Болезни Военный билет Призыв

Большой дом литейный 4. Большой дом

История "Большого дома" началась в феврале 1917, когда был подожжен и разрушен символ свергнутой монархии - Окружной суд на углу Шпалерной и Литейного.

Рядом с Окружным судом на Литейном проспекте стояла Сергиевская Всей Артиллерии церковь. В народе - Артиллерийская". В самом начале 1930-х она была взорвана.

В 1931-1932 годах на месте этих двух зданий вдоль Литейного проспекта и квартале между улицами Воинова (ныне Шпалерная) и Чайковского (в прошлом Сергиевская) были выстроены два административных здания, объединенные общими переходами и коридорами. Они были соединены с еще одним зданием - старинной царской тюрьмой, расположенной на участке №25 по Шпалерной улице. Это т.н. ДПЗ (Дом предварительного заключения или "Домой пойти забудь" в мрачном фольклоре советского периода), знаменитая в свое время "Шпалерка".

Внутренний коридорчик между тюрьмой и админ.зданием известен по имени "Таиров переулок". Среди арестантов он также известен как "Мостик вздохов". Согласно тюремным правилам при встрече заключенных одно из арестанотов останавливали лицом к стене. Легкий вздох был единственным способом поприветствовать собрата по несчастью.

С 1932 года в помещениях всех трех зданий расположилось управление НКВД - зловещая организация, получившая в народе всевозсожные прозвища:

"Жандармерия"

""Девятый угол"

"Девятый вал"

"Мусорная управа"

"Черная сотня"

"Большой дом"

"Литейка"

"Белый дом"

"Серый дом"

"Собор Пляса-на крови"

"Дом на Шпалерной"

"Малая Лубянка"

В период строительства «Большого дома» все тротуары Шпалерной улицы были завалены гранитными плитами, демонтированными с ленинградских кладбищ, и сотни заключенных обрабатывали их: готовили для облицовки высокого первого этажа строящегося монументального здания, тщательно убирая все надписи с могильных плит. Когда стройка заканчивалась, в начале 1934 года в подавляющем большинстве квартир этого района были сняты телефоны, т.к. они потребовались для «Большого дома». По завершении строительства всего комплекса зданий туда переехало Ленинградское управление НКВД, размещавшееся ранее вместе со следственным изолятором на Гороховой улице. В дальнейшем Шпалерная улица, соединяющая «Большой дом» со Смольным, превратилась в важную правительственную магистраль и была одной из первых в городе полностью заасфальтирована.

Актовый зал "Большого дома":

Говорят, первоначально подвалы Большого дома были разделены на три отсека, в одном из которых и производились расстрелы. Сейчас он будто бы замурован.

Есть легенда, согласно которой между "Большим домом" и "Крестами" существовал подземный ход.

Будто бы в кабинетах следователей стояли большие книжные шкафы, которые на самом деле были пустыми внутри и служили для изощренных пыток над заключенными.

Сохранился леденящий душу рассказ о подводных призраках, с которыми столкнулся один водолаз. Он "чуть не сошел с ума от ужаса, когда увидел на дне Невы множество вертикально расположенных трупов. К их ногам был привязан груз и их подняло течением и трепало так, что мертвецы размахивали руками, качали головами, и получалась странная картина митинга мертвецов".

В начале ХХ века перед фасадом Арсенала на нечетной стороне Литейного стоял целый ряд старинных пушек, направленных дулами на здание Окружного суда. До того времени умники злословили "Пушки направлены на правосудие". Затем на месте суда появился "Большой дом" и пушки стали нацелены на него. Что при этом говорили неизвестно. Но пушки убрали в конце 1960-х годов.

На улице Шпалерной
Стоит волшебный дом:
Войдёшь в тот дом ребёнком,
А выйдешь — стариком

Автор - народ, который уже отсидел, но не в Бастилии...

Э тот дом знаменит и суров... даже когда просто проходишь мимо тревога ощущается.
Здание ОГПУ — НКВД-МГБ — ГУВД-КГБ — ФСБ ... у него серьезный послужной список))))

В XIX веке в районе нынешнего дома № 4 по Литейному проспекту располагался старый пушечный двор (Старый арсенал).

