Болезни Военный билет Призыв

Артефакты,найденные на титанике. Титаник - история, поднятая со дна

30 лет назад были обнаружены обломки «Титаника». Что утонуло вместе с ним?

1 сентября 1985 года в Атлантическом океане были обнаружены обломки океанского лайнера «Титаник», затонувшего в апреле 1912 года. За 30 лет на поверхность поднято свыше 5000 предметов: от личных вещей пассажиров до 17-тонного куска обшивки. Многие сокровища и артефакты до сих пор остаются на дне. В честь юбилейной даты мы решили вспомнить о самых необычных и интересных грузах печально известного судна.

Утраченный шедевр

О том, что перевозилось на борту «Титаника», известно во многом благодаря претензиям и судебным искам, которые подавали выжившие пассажиры после кораблекрушения. Самой дорогостоящей потерей оказалась картина французского художника Мерри-Жозефа Блонделя «Черкешенка в купальне» (La Circassienne au bain), написанная в 1814 году. Ее владелец шведский бизнесмен Мориц Хокан Бьёрнстём-Стеффанссон оценил шедевр в $100 000 (в современном эквиваленте это около $2,4 млн). Это стало рекордом среди претензий, обращенных к судоходной компании White Star Line: никто из пассажиров «Титаника» не требовал столь значительной суммы за один-единственный утраченный элемент багажа.

Самый дорогой багаж

В списке самых крупных потерь фигурирует также багаж американской миллионерши Шарлотты Дрейк Кардезы, дочери текстильного фабриканта. На «Титанике» она плыла вместе с сыном, возвращаясь в Пенсильванию после длительной охоты: сафари по Африке и посещения охотничьих угодий в Венгрии. Она занимала самую дорогую каюту на корабле и везла 14 сундуков багажа, не считая четырех чемоданов и трех ящиков. После благополучного спасения Шарлотта Кардеза подала иск на сумму $177 352 (в современном эквиваленте это около $4 млн) — в списке утраченного имущества на 21 странице она перечислила 841 предмет, в том числе кольцо с розовым бриллиантом величиной почти в семь карат стоимостью в $20 000.

Мармеладная машина

В то время как одни выжившие пассажиры требовали компенсаций в миллионы долларов, другие оценивали свои потери более чем скромно. Например, пассажирка второго класса Эдвина Трутт попросила возместить ей всего 8 шиллингов 5 пенсов. В такую сумму она оценила мармеладную машину — устройство для очистки и нарезки фруктов, похожее на мясорубку. 27-летняя англичанка ехала к беременной сестре в Америку, чтобы помочь ей ухаживать за новорожденным. Почувствовав столкновение «Титаника» с айсбергом, она поднялась на палубу, увидела, как готовят спасательные шлюпки, и поспешно вернулась в каюту предупредить соседок-пассажирок. Одна из них в это время пыталась завязать корсет, и Трутт, надевая теплое пальто, сорвала корсет и выбросила его в проход, сказав, что на это уже нет времени. Попутно она предупредила о бедствии двух приятелей из соседней каюты. Когда же Эдвина села в шлюпку, незнакомый пассажир-ливанец попросил ее взять с собой пятимесячного ребенка, что она и сделала. В момент отплытия от «Титаника» с собой у нее были лишь зубная щетка и молитвенник. В спешке ей было явно не до мармеладной машины, но спустя время она вспомнила о пропаже и подала иск. Примечательно, что женщина дожила до 100 лет. Она неоднократно пересекала Атлантический океан, а последний такой рейс через Атлантику пришелся на ее 99-летие.

«Драгоценная» книга

«Титаник» перевозил порядка 90 контейнеров с книгами. Самым ценным экземпляром был сборник изречений Омара Хайяма «Рубаи», украшенный 1050 драгоценными камнями, каждый из которых был обрамлен золотом. Эта раритетная книга была куплена неким американцем в марте 1912 года на аукционе за $1900, что можно приравнять к 15 годовым зарплатам младшего члена экипажа «Титаника».

