Болезни Военный билет Призыв

Буква ю и звуки, которые она обозначает

Подготовка ребенка к школе. Образовательный комплекс включает в себя следующие задания и упражнения: обучение чтению, изучение букв и звуков, знаки препинания в предложении и простые числа, задания на сообразительность и творческое мышление.


Обучение чтению. Звуки "йу" и буква "Ю"

Цель : формирование навыка чтения, развитие фонематического слуха, развитие устойчивости внимания.

Материал : рабочий лист, карандаши. Карточка с буквой Ю.

"Ю" похожа на юлу,

Что кружилась на полу,

Повертелась как волчок

И упала на бочок.

"Юбка", "люстра" и "люблю", -

Вот словечки с буквой "Ю".

- О какой букве идет речь? Правильно о букве Ю.
- Послушайте слова и назовите первые звуки в этих словах: ЮБКА, ЮЛЯ, ЮГ, ЮЛА .
- Правильно, это звуки ЙУ. И записываются они буквой Ю.

Педагог показывает детям карточку с буквой Ю. Дети пальчиками обводят буковку. Пишут ее пальчиком на столе.

- Давайте сделаем с вами звуковой анализ слова ЮБКА.
- Сколько слогов в слове ЮБКА? (Два).
- А какой первый звук в слове ЮБКА? (Звук й).
- Второй звук в этом слове? (у).
- Третий звук? (б).
- Четвертый звук? (к).
- Пятый звук? (а)
- А когда мы пишем слово ЮБКА, то первая буква в этом слове Ю. Буква Ю состоит из двух звуков йу.
- Если буква Ю стоит в начале слова или после гласной, то она обозначает два звука ЙУ.
- Послушайте следующее слово - ЛЮК.

Проводим звуковой анализ слова ЛЮК .

- Давайте сделаем вывод. Если буква Ю стоит после согласной, то она указывает на мягкость согласного звука и обозначает звук У.
- Буква Ю – гласная, а гласные мы обозначаем красным цветом.
- Раскрасьте букву Ю в красный цвет.
- Раскрасьте схему звуков "йу" зеленым и красным карандашами. Й - зеленый, т.к. звук согласный мягкий. У – красный, т.к. звук гласный.
- Как вы считаете, на что похожа буква Ю?
- Обведите и допишите буквы Ю.

Обучение чтению. Слова с буквой Ю

Цель : формирование навыка чтения.

Материал : рабочий лист.

Прочитайте слова построчно, а затем столбиками.

Подчеркните одной чертой мягкие согласные.

Соедините чертой слова, которые начинаются на одинаковый слог.

Обучение чтению. Звуки "ЙА" и буква "Я"

Цель

Материал : рабочий лист, карандаши, карточка с буквой Я.

Сегодня мы познакомимся с новой буквой. Послушайте стихотворение, которое написала поэтесса Светлана Игнатова об этой букве:

Буква "Я" собой гордится:

Всех важнее быть стремится.

Яхта, яблоко, земля, -

Вот словечки с буквой "Я".

- О какой букве идет речь? Правильно о букве Я.
- Послушайте слова и назовите первые звуки в этих словах: ЯБЛОКО, ЯКОРЬ, ЯЙЦО, ЯМА.
- Правильно, это звуки ЙА. И записываются они буквой Я.

Педагог показывает детям карточку с буквой Я. Дети пальчиками обводят буковку. Пишут ее пальчиком на столе.

- Давайте сделаем с вами звуковой анализ слова ЯМА.
- Сколько слогов в слове ЯМА? (Два).
- Какой первый слог? Второй?
- А какой первый звук в слове ЯМА? (Звук й).
- Второй звук в этом слове? (А).
- Третий звук? (М).
- Четвертый звук? (А).
- А когда мы пишем слово ЯМА, то первая буква в этом слове Я. Буква Я состоит из двух звуков йа.
- Если буква Я стоит в начале слова или после гласной, то она обозначает два звука ЙА.
- Послушайте следующее слово - МЯСО.

Проводим звуковой анализ слова МЯСО.

