Болезни Военный билет Призыв

Артемида. Архетипы богинь Генеалогия и мифология

"Селена, в греческой мифологии олицетворение Луны - часто отождествлялась с богинями Артемидой и Гекатой."

Генеалогия и мифология

Артемида – сестра-близнец Аполлона, бога Солнца. Из них двоих она родилась первой. Их мать, Лето, – божество природы, дочь двух титанов, а отец – верховный бог Олимпа Зевс. Многое препятствовало рождению близнецов. Все боялись мстительного гнева Геры, законной жены Зевса, и присутствие Лето было нежелательным всюду, где бы она ни появлялась. Наконец она нашла убежище на пустынном острове Делос и там родила Артемиду и Аполлона.

Артемида родилась первой и помогала Лето во время длительных и трудных родов Аполлона. В течение девяти дней и девяти ночей Лето страдала от ужасной боли, вызванной стараниями мстительной Геры. Артемиду, ставшую акушеркой для своей матери, почитали как покровительницу родов. Женщины обращались к ней, именуя ее "исцелительницей боли" и "не испытывающей боли". Они молили ее облегчить их родовые муки и помочь родить ребенка либо даровать им "легкую смерть" от ее стрел.

Когда Артемиде исполнилось три года, Лето перенесла ее на Олимп, чтобы познакомить с Зевсом и божественными родственниками. В "Гимне Артемиде" говорится, что она сидела на коленях своего великолепного отца, который приласкал ее со словами: "Когда богини рождают мне детей, подобных этой, гнев ревнивой Геры меня не пугает. Моя маленькая дочурка, у тебя будет все, что ты пожелаешь".

Артемида попросила лук со стрелами, свору гончих собак для охоты, свиту из нимф, тунику, достаточно короткую для бега, дикие леса и горы в свое распоряжение – и вечное целомудрие. Все это отец-Зевс охотно предоставил ей. Все это – плюс привилегию самостоятельно совершать свой выбор.

Вскоре Артемида отправилась в леса и к водоемам выбирать самых красивых нимф. Затем она спустилась на дно моря и нашла циклопов, мастеров Посейдона, которые выковали ей серебряный лук и стрелы. И наконец она разыскала Пана, божество дикой природы, полумужчину-полукозла, играющего на свирели, и выпросила у него несколько лучших гончих собак. Артемиде не терпелось испытать в деле полученные подарки, и ночью при свете факелов она затеяла охоту.

Как известно из мифов, Артемида, помогая тем, кто обращался к ней с мольбой о помощи, действовала быстро и решительно. Но она была и скора на расправу со своими обидчиками.

Однажды, когда Лето отправилась в Дельфы навестить Аполлона, великан Титий* попытался ее изнасиловать. Артемида быстро явилась на зов матери, точно прицелилась из лука и сразила его стрелой.

* Титий – в греческой мифологии великан хтонического происхождения, сын Зевса и Элары. Рожден в недрах земли, куда Зевс спрятал свою возлюбленную, опасаясь гнева ревнивой Геры. Позднее мстительная Гера внушила ему страсть к любимой Зевсом Лето (Мифологический словарь, "Советская энциклопедия". М., 1991). – Прим. ред.

В другой раз заносчивая и глупая Ниобея оскорбила Лето, хвастаясь, что у нее, Ниобеи, много прекрасных сыновей и дочерей, в то время как у Лето лишь двое. Лето призвала Аполлона и Артемиду отомстить за эту обиду, что они тотчас и сделали. Аполлон сразил своими стрелами шесть сыновей Ниобеи, а Артемида – шестерых ее дочерей. Ниобея же превратилась в вечно льющий слезы камень.

Примечательно, что Артемида неоднократно приходила на помощь матери. Ничего подобного не известно ни об одной другой богине. Артемида также охотно откликалась на мольбы других женщин. Лесная нимфа Арифуза призвала Артемиду, когда чуть было не подверглась насилию. Арифуза вернулась с охоты и вошла в реку, чтобы освежиться купанием. Бог реки возжелал обнаженную нимфу и напал на ее. Арифуза в ужасе попыталась спастись бегством. Артемида услышала ее крик, укрыла облаком тумана и превратила в родник.

Артемида была беспощадна к тем, кто ее оскорблял. Эту роковую ошибку допустил охотник Актеон. Однажды, блуждая по лесу, Актеон случайно приблизился к заводи, где купались богиня и ее нимфы. Оскорбленная вторжением, Артемида превратила его в оленя, плеснув водой ему в лицо. Ее охотничьи собаки набросились на Актеона, как на дикого зверя. В панике он попытался спастись бегством, но собаки настигли его и разорвали на мелкие части.

Артемида также убила другого охотника, Ориона, которого она любила. С ее стороны это было неумышленное убийство. Однажды Аполлон, обиженный тем, что Артемида полюбила Ориона, увидел, что тот заплыл далеко в море. Голова Ориона, едва виднелась над водой. Аполлон нашел Артемиду и указал ей на темный предмет в море вдали от них, сказав, что она не сможет попасть в столь малую цель.

Подстрекаемая братом, Артемида, не зная, что целится в голову Ориона, выпустила стрелу, сразившую ее любимого. Впоследствии Артемида поместила Ориона среди звезд и дала ему в небесные спутники одного из своих гончих псов, Сириуса. Так что единственный мужчина, которого она любила, стал жертвой ее азарта.

Артемида известна в первую очередь как богиня охоты, но она еще и богиня Луны. Ночь – ее стихия. Артемида скитается по своим диким владениям при лунном свете с горящими факелами. Богиня Луны Артемида связана с Селеной и Гекатой. Втроем они составляют лунную триаду: Селена властвует в небесах, Артемида на земле, а Геката – в жутком и таинственном подземном мире.

Артемида как архетип

Артемида, богиня охоты и Луны, персонифицирует независимость женского духа. Как архетип, она дает женщине право преследовать свои собственные цели в избранной ею самой области.

