Болезни Военный билет Призыв

Царь читать бойе в сокращении. Царь-рыба

Год издания книги: 1976

Произведение Астафьева «Царь рыба» читать стало популярно, благодаря его наличие в школьной программе. Это в некотором плане фантастическое произведение получило широкую популярность, и в местах, где якобы происходили действия этой повести Астафьева даже установлен памятник. Кроме того за повесть «Царь рыба» Астафьев был награжден государственной премией СССР, а само произведение перевели на несколько иностранных языков.

Повести Астафьева «Царь рыба» краткое содержание

Повести Астафьева «Царь рыба» краткое содержание стоит начать с описания главного героя. Игнатьич Утробин работал наладчиком пил и станков в поселке Чуш, который расположен на Енисее. Работу свою он знал и любил поковыряться в других механизмах, что у него очень неплохо получалось. За это он получил прозвище механик, а за то, что брал за свои услуги совсем немного, был уважаем в поселке. Пил главный герой «Царь рыба» Астафьева немного и с умом, ну и конечно любил рыбалку. Самоловы он всегда ставил очень удачно, хоть и в стороне от обычных мест, дабы не мешать другим жителям поселка. Только в своем браконьерстве он меры не знал и часто брал и портил рыбы больше чем ему нужно. Он это сам понимал, но боялся скорее не рыбнадзора, а стыда перед жителями поселка.

Далее в повести «Царь рыба» кратком содержании читать можно о брате Игнатьича – Командоре. Он был очень завистлив и недолюбливал брата. Поэтому всегда опутывал своими самоловами самоловы брата, а иногда и распугивал рыбу у самоловов брата. Но этим его нелюбовь к брату не ограничивалась. Ведь ему казалось, что Игнатьич сознательно издевается над ним. Поэтому однажды он пригрозил брату ружьем. Вышел большой скандал, и жена Командора отправила его извиняться перед братом. Но Игнатьич начал нравоучение, что обозлило Командора, но он промолчал.

Дальше в произведении Астафьева «Царь рыба» читать можно о том, как Игнатьич отправился проверять свои самоловы. Проверив два из них, он взял около 70 стерляди. Но приплыв к третьему уже, когда начало темнеть, обнаружил там большую рыбу, которая заметно выдохлась. Такая царь-рыба случалась в жизни каждого рыбака лишь раз и являлась большой удачей. Но еще дед говорил, что такую рыбу лучше случайно отпустить и перекреститься, как будто нечего не было. Но в повести Астафьева «Царь рыба» читать можно о том, как Игнатьич борется с рыбой. Он добавил крючков, но это не помогло. В какой-то момент он понимает, что выловить такую рыбу самому у него не выйдет. А ведь если приглашать на помощь брата, то придется делиться с ним. А здесь одной икры на 2 ведра.

Главный герой произведения Астафьева «Царь рыба» понимал, что выловить эту рыбу сам он не сможет, но, тем не менее, продолжал борьбу. Он попробовал ее ударить топором, но промахнулся. Затем изловчившись, он практически закинул рыбу в лодку, но она встрепенулась, и Игнатьич оказался за бортом. Несмотря на то, что рыба практически мгновенно опутала его леской и крюками, Игнатьичу удалось зацепиться за борт лодки. Но вылезти он не мог. Ведь всякий раз, когда он пытался вылезти, рыба начинала бесноваться и еще больше запутывать его леской. Так и висели они на борту лодки двое обреченных и истекающих кровью от крючков и порезов лески.

Далее в повести Астафьева «Царь рыба» кратком содержании можно узнать, как Игнатьич принялся уговаривать рыбу сдаться и отпустить его. Казалось, рыба понимала его и жалась свои пузом все ближе. Но всякая попытка вылезти заканчивалась неудачей. А главный герой уже не чувствовал ног. В этот момент он вспомнил, как видел утопленника, уже немного обглоданного рыбами. А может его как старика Куклина даже не найдут.

Далее в повести «Царь рыба» читать можно том, как у Игнатьича начались видения, и он мгновенно пришел в себя. Рыба по-прежнему жалась к нему своим животом, полным икры. В этом было что-то женственное. Как будто это был оборотень. А между прочем, из-за этой рыбы вся его жизнь пошла наперекосяк. Четыре класса он едва окончил, в библиотеку некогда не ходил и даже своей племяннице, которую задавила машина, прийти на помощь не сумел.

