Болезни Военный билет Призыв

Бедность не порок читать полностью по главам. Островский «Бедность не порок» – анализ

Действие комедии происходит в одном уездном городе во время святок, в доме купца Торцова.

Главные действующие лица :

Торцов Гордей Карпыч, купец, очень богатый;

Пелагея Егоровна, его жена;

Любовь Гордеевна, их дочь;

Торцов Любим Карпыч, брат Гордея Карпыча;

Коршунов Африкан Савич, фабрикант;

Митя, приказчик Торцова;

Гуслин Яша, племянник Торцова;

Разлюляев Гриша, молодой купец, сын богатого отца;

Анна Ивановна, молодая вдова;

Егорушка, мальчик дальний родственник Торцова;

Маша и Лиза, подруги Любови Гордеевны;

Арина, нянька Любови Гордеевны.

Действие первое

День. Приказчичья комната в доме Торцова. Митя ходит по комнате, а Егорушка на табуретке сидит и читает книгу, затем, остановившись, рассказывает Мите о ссоре Гордея Карпыча с братом за праздничным обедом. Любим Карпыч, захмелев, стал смешить гостей, а Гордей Карпыч на это обиделся и брата прогнал. В отместку, тот встал с нищими у собора, чем окончательно разозлил Гордея Карпыча, который теперь срывается на всех подряд.

За окнами слышен шум – это приехали Любовь Гордеевна, Пелагея Егоровна и гости.

Егорушка убегает. Митя остается один и грустит. Он чувствует себя чужим в этом доме, а мысли о любимой не дают сосредоточиться на работе.

К нему в комнату заходит Пелагея Егоровна. Она ласково приглашает вечером Митю в гости, замечая при этом, что Гордея Карпыча не будет за ужином, поскольку он уезжает к своему приятелю - фабриканту Коршунову. Пелагея Егоровна начинает жаловаться на мужа, который совершенно изменился после прошлогодней своей поездки в Москву. Теперь он хочет жить по-заграничному, зазнался, водит дружбу только с богатеем Коршуновым, который лишь спаивает купца. К жене Гордей Карпыч больше не прислушивается, а дочь планирует выдать замуж исключительно в Москве, поскольку в их городе нет для нее ровни.

В комнате появляется Яша Гуслин, племянник Торцова, он тоже получает приглашение в гости и с радостью соглашается. После ухода Пелагеи Егоровны Митя делится с Яшей своими переживаниями. Он единственный сын у старенькой, бедной матери и содержит ее на свое мизерное жалованье. От Гордея Карпыча ничего хорошего Митя не видит, но уйти к другим хозяевам не может из-за своей тайной любви к дочери купца. Яша советует Мите выбросить мысли о Любови Гордеевне из головы, поскольку сам не может получить от дяди одобрение на, казалось бы, равный брак с Анной Ивановной. Следовательно, бедному Мите можно и не мечтать о свадьбе с купеческой дочкой.

С гармоникой и песнями в комнату входит Разлюляев, он беззаботен и весел, говорит, что после праздников женится на богатой. Они все вместе поют песню, написанную Гуслиным. Вдруг все замолкают и встают, потому что в комнате появляется сам Гордей Карпыч. Сначала он набрасывается с упреками на Митю, который разбросал бумаги, песни дурацкие поет, а новый сюртук себе пошить не может. Запретив приказчику в таком виде показываться наверху у хозяев, Торцов достает и Разлюляева, нелестно высказываясь об умственных способностях его и его отца.

После ухода Гордея Карпыча, к Мите приходят Любовь Гордеевна, Анна Ивановна, Лиза и Маша, которым стало скучно наверху, и они нашли более интересную компанию. Все девушки ведут себя очень скромно, кроме Анны Ивановны, которая напрямую спрашивает Гуслина, когда же тот собирается на ней жениться. Яша прямо отвечает, что должен получить разрешение от дяди, а затем тихонько шепчет что-то Анне Ивановне, показывая на Митю и Любовь Гордеевну. Разлюляев в это время веселит девушек. Анна Ивановна предлагает всем идти наверх и специально захлопывает дверь перед Любовью Гордеевной, оставив их с Митей наедине.

Митя читает девушке стихи собственного сочинения, в которых говорится о его страданиях и любви к ней. Любовь Гордеевна сидит, задумавшись, а затем пишет ему ответ, но отдает письмо при условии, что Митя прочтет послание лишь после ее ухода. В дверях она сталкивается с дядей, которого веселит ее испуг, но он обещает ничего не говорить Гордею Карпычу.

Любим Карпыч просит Митю приютить его в своей комнате, поскольку брат после недавнего скандала за обедом и на порог его не пускает. Любим Карпыч откровенно рассказывает Мите свою историю. Когда умер их отец, Любиму было всего двадцать лет. Братья разделили наследство: Гордей забрал себе заведение, а брату достались деньги и векселя. Любим поехал в Москву получать деньги, и его затянула разгульная московская жизнь. Наследство он быстро растратил, то, что еще оставалось, доверил приятелю Коршунову, а он его обманул. Стал Любим Карпыч ходить скоморохом, потому что жить на что-то надо было. Однажды с сильной простудой он попал в больницу, после чего решил за помощью обратиться к брату. Но тот его принял неласково, заявил, что стыдится и не хочет садить брата себе на шею. Любим Карпыч обиделся и хочет проучить братца, который ничего в жизни не понимает.

Любим Карпыч располагается на Митиной кровати и просит одолжить немного денег. Митя выручает его, а сам собирается идти наверх. Вспомнив о письме, Митя читает его и узнает, что Любовь Торцова тоже влюблена в него. Схватившись за голову, Митя убегает.

Действие второе

Вечер. Дом Торцова. Гостиная. У стены стоит диван, перед ним - круглый стол и шесть кресел. На стенах висят зеркала, а под ними стоят маленькие столики. В темную гостиную входят Любовь Гордеевна и Анна Ивановна. Любовь Гордеевна говорит, что безумно влюблена в Митю, а Анна Ивановна убеждает ее быть осторожнее, после чего уходит.

Появляется Митя. Он хочет знать, правдиво ли признание Любови Гордеевны в ее записке. Она отвечает, что все – правда. Митя объясняется ей в своих чувствах. Любовь Гордеевна в шутку говорит, будто подозревала Митю в любви к Анне Ивановне. Но он настроен серьезно и шутить не намерен. Влюбленные решают на следующий же день объявить Гордею Карпычу о своих чувствах, а дальше пусть будет, что будет. Они обнимаются, но заслышав чьи-то шаги, Митя уходит.

Со свечой в гостиную входит нянька Арина. Любовь Гордеевну она отсылает к матери, а вбежавшего Егорку просит позвать девушек-служанок, которые будут петь святочные песни, тот радуется предстоящему веселью и убегает.

Входит в гостиную Пелагея Егоровна и приглашает всех остальных: Анну Ивановну, Любовь Гордеевну, Лизу, Машу, Разлюляева, Митю, Гуслина и двух своих подруг. Пелагея Егоровна и ее престарелые подруги усаживаются на диван. Анна Ивановна секретничает с Гуслиным. Любовь Гордеевна, Маша и Лиза обнявшись, ходят по комнате. Разлюляев веселит девушек, старухи, глядя на них, переговариваются. Затем все просят Гуслина спеть, он поет. Анна Ивановна беседует с Пелагеей Егоровной. Арина приносит напитки и угощения. Разлюляев подхватывает ее в танце. Вступаясь за Арину, Анна Ивановна сама идет плясать с Разлюляевым.

Приходят соседские девушки-служанки, их принимают радушно. Арина вносит блюдо, покрытое полотенцем, для гадания. Барышни снимают свои кольца, кладут их на блюдо, девушки запевают песню. Разлюляев вынимает кольцо и отдает его Любови Гордеевне.

В это время приходят ряженые, их угощают вином, а они пляшут, поют, разыгрывают сценки. Пока все гости отвлеклись на ряженых, Митя что-то говорит Любови Гордеевне и целует ее. Увидев это, Разлюляев заявляет, что все доложит Пелагее Егоровне, поскольку хочет жениться на Любови Гордеевне сам. У него богатая семья, а Мите здесь надеяться не на что. Гуслин защищает Митю.