- Давайте сделаем вывод. Если буква Я стоит после согласной, то она указывает на мягкость согласного звука и обозначает звук А.
- Буква Я – гласная, а гласные мы обозначаем красным цветом.
- Раскрасьте букву Я в красный цвет.
- Раскрасьте схему звуков йа зеленым и красным карандашами. Й- зеленый, т.к. звук согласный мягкий. А – красный, т.к. звук гласный.
- Как вы считаете, на что похожа буква Я?
- Обведите и допишите буквы Я.

Обучение чтению. Чтение слов с буквой "Я"

Цель : формирование навыка чтения, развитие умственного действия анализа-синтеза.

Материал : рабочий лист, карандаши.

Прочитайте слоги построчно, а затем столбиками.

Поделите слова на слоги.

Поставьте в этих словах ударение.

Подчеркните слово, в котором больше всего слогов.

Обведите слова, где буква Я пишется в начале слова. Какие звуки обозначает буква Я, если стоит в начале слова?

Обучение чтению. Схемы предложений. Знаки препинания

Цель : формирование навыка чтения, развитие умственного действия, анализа-синтеза.

Материалы : рабочий лист, карандаши.

- Сейчас мы с вами будем читать предложения, но сегодня они будут необычными. Посмотрите на первое предложение. Что в нем интересного? Правильно, в конце предложения стоит не точка, а новый знак. Такой знак называется вопросительным. И предложение тоже называется вопросительным. Когда вопросительный знак стоит в конце предложения, то само предложение надо читать так, как будто ты спрашиваешь. Посмотрите, как я прочитаю это предложение (педагог дает образец прочтения).

Аналогично педагог знакомит детей с восклицательным знаком и побудительным предложением.

- Составьте схемы к предложениям.
- Найдите в предложениях слова с буквой Я. Сколько слов нашли? (Одно).

Математика. Состав чисел: 2, 3, 4, 5

Цель : учить детей запоминать состав чисел 2, 3, 4, 5.

Материал : рабочий лист, карандаши.

Давайте правильно заполним домики цифрами.

В первом домике на каждом этаже должно получиться при сложении чисел число 2.

Во втором домике на каждом этаже должно получиться при сложении чисел число 3.

В третьем домике на каждом этаже должно получиться при сложении чисел число 4.

В четвертом домике на каждом этаже должно получиться при сложении чисел число 5.

Развитие мышления. Скажи наоборот

Цель : развитие речи, формирование умения подбирать противоположные по смыслу слова.

Подберите противоположные слова.

  • Веселый – ... (грустный).
  • Глубокий – ... (мелкий).
  • Острый – ... (тупой).
  • Гладкий – ... (шершавый).
  • Горячий – ... (холодный).
  • Мокрый – ... (сухой).
  • Яркий – ... (тусклый).
  • Сытый – ... (голодный).
  • Тонкий –... (толстый).
  • Широкий – ... (узкий).
  • Ясный – ... (пасмурный, ненастный).
  • Новый – ... (старый).
  • Математика. Примеры. Решение задач

    Цель : обучение детей сложению и вычитанию, закрепление знаков +, - и =, закрепление образа цифры, учить составлять примеры.

    Материалы : рабочий лист, карандаши.

    - Посмотрите на картинку, кто нарисован на картинке?
    - Давайте составим задачу про птиц.
    - Сколько птиц сидит на ветке?
    - Сколько птичек прилетело?
    - Зная, эти данные мы можем составить задачу?
    - Составьте задачу.

    На ветке дерева сидело 3 птицы. К дереву подлетела еще одна птица. Сколько всего птиц на рисунке?

    - Назовите условие задачи.
    - Какой вопрос в задаче?
    - Решите составленную задачу.
    - Составьте и запишите пример к задаче на рабочем листе.
    - Задача на сложение или вычитание? Какой знак будет в примере?
    - Прочитайте получившийся пример.
    - Составьте задачу по той же картинке на вычитание.
    - Какая задача у вас получилась?
    - Назовите условие и вопрос задачи?
    - Составьте и запишите решение задачи на рабочем листе.