Тут главный герой повести «Царь рыба» вспомнил о своем деде, который советовал связываться с царь-рыбой, только если на душе нет грехов. А на душе Игнатьича такой был. Как то в 1942 году прислали в их поселок солдатиков, резать доски на ящики для снарядов. О лейтенантике, командующем ими, млели все сельские девки. А Глашка Куликина, с которой тогда встречался Игнатьич даже призналась, что согрешила с ним. Поэтому когда солдатики уехали, по ученью старших решил он наказать девку. Поставил ее над обрывистом берегу, снял портки, и толкнул коленом. Место он выбрал неглубокое, чтоб только напугать. Но с тех пор с Глашкой они стали враги. И даже его письма, с просьбой простить, не возымели не какого эффекта. Теперь он начал молить у нее прощения. В этот момент вдоль реки проплыла моторка, но у главного героя повести Астафьева «Царь рыба» даже не было сил позвать на помощь. Рыба же дернулась. Оторвала несколько крюков и ушла на дно. А Игнатьич лишь пожелал ей доброго пути.

Повесть «Царь рыба» на сайте Топ книг

Произведение Астафьева «Царь рыба» уже не первый раз попадает в наш рейтинг . А вот в рейтинг в этом квартале оно попало впервые. При этом уже на протяжении долго времени интерес повесть Астафьева «Царь рыба» читать достаточно стабилен, что позволяет предположить и дальнейшие высокие места этой книги.

Сборник новелл <Царь-рыба> о просторах великой сибирской реки, бескрайней тайге, голубизне и шири поднебесья, <нескончаемости мироздания и прочности жизни>, которая <играет> в малой капле и цветке, что дерзко вышел навстречу холодным ветрам и ждет солнца. Рассказ о таких чудесах природы не может не увлечь всякого, кому не чужда красота родного края, кто ощущает себя частью природы и этой красоты, способен чувствовать радость и биение жизни даже в капле и цветке. Не стала исключением и я, возможно, потому, что природа края, описываемого в книге Астафьева, очень близка мне, так как там находится не только родина писателя, но и моя, оставшаяся в памяти самой близкой и прекрасной.

Сборник состоит из двенадцати новелл, каждая из которых по-своему отображает главную мысль Астафьева: единство человека и природы. В <Царь-рыбе> поставлено множество важных проблем: философских, нравственных, экологических и социальных. Так, например, в новелле <Капля> автором была затронута важная философская проблема, которую Астафьев формулирует в рассуждениях о капле, замершей на <заостренном конце продолговатого ивового листа>. Капля у автора повествования - это отдельная человеческая жизнь. И продолжение существования каждой капли заключается в слиянии её с другими, в образовании потока-реки жизни. Чрезвычайно важны здесь и размышления рассказчика о детях, в которых продолжаются наши краткие радости и благотворные печали, наша жизнь. Астафьев утверждает, что жизнь человека не прекращается, не исчезает, а продолжается в наших детях и делах. Смерти нет, и в мире ничто не проходит бесследно - вот основная мысль, выраженная писателем в <Капле>.

В книге <Царь-рыба> есть новелла с таким же названием. Видимо, автор придает ей особое значение, поэтому мне хотелось бы подробнее остановиться именно на ней. Игнатьич - главный герой новеллы. Этого человека уважают односельчане за то, что он всегда рад помочь советом и делом, за сноровку в ловле рыбы, за ум и сметливость. Это самый зажиточный человек в селе, все делает <ладно> и разумно. Нередко он помогает людям, но в его поступках нет искренности. Не складываются у героя новеллы добрые отношения и со своим братом. В селе Игнатьич известен как самый удачливый и умелый рыбак. Чувствуется, что он в избытке обладает рыбацким чутьем, опытом предков и собственным, обретенным за долгие годы. Свои навыки Игнатьич часто использует во вред природе и людям, так как занимается браконьерством. Истребляя рыбу без счета, нанося природным богатствам реки непоправимый урон, главный герой новеллы сознает незаконность и неблаговидность своих поступков, боится <сраму>, который может его постигнуть, если браконьера в темноте подкараулит лодка рыбнадзора. Заставляла же Игнатьича ловить рыбы больше, чем ему было нужно, жадность, жажда наживы любой ценой. Это и сыграло для него роковую роль при встрече с царь-рыбой. Астафьев очень ярко описывает её: рыба походила на <доисторического ящера>, <глазки без век, без ресниц, голые, глядящие со змеиной холодностью, чего-то таили в себе>. Игнатьича поражают размеры осетра, выросшего на одних <козявках> и <вьюнцах>, он с удивлением называет его <загадкой природы>.С самого начала, с того момента, как увидел Игнатьич царь-рыбу, что-то <зловещее> показалось ему в ней, и позже герой новеллы понял, что <одному не совладать с этаким чудищем>.