Кстати, «Титаник» имел в имени приставку RMS (Royal Mail Ship) и официально отвечал за перевозку британской почты. Вместе с книгами ко дну ушли 3364 мешка с почтой, а также около 800 посылок с неизвестным содержимым. В одном из почтовых пакетов ехала рукопись романа Джозефа Конрада «Лорд Джим»: писатель послал ее коллекционеру Джону Куинну под названием «Караин: воспоминание». К счастью, у писателя остался свой вариант рукописи и книга дошла до читателей.

Опиум для народа

Кроме пассажирских вещей и почты «Титаник» перевозил огромное количество товаров на общую сумму $ 420 000 ($10 млн в 2015 году). Сведения о грузе известны благодаря сохранившейся копии манифеста 1912 года, который представляет собой подробный перечень предметов, принятых на борт. Этот документ был отправлен в Америку на лайнере «Мавритания» и появился в нью-йоркских газетах 20 апреля 1912 года, спустя шесть дней после гибели «Титаника». Из него можно узнать, в частности, о перевозе наркотиков в США: на борту крупнейшего пассажирского парохода мира среди сыров, вин и мехов затаились четыре контейнера с опиумом для американского народа. За три года до этого Конгресс США запретил импорт и использование опия в немедицинских целях. В некоторых штатах он был уже запрещен даже для лечения. До полного запрета опия в Америке оставалось два года.

Кровь дракона

В перечне груза «Титаника» значится 76 контейнеров с кровью дракона. Так называется смола с деревьев рода драцена, которые произрастают на Канарских островах, в Марокко, на Сокотре. Драконову кровь с древних времен использовали в медицине римляне, греки, арабы и жители Сокотры: с ее помощью лечили респираторные, кожные, желудочно-кишечные заболевания, заживляли раны, останавливали кровь. В Индии смола драконова дерева использовалась для особых церемоний, а жрецы вуду в Новом Орлеане изгоняли с ее помощью негативные сущности, привлекая деньги и любовь. Сейчас это природное вещество используется для полировки мебели, мрамора и создания лака.

Для каких целей предназначалась драконовая кровь с борта «Титаника», не ясно, известно лишь, что она принадлежала акционерному обществу Brown Brothers and Company. Кстати, демоническое название этому веществу и дереву подарила древняя индийская легенда: давным-давно в Аравийском море на острове Сокотра жил кровожадный дракон, он нападал на слонов и выпивал их кровь. Но однажды нашелся один старый и сильный слон, который упал на дракона и раздавил его. Кровь двух существ хлынула на землю, оросив ее, словно вода, после чего на том же самом месте выросли деревья драцена, что в переводе с древнегреческого означает «самка дракона».

Кинофильмы

В списке вещей, перевозимых на борту «Титаника», значилась одна коробка с фильмом для студии The New York Motion Picture Company — одной из небольших киностудий, которая впоследствии слилась с Paramount Pictures. Что было на пленке, осталось тайной, фильм так и не появился в кинотеатрах. Также безвозвратно утеряны 33,5 км кинопленки, которые принадлежали Уильяму Харбеку. Известно, что он был успешным кинематографистом и возвращался из творческой командировки по Европе, где посетил Лондон, Брюссель, Париж и Берлин, с тем, чтобы показать свои работы в американских кинотеатрах и приступить к съемкам на Аляске и на канадской территории Юкон. Предполагается, что он был также привлечен к созданию кинохроники «Титаника», однако эти кадры не сохранились. Уильям Харбек погиб вместе с молодой любовницей — моделью из Парижа, его тело опознала и похоронила жена, которую не сразу допустили к опознанию, так как записали, что погибли мистер и миссис Харбек. В качестве компенсации супруга погибшего потребовала от судовладельцев $50 000. Фильмы Харбека были оценены в $41 000, оборудование — в $11 000, такие суммы указала в претензии деловой партнер погибшего Кэтрин Джордж.