Богиня-девственница

Как богиня-девственница, Артемида невосприимчива к любви. Она не подвергалась насилию, ее не похищали, как Деметру и Персефону. Артемида не знала супружеских уз. Архетип богини-девственницы выражается в ощущении нетронутости, самодостаточности, он определяет жизненную позицию "Я сама могу о себе позаботиться" и позволяет женщине действовать уверенно, независимо и самостоятельно. Женщина чувствует себя целостной, не испытывает потребности в мужчине-защитнике, преследует свои собственные интересы и выбирает область деятельности, не нуждаясь в мужском одобрении. Ее самоопределение и ощущение собственной значимости основываются скорее на том, кто она есть и что она делает, чем на том, замужем ли она и за кем. Типичный признак пробужденного архетипа богини-девственницы Артемиды – когда женщина настаивает на том, чтобы к ней обращались "мисс", тем самым подчеркивая свою независимость и отстраненность от мужчин.

Стрелок, сосредоточенный на цели

Богиня охоты, Артемида-стрелок может выбрать любую близкую или дальнюю мишень. Отправляясь в погоню за добычей, она знает, что ее стрелы безошибочно достигнут своих целей. Архетип Артемиды дает женщине способность полностью сосредоточиться на важном для нее предмете и не обращать внимания на нужды окружающих. Пожалуй, состязание с другими людьми лишь усиливает ее возбуждение от "охоты". Сосредоточенность и упорное стремление к цели помогают Артемиде добиться успеха. Этот архетип дает возможность самостоятельно, без посторонней помощи достичь нужного результата.

Архетип женского движения

Артемида является воплощением качеств, идеализированных женскими движениями: независимость от мужчин и мужского мнения, успешность в жизни, забота о преследуемых беспомощных женщинах и девушках. Богиня Артемида помогла своей матери при родах, спасла Лето и Арифузу от изнасилования, наказала насильника Тития и вторгшегося в ее владения охотника Актеона. Она была покровительницей молодых девушек и особенно девочек-подростков.

Все это соответствует задачам, которые ставят перед собой феминистки. Они организовывают клиники для тех, кто подвергся изнасилованию, и приюты для опустившихся женщин, проводят занятия для женщин с сексуальными проблемами. Женское движение уделяет особое внимание проблемам деторождения и акушерства. Его активистки бьют тревогу по поводу порнографии и фактов инцеста, поскольку и то, и другое травмирует детей и женщин.

Сестра

Богиню Артемиду сопровождали нимфы – младшие божества, связанные с лесами, горами, реками, озерами, морями и источниками. Они путешествовали вместе с ней, охотясь и исследуя дикие места. Нимфы не были связаны домашними заботами, их не интересовало, что "должны" делать женщины, на них не предъявляли своих прав мужчины. Они жили как "сестры", а Артемида, которая руководила ими и всегда приходила к ним на помощь, была их "старшей сестрой". Не удивительно, что женское движение особенно подчеркивает "сестринскую общность" женщин, ведь его архетипический вдохновитель – Артемида.

Артемида, сливающаяся с природой

Именно архетип Артемиды влечет женщину к безлюдным местам и дикой природе. Благодаря ему женщина приходит к согласию с собой и, когда скитается по пустынным лесам и горам, засыпает под луной и звездами или, вглядываясь вдаль, гуляет по пустынному взморью, переживая ощущение единства с бытием.

Вот как описывает Линн Томас ощущения женщины, воспринимающей первозданную природу согласно своей внутренней Артемиде:

"Вначале – величественный пейзаж и тишина, чистая вода и чистый воздух. И еще отстраненность... возможность забыть на какое-то время о родственных связях и ежедневных домашних ритуалах... И дар энергии. Первозданная природа наполняет тебя энергией. Я помню, как однажды лежала на берегу Змеиной реки в Айдахо и осознавала все вокруг... Я не могла уснуть... Бытие держало меня в своих ладонях. Меня поглотил танец молекул и атомов. Мое тело отзывалось на притяжение Луны".

Женщина-Артемида

Качества Артемиды проявляются в девочках в самом раннем возрасте. Обычно маленькая Артемида активна и всецело поглощена изучением новых предметов. Об этой ее способности фокусировать внимание на том, что ей интересно, люди часто высказываются так: "Насколько же она сосредоточена – в двухлетнем-то возрасте" или "Думай, прежде чем что-то ей пообещать. У нее великолепная память, она ничего не забывает". Побуждаемая Артемидой к исследованию новых территорий, девочка выбирается из детской кроватки или покидает площадку для игр и отправляется в "большой мир".

Артемида уверена в своих побудительных мотивах и жизненных принципах. Она защищает слабых и первой готова произнести: "Это несправедливо!" Артемиды-девочки, воспитываемые в семьях, где предпочтение отдается сыновьям, не могут с этим смириться. Они не воспринимают подобную несправедливость как "данность". Часто в младшей сестре, требующей равенства со своими братьями, можно различить будущего борца за права женщин.

Родители

Родители женщины, уверенно идущей собственным путем, удовлетворенной собой как личностью и радующейся тому, что она – женщина, иногда подобны Лето и Зевсу. Они точно так же, как эти боги, способствуют воплощению в жизнь потенциала Артемиды, который таится в их дочери. Женщине-Артемиде, чтобы успешно конкурировать с мужчинами и достигать своих целей без конфликтов, очень важно отцовское одобрение.

Многие отцы, подобно Зевсу, оказывают поддержку своим дочерям. Иногда их "волшебные дары" неосязаемы – это могут быть общие интересы, взаимопонимание, сопереживание. Иногда такие "дары" вполне вещественны.

Если дочь-Артемида родилась в семье, далекой от патриархальных ценностей и потому не имеющей соответствий в греческой мифологии, ее детство не слишком похоже на жизнь на вершине Олимпа. Если оба родителя в равной степени разделяют заботу о детях и домашние обязанности и при этом каждый из них занят собственной карьерой, они становятся образцом для своей дочери-Артемиды. Однако подобные качества плохо совмещаются с материнством и близкими отношениями.