В 1865 году его отдали в распоряжение Окружного суда и Судебной палаты, где проходили самые известные политические процессы столицы. Через это место прошли многие участники российского освободительного движения — народники, участники «Земли и воли», «Народной воли», члены революционных групп 1890х-1910х гг.

Когда наступил лихой 1917 год, революционно настроенный народ сжег и разрушил ненавистное здание Окружного суда на Литейном проспекте - один из символов беззакония и террора свергнутой монархии.

Но, видимо, нехорошее это было место, или просто привычное, в любом случае именно здесь в 1932 году по проекту Н.А. Троцкого и архитекторов А. И. Гетелло и А.А Оль было построено здание Управления НКВД (а впоследствии - КГБ) - печально знаменитый "Большой дом", где творили террор и беззаконие поболе прежнего.

Объемное и плановое решение здания является примером поисков нового пути развития архитектуры в начале 1930-х годов. Архитектор Н. А. Троцкий, считал, что это здание — «один из первых памятников нового направления, основанного на классических формах». Дом смотрится совершенно инородным телом в этом месте. Если так и было задумано, то идея была реализована блестяще!

На стойке не экономили. Стиль - конструктивизм. Величественные, монументальные здания стали архитектурными доминантами Литейного проспекта. Главный фасад дома № 4 обращен к проспекту. Первый этаж здания облицован красным гранитом, угловые башни украшены большими остекленными поверхностями.

Через камеры в Большом доме и ДПЗ на Шпалерной прошли сотни тысяч человек — как выдающихся писателей, ученых, артистов, инженеров (среди них — Ольга Берггольц, Николай Заболоцкий, Георгий Жженов, Даниил Хармс, Сергей Королев), так и совершенно рядовых, «простых» людей, ни замешанных ни в общественной жизни, ни в принятии важных решений.

Выше внутренний тюремный двор дома предварительного заключения (ДПЗ). Это знаменитая «Шпалерка», расположенная на участке № 25 по Шпалерной улице. Её аббревиатура известна расшифровкой «Домой Пойти Забудь».

Так выглядели камеры и лестничные пролеты.

Держали арестованных и в самом "Большом доме". И даже проводили суды и приводили приговоры в исполнение.

Для упрощения работы репрессивных органов прямо во внутреннем дворе была оборудована специальная площадка для немедленного расстрела заключенных по приговору троек. В этих целях с участка двора, где проводились расстрелы заключенных, была проложена канализационная труба до Невы для стока крови.

Вид на здание с другой стороны Невы через Литейный мост.

Впоследствии, в годы перестройки, некоторые ленинградцы, потерявшие своих близких и не знавшие место их захоронения, в поминальные дни опускали в Неву венки на том участке, где эта сточная труба из двора «Большого дома» входит в Неву, недалеко от Литейного моста.

Если вернуться к самому зданию, то его отличительной чертой, безусловно, является прекрасная отделка и высокое качество выполнения фасадов и интерьеров. Высота наземной части дома - восемь этажей. На каждом этаже имеется небольшой холл с двумя круглыми столбами, облицованными черным мрамором.

Вдоль длинного коридора располагаются кабинеты, отделанные дубом. Здесь есть также зал заседаний, спортивный зал, столовая, библиотека и другие помещения. Седьмой и восьмой этажи здания занимает так называемый «красный» зал заседаний. Он имеет сцену и балкон, огражденный серым мрамором. Оконные проемы в зале - о пола до потолка, с узкими вертикальными полосками из матового стекла.

Наиболее интересно решен «Актовый» зал заседаний. Расположенный на седьмом этаже, он охватывает по высоте два этажа. Его архитектурное решение просто и торжественно.

Пространство прямоугольного в плане зала с балконом перекрыто ребристым железобетонным потолком. Стены облицованы искусственным мрамором розового цвета разной степени интенсивности.

В 1932 году на стене за сценой был установлен барельеф с изображением профиля В.И. Ленина. С этого же года в зданиях разместилось управление НКВД, позже сюда переехало управление КГБ.

Говорят, что на плоской крыше были теннистые корты и спортивные плозадки для спортивных занятий летом, но это сомнительно. А согласно еще одной из легенд, «Большой дом» под землей имеет столько же этажей, сколько над ней. Подвалы там есть, но не такие глубокие.

«Большой дом», как его стали называть в народе, стал знаком беды. В тяжелые годы репрессий через кабинеты этого дома прошли тысячи заключенных ленинградцев, многие из которых вскоре были расстреляны.