Автомобиль

Одна из самых горячих любовных сцен в фильме Джеймса Кэмерона «Титаник» происходит в автомобиле Renault. Действительно, такая машина была на борту. Правда, везли ее скорее в разобранном виде: в грузовом манифесте указано, что авто перевозится в контейнере. Новенькая Renault Type CB Coupe de Ville, купленная в Европе, первая пострадала от удара, так как находилась в носу корабля, и разлетелась на куски при столкновении с айсбергом. Ее хозяин в это время играл в карты в курительной комнате. После столкновения он посадил в лодку свою семью: жену, 11-летнего сына и 13-летнюю дочь — а сам спасся в одной из последних шлюпок с женщинами и детьми, куда, кроме него, смог пробраться лишь один мужчина — управляющий White Star Line Джозеф Исмей. Воссоединившись с семьей, Картер потребовал компенсацию за автомобиль — $5000 и еще за двух погибших собак — $300. Вскоре супруги развелись: жена сочла поведение во время катастрофы мужа неподобающим. Вместе с «Титаником» утонули не только собаки, но и слуга, и шофер Картеров. Осуждение постигло и Исмея: он вынужден был покинуть пост, заслужив репутацию труса.

Духи

Сегодня вещи с «Титаника» выставляются в музеях и продаются на аукционах. Один из популярных экспонатов — духи, пролежавшие на дне 88 лет.

65 флаконов с различными запахами перевозил один из пассажиров первого класса — 47-летний немец Адольф Заальфельд, председатель парфюмерной компании Sparks, White and Co. Ltd. В то время духи в Америке пользовались огромным спросом, и бизнесмен вез образцы для демонстрации в бутиках Нью-Йорка. В момент столкновения с айсбергом Заальфельд был в курительной комнате: увидев произошедшее, он тут же направился к шлюпкам, что и помогло ему сохранить жизнь. Кожаный мешок с образцами парфюмерии так и остался в каюте. Духи лежали на дне океана до 2000 года и были обнаружены в ходе очередной поисковой экспедиции. Когда исследователи открыли флаконы, они были поражены насыщенными ароматами: лаванды, розы и других цветов. Некоторые образцы утратили свой запах, однако большинство остались неизменными. Современные парфюмеры смогли воссоздать 62 из 65 ароматов и выпустили их в 2012 году к столетию гибели «Титаника».

Скрипка — подарок невесты

На «Титанике» играл оркестр под руководством 33-летнего дирижера Уоллеса Хартли. Как рассказывали выжившие пассажиры, даже в момент всеобщей паники музыканты не бросили инструменты и продолжали играть, пока корабль не затонул. Одной из последних композиций, исполненных на «Титанике», был английский христианский гимн «Ближе, Господь, к тебе» (Nearer My God to Thee).

Спустя десять дней после трагедии было найдено тело Хартли и его скрипка, которую дирижер успел привязать к себе. Возможно, таким образом он надеялся удержаться на плаву, но еще вероятнее — не хотел расставаться с подарком своей невесты. Вскоре после кораблекрушения скрипка, слегка пострадавшая от холодной соленой воды, была возвращена безутешной девушке Хартли. Внутри футляра все еще была видна ее собственная дарственная надпись, сделанная незадолго до отправления «Титаника». В дальнейшем, после смерти владелицы, скрипка затерялась у родственников и долгое время считалась утраченной, пока ее случайно не обнаружили на чердаке дома среди старых вещей в 2006 году. Исследователям и судмедэкспертам понадобилось более семи лет и тысячи фунтов стерлингов, чтобы подтвердить ее подлинность, после чего она была продана на аукционе за рекордную сумму: $1,5 млн.

Этот корабль таит множество тайн.

Трагическая история «Титаника», затонувшего после столкновения с айсбергом, стала сюжетом бесчисленного количества книг и фильмов, один из которых даже получил премию «Оскар». Более полутора тысяч человек погибли 15 апреля 1912 года, но мало кому известно, что вместе с этими несчастными ко дну океана пошло множество странных и необычных вещей, передает mixstuff

Электрические ванны

В начале 20 века электрические ванны – прообраз современного солярия – считались последним словом медицины. Они были настолько популярны, что одну такую ванну даже поместили на борт «Титаника». Женщины могли пользоваться ванной по утрам, а мужчины во второй половине дня. Пассажиры, желающие искупать своё тело в мощных ультрафиолетовых лучах, должны были приобрести билет стоимостью 1 доллар.

На борту «Титаника» находилось четыре ящика с опиумом – да-да, с тем самым наркотическим веществом. В 1912 году опиум был уже запрещён в США по решению Конгресса, но продолжал входить в состав многих медицинских препаратов. Фармацевтические компании были обязаны ставить на таких препаратах отметку о наличии опиума в составе. В связи с новыми правилами использование и импорт опиума снизились, но не прекратились полностью.