    Развитие умственных действий. Анализ-синтез

    Цель : развитие анализа-синтеза.

    Материал : мяч.

    Педагог организовывает игру на ковре. Дети встают вкруг, педагог стоит внутри круга.

    Педагог бросает детям мяч и просит продолжить фразу.

  • Человек - сердце, машина - ...
  • Ужин – вечером, завтрак - ...
  • Птица – летает, змея - ...
  • Лето – жаркое, зима - ...
  • Ручка – пишем, ... - рисуем.
  • Хлеб – коричневый, молоко - ...
  • Самолет – ангар, машина - ...
  • Платье – портной, туфли - ...
  • Подготовка руки к письму. Палочки

    Цель : формирование графо-моторных функций.

    Материал : рабочий лист

    Обведите и допишите палочки.

    Педагог задает домашнее задание детям.

    Прощание

    До свидания, до свидания приходите к нам еще,

    До свидания, до свидания, с вами очень хорошо.

    До свидания, до свидания, приходите к нам опять.

    До свидания, до свидания – будем весело играть!

    Ю, ю (называется: ю) является буквой в большинстве кириллических славянских алфавитов (в болгарском - 29-я, в белорусском - 31-я, в русском и украинском - 32-я; исключена из сербского в сер. XIX в., не введена в македонский, созданный по новому образцу сербского). Имеется также в некоторых неславянских письменностях.

    Обычно в кириллице считается по порядку 33-й (), 34-я по счету в глаголице (). Не имеет числового значения. В славянской азбуке название аналогично современному — «ю»; в церковно- и старославянском языках таким образом выглядит форма винительного падежа от краткой формы ст.-сл. местоимения она (рус. её), хотя совпадение данного слова с именем буквы, возможно, случайное.

    Кириллическая буква произошла от греческой лигатуры IǑ, ιǒ (ΙΟΥ, ιου); общепринятой теории для глаголической формы нет, хотя чаще всего она соотносится с диграфом латиницы IU (iu).
    В кириллическом письме имелось немного вариаций, в основном отличавшихся расположением соединительной черты (её могли рисовать посредине (так, как в современных шрифтах), сверху или делать наклонной).

    Применяли варианты и с различными размерами элементов буквы: что-то наподобие ГО с наличием соединения по верхнему краю окружности o (подобная форма может говорить о северных истоках рукописи). Такая форма, порой, могла проникать и в шрифты печатные, например, в издания Ф. Скорины.

    Йотирующий штрих в старорусской скорописи иногда вырождается в подобие с-образного штриха вверху над буквой о, т. о. буква получала вид дельты δ (греч.). Ещё одна вариация буквы — «Ю оборотное», с тем же значением, встречается в ряде старославянских памятников XII—XV вв.

    В начале слов, находясь после разделительных знаков и гласных, отвечает звуковой паре /ју/, а после согласных дает их смягчение (при возможности) и звук /у/. Правда, после согласных в русском языке ставится не слишком свободно (без учета заимствований).

    После м, в, б, ф, п практически всегда требует отделения при помощи мягкого знака (пью, вью, бью) или буквы л (коплю, люблю, графлю, ловлю, кормлю), но изредка могут и исключения встречаться (к голубю). Находясь после гортанных к, г, х, шипящих ш, ч, ж, щ, а также в позиции после ц не применяется.

    После с, з, т, д, имеет также ряд исторически обусловленных ограничений, позволяющих проставлять ю после данных согласных в ряде окончаний существительных (гвоздю, карасю, гостю, князю), но только не в глаголах (поскольку формы сляпсю, слямзю, постю, бдю - просторечные, а в языке литературном должно наблюдаться изменение согласных, напр. как в скольжу, снабжу, вакшу, пощусь).

    Из вышеописанных правил исключениями являются лишь заимствования (бюст, пюпитр, бюгель, дежавю, мюрид, курфюрст; брошюра, жюри, Чюрлёнис; кювет, Хюэ, гюрза; Цюрих и т. д.), в основном, это иноязычные названия и имена.