Желание позвать на подмогу брата с механиком вытеснила всепоглощающая жадность: <Делить осетра?.. В осетре икры ведра два, если не больше. Икру тоже на троих?!" Игнатьич в эту минуту даже сам устыдился своих чувств. Но через некоторое время <жадность он почел азартом>, а желание поймать осетра оказалось сильнее голоса разума. Кроме жажды наживы, была ещё одна причина, заставившая Игнатьича помериться силами с таинственным существом. Это удаль рыбацкая. <А-а, была не была! - подумал главный герой новеллы. - Царь-рыба попадается раз в жизни, да и то не <всякому Якову>.Отбросив сомнения, <удало, со всего маху Игнатьич жахнул обухом топора в лоб царь-рыбу:>.Образ топора в этом эпизоде вызывает ассоциацию с Раскольниковым. Но герой Достоевского поднял его на человека, а Игнатьич замахнулся на саму мать-природу. Герой новеллы думает, что ему все дозволено. Но Астафьев считает, что эта вседозволенность не может быть ничьим правом. С замиранием сердца следишь за поединком Игнатьича с таинственной рыбой. Вскоре незадачливый рыбак оказался в воде, опутанный своими же удами с крючками, впившимися в тела Игнатьича и рыбы. <Реки царь и всей природы царь - на одной ловушке>, - пишет автор. Тогда и понял рыбак, что огромный осетр <не по руке ему>. Да он и знал это с самого начала их борьбы, но <из-за этакой гады забылся в человеке человек>. Игнатьич и царь-рыба <повязались одной долей>. Их обоих ждет смерть. Страстное желание жить заставляет человека рваться с крючков, в отчаянии он даже заговаривает с осетром. <Ну что тебе!.. Я брата жду, а ты кого?> - молит Игнатьич. Жажда жизни толкает героя и да то, чтобы перебороть собственную гордыню. Он кричит: <Бра-ате-ельни-и-и-ик!.." Игнатьич чувствует, что погибает. Рыба <плотно и бережно жалась к нему толстым и нежным брюхом>. Герой новеллы испытал суеверный ужас от этой почти женской ласковости холодной рыбы. Он понял: осетр жмется к нему потому, что их обоих ждет смерть. В этот момент человек начинает вспоминать свое детство, юность, зрелость. Кроме приятных воспоминаний, приходят мысли о том, что его неудачи в жизни были связаны с браконьерством. Игнатьич начинает понимать, что зверский лов рыбы всегда будет лежать на его совести тяжелым грузом. Вспомнился герою новеллы и старый дед, наставлявший молодых рыбаков: <А ежли у вас, робяты, за душой што есть, тяжкий грех, срам какой, варначество - не вяжитесь с царью-рыбой, попадется коды - отпушшайте сразу>.

Слова деда и заставляют астафьевского героя задуматься над своим прошлым. Какой же грех совершил Игнатьич? Оказалось, что тяжкая вина лежит на совести рыбака. Надругавшись над чувством невесты, он совершил проступок, не имеющий оправдания. Игнатьич понял, что этот случай с царь-рыбой - наказание за его дурные поступки. В этом и проявляется главная мысль новеллы и всей книги: человека ожидает расплата не только за варварское отношение к природе, но и за жестокость к людям. Истребляя в своей душе то, что природа закладывает изначально (доброту, порядочность, милосердие, честность, любовь), Игнатьич становится браконьером не только по отношению к природе, но и к самому себе. Человек - это неотъемлемая часть природы. Он должен жить с ней в согласии, иначе она будет мстить за свое унижение, <покорение>. Это утверждает Астафьев в своей книге. Обращаясь к Богу, Игнатьич просит: <Господи! Да разведи ты нас! Отпусти эту тварь на волю! Не по руке она мне!> Он просит прощения у девушки, которую когда-то обидел: <Прос-сти-итееее: её-еээээ: Гла-а-аша-а-а, прости-и-и>. После этого царь-рыба освобождается от крюков и уплывает в родную стихию, унося в теле <десятки смертельных уд>. Игнатьичу сразу становится легче: телу - оттого что рыба не висела на нем мертвым грузом, душе - оттого что природа простила его, дала ещё один шанс на искупление всех грехов и начало новой жизни. Книга В. П. Астафьева нравится тем, что автор поднимает в своем произведении не только экологические, но и нравственные проблемы.

