Болезни Военный билет Призыв

Беседа на тему культура общения. Занятие для старшеклассников «Поговорим о культуре общения. Прощание перед сном

Беседа о культуре поведения и общения.

«Правила, обязательные для всех»

Ребята, посчитайте, со сколькими людьми вы встречаетесь каждый день. Дома вы общаетесь с родителями, братьями, сёстрами, с соседями; в школе- со многими учителями, школьными товарищами, поварами, библиотекарем и т.д.; в магазине с продавцами, кассирами, незнакомыми людьми; на улице с прохожими, старыми, молодыми, взрослыми, сверстниками.

Трудно сосчитать, сколько людей за день увидишь; с одним только поздороваешься, с другими поговоришь, поиграешь, третьим ответишь на вопрос, к кому-то сам обратишься с просьбой. А это значит, что человек находится в постоянном общении со знакомыми и незнакомыми людьми дома, в школе, на улице, в магазине, в транспорте и т.д.

Каждый бывает в роле старшего и младшего, требующего и исполняющего, оценивающего. И все мы знаем, что поведение другого человека, приветливо или грубо сказанное слово нередко оставит в душе след на целый день. Часто хорошее настроение у человека зависит от того, оказали ли ему внимание, были ли с ним приветливы, доброжелательны при общении, и как обидно бывает от невнимательности, грубости, злого слова. Вежливое, внимательное и доброжелательное отношение к другим людям проявляться и в поступках, и в словах, а также в тоне разговора с ними.

Жизнь в обществе требует, чтобы все люди выполняли правила общения, обязательные для всех - для взрослых, для мальчиков и девочек, для спокойных и шаловливых. Для всех. Их надо выполнять всегда.

Кто знает, какие же это правила?

1. ПРАВИЛО ВЕЖЛИВОСТИ.

Ребята, а что значит быть вежливым?

Это вежливо обращаться к другим людям; правильно вести себя в чужом доме; быть гостеприимным хозяином; уметь слушать других; кого можно называть на «ты», а к кому обращаться на «вы»; уметь сдерживаться, не быть вспыльчивым, раздражительным.

Ребята, вот вы бываете на улице, в магазине, в школьной раздевалке, в столовой, ходите в театры, в кино. И вот скажите, всегда ли дети, ведут себя вежливо?

Ребята, а вы знаете, что вежливость проявляется и в соблюдении правил приветствия взрослых и сверстников, при встрече с ними, обращении к ним с просьбой, благодарностью, в умении пользоваться словами вежливости.

А какие слова вежливости вы знаете, и где эти слова употребляются?

А как эти слова называют по-другому, почему?

А кто знает, как надо здороваться со старшими? (Нужно остановится, поздороваться, приветствуя взрослого, нужно назвать его по имени и отчеству. Со старшими нужно здороваться первым, но никогда не следует первым подавать руку.)

Ребята, скажите, что вы будете делать, если в комнату вошёл взрослый?

Скажите, а кому нужно обращаться на «вы»? (ко всем старшим и незнакомым.)

Если вы обращаетесь с вопросом к взрослому, то нужно попросить на это разрешение, сказав: « Разрешите спросить» или « Будьте добры сказать…», «Прошу вас, скажите пожалуйста».

При просьбе к старшим или к товарищам нужно не забывать говорить слово « Пожалуйста». Вежливость должна быть по отношению к сверстникам, товарищам. Не должна допускаться грубость, обидных прозвищ, кличек. От мальчиков тоже требуется «рыцарское» отношение к девочкам; умение пропустить девочку вперёд, уступить ей место, подать пальто и т.д. Но и девочки должны уметь быть вежливыми, знать слова благодарности.

А сейчас давайте устроим небольшую игру. Но а я посмотрю можете ли вы поступать вежливо. Я начну небольшой рассказ, а вы по очереди его продолжите.- Однажды Вова решил пойти к товарищу в гости. А взрослых никого дома не было. Уходя из дома… (Посмотрел опрятно ли он выглядит, привёл в порядок свою одежду, написал записку маме - куда он пошёл и когда придёт) -Вова пришёл к Вите. Дверь отворила его мама. Вова сказал… (дети продолжают) -Витина мама через некоторое время позвала мальчиков пить чай. Вова сел за стол и… (дети рассказывают, как Вова должен был вести себя за столом).

2. ПРАВИЛО ТОЧНОСТИ.

Ребята, как вы думаете, что значит правило точности?

