлых толщ, залегающих горизонтально, более древними являются глины с лигнитом, обнажающиеся на тт. 4 и 5, поскольку они залегают гипсометрически ниже и, следовательно, перекрываются лёссовидными суглинками. Мощность глин, исходя из их видимой мощности и гипсометрического положения на тт. 4, составляет 6,5 м, а суглинков, обнажающихся на тт. 4 и 7, по таким же соображениям - не менее 5,5 м. Глины с лигнитом, вероятнее всего, имеют озерное происхождение, а большое количество древесных остатков (лигнита) в них свидетельствует о том, что озерный водоем был небольшим и окружён лесом в условиях влажного и жаркого климата. А лёссовидные суглинки свидетельствуют о том, что во время их образования описываемый район окончательно превратился в сушу в условиях достаточно засушливого (полуаридного) климата.
  • 10. Взаимоотношения залегающих моноклинально (литифициро- ванных) г. п. и перекрывающих их горизонтально залегающих рыхлых глин и суглинков представляют картину явного углового несогласия.
  • 11. Исходя из взаимного расположения встреченных в маршруте толщ, их литологического состава, обнаруженных в них палеонтологических остатков и сравнения со сводной стратиграфической колонкой окрестностей г. Томска эти толщи скорее всего относятся: глинистые сланцы (толща «А») - к лагерносадской свите нижнего карбона (Cjlg); глинистые сланцы, алевролиты и песчаники (толща «Б») - к басандай- ской свите нижнего-срсднего карбона (Ci_ 2 bs); глины с лигнитом - к новомихайловской свите олигоцена (Pnm); а лессовидные суглинки - к покровной субаэральной толще (sa П-Ш или LO n - m)-
  • 12. Таким образом, по материалам пройденного маршрута можно представить следующую последовательность геологических событий (историю геологического развития) в данном районе.

В ранне- и среднекаменноугольную эпохи описываемый район находился в пределах моря, в котором в условиях тектонического опускания, уступавшего, однако, скорости осадконакопления, накопилась регрессивная серия осадков лагерносадской и басандайской свит. В по- слесреднскаменноугольное время эти отложения были смяты в складки ССВ простирания, прорваны дайкой долерита и затронуты гидротермальной деятельностью, выразившейся в образовании кварцевых жил с сульфидами. Район надолго - конец палеозоя и весь мезозой - превращается в сушу. В олигоцене смятые в складки каменноугольные отложения были перекрыты озерными глинами новомихайловской свиты, после чего в позднечетвертичное-раннеголоценовое время в условиях относительно засушливого (полуаридного) климата район окончательно превращается в сушу и идёт накопление субаэральной покровной толщи лёссовидных суглинков. В позднеголоценовое и в настоящее время в районе идёт формирование современного рельефа - формируются долины рек, а на склонах долин идут суффозионные, оползневые процессы и оврагообразование.

Пусть вас не смущают на первый взгляд неоправданно большие (по сравнению с записью самого маршрута) и излишне подробные выводы по маршруту. Разумеется, опытный геолог пишет в выводах что-то действительно новое и важное. Просто на данном примере

мы хотим показать, что в любом маршруте можно наблюдать огромный материал и по географии, и по современным геологическим процессам, и по геологическому строению, и по истории геологического развития, и начинающим очень важно научиться все это видеть, осознать и описать.

  • В описании маршрута использованы географические названия из окрестностей г. Томска и принципиальные черты геологического строения, но полной аналогии нет. "Стрелкой называется водораздельное пространство между двумя долинами, сходящимися под острым углом.
  • Геологи в маршрутах работают не только с хорошими обнажениями, но и с мелкими обломками,встречающимися по ходу. В закрытых растительностью и почвой районах зачастую это единственный материал для составления геологической карты.
  • Геолог в маршруте не обязательно строго следует только по маршруту. Он может и отходить ивозвращаться и т. д. Важно чётко зафиксировать все перемещения. В данном случае геолог вернулсяна т. н. 2 и продолжил основной маршрут.

Разработка маршрутов движения ТС одной из основных задач службы эксплуатации владельца транспортных средств. Правильно составленные маршруты позволяют максимально производительно использовать пробег, обеспечить наибольшую загрузку автомобилей в течение рабочего дня, рационально организовать труд водителей, повысить производительность единицы подвижного состава и парка в целом, уменьшить число ТС для перевозок постоянного количества груза, снижать эксплуатационные затраты, улучшать диспетчерское руководство перевозками и контроль за движением транспортных средств, соблюдать установленные правила безопасности движения и др.

Маршрутизацией перевозок грузов называется составление рациональных маршрутов движения или порядок следования ТС между корреспондирующими пунктами в течение рабочего дня в конкретных условиях.

При маршрутизации критерием оптимальности принимается коэффициент использования пробега. Известно, что

где L г − пробег с грузом, км;

L общ − общий пробег, км;

L x − пробег автомобиля без груза на маршруте, км;

L 0 − нулевой пробег, км.

Влияние коэффициента использования пробега на производительность ТС в тоннах и тонно-километрах выражается дробно-линейной функцией, которая изображается гиперболой. Итак, β → max, когда L г → max и (L x + L 0) → min. Маршрутизация позволяет увеличить удельный вес пробега с грузом в общем пробеге транспортных средств.

Выбор вида маршрута зависит от территориального расположения корреспондирующих пунктов, рода грузов, размеров и направлений грузопотоков.

При составлении маршрутов следует учитывать, что перевозимые грузы должны транспортироваться одним типом подвижного состава, количество перевозимого груза по каждой ездке, входящих в маршрут, должно обеспечивать равное использование грузоподъемности автомобиля, продолжительность работы ТС на маршруте должна соответствовать режимам работы клиентуры и транспортной организации.

Маршруты обычно составляются на сутки по среднесуточным или конкретным объемам перевозок в расчетных (условных) массах для группы грузов, перевозимых одной моделью ТС.

Расчетной массой (Q p) называется условная масса груза, обеспечивающая полное использование грузоподъемности ТС

Q p = Q ф / γ с,

где Q ф − количество груза подлежащее перевозке, т;

γ с − коэффициент статического использования грузоподъемности в зависимости от класса груза (для I класса γ с = 1,0; для II класса γ с = 0,8; для III класса γ с =0,6; для IV класса γ с = 0,45).

При маршрутизации исходят из того, что наиболее целесообразно использовать маятниковые маршруты с обратным полностью или частично груженым пробегом. В тех случаях, когда такие маршруты невозможно организовать, то приступают к составлению кольцевых маршрутов. Менее всего перспективными, с точки зрения повышения коэффициента использования пробега, являются односторонние «маятники».

В организациях с небольшим парком ТС, не имеющих возможности решать задачи маршрутизации перевозок с помощью методов прикладной математики и современной компьютерной технологии, при составлении маршрутов движения применяются упрощенные методы: эвристический, топографический, моделирующий, по эпюре грузопотоков и др.

Эвристический метод − использует опыт и интуицию работников службы эксплуатации. Обычно маршруты формируются по аналогии с уже имеющимися или встречавшимися раньше маршрутами. Наиболее распространенными являются разнообразные виды маятниковых маршрутов.

Топографический метод маршрутизации, в основе имеет географическую карту, план города, условную схему дорожной сети района перевозок, на которых указано месторасположение грузообразующих и грузопоглощающих пунктов, расстояние между ними, суточные грузопотоки по всей номенклатуре группы грузов, перевозимых одной моделью ТС, для которой составляется маршрут. На топографической схеме стрелками показываются грузопотоки (наименование груза, мощность − количество перевозимого груза в расчетной массе, направление), для которых будет проводиться маршрутизация.