    В отличие от русского, в украинском языке традиционно мягкое буквосочетание цю: Цюрупа, цюкати, пацюк, по пальцю и пр.
    Сейчас буква ю в церковнославянской орфографии встречается только после согласных л, н, р и (изредка) после т, д, с, з, но некогда в старо-московском (а теперь старообрядческом) изводе церк.-сл. языка активно применялась после мягких шипящих: чюти (чуять), чюдо, ѿвращю и т. д.

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


    Подписи к слайдам:

    Презентация Ученика 1 класса «А» ГБОУ СОШ №49 Юсипова Амира

    Буква Ю – 32-ая буква современного русского алфавита. Она пришла из кириллицы. Выглядит «Ю» устойчиво – уже не укатится, кружочек – то крепко пристегнули к палочке. Чтобы О не укатилось, Крепко к столбику прибью. Ой, смотри – ка, что случилось: Получилась буква Ю!

    И слова с нее начинаются знатные: Юпитер, например. Ведь это какая огромная планета! И чудо как хороша! Да много чего еще на «Ю» хорошего начинается! По мнению Павла Глобы буква «Ю» связана с юмором. Эта буква несёт любознательность. Носители имен на эту букву все обращают в шутку.

    Ю ность – какая прекрасная пора! Ю г, кстати, тоже хорошо – фрукты, солнце, витамин D.

    Жил-был зверь на букву Ю. Чистил мордочку свою. Бегемот - на букву Б, А петух - на букву П. Крокодил на букву К, И кабан на букву К. Утконос - на букву У! Что за зверь на букву Ю? У него длиннющий хвост? - Да. - У него огромный рост? - Нет. - У него густая шерсть? - Да. - У него копыта есть? - Нет. - Зубы острые у зверя? - Да. - Я боюсь его тогда. Весёлые стихи

    А этот зверь совсем не страшен. Это просто кошка наша. - Почему ж она на «Ю»? - Юлькой кошку звать мою!

    На одной ноге кружится, Беззаботна, весела. В пестрой юбке танцовщица, Музыкальная… (юла). И г р а «Доскажи словечко». На прогулку вышел хряк, Постоял и в лужу – бряк. Сам доволен: – Хрю-хрю-хрюк, Хорошо, что я без… (брюк).

    Маленькая Юлька, Ты у нас чистюлька. Любит Юлька юмбрики И играет в кубики. Юлька-Юленька-юла, Юлька юркая была. Усидеть на месте Юлька Ни минуты не могла. Скороговорки

    Найди слова на букву

    Это женская одежда, На нее у дам надежда: Прикрывает, как и шубка, Не короткая коль… (юбка) Лето – жаркая пора, Едет к морю детвора! Подколес веселый стук Поезд движется на… (юг) Кручусь, верчусь И мне не лень Вертеться даже Целый день! (юла) Загадки

    Ну-ка вспоминайте, какие были слова на букву Ю?!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Проект: "Весёлая азбука. Буква Б".

    Проект - одна из форм системно-деятельностного подхода. Проект "Весёлая азбука" - совместный проект учеников и родителей. Тематика проекта даёт возможность включить первоклассников в проектную деятель...

    Проект: "Весёлая азбука. Буква П".

    Проект - одна из форм системно - деятельностного подхода. Проект "Весёлая азбука" - совместный проект родителей и учщихся....

    Проект: "Весёлая азбука. Буква Л".

    Проект - одна из форм системно-деятельностноо подхода. Проект: "Весёлая азбука" - совместный проект родителей и учеников". Он помогает сделать уроки обучения грамоте более интересными и интенсивными....

    Проект: "Весёлая азбука. Буква А".

    Проект "Весёлая азбука" даёт возможность сделать уроки обучения грамоте более интересными и эффективными. Ведь ученики выступают в роли учителя. Проект - совместное творчество родителей и детей....