Труд, общественная работа, игра, развлечения, занятия и т.д. часто бывают коллективными, когда от каждого зависит общий успех. Поэтому воспитанный человек должен быть точным. Точность нужна во всём: в работе и учении, в приходе к определённому сроку в школу, на собрание, в кино, в театр. Точность должна быть в исполнении обещаний. Дал слово - исполни, обещал прийти- приди вовремя.

Ребята, представьте вот такую ситуацию.

В классе должен пройти какой-то утренник, на который были приглашены гости. И вот кто-то из участников не выучил своих слов. Но зато, когда раздавали слова, он громче всех кричал, чтобы ему дали слова, и обещал, что он их обязательно выучит. Мало того он даже и не пришёл.

Может быть, его слова главные в этом утреннике. От этого может и утренник не получиться как надо или совсем сорваться. И от этого у всех испортится настроение, и у ребят, и у гостей. А ведь ребята много готовились и из-за какого-то не воспитанного человека все их труды идут насмарку.

А скажите, ребята, случались ли в вашей жизни такие не воспитанные ребята?

3.ПРАВИЛО ДЕЛИКАТНОСТИ.

Оказывать помощь другому человеку надо деликатно, не подчёркивая, что ты совершаешь хороший поступок, не хвастаться этим. Ведь помощь оказывается не ради того, чтобы обратить на себя внимание. Надо уметь и принять помощь, не отказываться от совета, не думать, что ты лучше всех и всё умеешь делать сам.

А сейчас внимательно послушайте ситуации и найдите ошибки. «Миша пришёл домой к Пете, чтобы вместе делать домашнее задание. Работали очень добросовестно, серьёзно. В это время пришла Петина мама, нагруженная сумками, и сказала: « Петя, помоги мне отнести сумки на кухню». Петя сказал: « Мама, мы ведь серьёзным делом заняты - уроками».

Выскажите своё мнение по поводу поведения мальчиков. Какие ошибки в их поведении вы заметили?

А вот ещё ситуация. «Большая перемена. Ты выбежал в вестибюль немного размяться и развеяться. Но так увлекся, что сбил с ног малыша – первоклашку. Твои действия?» а) пронесёшься мимо. б) поднимешь малыша, извинишься. в) постараешься не допустить подобной ситуации.

В толковом словаре под редакцией С.И.Ожегова сказано, что воспитанный человек – это человек, который умеет хорошо вести себя.

Чтобы не возникали неприятности, огорчения, ссоры, нужно всем запомнить очень важные правила культуры поведения и руководствоваться ими в повседневной жизни. И запомните, что вежливым, воспитанным и культурным человек не рождается, а становится.

Культура общения (слайд 1)

Беседа для старшеклассников

Цели:

· формировать у детей коммуникативные навыки, навыки позитивного общения, умение понимать себя и других;

· ознакомить с основными правилами общения;

· формировать положительную оценку качеств: тактичность, доброжелательность, терпимость к мнению других, развивать умение слушать, понимать, сопереживать.

Задачи:

1.Обогащение сознания учащихся знаниями об общении.

2)Игра «Спина к спине». (Слайд 3)

Двое детей (по желанию) садятся на стулья спиной друг к другу. Их задача - вести диалог на какую-либо интересующую их тему (например, любимый предмет в школе). Остальные играют роль молчаливых зрителей.

Обсуждение. Дети делятся своими ощущениями.

Легко ли было вести разговор?

В чем были трудности?

Есть ли удовлетворение от разговора?

Зрители высказывают свои наблюдения.

Сейчас мы наблюдали за разговором участников. Как можно назвать их разговор по другому? Что они делали? (Общались. Знакомство. Разговоры друг с другом или даже написание письма по Интернету – между ними происходит общение).

Сегодня на нашей встрече мы поговорим о культуре общения.

3)Незаконченное предложение (Слайд 4)

Общение – это…..

Общение – коммуникативный процесс, своеобразная связующая нить, объединяющая людей между собой. Культура общения - это некий свод правил, которых придерживается каждая уважающая себя личность. Соблюдение этих правил - показатель уровня образования и культуры человека в целом, без культуры общения невозможно взаимодействовать с людьми в цивилизованном обществе, невозможно вести бизнес и налаживать деловые контакты.

Для чего людям общение? (Слад 5)

При помощи слов мы выражаем свои мысли и свое отношение к собеседнику, показываем уважение, признание, любовь или наоборот даем понять, что собеседник нам неприятен, мы его не считаем за достойного оппонента, не уважаем его и его мнение.