<Царь-рыба> воспитывает чувство ответственности и заставляет задуматься каждого над словами автора о том, что за дурные поступки человека обязательно ждет возмездие. Читается этот сборник новелл с большим интересом, учит любить природу, воспитывать доброе отношение к человеку. Своеобразен язык произведения. Писатель охотно использует те слова, которые употребляют люди, живущие в его родных местах. Эта книга делает читателя добрее, умнее.

Игнатьич – главный герой новеллы. Этого человека уважают односельчане за то, что он всегда рад помочь советом и делом, за сноровку в ловле рыбы, за ум и сметливость. Это самый зажиточный человек в селе, все делает “ладно” и разумно. Нередко он помогает людям, но в его поступках нет искренности. Не складываются у героя новеллы добрые отношения и со своим братом.

В селе Игнатьич известен как самый удачливый и умелый рыбак. Чувствуется, что он в избытке обладает рыбацким чутьем, опытом предков и собственным, обретенным за долгие годы. Свои навыки Игнатьич часто использует во вред природе и людям, так как занимается браконьерством. Истребляя рыбу без счета, нанося природным богатствам реки непоправимый урон, он сознает незаконность и неблаговидность своих поступков, боится “сраму”, который может его постигнуть, если браконьера в темноте подкараулит лодка рыбнадзора. Заставляла же Игнатьича ловить рыбы больше, чем ему было нужно, жадность, жажда наживы любой ценой. Это и сыграло для него роковую роль при встрече с царь-рыбой.

Рыба походила на “доисторического ящера”, “глазки без век, без ресниц, голые, глядящие со змеиной холодностью, чего-то таили в себе”. Игнатьича поражают размеры осетра, выросшего на одних “козявках” и “вьюнцах”, он с удивлением называет его “загадкой природы”. С самого начала, с того момента, как увидел Игнатьич царь-рыбу, что-то “зловещее” показалось ему в ней, и позже понял, что “одному не совладать с этаким чудищем”.

Желание позвать на подмогу брата с механиком вытеснила всепоглощающая жадность: “Делить осетра?.. В осетре икры ведра два, если не больше. Икру тоже на троих?!” Игнатьич в эту минуту даже сам устыдился своих чувств. Но через некоторое время “жадность он почел азартом”, а желание поймать осетра оказалось сильнее голоса разума. Кроме жажды наживы, была еще одна причина, заставившая Игнатьича помериться силами с таинственным существом. Это удаль рыбацкая. “А-а, была не была! – подумал главный герой новеллы. – Царь-рыба попадается раз в жизни, да и то не “всякому Якову”.

Отбросив сомнения, “удало, со всего маху Игнатьич жахнул обухом топора в лоб царь-рыбу…”. Вскоре незадачливый рыбак оказался в воде, опутанный своими же удами с крючками, впившимися в тела Игнатьича и рыбы. “Реки царь и всей природы царь – на одной ловушке”, – пишет автор. Тогда и понял рыбак, что огромный осетр “не по руке ему”. Да он и знал это с самого начала их борьбы, но “из-за этакой гады забылся в человеке человек”. Игнатьич и царь-рыба “повязались одной долей”. Их обоих ждет смерть. Страстное желание жить заставляет человека рваться с крючков, в отчаянии он даже заговаривает с осетром. “Ну что тебе! Я брата жду, а ты кого?” – молит Игнатьич. Жажда жизни толкает героя и на то, чтобы перебороть собственную гордыню. Он кричит: “Бра-ате-ельни-и-и-ик! “

Игнатьич чувствует, что погибает. Рыба “плотно и бережно жалась к нему толстым и нежным брюхом”. Герой новеллы испытал суеверный ужас от этой почти женской ласковости холодной рыбы. Он понял: осетр жмется к нему потому, что их обоих ждет смерть. В этот момент человек начинает вспоминать свое детство, юность, зрелость. Кроме приятных воспоминаний, приходят мысли о том, что его неудачи в жизни были связаны с браконьерством. Игнатьич начинает понимать, что зверский лов рыбы всегда будет лежать на его совести тяжелым грузом. Вспомнился герою новеллы и старый дед, наставлявший молодых рыбаков: “А ежли у вас, робяты, за душой што есть, тяжкий грех, срам какой, варначество – не вяжитесь с царью-рыбой, попадется коды – отпушшайте сразу”.

