Болезни Военный билет Призыв

Блок мне страшно с тобой. Он медным голосом зовет. Анализ стихотворения Блока «Мне страшно с Тобой встречаться…»

Мне страшно с Тобой встречаться.
Страшнее Тебя не встречать.
Я стал всему удивляться,
На всем уловил печать.

По улице ходят тени,
Не пойму - живут, или спят.
Прильнув к церковной ступени,
Боюсь оглянуться назад.

Кладут мне на плечи руки,
Но я не помню имен.
В ушах раздаются звуки
Недавних больших похорон.

А хмурое небо низко -
Покрыло и самый храм.
Я знаю: Ты здесь. Ты близко.
Тебя здесь нет. Ты - там.

Анализ стихотворения «Мне страшно с Тобой встречаться» Александра Блока

Стихотворение «Мне страшно с Тобой встречаться…» было написано Блоком в 1902 г. и вошло в дебютный сборник его произведений. Характерной особенностью является чрезмерное увлечение поэтом символизмом и преклонение перед образом Вечной Женственности.

В реальной жизни воплощением идеального женского образа для Блока стала Л. Д. Менделеева. Отношения между ними были довольно странными, порою просто комичными. Менделеева была обычной девушкой, мечтающей о настоящей любви. Блок полностью находился во власти созданных в собственном воображении образов. Свою избранницу он считал неземным существом, на нее не должны были распространяться законы реального мира. Фактически он вынудил Менделееву выйти за него замуж, угрожая покончить жизнь самоубийством. В этом духе выдержано стихотворение «Мне страшно с Тобой встречаться…».

Любой влюбленный мужчина в какой-то степени боготворит любимую женщину. Блок впадает в абсолютную крайность. В самом названии заложено удивительное утверждение: страх от встречи с любимой. Во второй строке с помощью антитезы поэт смягчает фразу: «страшнее Тебя не встречать».

«Любовное» произведение в целом довольно необычно. Оно не содержит никаких указаний не только на физический облик девушки, но даже на ее внутренний мир. Это объясняется увлечением Блока философией В. Соловьева, которую он переработал в соответствии со своим врожденным мистицизмом. До 1905 г. Блок полностью абстрагировался от физического мира и не признавал его. Все окружающее для него представлялось в виде туманных символов и образов. Центральная часть стихотворения отражает эти взгляды: «ходят тени», «не помню имен». Совершенно неожиданно для влюбленного человека «раздаются звуки… больших похорон». Даже священное место, возле которого находится автор, не связано в его сознании с чем-то светлым. Храм накрывает «хмурое небо».

Такое мистическое настроение Блока подтверждается в финале произведения с помощью еще одной антитезы: «Ты близко. Тебя здесь нет». Даже учитывая, что в это время Менделеева не отвечала Блоку взаимностью, стихотворение «Мне страшно с Тобой встречаться…» далеко от любовной лирики и производит очень тяжелое впечатление.

Знаменитый российский поэт Александр Александрович Блок, родился 16 ноября в 1880 году в городе Санкт-Петербурге. Мать Александра Александровича Блока звали Александра Андреевна Бекетова, отца будущего поэта звали Александр Львович Блок. Вскоре мать Александра Блока ушла к другому мужчине, к молодому офицеру Кублицкому-Пиоттуху, забрав с собой сына. Фамилия и отчество мать дала своему ребенку от первого мужа.

Детство Александра Блока, проходило на окраине города Санкт-Петербурга в Гренадерских казармах. Учился Александр Блок в Введенской гимназии, на каникулах уезжал в Шахматово, подмосковное имение деда.

Еще в самом раннем возрасте, Александр Блок увлекался творчеством, а в частности поэзией. Свои первые стихи Александр написал еще в пятилетнем возрасте, а в десять лет он уже выпустил два номера журнала “Корабль”.

Александр Александрович Блок писал свои бессмертные стихотворения в основном о своих чувствах и мыслях, которые буквально вырывались у него из глубины души. Вот одно из таких стихотворений, которое называется “Мне страшно с Тобой встречаться”.