Проблемы возникают, когда родители критикуют Артемиду в своем ребенке, поскольку она не соответствует их представлениям о том, какой должна быть дочь. Мать, которая хотела бы иметь послушную, льнущую к ней девочку, но вынужденная заниматься воспитанием активного, отвергающего любые ограничения ребенка, может почувствовать разочарование и ощутить, что ее не принимают. Она ожидает, что дочь будет следовать за ней по пятам и слушаться ее беспрекословно, поскольку "мама знает лучше", однако эти надежды не оправдываются. Еще в трехлетнем возрасте маленькая "мисс Независимость" не хочет оставаться дома с мамой, а предпочитает играть со старшими детьми, забросив кукол. И она не желает носить платья с оборками и радовать маминых подруг своим образцовым поведением.

Позднее Артемида может натолкнуться на противодействие, когда захочет сделать что-либо без родительского разрешения. Если ей лишь потому, что "ты же девочка", не позволено делать то, что разрешено мальчикам, она может разреветься в знак протеста. А если не помогает и это, она удаляется в негодовании. Подобные конфликты лишают ее уверенности в себе, особенно если она подвергается уничижительной критике со стороны отца, который "хотел бы видеть в ней юную леди" и в то же время ни во что не ставит ее способности и честолюбивые устремления.

Обычно дочь повинуется, однако в душе испытывает боль. Так формируется модель поведения, в основе которой лежит глубокая неуверенность. В дальнейшем, следуя этой модели, женщина будет действовать вопреки собственным интересам. Ее наихудшим врагом становится сомнение в себе. Даже те, кто в юности, как могло показаться, успешно сопротивлялись попыткам ограничить их честолюбивые устремления, тем не менее оказывались травмированы непониманием родителей. Если женщина живет с ощущением, что она не соответствует идеалу своего отца, она колеблется и не может принять нужное решение, когда в ее жизни появляются новые возможности. Ее достижения меньше того, на что она способна. Даже преуспевая, она все равно ощущает свою неполноценность. Подобные личностные дефекты возникают там, где отдают предпочтение сыновьям, а от дочерей ожидают чисто женских стереотипов поведения.

Одна женщина-Артемида, высказалась так: "Моя мать хотела иметь Персефону (податливую маленькую маменькину дочку), отец хотел сына, однако у них появилась я". Некоторые матери критикуют своих дочерей-Артемид, поскольку те преследуют чуждые им цели. Однако негативное отношение со стороны матери наносит куда меньший вред, чем отцовская критика, ибо в глазах Артемиды отец обладает гораздо большим авторитетом.

Вот другая типичная трудность во взаимоотношениях матери с дочерью-Артемидой. Артемида полагает, что ее мать пассивна и слаба. Если мать переживала периоды депрессии, злоупотребляла алкоголем, разводилась с мужем, рожала в юном возрасте, дочь-Артемида, описывая свои взаимоотношения с ней, обычно говорит: "родителем была я". В ходе дальнейшей беседы выясняется, что воспоминания о слабости матери и мысли о том, что она сама не располагала тогда достаточной силой, чтобы как-то изменить ситуацию, причиняют дочери-Артемиде сильную душевную боль.

Если богиня Артемида всегда выручала собственную мать, попытки дочерей-Артемид спасти своих матерей обычно не приносят успеха.

Архетип богини-девственницы в дочери-Артемиде усиливается вследствие недостатка уважения к слабой матери. Стараясь не быть похожей на мать, она всеми силами пытается избавиться от своей дочерней привязанности, скрывает собственную ранимость и прежде всего стремится к независимости.

Когда дочь-Артемида испытывает недостаток уважения к матери, которая ограничивает свою жизнь традиционными женскими ролями, она оказывается в ловушке. Отвергая отождествление с матерью, она отвергает и то, что принято считать женским началом – мягкость, восприимчивость, стремление к замужеству и материнству, – расплачиваясь за это досадным ощущением своей неадекватности как женщины.

Отрочество и юность

В подростковом возрасте дочь-Артемида демонстрирует врожденное стремление к состязанию, проявляя присущие ей упорство, смелость, волю к победе. Для достижения какой-либо цели она уже в этом возрасте вполне способна к самоограничению. Она может совершать длинные пешие прогулки, карабкаться на скалы, спать на открытом воздухе, скакать верхом на лошади, рубить топором дрова для костра или становится столь же искусным стрелком, как сама Артемида.

Артемида-подросток – девочка, которая стремится к независимости и склонна к исследованиям. Она отважно углубляется в леса, лазает по горам и хочет знать, что находится на соседней улице. Ее лозунги – "Не ограничивайте меня" и "Не давите на меня". В отличие от многих своих сверстниц она не любит приспосабливаться и неохотно идет на компромиссы, поскольку обычно знает, чего хочет, и не думает о том, нравится это кому-то или нет. Иногда такая уверенность в себе оборачивается против нее самой: другие люди могут считать ее упрямой и нахальной.

Девушка-Артемида, покидающая родительский дом ради учебы в колледже, испытывает радостное оживление. Она ощущает свою независимость и готова принять вызов, который бросает ей жизнь. Обычно она находит какую-нибудь родственную душу, чтобы "бежать вместе".

Работа

Женщина-Артемида вкладывает много усилий в свою работу. Конкуренция и соперничество ее только подзадоривают. Нередко она выбирает профессию юриста или же устраивается на иную работу, где может оказывать помощь другим людям.

Свой бизнес она, как правило, начинает с выпуска продукции, которую считает несомненно полезной, в творчестве чаще всего выражает свое подчеркнуто личное видение мира, а в политике посвящает себя борьбе с загрязнением окружающей среды или отстаивает права женщин. Слава, власть и деньги могут прийти к ней, если сфера деятельности, в которой она достигает успеха, престижна и в ней существуют свои награды.

В то же время интересы многих женщин-Артемид часто далеки от какой-либо коммерции, не совместимы с карьерным ростом и не обеспечивают ни славы, ни солидного счета в банке. Они идут непроторенными путями, преследуя цели, непонятные большинству, и при этом не успевают ни установить близкие отношения с людьми, ни добиться успеха в жизни.

Защитница проигравшей стороны, непонятый реформатор, "глас вопиющего в пустыне", на который никто не обращает внимания, представительница "чистого", некоммерческого искусства – все это Артемида (впрочем, в последнем случае к Артемиде присоединяется Афродита, с ее влиянием на творчество и акцентом на субъективных переживаниях).