Дорогая картина

Одной из самых дорогих вещей на борту «Титаника» оказался не бриллиант и не ювелирное украшение, а картина работы французского художника Мерри-Жозефа Блонделя «Черкешенка в купальне». Владелец картины, шведский бизнесмен Мориц Хокан Бьёрнстрём-Стефанссон, выжил во время катастрофы и после подал в страховую компанию иск о возмещении ущерба в 100 тысяч долларов, что по сегодняшним временам составило бы около 2,4 миллиона долларов.

Машинка для производства мармелада

В начале 20 века многие люди при изготовлении домашнего мармелада пользовались специальными машинками для очень аккуратной очистки и нарезки фруктов. Хозяйкой машинки, затонувшей вместе с «Титаником», была 27-летняя Эдвина Селия Траут. Во время спешной погрузки в шлюпку она вынуждена была покинуть свою любимую машинку. Позже она подала иск о возмещении ущерба.

Турецкие бани

«Титаник» был оборудован по последней моде того времени, так что вполне естественно, что на его борту находилась роскошная турецкая баня, в которую допускались лишь пассажиры первого класса.

Кошка Дженни

На многих кораблях того времени, от грузовых судов до роскошных пассажирских лайнеров, содержались кошки, в чью задачу входило истребление мышей и крыс. Кошка Дженни считалась официальным талисманом «Титаника».

Электрическая лошадь

Тренажёрный зал на роскошном корабле выглядит вполне естественно. Однако кое-какое оборудование тренажёрного зала «Титаника» было весьма необычным. Например, там находился аппарат «электрическая лошадь», являвшийся симулятором верховой езды.

Рукопись Джозефа Конрада

«Титаник» перевозил из Англии в США около семи миллионов почтовых отправлений. Одним из этих отправлений была рукопись под названием «Караин: воспоминания» за авторством популярного викторианского писателя Джозефа Конрада. Рукопись с пометками Конрада была предназначена юристу из Нью-Йорка Джону Куинну, коллекционировавшему рукописные литературные произведения.http://mixstuff.ru/archives/117655

Согласно показаниям спасшихся пассажиров первого и второго класса и сведениям, просочившимся в печать, на борту "Титаника" находилось немало сокровищ. По подсчетам директора-распорядителя судоверфи Эндрюса, на которой строился пароход-гигант, "стоимость" пассажиров лайнера, среди которых были коллекционеры, миллионеры и весьма состоятельные люди, составляла около 250 миллионов долларов. Эти пассажиры везли с собой дорогие антикварные картины, вещи, бриллианты и золото.

Конечно, картины, как и бесценный манускрипт Омара Хайяма "Рубай", редчайшая, великолепной сохранности мумия египетской прорицательницы времен фараона Аменхотепа I (принадлежала археологу и лорду Кантервилю), - все это безвозвратно погибло в пучине, но слитки золота, бриллианты и золотые украшения, несомненно, остались в сейфах и каютах "Титаника".

После того как в 1989 году в Атлантике, на глубине 3750 м, известным подводником Р. Баллардом был обнаружен "Титаник", над местом гибели побывали три экспедиции - две американо-французские и одна российская.

В специальном документе было особо оговорено, что ничего из собственности "Титаника" экспедициями на поверхность не будет поднято. Поэтому даже гуттаперчевая детская кукла, после ее фотографирования была осторожно положена на место. Участники экспедиций строго следовали этому приказу, хотя иногда находили уникальные предметы. В одном из погружений, например, был обнаружен золотой подсвечник в раздавленной толщей воды каюте. И его тоже возвратили "Титанику".

Основной целью этих погружений было обследование места гибели и характера разрушений корпуса. Как оказалось, корпус лайнера разломился. Кормовая часть его, где не было пробоины и где образовалась гигантская воздушная подушка, отломилась и затонула несколько позже, отдельно от носовой части.