Мне страшно с Тобой встречаться. Страшнее тебя не встречать. Я стал всему удивляться, на всем уловил печать. Судя по всему, в первых строках стихотворения знаменитый поэт Александр Александрович Блок, описывает свои ощущения, от действия которых приходит в ужас, чувствуя неладное. Но изначально не понятно, о ком в стихотворение идет речь.

Далее поэт пишет. По улице ходят тени, не пойму, живут или спят. Прильнув к церковной ступени, боюсь оглянуться назад. Исходя из этих строк, становится понятно, что поэт описывает сверхъестественное явление, которого ужасно боится, и что бы защитить себя от него, он обращается к церкви, не оглядываясь назад, что бы не видеть происходящего.

Далее поэт поясняет. Кладут мне на печи руки, но я не помню имен. В ушах раздаются звуки, недавних больших похорон. Из этих строк становится понятно, что поэт описывает умерших людей, которые преследуют его.

В завершающих строках автор пишет. А хмурое небо низко – покрыло и самый храм. Я знаю: Ты здесь. Ты близко. Тебя здесь нет, ты – там. В этих строках Блок описывает происходящую ситуацию, чувствуя душу умершего человека, которого, по всей видимости, знал. Так же у него возникают такие ощущения, что душа, ушедшая в мир иной, наблюдает за ним из другого мира.

Александр Александрович Блок, ушел из своей жизни 7 августа в 1921 году связи с тяжелым сердечнососудистым заболеванием. Некоторые очевидцы считали, что поэт перед своей смертью сошел с ума, но это утверждение оказалось ложным.

Мотив ожидания, становящегося все более напряженным по мере приближения встречи («Предчувствую Тебя…»), соединяется со страхом («Но страшно мне…»), что придает лирическому сюжету особый драматизм, который подчеркивается повторением образа-символа «весь горизонт в огне», эпитетами «нестерпимо», «горестно», «низко», контрастирующими со словами «ясен», «лучезарность». Страстно жаждущий вочеловечения идеала, лирический герой боится разочароваться, обмануться, ибо, обретя земное воплощение, Прекрасная Дама может оказаться несхожей с его представлениями о ней, утратит свою «идеальность», свою божественность. Так, рядом с желанием встречи возникают глубокие сомнения в ее осуществимости, в достижимости воссоединения земного и небесного.

Огонь – символ Духа, Бога… Символ торжества света и жизни над мраком и смертью, символ всеобщего очищения.

Но потом Ее облик начинает двоиться, ибо он и сам раздвоен.

В духовном плане – он набожный и чистый инок, живущий в монастыре, молящийся в храме.

В стихотворении «Люблю высокие соборы, душой смиряясь, посещать», мы читаем признание: Боюсь души моей двуликой… Таким образом, в «Стихах» начаты все пути дальнейших поэтических странствий Блока. В этой книге «великий свет и злая тьма» - вершина мистического восхождения и головокружения над пропастью.

«Мне страшно с Тобой встречаться…»

Мне страшно с Тобой встречаться.

Страшнее Тебя не встречать.

Я стал всему удивляться,

На всем уловил печать.

На улице ходят тени,

Не пойму – живут, или спят.

Прильнув к церковной ступени,

Боюсь оглянуться назад.

Кладут мне на плечи руки,

Но я не помню имен.

В ушах раздаются звуки

Недавних больших похорон.

А хмурое небо низко –

Покрыло и самый храм.

Я знаю: Ты здесь. Ты близко.

Тебя здесь нет. Ты – там.

В этом стихотворении отсутствует цветовая символика. Но в сравнении с первыми стихотворениями цикла особенно явственно «вступление» реального мира в мир «Прекрасной Дамы».

Стихотворение начинается с резкой антитезы: «Мне страшно с Тобой встречаться // Страшней тебя не встречать», - и с первой же строки в нем начинает главенствовать мотив страха. Образный строй этого стихотворения, одного из завершающих цикл, контрастно противопоставлен образному строю стихотворений «Вхожу я в темные храмы…», «Я, отрок, зажигаю свечи…».