Взаимоотношения с женщинами: сестринские

Женщина-Артемида испытывает острое чувство женской солидарности. Подобно самой богине, окруженной спутницами-нимфами, ей очень важны дружеские отношения с другими женщинами. Эта модель поведения восходит еще к начальной школе. В "лучших подругах" у нее значатся те, с кем она разделила все, что важно в ее жизни. Такая дружба может длиться десятилетиями.

Работающие женщины-Артемиды легко объединяются в группы поддержки, различные женские организации, общества опеки молодых женщин в той или иной сфере деятельности – все это дает возможность выразить архетип сестры.

По своей природе большинство женщин-Артемид склонны к общественной деятельности. Женщина-Артемида чувствует себя равной мужчинам; она конкурирует с ними, сознавая, что отведенная ей обществом стереотипная "женская" роль для нее неестественна. Сокрытие своих способностей – "не позволяй мужчине знать, как ты сильна" или "пусть победит мужчина (в споре или теннисе)" – противоречит ее природе.

Сексуальность

Женщина-Артемида, подобно самой богине, может сохранять девственность. Тогда ее сексуальность остается неразвитой и невыраженной. Однако в настоящее время такое встречается достаточно редко. Вероятнее всего, женщина-Артемида приобретет сексуальный опыт вследствие своей склонности к исследованиям и новым приключениям.

Сексуальность женщины-Артемиды может быть похожа на сексуальность обычного мужчины, отдающего предпочтение своей работе. Для них обоих близкие отношения второстепенны. На первом месте всегда остается дело, карьера, творчество. Секс в таких случаях – скорее развлечение и физиологическая потребность, чем физическое выражение эмоциональной близости и семейных обязательств (мотивация Геры) или проявление подлинной чувственности, присущей Афродите.

Замужество

В молодости мысли женщины-Артемиды, целиком погруженной в свою работу, далеки от замужества. К тому же она отнюдь не стремится остепениться. Если женщина-Артемида привлекательна, она появляется в обществе в окружении многих мужчин. Она предпочитает свободные отношения брачным узам и может остаться незамужней.

Когда она все же выходит замуж, ее супругом обычно становится сокурсник, коллега по работе или конкурент. В браке она остается поборницей равноправия и, как часто случается в наши дни, сохраняет свою девичью фамилию.

Артемида , в греческой мифологии - всегда юная дева, сестра-близнец Аполлона, дочь Лето (Латаны) и Зевса и принадлежала ко второму поколению богов - Олимпийцев. Ее рождение происходило при тех же обстоятельствах, что и рождение ее брата-близнеца Аполлона на острове Делос, за исключением того, что она вышла первой из чрева матери и помогала ей родить брата.
Культ и мифы связанные с именем Артемиды приобретал в разное время различные характерные черты, что было свойственно древней эре и зависело от местности в которой почиталась эта богиня. В действительности в некоторых регионах (например в Ионии) Артемида даже считалась дочерью Деметры и ассоциировалась с землей и плодородием. Тем не менее, в основном ее считали символом женского начала в противоположность Аполлону и наделяли теми же качествами.
Образ прекрасной вечно молодой богини-девственницы отличался суровым и необузданным нравом. Артемида, вооруженная серебряным луком, стрелами и кивером, который ей подарили Циклопы, находила истинное наслаждение лишь в охоте, в длительных погонях по лесам и рощам в сопровождении своих верных псов и диких зверей которые подчинялись ей. Часто на охоту вместе с ней отправлялись Нимфы и группа девущек-арктой (женщин - великанш), которые без остатка отдали ей свои жизни и беспрекословно подчинялись ей во всем. Любая девушка терявшая девственность навлекала на себя гнев Артемиды, как это случилось с Калисто. Ее лук приносил смертным внезапную и безболезненную смерть, а также был средством благодаря которому передавались болезни и чума. Женщинам она приносила смерть при родах.
Она сражалась против Гигантов и со своим братом часто наказывала врагов своей матери. Артемида покарала Тития за то, что он пытался изнасиловать Лето и убивала детей Ниобы за насмешки над своей матерью. Ее жертвой стал и охотник Актеон, которому не посчастливилось увидеть ее обнаженной во время купания, а так же гигант Орион, - герой многих мифов. Некоторые из ее жертв пытались применить силу по отношению к богине или даже смели вызывать ее на соревнования по метанию диска (оба раза она жестоко отомстила), согласно другим источникам, Ориона она убила случайно.
Артемида часто упоминается в легендах и всегда в связи с охотой.
От Геракла она потребовала расплаты за убийство ее священной лани. Также за провинность она жестоко покарала Агамемнона приказав ему принести в жертву Ифигению. Как богиню охоты ее почитали во всех диких гористых районах таких как Аркадия, Лакония и Элис. Благодаря всему этому, а также тому, что она отказалась отдаться мужчине ее считали прародительницей Амазонок. Кроме того она была Селеной - воплощением луны, в то время как ее брат Аполлон был воплощением Гелиоса (Феба) солнца.
Селена - греческое название луны. Этим именем также называли дух, покровительствовавший ей. Селену представляли молодой девушкой с полумесяцем на лбу.


Гомер посвятил Артемиде гимн:

Песня моя к златострельной и любящей шум
Артемиде, Деве достойной, оленей гоняющей, стрелолюбивой,
Одноутробной сестре златолирного Феба-владыки.
Тешась охотой, она на вершинах, открытых для ветра,
И иа тенистых отрогах свой лук всезлатой.напрягает,
Стрелы в зверей посылая стенящие. В страхе трепещут
Главы высокие гор. Густотенные чащи тесные
Стонут ужасно от рева зверей. Содрогается суша
И многорыбное море. Она же с бестрепетным сердцем
Племя зверей избивает, туда и сюда обращаясь.
После того, как натешится сердцем охотница-дева,
Лук свой красиво согнутый она наконец ослабляет
И направляется к дому великому милого брата
Феба, царя-дальновержца, в богатой округе дельфийской...

