Болезни Военный билет Призыв

Батарея раевского описание в войне и мир. Батарея Раевского: история


Сочинение.

Пьер Безухов на батарее Раевского в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»

Война 1812 года всколыхнула всю Россию, объединила русское общество, вставшее на защиту отечества. Толстой очень тонко прочувствовал эту войну, настроение людей, принимавших в ней непосредственное участие. Писателя интересовали как причины войны и победы в ней русского народа, так и поведение на полях сражений отдельных людей. Толстой “проверяет” своих героев войной, как в других случаях “проверяет” их любовью.
Пьер Безухов человек не военный, но он патриот, к тому же чрезвычайно любопытен до всех проявлений жизни. Поэтому он захотел посмотреть на предстоящее сражение, но, желая только посмотреть, неожиданно, возможно, для самого себя оказался его участником,
Подъезжавшему к месту военных действий Пьеру непременно “захотелось быть там, где были эти дымы, эти блестящие штыки и пушки”, он был охвачен той торжественностью, которая царила в душе Кутузова и его свиты. “На всех лицах светилась теперь скрытая теплота чувства”. В этот момент Безухов ощущал себя частью всего войска и был счастлив этим чувством единения с миром.
Но вот он подъехал поближе, потерял из виду своих проводников и остался один возле поля битвы. Теперь его окружали недовольные взгляды солдат, которые не понимали, для чего этот толстый человек в белой шляпе здесь топчется. Они видели в нем чужака, который просто хочет поглазеть на непривычное для него зрелище. Солдаты, которые толкали лошадь Пьера, поскольку нелепый всадник мешал им, возможно, уже не раз принимали участие в войне, они знали цену жизни и боялись ее потерять в этой кровавой бойне. Но одновременно понимали, что каждый из них обязан идти против врага. И люди убивали друг друга в этой войне, каждый преследуя свою цель: освобождение отечества, с одной стороны, желание наживы -- с другой. (Хотя Толстой находит для действий французских солдат и другое объяснение: возможно, многие из них просто подчиняются приказам сверху, действуя бесцельно. Но это тоже безнравственно, с точки зрения писателя.)
Уловив настроение солдат, Пьер перестал чувствовать себя частью целого и теперь остро ощущал себя лишним. Боясь опять помешать кому-нибудь, он взошел на курган, устроился в конце канавы и с “бессознательно-радостной улыбкой смотрел на то, что делалось вокруг него”.
Появление “невоенной фигуры” сначала неприятно поразило солдат и здесь. Но вскоре их отношение к чужаку переменилось, а случилось это тогда, когда они увидели Пьера, прохаживающегося под выстрелами “так же спокойно, как по бульвару”. Солдаты приняли его в свой круг, дав ему прозвище “наш барин”.
Радостное настроение Безухова не проходило до тех пор, пока он не увидел мертвого солдата, одиноко лежащего на лугу. Да, Пьер и раньше видел трупы людей, но не заострял внимания, не принимал близко к сердцу: ведь идет война и смерть естественна. А теперь он сидел и вглядывался в окружающие его лица, поступки людей, их поведение. Безухов заметил, что солдаты с хохотом разговаривали между собой, шутили над пролетающими снарядами, как будто не замечали того, что пули и снаряды попадали в намеченные мишени, в тех людей, которые еще минуту назад также смеялись вместе с ними, а теперь их изуродованные тела лежат на поле битвы. Но это веселье - не легкомыслие перед смертью, а нервное напряжение. С каждым попавшим ядром оживление все более разгоралось. Толстой сравнивает происходящее с грозой, а выражение лиц солдат - с молниями “скрытого, разгорающегося огня”. Пьер не смотрел на пожар, пылающий на поле сражения, он был “поглощен в созерцание этого, все более и более разгорающегося огня, который точно так же разг
орался и в его душе”.
Но чувство торжественности происходящего постепенно затухало в Безухове, и на место этому чувству приходит ужас и недоумение. Все для него стало “странно, неясно и пасмурно”. Герой видит, что каждую минуту из пекла выносят раненых и убитых, что на поле лежат неубранные трупы. Но, по-моему, самое сильное впечатление на Пьера произвела гибель молодого офицера, которая произошла на его глазах. Описывая эту смерть, Толстой использует сильнейшее по силе сравнение, вызывающее щемящее ощущение. “Офицерик ахнул и, свернувшись, сел на землю, как на лету подстреленная птица”. Последней каплей оказался страшный толчок, который швырнул на землю самого Безухова. Безумный страх настигает Пьера. Так Толстой показывает своему герою настоящую войну.
Окончательно расставило точки над i столкновение Безухова с французским офицером. Возможно, Пьер и не понял, что перед ним враг, но он инстинктивно стал обороняться от толчка: схватил офицера за горло и начал душить. “Несколько секунд они оба испуганными глазами смотрели на чуждые друг другу лица, и оба были в недоумении о том, что они сделали и что им делать”. “Испуганные глаза” - это, конечно, страх смерти, но не только. С моей точки зрения, по крайней мере один из них - Пьер - был напуган необходимостью выбора: ты убьешь или тебя убьют. Происходит столкновение двух людей, двух врагов. Тот, кто сильнее, тот и останется живым, но для этого надо убить человека.
Толстой хочет донести до нас глубинный смысл этого столкновения, да и не только этого. Француз и русский в данных условиях враги. События заставили их пойти друг против друга, но это неправильно. И француз, и русский - в первую очередь люди. У каждого из них своя судьба, жизнь, семья. Люди должны заниматься тем делом, которое им по душе. Они бы так и делали, но вот рождается человек, склонный к конфликтам, который ставит перед собой задачу и идет к ее осуществлению твердыми шагами, переступая через других людей. Эти люди стремятся к все большей и большей власти. Одним им до этих высот не добраться, и вот тут-то и начинается самое главное: пользуясь властью, они вовлекают в свои дела других людей и при их участии добиваются определенных целей. Чаще всего это достигается вооруженным путем, что, в свою
очередь, порождает смерть, ведь никакая война не обходится без кровопролития и смерти.
Этот ужас, который творится на поле брани, трудно передать словами, но Толстому это удалось: “Толпы раненых… с изуродованными страданием лицами, шли, ползли и на носилках неслись с батареи”; “Много было тут мертвых, незнакомых ему. Но некоторых он узнал. Молоденький офицерик сидел, все так же свернувшись, у края вала, в луже крови. Краснорожий солдат еще дергался, но его не убирали”.
Суть и этого эпизода - отношение писателя к войне вообще. Он не принимает войну, противится ей, считая неестественной и безнравственной. Обстановка, в которой, в конечном счете, оказался Пьер, была благоприятна для убийства, так как люди были доведены до предела, их покидал разум. Но Толстой не может оправдать убийства даже патриотическим чувством: война - не выход из положения. Эту мысль писатель внушает нам через Пьера Безухова, который думает: “Нет, теперь они оставят это, теперь они ужаснутся того, что они сделали!” Да, враг должен быть изгнан, но это не оправдывает убийства тысяч людей с обеих сторон. Француз ли он, русский ли - все они люди: вот эта мысль волнует Толстого, и он доносит ее до нашего сознания.
Роль данного эпизода в романе велика: именно здесь мы открываем для себя отношение писателя к войне, к ее последствиям, к ее никчемности, противоестественности человеческому существованию.