Во время войны в годы блокады на него не упала ни одна бомба. Причина - успешная специальная операция НКВД. Через пленных была передана дезинформация, что пленные немецкие офицеры находятся на самом верхнем этаже здания. В результате немцы пожалели даже соседние со зданием дома.

"Большой дом" - самый высокий дом в Ленинграде", - говорили ленинградцы - "из его окон Сибирь видно"...
Удивительно, но и об этом мрачном заведении рассказывали анекдоты:

Приезжий, гуляя по Литейному, спрашивает прохожего:
- Где здесь Госстрах?
- Где Госстрах - не знаю, - отвечает прохожий. - А Госужас - напротив!)))

Дом не дает покоя оппозиции и сейчас. Помнится тут даже табличку оригинальную прикрепили. Причиной акции послужило убийство Станислава Маркелова и журналистки Анастасии Бабуровой. Оппозиция провела митинги гнева и скорби, намекая на возможность "заказа" устранения журналистов со стороны этой структуры.

Надпись гласит: "В этом доме решают, сколько и кому жить. Не знаю, "решают" ли сегодня, но то что совсем недавно "решали", это факт. Скорее всего долго доска не провисела...

А еще в этом месте отличилась московская Арт-группа "Война". В которой были и будущие лишенцы -стриптизерши, танцевавшие в храме Христа-Спасителя.

Акция которую они провели называлась «Х*й в ПЛЕНу у ФСБ!». Она прошла в ночь на 14 июня 2010 года в Санкт-Петербурге в день рождения Че Гевары.

Активисты группы нарисовали гигантский фаллос на Литейном мосту. Все это происходило быстро, методом разлива краски из канистр. Рисунок размером 65 на 27 метров был сделан за 23 секунды. Мост разрисовывало 9 человек. Граффити безуспешно пытались смыть брандспойтами две пожарные машины.

Ночью, при разведении моста рисунок поднялся напротив здания ФСБ в СПб...

Один из участников акции, был задержан, его судили за мелкое хулиганство. Заплатил штраф.

А теперь оценка этой акции. Ее показали в новостях многих стран мира, нанеся Петербургу, как культурной столице большой ущерб... Событие "увековечено" в 100 марках, выпущенных Королевской почтой Норвегии)))) это был частный заказ для собора средств на помощь группе.

Не осталась незамеченной акция и в России. И даже в нашей "культурной среде")))) Акция получила ПРЕМИЮ "Инновация" в номинации "Лучшее произведение визуального искусства" . Источник - Интерфакс. Сумма премии - 400 тысяч рублей призовых. Спасибо руководителю Государственного центра современного искусства Михаилу Миндлину, как председателю комиссии)))))

Но это я отвлекся. А вот дом КГБ отнесся к этой акции совсем спокойно. Словно ничего и не произошло...

Инфа и некоторые фото (С) Википедия, Ольга Резникова «Тюрьмы Петербурга-Петрограда-Ленинграда», "Легенды Питера", сайт арт-группа "Война" и др. инет

Дома и постройки. История Литейного проспекта Санкт-Петербурга. См. начало ".

На улице Пестеля достаточно оживленное движе-ние. И все же на Литейном вас невольно ошеломляет бесконечно движущийся поток транспорта на проспек-те. Иногда возникает ощущение, что весь транспорт города устремился к Литейному. И действительно, вы поминутно замечаете помимо обычного транспорта мощные автофургоны междугородных и международ-ных перевозок, могучие автотрейлеры, везущие различ-ные землеройные механизмы и полуфантастичзские конструкции.

И этот с утра заведенный ритм не прекращается до позднего вечера. Таков уж характер Литейного, слагавшийся у него с давних пор. Еще в 1847 году на Литейном проспекте появились омнибу-сы, а в 1875-м — родоначальница трамвая конка, свя-завшая его с Технологическим институтом. Да и элект-рический трамвай Литейный проспект получил одним из первых. И сегодня по всему Литейному проложены трамвайные пути, расходящиеся от него в разные сто-роны.