Американский подводный мини-робот "Ясон" осторожно проник во внутренние помещения "Титаника" и сделал несколько сот снимков. Там сохранились хрустальные и золоченые люстры под потолком; колонны, некогда обшитые дорогими породами деревьев; лестница парадного салона; каюты первого класса с фарфоровыми ваннами английских фирм; бутылки с шампанским, китайские сервизы с эмблемой знаменитой пароходной линии "Уайт стар" ("Белая звезда") со звездой внутри красного треугольника - предмет вожделения многих коллекционеров. Была найдена древнегреческая бронзовая скульптура Дианы, принадлежавшая, видимо, Маргарет Браун, миллионерше из Денвера, перевозившей редкие вещи, приобретенные в разных странах. Взяв на себя командование одной из спасательных шлюпок, она в последний момент распорядилась выбросить все это за борт.

Однако вторая французская подводная экспедиция получила разрешение на извлечение предметов из кают и доставку их на поверхность. Видимо, сыграли роль некоторые интересные аргументы французов, убедивших юристов извлекать со дна океана как научные данные, так и предметы, имеющие юридическое значение.

Например, на следствии и на суде, разбиравших обстоятельства гибели "Титаника", некоторые пассажиры утверждали, что, пока "Титаник" тонул, отдельные члены команды грабили личные сейфы в каютах. Это было серьезным обвинением, которое предстояло расследовать.

ТитаникДействительно, "Ясону" удалось обследовать некоторые служебные помещения и каюты пассажиров, в том числе ту, которая, по свидетельству очевидца, была ограблена. Оператору "Ясона" удалось с помощью манипулятора повернуть ручку сейфа, отчасти это говорило о том, что замок сейфа действительно открыт, но массивная стальная дверца, покрытая толстым слоем ржавчины, так и не поддалась!

О сейфах, расположенных в служебных помещениях и каюте капитана Смита, прессе ничего не было сообщено. Известно только, что французами было поднято на поверхность 1412 предметов, часть которых была сдана в музей, что-то разошлось по частным коллекциям и продано с аукциона за большие деньги, а некоторые предметы возвращены прежним владельцам, которых, увы, к 1991 году осталось в живых лишь несколько человек.

Российская подводная экспедиция от Института океанологии имени П. П. Ширшова, снабженная глубоководным обитаемым аппаратом "Мир", совместно с канадской фирмой "ШАХ", американской фирмой "OCEAN IMAGE" и Национальным географическим обществом США в 1991 году совершила семнадцать глубоководных погружений на месте гибели "Титаника".

"Мир" сумел отснять уникальный фильм, который получил высшую оценку специалистов и изучается.

Согласно отчетам специалистов, "Титаник" глубоко погрузился в донный ил. Носовая часть его, где должна находиться 95-метровая рана от айсберга, погубившая лайнер, слишком глубоко зарылась из-за огромного веса корпуса. Это печальное обстоятельство не позволило обследовать пробоину. Удалось только установить, что обшивка правого борта сильно вдавлена внутрь и вдоль борта лопнули заклепки.

Сенсационным было то, что после тщательного изучения фильма и фотоснимков некоторые эксперты заявили, что айсберг только помял корпус гиганта и не мог распороть массивную стальную обшивку!

Тогда возникает вопрос: что же послужило причиной гибели "Титаника"? Возможно, на это дадут ответ последующие глубоководные экспедиции.

"Титанику", вместе с его сейфами и похороненными сокровищами, видимо, суждено покоиться на океанском дне очень долго. Уже сейчас появились опасения, что рано или поздно до его кают смогут добраться любители-подводники. Уже через несколько лет они в состоянии будут построить и глубоководные аппараты, и уникальную поисковую электронную аппаратуру. И глубина 3750 метров не будет представлять для них серьезного препятствия.

Экспедиция на Титаник

Что касается дальнейшей судьбы "Титаника", то есть проекты превращения его в Международный морской музей. Уже сейчас можно проводить на нем интересные исследования по части законов коррозии различных металлов и экологии. А через каких-нибудь десять лет на многоместных подводных глубоководных аппаратах смогут показывать освещенный прожекторами "Титаник" многочисленным туристам и любителям подводной археологии.