Неожиданно в гостиной появляется хозяин дома вместе с фабрикантом Коршуновым. Гордей Карпыч изо всех сил лебезит перед Коршуновым и старается произвести «ефект». Ряженых и девушек он сразу прогоняет, велит подать шампанского и зажечь свечи. Пелагея Егоровна идет выполнять приказ мужа, ее подруги и Арина тоже уходят. Увидев Митю, хозяин его гонит из гостиной, за Митей уходят Гуслин и Разлюляев

Коршунов чувствует себя прекрасно в обществе молодых барышень, ведет себя развязно. Они не в восторге от этого старика, но Гордей Карпыч приказывает подчиняться. Коршунов целует барышень в честь «дней святочных», затем подсаживается к Любови Гордеевне и дарит шикарный подарок – бриллиантовые серьги. Он заводит разговор о любви, не церемонясь, хватает и целует ее руку. Она хочет уйти, но отец велит ей остаться. Коршунов одевает ей на палец перстень бриллиантовый, она снимает его и отдает обратно.

Входит Пелагея Егоровна, Арина и Егорушка. Коршунов строит из себя важного гостя. По приказу Гордея Карпыча, Коршунову кланяются и потчуют его вином. Затем гость велит хозяину переходить к делу. А дело заключается в следующем: Гордей Карпыч планирует перебраться в Москву, подальше от здешнего невежества, а там у него будет свой человек – зять Африкан Савич Коршунов. Они уже обо всем договорились.

Пелагея Егоровна в ужасе кричит, что не отдаст дочь. Любовь Гордеевна на коленях умоляет отца передумать и клянется во всем ему подчиняться. Коршунов напоминает Гордею Карпычу о данном обещании, и тот свое решение менять не собирается. Они вдвоем переходят в другую комнату. Любовь Гордеевна рыдает в объятиях матери, рядом ее подруги.

Действие третье

Утро. Небольшая комната в доме Торцова, уставленная дорогой мебелью. Это комната хозяйки, где она принимает своих гостей и занимается делами. В комнате сидит нянька Арина и несколько служанок. Заходит Пелагея Егоровна, отпускает их. Она занята предсвадебными хлопотами, но на сердце у нее тяжело.

Входит Анна Ивановна, за ней Митя. Он говорит, что уезжает к матери и больше не вернется, прощается с доброй хозяйкой, кланяясь ей в ноги. Потом замечает, что нужно бы и с Любовью Гордеевной проститься. Хозяйка посылает за дочерью.

Пелагея Егоровна жалуется Мите на мужа, который выдает дочь замуж за дурного человека против ее воли. Митя упрекает хозяйку в том, что она не противится воле мужа. Он решается и рассказывает все об их планах с Любовью Гордеевной. Пелагея Егоровна удивлена и искренне сочувствует Мите.

Приходит Любовь Гордеевна. Они с Митей прощаются. Он в отчаянии просит Пелагею Егоровну благословить их, чтобы тайно уехать с любимой к его матери и там обвенчаться. Но Пелагея Егоровна в ужасе от одной мысли об этом, и сама Любовь Гордеевна не готова пойти против воли отца и против традиций. Митя смиряется и уходит.

Входит Коршунов. Он хочет поговорить наедине со своей невестой. Плачущей Любови Гордеевне он объясняет, насколько выгоден брак со стариком. Он будет одаривать ее подарками и, в отличие от молодого мужа, не пойдет на сторону. На вопрос Любови Гордеевны о его покойной жене, он отвечает, что она его тоже не любила, ведь фактически, он купил ее у родителей, которым нужны были деньги. Коршунов заявляет, что хочет, чтобы его любили и готов за это хорошо платить.

В комнату заходит Гордей Карпыч. Как всегда подобострастно, он разговаривает с Коршуновым, хвастая перед ним своей «культурностью». Прибегает Егорушка и говорит, что пришел Любим Карпыч, который разгоняет гостей. Гордей Карпыч сердится и идет за Егорушкой.

В комнате появляются Разлюляев, Лиза с Машей, а за ними и Любим Карпыч. Он обвиняет Коршунова в том, что тот его разорил и требует вернуть долг, а теперь еще и за племянницу. Входит Гордей Карпыч и гонит брата прочь. Но Любим Карпыч настроен решительно, он оскорбляет Коршунова и обвиняет его в бесчестии, а затем уходит. В комнате уже собрались все домашние и прислуга. Уязвленный Коршунов заявляет, что Гордей Карпыч еще кланяться к нему придет, чтобы он его дочь взял. Но у хозяина тоже гордость взыграла, он отвечает, что кланяться никому не будет, а дочь может выдать за кого угодно, средства позволяют. И назло Коршунову заявляет, что выдаст дочь за Митьку, который как раз вошел в комнату в разгар ссоры. Все поражены, Коршунов в ярости уходит.

Митя, не растерявшись, берет за руку Любовь Гордеевну, они подходят к Гордею Карпычу и просят благословить их не назло, а с любовью. Он снова начинает закипать, упрекает Митю в бедности. Жена и дочь просят и уговаривают его сменить гнев на милость. Вновь появляется Любим Карпыч, который тоже вступается за молодых. Он говорит, что спас Гордея от разорения, ведь Коршунов поступил бы с ним точно так же, как когда-то с Любимом Карпычем. Еще он добавляет, что Митя - человек хороший, а «бедность не порок». Гордей Карпыч, расчувствовавшись, благословляет молодых на долгую, семейную жизнь. Воспользовавшись моментом, Яша тоже получает благословление жениться на Анне Ивановне. Разлюляев поздравляет Митю и не держит на него зла. Девушки поют веселую свадебную песню. Все уходят.

Пересказ для Вас подготовила nadezhda84

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) - начать подготовку


Обновлено: 2012-03-05

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Книга Островского «Бедность не порок» читается на одном дыхании, однако не у всех есть возможность тратить время на ее прочтение. Поэтому предлагаем ознакомиться с произведением Островского «Бедность не порок» в кратком содержании.

Пьеса Островского Бедность не порок

Итак, пьеса Островского «Бедность не порок» начинается событиями, которые происходят в доме купца Торцова. Там в одной из комнат расположились приказчик Митя с дальним родственником Торцова Егорушкой. Егорушка увлеченно читает книгу, а когда отвлекся от книги, поведал Мите о том, насколько сейчас злой хозяин дома. А разозлил Торцова его брат, который на приеме неудачно пошутил над братом, тот и выгнал его. На что Любим Торцов пошел побираться у собора, чем еще больше разозлил Гордея.

К дому подъехали Пелагея Егоровна – жена Торцова и Любовь Гордеевна – его дочь. Митя идет к себе в контору, хочет поработать, но его мысли о дочери Торцова. Затем к нему в конторку входит Пелагея Егоровна и приглашает на свят вечер, где бы он повеселился с девушками, а не тосковал в уединении, к тому же сам купец отправляется в Москву к Африкану Савичу. Правда эту дружбу Пелагея не поддерживала. Не нравилось ей, когда муж ездил к фабриканту. Из-за этой дружбы у ее мужа поменялись взгляды на жизнь, теперь ему бы по-иностранному жить. И дочке хочет найти богатого жениха из столицы.

Далее сюжет произведения Островского «Бедность не порок» продолжается тем, что к Мите пришел племянник Торцова Яша Гулин, которого также приглашает Пелагея на вечер попеть со всеми и Яша с удовольствие принял приглашение.

Пелагея уходит, а Митя рассказывает Яше о небольшом жалованье и признается, что только любовь к дочери Торцова его здесь держит. На что Яша ему сказал, что эта любовь до добра не приведет, ведь не ровня они. К парням присоединился купчик Разлюляев. Он весел, парни поют песни, а когда в комнату входит Торцов, они умолкают.

Далее по сюжету пьесы «Бедность не порок» Островского, Гордей набрасывается с упреками на Митю, высказывая ему за то, что Митя ходит в старом сюртуке. Мог бы уже и новый купить, вот только деньги Митя маме высылает. Но не понимает Гордей такой заботы, считая, что матери не нужны деньги, а вот сюртук не помешало бы купить, без него Гордей запрещает подниматься к гостям наверх. Прицепился Гордей и к Разлюляеву и его одежде, обозвав Разлюляева и его отца глупыми, после чего ушел.

К Мите зашла Люба с подружками Лизой и Машей, а вместе с ними и вдова Анна Ивановна. Гуслин обещает Анне Ивановне женится сразу после благословения Торцова. После этого Гуслин шепчет вдове о том, что Митя влюблен в Любу Торцову. Все уходят, а в комнате остается Митя с Любовью.

Митя Любе читает стих, где признается в любви к ней. Она также написала что-то в письме и отдала Мите записку, сказав, чтобы тот открыл ее позже, когда она уйдет. Затем девушка еще раз приглашает Митю на вечер и уходит. К Мите заходит Любим Карпыч – брат хозяина.