На схеме находится ближайший в месту стоянки подвижного состава грузообразующий пункт − пункт первый подачи ТС под погрузку. Он будет первым, начальным для первого маршрута. Далее по линии грузопотока следуют до пункта разгрузки.

Затем выбирают второй пункт погрузки, который наиболее близко расположен к первому грузопоглащающему пункту, куда и направляется ТС для очередной (в данном случае второй) ездки по маршруту. Подбор пунктов в маршрут повторяется до тех пор, пока в наборе пунктов не появиться начальный. Мощность (пропускная способность) маршрута будет равна минимальной величине объемов перевозок по одной из ездок, включенных в маршрут. Эта минимальная величина вычитается из размера грузопотоков, вошедших в маршрут. По схеме с вновь полученными грузопотоками определяется последующие маршруты. И так продолжается до тех пор, пока не иссякнут все грузопотоки.

Моделирующий метод заключается в том, что для выявления транспортных связей между грузообразующими и грузопоглащающими пунктами используют специальные диспетчерские табло или стенды, на которых специальные ящики размещены согласно месторасположения грузовых корреспондирующих пунктов. В ящики вставляется специальные карточки: для вывозимых грузов − синего цвета, для ввозимого − красного. На каждой карточке указывается наименование груза, место погрузки и разгрузки, количество груза в фактической и расчетной массе. После того как все карточки расположены по ящикам, приступают к составлению маршрутов. Алгоритм метода близок к топографическому методу.

2.3. Составление маршрута экскурсии

Маршрут экскурсии представляет собой наиболее удобный путь следования экскурсионной группы, способствующий раскрытию темы. Он строится в зависимости от наиболее правильной для данной экскурсии последовательности осмотра объектов, наличия площадок для расположения группы, необходимости обеспечения безопасности экскурсантов. Одна из задач маршрута - способствовать наиболее полному раскрытию темы.

Основные требования, которые должны быть учтены составителями маршрута, - это организация показа объектов в логической последовательности и обеспечение зрительной основы для раскрытия темы.

В практике экскурсионных учреждений существуют три варианта построения маршрутов: хронологический , тематический и тематико-хронологический .

Примером хронологического построения маршрута могут служить экскурсии, посвященные жизни и деятельности выдающихся людей.

По тематическому принципу построены экскурсии, связанные с раскрытием определенной темы в жизни города (например, "Архангельск строится", "Литературное Подмосковье" и др.).

Все обзорные городские экскурсии построены по тематико-хронологическому принципу. Последовательность изложения материала по хронологии в таких экскурсиях соблюдается, как правило, только при раскрытии каждой подтемы.

Разработка маршрута - сложная многоступенчатая процедура, требующая достаточно высокой квалификации и являющаяся одним из основных элементов технологии создания новой экскурсии. При разработке автобусного маршрута следует руководствоваться "Правилами дорожного движения", "Уставом автомобильного транспорта", "Правилами перевозки пассажиров" и другими ведомственными нормативами.

Объекты в зависимости от своей роли в экскурсии могут быть использованы как основные и дополнительные .

Основные объекты подвергаются более глубокому анализу, на них раскрываются подтемы экскурсии.

Показ дополнительных объектов, как правило, осуществляется при переездах (переходах) экскурсионной группы и он не занимает главенствующего положения.

Маршрут строится по принципу наиболее правильной последовательности осмотра объектов и намечается с учетом следующих требований:

Показ объектов следует проводить в определенной логической последовательности, не допуская ненужных повторных проездов по одному и тому же участку маршрута (улице, площади, мосту, шоссе), т. е. так называемых "петель";
- наличие доступности объекта (площадки для его осмотра);
- переезд или переход между объектами не должен занимать 10-15 минут, чтобы не было слишком длительных пауз в показе и рассказе;
- наличие благоустроенных остановок, в том числе санитарных и мест парковки транспортных средств.

Рекомендуется к моменту проведения экскурсии иметь несколько вариантов движения группы. Необходимость изменения маршрута в ряде случаев вызывается транспортными "пробками", ремонтными работами на городских магистралях. Все это должно быть учтено при создании различных вариантов маршрута.

Разработка автобусного маршрута завершается согласованием и утверждением паспорта и схемы маршрута, расчета километража и времени использования автотранспорта.

Объезд (обход) маршрута

Объезд (обход) маршрута является одним из важных этапов разработки новой экскурсионной темы. При организации объезда (обхода) маршрута ставятся задачи:

1) ознакомиться с планировкой трассы, улицами, площадями, по которым проложен маршрут;
2) уточнить место, где расположен объект, а также место предполагаемой остановки экскурсионного автобуса или пешеходной группы;
3) освоить подъезд на автобусе к объектам или местам стоянок;
4) провести хронометраж времени, необходимого для показа объектов, их словесной характеристики и передвижения автобуса (пешеходной группы), а также уточнить продолжительность экскурсии в целом;
5) проверить целесообразность использования намеченных объектов показа;
6) выбрать лучшие точки для показа объектов и варианты расположения экскурсионной группы;
7) выбрать методику ознакомления с объектом;
8) в целях безопасности передвижения туристов по маршруту выявить потенциально опасные места и принять меры.

Подготовка контрольного текста экскурсии

Текст представляет собой материал, необходимый для полного раскрытия всех подтем, входящих в экскурсию. Текст призван обеспечить тематическую направленность рассказа экскурсовода, в нем формулируется определенная точка зрения на факты и события, которым посвящена экскурсия, дается объективная оценка показываемых объектов.

Требования к тексту: краткость, четкость формулировок, необходимое количество фактического материала, наличие информации по теме, полное раскрытие темы, литературный язык.

Текст экскурсии составляется творческой группой при разработке новой темы и выполняет контрольные функции. Это означает, что каждый экскурсовод должен строить свой рассказ с учетом требований данного текста (контрольного текста).

Контрольный текст в большинстве случаев содержит хронологическое изложение материала. Этот текст не отражает структуры экскурсии и не строится в маршрутной последовательности, с распределением излагаемого материала по остановкам, где происходит анализ экскурсионных объектов. Контрольный текст является тщательно подобранным и выверенным по источникам материалом, являющимся основой для всех экскурсий, проводимых на данную тему. Используя положения и выводы, которые содержатся в контрольном тексте, экскурсовод строит свой индивидуальный текст.

На основе контрольного текста могут быть созданы варианты экскурсий на ту же тему, в том числе для детей и взрослых, для различных групп трудящихся.

В целях облегчения работы по созданию таких вариантов в контрольный текст могут быть включены материалы, связанные с объектами, подтемами и основными вопросами, не вошедшими в маршрут данной экскурсии.

Помимо материалов для рассказа экскурсовода в контрольный текст включают материалы, которые должны составить содержание вступительного слова и заключения экскурсии, а также логических переходов. Он должен быть удобен для пользования. Цитаты, цифры и примеры сопровождаются ссылками на источники.

Комплектование "портфеля экскурсовода"

"Портфель экскурсовода " - условное наименование комплекта наглядных пособий, используемых в ходе проведения экскурсии. Эти пособия обычно помещаются в папке или небольшом портфеле.