Анализ эпизода «На батарее Раевского».

(по Л.Н.Толстому «Война и мир»)

Война 1812 года всколыхнула всю Россию, наложила отпечаток на судьбы многих людей. Она объединила всё общество, всех русских людей, которые встали на защиту своего отечества.

Толстой тонко прочувствовал эту войну, настроение людей, принимавших в ней непосредственное участие. В каждом эпизоде этой войны он раскрывает характеры героев.

Перейдём непосредственно к эпизоду приезда Пьера Безухова к полю предстоящего сражения. Когда Пьер впервые взошёл на курган, он «замер от восхищения перед красотою зрелища», он непременно захотел «быть там, где были эти дымы, эти блестящие штыки и пушки». Он стоял очарованный торжественностью, окружавшей его, которая также царила в душе Кутузова и его свиты. «На всех лицах светилась теперь та скрытая теплота чувства, которую Пьер замечал вчера». В этот момент Пьер чувствует себя частью всех, и он захотел принять участие в предстоящих событиях. Улыбка радости и застенчивости не сходила с его лица перед началом сражения. Но вот он решается подъехать ближе. Потеряв из виду своих проводников, Пьер остаётся один и, проехав немного, оказывается на батарее Раевского, которая впоследствие окажется одним из самых важных мест Бородинского сражения.

Появление «невоенной фигуры» Пьера неприятно поразило солдат. В этот момент он растерялся: его окружали недовольные взгляды людей, которые не понимали, для чего этот толстый человек в белой шляпе здесь топчется: «Солдаты, проходя мимо его, удивлённо и даже испуганно косились на его фигуру». Пьер ощущал себя лишним, «не на своём месте и без дела», боясь помешать кому-нибудь. Он взошёл на курган, устроился в конце канавы и с «бессознательно-радостной улыбкой смотрел на то, что делалось вокруг него».

Но отношение солдат к Пьеру вскоре переменилось, а случилось это тогда, когда они увидели его прохаживающегося под выстрелами спокойно, «как по бульвару». Солдаты приняли Пьера в свой круг, дав ему прозвище «наш барин». Сначала Пьер был для солдат только забавой, многие подшучивали над ним, пока Пьер не заговорил с ними как равный, «они как будто не ожидали того, чтобы он говорил, как все, и это открытие обрадовало их».

Этот эпизод раскрывает образ Безухова как простого, доброго человека, лишённого сословных предрассудков и аристократизма. Пьеру понравились люди, окружавшая его обстановка. Его радостное настроение не проходило до тех пор, пока он не увидел мёртвого солдата, одиноко лежащего на углу. Да, Пьер и раньше видел трупы людей, но не заострял на этом внимания. А теперь он сидел и вглядывался в окружающие его лица, поступки людей, их поведение.