Далее в произведении Островского «Бедность не порок», Любим Карпыч просит Митю приютить его, дать возможность переночевать. Потом рассказывает свою историю жизни, то, как он промотал все деньги, что остались от отца и как его прогнал брат. После Митя открыл письмо Любови и прочитал ее признание.

Далее действие переносится в гостиную, где Любовь говорит вдове Анне Ивановне о том, как она влюбилась. В комнату к женщинам входит Митя. Он спрашивает у Любы, правдивы ее слова о любви к нему, а потом влюбленные решают пойти на поклон к Гордею Карпычу за его благословением.

Гости сбираются, они поют, веселятся.
Затем присоединяется Гордей и Коршунов. Коршунов заигрывает к дочке Карпыча, надевает ей на палец кольцо, но Любовь не интересует этот человек, которого она считает старым для себя, да и любит она другого. Здесь же все узнают, что Гордей засватал Коршунову свою дочь. Она просит отца передумать, но Торцов неумолим, он уже решил и так будет. Любовь принимает решение своего отца.

Действие переносится в небольшой кабинет хозяйки дома.
Все от данной помолвки никак не могут отойти, никто не поддерживает выбор Гордея Карпыча для своей дочери. Митя решает уехать навсегда к матери, ведь теперь его ничто здесь не держит. Во время прощания с хозяйкой, он признался в любви к ее дочери. Митя предлагает бежать Любе, но и Люба и Пелагея Егоровна против, нельзя идти против воли отца. Митя уходит. Приходит Коршунов, который Любе описывает все прелести их совместной жизни. Он говорит о том, как хорошо жениться на старике, который не пойдет гулять, а будет золотом одаривать, в отличие от молодого парня, которому погулять будет охота.

Когда к гостям присоединился Любим Торцов, он стал оскорблять гостя Московского, на что тот стал отказываться от женитьбы и говорить о том, что Гордей приползет к нему уговаривать не расторгать помолвку. За такие слова Торцов ссорится с Коршуновым. В комнату на крики входить Митя и Гордей Карпыч говорит, что дочь отдаст замуж за Митьку. Это произошло на эмоциях, однако Митя ему говорит, что с удовольствием жениться на его дочери, ведь они любят друг друга. Вот здесь Гордей начал говорить, что такому не быть, не ровня они. Но в итоге, уговорили Гордея благословить дочь и Митю. Яша тоже время не терял и воспользовавшись моментом у Гордея получил благословение на брак с Анной Ивановной. Как видим, бедность не порок, главное, чтобы чувства были искренними.

Уездный город. Святки. День. Небольшая приказ-чичья комната в доме купца Торцова.

Митя ходит по комнате; Егорушка сидит на табу-ретке и читает «Бову Короле-вича», затем оста-нав-ли-ва-ется и расска-зы-вает Мите, что все домашние уехали кататься. Остался только Гордей Карпыч, он ужасно сердит на своего брата, Любима Карпыча. Нака-нуне на празд-ничном обеде Любим Карпыч захмелел, начал разные колена выки-ды-вать и насмешил всех гостей. Гордей Карпыч посчитал это за обиду, рассер-дился и прогнал брата. В отместку Любим Карпыч созор-ничал: встал с нищими у собора. Гордей Карпыч пуще преж-него разо-шелся и сердится теперь на всех без разбору.

За окнами разда-ется шум — прие-хали Пелагея Егоровна, Любовь Горде-евна и гости. Егорушка хватает книжку и убегает. Митя оста-ется один, он сетует на жизнь («Всем-то я здесь чужой, ни родных ни знакомых!»), садится к конторке и пыта-ется рабо-тать. Но работа не идет, все мысли Мити заняты любимой.

В комнату входит Пелагея Егоровна, оста-нав-ли-ва-ется в дверях и ласково пригла-шает Митю прийти к ним вечером в гости. Она заме-чает, что Гордея Карпыча дома не будет, он уедет к своему новому прия-телю — фабри-канту Афри-кану Савичу Коршу-нову. Пелагея Егоровна жалу-ется на Коршу-нова, чело-века буйного, часто выпи-ва-ю-щего в компании своего дирек-тора-англи-ча-нина. Раньше Торцов отли-чался рассу-ди-тель-но-стью, но как в прошлом году съездил в Москву, все русское стало ему не мило. Теперь он хочет жить по-загра-нич-ному, возгор-дился: «Мне здесь не с кем компанию водить, все сволочь, мужики, и живут по-мужицки», — и завел знаком-ство с «москов-ским» бога-теем Коршу-новым, который просто спаи-вает нового прия-теля. На упреки жены властный Торцов не реаги-рует; а дочь свою, Любовь Горде-евну, хочет выдать замуж исклю-чи-тельно в Москве: в этом городе ей нет ровни.

Под конец моно-лога Пелагеи Егоровны входит Яша Гуслин, племянник Торцова. Его тоже пригла-шают вечером в гости, и Яша с радо-стью согла-ша-ется. Когда Пелагея Егоровна выходит, Митя делится своими забо-тами с Яшей: Митя, един-ственный сын старой и бедной матери, должен содер-жать её на свое маленькое жало-ванье; от Гордея Карпыча он видит только обиду, брань и попреки бедно-стью; Митя мог бы перейти к Разлю-ля-евым, но у Торцова его держит зазноба сердечная — Любовь Горде-евна. Яша сове-тует Мите выки-нуть из головы эту любовь, потому что Гордей Карпыч никогда не благо-словит их неравный брак: «Вот Анна Ивановна мне и ровня: у ней пусто, у меня ничего, — да и то дяденька не велит жениться. А тебе и думать нечего».

В комнату входит Разлю-ляев с гармо-никой, он весел и безза-ботен, играет и поет, заяв-ляет, что весь праздник гулять будет, а потом женится, да на богатой. Он садится рядом с Гуслиным, слушает напи-санную им песню. Митя пред-ла-гает спеть, и все поют. Посе-ре-дине песни входит Гордей Карпыч Торцов; все сразу умол-кают и встают. Торцов со злыми упре-ками набра-сы-ва-ется на Митю: «Кажется, не в таком доме живешь, не у мужиков. Что за полпивная! Что бумаги-то разбросал!...». Он заме-чает книгу стихо-тво-рений Коль-цова, которую читает Митя, и следует новая порция попреков: «Какие нежности при нашей бедности! Знаешь ли ты, что такое обра-зо-вание?... Ты бы вот сюрт-учишко новенький сшил! Ведь к нам наверх ходишь... Срам!». В ответ Митя оправ-ды-ва-ется, расска-зы-вает, что посы-лает все деньги преста-релой матери. Гордей Карпыч заме-чает: «Матери-то не Бог знает что нужно, не в роскоши воспи-тана, чай сама хлевы затво-ряла. Разве в этом обра-зо-вание-то состоит, что дурацкие песни петь? Ты и не смей пока-зы-ваться в этом сюрт-учишке наверх!» Затем доста-ется и Разлю-ляеву: «А ты тоже! Отец-то, чай, деньги лопатой загре-бает, а тебя в этаком зипу-нишке водит. Да что, с тебя взыс-кать-то нечего! Сам-то ты глуп, да и отец-то твой не больно умен... целый век с заса-ленным брюхом ходит; дура-ками непро-све-щен-ными живете, дура-ками и умрете». И после этой гневной тирады Гордей Карпыч уходит.

После того, как Гордей Капыч уезжает к Коршу-нову, в комнату Мити заходят Любовь Горде-евна, Анна Ивановна, Маша и Лиза. Им скучно сидеть наверху, и они стали искать инте-ресной компании. Анна Ивановна ведет себя весьма вольно; Митя, Любовь Горде-евна и её подруги напротив — скованно и неловко. Анна Ивановна в открытую спра-ши-вает Гуслина, когда тот на ней женится. Гуслин отве-чает, что женится, как только получит разре-шение от Гордея Карпыча; затем жестом подзы-вает Анну Ивановну и шепчет ей на ухо, пока-зывая на Любовь Горде-евну и Митю. В это время Разлю-ляев веселит девушек: «Я больно плясать горазд. Девушки, полю-бите меня кто-нибудь... за мою простоту». Девушки отве-чают, что таких слов девушкам не говорят, а Любовь Горде-евна добав-ляет, глядя на Митю: «Может быть, кто-нибудь и любит кого-нибудь, да не скажет: надобно самому дога-даться». Анна Ивановна, закончив сове-щание с Гуслиным и двусмыс-ленно погля-дывая то на Любовь Горде-евну, то на Митю, пред-ла-гает всем подняться наверх. Она откры-вает дверь и пропус-кает всех, а перед Любовью Горде-евной — захло-пы-вает. Любовь Горде-евна стучится, просит выпу-стить; девушки за дверью весе-лятся.