Одна из задач "портфеля экскурсовода" состоит в том, чтобы восстановить недостающие звенья при показе. В экскурсиях нередко получается так, что не все объекты, необходимые для раскрытия темы, сохранились. Например, экскурсанты не могут увидеть историческое здание, разрушенное от времени; деревню, уничтоженную в годы Великой Отечественной войны, и др. Иногда возникает необходимость дать представление о первоначальном виде того места, на котором было построено осматриваемое здание (жилой микрорайон). С этой целью используются, например, фотографии деревни или пустыря, панорамы строительства предприятия, жилого массива. Может возникнуть также задача показать, что на осматриваемом месте будет в ближайшем будущем. В этом случае экскурсантам демонстрируются проекты зданий, сооружений, памятников.

В экскурсиях бывает необходимость показать фотографии людей, которые имеют отношение к этому объекту или событиям, связанным с ним (например, портреты членов семьи Вульф - друзей А. С. Пушкина - при проведении экскурсии по "Пушкинскому кольцу Верхневолжья").

Более убедительной экскурсию делает демонстрация копий подлинных документов, рукописей, литературных произведений, о которых рассказывает экскурсовод.

И еще одна важная задача наглядных пособий на экскурсии - дать зрительное представление об объекте (растениях, минералах, механизмах путем показа подлинных образцов или их фотографий, макетов, муляжей).

В "портфель экскурсовода" включаются фотографии, географические карты, схемы, чертежи, рисунки, образцы продукции и т. д. Такие "портфели" создаются, как правило, по каждой теме. Они являются постоянным спутником экскурсовода и помогают сделать любое путешествие в прошлое и настоящее более увлекательным и полезным. Содержание "портфеля" диктуется темой экскурсии .

Наглядные пособия "портфеля экскурсовода" должны быть удобны для использования. Количество их не должно быть велико, так как в этом случае пособия будут отвлекать экскурсантов от осмотра подлинных объектов, рассеивать их внимание.

Участники творческой группы, подготавливая новую экскурсию, отбирают из имеющихся в их распоряжении наглядных материалов наиболее выразительные, способные оказать помощь экскурсоводу в освещении темы. Методику демонстрации наглядных пособий проверяют на маршруте. Затем рекомендации по использованию материалов "портфеля" включают в методическую разработку.

К каждому экспонату, включенному в "портфель", прикладывается листок с пояснениями или справочным материалом. Иногда пояснения приклеиваются с обратной стороны экспоната. Такая аннотация служит исходным материалом для экскурсовода при показе экспоната экскурсантам.

Перечень наглядных материалов определенной темы, включенных в "портфель экскурсовода", должен уточняться на протяжении всей разработки новой экскурсионной темы.

Большую помощь в подборе наглядных материалов для "портфеля" экскурсионным организациям оказывают музеи, выставки, архивы.

Определение методических приемов проведения экскурсии

Успех проведения экскурсии находится в прямой зависимости от использованных в ней методических приемов показа и рассказа. Выбор того или иного методического приема диктуется задачами, поставленными перед экскурсией, информационной насыщенностью конкретного объекта.

Работа творческой группы на этом этапе состоит из нескольких частей: отбора наиболее эффективных методических приемов для освещения подтем, методических приемов, которые рекомендуются в зависимости от экскурсионной аудитории (взрослые, дети), времени проведения экскурсии (зима, лето, день, вечер), особенностей показа; определения приемов сохранения внимания экскурсантов и активизации процесса восприятия экскурсионного материала; выработки рекомендаций по использованию выразительных средств в речи экскурсовода; отбора правил техники ведения экскурсии. Не менее важно определить технологию использования методических приемов.

Определение техники ведения экскурсии

Техника ведения экскурсии объединяет все организационные вопросы экскурсионного процесса. Авторы автобусной экскурсии, например, тщательно продумывают, когда и где экскурсанты выходят для осмотра объекта, как происходит передвижение экскурсантов между объектами, как и когда демонстрируются экспонаты "портфеля экскурсовода" и т. д. Соответствующие записи вносятся в графу методической разработки "Организационные указания". Эти указания адресованы и водителю автобуса. Например, в каком месте поставить автобус, где необходимо ехать медленнее для наблюдения объекта из окна. Отдельные указания относятся к экскурсантам (соблюдение правил безопасности на улице, выхода из автобуса, размещения в салоне). Важно сформулировать рекомендации об использовании пауз в экскурсии; о соблюдении времени, отведенного на освещение подтем, организацию ответов на вопросы экскурсантов; о технике использования экспонатов "портфеля"; о порядке возложения венков и т. д. Не менее важны указания о месте экскурсовода при показе объектов, руководстве самостоятельной работой экскурсантов на маршруте, проведении рассказа при движении автобуса.

Составление методической разработки

Методическая разработка - документ, который определяет, как провести данную экскурсию, как лучше организовать показ памятников, какую методику и технику ведения следует применить, чтобы экскурсия прошла эффективно. Методическая разработка излагает требования экскурсионной методики с учетом особенностей демонстрируемых объектов и содержания излагаемого материала. Она дисциплинирует экскурсовода и должна отвечать следующим требованиям: подсказать экскурсоводу пути для раскрытия темы; вооружить его наиболее эффективными методическими приемами показа и рассказа; содержать четкие рекомендации по вопросам организации экскурсии; учитывать интересы определенной группы экскурсантов (при наличии вариантов экскурсии); соединять показ и рассказ в единое целое.

Методическая разработка составляется на каждую тему экскурсии, в том числе и при дифференцированном подходе к подготовке и проведению экскурсии. В вариантах методической разработки находят отражение возрастные, профессиональные и другие интересы экскурсантов, особенности методики ее проведения.

Оформление методической разработки происходит следующим образом:

На титульном листе располагаются данные: наименование экскурсионного учреждения, название темы экскурсии, вид экскурсии, протяженность маршрута, продолжительность в академических часах, состав экскурсантов, фамилии и должности составителей, дата утверждения экскурсии руководителем экскурсионного учреждения.
- на следующей странице излагаются цель и задачи экскурсии, схема маршрута с указанием объектов и остановок во время экскурсии.

Методическая разработка состоит их трех разделов: вступления, основной части и заключения. Вступление и заключение не разносятся по графам. Вот, например, как выглядят рекомендации экскурсоводу о построении вступления в методической разработке экскурсии на тему - "Тюмень - ворота в Сибирь": "Прежде всего необходимо познакомиться с группой, назвать имена экскурсовода и водителя, затем напомнить экскурсантам правила поведения в автобусе, предупредив их, что задавать вопросы и делиться впечатлениями они смогут, когда будет представлено время для этого. В информационной части необходимо назвать тему, маршрут, продолжительность экскурсии, но желательно это сделать так, чтобы вызвать интерес к теме; привлечь внимание экскурсантов, т. е. эта часть вступления должна быть яркой, эмоциональной. Она может начинаться стихами А.С. Пушкина или цитатой - высказыванием декабристов о несметных богатствах Сибири, большом будущем этого сурового края". Место посадки группы определяется в рабочем порядке совместно с заказчиком, место начала экскурсии определяется методической разработкой.