Она очень любила мать и брата, заботилась обо всем, что растет в лесу и в поле, а также о диких животных . Она любила охотиться и вечно носилась по лесам и полям с колчаном стрел и копьем в сопровождении любимой лани. Артемида ходила в короткой одежде охотницы, очень метко стреляла.
Ее сопровождали нимфы и свора собак. Любила Артемида не только охоту, но и уединение, прохладные гроты, увитые зеленью, и горе тому смертному, кто нарушит ее покой. Юный охотник Актеон был превращен в оленя только за то, что осмелился взглянуть на прекрасную Артемиду. Устав от охоты, она несется к брату Аполлону в Дельфы и там водит хороводы с нимфами , и музами . В хороводе она прекраснее всех и выше всех на целую голову. Как сестра бога света она часто отождествляется с лунным светом и с богиней Селеной . В честь нее был построен знаменитый храм в Эфесе. Люди приходили в этот храм, чтобы получить от Артемиды благословение на счастливый брак и рождение ребенка. Считали также, что она вызывает рост трав, цветов и деревьев.

Гомер посвятил Артемиде гимн:

Песня моя к златострельной и любящей шум
Артемиде, Деве достойной, оленей гоняющей, стрелолюбивой,
Одноутробной сестре златолирного Феба-владыки.
Тешась охотой, она на вершинах, открытых для ветра,
И иа тенистых отрогах свой лук всезлатой.напрягает,
Стрелы в зверей посылая стенящие. В страхе трепещут
Главы высокие гор. Густотенные чащи тесные
Стонут ужасно от рева зверей. Содрогается суша
И многорыбное море. Она же с бестрепетным сердцем
Племя зверей избивает, туда и сюда обращаясь.
После того, как натешится сердцем охотница-дева,
Лук свой красиво согнутый она наконец ослабляет
И направляется к дому великому милого брата
Феба, царя-дальновержца, в богатой округе дельфийской...

«медвежья богиня», «владычица», «убийца»), в греческой мифологии богиня охоты, дочь Зевса и Лето, сестра-близнец Аполлона (Hes. Theog. 918). Родилась на острове Астерия (Делос). А. проводит время в лесах и горах, охотясь в окружении нимф - своих спутниц и тоже охотниц. Она вооружена луком, её сопровождает свора собак (Hymn. Hom. XXVII; Callim. Hymn. Ill 81-97). Богиня обладает решительным и агрессивным характером, часто пользуется стрелами как орудием наказания и строго следит за исполнением издавна установленных обычаев, упорядочивающих животный и растительный мир. А. разгневалась на царя Калидона Ойнея за то, что он не принёс ей в дар, как обычно, в начале жатвы первые плоды урожая, и наслала на Калидон страшного вепря (см. в статье Калидонская охота); она вызвала раздор среди родичей Мелеагра, возглавлявшего охоту на зверя, что привело к мучительной гибели Мелеагра (Ovid. Met. VIII 270-300, 422-540). А. потребовала себе в жертву дочь Агамемнона, предводителя ахейцев в походе под Трою, за то, что он убил священную лань А. и похвалялся, что даже сама богиня не сумела бы так метко её убить. Тогда А. в гневе наслала безветрие, и ахейские корабли не могли выйти в море, чтобы плыть под Трою. Через прорицателя была передана воля богини, потребовавшей взамен убитой лани Ифигению, дочь Агамемнона. Однако скрыто от людей А. унесла Ифигению с жертвенника (заменив её ланью) в Тавриду, где та стала жрицей богини, требующей человеческих жертв (Eur. Iphig. А.). А. Таврической приносили человеческие жертвы, о чём свидетельствует история Ореста, чуть не погибшего от руки своей сестры Ифигении, жрицы А. (Eur. Iphig Т.). Перед А. и Аполлоном должен был оправдаться Геракл, убивший керинейскую лань с золотыми рогами (Pind. 01. Ill 26-30). Эти факты, подчёркивающие губительные функции богини, связаны с её архаическим прошлым - владычицы зверей на Крите. Именно там ипостасью А. была нимфа-охотница Бритомартис. Древнейшая А. - не только охотница, но и медведица. В Аттике (в Бравроне) жрицы А. Вравронии надевали в ритуальном танце медвежьи шкуры и назывались медведицами (Aristoph. Lys. 645). Святилища А. часто находились вблизи источников и болот (почитание А. Лимнатис - «болотной»), символизируя плодородие растительного божества (напр., культ А. Ортии в Спарте, восходящий к крито-микенскому времени). Хтоническая необузданность А. близка образу Великой матери богов - Кибеле в Малой Азии, откуда оргиастические элементы культа, прославляющего плодородие божества. В Малой Азии, в знаменитом Эфесском храме, почиталось изображение А. многогрудой (??????????). Рудименты архаической растительной богини в образе А. проявляются в том, что она через свою помощницу (в прежнем свою ипостась) Илифию помогает роженицам (Callim. Hymn. Ill 20- 25). Только появившись на свет, она помогает матери принять родившегося вслед за ней Аполлона (Apollod. I 4, 1). Ей же принадлежит прерогатива приносить быструю и лёгкую смерть. Однако классическая А. - девственница и защитница целомудрия. Она покровительствует Ипполиту, презирающему любовь (Eur. Hippol.). Перед свадьбой А., согласно обычаю, приносилась искупительная жертва. Царю Адмету, забывшему об этом обычае, она наполнила брачные покои змеями (Apollod. I 9, 15). Юный охотник Актеон, нечаянно подсмотревший омовение богини, был ею превращён в оленя и растерзан псами (Ovid. Met. Ill 174-255). Она же убила свою спутницу нимфу - охотницу Каллисто, превращённую в медведицу, гневаясь за нарушение ею целомудрия и любовь к ней Зевса (Apollod. Ill 8, 2). А. убила страшного Буфага («пожирателя быков»), пытавшегося посягнуть на неё (Paus. VIII 27, 17), так же как и охотника Ориона (Ps.-Eratosth. 32). А. Эфесская - покровительница амазонок (Callim. Hymn. Ill 237).
Древнее представление об А. связано с её лунной природой, отсюда её близость к колдовским чарам богини луны Селены и богини Гекаты, с которой она иногда сближается. Поздняя героическая мифология знает А.-луну, тайно влюблённую в красавца Эндимиона (Apoll. Rhod. IV 57-58). В героической мифологии А. - участница битвы с гигантами, в которой ей помогал Геракл. В Троянской войне она вместе с Аполлоном воюет на стороне троянцев, что объясняется малоазийским происхождением богини. А. - враг любого нарушения прав и устоев олимпийцев. Благодаря её хитрости погибли братья-великаны Алоады, пытавшиеся нарушить мировой порядок. Дерзкий и необузданный Титий был убит стрелами А. и Аполлона (Callim. Hymn. Ill 110). Похвалявшаяся перед богами своим многочисленным потомством Ниоба потеряла 12 детей, также убитых Аполлоном и A. (Ovid. Met. VI 155-301).