Митя и Любовь Горде-евна оста-ются одни, и Митя робко говорит, что сочинил для нее стихи. Любовь Горде-евна, стараясь скрыть радость, просит Митю почи-тать их. Митя садится возле стола, Любовь Горде-евна подви-га-ется к нему очень близко. Митя читает: «...Пона-прасну свое сердце парень губит, Что неров-нюшку девицу парень любит...» Любовь Горде-евна сидит неко-торое время заду-мав-шись, потом пишет ответ («Только стихами я не умею, а так, просто») и отдает его Мите с усло-вием, что Митя прочтет его потом, когда Любовь Горде-евна уйдет. Она соби-ра-ется уходить и в дверях стал-ки-ва-ется с дядей, Любимом Карпычем. Тот весе-лится, видя испуг племян-ницы, потом уверяет, что ничего не скажет брату. Любовь Горде-евна убегает.

Любим Карпыч проходит в комнату и просит Митю приютить его на неко-торое время: после того званого обеда брат не пускает его на порог. Любим Карпыч расска-зы-вает Мите историю своей жизни: когда отец умер, Любиму Карпычу было двадцать лет. Братья поде-лили наслед-ство: Гордей взял себе заве-дение, а брату отдал день-гами и вексе-лями. Любим Гордеич поехал в Москву полу-чать по билетам деньги и с головой окунулся в москов-скую красивую жизнь: одевался франтом, обедал по трак-тирам, ездил по театрам; друзей у него заве-лось множе-ство. И через неко-торое время почти все наслед-ство было истра-чено. То, что оста-лось, Любим Гордеич доверил своему прия-телю, Афри-кану Коршу-нову, который его и обманул. Остался Любим Гордеич ни с чем. Прикинул он, как жить дальше и, поскольку путь в отчий дом был заказан, остался в Москве, стал скомо-рохом ходить: как приедет какой купец, Любим выска-ки-вает, веселит, приба-утки расска-зы-вает, а там кто что подаст. Той зимой Любим Гордеич сильно просту-дился, свезли его в боль-ницу; там-то и нашло на Любима просвет-ление ума. Решился он, как выздо-ро-веет, сходить Богу помо-литься да идти обратно к брату. Только брат принял его нелас-ково, стыдиться стал, пенять: «Я, видишь, как живу: кто может заме-тить, что у нас тятенька мужик был? С меня и этого стыда довольно, а то ещё тебя на шею навя-зать». А после пресло-ву-того обеда обида взяла Любима Гордеича, решил он проучить кичли-вого брата («...У него вот эта кость очень толста. [Пока-зы-вает на лоб.] Ему, дураку, наука нужна»).

Любим Гордеич устра-и-ва-ется на кровати Мити, чтобы соснуть немного; просит у него денег. Митя ни в чем не отка-зы-вает Любиму Гордеичу, и тот благо-дарит Митю и грозит брату: «Брат не умеет ценить тебя. Ну, да я с ним штуку сделаю». Митя соби-ра-ется подняться наверх, он подходит к двери, вспо-ми-нает о письме. Дрожа-щими руками он достает его и читает: «И я тебя люблю. Любовь Торцова». Митя хвата-ется за голову и убегает.

Действие второе

Вечер. Гостиная в доме Торцова. У задней стены диван, перед диваном круглый стол и шесть кресел. В гостиную выходит несколько дверей. На стенах зеркала, под ними маленькие столики. В гостиной темно; только из двери слева свет. В эту дверь входят Любовь Горде-евна и Анна Ивановна. Любовь Горде-евна расска-зы-вает, как сильно она любит Митю. Анна Ивановна предо-сте-ре-гает её от опро-мет-чивых поступков, затем уходит.

Входит Митя. Он спра-ши-вает Любовь Горде-евну, не шутка ли её признание. Любовь Горде-евна отве-чает, что все напи-санное в записке — правда, и требует ответных уверений в любви. Она сначала делает вид, что не верит Мите («А я думала, что ты любишь Анну Ивановну»), но потом призна-ется, что хотела всего лишь пошу-тить. Но Мите не до шуток, он слишком обес-по-коен судьбой их любви. Митя и Любовь Горде-евна решают назавтра броситься в ноги Гордею Карпычу и объявить о своей любви, и дальше будь что будет. Они обни-ма-ются. Когда разда-ются чьи-то шаги, Митя тихо уходит.

В гостиную со свечой входит нянька Арина и отсы-лает Любовь Горде-евну к матери. В комнату вбегает Егорушка, и его Арина просит позвать сосед-ских девушек-служанок петь святочные песни. Егорушка раду-ется пред-сто-я-щему веселью и тому, что, возможно, будут ряженые, и убегает.

В гостиную входит Пелагея Егоровна, она дает Арине указания, затем пригла-шает пройти всех остальных: Любовь Горде-евну, Машу, Лизу, Анну Ивановну, Разлю-ляева, Митю, Гуслина и двух своих преста-релых подруг. Старухи и Пелагея Егоровна усажи-ва-ются на диван; Анна Ивановна и Гуслин садятся на стулья и тихонько разго-ва-ри-вают, Митя стоит возле них; Маша, Любовь Горде-евна и Лиза ходят по комнате, обняв-шись; Разлю-ляев ходит за ними. Девушки весело пики-ру-ются с Разлю-ля-евым, старухи пере-го-ва-ри-ва-ются, глядя на них, а потом пред-ла-гают Гуслину спеть какую-нибудь песню. Пока Гуслин поет, входит Арина с напит-ками и угоще-ньем, потчует бары-шень сладо-стями, а старухам подает мадеру. Анна Ивановна тихо разго-ва-ри-вает с Пела-геей Егоровной, Разлю-ляев подхва-ты-вает Арину и пуска-ется в пляс, Арина отби-ва-ется. Анна Ивановна всту-па-ется за Арину и сама вызы-ва-ется плясать с Разлю-ля-евым.

Входят сосед-ские девушки, их радушно приве-чают, усажи-вают. Арина приносит блюдо, покрытое поло-тенцем — девушки будут петь подблюдные песни, гадать. Барышни снимают кольца и кладут на блюдо; девушки запе-вают. Разлю-ляев на словах «К тебе будут гости, Ко мне женихи... Кому вынется — Тому сбудется» выни-мает кольцо и отдает Любови Горде-евне.

Тут приходят ряженые (старик с бала-лайкой, вожак с медведем и козой) и Егорушка. Подблюдные песни остав-лены, ряженых потчуют вином, и они начи-нают весе-лить гостей: петь, плясать, разыг-ры-вать сценки; Егорушка пляшет вместе с ними. Пока гости смотрят на ряженых, Митя что-то тихо шепчет Любови Горде-евне и целует. Разлю-ляев заме-чает это, подходит и заяв-ляет, что расскажет все Пелагее Егоровне, что он сам хочет жениться на Любови Горде-евне, потому как у его семьи денег много, а Мите в данном случае наде-яться не на что. Гуслин всту-па-ется за Митю. Их спор преры-вает стук в дверь — пришел хозяин.

В гостиную входят Гордей Карпыч и Коршунов. Гордей Карпыч грубо прого-няет ряженых («Это что за сволочь!») и девушек, лебезит перед Коршу-новым, изви-ня-ется за «необ-ра-зо-вание» жены, устро-ившей вечер «не по всей форме». Но Коршу-нову, старому сласто-любцу, напротив, нравится компания молодых девушек. Он усажи-ва-ется в кресло, хехе-кает, благо-склонно прини-мает внимание к своей персоне. Торцов же изо всех сил тщится произ-вести «ефект»: велит подать шампан-ского, зажечь свечи в гостиной, чтобы осве-тить новую «небель». Пелагея Егоровна выходит, чтобы выпол-нить прика-зание мужа, за ней уходят Арина и старухи-гостьи.

Коршунов подходит к барышням, к Любови Горде-евне, радостно хехе-кает, наме-кает на «дни святочные» и пред-ла-гает поце-ло-ваться. Барышни не в восторге, отка-зы-ва-ются. Гордей Карпыч прика-зы-вает подчи-ниться, и Любовь Горде-евна усту-пает. Пока Коршунов целует бары-шень, Гордей Карпыч заме-чает Митю и прого-няет его («Зале-тела ворона в высокие хоромы!»), вслед за Митей уходят Гуслин и Разлю-ляев.