Таблица 2.1

Образец методической разработки экскурсии

Маршрут Остановка Объекты показа Время Наименование подтем и перечень основных вопросов Организационные указания Методические указания
Новая Басманная ул. - М. Разгуляй - Бауманская ул. Проездом Новая Басманная ул.; собор св. Павла;
д. № 16 на Новой Басманной ул., д. № 2 на Спартаковской ул.
Подтема I: Пушкинская Москва
1. Бывшая Немецкая слобода -
один из аристократических районов Москвы XVIII-XIX вв.
2. Новая Басманная ул. - уголок Пушкинской
Москвы
Рассказ ведется при замедленном движении автобуса 1. Использовать прием репортажа, давая характеристику бывшей Немецкой слободы. Соблюдать синхронность рассказа и показа объектов, расположенных на разных улицах
2. Характеризуя облик Немецкой слободы
конца XVIII в., когда здесь поселились Пушкины, использовать для показа планировку и застройку Новой Басманной ул. Использовать
в рассказе названия переулков, по которым проходит маршрут, для характеристики прошлого. Упомянуть о сохранившихся на берегу р. Яузы домах вельмож (Лефортовский дворец, Слободской дворец и т. д.)
Бауманская ул., д. 8/10 Остановка во дворе школы им. А. С. Пушкина № 353 Здание школы им. А. С. Пушкина,
мемориальная доска
с барельефом Пушкина-ребенка на фасаде здания
3. Место рождения поэта
4. "Моя родословная"
5. Детство поэта
Группу вывести из автобуса, подвести
к зданию школы, остановиться у мемориальной доски. Затем подвести к па­мятнику
А. С. Пушкина, расположив группу так, чтобы был виден двор школы, памятник, здания слева и справа от него
3. Словесная реконструкция этого уголка Немецкой слободы конца XVIII в. Показать: рельеф двора школы (высохшее русло ручья Кукуй), сохранившиеся флигели (д. 8), напоминающие владение Скворцова,
в котором родился А. С. Пушкин.
Раскрывая вопросы 4, 5, процитировать отрывки из произведений "Моя родословная" и "Гости съезжались на дачу". Использовать "портфель экскурсовода" (виды старой Москвы, Лефортово, портреты родных
А. С. Пушкина).
Вариант логического перехода темы:
"В. Л. Пушкин - оказал влияние на формирование литературных вкусов будущего поэта"

Эффективность методической разработки зависит от правильного заполнения всех семи граф. Размер разработки - 6-12 страниц машинописного текста. Объем документа зависит от количества экскурсионных объектов, числа подтем, продолжительности экскурсии по времени и протяженности маршрута.

В графе "Маршрут экскурсии " называется точка начала экскурсии и окончание I подтемы.

В графе "Остановки " называются те точки маршрута, где предусмотрен выход из автобуса; предполагается осмотр объекта из окон автобуса без выхода экскурсантов или предусматривается остановка на пешеходной экскурсии. Не следует делать таких неточных записей, как например: "Набережная реки Волги" или "Центральная площадь". Правильнее записать: "Набережная реки Волги около памятника Н. А. Некрасову".

В графе "Объекты показа " перечисляют те памятные места, основные и дополнительные объекты, которые показывают группе на остановке, в ходе переезда или передвижения группы к следующей остановке.

В загородной экскурсии объектами показа могут быть в целом город, село, поселок городского типа, а при проезде по маршруту - издали видимые части (высокое здание, башня, колокольня и др.). В городской экскурсии объектами показа могут быть улица или площадь.

Графа "Продолжительность экскурсии ". Время, которое называется в этой графе представляет собой сумму времени, которое затрачивается на показ данного объекта, рассказ экскурсовода (та часть, когда отсутствует показ) и на передвижение экскурсантов по маршруту к следующей остановке. Здесь же необходимо учитывать время, затрачиваемое на движение вблизи осматриваемых объектов и между объектами.

Графа "Наименование подтем и перечень основных вопросов " содержит краткие записи. В первую очередь называется подтема, которая раскрывается на данном отрезке маршрута, в данный отрезок времени, на перечисленных в графе 3 объектах. Здесь формулируют основные вопросы, излагаемые при раскрытии подтемы. Например, в городской обзорной экскурсии в одна из подтем носит название "Полтава в Северной войне между Россией и Швецией". Основные вопросы, которые освещаются в этой подтеме, - "Шведы на Украине" и "Полтавская битва". В подтеме "Новь старого города" раскрываются основные вопросы: "Жилищное строительство в городе", "Развитие культуры и искусства", "Строительство спортивного комплекса". Количество основных вопросов, входящих в подтему, не должно превышать пяти.

В графе "Организационные указания " помещают рекомендации о передвижении группы, обеспечении безопасности экскурсантов на маршруте и выполнении санитарно-гигиенических требований, правила поведения участников экскурсии в мемориальных местах и у памятников истории и культуры. Здесь же излагаются требования к экскурсантам по охране природы и правила противопожарной безопасности. В эту графу включают все вопросы, которые входят в понятие "Техника ведения экскурсии". Приведем пример записи: "Группа располагается таким образом, чтобы все экскурсанты видели вход в здание". "На этой остановке экскурсантам предоставляется время для фотографирования". В загородных экскурсиях в эту графу включают указания о санитарных остановках, рекомендации по охране природы, правила передвижения экскурсантов на остановках, особенно вблизи автомагистралей с целью обеспечения их безопасности.

При проведении производственных экскурсий, посещении работающих цехов приводятся рекомендации по технике безопасности, выдержки из инструкций администрации предприятия, обязательные правила поведения экскурсантов на предприятии, называются места, где делаются паузы в рассказе и показе.

Графа "Методические указания " определяет направление всего документа, формулирует основные требования к экскурсоводу по методике ведения экскурсии, даются указания по использованию методических приемов. Например, в экскурсии "Мемориальный комплекс "Хатынь" по объекту "Линия обороны 100-й стрелковой дивизии" даются два методических указания: "При раскрытии подтемы используется прием словесного сравнения, дается справка о военном потенциале фашистской Германии к моменту ее нападения на СССР" и "Рассказ о боях ведется с использованием методического приема зрительной реконструкции места, где проходили боевые действия".

Следует указать, где и как применяются методические приемы. В этой графе также излагается вариант логического перехода к следующей подтеме, даются рекомендации по показу материалов "портфеля экскурсовода", включаются советы по использованию движения экскурсантов относительно объектов в качестве методического приема (например, "После наблюдения объекта и рассказа экскурсовода туристы могут самостоятельно продолжить знакомство с объектом", "Экскурсоводу следует объяснять термины...", "При показе поля боя необходимо ориентировать экскурсантов..." и т. д.).

Составление индивидуального текста

Экскурсионная практика исходит из того, что основой рассказа экскурсовода является индивидуальный текст , который определяет последовательность и полноту изложения мыслей, помогает экскурсоводу логично строить свой рассказ. Такой текст каждый экскурсовод составляет самостоятельно. Основой для индивидуального текста является контрольный текст.

У всех индивидуальных текстов при наличии хорошего контрольного текста будет идентичное содержание, но различные обороты речи, разные слова, различная последовательность в рассказе, могут быть даже разные факты, подтверждающие одно и то же положение. Естественно, что все экскурсоводы, находясь у одного и того же объекта, будут говорить одно и то же.

Не следует прятать контрольный текст от тех, кто разрабатывает новую для себя экскурсию, поскольку над контрольным текстом работала творческая группа наиболее подготовленных экскурсоводов, и готовящий новую для себя тему экскурсовод не сумеет добиться того, что до него было сделано коллективными усилиями. После того, как предварительная работа экскурсовода над новой темой будет закончена (сбор, изучение и первичная обработка материала), он допускается к ознакомлению с контрольным текстом. Это поможет ему отобрать материал для рассказа, определить оптимальное количество примеров, используемых при освещении подтем, сделать правильные выводы по подтемам экскурсии и целом. Обращение к контрольному тексту, сделанное вовремя, гарантирует более высокий уровень подготовки новичка к экскурсии.