Слова деда и заставляют астафьевского героя задуматься над своим прошлым. Какой же грех совершил Игнатьич? Оказалось, что тяжкая вина лежит на совести рыбака. Надругавшись над чувством невесты, он совершил проступок, не имеющий оправдания. Игнатьич понял, что этот случай с царь-рыбой – наказание за его дурные поступки.

Обращаясь к Богу, Игнатьич просит: “Господи! Да разведи ты нас! Отпусти эту тварь на волю! Не по руке она мне!” Он просит прощения у девушки, которую когда-то обидел: “Прос-сти-итееее… ее-еээээ… Гла-а-аша-а-а, прости-и-и”. После этого царь-рыба освобождается от крюков и уплывает в родную стихию, унося в теле “десятки смертельных уд”. Игнатьичу сразу становится легче: телу – оттого что рыба не висела на нем мертвым грузом, душе – оттого что природа простила его, дала еще один шанс на искупление всех грехов и начало новой жизни.

Вариант 2

Главным героем в новелле выступает Игнатьич. Это достаточно уважаемый человек, который разбирается в рыбалке. К нему все обращаются за советами, с просьбами. Конечно, он всегда старается откликнуться на просьбы, чем-то помочь, но его поступки далеко не искрение. В напряженных отношениях он состоит и со своим братом.

Игнатьич на все село считается успешным и умелым рыбаком. Сразу видно, что он знает свое дело: он достаточно опытен, владеет всеми хитростями рыбалки. Ведь он всю свою жизнь положил, чтобы обрести такой опыт. Однако в этом человеке преобладают и отрицательные черты. Во-первых, он собственник. Игнатьич страшно, как не любит с кем-то делиться, или к кому-то обращаться за помощью.

Довольно часто свои умения и навыки Игнатьич применяет во вред не только природе, но и людям. Не осознавая этого, он занимается браконьерством, нанося урон реке, а также нарушает закон. Он переживает только об одном, как бы его ни поймали, иначе он не сможет перенести этот позор. Его главным качеством была жадность, которая привела его к роковой роли, встретившись с царь-рыбой.

Рыба напоминала “доисторического ящера”, который не имел ресниц, век. Все, что удивило Игнатьича – это размер осетра, который вырос на одних козявках. Увидев рыбу такого размера, Игнатьич вроде бы и понял, что ему одному с ней не справиться, но жадность победила желание попросить у кого-то помощи. Ведь, тогда придется делиться осетром, а в нем огромное количество икры.

Через некоторое время им овладел азарт, ему захотелось его поймать самому. Окончательно приняв решение бороться с рыбой, Игнатьич ударил обухом топора в лоб осетру. Однако много времени не понадобилось, как он оказался в воде. Он запутался в своих же крючках, а рыба-царь продолжала бороться за жизнь, затягивая его все глубже и глубже. Вот только теперь, на грани смерти, Игнатьич понимает, что эта рыба ему не под силу. Страсть к жизни заставляет заговорить рыбака к осетру, чтоб он его отпустил.

Ему удается перебороть свою гордость и позвать на помощь брата. Игнатьич понимает, что приближается его нелепая смерть. В этот момент к герою подкрадывается страх, который полностью овладевает им. Он начинает вспоминать все свое детство, юность и зрелость. Во время воспоминаний, он понимает, что все его неудачи из-за зверского лова рыбы. К сожалению, время нельзя вернуть и все его грехи будут на его совести.

Выяснилось, что рыбак в молодости совершил страшный поступок. Он пренебрег чувствами невесты, надругался над ее чувствами. Ему нет оправдания, а в наказание за его дурные поступки, послана царь-рыба. Осознав, Игнатьич обращается к Богу за помощью, он просит его, чтобы рыба уплыла на волю и оставила его в покое. Теперь он точно уверен, что она ему не по зубам. Он просит прощение у той девушке, которую когда-то обидел.

После этого, царь-рыба освобождается от крючков и уплывает в водную стихию. Главный герой ощущает свободу, ему становится легче: телу, потому что рыба больше на нем не висит, а душе, потому что природа его простила и дает ему шанс все исправить.