От угла улицы Пестеля по нечетной стороне, начи-ная от дома № 23 до дома 35, идет сплошная, в одну линию панель жилой застройки. Все дома в прошлом доходные с вереницей магазинов, ателье, мастерских. Типичный пример столичного проспекта конца XIX — начала XX века. Каждый из этой группы домов наде-лен своими чертами, своеобразием архитектурного ре-шения. В них проявление и характера заказчика и темперамента архитектора. Большинство из этих зда-ний построено известными петербургскими зодчими.

В 1872 году В. А. Кенель, строитель здания цирка, надстроил, расширил и изменил обработку фасадов дома № 23, выходящего также на улицу Пестеля. Богато декорированный эклектичный фасад позднее был испорчен изменением витрин первого этажа, что серьезно исказило замысел архитектора.

Следующие два дома решены в строгих классиче-ских формах, давших новые импульсы зодчим второй половины XIX века. Перестройку дома № 25 несколько раньше, в 1868 году, также выполнил архитектор В. А. Кенель. А. X. Пелем возведен в середине века следующий жилой дом № 27 — типичный для той поры на Литей-ной стороне.

А соседний с ним (№ 29) построен в 1911—1912 го-дах по проекту одаренного, рано умершего архитекто-ра С. А. Моравицкого. Постройка выделяется лако-ничностью, соразмерностью частей, исключительным благородством тона, полученного удачным сочетанием гранитной облицовки разных оттенков с декоративной каменной штукатуркой. Это одно из лучших зданий на Литейном.

Применение в различных вариациях гранитной об-лицовки с каменной, или, как еще называют, террази- товой штукатуркой, является отличительной чертой модерна. Именно с модерна пошло широкое примене-ние декоративных штукатурок на фасадах домов. По-строенный Моравицким шестиэтажный дом стал об-разцом искусного сочетания камня и штукатурки в архитектуре модерна. После смерти Моравицкого рабо-ты по дому № 29 завершал опытный военный инже-нер И. Л. Балбашевский, автор своеобразного по своей цельности жилого массива на углу Боровой и Расстан- ной улиц. Для дома № 29 характерна и художествен-ная обработка дворовых фасадов.

В связи с обзором архитектурных особенностей Дома офицеров мы уже коснулись так называемого «русского стиля» в архитектуре второй половины XIX века. И вот вторым, весьма своеобразным приме-ром этого стиля на Литейном проспекте является дом № 31, построенный в конце 1870-х годов для Челове-колюбивого общества по проекту видного мастера это-го стиля архитектора Ф. С. Харламова.

Обычно наиболее ярко «русский стиль» проявляется в архитектуре культовых, а также крупных общественных зданий (как, например, в ряде построек общественных комп-лексов и воинских казарм Царского Села). Архитектор Ф. С. Харламов весьма своеобразно и талантливо ис-пользовал «русский стиль» в решении фасада большого доходного дома. Конечно, здесь архитектура несет больше изобразительности, внешней эффектности, не-жели той функциональности, пусть и стилизаторской, которую предлагали творцы стиля в середине века для создания дворцов, музеев, театров, церквей, банков. И тем не менее стилизация архитектурного убранства под богатую пластическую филигрань древнерусского зодчества в этом доме дала яркое запоминающееся ре-шение фасада.

Следующий дом, № 33, с обильной рустовкой,— бывший доходный. Он построен в 1830-х годах, пере-строен архитектором П. И. Балинским в конце XIX ве-ка. Дом интересен тем, что здесь в 1917—1918 годах жил выдающийся русский и советский поэт Сергей Есенин. На фасаде с 1971 года висит мемориальная доска из серого гранита с вырубленным на ней пояс-ным портретом поэта. Впервые Есенин приехал в Пе-тербург в марте 1915 года, в октябре вместе с Н. Клюе-вым и С. Городецким выступал на вечере поэтов объ-единения «Краса» в зале Тенишевского училища на Моховой улице, 33—35. Это был первый публичный успех поэта, впоследствии не раз выступавшего в этом зале вместе с А. Ахматовой, А. Блоком и другими ли-тераторами. А в 1917—1918 годах поэт активно сотрудничал в петроградских альманахах «Красный звон», «Русский современник», «Звезда» и других.