Безухова поразило то, что солдаты с хохотом разговаривали друг с другом, шутили. Смеялись над пролетающими снарядами. С каждым попавшим ядром оживление всё более и более разгоралось: «Чаще и чаще, светлее и светлее вспыхивали на лицах всех этих людей (как бы в отпор совершающегося) молнии скрытого, разгорающегося огня». Безухов не смотрел на пожар, полыхающий на поле сражения, он был поглощён созерцанием происходившего на батарее, он чувствовал, что всеобщее оживление «точно так же разгорается его душе». Пьер видел перед собой солдат, которые не столько боялись смерти, сколько не хотели замечать её. Но пули и снаряды всё-таки попадали в намеченные цели, в тех людей, которые ещё минуту назад также смеялись вместе с ними.

Чувство торжественности постепенно затухало в нём, вместо этого приходил ужас. Пьер наблюдал за сражением, за тем, как каждую минуту выносили из пекла раненых и убитых.

Но самое сильное впечатление произвела на Безухова смерть молодого офицера, стоявшего рядом с ним, «всё сделалось страшно, неясно и пасмурно в глазах Пьера».

Вдруг, когда Пьер побежал помочь солдату принести новых патронов из резерва, неожиданный страшный толчок откинул его назад, на землю. Этот взрыв заставил Пьера оглянуться. Всё, что он увидел, ужаснуло его, он обезумел от страха.

Пьер бежит от этого страшного места куда глаза глядят и в этот момент сталкивается с французским офицером. Возможно, Пьер и не понял, что перед ним враг, но он стал инстинктивно обороняться, схватил офицера за горло и начал душить его. «Несколько секунд они оба испуганными глазами смотрели на чужие друг другу лица, и оба были в недоумении, что они сделали и что им делать. «Я ли взят в плен, или он взят мною?» - думал каждый из них».

Происходит столкновение двух людей, ставших в Отечественной войне 1812 года врагами. Толстой пытается донести до нас смысл этого неразумного, жестокого столкновения, в котором остаётся жив тот, кто сильнее. Совершающиеся события заставили их пойти друг против друга, но, по мнению Толстого, это бесчеловечно. И француз, и русский, в первую очередь, - люди. У каждого из них своя судьба, жизнь, семья.

Пьер уже не мог воспринимать происходившего: «Нет, теперь они остановят это, теперь они ужаснутся того, что они сделали». Эти два часа, проведённые Пьером на месте сражения, многое изменили в его душе. Он видел, как умирают простые люди, и сам чуть не был убит. После всего увиденного им в первой в его жизни настоящей войне Пьер понял всю никчемность и ничтожность его прошлой жизни. Такая же мысль появилась ранее, во время Аустерлицкого сражения, и у князя Андрея. Случившиеся с Пьером события на батарее Раевского стали одними из важных для его душевных исканий.

Этот ужас, происходивший на поле брани, трудно передать словами, но Толстому это удалось. Вдумаемся в слова писателя о последствиях битвы: «Толпы раненых…, русских и французев, с изуродованными от страдания лицами шли, ползли и на носилках неслись с батареи». Как много в этих строках ужасного, всколыхнувшего души многих читателей.

В этом эпизоде видно отношение Толстого к войне вообще. Он не принимает войну, считая её сумасшествием. Толстой не может оправдать убийства, даже если оно вызвано патриотическим чувством., ведь война - не выход из положения. Нельзя бросать людей в огонь, обрекая их на смерть, - таков вывод писателя-гуманиста. Вот что хочет сказать нам автор в этом эпизоде.

До «Войны и мира» не было в русской литературе произведения, где чувства народа были бы переданы настолько верно, а главное, были бы так близки автору.

(по Л.Н.Толстому «Война и мир»)

Война 1812 года всколыхнула всю Россию, наложила отпечаток на судьбы многих людей. Она объединила всё общество, всех русских людей, которые встали на защиту своего отечества.

Толстой тонко прочувствовал эту войну, настроение людей, принимавших в ней непосредственное участие. В каждом эпизоде этой войны он раскрывает характеры героев.

Перейдём непосредственно к эпизоду приезда Пьера Безухова к полю предстоящего сражения. Когда Пьер впервые взошёл на курган, он «замер от восхищения перед красотою зрелища», он непременно захотел «быть там, где были эти дымы, эти блестящие штыки и пушки». Он стоял очарованный торжественностью, окружавшей его, которая также царила в душе Кутузова и его свиты. «На всех лицах светилась теперь та скрытая теплота чувства, которую Пьер замечал вчера». В этот момент Пьер чувствует себя частью всех, и он захотел принять участие в предстоящих событиях. Улыбка радости и застенчивости не сходила с его лица перед началом сражения. Но вот он решается подъехать ближе. Потеряв из виду своих проводников, Пьер остаётся один и, проехав немного, оказывается на батарее Раевского, которая впоследствие окажется одним из самых важных мест Бородинского сражения.

Появление «невоенной фигуры» Пьера неприятно поразило солдат. В этот момент он растерялся: его окружали недовольные взгляды людей, которые не понимали, для чего этот толстый человек в белой шляпе здесь топчется: «Солдаты, проходя мимо его, удивлённо и даже испуганно косились на его фигуру». Пьер ощущал себя лишним, «не на своём месте и без дела», боясь помешать кому-нибудь. Он взошёл на курган, устроился в конце канавы и с «бессознательно-радостной улыбкой смотрел на то, что делалось вокруг него».