(Пока оценок нет)


Другие сочинения:

  1. Повествование о просторах великой сибирской реки, бескрайней тайге, голубизне и шири поднебесья, “нескончаемое™ мироздания и прочности жизни”, которая “играет” в малой капле и цветке, что дерзко вышел навстречу холодным ветрам и ждет солнца, буквально переполнено художественными деталями, несущими особую нагрузку. Read More ......
  2. Каждый писатель в любом своем произведении затрагивает тему природы. Это может быть простое описание места разворачивающихся событий или выражение чувств героя, но всегда автор показывает и свою позицию, свое отношение к природе. Обычно здесь бывают две точки зрения: некоторые считают, Read More ......
  3. В рассказ “Царь-рыба”, с моей точки зрения, поднимается очень сложный и важный психологический вопрос, заключающийся в отношении между индивидуумом и обществом. В роли первого здесь выступает Игнатьич, а в роли второго – жители его родного поселка Чуш. Игнатьич – это Read More ......
  4. В этом году я познакомилась с удивительной книгой – сборником новелл Виктора Петровича Астафьева “Царь-рыба”. Это повествование о просторах великой сибирской реки, бескрайней тайге, голубизне и шири поднебесья, “нескончае-мости мироздания и прочности жизни”, которая “играет” в малой капле и цветке, Read More ......
  5. В этом году я познакомилась с удивительной книгой – сборником новелл Виктора Петровича Астафьева “Царь-рыба”.Это повествование о просторах великой сибирской реки, бескрайней тайге, голубизне и шири поднебесья, “нескончаемости мироздания и прочности жизни”, которая “играет” в малой капле и цветке, что Read More ......
  6. Сборник новелл Виктора Астафьева “Царь-рыба”, пожалуй, никого не оставит равнодушным. Эти новеллы, рассказывающие о просторах великой сибирской реки, неохватной тайге, читаются с большим интересом. В “Царь-рыбе” поставлено множество важных проблем: философских, нравственных, экологических и социальных. Своеобразен и язык произведения. Писатель Read More ......
  7. Каждый писатель в любом своем произведении затрагивает тему природы. Это может быть простое описание места разворачивающихся событий данного произведения или выражение чувств героя, но всегда автор показывает и свою позицию, свое отношение к природе. Виктор Астафьев определяет природу при помощи Read More ......
  8. В 70-х годах происходило углубленное исследование одной из важнейших проблем современности – проблемы “человек и земля”. По мере развития народного хозяйства, роста городов и промышленных центров все острее вставал вопрос об охране окружающей среды. Аналитическое исследование действительности в современной литературе Read More ......
Краткое содержание Царь-рыба Астафьев

В основном посвящено военной тематике, но в данной статье мы обратимся к произведению, описывающему деревенский уклад. Изображением суровых жизненных реалий на грани цензуры - вот чем всегда отличался Астафьев. «Царь-рыба» (краткое содержание и анализ будут основными темами статьи) - ключевая повесть сборника с одноименным названием, потому ее рассмотрение поможет понять смысл всего произведения и замысел автора.

О книге

Не чужд деревенской тематике был Виктор Астафьев. «Царь-рыба» - это сборник рассказов, состоящий из двенадцати произведений. Основная тема всего сборника - единство природы и человека. Кроме того, здесь присутствует философская, социальная, нравственная проблематика, особое внимание уделено вопросам экологии.

Природа и человек неразрывно связаны, и в этой связи есть их бессмертие: ничего не исчезает бесследно, полагает Астафьев. «Царь-рыба» (краткое содержание подтвердит это) - центральная повесть всего сборника, в ней сконцентрированы основные мысли автора. Без ее прочтения и анализа невозможно понять всю глубину авторского замысла.

В. Астафьев, «Царь-рыба»: краткое содержание

Главный герой рассказа - Игнатьич. Работает он наладчиком станков, любит копаться в технике и страстно увлекается рыбалкой. Это неплохой человек, готовый бескорыстно помочь даже незнакомому человеку, но относящийся к окружающим несколько снисходительно.

Игнатьич был непревзойденным рыболовом. Не было ему равных в этом деле, и потому никогда он не просил ничьей помощи и справлялся сам. И всю добычу тоже забирал себе.

Брат

Хорошее знание человеческих взаимоотношений показывает в своем произведении Астафьев («Царь-рыба»). Краткое содержание рассказывает о самом страшном завистнике Игнатьича - его младшем брате, тоже заядлом рыболове. Часто ему удавалось вытеснять Игнатьича на безрыбные места, но даже там он умудрялся ловить отборную рыбу. Командор злился на нашего героя и за то, что он во всем преуспевал, и всякое дело у него спорилось.

Однажды встретились братья на реке. Младший начал угрожать старшему ружьем. Командор был взбешен, он ненавидел и завидовал брату. Но Игнатьичу удалось уйти от него. В деревне узнали об этом случае, и Командору пришлось идти извиняться перед старшим братом.