В последние годы общественность Ленинграда ак-тивно выступает за создание музея Сергея Есенина в этом доме. Создан уже клуб Есенина. Толчком к это-му послужил снос бывшей гостиницы «Англетер», где оборвалась жизнь поэта. В те дни много говорили о том, что дом, где человек покончил с жизнью, не ме-сто для почитания. В таком случае дом на Литейном как раз и может стать таким мемориалом. С именем Есенина в городе на Неве связано так много, что есть все возможности для создания живого творческого культурно-просветительного центра. Ведь литературных музеев в Ленинграде мало. И потому, наверное, дом Булатова — уникальный литературный памятник, ка-ких немного во всей России, заслуживает музеефика- ции. И естественно было бы на Литейном и прилегаю-щих улицах создать комплекс литературных музеев с центральными звеньями — музеем Некрасова и пока несуществующим музеем Салтыкова-Щедрина.

А в 1982 году появилась на доме № 33 вторая ме-мориальная доска, посвященная памяти видного совет-ского писателя К. А. Федина. Она была открыта к 90-летию писателя. В этом доме Федин жил с 1919 года до своего отъезда в Москву в 1938 году. Здесь были написаны романы «Города и годы», «Братья», «Похи-щение Европы».

В квартире № 4 этого дома с 1919 года жил выдаю-щийся советский специалист-подводник Александр Николаевич Гарсоев (1882—1934). Во время первой ми-ровой войны Гарсоев командовал русским подводным флотом, став по существу одним из его создателей. Скромность сочеталась в нем с беспримерной храбро-стью. Друзья в шутку называли его Барсоевым, отда-вая тем самым дань смелости и хладнокровию подвод-ника. В 1920-х годах он возглавлял секцию подводно-го флота в научно-техническом комитете Военно-Мор-ских Сил СССР, преподавал в Военно-морской акаде-мии. Его деятельность имела исключительно важное значение в создании первых советских подводных лодок.

Район: Центральный

Адрес: Санкт-Петербург Литейный проспект

7 ноября 1932 года в Ленинграде на литейном проспекте 4, открыто здание полномочного представительства Огпу в ленинградском военном округе. В народе его окрестили большим домом. Сегодня в нем размещается петербургское управление фсб.


В 1931-1932 годах на месте сожжённого в 1917 г. здания окружного суда (здание старого арсенала - в. и. Баженова) на литейном проспекте (проспекте Володарского) номер 4 в квартале между улицами шпалерной (ул. воинова) и захарьевской (ул. каляева), по инициативе с. М. Кирова было выстроено административное здание, предназначенное для Огпу - Нквд. Заложенное в 1931 году, оно было открыто 7 ноября 1932 года (проект архитекторов а. и. гегелло, а. а. Оля, Н. а. Троцкого с участием Н. Е. лансере, Ю. в. щуко, а. Н. душкина и др. В комплекс зданий, принадлежавших Огпу - Нквд, входят также "Дом Пропусков" на литейном проспекте 6, построенный и. Ф. Безпаловым в 1930-е гг. на месте сергиевской всей артиллерии церкви, и старое здание царской тюрьмы - дом предварительного заключения (ДПЗ) - знаменитая "шпалерка", расположенной на участке номер 25 по шпалерной улице. Её аббревиатура известна расшифровкой "Домой Пойти Забудь" и "шпалерными тройками" - внесудебными органами из трёх человек, назначенными от Нквд, ВКП (б) и прокуратуры.
Отделка и качество работ интерьеров и фасадов отличают этот памятник советской архитектуры от других зданий Ленинграда 1930-х годов. Решенный в монументальных формах конструктивизма и выходящий сразу на три городские магистрали, он занял ведущее положение в окружающей архитектурной среде и давно стал доминантой литейного проспекта.
Объемное и плановое решение здания является примером поисков нового пути развития архитектуры в начале 1930-х годов. Один из авторов проекта, архитектор Н. а. Троцкий, считал, что это здание - "Один из Первых Памятников Нового Направления, Основанного на Классических Формах".
Внешняя архитектура здания проста и монументальна. Оно имеет симметричную объемно - пространственную структуру и лаконичный силуэт. Главный мотив центрального фасада состоит из чередующихся высоких пилонов и окон. Их подчеркнуто вертикальный ритм сочетается с горизонтальным несколько утяжеленным первым этажом, облицованным красным гранитом. Выразительны вертикальные объемы, угловые башни, контрастирующие своей остекленной поверхностью с центральной и боковыми частями. В то же время они спаяны в единую уравновешенную архитектурную композицию.
Главный фасад здания с парадным вестибюлем выходит на литейный проспект. Архитектурно-пространственное решение вестибюля в уменьшенном объеме повторяется на всех остальных восьми этажах. На каждом этаже имеется небольшой холл с двумя круглыми столбами, облицованными искусственным мрамором черного цвета, который удачно сочетается с цветом стен, облицованных также искусственным мрамором светло-серого цвета с темными прожилками. Длинные коридоры с торцов и лестничных клеток освещаются. Вдоль коридоров по обеим сторонам расположены кабинеты, отделанные дубом. Мебель и архитектурное решение интерьеров составляют единый ансамбль.
В состав помещений здания входят зал заседаний, столовая, спортивный зал, библиотека и др. Наиболее интересно решен "Актовый" зал заседаний. Расположенный на седьмом этаже, он охватывает по высоте два этажа. Его архитектурное решение просто и торжественно. Пространство прямоугольного в плане зала с балконом перекрыто ребристым железобетонным потолком. Стены искусственным мрамором розового цвета разной степени интенсивности облицованы. Ограждение балкона выполнено из серого мрамора. Ритм отделки зала построен на чередовании вертикальных боковых простенков с оконными проемами, идущими от пола до потолка. Этот прием подчеркивается врезанными в простенки узкими вертикальными полосками из матового стекла, за которыми скрыто освещение. Две горизонтальные полосы встроенного освещения пересекают потолок по всей его длине. На стене, за эстрадой, находится барельефный профиль в. и. Ленина, выполненный в 1932 году из белого цемента, окрашенного в желтоватый тон. Автор барельефа - скульптор т. кспинов.
С 2001 года большой дом включён в перечень объектов исторического и культурного наследия общероссийского значения в Петербурге.
Согласно одной из легенд, "Большой дом" под землей имеет столько же этажей, сколько над ней. В фольклоре это легендарное обстоятельство превратилось в расхожий символ: - какой самый высокий дом в Ленинграде? - большой дом на литейном. Из его подвалов виден Магадан.
Известно, что за все время блокады в дом на литейном не попала ни одна бомба. По утверждению Н. а. синдаловского, существовала легенда, что на верхнем этаже "Большого Дома" якобы содержались пленные немецкие офицеры, и немецкие лётчики, зная об этом живом щите, устроенном чекистами, щадили здание. От_подписчика интересное_вч.