В римской мифологии Артемида известна под именем Дианы , считалась олицетворением луны, так же как её брат Аполлон в период позднеримской античности идентифицировался с солнцем


Купающаяся Диана
Уорд Джеймс. 1830
Yale Center for British Art

Примейзодофобия - патологическая боязнь потери девственности

Артемида - дочь Зевса и Лето , сестра-двойняшка Аполлона.

Еще в трехлетнем возрасте малютка Аремида обратилась к Зевсу со следующей неожиданной для ее возраста просьбой (я дословно цитирую Роберта Грейвса):

Обещай дать мне вечную девственность, столько же имен, сколько у моего брата Аполлона, лук и стрелы, как у него, обязанность приносить свет, шафрановую до колен охотничью тунику с красной каймой, шестьдесят юных нимф-океанид, всех одного возраста, в качестве моей почетной свиты, двадцать речных нимф из Амниса на Крите, чтобы ухаживали за моими сандалиями и кормили моих охотничьих собак, когда я не занята охотой, а также все горы в мире; а еще выбери мне город, какой пожелаешь, - мне и одного будет достаточно, поскольку большую часть времени я собираюсь проводить в горах.

Р. Грейвс "Мифы Древней Греции"

Зевс пообещал и выполнил с лихвой. О некоторых лихвах Грейвс рассказал (например, что городов у Артемиды было целых тридцать), а об одной, касающейся именно девственности, не упомянул: всякий смертный, увидевший Артемиду обнаженной, должен будет умереть. Это повлекло определенные последствия, интересные для нас.

Кроме того, Артемида, оставаясь непорочной, требовала того же и от своих товарок, и приходила в неистовство, когда природа брала свое. Таким образом, она преследовала своих провинившихся спутниц и их любовников, поставляя на небеса новых и новых героев.

Начнем с несчастного Актеона .


Эжен Делакруа, 1856-1863
Диана обнаруживает Актеона

Эй, слушайте, нимфы! Я ― Актеон.
Я тайну богини один подсмотрел,
Когда она в волны входила нагая…
Все близятся своры, меня настигая.

М. А. Зенкевич. «О, не сияй так, Луна!»

Страстный охотник, Актеон то ли просто во время охоты на склонах горы Китерон случайно увидел купающуюся Артемиду, то ли не только увидел, но еще и этим от большого ума похвалялся, то ли по неведению попытался овладеть богиней-девственницей после купания. Был превращен ею в оленя, пытался бежать в чащу леса, но был настигнут и разорван собственными собаками. Артемида превратила охотника в травоядное, накинув на него оленью шкуру . Было ли это особым магическим актом или просто такая фигура поэтической речи, дескать, "превратила в оленя", не ясно.

Чит: как увидеть купающуюся Артемиду

Антонин Либерал в «Метамарфозах», ссылаясь на Никантра, утверждает, что критянин Сипрет исхитрился превратиться в женщину, лишь бы увидеть купание Артемиды.

На звездное небо попал не сам Актеон, а его собака. В виде Большого Пса, или, может быть, Малого. Или же пара собак - в виде обоих Псов.

Широко известна история с нимфой Каллисто .

Каллисто


Диана и Каллисто
Гаэтано Гандольфи, 1780
частная коллекция

Как можно спутать деву с мужем
и забеременеть притом?
С умом Каллисто было хуже,
чем у медведицы потом.

Наперсница богини-девственницы Артемиды, Каллисто была соблазнена Зевсом. Каллисто потом оправдывалась, что, де, Зевс принял облик ее патронессы, и она не поняла, что происходит. Сложно поверить, но может, так оно и было. В любом случае, что-то было точно.

Гневливая богиня-охотница обнаружила это уже довольно поздно, когда нимфа была изрядно беременна на последних месяцах беременности, во время купания увидев ее подозрительно увеличившийся живот. Богиня, не теряя времени, превратила нимфу в свое тотемное животное медведицу и затравила бы ее, как принято, собаками, если бы Зевс, ухватив медведицу за хвост, не поднял ее на небо - в виде созвездия.

Впрочем, может быть, Артемида сначала ни чего не знала, а Зевс сам превратил Каллисто в медведицу - на время, чтобы скрыть свои похождения от ревнивой Геры. Но супруга громовержца, конечно, дозналась до истины и настучала Артемиде про недостойное поведение членов свиты - а уж Артемида немедленно взвилась... Далее по сценарию выше: собаки - хвост - созвездие.

Зная, что Артемида ведет себя круто в определенных ситуациях, нимфы артемидовой свиты всегда готовы были обратиться к ее помощи. Напомню историю с Плеядами .

Плеяды


Плеяды
Илайхью Веддер, 1885
Метрополитен-музей

Плеяды - Алкиона, Келено, Электра, Тайгета, Майа, Стеропа и Меропа - дочери Атланта и Плейоны и спутницы Артемиды.

Вообще-то из достоверных источников известно....

Что, в нарушение правила девственности артемидовых товарок, две из Плеяд имели связь с Зевсом, две - с Посейдоном, две - с Аресом, а последняя стала женой смертного Сизифа. Но видимо, все это произошло позднее, когда они покинули свиту богини.