Основной элемент общения - речь, именно от того, насколько культурна ваша речь, структурирована и интеллектуальна, зависит в целом культура общения с вами. При помощи слов мы выражаем свои мысли и свое отношение к собеседнику, показываем уважение, признание, любовь или наоборот даем понять, что собеседник нам неприятен, мы его не считаем за достойного оппонента, не уважаем его и его мнение.

Рамки культуры в общении устанавливают сами собеседники, иногда только, что познакомившиеся люди, легко переходят «на ты», общаются тепло и дружественно, как будто знакомы много лет. В то время как люди давно знакомые, могут не переходить определенных рамок и оставаться в общении на большой дистанции.

I I I. Мини-лекция «Золотые правила общения» (Слайд 6)

Действительно, ребята, тысячами нитей связаны мы с другими людьми. От этих людей зависят наши успехи в учёбе, работе, наше здоровье и сама жизнь. Поэтому человеку обязательно нужно научиться культурному общению.

Насколько трудно понять человека таким, какой он есть?

1) (Нужно найти в нем, что - то хорошее, простить ему недостатки, посочувствовать).

Какие качества помогают нам хорошо, приятно общаться?

2) Воспитанность, вежливость , ответственность, благодарность, умение проявлять свой интерес искренне, с улыбкой, способность показать человеку, что вы рады его видеть, и, обязательно, общаясь с человеком называть его по имени.

Что нужно для культурного общения?

3)Для общения важно научиться слушать другого, быть внимательным к собеседнику, не отвлекаться. Часто можно понять не только смысл слов, но и чувства собеседника (что то случилось – рассказывает взволнованно…) отрицательная реакция вызовет у собеседника чувство неуверенности, умей сочувствовать собеседнику (выслушав его повторить его фразу и кивнуть).

Культура общения подразумевает соблюдение определенных правил не только в вербальной речи, но и в невербальной - мимике, жестах, позе тела.

4)Общаясь – стой прямо лицом к лицу, не отворачиваясь; ваше лицо должно выражать положительные эмоции.

(Слайд 7) Невербальная культура общения подразумевает открытое положение тела, минимальную жестикуляцию, очень некультурно размахивать руками перед лицом собеседника. Не принято стоять к собеседнику боком или отворачиваться спиной. Мимику довольно сложно контролировать во время разговора, но надо следить, чтобы ваше лицо не стало неприятной гримасой при выражении каких-либо эмоций. Также негативно воспринимается собеседником «закрытая» поза: скрещенные руки на груди и скрещенные ноги. Принимать такую позу по отношению к собеседнику - признак некультурности. Если общение происходит сидя, некультурно раскачиваться на стуле, отворачиваться от собеседника, ерзать на сидении, чистить ногти, грызть зубочистки и не смотреть на собеседника. Также не красиво уставиться на собеседника и смотреть на него, не отрывая глаз.

IV . Практикум

1. Ролевая игра «Да – диалог». (Слайд 8)

Вызываются двое участников. После этого каждый представитель вынимает карточку с заданием. Учащимся дается 1-2 минуты на подготовку. Двое учащихся садятся в центр круга и начинают диалог. Один из них произносит фразу на заданную тему, другой должен немедленно откликнуться, высказав свое согласие с тем, что сказал первый, и продолжить диалог. Главное - во всем соглашаться, обязательно отражая мысль партнера.

Другие учащиеся следят за тем, чтобы участники диалога не выходили за рамки заданного режима работы, т. е. не стали возражать друг другу или не ушли в сторону от заданной темы. Затем следующие двое садятся в центр и работают также в режиме «Да – диалог». Предлагаются следующие темы для диалогов:

Мой любимый фильм

Любимые уроки

Моё увлечение и т. д.

2. «Мимика и жесты» (Слайд 9)

а) Все разбиваются на пары. Каждый из пары получает записку с простым заданием, например «написать письмо», «переставить мебель в классе» и т. д. Эти задания получивший записку должен передать напарнику жестами и мимикой. Второй должен выполнить понятое им перед всеми. Сравнивают написанное в задании с выполненным.

б) Группа разбивается на две части. Каждая из подгрупп теперь пассажиры автобусов, которые едут в противоположные стороны, но вот автобусы останавливаются друг напротив друга, скоро они продолжат движение. Однако в противоположном автобусе вы увидели друга/подругу, которому не могли дозвониться. Участники из противоположных «автобусов» должны договориться (только с помощью мимики и жестов) о предстоящей встрече. При обсуждении выясняется, кто из партнеров как понял друг друга, что было сложным при передаче и приеме информации без слов.