Изменяется цвет («хмурое небо»), звук (звуки похорон), и хотя сохраняется предметный ряд, связанный с образами храма, он получает дополнительную психологическую окраску: вместо «сияния красных лампад» – «хмурое небо низко накрыло и самый храм». Строка «Ты здесь. Ты близко» выражает уверенность героя в существовании идеала, но в финальной строке («Тебя здесь нет. Ты там») звучит отчаяние, ощущение невозможности земного воплощения Вечной Женственности. Краткие фразы и возникающие между ними паузы передают предельное волнение лирического героя. Лирический сюжет осложняется появлением теней.

В других стихотворениях цикла взгляд героя был устремлен в неземное пространство, к высшей реальности. Здесь впервые возникают еще неясные очертания реальности земной, которая мешает желанной встрече. Взор поэта все настойчивее обращается к окружающему миру; как следствие, нарастают сомнения в возможности скорого вочеловечения романтического идеала. Герой оказывается перед выбором: остаться в мире идеальных иллюзий или окунуться в мир земных стихий.

С этим моментом выбора связан завершающий первый том цикл с выразительным названием «Распутья».

Фабрика

В соседнем доме окна жолты.

По вечерам – по вечерам

Скрипят задумчивые болты,

Подходят люди к воротам.

И глухо заперты ворота,

А на стене – а на стене

Недвижный кто-то, черный кто-то

Людей считает в тишине.

Я слышу все с моей вершины:

Согнуть измученные спины

Внизу собравшийся народ.

Они войдут и разбредутся,

Навалят на спины кули,

И в жолтых окнах засмеются,

Что этих нищих провели.

Если в «Стихах о Прекрасной Даме» взгляд поэта был устремлен ввысь, к церковному своду, небу, то в этом стихотворении он смотрит вокруг себя («В соседнем доме…») и даже как будто сверху вниз, вглядываясь в черты земной реальности («Я слышу все с моей вершины»). Это определило изменение предметного ряда (болты, ворота, кули) и цветовой гаммы («жолты», «черный кто-то»). Эпитет «жолтый», обрамляющий стихотворение, привносит в создаваемую картину ассоциацию болезненности, нездоровой лихорадочности, а благодаря необычному написанию эпитет приобретает значение символа некой зловещей силы. С миром зла связан и другой символический образ – «недвижный кто-то, черный кто-то». Этот символ не стоит трактовать буквально. Конечно, можно представить себе страшное здание фабрики, проглатывающее приходящих рабочих, но эта картина не исчерпает всего содержания образа. Скорее, это символ некоего мирового, мистического зла.

Называя жертв этого зла людьми, народом, нищими, Блок не использует слово «рабочие». Вообще, обращаясь в конце первого тома к социальной действительности, поэт не дает ее явлениям социальных, реалистических мотивировок.

Стихотворение «Фабрика» можно рассматривать как символическое изображение столкновения страдающего, обманутого человека с силой зла, воцарившейся в мире.

Цикл «Распутья» знаменует поворот Блока от идеального мира Прекрасной Дамы к миру земных стихий.

Общие выводы

Проанализировав основные стихотворения цикла «Стихи о Прекрасной Даме» в контексте цветовой символики, использованной Блоком, я пришла к выводу, что одним из главных способов выражения своих взглядов, для Блока, является цвет. С помощью цветовой палитры он передает свое мнение, свои взгляды, свое понимание того или иного явления, выражает свое отношение.

В основном значение цветов в контексте стихотворений совпадает с наиболее частыми трактовками этих самых цветов. Например, наиболее часто употребляемый белый подчеркивает душевную красоту, чистоту, невинность образа Прекрасной Дамы, ее божественное происхождение, указывает на ее принадлежность к потустороннему миру, к которому автор стремится, но никогда не может достичь.