Произошло вот что. Однажды беотийский могучий красавец, охотник Орион напившись неразбавленного вина, увидел Плеяд (или только одну из них, Плейону), и это пленительное зрелище возбудило в нем самые недвусмысленные намерения. Он погнался за девушками с явными целями овладеть ими то вместе, то поврозь, а то попеременно. Самые отчаянные мифотворцы уверяют, что он гонялся за Плеядами семь лет, те кто поскромнее, сообщают о пяти месяцах, потому что именно пять месяцев созвездие Орион видно на ночном небе. Я думаю, не стоит верить этим явно фантастическим цифрам: гонялся и гонялся, а сколько именно - не важно.

Испуганные Плеяды взмолились Аретмиде, и их покровительница послала чудовищного Скорпиона в атаку на Ориона. Скорпион укусил Ориона, тот умер, был оживлен Асклепием и так далее (детали на странице Ориониады). Плеяды зафиксированы на небе в созвездии Тельца.

Но есть и совершенно другая, версия истории с Орионом, неожиданная в свете артемидовых комплексов.

Кажется, все отношения Артемиды со смертными мужчинами ограничивались совместной охотой. Однако вот неканонический и романтически-трагичный миф об Орионе , в которой сердце Артемиды дрогнуло. Он противоречит версии изложенной выше и, тем не менее, я его, конечно, расскажу. В этой версии нет никаких злосчастных Плеяд, но она мне кажется изящнее общеизвестной.

Орион

Артемида и Орион познакомились на почве охоты (что естественно в виду их пристрастий) и продолжали охотиться регулярно вместе. Затем они стали охотиться только вместе и, похоже, стали испытывать друг к другу чувства, не ограничивающиеся коллегиальными. Как развивались бы события дальше, не известно, но в дело вмешался брат Артемиды Аполлон.

Что-то ему в этой ситуации не понравилось (может быть, нелестная репутация Ориона?), и он решил покончить с беотийцем. Он спровоцировал Гею наслать на него хтоническое чудовище - неуязвимого Скорпиона. Орион пытался застрелить Скорпиона из лука, убить его копьем, но оружие отскакивало от хитинового покрова, не нанося вреда противнику.

Тогда Орион решил спастись бегством. Он бросился в море и поплыл к острову Делос , под защиту титаниды Эос, с которой был, кстати говоря, в близких отношениях ранее.

А злоковарный Аполлон, восседая с сестрой на Олимпе, обратил внимание Артемиды - что это черненькое плывет по морю в направлении Делоса, к Эос? Поди, ее новый любовник! Спорим, не попадешь? Артемида снисходительно взглянула на брата, натянула тетиву и легко поразила Ориона в затылок. Обнаружив ошибку, она упросила Асклепия оживить Ориона.

Ну, и в результате Орион - на небе!

Артемида была не только нетерпима к своим жрицам, вступающим в интимные отношения с мужчинами, но и вообще опасалась быть замешанной в любые ситуации, подозрительные с нравственной точки зрения. Один из примеров - скандальные супружеские отношения Кефала и Прокриды .

Кефал и Прокрида


Кефал и Прокрида
Томас Бенджамин Кеннингтон, 1897

Кефал и Прокрида то изменяли друг другу, то вновь сходились, при этом Прокрида, падкая на подарки, меняла любовников, выманивая у них подношения. Это-то и оказалось причиной трагедии.

Однажды Прокрида, страстная охотница, получила в подарок от критского царя Миноса охотничью собаку Лелап, ни когда не теряющую след, и копье, всегда летящее в цель. Но и сам Минос получил их от Артемиды-охотницы! А когда Прокрида решила вернуться к мужу, вновь используя артемидов дар для подкупа, терпение богини лопнуло, и она устроила неверной жене несчастный случай на охоте.

На небе оказалась всего лишь собака за заслуги, не связанные с нравственностью ее хозяев.

Впрочем, не нужно как-то особо безнравственно себя проявить, чтобы попасть под горячую руку Артемиды. Можно быть вполне себе замужней матроной, но прошлое в свите богини- девственницы слишком ко многому обязывает (не всем везет так, как Плеядам).

Мероп и Эхемея

Несладко пришлось супруге Меропа нимфе Ефимии (или Эхемеи, если придерживаться правильного эразмового произношения)!

Она входила в свиту нашей героини Артемиды, но, наохотившись, оставила прежние забавы и вышла замуж за царя острова Коса Меропа. Она стала заботливой женой и родила ему дочь. Вообще-то, остров Кос тогда еще не был Косом, потому что назван он был так позже именно по имени дочери царской четы, а жители его были наречены меропами. Вот такая царила взаимная любовь между гражданами и их правителями.

По тому ли, из завести или из ревности, но Артемида воспылала запоздалым гневом на Ефимию и начала разить ее своими знаменитыми стрелами. Так и убила ее или, по ее мольбе, Прозерпина низвела Ефимию живой в царство Аида.

Мероп был безутешен - он так любил супругу! Он рыдал ночи и дни, вспоминая ее и скорбя о ее участи, до тех пор пока сама Гера, растроганная горем царя, не превратила его в орла и не поместила среди звезд одноименным созвездием. Хотя причем тут орел - совершенно не понятно...

Вот видя такие несправедливости, Тея вот даже согласилась стать кобылой, лишь бы скрыть свою беременность. В этом состоянии она успешно ожеребилась, а потом ей был возвращен прежний облик. Ни отец, ни богиня-покровительница ни чего не узнали.

Тея

Эол - или бог ветров, или его тезка, сын Эллина, внук Девкалиона, правнук Прометея - соблазнил дочь кентавра Хирона, пророчицу Тею. Тея, даром что дочь кентавра, была вполне человек, но что-то кобылье, как покажут дальнейшие события, в ней все-таки содержалось. Свойство ветров оплодотворять жеребиц всем хорошо известна: достаточно развернуться кормой к ветру и поднять хвост: вот Тея и понесла от Эола. Она была спутницей Артемиды на ее охотах, а Артемида, богиня-девственница, весьма строго относилась к нравственности своих товарок. Тея опасалась гнева отца, но и боялась обратиться за покровительством к богине.

Более того, Тея боялась, как бы это не кончилось для нее совсем плохо: с Аремидой не шути!