(Слайд 10) Культурное общение - это всегда диалог, обмен мнениями, выражение собственных мыслей и интерес к мыслям собеседника. Не надо перетягивать инициативу разговора на себя, и уж тем более долго и нужно говорить о том, что волнует только вас. Не бойтесь, если во время беседы возникнет пауза и зависнет тишина, это значит, что собеседники собираются с мыслями, не надо без умолка тараторить, чтобы «забить» все паузы. Крайне некультурно перебивать собеседника на середине фразы, если вам уж сильно надо что-то сказать, всегда необходимо извиниться за то, что перебили речь собеседника.

3. Упражнение «Пожелание другу». (Слайд 11)

Человек живет не один, а в обществе, и поэтому нужно научиться жить в любви и согласии ко всему миру, ко всем окружающим. Мы живем в классе одной общей семьей, трудимся, учимся, выполняем какую–нибудь работу и результат будет тогда наилучшим, когда мы будем едины в своем порыве, будем все вместе, когда не будет вражды, так как единение, дружба и любовь друг к другу – это великая сила.

А сейчас, я предлагаю вам написать вот на этих сердечках пожелания и подарить их друг другу.

Итог. Культура общения - неотъемлемая часть поведения в обществе,

любая беседа, разговор, фраза, направленная в чью-либо сторону, должны быть культурными, красивыми и достойными.

V . Рефлексия.

Игра «Спасибо». (Слайд 12)

Участники встают в кружок, и ведущий предлагает каждому мысленно положить на левую руку все, то с чем он пришел сегодня, свой багаж настроения, мыслей, знаний, опыта, а на правую руку - то, что получил на этом занятии нового.

Лысенко Ирина Юрьевна

МБОУ СОШ №18 г. Ставрополь

Социальный педагог

Беседа с учащимися 9-11 классов:

«Культура общения»

Вступительное слово:

«Слово - это полководец, ведущий в бой. Это музыкант, прикасающийся к дремлющим струнам человеческой души; знайте, к какой струне прикоснуться, и она зазвучит дивной музыкой. В минуты вот таких бесед о сокровенном и высоком я прикасаюсь к струнам, которые называются: Гражданственность, Человечность, Честь, Достоинство. Я обращаюсь непосредственно к живой душе каждого человека...» (ВЛ. Сухомлинский).

Что такое наша речь? (ответы учащихся)

Речь - это не просто ряд звуков, которые мы механически произносим. Язык - это система условных знаков, с помощью которых передаются сочетания звуков, имеющие для людей определенный смысл и значение. Речь - это сам человек. Это результат нашего мышления. Это и характер человека, который определяет его как личность. Это то незаменимое средство, при помощи которого люди взаимодействуют, сотрудничают и находят взаимопонимание. Общение - обмен информацией, а язык есть система знаков. Общение между людьми осуществляется не только посредством языка, но и при помощи многих других знаков: научных символов (в математике, физике др.), знаков искусства (ноты в музыке, символы изобразительного искусства), морской сигнализации, знаков дорожного движения. Для вас, учащихся, это еще и воспроизведение в речевом общении полученных вами знаний. Это очень важный момент их усвоения. Ваша речь - это отражение уровня вашего интеллектуального и культурного развития. Если человек умеет правильно пользоваться словом, то это оказывает огромное влияние на рост его авторитета. Слово сказанное, произнесенное чаще оказывает более сильное влияние, чем написанное. Речь человека должна быть ясной и доходчивой, образной, эмоциональной и убедительной.

Как Вы считаете, какие нормы и правила речи относятся к понятию «культурная речь»? Давайте обсудим Ваши варианты и запишим их на доске. (ответы учащихся)

Культу­ра речи обязывает человека придерживаться некоторых обязательных норм и правил, среди которых важнейшими являютя:

1) содержательность - продуманность и предельная информативность выражений; истинное красноречие состоит в том, чтобы сказать все, что нужно, но не более того;

2) логичность - обоснованность, и последовательность изложения, в котором все ведущие положения взаимосвязаны, и подчинены единой мысли.