Царь-рыба

Начинает описывать обычный поход на рыбалку своего героя Виктор Астафьев. «Царь-рыба» - произведение экологической направленности, поэтому автор не упускает случая отметить, что Игнатьич занимается браконьерством. Вот почему персонаж находится в постоянном напряжении, боится появления рыбнадзора. Любая проходящая мимо лодка становится причиной для паники.

Игнатьич проверяет заранее поставленные самоловы. В них обнаруживается много рыбы, среди которой рыбак замечает очень большую. Это оказался осетр, который настолько устал вырываться из сети, что теперь просто тянет ко дну. Игнатьич присмотрелся поближе, и что-то в облике рыбы показалось ему первобытным. Ужас охватывает рыбака, он пытается подбодрить себя шутками и всаживает в добычу новые крючки.

Продолжает развитие действий новеллы «Царь-рыба» Астафьев. Содержание по главам повествует о том, что Игнатьича начинают одолевать сомнения. Внутреннее чутье подсказывает ему - один ты с рыбой не справишься, надо звать брата. Но мысль о том, что придется делить добычу, тут же отгоняет другие доводы.

Жадность овладевает Игнатьичем. Он думает о том, что и сам ничуть не лучше остальных хапуг. Но тут же начинает себя подбадривать, жадность воспринимается как азарт. Тут ему в голову приходит мысль о том, что в сети его попалась царь-рыба. Такое счастье выпадает только раз в жизни, поэтому упустить ее нельзя. Хотя дед когда-то говорил, что если попадется царь-рыба, ее нужно отпустить. Но Игнатьич не может допустить и мысли об этом.

Рыбак пытается затащить рыбу в лодку, но падает вместе с ней за борт и запутывается в сетях. Чудом ему удается выплыть и ухватиться за лодку. Игнатьич начинает молиться о спасении, кается в том, что отважился поймать царь-рыбу.

Рыбак и его добыча жались друг к другу, опутанные сетью, и слабели. Игнатьич начинает думать о том, что их судьбы с царь-рыбой сплелись, и впереди их ждет неизбежная смерть.

Зверь и человек

Произведение Астафьева «Царь-рыба» рассказывает о неразрывной связи человека и природы. Так, Игнатьич начинает размышлять о том, что участь у природы и людей одна.

Вдруг герой проникается ненавистью к рыбе, начинает ее бить, уговаривает смириться со смертью. Но все тщетно, рыбак только изматывает себя. В миг отчаяния Игнатьич зовет брата, но вокруг никого нет, кроме рыбы.

Темнеет, рыбак понимает, что умирает. Ему кажется, что рыба прижимается к нему как женщина, и что рыба - оборотень. Игнатьич начинает припоминать свою жизнь. Детство, занятое мыслями о рыбалке, а не учебой или играми... Смерть племянницы Тайки... Деда с его советами о том, что нельзя ловить царь-рыбу, если на душе есть грехи...

Игнатьич раздумывает, за что он так жестоко наказан и понимает, что все из-за Глашки. Когда-то он приревновал ее, чем сильно обидел невесту. Девушка его так и не простила, а расплата настигла рыбака сейчас.

Тут раздается шум лодочного мотора. Раба оживает, начинает биться и, выпутавшись из сети, уплывает. Игнатьич тоже получил свободу. И не только телесную, но и душевную.

В. Астафьев, «Царь-рыба»: анализ

Рассказ «Царь-рыба» одновременно символичен и драматичен. В нем изображается одновременно борьба и единство человека с природой. Все произведение пронизано пафосом, который несет обличительный характер. Автор осуждает браконьерство, понимая его в самом широком смысле - браконьерство не только в природе, но и обществе. Стремление к утверждению нравственных идеалов охватывает все повествование.

Неслучайно постоянно обращается к прошлому герой и сам Астафьев. «Царь-рыба» (анализ эпизодов это подтверждает) дает понять, что именно в момент близости к смерти происходит осмысление жизненного опыта Игнатьича. Становление характера героя напрямую оказывается в зависимости от социальных и экономических факторов. И даже несмотря на свою природную доброту и смелость Игнатьич оказывается неспособным противостоять им.

Таким образом, Астафьев подчеркивает огромную силу социума, которая оказывает влияние не только на человека, но и на природу в целом.

Игнатьич - главный герой новеллы. Этого человека уважают односельчане за то, что он всегда рад помочь советом и делом, за сноровку в ловле рыбы, за ум и сметливость. Это самый зажиточный человек в селе, все делает «ладно» и разумно. Нередко он помогает людям, но в его поступках нет искренности. Не складываются у героя новеллы добрые отношения и со своим братом.