Коршунов подса-жи-ва-ется к Любови Горде-евне, сладо-страстно хехе-кает и вручает дорогой подарок — брил-ли-ан-товые серьги. Любовь Горде-евна холодно отве-чает Коршу-нову, тот же не цере-мо-нясь хватает и целует её руку, заводит разговор о любви и о своем богат-стве. Любови Горде-евне отвра-ти-телен этот старик, она встает, чтобы уйти, но отец прика-зы-вает ей остаться. Она возвра-ща-ется на свое место, и Коршунов опять хватает её за руку, гладит её («Ручка-то какая! хе, хе, хе... бархатная!») и наде-вает ей на палец брил-ли-ан-товый перстень. Любовь Горде-евна выры-вает руку, снимает перстень и отдает Коршу-нову.

В гостиную входят Пелагея Егоровна, Арина и Егорушка с вином и стака-нами. Коршунов разыг-ры-вает из себя важного гостя: «Ну, Гордей Карпыч, потчуй, а вы, девки, вели-чайте меня. Я почет люблю». Гордей Карпыч подносит Коршу-нову вино, прика-зы-вает жене кланяться, а девушкам запе-вать вели-чальную. Выпив, Коршунов садится возле Любови Горде-евны, подзы-вает одну из девушек, треплет её по щеке, хехе-кает и сыплет ей в фартук мелочь. Затем прика-зы-вает Гордею Карпычу пере-хо-дить к делу. Дело же заклю-ча-ется в том, что Гордей Карпыч наме-ре-ва-ется пере-ехать из этого города, где «как есть одно неве-же-ство и необ-ра-зо-вание», в Москву. Тем более что там будет свой человек — зятюшка Африкан Савич. Они уже сгово-ри-лись и по рукам ударили.

Пелагея Егоровна ужаса-ется, кричит «Моя дочь! Не отдам!»; Коршунов жестко заме-чает Торцову: «Обещал, так держи слово». Любовь Горде-евна броса-ется к отцу и умоляет его пере-ду-мать: «Я из твоей воли ни на шаг не выду. Что хочешь меня заставь, только не принуждай ты меня против сердца замуж идти за неми-лого!» Гордей Карпыч неумолим: «Ты, дура, сама не пони-маешь своего счастья. В Москве будешь по-барски жить, в каретах будешь ездить... я так прика-зываю». И Любовь Горде-евна смиренно отве-чает: «Твоя воля батюшка!», кланя-ется и отходит к матери. Довольный Гордей Карпыч прика-зы-вает девушкам запе-вать свад-бишную и пригла-шает доро-гого гостя перейти в другую комнату. Любовь Горде-евна плачет в объя-тиях матери, подруги окру-жают её.

Действие третье

Утро. Небольшая, тесно застав-ленная очень богатой мебелью комната в доме Торцова. Это что-то вроде каби-нета хозяйки, откуда она управ-ляет всем домом и где прини-мает своих гостей. Одна дверь ведет в зал, где обедают гости, другая — во внут-ренние комнаты. В комнате сидит Арина, с ней несколько служанок. Входит Пелагея Егоровна и отпус-кает их. Пелагея Егоровна вся в пред-сва-дебных хлопотах, но на душе у нее тяжело.

Входит Анна Ивановна, а за нею Митя. Еле сдер-живая слезы он говорит, что пришел проститься с доброй хозяйкой: сегодня ночью он уезжает к матери и больше уже не вернется. Митя кланя-ется в ноги Пелагее Егоровне, целу-ется с ней и с Анной Ивановной. Потом заме-чает, что надо бы и с Любовью Горде-евной проститься. Пелагея Егоровна посы-лает за дочерью, Анна Ивановна печально качает головой и уходит.

Пелагея Егоровна жалу-ется Мите на горе: против воли отдает дочь за дурного чело-века. Митя почти плача упре-кает её в том, что она не проти-во-стоит свое-волию мужа. Пелагея Егоровна сокру-ша-ется, просит Митю пожа-леть и не упре-кать её. Митя в порыве чувств реша-ется открыться и расска-зы-вает о том, что вчера он и Любовь Горде-евна сгово-ри-лись просить благо-сло-вения; и вот утром такое изве-стие... Пелагея Егоровна пора-жена, она искренне сочув-ствует Мите.

Входит Любовь Горде-евна, она проща-ется с Митей, плачет. Митя от отча-яния пред-ла-гает Пелагее Егоровне благо-сло-вить их, а затем тайно увезти Любовь Горде-евну к своей старой матери и там повен-чаться. Пелагея Егоровна в ужасе («Что ты, беспутный, выдумал-то! Да кто ж это посмеет такой грех на душу взять...»). Да и Любовь Горде-евна против такого плана. Она говорит Мите, что любит его, но из воли роди-тель-ской не выйдет, «так уж оно заве-дено исстари». И пусть она будет стра-дать за постылым мужем, но знать, что по закону живет, и никто в глаза насме-яться не посмеет. Митя смиренно прини-мает решение Любови Горде-евны, проща-ется и уходит.

Из столовой в комнату входит Коршунов, он просит Пелагею Егоровну выйти, чтобы по секрету пого-во-рить с неве-стой «о своих делах». Коршунов подса-жи-ва-ется к плачущей Любови Горде-евне и расска-зы-вает ей обо всех «выгодах» брака со стариком («Старик-то за любовь и пода-рочком... и золотом, и бархатом...», а молодой муж «глядишь, и приво-лок-нется за кем-нибудь на стороне... а жена-то сохни»), непре-рывно целует ей руки и хехе-кает. Любовь Горде-евна спра-ши-вает, любила ли Коршу-нова его покойная жена. Коршунов весьма жестко отве-чает, что не любила. По сути, Коршунов купил себе жену: «Им, видишь ты, деньги нужны были, нечем было жить: я давал, не отка-зывал; а мне вот нужно, чтоб меня любили. Что ж, я волен этого требо-вать или нет? Я ведь за то деньги платил. На меня грех пожа-ло-ваться: кого я полюблю — тому хорошо жить на свете; а уж кого не полюблю, так не пеняй!»

В комнату входит Гордей Карпыч. Он подо-бо-страстно говорит с Коршу-новым, хваста-ется своей «куль-тур-но-стью»: «В другом месте за столом-то прислу-жи-вает молодец в поддевке либо девка, а у меня фициянт в нитяных перчатках... Ох, если б мне жить в Москве али бы в Питер-бурхе, я бы, кажется, всякую моду подражал». Вбегает Егорушка и, смеясь, расска-зы-вает, что пришел Любим Карпыч и начал разго-нять гостей. Гордей Карпыч сердится и уходит вместе с Егорушкой.

Входят Разлю-ляев, Маша и Лиза, а за ними сразу же Любим Карпыч. Он ёрни-чает в адрес Коршу-нова; вроде шутит, но в то же время обви-няет в том, что Коршунов разорил его: «Ты меня так возве-личил, в такое звание возвел, что вот я ничего не украл, а людям в глаза глядеть совестно!» Любим Карпыч требует отдать старый долг и за племян-ницу миллион триста тысяч.

Входит Гордей Карпыч, он гонит брата из дома. Но реши-тельно настро-енный Любим Карпыч не уходит, он обви-няет Коршу-нова в бесче-стии и преступ-ле-ниях (во время бурного спора входят все домашние, гости и прислуга): «Я не Коршунов: я бедных не грабил, чужого веку не заедал, жены ревно-стию не замучил... Меня гонят, а он первый гость, его в передний угол сажают. Что ж, ничего, ему другую жену дадут...» Гордей Карпыч прика-зы-вает увести брата, но Любим и сам уходит. Уязв-ленный Коршунов заяв-ляет: «Этакие ты моды завел: у тебя пьяные гостей обижают! Хе, хе, хе. Я, говорит, в Москву поеду, меня здесь не пони-мают. В Москве-то уж такие дураки повы-ве-лись, там смеются над ними... Нет, шалишь, я даром себя обидеть не позволю. Нет, ты теперь приди-ка ко мне да покла-няйся, чтоб я дочь-то твою взял». Оскорб-ленный Гордей Карпыч воскли-цает: «...Я сам тебя знать не хочу! Я отро-дясь никому не кланялся. Я, коли на то пошло, за кого мне взду-ма-ется, за того и отдам! С день-гами, что я за ней дам, всякий человек будет... [тут входит Митя] ...вот за Митьку и отдам! Завтра же. Да такую свадьбу задам, что ты и не видывал: из Москвы музы-кантов выпишу, один в четырех каретах поеду». Все удив-лены, взбе-шенный Коршунов уходит.