Основное отличие индивидуального текста от контрольного состоит в том, что он отражает структуру экскурсии и построен в полном соответствии с методической разработкой экскурсии. Материал размещается в той последовательности, в которой показываются объекты, и имеет четкое деление на части. Каждая из них посвящается одной из подтем. Составленный в соответствии с этими требованиями индивидуальный текст представляет собой готовый для "использования" рассказ. Индивидуальный текст содержит полное изложение того, что следует рассказать на экскурсии. При изложении сущности исторических событий не должно быть сокращений, оценки их значения.

Не допускается также упоминание фактов без их датировки, ссылок на источники. В то же время текст этого вида отражает особенности речи "исполнителя". Рассказ экскурсовода состоит как бы из отдельных частей, привязанных к зрительным объектам. Объединяются эти части выводами по каждой подтеме и логическими переходами между подтемами (и объектами). В индивидуальном тексте каждая подтема представляет собой отдельный рассказ, пригодный для использования в ходе проведения экскурсии.

Составляя индивидуальный текст, его автору нельзя забывать о логике звучащей речи, о том, что слово и изображение (объект) действуют, как правило, на чувство экскурсантов синхронно. Стремление к живости подачи материала на экскурсии не должно вести к попыткам развлекать экскурсантов. При решении вопроса о сочетании на экскурсии элементов познавательных и развлекательных дело должно быть решено по формуле: максимум познавательного и минимум развлекательного. Особое место в подготовке экскурсии имеет вопрос о легендах. В экскурсиях могут быть использованы только легенды.

По своему содержанию оба текста (контрольный и индивидуальный) совпадают. А это означает, что при наличии правильно составленного контрольного текста у всех экскурсоводов, освоивших данную тему, экскурсии бывают "стандартны". Они одинаковы по своему содержанию, совпадают в оценках исторических событий и фактов в выводах, которые делают по отдельным подтемам и по теме в целом.

Проводя анализ одного и того же зрительного объекта, экскурсоводы показывают и рассказывают одно и то же. В этом состоит смысл контрольного текста как эталона.

Однако при равном содержании экскурсоводы могут использовать разные обороты речи, могут излагать рекомендуемые факты, цифры и примеры в иной последовательности. Индивидуальность экскурсии состоит и в том, что у экскурсоводов, ведущих экскурсию на одну тему, может быть различная степень эмоциональности. Они могут, находясь у одного и того же объекта, использовать различные приемы показа и формы рассказа. Одно и то же положение может быть раскрыто на разных примерах. Текст следует писать от первого лица и выражать свою индивидуальность.

Рассказ и индивидуальный текст

Успех рассказа зависит от того, насколько индивидуальный текст приближен к общепринятой речи, как в нем учтены речевые особенности того конкретного экскурсовода, которому этот текст принадлежит. "Степень воздействия на наше сознание различных текстов зависит от многих причин и условий (логика, доказательность, новизна темы и информации, психологическая установка автора на воздействие или ее отсутствие и т. д.)". Однако не меньшую роль играет речь, ее свойства, структура, особенности.

Для индивидуальных текстов почти всех экскурсоводов на одну и ту же тему характерно сходство в содержании и изложении материала, в оценке исторических событий, фактов и примеров. Однако рассказы всех экскурсоводов индивидуальны. В чем находит свое выражение индивидуальность экскурсовода? Все экскурсоводы, проводя экскурсии по одной теме, рассказывают одно и то же, но говорят по-разному. Их рассказ по содержанию одинаков, а по форме, использованию словарного запаса, эмоциональному уровню различен.

Методика требует от экскурсовода, чтобы он при составлении индивидуального текста помнил о существенной разнице между речью лектора и экскурсовода.

В ходе экскурсии экскурсовода "торопят" объекты, которые необходимо показать группе. Два-три часа, отведенные на экскурсию, пребывание экскурсантов на ногах и на открытом воздухе вынуждают экскурсовода говорить кратко, четко характеризовать находившиеся перед группой памятники, сжато рассказывать о связанных с ними событиях.

Продолжительность рассказа не должна превышать времени, какое памятник способен приковать к себе внимание экскурсантов. Чаще всего это пять-семь минут. Если это время не соблюдается, то никакая живость рассказа, никакие методические приемы не способны восстановить внимание экскурсантов. Не случайно в методической литературе используется термин "язык объекта". Одна из задач экскурсовода состоит в том, чтобы заставить "заговорить" объект.

Техника использования индивидуального текста

Экскурсовод так же, как лектор, может во время экскурсии пользоваться своим индивидуальным текстом. Для удобства пользования им рекомендуется перенести содержание рассказа на специальные карточки, где записываются краткие данные об объекте, основные мысли рассказа, отдельные цитаты, исторические даты. По каждой подтеме заполняется несколько карточек (обычно по числу основных вопросов).

Используя карточки, экскурсовод не читает их содержание в ходе экскурсии, а лишь заглянув в них, припоминает содержание рассказа. Если в экскурсии появляется значительный перерыв между объектами, экскурсовод может еще раз посмотреть карточки, освежить в памяти материал рассказа. Чаще всего карточки в качестве конспекта рассказа используют при подготовке к экскурсии. Исключения составляют те карточки, на которые занесены цитаты и большие отрывки из художественных произведений, содержание которых составляет основу приема литературного монтажа. На экскурсии они зачитываются полностью.

Карточка должна быть удобной для использования. Рекомендуется небольшой размер, примерно четверть листа плотной писчей бумаги, пригодной для длительного применения. Карточки имеют порядковые номера и складываются перед экскурсией с учетом последовательности раскрываемых подтем.

Использование на экскурсии карточек является правом каждого экскурсовода, но с приобретением опыта у них отпадает в этом необходимость. То, что карточки находятся под рукой и могут быть в нужный момент использованы, придает экскурсоводу уверенность в своих знаниях.

Наличие индивидуального текста не означает, что он весь должен заучиваться наизусть и доноситься до экскурсантов слово в слово.

Логические переходы

Перед создателями экскурсии стоит задача связать содержание всех подтем в единое целое. Она решается с помощью логических переходов , которые должны рассматриваться как важная, хотя и не имеющая самостоятельного значения, часть экскурсии. Хорошо составленные логические переходы придают экскурсии стройность, обеспечивают последовательность в изложении материала, являются гарантией того, что следующая подтема будет восприниматься с интересом.

Часто в экскурсиях при переходе от одой подтемы к другой пользуются формальными (конструктивными) переходами . Формальным называется такой переход, который не связан с содержанием экскурсии и не является "переходным мостиком" от одной части экскурсии к другой. (Например, "А теперь проедем по площади", "Сейчас мы с вами последуем дальше", "Давайте осмотрим еще одно примечательное место"). Не следует, однако, отрицать правомерность использования таких переходов вообще и считать их одной из ошибок в экскурсионной работе.

В тех случаях, когда передвижение между объектами занимает считанные секунды, такие переходы неизбежны: (Например, "Теперь посмотрите сюда" или "Прошу обратить внимание на памятник, расположенный рядом"). Такие переходы неизбежны при осмотре экспозиций в музеях и на выставках, где залы, тематические разделы и отдельные стенды, посвященные различным подтемам, расположены неподалеку друг от друга. Конструктивный переход, не являясь "переходным мостиком" между подтемами, нацеливает экскурсантов на ознакомление со следующим объектом.