3) доказательность - достоверность, понятность и обоснованность доводов, которые должны наглядно показать собеседнику, что все, о чем говорится, существует в реальной действительности и носит объективный характер;

4) убедительность - способность убедить собеседника и добиться того, чтобы это убеждение прочно укоренилось в его сознании; в этих целях следует учитывать психологическую характеристику собеседника, иллюстрировать свои положения яркими примерами;

5) ясность - каждое выражение должно быть четким и ясным; слишком быстрая речь трудно воспринимается, слишком медленная - вызывает раздражение; тусклая и невыразительная речь способна погубить самые глубо­кие мысли;

6) понятность - пользование словами и терминами, понятными собе­седнику; не следует злоупотреблять иностранными и редко употребляемыми словами и выражениями; недопустимо употребление жаргонных выражений.

7) тактичность - это этическая норма, требующая от говорящего понимать собеседника, избегать неуместных вопросов, обсуждения тем, которые могут оказаться неприятными для него.

8) предупредительность заключается в умении предвидеть возможные вопросы и пожелания собеседника, готовность подробно проинформировать его по всем существенным для разговора темам.

9) терпимость состоит в том, чтобы спокойно относиться к возможным расхождениям во мнениях, избегать резкой критики взглядов собеседника. Следует уважать мнение других людей, стараться понять, почему у них сложилась та или иная точка зрения. С таким качеством характера, как терпимость тесно связана выдержанность - умение спокойно реагировать на неожиданные или нетактичные вопросы и высказывания собеседника.

10) д оброжелательность необходима как в отношении к собеседнику, так и во всем построении разговора: в его содержании и форме, в интонации и подборе слов.

Высокая культура речи - это умение правильно, точно и вырази­тельно передать свои мысли средствами языка. Она заключается также в умении найти наиболее доходчивое и наиболее уместное, подходящее для каждого конкретного случая средство для выражения своей мысли.

Мы каждый день и по многу раз употребляем выражения речевого этикета: обращаемся к людям, приветствуем их, прощаемся, благодарим, извиняемся, поздравляем с праздником, желаем успехов. Мы сочувствуем, одобряем и делаем комплимент, мы что-то советуем, кого-то пригла­шаем, о чем-то просим - и все это так, выбираем свои собственные роли относительно ролей собеседника, и конкретную ситуацию общения, и национальные при­вычки и обычаи.

Давайте обсудим, основные моменты на которые мы обращаем внимание при общении друг с другом, с педагогами, с родителями. (ответы учащихся)

Основные моменты нашей речи, на которые следует обращать внимание.

1. Словарный запас. Если Вы мало читаете, то вскоре заметите, что становится трудно подобрать нужное слово. Начинают появляться слова-сорняки, повторение сказанного. Какой же отсюда выход? Больше читать и общаться вживую, а не по Интернету.

2. Ударение. Иногда встречаются слова, которые можно произносить по-разному. Например: «каталог», «позвонит», «жалюзи» и т.д. Без словаря правильное произношение не выяснить, поэтому если сомневаетесь в этих словах – лучше пропускайте.

3. Лишние слова. Например: «Я, типа, ну как бы, имел в виду ответ А», «Типа рабочий транзистор», «Короче, прибор работает, и все такое». Наиболее часто повторяются слова «короче», «типа», «как бы выразиться», «в общем», «что-то около». Избавиться от этого не сложно. Одной-двух недель тренировок достаточно для придания Вашим предложениям настоящей литературной красоты.

4. Тон. Запишите свою речь на диктофон. Потом прослушайте сами и дайте послушать другим. Спросите товарищей, что им не нравится в вашей речи, и исправьте это.

5. Сложная речь. Можете сказать проще – говорите. Вроде все понятно и правильно, но впечатление совсем не то. Следите за этим. Если Вы говорите по-русски, то употребляйте только русские слова.

6. Умение слушать – непременная составляющая культуры общения. Если Вы проявляете неподдельное внимание к мыслям и чувствам того, с кем говорите, если искренне уважаете, мнение своего визави, можете быть уверены в том, что Вы хороший собеседник и людям приятно с Вами общаться. Умение слушать является залогом Вашего успеха в любой жизненной ситуации и в любом обществе. Но как быть в том случае, когда Вы придерживаетесь правил культуры общения и следуете речевому этикету, а Ваш собеседник, пренебрегая правилами хорошего тона, пытается перетянуть Вас «на свою сторону»? Если Вам не нравится манера общения Вашего собеседника или Вы не согласны с тем, в чём он Вас старается убедить, выразите свою точку зрению, начав речь с обращения: «Вам не кажется, что…». Если во время разговора у Вас с собеседником завязался спор, в итоге которого Вы осознали свою неправоту, по правилам культуры общения, Вы должны признать свою ошибку. Не доводите ситуацию до конфликта.