В апреле 1912 года на севере Атлантического океана произошло событие, масштабы и трагичность которого потрясли весь мир. Ночью с 14 на 15 апреля крупнейший лайнер того времени, названный «Титаник», потерпел крушение при столкновении с айсбергом. Он направлялся от берегов Великобритании в Северную Америку.

Семь сотен человек размещались в каютах третьего класса, 128 – второго и 324 пассажира занимали каюты первого класса. В целом, несмотря на общую пассажировместимость в 2566 человека, в этот роковой трансатлантический маршрут отправились 908 членов экипажа и 1317 пассажира. Теперь известно, что в результате катастрофического столкновения лайнера погибли порядка полутора тысяч человек.

Ароматные артефакты «Титаника»

Спустя много лет исследователи останков «Титаника» смогли обнаружить на борту затонувшего гиганта большое количество личных вещей пассажиров. И часть из них могла бы заинтересовать не только интересующихся парфюмерией, но и опытных парфюмеров.

Особый интерес вызвала находка эксперта-спасателя Дика Бартона (Dik Barton), работающего с RMS Titanic Inc. , компанией, владеющей правами на обломки корабля. Он и его дайвинг-команда занимались поиском и восстановлением личных вещей пассажиров лайнера, когда ими был обнаружен небольшой кожаный мешочек.

«Мы не знали, что это, пока не подняли вещи на поверхность», вспоминает Бартон. «Но мы сразу поняли, что это нечто особенное, когда вынули его из корзины артефактов и принесли в корабельную лабораторию. Комната наполнилась запахами парфюмерии эдвардианской эпохи». Сам Бартон описывает этот аромат, как цветочный, напоминающий лаванду и розу. При более внимательном изучении исследователи Восточного Мичиганского университета обнаружили три отдельных сумки, маркированных именем Заальфельд (Saalfeld) и содержащих несколько десятков флаконов парфюмерного масла. Содержимое сохранилось в очень хорошем состоянии, ведь условия хранения были почти идеальными. Правда, некоторые флаконы были разбиты и именно поэтому источали запах.

Масла, поднятые с «Титаника», в 2001 году были переданы базирующейся в Великобритании компании Quest International, главным направлением деятельности которой является разработка парфюмерных, пищевых и косметических веществ. Ее эксперты разложили на составляющие парфюмерный артефакт в целях воссоздания исходного аромата. Затем они сформировали профайл ДНК найденных масел, что позволит впоследствии легко воспроизвести духи заново. После того, как все детали будут собраны, а анализ завершен, компании RMS Titanic и Quest International смогут решить, что делать с открытием и какой из парфюмерных домов станет потенциальным производителем восстановленного аромата.

Что касается владельца оставленной на борту «Титаника» кожаной сумки с маслами, то удалось достоверно определить его имя. Это был Адольф Заальфельд, севший в непотопляемый лайнер в надежде отправиться в Нью-Йорк, чтобы основать там парфюмерный бизнес и разбогатеть. Однако в спешке, покидая тонущий корабль, Заальфельд оставил образцы ароматов в каюте, где они и были обнаружены спустя 89 лет.

Пассажир каюты C-106

Мистер Адольф Заальфельд родился в Германии в 1865 году. Будучи бизнесменом, он являлся главой компании Sparks, White, and Co. Ltd, занимавшейся химической и алкогольной продукцией. В 1912 году мистер Заальфельд женился на женщине по имени Гертруда и стал жить вместе с женой в Манчестере.

В среду, 10 апреля 1912 года Адольф Заальфельд поднялся на борт «Титаника» в Саутгемптоне в качестве пассажира первого класса и занял каюту С-106. Его билет под номером 19988 на морской лайнер стоил 3010 фунтов.

С борта «Титаника» предприниматель отправил письмо своей жене, в котором написал: «Я только что час бродил по этому замечательному кораблю. Нравится ли мне моя каюта? Она похожа на спальню и довольно большая».

Согласно последующему заявлению мистера Заальфельда, он находился в курительной комнате во время рокового столкновения. Увидев айсберг и последствия встречи с ним лайнера, бизнесмен устремился в свою каюту. Среди вещей, оставленных на «Титанике», была коллекция концентрированных парфюмерных масел, которые он надеялся в будущем представить на американском рынке.