Более эффективен логический переход, увязанный с темой экскурсии . Такой переход может начаться до передвижения группы к следующей остановке или может закончиться уже на остановке около объекта. Логический переход диктуется не столько особенностями экскурсионного объекта, сколько содержанием самой экскурсии, той подтемы, после которой делается этот переход.

Длительность логического перехода обычно равна по времени переезду (переходу) группы от объекта к объекту, но она может быть и больше и меньше.

Прием (сдача) экскурсии

При положительной оценке контрольного текста и методической разработки экскурсии, а также при наличии укомплектованного "портфеля экскурсовода" и карты-схемы маршрута назначается дата приема (сдачи) новой экскурсии. Сдача экскурсии поручается руководителю творческой группы. В случае его отсутствия по болезни или по другим уважительным причинам экскурсию сдает один из членов творческой группы. В приеме (сдаче) экскурсии принимают участие руководители экскурсионного учреждения, методические работники, члены творческой группы и методической секции, где готовилась экскурсия, а также руководители других секций.

Прием (сдача) экскурсии носит деловой характер, проводится в форме творческой дискуссии, обмена мнениями, выявления недочетов. Участники приема экскурсии должны быть предварительно ознакомлены с ее контрольным текстом и методической разработкой, схемой маршрута, содержанием "портфеля экскурсовода", списком использованной литературы и т. д.

Утверждение экскурсии

При положительном заключении о контрольном тексте и методической разработке, а также на основании расчета стоимости и определения нормы прибыли новой экскурсии руководителем экскурсионного учреждения издается приказ об утверждении новой экскурсионной темы и списка экскурсоводов, допущенных к ее проведению.

До работы допускаются экскурсоводы, принимавшие активное участие в разработке темы и прослушанные на маршруте или в ходе собеседования. Заключение по собеседованию делает методист экскурсионно-методического отдела.

Все другие экскурсоводы, в дальнейшем самостоятельно подготовившие данную тему, проводят пробную экскурсию в обычном порядке. Экскурсоводы (независимо от стажа работы) к проведению экскурсии на новую для них тему допускаются только при наличии у них индивидуального текста после прослушивания и издания соответствующего приказа.

Выводы

Обязательная документация по теме. Подготовка новой экскурсионной темы представляет сложный процесс. Эта работа считается завершенной, когда подготовленными будут все необходимые документы. Документация по экскурсионным темам хранится в методическом кабинете.

Таблица 2.2.

Документация, необходимая для каждой темы

№ п/п Название документа Содержание документа
1 Список литературы по теме Перечисляются все книги, брошюры, статьи, которые были использованы при подготовке данной экскурсии
2 Карточки (паспорта) объектов, включенных в маршрут Сведения, характеризующие экскурсионный объект. Вид памятника, его наименование, событие с которым он связан, место нахождения, краткое описание, авторы и время создания объекта, источники
3 Контрольный текст экскурсии Подобранный и выверенный по источникам материал, раскрывающий тему. Содержание текста раскрывает подтемы и основные вопросы, служит основой вступления, заключения, логических переходов
4 Индивидуальные тексты экскурсоводов Материал, изложенный конкретным экскурсоводом в соответствии с методической разработкой, структурой экскурсии, ее маршрутом. Дает характеристику объектов и событий
5 Схема (карта) маршрута На отдельном листе показан путь следования группы. Обозначены начало и конец маршрута, объекты показа, места для их наблюдения, остановки для выхода группы к объектам
6 «Портфель экскурсовода» Папка с фотографиями, схемами, картами, чертежами, рисунками, репродукциями, копиями документов, образцы продукции предприятий, другие наглядные пособия
7 Методическая разработка на тему Рекомендация по проведению экскурсии. Называются методические приемы показа и рассказа, определяется последовательность демонстрации объектов, наглядных пособий, техника ведения экскурсии с учетом дифференцированного подхода к экскурсантам
8 Материалы экскурсии Материалы

При разработке маршрута похода исходят из основной задачи, цели путешествия и учитывают желание членов компании.
Всякий поход выходного дня должен иметь определённую цель. Самый распространённый мотив участия в походе - желание познакомиться с памятными, историческими местами, самому всё увидеть, узнать.
Чаще бывает желание просто отдохнуть на природе. Всё это и нужно учитывать.
Походы выходного дня имеют непременно оздоровительную, спортивную направленность, дают возможность провести тренировку на выносливость, ориентирование, подготовить участников к более сложным (многодневным) путешествиям.
Для успешного совершения ПВД нужно тщательно разработать маршрут , определить состав участников и способ их передвижения. При разработке учитывается следующее:
- участок маршрута, который предстоит преодолеть, должен быть не слишком велик, чтобы чрезмерно не утомить участников, а кроме того - зрелищно интересен, разнообразен.
- разрабатывая маршрут похода , надо предусмотреть знакомство с местными достопримечательностями. Если объекты, желательные для посещения, находятся на значительном расстоянии друг от друга, можно воспользоваться для подъезда к ним любым видом местного транспорта, но не забывая преодолеть часть маршрута активным способом передвижения.
- разработать маршрут похода можно по возможности так, чтобы движение всё время, в оба конца, шло по различным дорогам, тропам. Для этой цели пригодны кольцевой маршрут (поход начинается и заканчивается в одной точке) и линейный (поход начинается и заканчивается в разных точках).
- при разработке маршрутов необходимо наметить места привалов, а также и площадку для бивуака , если поход будет двухдневным. Выбирать место ночлега нужно так, чтобы можно было подойти к нему, имея в запасе около двух часов светлого времени, необходимого для устройства бивуака. В предпоходной подготовке , безусловно, главная фигура - руководитель похода. Руководитель должен хорошо знать маршрут и район похода
Надо начинать с походов по известным уже маршрутам и расширять их перечень разведкой новых.
Желательно всю подготовку к маршруту и его проведение отобразить на бумаге:

1. Составить список участников и руководителя, обращая при этом внимание на их совместимость;
2. Ознакомить всех с маршрутом (карты, схемы, описания);
3. Подобрать необходимое туристическое снаряжение , питание, аптечку;
4. Разбить маршрут по участкам (автомобильная, пешая часть, привалы, осмотры достопримечательностей, бивуаки и др.).