Митя берет Любовь Горде-евну за руку, они подходят к Гордею Карпычу и призна-ются, что давно любят друг друга, и уж если Гордей Карпыч решил их поже-нить, то пусть благо-словит «по-роди-тельски, с любовию», а не назло. Гордей Карпыч начи-нает заки-пать, опять упре-кает Митю в том, что он беден и не ровня семье Торцовых. Пелагея Егоровна и Любовь Горде-евна начи-нают угова-ри-вать Гордея Карпыча сменить гнев на милость. Входит Любим Карпыч и тоже просит за молодых, наме-кает, что если бы не он, то Коршунов разорил бы Гордея Карпыча как и его самого: «Посмотри на меня, вот тебе пример... И я был богат и славен, в каретах ездил... а потом верхним концом да вниз... Брат, отдай Любушку за Митю — он мне угол даст... Хоть под старость-то да честно пожить... Тогда-то я Бога возбла-го-дарю... Что он беден-то! Эх, кабы я беден был, я бы человек был. Бедность не порок». В ответ Гордей Карпыч расчув-ство-ванно утирает слезу («Ну, брат, спасибо, что на ум наставил, а то было свих-нулся совсем»), обни-мает и благо-слов-ляет Митю и Любовь Горде-евну. Тут же Яша Гуслин спра-ши-вает разре-шения жениться на Анне Ивановне, Гордей Карпыч благо-слов-ляет и его. Разлю-ляев поздрав-ляет Митю («Сам любил, а для тебя... жертвую»), Пелагея Егоровна просит девушек запеть веселую свадебную песню. Девушки запе-вают, все уходят.


Меню статьи:

Действие комедии Александра Николаевича Островского «Бедность не порок» происходит в уездном городе, в доме купца Торцова, во время Святок.

Действие первое

Читатель оказывается в небольшой скромно убранной приказчичьей комнате. Приказчик по имени Митя меряет шагами комнату. На табуретке сидит мальчик Егорушка, дальний родственник купца – хозяина дома. Митя осведомляется у мальчика, дома ли господа. На что Егорушка, оторвавшись от книги, сообщает, что все уехали кататься, а дома лишь Гордей Карпыч – сам купец, который прибывает в прескверном настроении. Оказывается, что причиной его злости является брат, Любим Карпыч, который опозорил его при гостях своими пьяными речами, а потом ещё и стоял под церковью с нищими. Купец обвиняет брата, что тот осрамил его на весь город, и срывает свой гнев на всех окружающих. В этот момент подъезжает карета. В ней жена купца – Пелагея Егоровна, дочь – Любовь Гордеевна и гости. Егорушка бежит сообщить дядюшке о прибытии семейства.

Оставшись один, Митя сетует на свою несчастную одинокую жизнь без родни и близких. Чтоб развеять грусть, молодой человек решает взяться за работу. Но мысли его по-прежнему витают далеко. Он мечтательно вздыхает, вспоминая о некой прекрасной девушке, чьи глаза заставляют его петь песни и декламировать стихи.

В это время в его комнату входит хозяйка дома Пелагея Егоровна. Она приглашает Митю вечером в гости, говорит, что негоже ему всё время сидеть одному. Так же женщина с горечью сообщает, что Гордей Карпыч в этот вечер будет в отъезде. Ей очень не нравится новый товарищ мужа Африкан Савич. По словам купчихи, дружба с этим фабрикантом совсем помутила разум её мужа. Во-первых, он начал много пить, во-вторых, стал навязывать жене новые модные течения из Москвы и даже требовал, чтоб она носила чепчик. Купец пришёл ко мнению, что никто не ровня его семье в этом захолустном городке, а дочери своей пару и вовсе никак подобрать не мог. Митя предполагает, что Гордей Карпыч хочет выдать дочь замуж в Москву.

Их разговор прерывает появление Яши Гуслина – племянника купца Торцова. Пелагея Егоровна приглашает и его вечером наверх попеть песни с девушками и просит захватить с собой гитару. После этого купчиха удаляется передохнуть.

Митя в приступе меланхолии признаётся Яше, что не на шутку влюбился в Любовь Гордеевну и поэтому не уходит со службы от жадного и склочного купца. Яша отвечает другу, что лучше ему совсем забыть про эту его любовь. Потому что никак не ровня он купеческой дочери по достатку своему. Митя вздыхает и принимается за работу.

В комнату к молодым людям входит беспечный и развесёлый парень Гриша Разлюляев – молодой купец из богатой семьи. Гриша хвастает товарищам тем, сколько у него денег звенит по карманам, а также демонстрирует новенькую гармонь. Митя пребывает в дурном настроении, но молодой купец подталкивает его в плечо, призывая не грустить. В результате все трое с гитарой и гармонью усаживаются, чтобы спеть какую-то песню.



Внезапно в комнату врывается разгневанный купец Торцов. Он кричит на молодых людей, за то, что устроили из комнаты подобие пивнушки, в которой горланят песни. Далее гнев его обращается на Митю, который дурно одет. Купец упрекает его, что тот позорит его перед гостями, заявляясь наверх в таком виде. Митя оправдывается, что он отсылает своё жалование больной старухе матери. Но это не трогает Гордея Карпыча. Он обвиняет всех троих молодых людей в том, что они не просвещённые, выглядят отвратительно и говорят также. Смерив парней презрительным взглядом, купец уходит.

После ухода хозяина дома в комнату спускаются девушки: Любовь Гордеевна, её подруги Лиза и Маша, а также молодая вдова Анна Ивановна, на которой мечтает жениться Гуслин. Молодежь обменивается шутками и колкостями, а Гуслин успевает нашептать на ухо молодой вдове о чувствах Мити к купеческой дочери. После непродолжительной беседы все молодые люди, кроме Мити собираются пойти наверх петь и танцевать. Митя говорит, что придёт позже. Выпустив всех наружу из комнаты, Анна Ивановна ловко затворяет дверь перед лицом Любови Гордеевны, оставляя их с Митей наедине.

Митя предлагает девушке стул и просит разрешения прочесть ей свои стихи, которые написал для неё. Стихи эти преисполнены любви и печали. Любовь Гордеевна слушает их задумчиво, после чего говорит, что тоже напишет ему послание, да только не в стихах. Она берёт бумагу, перо и что-то пишет. Потом она отдаёт бумагу Мите, взяв обещание, что он не будет читать записку при ней. Девушка встаёт и зовёт молодого человека ко всей компании наверх. Он с готовностью соглашается. Уходя, Любовь Гордеевна сталкивается со своим дядей Любимом Карпычем.

Любим Карпыч просит у Мити приюта, так как брат его выгнал из дому. Он признаётся парню, что все его проблемы происходят от пьянства. Далее он пускается в воспоминания о том, как промотал в Москве свою часть отцовского состояния, потом ещё долго нищенствовал и зарабатывал на улице, изображая скомороха. Со временем душа Любима Карпыча не выдержала такого образа жизни, и он явился к брату просить о помощи. Гордей Карпыч принял его, сетуя что тот будет позорить его перед высоким обществом, в котором купец теперь вращается. А потом и вовсе выгнал бедолагу из дому. Митя жалеет пьянчугу, разрешает ему переночевать у себя в конторе и даже даёт немного денег на выпивку. Выйдя из комнаты, молодой человек дрожащими руками достаёт из кармана записку Любови Гордеевны. В записке значится: «И я тебя люблю. Любовь Торцова». Молодой человек в смятении убегает.

Действие второе

События продолжаются в гостиной Торцовых. Любовь Гордеевна рассказывает Анне Ивановне о том, как нежно она любит Митю за его тихий сиротливый нрав. Подруга предостерегает купеческую дочь от импульсивных действий и советует ей хорошенько присмотреться к молодому человеку. Внезапно они слышат шаги на лестнице. Анна Ивановна предполагает, что это Митя и оставляет Любовь Гордеевну одну, чтоб та могла потолковать с ним наедине.

Вдова не ошиблась, это действительно был Митя. Он осведомился у Любови Гордеевны, как ему стоит понимать её записку, и не шутит ли она. Девушка ответила, что написала те слова искренне. Влюблённые обнимаются и думают, как им быть дальше.