Так как мы уже определилоись с понятиями обсуждаемой темы, ее принципами иосновополагающими моментами, то думаю настало время для обсужденимя основных правил, эффективного общения (ответы учащихся):

    Проявляйте искренний интерес к другим людям. «Человек, который не проявляет интереса к своим собратьям, людям, переживает, наибольшие трудности в жизни и причиняет наибольшие несправедливости другим».

    Попытайтесь понять достоинства другого человека и искренне признать, похвалить эти достоинства. Дайте людям почувствовать их значимость и уникальность.

    Вместо того чтобы осуждать людей, постарайтесь понять, мотивы их поступков . Это более эффективно, чем критиковать или осуждать, так как критика ставит человека в позицию обороняющегося и побуждает его искать для себя оправдания, а не заставляет задуматься.

    Будьте доброжелательным, приветливым, улыбайтесь.

    Обращайтесь к человеку по имени , отчеству, помните, что для человека звук его имени является самым важным и приятным звуком в человеческой речи.

    Говорите о том, что интересно вашему собеседнику.

    Будьте хорошим слушателем, этим побуждая человека рассказывать о себе.

    Проявляйте уважение и терпимость к мнениям другого . Не употребляйте выражений типа: «Ты ничего не понимаешь!», «Твои взгляды безнадежно устарели!», «Думать так - глупо!». Отзываясь неодобрительно о мнениях, вкусах, привычках другого человека, вы обижаете его самого, его личность. К тому же, чаще всего мы меряем по себе, поэтому помните, что вы - не эталон для всех, не предмет для подражания, у другого человека другие взгляды на жизнь, он даже так и называется - ДРУГОЙ.

    Больше слушайте, чем говорите .

И в завершении нашей встречи предлаю Вам несколько упражнений для совершенствования и улучшения культуры своей речи. Они помогут Вам научиться грамотно выстраивать предложения, развивать свою фантазию. (В аудитории выполняется 2-3 упражнения на выбор).

1. Закройте глаза. Подумайте об одном из предметов, находящихся в комнате, сосредоточьтесь на нем. Не открывая глаз, перечислите как можно больше признаков этого предмета. Через 3 минуты откройте глаза и запишите всё, что запомнили, по-прежнему не глядя на предмет.

2. Выберите стихотворение, которое вам нравится. Используйте его последнюю строку в качестве первой строки вашего собственного стихотворения.

3. Куда вы идете, когда хотите немного отдохнуть от семьи, работы и т.д.? Напишите об этом месте.

4. В 400 словах опишите идеальное место, где вы хотели бы жить. (для подсчета слов используйте в меню Word «Сервис» пункт «Статистика»)

5. Напишите, что вы сказали бы незваному гостю, заглянувшему к вам в три часа ночи.

6. Напишите рассказ, начинающийся словами: «Однажды у меня была возможность…но я ее упустил».

7. Письмо в прошлое. Напишите письмо 10-летнему… себе.

8. В 200 словах опишите свою первую игрушку.

9. Напишите о самом трудном решении, какое вы когда-либо принимали.

10. Напишите о самом легком решении, какое вы когда-либо принимали.

11. Напишите рассказ о пустом стакане.

12. Вспомните о самом ску-у-у-чном дне в вашей жизни. Опишите его, но помните, что ваш рассказ не должен быть таким же ску-у-у-чным.

13. Начните статью на 500 слов так: «Если бы я мог что-то изменить, я бы изменил…»

14. Напишите объяснительную, почему вы не занимаетесь улучшением своих письменных навыков ежедневно.

15. Напишите рассказ о синем предмете.

16. Представьте, что находитесь в комнате, полной людей, но вы в ней единственный слепой. Запишите, какими вы видите помещение и людей в своем воображении.

17. Составьте список всего, чего боитесь. Выберите один страх и напишите о нем.

18. В 200 словах опишите жаркий день.

19. Чем вы занимаетесь в ненастье? Напишите об этом 250 слов.

20. Напишите о том, какими яствами вы угостили бы злейшего врага.

21. Подумайте о человеке, которого можно назвать слишком гордым. Опишите поведение этого человека.

22. Используя 150 слов, опишите внешность, род занятий, привычки человека по имени…скажем, Евгений Калачиков.

23. Перечислите 50 поступков, которых вы никогда не совершите.

24. Напишите монолог от лица свежесрезанного цветка.