Заальфельд вспоминал: «Я увидел несколько мужчин и женщин, идущих к лодкам, и последовал за ними, опустившись, оттолкнувшись от борта (мы) проплыли некоторое расстояние, опасаясь… «Титаник» тонул… Когда мы постепенно отплыли, увидели, что «Титаник» тонул все ниже и ниже и, наконец, погасли огни, и другие (люди) в моей лодке сказали, что видели, как он исчез. Наша лодка была почти в двух милях, но мы ясно могли слышать жалостливые крики. Никто из нас не знал, как много было шлюпок на «Титанике», но… времени хватило бы для спасения каждой души на борту, если бы было достаточно лодок».

Мистер Заальфельд был спасен в шлюпке под номером 3. Его подняли на борт пришедшего на спасение корабля «Карпатия». Его капитан и офицеры, по воспоминаниям британского бизнесмена, сделали все возможное, чтобы спасенные чувствовали себя комфортно. Айсберги были огромны, а погода была экстремальной во время их рейса в Нью-Йорк. Интересно, что Заальфельд оставил в каюте «Титаника» образцы духов, но сумел сохранить карту меню.

Трагедия «Титаника» преследовала Адольфа Заальфельда на протяжении всей жизни. Он отошел от своего бизнеса в Манчестере и отправился в Кью, что на юго-западе Лондона. Он испытывал затруднения со сном и часто просил шофера повозить его ночью по окрестностям.

Пассажир каюты С-106 первого класса скончался в Кью Гарденс в графстве Суррей 5 июня 1926 года. Заальфельд все еще был председателем фирмы, деятельность которой продолжалась до 1954 года. Когда размеры имущества после его смерти были урегулированы, стоимость активов составляла 46 902 фунта.

Та часть имущества, оставленного в каюте С-106 «Титаника», была обнаружена лишь в 2000 году. И сегодня есть планы по производству и продаже современных копий духов Заальфельда. Часть средств от продажи ароматов родственниками, живущими в Канаде, планируется направить на финансирование документального фильма о жизни Заальфельда.

Парфюмерное наследие «Титаника»

Сегодня сохранением наследия трагически затонувшего «Титаника» занимается компания RMS Titanic Inc. , дочерняя фирма Premier Exhibitions. Она собирает, изучает и хранит артефакты с самого корабля, места крушения и всех его пассажиров посредством образовательных, исторических, научных и иных программ. Компания была основана в 1987 году и с тех пор провела не одну научно-исследовательскую экспедицию на место крушения «Титаника», в результате которых было найдено и сохранено более 5500 артефактов. Используя эти восстановленные объекты в процессе научных и исторических исследований, RMS Titanic Inc. Предлагает широкой общественности уникальное передвижное собрание – Titanic: The Artifact Exhibition, или выставку артефактов.

В 2010 году компания сотрудничала с некоторыми ведущими океанографическими и археологическими специалистами мирового уровня для выполнения восьмой и наиболее передовой в технологическом отношении экспедиции на «Титаник» из когда-либо проводившихся ранее. В ходе нее была создана первая полная обзорная карта затонувшего лайнера с изображением носовой и кормовой секций, а также обломков с применением гидролокатора с высоким разрешением и 3D оптической съемкой. Благодаря этим данным стало возможным представить общественности уникальную виртуальную картину корабля в его текущем состоянии.

Что касается найденных на «Титанике» в ходе экспедиции 2000 года 62 парфюмерных артефактов, то большинство их них неплохо сохранились. Надписи на некоторых этикетках довольно разборчивы и можно определить ароматические ингредиенты, из которых составлены духи: гвоздика, ландыш, мускус, кашемир и другие.

В честь 100-летия первого и единственного рейса «Титаника» компания RMS Titanic выпустила аромат под названием , датировав его 1912 годом. В качестве парфюмера указан Адольф Заальфельд. Его композиция выполнена в духе эдвардианской эпохи, когда дамы предпочитали цветочные запахи. Парфюм Legacy 1912 Titanic окружает нежным ароматом нероли, лимона и фиалки, застенчивой розы и чистыми, теплыми янтарными нюансами.