Выбор маршрута похода

Маршрут должен соответствовать целям похода, быть доступным по сложности и физической нагрузке, соответствовать по протяженности установленным нормативам в зависимости от вида туризма. Желательно выбрать маршрут интересный в познавательном отношении. Следует наметить различные объекты для осмотра в пути: исторические места, памятники культуры и воинской славы, музеи, города и селения, новостройки, колхозы и совхозы и т. и. Всегда интересно знакомиться с бытом местного населения, однако делать это следует тактично.
При движении пешком или на лыжах маршрут следует прокладывать по наиболее удобным и живописным проселочным дорогам , просекам, тропам, лесным массивам, долинам рек и ручьев.
Летом в жаркую погоду лучше передвигаться под пологом леса, отдыхать у речки, пусть небольшой, или у любого водоема. Осенью, когда не грозит жара, лучше шагать по открытой местности, согреваясь на осеннем солнышке; особенно хороши в это время маршруты по холмистой местности, откуда открываются дальние живописные пейзажи.
При выборе водного маршрута необходимо предпочитать реки с разнообразным и живописным ландшафтом берегов. Начинать поход лучше с верховьев.
Для велосипедного путешествия начинающим туристам следует выбирать маршруты по малопересеченной местности с развитой дорожной сетью; группам, где присутствует опытный велосипедист, доступны и более сложные маршруты. Однако при выборе маршрута необходимо стремиться, чтобы почвенные условия не создавали излишних трудностей, избегать большого количества заболоченных и песчаных участков, выбирать дороги, благоприятные для велопутешествия.
Выбирая маршрут похода , группа должна пользоваться географическими, административными и туристскими картами, справочниками и туристскими схемами.
Любые походы целесообразно проводить по возрастающей трудности. Например, зимой на лыжах сначала переход но равнине, следующий по местности с пологими уклонами, на которых новичков легче обучать спуску, и только позднее можно запланировать передвижения по пересеченной местности , где встречаются густой лес, крутые горки, затянутые льдом реки. Конечно, последний маршрут наиболее разнообразен и поэтому интересней.
Тем, кто серьезно сдружился с туризмом, можно организовывать учебные походы выходного дня, например с целью приобретения навыков в работе с картой и компасом, тренировки в преодолении естественных препятствий, подготовки к сложному путешествию .
Протяженность дневного перехода (пешком и на лыжах) для тренированных групп не должна превышать 20 км - по пересеченной местности и 30 км - но равнине. Для групп, состоящих из начинающих туристов, общий километраж пешеходных и лыжных переходов не должен превышать 10 - 15 км в день, водного путешествия при движении вниз по течению на лодках 20 -25 км и на байдарках 25 - 30 км в день. Путешествующие на велосипеде ограничивают маршрут 40 - 60 км в день.
Цели пригороды не представляют интереса для туристов, лучше проезжать их на электричке или на автобусе, начиная маршрут от намеченных железнодорожной станции или населенного пункта. Следует заранее знать и расписание движения транспорта по начальному и конечному пунктам.
Организаторам похода необходимо иметь в запасе несколько разработанных и описанных маршрутов, постоянно пополняя этот запас, что позволит предлагать туристам несколько вариантов походных маршрутов на выбор.
Консультацию по выбору маршрута похода можно получить в городском клубе туристов.

Государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования города Москвы «МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ ИНДУСТРИИ ТУРИЗМА

ИМЕНИ Ю.А.СЕНКЕВИЧА (ГАОУ ВПО МГИИТ имени Ю.А. Сенкевича)

КАФЕДРА ТУРИЗМА

Дисциплина

«Технология и организация

операторских и агентских услуг»

Реферат на тему: «Выбор маршрутов в соответствии с целями путешествия»

Выполнила: студентка

503 группа заочного обучения

Харитонова Кристина

Москва 2013

Введение

Приступая к выбору маршрута, туристская группа прежде всего должна договориться о главной цели похода, ибо от этого зависят и выбор района путешествия, и характер реки, и состав участников. Цели могут быть следующие:

1. Двух-трехнедельное путешествие с умеренной физической нагрузкой по спокойной, неширо кой и не очень заселенной, достаточно живописной реке где-либо в средней, западной или южной полосе Европейской части России. Главная цель - активный отдых с купаньем, пешими прогулками, экскурсиями, рыбной ловлей, охотой. Одновременно новички будут овладевать основами техники водного туризма и приобретать походные навыки, а туристы со стажем накапливать опыт организации путешествия, руководства группой и обучения начинающих. Если весь состав группы впервые приобщается к водному туризму, наличие опытного руководителя обязательно.

2. Путешествие по рекам далекого, незнакомого края с целью ознакомления с природой, хозяйством и бытом населения. В них могут встретиться более разнообразные условия плавания, дающие возможность совершенствовать технику вождения судов. Попутно туристы расширяют свои познания в области форм географического ландшафта.

3. Дальнейшее совершенствование техники вождения судов различного типа (байдарка, катамаран, плот) по водотокам с быстрым течением, многочисленными и разнообразными препятствиями. Самостоятельное исследование малоизученных рек, озер, новых водохранилищ, каналов и описание их, знакомство с хозяйственной деятельностью населения, растительным и животным миром, климатическими особенностями. Накопление опыта организации сложных путешествий и вождения туристских групп по маршрутам высоких категорий сложности. В маршрутах путешествий этого типа видное место занимают реки, расположенные в малонаселенных районах, с большим количеством естественных препятствий, крутыми уклонами, преодолением по сухопутью лесных и горных водоразделов.

4. Целью маршрута могут служить также охота и рыбная ловля. Для этого предпочтительны лесные притоки в районах, удаленных от крупных промышленных центров. Для маршрутов этого типа характерны малая пр отяженность и частые дневки.

5. Отлично увязываются с водным путешествием осмотр и изучение архитектурных и исторических памятников. Так, путь в Пушкинский заповедник проходит по реке Великой и заканчивается в славном своими древностями Пскове. Плывя по Гауе (Латвия), турист знакомится со многими старинными замками и городами; на реках Архангельской области найдут немало выдающихся образцов деревянной архитектуры искусствоведы и художники. И это вполне понятно: ведь реки издавна служили главными путями распространения культуры и цивилизации, а как пути сообщения не потеряли своего значения и до сих пор. Часто водный путь к избранному объекту исследования для туриста-геолога, гидролога, этнографа, археолога будет единственным, но даже и при наличии сухопутных дорог он, как правило, интереснее, занятнее и дешевле.

. Классификация видов туризма по целям

  1. Классифицировать виды туризма возможно по различным признакам к важнейшим которых относятся: цели туризма, временные характеристики, территориальные характеристики; индивидуальные запросы клиентов, финансовые возможности клиентов.

В зависимости от интенсивности деятельности человека различают: активные и пассивные виды туризма.

К активным относятся: приключенческие путешествия, экстремальный туризм, сафари на природу, загадочный тур.

К пассивным относят: туры для семей с детьми; туры на лечение; туры для старшего возраста; зеленый туризм.

Классификация видов туризма по данному признаку является условной, так как цели путешествий зачастую тесно переплетаются между собой. Соответственно виды туризма, выделяемые по этому признаку, также часто оказываются смешанными. Однако, исходя из целей туризма, можно в «чистом» виде выделить следующие из них.

Экскурсионный туризм − путешествие в познавательных целях. Такова одна из наиболее распространенных форм туризма, которыми занимаются современные отечественные туристские фирмы. Желание граждан различных национальностей ознакомится с историческими, культурными, природными и иными достопримечательностями удовлетворяется огромным количеством туристских фирм − как отечественных, так и совместных с фирмами других стран.

Рекреационный туризм (от лат. recreation − восстановление) − путешествие для отдыха и лечения. Этот вид туризма является весьма распространенным во всем мире. В некоторых странах он выделяется в самостоятельную отрасль экономики и функционирует параллельно с другими видами туризма.

Деловой туризм − поездки, связанные с выполнением профессиональных обязанностей. Деловой туризм год от года приобретает все большее значение. Поездки совершаются с целью посещения объектов, которые принадлежат фирме или представляют для нее определенный интерес; для проведения деловых переговоров, для поиска дополнительных каналов снабжения и сбыта, для обследования ситуации, сложившейся на том или ином рынке, и т.д. Обращение к туристским фирмам во всех подробных случаях позволяет организовать маршрут с меньшими издержками. Кроме того, к сфере делового туризма относится организация различных конференций, семинаров, симпозиумов и т.д. Здесь неоценимое значение приобретают сооружение при гостиничных комплексах специальных залов, установка оборудования для связи (телефоны, факсы, фототелеграф, Интернет и пр.), выделение помещений для ведения переговоров и доверительных бесед и т.д. В последние время стал активно развиваться отдельный подвид делового туризма − «челночный туризм», краткосрочные поездки за границу или в другие регионы мелких оптовых торговцев с целью закупки или продажи мелких партий ходового товара.