25. Сочините рассказ, используя ключевые слова: инструктор-собаковод, закон, пляж, булочка.

26. Напишите монолог чистого носка, по ошибке попавшего в холодильник, забитый продуктами.

27. Перечислите 15 причин выучить иностранный язык.

28. Почему учитель собирается сменить карьеру? Назовите не менее 10 причин.

29. Перечислите 7 худших фраз, которые можно сказать только что уволенному человеку.

30. Напишите короткое гневное выступление из 7 абзацев, начиная каждый из них расхожим выражением «растет как сорная трава».

31. Напишите короткий рассказ, используя слова: проповедник, монета, расческа, лестница, колодец.

32. Напишите короткую историю с таким сюжетом: клоны Элвиса Пресли завоевали мир.

Надеюсь, что наша встреча помогла Вам в приобщении к культурной речи. Спасибо за внимание.

Список литература:

    Дунев А.И. под ред. Черняк В.Д. Русский язык и Культура речи. –М., 2002г.

    Ирина Они. Спасибо, пожалуйста, здравствуйте. Лениздат, фирма «Человек, 1991г.

    А. Гольдникова. Хорошие манеры в рисунках и примерах. Перевод с польского, Москва, Молодая гвардия, 1979 г.

    Формановская Н.И. Речевой этикет и культура общения. – М.: Высшая школа, 1989г.

    Энциклопедия для детей. Я познаю мир, Москва, 2000 г.

Беседа о культуре поведения, о вежливости.

Каждый день вы произносите и слышите вежливые слова: «здравствуйте», «спасибо», «извините», «пожалуйста», «до свидания» и другие. Но встречаются и такие люди, которые не употребляют эти слова, считают их не очень важными. Такие ребята есть и среди вас. Поэтому наш классный час посвящен правилам поведения и вежливым словам.

Теперь давайте мысленно посчитаем, со сколькими людьми вы встречаетесь и общаетесь каждый день. Дома вы общаетесь с родителями, братьями, сестрами, соседями; в школе- с учителями, одноклассниками, поварами, техслужащими; на улице, в магазине, в библиотеке, в различных кружках со многими другими людьми. Трудно сосчитать, сколько людей за один день увидишь, пообщаешься? Вы находитесь в постоянном общении со знакомыми и незнакомыми людьми. Нужно вести себя так, чтобы никого не обидеть грубым словом. Часто хорошее настроение человека зависит именно от этого. Вам, ребята, нужно задуматься над своими ошибками в поведении. Доброе слово, внимание друг к другу, взаимная поддержка укрепляют ваши отношения. И наоборот, бесцеремонное или грубое обращение, бестактность, обидные прозвища, клички больно ранят, резко ухудшают ваше самочувствие. Некоторые считают, что все это мелочи, пустяки. Однако грубые слова не безобидны. Недаром народ сложил мудрые поговорки о роли слова в человеческих взаимоотношениях.

От одного слова да навек ссора.

Бритва скребет, а слово ранит.

Ласковое слово - это вешний день.

Как вы понимаете смысл этих поговорок?

Жизнь в обществе требует, чтобы все люди выполняли правила, обязательные для всех. Ваше вежливое доброе отношение к другим людям проявляется и в поступках, и в словах, а также в тоне разговора с ними.

А теперь давайте познакомимся с некоторыми правилами поведения.

Правило 1: как вести себя на улице.

Правило 2: как вести себя в гостях.

Правило 3: как вести себя за столом.

Правило 4: как вести себя в общественных местах.

Правило 5: как вести себя при разговоре.

Эти правила вы должны запомнить.

Cтихотворение Агнии Барто «Вежливый поступок».

Было лето,

Пели птички…

Павлик ехал

В электричке.

Вдруг на станции Фили

Две девчонки вдруг вошли.

Не толкаются девчонки,

Скромно стали в уголке.

И беседуют в сторонке

На английском языке.

Павлик понял: «Иностранки!»

Это видно по осанке.

Может быть они туристки,

В первый раз у нас в стране.

И с трудом он по-английски

Произнес: «Позвольте мне

Пригласить вас на скамью.

Ну а сам я постою!..»

Было лето,

Пели птички…

Две девчонки в электричке

Сели около окна.

Между прочим,

Мы москвички,-

Улыбается одна.

Павлик крикнул:

Как же так!

Значит, я попал впросак?!

И теперь не пьет, не ест он.

Посочувствуем ему:

Уступил девчонкам место

Неизвестно почему!