Митя предлагает идти к Гордею Карпычу, падать ему в ноги и просить благословить их чувства. Девушка сомневается, что отец одобрит этот союз. Молодые люди слышать шаги, и девушка велит молодому человеку идти, обещая, что позже она присоединится к компании. Митя уходит. А в комнату входит няня купеческой дочери Арина.

Старая женщина упрекает свою воспитанницу, что та бродит в темноте и отправляет её к матушке. После ухода девушки в комнату входит Егорушка.

Арина велит ему звать соседских девушек песни петь. Мальчик очень рад предстоящему веселью и вприпрыжку убегает звать гостей. В комнату к Арине входит Пелагея Егоровна. Она просит няню организовать угощение для приглашённых и зовёт молодёжь в гостиную.

Веселье начинается, кроме молодых людей в гостиной присутствуют так же пожилые женщины, подруги Пелагеи Егоровны, они садятся на диван, смотрят на молодёжь и вспоминают веселье времён своей молодости. Арина накрывает на стол. Гости пьют вино и танцы с песнями становятся всё веселее. Старая нянька сообщает, что пришли ряженные, хозяйка дома велит их впустить.

Все с удовольствием смотрят представление, Арина потчует артистов. В это время Митя стоит подле Любови Гордеевны, что-то шепчет ей на ухо и целует. Это замечает Разлюляев. Он грозит рассказать обо всём купцу. Оказывается, он сам собирается свататься к девушке. Богатый молодой человек насмехается над Митей, говоря, что у него нет никаких шансов заполучить купеческую дочь в жёны.

В это время раздаётся стук в дверь. Открыв дверь, Арина видит на пороге хозяина. Тот приехал не один, а с Африканом Савичем Коршуновым. Увидев ряженных, купец приходит в ярость. Он выгоняет их вон и тихо шепчет жене, что она его опозорила перед столичным важным господином. Купец оправдывается перед другом за увиденное в гостиной и велит жене гнать всех вон. Африкан Савич напротив просит девушек остаться и попеть для них. Гордей Карпыч во всём соглашается с фабрикантом и требует подать к столу лучшего шампанского и зажечь свечи в комнате с новой мебелью для лучшего эффекта. Гостьи Пелагеи Егоровны поспешно покидают купеческий дом.

Коршунов прибывает в весёлом настроении и настаивает на том, чтоб все присутствующие девушки его расцеловали, особенно он навязчив в отношении Любови Гордеевны.

По приказу купца девушки целуют старого фабриканта.Торцов подходит к Мите и сквозь зубы спрашивает его: «Ты зачем? Разве здесь твоё место? Залетела ворона в высокие хоромы!»

После этого Разлюляев, Гуслин и Митя уходят.

Коршунов сообщает Любови Годеевне, что привёз ей подарок, потому что очень её любит. Он демонстрирует собравшимся бриллиантовый перстень и серёжки. Африкан Савич намекает, что если она его и не любит, то обязательно полюбит, потому что он ещё не стар и очень богат. Девушка смущается и отдаёт ему назад украшения, силясь уйти к матери, но отец велит ей остаться. Через минуту в комнату входят Пелагея Егоровна, Арина и Егорушка с вином и стаканами.

Коршунов и Торцов объявляют собравшимся, что сговорились о браке между Африканом Савичем и Любовью Гордеевной. Кроме всего прочего, купец собирается переехать жить в Москву. Купеческая дочь в ужасе от таких новостей, она падает в ноги отцу, умоляя не отдавать её замуж без любви. Но Торцов непреклонен. Девушка покоряется его воле. Мужчины уходят пить вино в соседнюю комнату, а Любовь Гордеевна рыдает на руках у матери в окружении подруг.

Действие третье

Автор переносит нас в кабинет хозяйки дома, плотно заставленный дорогой мебелью и посудой. Старая няня Арина сокрушается о том, как быстро отняли у них всех Любовь Годеевну. Женщина признает, что вовсе не такой судьбы хотела она для своей воспитанницы, а мечтала для неё о принце заморском. Пелагея Егоровна отправляет няню хлопотать по хозяйству, сама без сил опускается на диван.

К ней входит Анна Ивановна. Купчиха просит её послужить мужчинам при подаче чая. В это время к ним присоединяется Митя. Молодой человек очень печален. Со слезами на глазах он благодарит хозяйку за теплое к себе отношение и сообщает, что уезжает к матери и, скорее всего, навсегда. Женщина удивлена его решением, но принимает его спокойно. Митя просит возможности проститься с Любовью Гордеевной. Анна Ивановна отправляется звать девушку. Пелагея Егоровна жалуется Мите на горе, свалившееся ей на голову. Митя горячо поддерживает опасения женщины по поводу будущего счастья её дочери. Молодой человек не в силах сдержать слёзы, он признаётся купчихе в чувствах к Любови Гордеевне. В этот момент появляется и сама девушка. Митя прощается с ней. Мать позволяет им поцеловаться на прощание, после чего они оба плачут. Митя предлагает девушке бежать с ним к его матери и тайно обвенчаться. Ни Пелагея Егоровна, ни Любовь Гордеевна на это не соглашаются. Девушка говорит, что не пойдёт замуж без отцовского благословения и должна покориться его воле. После этого несчастный влюбленный раскланивается и уходит.

Купчиха жалеет дочь, сокрушаясь об уготованной ей участи. Их разговор прерывает Коршунов. Он просит женщину оставить его с невестой наедине. После того, как мать уходит, Африкан Савич долго описывает девушке перспективы совместной жизни, то сколько подарков она будет получать в Москве. Приводит доводы, почему выгоднее любить старого мужа, чем молодого.

К ним присоединяется Гордей Карпыч. Купец усаживается и начинает вслух мечтать о том какую модную изысканную жизнь он будет вести в столице, то и дело требуя подтверждения у Коршунова, что именно для такой жизни он и создан. Фабрикант ему с готовностью поддакивает. В это время входит Егорушка и, едва сдерживая смех, сообщает что в доме дебоширит Любим Карпыч. Торцов поспешно удаляется усмирять брата.

К жениху с невестой присоединяются Лиза, Маша и Разлюляев. Все они в ужасе от выходок Любима Карпыча. В скором времени появляется и сам Любим. Он начинает обвинять Коршунова в том, что тот способствовал его разорению во времена жизни в Москве и требует выкуп за племянницу в миллион триста тысяч рублей. Африкана Савича сильно забавляет вся эта ситуация. В гостиной появляется Гордей Карпыч и силится выгнать брата. Коршунов просит не гнать его, в надежде ещё посмеяться над пьяницей. Но Любим начинает обвинять его в бесчестье и грязных делишках, а так же том, что прежнюю свою жену фабрикант до смерти уморил своей ревностью. Он молит брата не отдавать дочь за Африкана Савича. Эти речи действуют на нервы Коршунову, он требует выгнать Любима Карпыча. Перед уходом пьяница бросает ещё несколько колкостей с сторону Коршунова.

Африкан Савич приходит в бешенство от такого обращения и при всех гостях заявляет, что теперь купцу придётся кланяться ему, чтоб он взял Любовь Гордеевну в жёны. Купец отвечает, что кланяться он никому не собирается и отдаст дочь за кого захочет. Коршунов посмеивается и уверяет, что Торцов завтра же прибежит просить у него прощения. Купец приходит в бешенство. В это момент входит Митя. Торцов обращает взгляд на молодого человека и говорит, что выдаст дочь за него. Коршунов по-прежнему не верит Гордею Карпычу и с высокомерным видом удаляется.

Пелагея Егоровна переспрашивает у мужа, что тот имел ввиду. Мужчина, по-прежнему в бешенстве от поведения фабриканта, выкрикивает, что она всё правильно слышала, и, на зло Коршунову, он завтра же выдаст дочь за Митю. Все собравшиеся не на шутку удивлены. Молодой человек берёт за руку Любовь Гордеевну и ведёт её к отцу. Он просит отдать её замуж за него не от злости, а по любви взаимной. Такое поведение парня тоже возмущает вспыльчивого купца. Он кричит, что Митя совсем забыл, с кем разговаривает, и что дочь купеческая ему никак не ровня. В это время в толпу гостей, которые наблюдают всю эту сцену, протискивается Любим Карпыч.
Купец не хочет слышать доводов Мити, тогда уговаривать его на брак берутся дочь с женой. К ним из толпы присоединяется Любим Карпыч. Купец возмущён, что брат его всё ещё находится в доме. Любим заявляет, что именно его поведение вывело на чистую воду Коршунова и уберегло Любашу от несчастья в браке. В продолжение своей пламенной речи, пьяница становится на колени и умоляет брата выдать дочь за Митю. Он надеется, что добрый молодой человек и ему, беспутному, не даст замёрзнуть на морозе: «Брат! И моя слеза до неба дойдёт! Что он беден-то! Эх кабы я беден был, я бы человек был. Бедность не порок».