Но отношение солдат к Пьеру вскоре переменилось, а случилось это тогда, когда они увидели его прохаживающегося под выстрелами спокойно, «как по бульвару». Солдаты приняли Пьера в свой круг, дав ему прозвище «наш барин». Сначала Пьер был для солдат только забавой, многие подшучивали над ним, пока Пьер не заговорил с ними как равный, «они как будто не ожидали того, чтобы он говорил, как все, и это открытие обрадовало их».

Этот эпизод раскрывает образ Безухова как простого, доброго человека, лишённого сословных предрассудков и аристократизма. Пьеру понравились люди, окружавшая его обстановка. Его радостное настроение не проходило до тех пор, пока он не увидел мёртвого солдата, одиноко лежащего на углу. Да, Пьер и раньше видел трупы людей, но не заострял на этом внимания. А теперь он сидел и вглядывался в окружающие его лица, поступки людей, их поведение.

Безухова поразило то, что солдаты с хохотом разговаривали друг с другом, шутили. Смеялись над пролетающими снарядами. С каждым попавшим ядром оживление всё более и более разгоралось: «Чаще и чаще, светлее и светлее вспыхивали на лицах всех этих людей (как бы в отпор совершающегося) молнии скрытого, разгорающегося огня». Безухов не смотрел на пожар, полыхающий на поле сражения, он был поглощён созерцанием происходившего на батарее, он чувствовал, что всеобщее оживление «точно так же разгорается его душе». Пьер видел перед собой солдат, которые не столько боялись смерти, сколько не хотели замечать её. Но пули и снаряды всё-таки попадали в намеченные цели, в тех людей, которые ещё минуту назад также смеялись вместе с ними.

Чувство торжественности постепенно затухало в нём, вместо этого приходил ужас. Пьер наблюдал за сражением, за тем, как каждую минуту выносили из пекла раненых и убитых.

Но самое сильное впечатление произвела на Безухова смерть молодого офицера, стоявшего рядом с ним, «всё сделалось страшно, неясно и пасмурно в глазах Пьера».

Вдруг, когда Пьер побежал помочь солдату принести новых патронов из резерва, неожиданный страшный толчок откинул его назад, на землю. Этот взрыв заставил Пьера оглянуться. Всё, что он увидел, ужаснуло его, он обезумел от страха.

Пьер бежит от этого страшного места куда глаза глядят и в этот момент сталкивается с французским офицером. Возможно, Пьер и не понял, что перед ним враг, но он стал инстинктивно обороняться, схватил офицера за горло и начал душить его. «Несколько секунд они оба испуганными глазами смотрели на чужие друг другу лица, и оба были в недоумении, что они сделали и что им делать. «Я ли взят в плен, или он взят мною?» - думал каждый из них».

Происходит столкновение двух людей, ставших в Отечественной войне 1812 года врагами. Толстой пытается донести до нас смысл этого неразумного, жестокого столкновения, в котором остаётся жив тот, кто сильнее. Совершающиеся события заставили их пойти друг против друга, но, по мнению Толстого, это бесчеловечно. И француз, и русский, в первую очередь, - люди. У каждого из них своя судьба, жизнь, семья.

Пьер уже не мог воспринимать происходившего: «Нет, теперь они остановят это, теперь они ужаснутся того, что они сделали». Эти два часа, проведённые Пьером на месте сражения, многое изменили в его душе. Он видел, как умирают простые люди, и сам чуть не был убит. После всего увиденного им в первой в его жизни настоящей войне Пьер понял всю никчемность и ничтожность его прошлой жизни. Такая же мысль появилась ранее, во время Аустерлицкого сражения, и у князя Андрея. Случившиеся с Пьером события на батарее Раевского стали одними из важных для его душевных исканий.

Этот ужас, происходивший на поле брани, трудно передать словами, но Толстому это удалось. Вдумаемся в слова писателя о последствиях битвы: «Толпы раненых…, русских и французев, с изуродованными от страдания лицами шли, ползли и на носилках неслись с батареи». Как много в этих строках ужасного, всколыхнувшего души многих читателей.

В этом эпизоде видно отношение Толстого к войне вообще. Он не принимает войну, считая её сумасшествием. Толстой не может оправдать убийства, даже если оно вызвано патриотическим чувством., ведь война – не выход из положения. Нельзя бросать людей в огонь, обрекая их на смерть, - таков вывод писателя-гуманиста. Вот что хочет сказать нам автор в этом эпизоде.

До «Войны и мира» не было в русской литературе произведения, где чувства народа были бы переданы настолько верно, а главное, были бы так близки автору.


В победу и возлагает все надежды на храбрость и неустрашимость русских воинов. Все многочисленные воспоминания современников свидетельствуют о героических подвигах русских солдат и офицеров. Бородинское сражение показало, до какого героизма, стойкости и самоотверженности может подняться армия, защищающая свою родную землю, ведущая справедливую войну. Бородинское сражение изобиловало примерами...

Труда, превращающее человека в придаток машины. Он отрицает научно-технический прогресс, направленный на увеличение роскоши и удовольствий, на умножение материальных потребностей, а следовательно, на развращение человека. Толстой проповедует возврат к более органичным формам жизни, призывает к отказу от излишеств цивилизации, уже угрожающей гибелью духовным основам жизни. Учение Толстого о семье...