Этнический туризм −поездки для свидания с родственниками. Эта форма туризма обычно связана с перемещением граждан в отдаленные регионы или другие страны. Туристские агентства помогают с оформлением тpaнспортных билетов, загранпаспортов, виз и т.д. Эта категория туристов не нуждается в средствах размещения, поэтому турагентства обычно отдельно рассматривают вопрос о необходимости поиска подходящего жилья для таких клиентов. В отдельных случаях турагентство может посоветовать клиенту наиболее удобные для него гостиницы в соответствии с его пожеланиями относительно месторасположения, стоимости, уровня комфорта и т.д.

Спортивный туризм − поездки для участия в спортивных мероприятиях. К услугам туристских фирм прибегают в этом случае как руководители спортивных команд, так и объединения болельщиков; как организаторы соревнований, так и отдельные граждане. С развитием популярности некоторых видов спорта и различных соревнований возрастает роль туристских фирм в обеспечении желающих отдельными видами товаров и услуг.

Туризм с социальными целями − это путешествие, предпринятое для участия в общественных мероприятиях. К последним относится широкий круг предпринимаемых различными партиями, фондами, обществами и прочими общественными организациями мероприятий, например, митинги, марши, демонстрации, публичные выступления и т.д. Туристские фирмы по согласованию с организаторами этих мероприятий (иногда − по собственной инициативе) организуют транспортировку и в случае необходимости размещение участников этих мероприятий, а также обеспечивают, если нужно, сопутствующее обслуживание (производство и/или распространение сопутствующих товаров, транспарантов, значков, вымпелов, сувениров и пр., привлечение предприятий бытового обслуживания; торговли, фольклорных групп, деятелей культуры и искусства и многое другое).

Целевой туризм представляет поездки на различные массовые мероприятия. Этот вид туризма порой тесно соприкасается с предыдущим, однако его целью, как правило, является не выполнение общественных миссий, а индивидуальные пожелания отдельных граждан посетить различные коммерческие и некоммерческие мероприятия. Туристская фирма обеспечивает перемещение людей (в отдельных случаях и вещей-экспонатов, товаров, оборудования к месту проведения ярмарок, выставок, концертов; слетов, фестивалей и т.п. В большинстве случаев здесь не требуется расселение прибывающих на короткий срок туристов, однако при необходимости туристские фирмы могут обеспечить всем желающим условия для проживания (например, организовать прокат или продажу туристского оборудования для слётов туристов, размещение в отелях различной комфортности приезжающим на межрегиональные и международные ярмарки, питание, культурные и развлекательные программы и т.д.).

Религиозный туризм − путешествие, имеющее целью выполнение каких-либо религиозных процедур, миссий обетов. Как правило туристские фирмы обслуживают в основном традиционные маршруты туристов этой категории, например, доставку их к святым местам и размещение вблизи них, экскурсионное обслуживание в местах большого скопления верующих т.д. Однако в отдельных случаях туристская фирма может организовать и маршрут по индивидуальным запросам отдельных граждан либо обеспечить транспортировку и размещение научных экспедиций в соответствующих регионах.

Караваннинг − (рекреационное средство передвижения) − путешествие в небольших мобильных домикax на колесах. Используется в основном в поездках с целью отпуска.

Приключенческий туризм − туризм, связанный с физическими нагрузками, а иногда и с опасностью для жизни. При организации таких туров «комплект» приключений может быть подготовлен специально и обеспечен всеми возможными средствами обеспечения безопасности. Исключением в последнее время становятся путешествия с незапланированными приключениями в ocнoвнoм это касается путешествий в малоисследованные и незаселенные места (джунгли, горы, пустыни и пр.).

Деревенский туризм − временное перемещение туристов в сельскую местность. Туристы живут в деревнях или рядом с ними в специально подготовленных поселениях. Часто они останавливаются в традиционных деревнях и знакомятся с местным образом жизни. В отдельных случаях деревня является базой для исследования туристами близлежащих районов. Во время крупных скоплений людей в честь какого-либо события (спортивные игры, фестивали, карнавалы, ярмарки и пр.) часть прибывающих на праздник посетителей располагается в близлежащих деревнях, это не только позволяет решить проблему размещения.

Фермерский и сельский туризм − вид туризма, при котором действующие фермы (ранчо, плантации) специально организуют у себя сектор туризма для получения дополнительного дохода от отдельных видов туристской деятельности (размещения, питания, приобщения к труду на ферме). Длительность проживания может колебаться от нескольких дней (познавательный туризм) до целого сезона (обычно летнего). Этот вид туризма часто используют семьи с детьми, а также городская молодёжь, стремящаяся выбраться на природу и попробовать свои силы на сельскохозяйственном поприще

Экотуризм − туризм с заботой об oкружающeй среде, форма специализированного природного туризма. Специализированные поездки организуются обычно малыми группами. В процессе путешествия гиды стремятся воспитать любовь к природе, объяснять необходимость охраны природных ресурсов важность защиты окружающей среды. Во многих странах экотуризм становится спутником и неотъемлемой частью других видов туризма.

Водный туризм − поездки на борту теплохода, яхты и других речных и морских судов по рекам, каналам, озерам, морям. Географически и по времени этот вид туризма очень разнообразен: от часовых и однодневных маршрутов преимущественно для местных жителей по близлежащим водоемам до многонедельных круизов по морям и океанам.

Стационарный туризм − строительство вторых домов для проведения отпусков и домов, покупаемых или арендуемых пенсионерами или приезжими. Обычно этот туризм развивается в районах, привлекательных с экологической и климатической точек зрения. В отличие от принятого у нас принятого и санаторного строительства с высотными корпусами, этот вид туризма скорее напоминает «дачный» туризм − коттеджи строятся, как правило, на одну семью или рассчитаны на проживание одного или нескольких туристов.

Все эти виды туризма зачастую тесно переплетаются между собой и выделить их в чистом виде не всегда представляется возможным. Например, деловой туризм может совмещаться с экскурсионным или спортивным, этнический − со спортивным или религиозным, целевой − с рекреационным или с социальными целями и т.д.

3адачей туристских фирм является в этой связи предоставление клиенту максимума возможностей по совмещению различных видов туризма. Иногда такое совмещение может быть подсказано работниками турагенств.

2. Классификация видов туризма по временным характеристикам

По временным характеристикам туризм может классифицироваться различным образом. Наиболее существенными признаками являются сезонность, привязка к событиям и время, выделяемое клиентом на путешествие.

Краткое описание

Цель.
Приступая к выбору маршрута, туристская группа прежде всего должна договориться о главной цели похода, ибо от этого зависят и выбор района путешествия, и характер реки, и состав участников. Цели могут быть следующие:
1. Двух-трехнедельное путешествие с умеренной физической нагрузкой по спокойной, неширокой и не очень заселенной, достаточно живописной реке где-либо в средней, западной или южной полосе Европейской части России. Главная цель - активный отдых с купаньем, пешими прогулками, экскурсиями, рыбной ловлей, охотой. Одновременно новички будут овладевать основами техники водного туризма и приобретать походные навыки, а туристы со стажем накапливать опыт организации путешествия, руководства группой и обучения начинающих. Если весь состав группы впервые приобщается к водному туризму, наличие опытного руководителя обязательно.