    ЦЕЛЬ:

    • научить читать слова с буквами Ю, ю
    • продолжить совершенствование чтения слов с изученными буквами;
    • развивать речь учащихся, мышление, память;
    • воспитывать интерес к чтению, любовь к отечественной литературе.

    ОБОРУДОВАНИЕ:

    • “лента букв”, предметные картинки, иллюстрация к стихотворению “Первый снег”.
    • П.И.Чайковский “Времена года”, аудиозапись.

    I. ОРГАНИЗАЦИЯ НАЧАЛА УРОКА

    Приветствие.

    Установление дисциплины и рабочего порядка.

    II. РАБОТА НАД ПРОЙДЕННЫМ МАТЕРИАЛОМ

    Работа по таблице “Речь”

    Какая бывает речь?

    Что такое устная речь?

    Из чего состоит наша речь?

    Из чего состоят предложения?

    Как пишется начало предложения?

    Что поставим в конце предложения?

    Посмотрите на схему и скажите, сколько слов в предложении?

    На что делятся слова?

    Какие бывают звуки?

    Как мы произносим гласные звуки?

    Каким цветом обозначим в схемах гласные звуки? (красными)

    Как мы произносим согласные звуки?

    Выдыхаемый воздух встречает на своем пути препятствия?

    Каким цветом обозначаем в схемах согласные звуки? (зелеными или красными)

    А теперь послушаем стихотворения о согласных и гласных.

    Воздух свободно идет через рот,
    Нет препятствий разных.
    Голос участвует, голос зовет,
    Звук получается гласный.

    Гласные тянутся в песенке звонкой,
    Могут заплакать и закричать,
    Могут в кроватке баюкать ребенка,
    Но не желают свистеть и ворчать.

    А согласные согласны,
    Шелестеть, шептать, скрипеть,
    Даже фыркать и шипеть,
    Но не хочется им петь.

    1. РАБОТА ПО “ЛЕНТЕ БУКВ”

    Перед какими гласными согласные произносятся твердо? (перед а, о, у, ы, э).

    Перед какими гласными согласные произносятся мягко? (перед я, ё, ю, е, и).

    Почему буквы Я, Е, Ё мы называем хитрыми? (они обозначают два звука, когда стоят в начале слова и после гласной).

    Сегодня на уроке мы познакомимся ещё с одной хитрой буквой. Но об этом позже.

    А сейчас мы с вами побываем в гостях у согласных.

    2. В ГОСТИНОЙ У СОГЛАСНЫХ

    Поиграем в игру “Твердые и мягкие согласные”

    Н обозначает два звука [Н ] , [ Н*]

    Л обозначает два звука [Л ] , [ Л*]

    К обозначает два звука [К ] , [ К*]

    М обозначает два звука [ М] ,[ М*]

    (аналогичная работа со всеми изученными согласными)

    3. РАБОТА ПО ТАБЛИЦЕ СОЧЕТАНИЙ БУКВ

    К:РЫ К:РУ С:ТУ М:НО С:НЕ С:ТО Б:ЛЕ Г:РУ Ч:ТО НА:С КО:Т

    А теперь добавьте к прочитанному слоги, чтобы получились слова, (например: кры-ша, кру-жится и т.д.)

    4. РАБОТА НАД СТИХОТВОРЕНИЕМ “ПЕРВЫЙ СНЕГ”

    а) Вводная беседа.

    Какое наступило время года?

    По каким признакам мы определяем, что наступила зима (стало холодно, выпал снег).

    Вы рады первому снегу? Почему? (Потому что снег доставляет массу удовольствий!

    Катание на коньках, санках, лыжах. И особенно мы рады первому снегу, потому что он долгожданный).

    Посмотрите на радостные лица детей. Когда вы будете читать, то должны с помощью интонации показать радость, хорошее настроение.

    б) Чтение слов по вспомогательным пометам.

    Прочитаем слова, которые встречаются в стихотворении.

    УТРО:М КРУЖИ:ТСЯ САЛА:ЗКИ ИМЕЕ:Т К:РЕПО:С:ТЬ РА:СС:ТЕЛИ:ТЬ С:Т:РОИ:ТЬ

    в) Словарная работа.