Жизни. В психологическом плане - это торжество человечности. 2 Повесть М. Булгакова «Собачье сердце» объединяет в себе три жанрово-художественных формы: фантастика, социальная антиутопия и сатирический памфлет. Сложнейшая операция, произведенная профессором Преображенским, ее ошеломляющие результаты - это, конечно, фантастика. Но для Булгакова она послужила лишь сюжетной основой для...

... : "Цель художника... в том, чтобы заставить людей любить жизнь в бесчисленных, никогда не истощимых всех ее проявлениях". Говоря о своем романе, Лев Николаевич Толстой признавался, что в "Войне и мире" он "любил мысль народную". Автор поэтизирует простоту, доброту, нравственность народа, противопоставляет их фальши, лицемерию "света Толстой показывает двойственную психологию крестьянства на...

Чувство восторженности затухало, ему на смену приходит недоумение и ужас. Он видит, как с поля сражения ежеминутно выносят раненых и убитых, но там все еще остается масса трупов, и не видно им конца. Но наиболее острое впечатление произвела на Безухова гибель молодого офицера, произошедшая на его глазах. Еще больше его испугал страшный толчок, толкнувший самого Пьера на землю.

Так Безухов увидел настоящую войну.

Встреча с французским офицером окончательно дала Пьеру понять, что надо делать на войне. Он инстинктивно начинает душить офицера. Оба они испуганы, они недоумевают по поводу того, что происходит с ними. Они понимают одно: два врага схватились и победит тот, кто окажется сильнее. Но для того, чтобы одержать победу, надо убить человека. Вот это и пугает обоих участников столкновения.

Этим эпизодом писатель старается донести нам глубокое значение этого столкновения. В данном случае один человек является врагом другому, война заставила их выступить друг против друга, но это противоречит природе человеческой. Ведь в первую очередь оба они являются людьми. Каждый из

них имеет свою жизнь, судьбу, семью. Каждый должен заниматься тем делом, к которому у него лежит душа. Так бы все и было. Но бывает так, что рождается однажды человек, который склонен к конфликтам, перед которым стоит цель, и он идет к ней любой ценой, несмотря на то, что оставляет за своей спиной трупы. Этих людей интересует только власть. Но в одиночку невозможно осилить этот путь, поэтому, вооружившись своей властью, они вовлекают в свои преступные козни других людей и благодаря их участию начинают добиваться определенных целей. При этом чаще всего этот путь оказывается вооруженным.

На поле брани творится ужас, вокруг реки крови и страшное месиво из человеческих тел.

В этом эпизоде автор показывает свое отношение к войне. Он считает, что война противоестественна и безнравственна. Толстой даже не оправдывает убийство из патриотических чувств. Свои мысли автор передает нам через образ Пьера Безухова

Данный эпизод играет в романе важную роль. Здесь мы четко видим, каково отношение автора к войне, к чему она может привести, а также раскрывает бессмысленность и противоестественность войны.


(Пока оценок нет)

Другие работы по этой теме:

  1. Война 1812 года играла в России объединяющую роль. Она смогла объединить русское общество, поднять его на защиту отечества. Автор хотел изобразить причины войны, поведение на...
  2. Том 2, часть 1, глава 4 и 5 Л. Н. Толстой в своем романе “Война и мир” раскрывает мысль о предопределенности человеческой судьбы. Мы даже...
  3. Роман-эпопея “Война и мир” насыщен большим количеством маленьких, но имеющих большое значение эпизодов, не влияющих непосредственно на развитие сюжета и не играющих решающего значения в...
  4. 7 глава., 3 часть, 4 том В романе Л. Н. Толстого “Война и мир” представлена целая эпоха. Перед читателем разворачиваются судьбы как отдельных героев, так...

В сентябре исполняется 245 лет со дня рождения героя Отечественной войны 1812 года генерала от кавалерии Николая Николаевича Раевского (1771 - 1829). Немногие в российской истории были вознесены на такую вершину народной славы. И совсем мало тех, кто столь трагически падал с нее...

Николай Семенович Самокиш. "Подвиг солдат Раевского под Салтановкой". Холст, масло. 1912 год. Из Музея-панорамы "Бородинская битва" Фото: В. Бабайлов/РИА Новости

1. Сражение за князя Потёмкина.

Уроки отваги

С младенчества записанный в гвардию, в Преображенский полк, Николай в неполные шесть лет стал сержантом, в 14 - прапорщиком, в 17 - поручиком Семеновского полка. "Любимый из племянников князя Потёмкина", по утверждению Пушкина, подросток был вверен Светлейшим попечению казачьего полковника Василия Петровича Орлова (будущего войскового атамана Войска Донского и генерала от кавалерии) с приказом "употреблять в службу как простого казака, а потом уже по чину поручика гвардии".

У князя Потёмкина было своеобразное понимание родственного долга, которое людям нашей эпохи покажется противоестественным. Но в "безумном и мудром" XVIII веке благородное сословие рассуждало именно так и никак не иначе! Князь написал для племянника несколько наставлений; Николай Николаевич "их потерял и помнил только первые строки: во-первых, старайся испытать, не трус ли ты; если нет, то укрепляй врожденную смелость частым обхождением с неприятелем" 1 . Потёмкин хотел сделать из него настоящего воина, и ему это удалось. Казаки были польщены: вместе с ними стал служить близкий родственник фактического соправителя государыни!