Я уже несколько раз рассказывал об истории зданий старой Москвы, а сегодня хочу поговорить о нашей Северной столице. На тему отличий москвичей и ленинградцев сложена масса историй - взять хотя бы небезызвестные «батон и булка», «поребрик бордюр». Может, все дело в климате, и вечное серое небо диктует ленинградцам свои правила, заставляя тоньше чувствовать?.. Не знаю, но, в общем и целом, они такие же как и мы - из одной плоти и крови. И это особенно хорошо было заметно во времена репрессий, когда не было никакой разницы, кто ты, откуда родом и как ты говоришь - «булочная» или «булошная»: конец, как правило, был один.

Сегодня я расскажу вам об одном ленинградском здании, которое до сих пор навевает ужас на ленинградцев, особенно тех, кто знает о репрессиях не понаслышке - на детей, внуков и даже правнуков репрессированных. Это - «Большой дом», в котором сейчас находится ФСБ.


Здание на Литейном ведет свою историю с начала 1917 года, когда символ поверженной монархии, Окружной суд, был подожжен, а затем разрушен. «До основанья», как завещал Интернационал.

В это же время по всему Ленинграду жгли полицейские участки, суды и тюрьмы; есть версия, что такая непримиримая ненависть пролетариев к службам правопорядка была совсем не случайной: большинство революционеров перед означенными событиями работали на две стороны и были сексотами, то есть секретными сотрудниками царской охранки. За свою работу они получали гонорар, и платежные ведомости, в которых они за него расписывались, им хотелось уничтожить как можно скорее.
По соседству с Окружным судом стояла Сергиевская церковь Всея Артиллерия, в народе именуемая Артиллерийской.