Красный, для Блока, ассоциируется с Божественной любовью, с теплом, которое он надеется получить от своей Прекрасной Дамы, т.е. с взаимностью. Красный также используется у Блока для обозначения чего-то тайного, сокровенного, очень личного, скорее всего он связан с мечтами и надеждами относительно возможности встречи с девушкой своей мечты, с возможностью соединения земного и небесного образов в одной женщине. А это самый главный вопрос, который занимал Блока: изменится ли образ Прекрасной Дамы? Что в нем будет преобладать – земное или небесное? Имеет ли этот образ право на существование в нашем жестоком, темном, «страшном» мире?

Как один из оттенков красного Блок часто использует розовый как цвет воскресения, цвет плоти, т.е. чего-то осязаемого, реально существующего.

Так же я пришла к выводу, что весь цикл Блок построил на контрастах и противопоставлениях. Противопоставляются цвета и образы, чувства. Это отражает мир Блока в момент создания этого цикла, т.к. в Блоке шла непрерывная борьба с самим собой. Наверное, поэтому этот цикл считается автобиографическими записками, т.к. все, что происходило с Александром Александровичем за два года создания цикла, нашло отражение в его стихах. И каждый жест Людмилы Дмитриевны Менделеевой, ее отношение, поведение – все это находило отражение в лирике того периода.

Именно для выражения этого страха и неопределенности Блок использует синий цвет и его оттенки, каждый раз смещая равновесие к одному из миров (более светлый оттенок – мир надреальный, более темный оттенок – мир подреальный), тем самым выражая свои страхи и ощущения.

Стихотворение Александра Блока «Мне страшно с Тобой встречаться» посвящено его будущей жене (Любовь Менделеева) и написано в 1902 году почти ровно за год до их венчания в Боблово. В строках великий символист передаёт те ощущения, которые они испытывает в отношениях со своей невестой.

На этом этапе отношений у Блока двоякие чувства к Менделеевой. Это хорошо заметно уже из первых строк произведения:

Страшнее Тебя не встречать.

Причина страха

При встречах, поначалу, Блок чувствовал себя не в своей тарелке, но разлука пугала его ещё больше. Наверное, так и должны рождаться настоящие чувства.

Во втором четверостишье на сцену выходят церковные ступени, которые символизируют попытку спросить совета у Бога. Автор обращается к Богу, спрашивая, как ему поступить, что делать на этом жизненном перепутье. Боязнь оглянуться назад также понятна - это страх остаться в одиночестве, которое окружало поэта ещё недавно.

Интересно третье четверостишье, где хорошо заметен «фирменный» символизм поэта.

Кладут мне на плечи руки,

Но я не помню имен.

Отношения с Менделеевой

Возможно, это воспоминание о прежних встречах с другими дамами. Менделеева настолько закрыла их собой, что автор стихов даже не помнит имён своих прежних подруг. В душе они давно похоронены, а на их кладбище всходят ростки новых отношений. Надо сказать, что новые отношения останутся на всю жизнь, Менделеева будет верной подругой Блока, и останется ему верна даже после смерти поэта.

В последнем столбце автор возвращается к теме начала стихотворения. В начале было страшно и с ней и без неё, в конце героиня одновременно находится в храме и вне его. Возможно, этим Блок показывает многогранность Любови, храм - это душа, вне его физические утехи и страдания. Героиня одновременно далека от автора и близка с ним. Это ещё раз подчеркивает сложность отношения этого этапа.

Красивый образец ранней любовной лирики Блока, в котором уже чувствуется рука мастера, способного в нескольких строках показать всю глубину отношений.

Мне страшно с Тобой встречаться.
Страшнее Тебя не встречать.
Я стал всему удивляться,
На всем уловил печать.

По улице ходят тени,
Не пойму — живут, или спят.
Прильнув к церковной ступени,
Боюсь оглянуться назад.

Кладут мне на плечи руки,
Но я не помню имен.
В ушах раздаются звуки
Недавних больших похорон.

А хмурое небо низко —
Покрыло и самый храм.
Я знаю: Ты здесь. Ты близко.
Тебя здесь нет. Ты — там.