Эола и Тею выручил Посейдон, временно превративший Тею в лошадь. (Символическая связь Посейдона с лошадиным миром тоже не тайна.) Когда та ожеребилась Меланиппой, он превратил жеребицу в девочку, а мать поместил на небо в виде созвездия Малый Крнь. Меланиппу, переименованную в Арну, взял на воспитание некий Десмонт. Хирон так и остался в неведении.

Галерея

Фактически представлены изображения Дианы, римской богини, частично соответствующей греческой Артемиде. Диана часто изображается с лунным серпом, что указывает также на ее второй греческий прототип - Селену. Однако, греческая Селена и греческая Артемида - совершенно разные богини.


Школа Фонтенбло, 1550


Бартоломео Пассароти,
вторая половина XVI в.


Джузеппе Чезари, 1601

Артемида – сестра-близнец Аполлона, бога Солнца. Из них двоих она родилась первой. Их мать, Лето, – божество природы, дочь двух титанов, а отец – верховный бог Олимпа Зевс.

Многое препятствовало рождению близнецов. Все боялись мстительного гнева Геры, законной жены Зевса, и присутствие Лето было нежелательным всюду, где бы она ни появлялась. Наконец она нашла убежище на пустынном острове Делос и там родила Артемиду и Аполлона.

Артемида родилась первой и помогала Лето во время длительных и трудных родов Аполлона. В течение девяти дней и девяти ночей Лето страдала от ужасной боли, вызванной стараниями мстительной Геры. Артемиду, ставшую акушеркой для своей матери, почитали как покровительницу родов. Женщины обращались к ней, именуя ее "исцелительницей боли" и "не испытывающей боли". Они молили ее облегчить их родовые муки и помочь родить ребенка либо даровать им "легкую смерть" от ее стрел.

Когда Артемиде исполнилось три года, Лето перенесла ее на Олимп, чтобы познакомить с Зевсом и божественными родственниками. В "Гимне Артемиде" говорится, что она сидела на коленях своего великолепного отца, который приласкал ее со словами: "Когда богини рождают мне детей, подобных этой, гнев ревнивой Геры меня не пугает. Моя маленькая дочурка, у тебя будет все, что ты пожелаешь".

Артемида попросила лук со стрелами, свору гончих собак для охоты, свиту из нимф, тунику, достаточно короткую для бега, дикие леса и горы в свое распоряжение – и вечное целомудрие. Все это отец-Зевс охотно предоставил ей. Все это – плюс привилегию самостоятельно совершать свой выбор.

Вскоре Артемида отправилась в леса и к водоемам выбирать самых красивых нимф. Затем она спустилась на дно моря и нашла циклопов, мастеров Посейдона, которые выковали ей серебряный лук и стрелы. И наконец она разыскала Пана, божество дикой природы, полумужчину-полукозла, играющего на свирели, и выпросила у него несколько лучших гончих собак. Артемиде не терпелось испытать в деле полученные подарки, и ночью при свете факелов она затеяла охоту.

Как известно из мифов, Артемида, помогая тем, кто обращался к ней с мольбой о помощи, действовала быстро и решительно. Но она была и скора на расправу со своими обидчиками.

Однажды, когда Лето отправилась в Дельфы навестить Аполлона, великан Титий* попытался ее изнасиловать. Артемида быстро явилась на зов матери, точно прицелилась из лука и сразила его стрелой.

* Титий – в греческой мифологии великан хтонического происхождения, сын Зевса и Элары. Рожден в недрах земли, куда Зевс спрятал свою возлюбленную, опасаясь гнева ревнивой Геры. Позднее мстительная Гера внушила ему страсть к любимой Зевсом Лето (Мифологический словарь, "Советская энциклопедия". М., 1991). –Прим. ред.



В другой раз заносчивая и глупая Ниобея оскорбила Лето, хвастаясь, что у нее, Ниобеи, много прекрасных сыновей и дочерей, в то время как у Лето лишь двое. Лето призвала Аполлона и Артемиду отомстить за эту обиду, что они тотчас и сделали. Аполлон сразил своими стрелами шесть сыновей Ниобеи, а Артемида – шестерых ее дочерей. Ниобея же превратилась в вечно льющий слезы камень.

Примечательно, что Артемида неоднократно приходила на помощь матери. Ничего подобного не известно ни об одной другой богине. Артемида также охотно откликалась на мольбы других женщин. Лесная нимфа Арифуза призвала Артемиду, когда чуть было не подверглась насилию. Арифуза вернулась с охоты и вошла в реку, чтобы освежиться купанием. Бог реки возжелал обнаженную нимфу и напал на ее. Арифуза в ужасе попыталась спастись бегством. Артемида услышала ее крик, укрыла облаком тумана и превратила в родник.

Артемида была беспощадна к тем, кто ее оскорблял. Эту роковую ошибку допустил охотник Актеон. Однажды, блуждая по лесу, Актеон случайно приблизился к заводи, где купались богиня и ее нимфы. Оскорбленная вторжением, Артемида превратила его в оленя, плеснув водой ему в лицо. Ее охотничьи собаки набросились на Актеона, как на дикого зверя. В панике он попытался спастись бегством, но собаки настигли его и разорвали на мелкие части.

Артемида также убила другого охотника, Ориона, которого она любила. С ее стороны это было неумышленное убийство. Однажды Аполлон, обиженный тем, что Артемида полюбила Ориона, увидел, что тот заплыл далеко в море. Голова Ориона, едва виднелась над водой. Аполлон нашел Артемиду и указал ей на темный предмет в море вдали от них, сказав, что она не сможет попасть в столь малую цель. Подстрекаемая братом, Артемида, не зная, что целится в голову Ориона, выпустила стрелу, сразившую ее любимого. Впоследствии Артемида поместила Ориона среди звезд и дала ему в небесные спутники одного из своих гончих псов, Сириуса. Так что единственный мужчина, которого она любила, стал жертвой ее азарта.

Артемида известна в первую очередь как богиня охоты, но она еще и богиня Луны. Ночь – ее стихия. Артемида скитается по своим диким владениям при лунном свете с горящими факелами. Богиня Луны Артемида связана с Селеной и Гекатой. Втроем они составляют лунную триаду: Селена властвует в небесах, Артемида на земле, а Геката – в жутком и таинственном подземном мире.