Но почему юношу определили именно в казачий отряд? Ларчик просто открывался. Светлейший сам принадлежал к казачьему сословию. Еще в 1772 году, под именем Грицко Нечёса, Потёмкин записался в запорожский Кущовский курень, а в 1790-м был возведен императрицей в сан великого гетмана казацких Екатеринославских и Черноморских войск.

Служба в казачьих войсках стала для Николая Николаевича подлинной полевой академией. Поручик Раевский, получивший лишь домашнее образование, на практике изучает военную науку: кочует в степях с казаками, стережет армию на аванпостах, участвует в разведках и перестрелках, ведет осадные работы в траншеях крепости Бендеры "и везде приобретает уважение подчиненных и одобрение начальников" 2 .

В 19 лет он встает во главе Казачьего полка булавы великого гетмана, а в 20 лет получает чин полковника. И только скоропостижная смерть князя Потёмкина в конце 1791-го прервет на время стремительную карьеру его внучатого племянника; генеральского чина Раевскому пришлось дожидаться десять лет.

На всю жизнь Николай Николаевич сохранит благоговение перед Светлейшим. Упорное нежелание соотечественников отдать должную справедливость заслугам Потёмкина перед Российской империей станет первой жизненной драмой Раевского, и он в штыки будет встречать любые попытки опорочить имя Светлейшего, от кого бы они ни исходили, хоть от будущего императора:

"Великий князь Николай Павлович, смотря на дворец (князя Потёмкина, разрушающийся от времени. - С.Э. ), повторил слышанные слова: этот человек все начинал, ничего не кончил. Потёмкин заселил обширные степи, распространил границу до Днестра, сотворил Екатеринославль, Херсон, Николаев, флот Черного моря, уничтожил опасное гнездо неприятельское внутри России присоединением Крыма и Тавриды, а не закончил только круга жизни человеческой, не достигнув границы, ей предназначенной, умер во всей силе ума и тела!" 3

2. Сражение у села Салтановка.

Сыновья уходят в бой

День 11 (23) июля 1812 года, когда произошел бой у плотины села Салтановка под Могилевом, прославит имя командира 7-го пехотного корпуса генерала Раевского на всю Россию.

В критический момент боя генерал лично поведет в атаку Смоленский полк. Хотя сам Раевский будет контужен картечью в грудь, его героическое поведение выведет солдат из замешательства, и они, бросившись вперед, обратят противника в бегство. По легенде, рядом с Николаем Николаевичем в этот момент шли сыновья: 16-летний Александр и 10-летний Николай. Вспоминает внук генерала Николай Михайлович Орлов: "В момент решительной атаки на французские батареи Раевский взял их с собою в главе колонны Смоленского полка, причем меньшого, Николая, он вел за руку, а Александр, схватив знамя, лежавшее подле убитого в одной из предыдущих атак нашего подпрапорщика, понес его перед войсками. Геройский пример командира и его детей до исступления одушевил войска" 4 .

Василий Андреевич Жуковский напишет ставшие хрестоматийными строки:

Раевский, слава наших дней,
Хвала! Перед рядами
Он первый грудь против мечей
С отважными сынами!

А через сто лет художник-баталист Николай Семенович Самокиш увековечит этот боевой эпизод в известной картине "Подвиг солдат Раевского под Салтановкой".

И сегодня уже не имеет значения, что в январе-феврале 1814 года сам генерал Раевский в конфиденциальной беседе со своим адъютантом поэтом Константином Николаевичем Батюшковым опроверг красивую легенду: "... Весь анекдот сочинен в Петербурге. ... Граверы, журналисты, нувеллисты воспользовались удобным случаем..." 5 Бой под Салтановкой стал его звездным часом. Генерал превратился в героя мифа, а легенда стала жить своей жизнью.

Факты же таковы. Генерал Раевский лично водил в атаку Смоленский полк и был контужен картечью, но остался в строю, а его сыновья находились при войсках его корпуса в момент сражения. Причем старший Александр участвовал в бою, а младший Николай побывал в зоне действия неприятельского ружейного огня. "Николай, находившийся в самом сильном огне, лишь шутил. Его штанишки прострелены пулей" 6 .

В результате боя под Салтановкой будет выиграно драгоценное время, Наполеону не удастся реализовать замысел разбить две русские армии по частям, и разрозненные до той поры армии генералов Барклая де Толли и Багратиона успешно соединятся под Смоленском. Разве всего этого недостаточно, чтобы смертный человек стал героем бессмертного мифа?! 7

3. Сражение на Бородинском поле.

Батарея Раевского

Батарея Раевского была построена на холме, с которого хорошо просматривалась русская позиция: на север - до Новой Смоленской дороги, на юг - до Багратионовых флешей. Поэтому захват этой батареи для французов имел столь большое значение. Продвижение французов восточнее Багратионовых флешей ставило прорвавшиеся войска под фланговый удар со стороны батареи в случае удержания ее русскими. За эту особенность батарею Раевского называли "ключом Бородинской позиции".