В селе Игнатьич известен как самый удачливый и умелый рыбак. Чувствуется, что он в избытке обладает рыбацким чутьем, опытом предков и собственным, обретенным за долгие годы. Свои навыки Игнатьич часто использует во вред природе и людям, так как занимается браконьерством. Истребляя рыбу без счета, нанося природным богатствам реки непоправимый урон, он сознает незаконность и неблаговидность своих поступков, боится «сраму», который может его постигнуть, если браконьера в темноте подкараулит лодка рыбнадзора. Заставляла же Игнатьича ловить рыбы больше, чем ему было нужно, жадность, жажда наживы любой ценой. Это и сыграло для него роковую роль при встрече с царь-рыбой.

Рыба походила на «доисторического ящера», «глазки без век, без ресниц, голые, глядящие со змеиной холодностью, чего-то таили в себе». Игнатьича поражают размеры осетра, выросшего на одних «козявках» и «вьюнцах», он с удивлением называет его «загадкой природы».С самого начала, с того момента, как увидел Игнатьич царь-рыбу, что-то «зловещее» показалось ему в ней, и позже понял, что «одному не совладать с этаким чудищем».

Желание позвать на подмогу брата с механиком вытеснила всепоглощающая жадность: «Делить осетра?.. В осетре икры ведра два, если не больше. Икру тоже на троих?!» Игнатьич в эту минуту даже сам устыдился своих чувств. Но через некоторое время «жадность он почел азартом», а желание поймать осетра оказалось сильнее голоса разума. Кроме жажды наживы, была ещё одна причина, заставившая Игнатьича помериться силами с таинственным существом. Это удаль рыбацкая. « А-а, была не была! - подумал главный герой новеллы. - Царь-рыба попадается раз в жизни, да и то не «всякому Якову».

Отбросив сомнения, «удало, со всего маху Игнатьич жахнул обухом топора в лоб царь-рыбу…». Вскоре незадачливый рыбак оказался в воде, опутанный своими же удами с крючками, впившимися в тела Игнатьича и рыбы. «Реки царь и всей природы царь - на одной ловушке», - пишет автор. Тогда и понял рыбак, что огромный осетр «не по руке ему». Да он и знал это с самого начала их борьбы, но « из-за этакой гады забылся в человеке человек». Игнатьич и царь-рыба «повязались одной долей». Их обоих ждет смерть. Страстное желание жить заставляет человека рваться с крючков, в отчаянии он даже заговаривает с осетром. «Ну что тебе!.. Я брата жду, а ты кого?» - молит Игнатьич. Жажда жизни толкает героя и да то, чтобы перебороть собственную гордыню. Он кричит: « Бра-ате-ельни-и-и-ик!.. »

Игнатьич чувствует, что погибает. Рыба «плотно и бережно жалась к нему толстым и нежным брюхом». Герой новеллы испытал суеверный ужас от этой почти женской ласковости холодной рыбы. Он понял: осетр жмется к нему потому, что их обоих ждет смерть. В этот момент человек начинает вспоминать свое детство, юность, зрелость. Кроме приятных воспоминаний, приходят мысли о том, что его неудачи в жизни были связаны с браконьерством. Игнатьич начинает понимать, что зверский лов рыбы всегда будет лежать на его совести тяжелым грузом. Вспомнился герою новеллы и старый дед, наставлявший молодых рыбаков: «А ежли у вас, робяты, за душой што есть, тяжкий грех, срам какой, варначество - не вяжитесь с царью-рыбой, попадется коды - отпушшайте сразу».

Слова деда и заставляют астафьевского героя задуматься над своим прошлым. Какой же грех совершил Игнатьич? Оказалось, что тяжкая вина лежит на совести рыбака. Надругавшись над чувством невесты, он совершил проступок, не имеющий оправдания. Игнатьич понял, что этот случай с царь-рыбой - наказание за его дурные поступки.

Обращаясь к Богу, Игнатьич просит: «Господи! Да разведи ты нас! Отпусти эту тварь на волю! Не по руке она мне!» Он просит прощения у девушки, которую когда-то обидел: « Прос-сти-итееее … её-еээээ… Гла-а-аша-а-а, прости-и-и ». После этого царь-рыба освобождается от крюков и уплывает в родную стихию, унося в теле «десятки смертельных уд». Игнатьичу сразу становится легче: телу - оттого что рыба не висела на нем мертвым грузом, душе - оттого что природа простила его, дала ещё один шанс на искупление всех грехов и начало новой жизни.