Она была взорвана в тридцатых годах, и на месте двух зданий на Литейном был построен комплекс из двух зданий, объединенных переходами. Эти здания соединялись с третьим - тюрьмой на Шпалерной улице, так называемым «ДПЗ» (в народном фольклоре - «Домой пойти забудь», в расшифровке - Дом предварительного заключения. В народе ДПЗ часто называлось «Шпалерка», были даже такие мрачные стихи: «Шпалерка, шпалерка, железная дверка…»

Коридор, соединяющий административное здание и тюрьму, известен как «Таиров переулок», или «Мостик вздохов»: по тюремным правилам заключенным запрещалось как-то контактировать при встрече: когда их ставили лицом к стене, единственной возможностью приветствия товарища по несчастью был легкий вздох.

В 1932 году все три здания заняла организация НКВД, в народе получившая такие прозвища, как "Мусорная управа", "Жандармерия", "Собор Пляса-на крови", "Малая Лубянка" и, наконец, "Большой дом" - с легкой руки ленинградцев все здания НКВД в России стали именовать не иначе как «Большие дома».

На улице Шпалерной
Стоит волшебный дом.
Войдешь туда ребенком,
А выйдешь стариком.

Во времена строительства «Большого дома» вся Шпалерная улица, на которую выходило одно из зданий, была завалена демонтированными с кладбищ надгробиями: заключенные убирали с могильных плит надписи, чтобы потом облицевать ими фасад зданий. В 1934 г, когда строительство было близко к завершению, в большинстве квартир района были демонтированы телефоны: «Большому дому» они были нужнее, чем жителям округи.

«Большой дом» стал для ленинградцев символом террора и беззакония; помочь справиться с ужасом помогал черный юмор, например, анекдоты.

Армянское радио спрашивают:

- Что это такое - комочек перьев, а под ним ужас?
- Это воробей, который сидит на крыше «Большого дома»

Выходящий с Финского вокзала спрашивает у прохожего:
- Скажите, а где здесь Госстрах?
Прохожий, показывая на другой берег Невы:
- Не знаю, где Госстрах, а вот госужас – напротив.

Есть легенда, что под землей «Большого дома» находится столько же этажей, сколько и наверху. Это отражено в народном фольклоре:
- Какой дом является наиболее высоким в Ленинграде?
- «Большой дом»: из его подвалов видна Сибирь.

- Вы знаете Рабиновича? Он еще раньше жил напротив «Большого дома»? Так вот, он теперь живет напротив напротив своей бывшей квартиры.

При строительстве подвалы «Большого дома» были поделены на несколько отсеков, в одном из которых осуществлялись расстрелы. Говорят, что сейчас «расстрельное место» замуровано. Стоящие в кабинетах следователей шкафы, по слухам, были пустыми: в них над заключенным производились пытки.
Ленинградцы утверждают, что в здании на Литейном была установлена электрическая мельница, которая хладнокровно перемалывала тела замученных узников режима; их останки будто бы сливались по специальной трубе прямо в Неву. По легенде, цвет воды напротив «Большого дома» именно поэтому и имеет такой красно-кирпичный оттенок. Что интересно, во время блокады ни одна бомба в дом на Литейном не попала: говорят, что это связано с «живым щитом» - будто бы на последних этажах здания держали пленных офицеров, и фашисты об этом знали.

Говорят, что жизнь строителей «Большого дома» оборвалась в его пыточных камерах. Но мы вряд ли узнаем, насколько правдивы все эти легенды: новые хозяева здания позаботились о том, чтобы все секреты были надежно сохранены.

Народный фольклор до сих пор время от времени обращается к деятельности одного из самых одиозных и страшных учреждений советской власти. Фольклор не оценивает и не судит, - он просто констатирует.

На двери «Большого дома» написано: «Посторонним вход воспрещен». Останавливаются двое прохожих и один другого спрашивает:
- Если было бы разрешено, ты бы сам вошел?

У входа в «Большой дом» висит объявление: «Звонок не работает. Стучите по телефону».

И, проходя мимо здания ФСБ на Литейном, я каждый раз думаю о том, что мне повезло родиться в хорошее время. Время без доносов, «черных воронков» и постоянного ужаса при стуке в дверь. Мне даже страшно подумать о том, какая аура сейчас висит над «Большим домом»: я вообще не очень верю во всю эту эзотерику, но, когда смотришь на это здание, в мире будто темнеют краски.

Также читайте еще много интересного в блоге по тегам "архитектурные путешествия" и "мировая архитектура".

Подписаться в три клика на обновления моего блога в жж - невероятно просто, но зато читать каждый день невероятно приятно!