На батарее было установлено 18 орудий, плюс орудия по бокам укрепления. Небольшая часть русских войск, назначенных оборонять батарею, расположилась внутри укрепления, остальные стояли позади и на флангах (всего восемь русских пехотных батальонов в первой линии и три егерских полка в резерве). Оборону этого участка и возглавлял командир 7-го пехотного корпуса генерал-лейтенант Николай Раевский.

Западнее, в двухстах с небольшим метрах рос густой молодой лес. С его опушки французская пехота и атаковала батарею. Русская артиллерия добивала лишь до опушки, так как дальше наблюдение было невозможным. Французы же, заняв село Бородино, установили юго-восточнее его сильную артиллерию и начали фланговый обстрел батареи Раевского. Французы трижды атаковали ее в продолжение восьми часов, лишь после этого им удалось окончательно занять батарею 8 . "Пункт сей столь важен в глазах Наполеона, отпор русских столь утомителен для неприятеля, что по решительном занятии оного сражение кончается и огонь начинает утихать по всей линии" 9 .

"Этот русский генерал сделан из материала, из которого делаются маршалы", - говорил о нем Наполеон. Но Раевскому, известному своей строптивостью, не суждено было получить жезл генерал-фельдмаршала и встать во главе одной из двух армий, а от предложенного царем графского титула он гордо отказался.

4. Сражение с Николаем I.

Без шансов на победу

В конце 1824 года Александр I уволил генерала в "бессрочный отпуск": император подозревал его в тесных связях с членами тайных обществ и счел за благо лишить Раевского должности корпусного командира. Через год на престол взойдет Николай I, а восстание декабристов сыграет роковую роль в жизни генерала и всего его семейства. По делу декабристов будут арестованы оба его сына - Александр и Николай, и оба зятя - генерал-майор Михаил Федорович Орлов и генерал-майор князь Сергей Григорьевич Волконский. В крепости окажутся его единоутробный брат - отставной полковник Василий Львович Давыдов и арестованный в доме Раевского его адъютант - подполковник Алексей Васильевич Капнист.

Сыновей вскоре выпустят с "очистительным аттестатом", Орлова освободят благодаря хлопотам брата Алексея, Капнисту вменят арест в наказание и уволят со службы. Давыдов и Волконский будут осуждены и приговорены к каторжной работе в Сибири. Мария, любимая дочь генерала, последует за Волконским в Сибирь...

Это сражение Николай Николаевич Раевский выиграть не мог. Ему оставалось только умереть. И он умер.

Он был в Смоленске щит,
В Париже - меч России.

Эта надпись выбита на могильном камне великого сына Отечества.

5. Сражение после смерти.

Мужество Пушкина

У покойного имелось богатое родовое имение - 1864 крепостных крестьян мужского пола, но после смерти генерала, никогда не умевшего вести хозяйство, остались огромные долги. Кредиторы наседали. Семейству Раевских грозила неминуемая нищета. Былые подчиненные отвернулись, не желая хлопотать за семейство, столь сильно скомпрометированное восстанием декабристов. И лишь Пушкин имел гражданское мужество написать шефу жандармов графу Бенкендорфу откровенное письмо.

"Узами дружбы и благодарности связан я с семейством, которое ныне находится в очень несчастном положении: вдова генерала Раевского обратилась ко мне с просьбой замолвить за нее слово перед теми, кто может донести ее голос до царского престола. То, что выбор ее пал на меня, само по себе уже свидетельствует, до какой степени она лишена друзей, всяких надежд и помощи. Половина семейства находится в изгнании, другая - накануне полного разорения. Доходов едва хватает на уплату процентов по громадному долгу. Г-жа Раевская ходатайствует о назначении ей пенсии в размере полного жалованья покойного мужа, с тем чтобы пенсия эта перешла дочерям в случае ее смерти. Этого будет достаточно, чтобы спасти ее от нищеты. Прибегая к вашему превосходительству, я надеюсь судьбой вдовы героя 1812 года, - великого человека, жизнь которого была столь блестяща, а кончина так печальна, - заинтересовать скорее воина, чем министра, и доброго и отзывчивого человека скорее, чем государственного мужа" 11 .

Голос поэта был услышан. Граф Бенкендорф доложил государю, и вдове Раевского была назначена пенсия - 12 000 рублей ассигнациями в год. После гибели Пушкина на дуэли его вдова станет получать 15 000 рублей. Вдове государственного историографа Карамзина назначат 50 000...

НЕРВ ЭПОХИ

"В каком-нибудь углу да дерутся..."

Николай Николаевич Раевский участвовал практически во всех войнах, которые вела Российская империя в конце XVIII - первой четверти XIX веков. Он сражался с турками, поляками, персами, французами, шведами... Для Раевского, как и многих других людей той героической эпохи, война была важнейшим средством самореализации, позволяя проявлять храбрость и незаурядные воинские таланты.

"Матушка Россия тем хороша, что все-таки в каком-нибудь углу ее да дерутся", - утверждал известный генерал Яков Петрович Кульнев, геройски погибший в 1812 году. Несколько поколений русского служилого дворянства выросло и сформировалось в непрерывных войнах, которые вела Россия. В течение последней трети XVIII века страна приняла участие в семи войнах, а с 1805 по 1812 г. - в восьми.