Как бы вы поступили на месте этого мальчика?

Сейчас нам ребята расскажут о Любочке.

Синенькая юбочка,

Ленточка в косе.

Кто не знает Любочку?

Любу знают все.

Крутится и юбочка,

И ленточка в косе,

Все глядят на Любочку,

Радуются все.

Она кричит еще с порога,

Объявляя на ходу:

У меня уроков много,

Я за хлебом не пойду.

Говорит она толкаясь:

Фу! Какая теснота!-

Говорит она старушке:

Это детские места.

Ну, садись!- вздыхает та.

Девочки на празднике,

Соберутся вкруг,

Как танцует Любочка!

Лучше всех подруг.

Но если к этой Любочке

Вы придете в дом,

Так вы эту девочку

Узнаете с трудом.

Едет Любочка в трамвае-

Она билета не берет.

Всех локтями раздвигая,

Пробирается вперед.

Синенькая юбочка,

Ленточка в косе

Вот какая Любочка

Во всей своей красе.

Случается что девочки,

Бывают очень грубыми,

Хотя не обязательно

Они зовутся Любами.

Спасибо за внимание!

Этикет для старших дошкольников

Программные задачи:
1. Уточнить представление детей о понятии «культура поведения»
2. Формировать знания детей о правилах и нормах поведения в разных социальных ситуациях
3. Развивать навыки вежливого общения
4. Воспитывать потребность в доброжелательном общении с окружающими.

Материал: Мультимедийное оборудование, картинки по теме

Ход беседы:

Воспитатель: Доброе утро, ребята, сегодня мы поговорим с вами о культуре поведения. Культура поведения – это правила поведения людей, которые всем необходимо соблюдать: и взрослым, и детям. Подумайте, где нужно соблюдать правила поведения?
Дети: в автобусе, в гостях, за столом, на улице, в детском саду
Воспитатель: Совершенно верно! Правила поведения необходимо соблюдать всем и везде. Какие правила поведения должны соблюдать в автобусе? Давайте рассмотрим картинку.

Воспитатель: Скажите, что можно делать, а чего делать нельзя?
Дети: Нельзя не кричать, баловаться. Нужно уступать место старшим
Воспитатель: Правильно. Теперь давайте посмотрим на следующую картинку о правилах поведения за столом


Воспитатель: Что здесь делают ребята правильно, а что – нет?
Дети: За столом нужно кушать аккуратно, не разбрасывать еду, не лезть за едой через весь стол, не разговаривать с полным ртом и т.д.
Воспитатель: Вы совершенно правы! А какие правила существуют при посещении театра, цирка или кино?


Дети: Не шуметь, не говорить по телефону. Нужно хлопать в ладоши по окончании спектакля
Воспитатель: Ребята, когда вы приходите в гости, какие правила поведения нужно соблюдать?


Дети: Нельзя баловаться, ломать игрушки. Нужно всегда говорить спасибо за угощение
Воспитатель: Правильно, такие же правила поведения мы должны соблюдать не только в гостях, но и дома. Я уверена, что вашим родителям будет очень приятно, если вы будете культурными


Воспитатель: В детском саду тоже должны соблюдаться правила культуры поведения.

Например. Когда вы приходите в детский сад, обязательно нужно поздороваться со взрослыми и детьми. Какие еще правила поведения есть в детском саду?
Дети: нельзя брать чужие игрушки, нельзя драться, ломать игрушки, если кого-то обидел, нужно попросить прощения. Дети должны слушаться взрослых
Воспитатель: Правильно. Когда вы поели, нужно говорить «спасибо!». Вежливость – это тоже культура поведения, поэтому мы должны знать вежливые слова. Какие вежливые слова вы знаете?
Дети: спасибо, пожалуйста, будьте так добры, извините, приятно познакомиться и т.д.
Воспитатель: Правильно. Запомните, соблюдать культуру поведения в общественных местах очень важно. Если вы будете культурными, воспитанными и вежливыми, то и к вам отношение других будет таким же. Посмотрите на картинку, и запомните эти правила. (Воспитатель показывает картинку и зачитывает правила поведения в общественных местах)


Воспитатель: А теперь посмотрите на другую картинку. Что вы видите? Правильно ли поступают дети?
Ситуации поведения

(Воспитатель предлагает детям картинки, дети рассуждают и объясняют поступки)








Воспитатель: Молодцы, ребята, мне бы очень хотелось, чтобы все мы были воспитанными и культурными, чего я вам и желаю.