    Маленькие ручные санки-салазки.

    г) Чтение стихотворения “Первый снег”.

    А теперь все ученики займут места в зрительном зале.

    5. ТЕАТРАЛЬНАЯ МИНУТКА

    Ребята, а сейчас мы проведем театральную минутку. Как называется наше представление? (“Заботливая внучка”)

    Давайте прочитаем некоторые слова.

    Заботливая, внучка, бабушка, конечно, научила, грамотная.

    Кто главные герои нашего рассказа7

    Какой была внучка?

    Как читается слова бабушка?

    Чтение по ролям.

    III. ФИЗМИНУТКА

    Отгадайте загадку.

    С неба падают зимою,
    И кружатся над землею,
    Мягкие пушинки,
    Милые (снежинки).

    Учащиеся читают стихотворение и выполняют движения.

    Мы снежинки, мы пушинки,
    Покружиться мы не прочь.
    Мы снежинки, мы пушинки,
    Мы танцуем день и ночь.

    Станем вместе в хоровод, получается снежок.

    IV. РАБОТА НАД НОВЫМ МАТЕРИАЛОМ

    1. Слого-звуковой анализ.

    Сегодня на уроке мы познакомимся с четвертой особенной буквой.

    Одна волшебная снежинка залетела к нам в класс и принесла схему слова.

    Посмотрите на схему слова и скажите, сколько слогов в этом слове? (2)

    Какой слог ударный? (2)

    Сколько звуков в 1 слоге? (2)-Что это? (Слияние мягкого согласного с гласным).

    Сколько звуков во 2 слоге? (2)(что это?) (слияние твердого согласного с гласным).

    Какое же слово спряталось в схеме? Отгадайте загадку.

    Кручусь, верчусь,
    И мне не лень,
    Вертеться целый день.

    Посмотрите на картинку. Что это? (юла)

    Разделим слово юла на слоги ю-ла.

    Возьмите карточки, где в слове было бы 2 слога. Поставьте ударение.

    Произносим 1-й слог. Какие слышатся звуки [й,у] – это слияние согласного [й]с гласным [у].

    Какой первый звук [й], второй [у].

    Два звука образовали слияние. Но принято два звука обозначать не двумя буквами, а одной. Эти два звука мы обозначим буквой Ю.

    2. ОБОЗНАЧЕНИЕ ЗВУКОВ БУКВОЙ

    Знакомство с буквой.

    Что напоминает буква Ю?

    Чем отличается печатная большая буква Ю от маленькой?

    Что пишется с большой буквы?

    3. ЧТЕНИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ О БУКВЕ “Ю”

    Чтобы О не укатилось
    Крепко к столбику прибью.
    Ой, смотри-ка, что случилось
    Получилась буква Ю.

    Послушайте сценку.

    Кто? – спросила буква Я,
    Заменить готов меня?
    Отвечала буква Ю -
    Если надо заменю!

    4. РАБОТА В ТЕТРАДИ

    А сейчас мы напишем буквы Ю, ю печатные.

    Почему же буква Ю хитрая? (Потому что обозначает два звука, когда стоит в начале слова и после гласной.)

    Звуки обозначим буквами.

    Назовите второй слог (ла)

    Сколько звуков в этом слоге? (2)

    Сколько букв? (2)

    5. ЧТЕНИЕ СЛОВ ПО ВСПОМОГАТЕЛЬНЫМ ПОМЕТАМ

    Игра “Украсим елку”

    Какой приближается праздник?

    Если мы правильно прочитаем слово, то волшебные игрушки окажутся на ёлке.

    8.ЧТЕНИЕ ПОПЕВКИ “КОЛЫБЕЛЬНАЯ”

    V. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА.

    С какой гласной мы познакомились на уроке?

    Почему гласные е, я, ё, ю называют особенными? Ответ:

    в начале слова и после гласных ими обозначаются слияния, т.е. два звука – согласной и гласной [йе], [йа], [йо], [йу].