Николай Раевский с отличием действовал под Тарутином, в боях за Малоярославец и при Красном. Осенью 1813-го только его Гренадерский корпус устоял при сокрушительной атаке французской кавалерии, едва не пленившей всех трех союзных монархов - русского, прусского и австрийского. При этом Раевский был ранен в верхнюю часть груди с раздроблением кости, сам извлек пулю из-под правой ключицы, но остался в строю до конца сражения. Гренадерский корпус генерала Раевского в 1814 году первым подошел к Парижу, захватил господствующие над городом высоты, что и вынудило гарнизон вступить в переговоры и капитулировать...

Вслед за своим кузеном и другом Денисом Васильевичем Давыдовым наш герой с полным правом мог воскликнуть:

Пусть загремят войны перуны,
Я в этой песне виртуоз!"

ВЗГЛЯД СКВОЗЬ ГОДЫ

Почему Лев Толстой не поверил в легенду о сыновьях Раевского

Красивая легенда очень не нравилась графу Льву Николаевичу Толстому ("нет величия там, где нет простоты, добра и правды"), и в эпопее "Война и мир" он попытается изобличить ее устами графа Николая Ростова.

"Во-первых, на плотине, которую атаковали, должна была быть, верно, такая путаница и теснота, что ежели Раевский и вывел своих сыновей, то это ни на кого не могло подействовать, кроме как человек на десять, которые были около самого его, - думал Ростов, - остальные и не могли видеть, как и с кем шел Раевский по плотине. Но и те, которые видели это, не могли очень воодушевиться, потому что что им было за дело до нежных родительских чувств Раевского, когда тут дело шло о собственной шкуре? Потом оттого, что возьмут или не возьмут Салтановскую плотину, не зависела судьба отечества, как нам описывают это про Фермопилы. И стало быть, зачем же было приносить такую жертву? И потом, зачем тут, на войне, мешать своих детей? Я бы не только Петю-брата не повел бы, даже и Ильина, даже этого чужого мне, но доброго мальчика, постарался бы поставить куда-нибудь под защиту", - продолжал думать Ростов, слушая Здржинского. Но он не сказал своих мыслей: он и на это уже имел опыт. Он знал, что этот рассказ содействовал к прославлению нашего оружия, и потому надо было делать вид, что не сомневаешься в нем. Так он и делал".

Подобные рассуждения следует отнести к разряду антиисторичных: так мог размышлять человек второй половины XIX века, когда "гуманистический туман" уже окутал умы интеллигенции, но так не мог думать профессиональный военный эпохи наполеоновских войн. Раевский поступил со своими сыновьями так, как в свое время с ним самим поступил Светлейший: взял их с собой в армию.

СЛОВО О ДРУГЕ

"Мой друг, счастливейшие минуты жизни моей провел я посереди семейства почтенного Раевского. Я не видел в нем героя, славу русского войска, я в нем любил человека с ясным умом, с простой, прекрасной душой; снисходительного, попечительного друга, всегда милого, ласкового хозяина. Свидетель Екатерининского века, памятник 12 года; человек без предрассудков, с сильным характером и чувствительный, он невольно привяжет к себе всякого, кто только достоин понимать и ценить его высокие качества" 10 .

А.С. Пушкин

1. Пушкин А.С. Полное собрание сочинений: В 19 тт. Т. 12. М., 1996. С. 172.
2. Орлов М.Ф. Некрология генерала от кавалерии Н.Н. Раевского // Орлов М.Ф. Капитуляция Парижа. Политические сочинения. Письма. М., 1963. С. 34 (Литературные памятники).
3. Н.Н. Раевский - Ек. Н. Раевской. 13 июня - 6 июля 1820 г. Кавказские Минеральные Воды // Архив Раевских. Т. I. СПб., 1908. С. 518.
4. Архив Раевских. Т. I. С. 160.
5. Батюшков К.Н. Опыты в стихах и прозе. М., 1978. С. 414 (Литературные памятники).
6. Н.Н. Раевский - С.Н. Раевской. 15 июля 1812 г. // 1812-1814: Секретная переписка генерала П.И. Багратиона. Личные письма генерала Н.Н. Раевского. Записки генерала М.С. Воронцова. Дневники офицеров русской армии: Из собрания Государственного Исторического музея / Сост. Ф.А. Петров и др. М., 1992. С. 215.
7. Сводку свидетельств современников об участии братьев Раевских в сражении под Салтановкой см.: Архив Раевских. Т. I. С. 154-166; 1812-1814. С. 209-210.
8. Прунцов. В.В. Бородинское сражение. Популярный очерк. М., 1947.
9. Орлов М.Ф. Некрология генерала от кавалерии Н.Н. Раевского. С. 38.
10. Пушкин - Л.С. Пушкину. 24 сентября г. Кишинев // Пушкин А.С. Полное собрание сочинений: В 19 тт. Т. 13. М., 1996. С. 19.
11. Пушкин - А.Х. Бенкендорфу. 18 января 1830 г. Петербург // Пушкин А.С. Полное собрание сочинений: В 19 тт. Т. 14. М., 1996. С. 58-59, 399.