«Бедность – не порок». Краткое содержание пьесы А.Н. Островского

5 (100%) 1 vote

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА

Гордей Карпыч Торцов , богатый купец .

Пелагея Егоровна , его жена .

Любовь Гордеевна , их дочь .

Любим Карпыч Торцов , его брат, промотавшийся .

Африкан Савич Коршунов , фабрикант .

Митя , приказчик Торцова .

Яша Гуслин , племянник Торцова .

Гриша Разлюляев , молодой купчик, сын богатого отца .

Анна Ивановна , молодая вдова .

Маша ; Лиза , подруги Любови Гордеевны .

Егорушка , мальчик, дальний родственник Торцова .

Арина , нянька Любови Гордеевны .

Гости, гостьи, прислуга, ряженые и прочие .

Действие происходит в уездном городе, в доме купца Торцова, во время Святок.

ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ

Небольшая приказчичья комната; на задней стене дверь, налево в углу кровать, направо шкаф; на левой стене окно, подле окна стол, у стола стул; подле правой стены конторка и деревянная табуретка; подле кровати гитара; на столе и конторке книги и бумаги.

ЯВЛЕНИЕ ПЕРВОЕ

Митя ходит взад и вперед по комнате; Егорушка сидит на табуретке и читает «Бову Королевича».

Егорушка (читает). «Государь мой батюшка, славный и храбрый король, Кирибит Верзоулович, ныне идти за него смелости не имею, потому что когда я была во младости, то король Гвидон за меня сватался».

Митя . Что, Егорушка, наши дома?

Егорушка (зажимает пальцем то место, где читает, чтоб не ошибиться). Никого нет; кататься уехали. Один Гордей Карпыч дома. (Читает.) «На то сказал дщери своей Кирибит Верзоулович…» (Зажимает пальцем.) Только такой сердитый, что беда! Я уж ушел – все ругается. (Читает.) «Тогда прекрасная Милитриса Кирбитьевна, призвав к себе слугу Личарду…»

Митя . На кого же он сердит?

Егорушка (опять зажимает). На дяденьку, на Любима Карпыча. На второй-то праздник дяденька Любим Карпыч обедал у нас, за обедом-то захмелел, да и начал разные колена выкидывать, да смешно таково. Я смешлив ведь больно, не вытерпел, так и покатился со смеху, а уж на меня глядя и все. Дяденька Гордей-то Карпыч принял это себе за обиду да за невежество, осерчал на него, да и прогнал. Дяденька-то Любим Карпыч взял да в отместку ему и созорничал, пошел да с нищими и стал у собора. Дяденька-то Гордей Карпыч говорит: осрамил, говорит, на весь город. Да теперь и сердится на всех без разбору, кто под руку подвернется. (Читает.) «С тем намерением, чтобы подступил под наш град».

Митя (взглянув в окно). Кажется, наши приехали… Так и есть! Пелагея Егоровна, Любовь Гордеевна, да и гости с ними.

Егорушка (прячет сказку в карман). Побежать наверх. (Уходит.)

ЯВЛЕНИЕ ВТОРОЕ

Митя (один). Эка тоска, Господи!… На улице праздник, у всякого в доме праздник, а ты сиди в четырех стенах!… Всем-то я чужой, ни родных, ни знакомых!… А тут еще… Ах, да ну! сесть лучше за дело, авось тоска пройдет. (Садится к конторке и задумывается, потом запевает.)

Красоты ее не можно описать!…

Черны брови, с поволокою глаза.

Да, с поволокою. А как вчера в собольем салопе, покрывшись платочком, идет от обедни, так это… ах!… Я так думаю, и не привидано такой красоты! (Задумывается, потом поет.)

Уж и где ж эта родилась красота…

Как же, пойдет тут работа на ум! Все бы я думал об ней!… Душу-то всю истерзал тосковамши. Ах ты, горе-гореваньице!… (Закрывает лицо руками и сидит молча.)

Входит Пелагея Егоровна, одетая по-зимнему, и останавливается в дверях.

ЯВЛЕНИЕ ТРЕТЬЕ

Митя и Пелагея Егоровна.

Пелагея Егоровна . Митя, Митенька!

Митя . Что вам угодно?

Пелагея Егоровна . Зайди ужо вечерком к нам, голубчик. Поиграете с девушками, песенок попоете.

Митя . Премного благодарен. Первым долгом сочту-с.

Пелагея Егоровна . Что тебе в конторе все сидеть одному! Не велико веселье! Зайдешь, что ли? Гордея-то Карпыча дома не будет.

Митя . Хорошо-с, зайду беспременно.

Пелагея Егоровна . Уедет ведь опять… да, уедет туда, к этому, к своему-то… как его?…

Митя . К Африкану Савичу-с?

Пелагея Егоровна . Да, да! Вот навязался, прости Господи!

Митя (подавая стул). Присядьте, Пелагея Егоровна.

Пелагея Егоровна . Ох, некогда. Ну да уж присяду немножко. (Садится.) Так вот поди ж ты… этакая напасть! Право!… Подружились ведь так, что н□-поди. Да! Вот какое дело! А зачем? К чему пристало? Скажи ты на милость! Человек-то он буйный да пьяный, Африкан-то Савич… да!

Митя . Может, дела какие есть у Гордея Карпыча с Африканом Савичем.

Пелагея Егоровна . Какие дела! Никаких делов нет. Ведь он-то, Африкан-то Савич, с агличином всё пьют. Там у него агличин на фабрике дилехтор – и пьют… да! А нашему-то не след с ними. Да разве с ним сговоришь! Гордость-то его одна чего стоит! Мне, говорит здесь не с кем компанию водить, всё, говорит, сволочь, всё, видишь ты, мужики, и живут-то по-мужицки; а тот-то, видишь ты, московский, больше всё в Москве… и богатый. И что это с ним сделалось? Да ведь вдруг, любезненький, вдруг! То все-таки рассудок имел. Ну, жили мы, конечно, не роскошно, а все-таки так, что дай Бог всякому; а вот в прошлом году в отъезд ездил, да перенял у кого-то. Перенял, перенял, уж мне сказывали… все эти штуки-то перенял. Теперь все ему наше русское не мило; ладит одно – хочу жить по-нынешнему, модами заниматься. Да, да!… Надень, говорит, чепчик!… Ведь что выдумает-то!… Прельщать, что ли, мне кого на старости, говорю, разные прелести делать! Тьфу! Ну вот поди ж ты с ним! Да! Не пил ведь прежде… право… никогда, а теперь с этим с Африканом пьют! Спьяну-то, должно быть, у него (показывая на голову) и помутилось. (Молчание.) Уж я так думаю, что это враг его смущает! Как-таки рассудку не иметь!… Ну, еще кабы молоденький: молоденькому это и нарядиться, и все это лестно; а то ведь под шестьдесят, миленький, под шестьдесят! Право! Модное-то ваше да нынешнее, я говорю ему, каждый день меняется, а русской-то наш обычай испокон веку живет! Старики-то не глупей нас были. Да разве с ним сговоришь, при его же, голубчик, крутом-то характере.

Митя . Что говорить! Строгий человек-с.

Пелагея Егоровна . Любочка теперь в настоящей поре, надобно ее пристроить, а он одно ладит: нет ей ровни… нет да нет!… Ан вот есть!… А у него все нет… А каково же это материнскому-то сердцу!

Митя . Может быть, Гордей Карпыч хотят в Москве выдать Любовь Гордеевну.

Пелагея Егоровна . Кто его знает, что у него на уме. Смотрит зверем, ни словечка не скажет, точно я и не мать… да, право… ничего я ему сказать не смею; разве с кем поговоришь с посторонним про свое горе, поплачешь, душу отведешь, только и всего. (Встает.) Заходи, Митенька.

Митя . Приду-с.

Гуслин входит.

ЯВЛЕНИЕ ЧЕТВЕРТОЕ

Те же и Гуслин.

Пелагея Егоровна . Вот и еще молодец! Приходи, Яшенька ужо к нам наверх с девушками песни попеть, ты ведь мастер, да гитару захвати.