Судьба «Титаника» стала вдохновением и для современных парфюмеров. Так, например, компания Dzintars выпустила мужской одеколон с аккордами морской воды, водорослей, нотами озона и свежего ветра. А парфюмерно-косметическая компания «Новая заря» (Nouvelle Etoile) в 2005 году представила аромат , или «Сердце океана». Композиция данного парфюма объединила фруктово-ягодные тона и оттенки пряностей и цветов с аккордами табака, мускуса и древесины.

Оригинал взят у vesente в Титаник - история, поднятая со дна

Во время моего новогоднего пребывания в Эстонии, в Таллине проходила выставка поднятых вещей с Титаника. Казалось бы, какая связь между ними? Выставка временная с 15.11.13 по 31.03.2014 года, которая, так понимаю, приурочена к 100-летию гибели лайнера. Возможно, выставка доберется и до России.

Ну а пока что, что же я увидел на этой выставке?

Титаник - история легендарная, одно уже название привлекает внимание общественности, в чем немалую роль сыграл Голливуд. В частности Джеймс Кэмерон, снявший одноименный фильм, который собрал немыслимые казалось бы более чем 2 миллиарда долларов в мировом прокате. Даже после своей гибели, история Титаника продолжает ставить рекорды.

Начало 20 столетия было временем оптимизма и прогресса. Развитие технологий подарило человечеству такие чудеса техники, как автомобиль, самолет, кинематограф, телеграф и небоскребы. Развитие международной торговли активизировало передвижение людей, почты и товаров. Океанские суда стали крупнее, быстрее и роскошнее, являясь основным способом перемещения на дальние расстояния, в преддверии эры авиации.

В 19 веке, многие отправлялись в поисках лучшей жизни за океан - в Америку. Главным критерием мореплавания стала скорость и пассажиры стремились попасть на самое быстрое судно. Размеры и быстроходность судов стремительно росли, но это усугубило определенные неудобства, как например сильная вибрация. К началу 20 века, среди пассажиров увеличилась доля состоятельных людей, а наибольшее значение приобрели комфортабельность и роскошь.

Проектное бюро

К началу 20 века, скорость океанских лайнеров выросла почти вдвое по сравнению со серединой 19 века, и уже превышала 20 узлов (37 км/ч). Титаник был построен скорым, но не самым быстрым, так как "Уфйт Стар Лайн" исходила из принципа, что комфорт и удобства - предпочтительнее скорости. Лайнер должен был пересечь океан со скоростью хода около 21 узла (примерно 39 км/ч).

10 апреля в 6 часов утра, экипаж "Титаника", поднявшись на борт, готовился к приему пассажиров. Чуть позже прибыл капитан, и вместе с представителем министерства торговли они осмотрели судно. Все было в порядке и "Титанику" разрешили выйти в море.

В 9.30 в порт прибыл поезд с пассажирами второго и третьего класса, в 11.30 прибыли пассажиры первого класса. Последних капитан приветствовал лично в сопровождении оркестра.

В полдень, дав три свистка, наивысшее достижение инженерной мысли отправилось в своей первый и последний путь. В Нью-Йорк "Титаник" должен был прибыть утром 17 апреля.

Интересно, имела бы история самого большого пассажирского лайнера на тот момент, такой длинный исторический шлейф, доберись благополучно до Нью-Йорка?

Немного цифр:
- 53 метра в высоту.
-28 метров в ширину. Можно было поставить по ширине 8 автомобилей Форд.
- 59000 л.с. - это столько же сколько у 79 современных Ламборджини Венено.
- 42 км/ч была максимальная скорость у Титаника

В 1896 году Шайлер С. Уилер создал первый электрический вентилятор с двумя лопастями. Электромотор вращал вал, в который был вмонтирован ротор. В начале 20 века вентиляторы использовались только в торговых предприятиях и состоятельных домохозяйствах.

"Термотанк" позволял обогревать помещение теплым воздухом. Поворотом ручки регулятора пассажир мог менять количество поступающего в каюту тепла, устанавливая жалюзи в открытое, закрытое или промежуточное состояние.

По части комфорта, роскоши и сервиса, "Титаник" был сопоставим с наилучшими отелями того времени и по праву считался "плавучей гостиницей" класса люкс, заставляя пассажиров забыть о том, что они находятся в море. На борту имелись бассейн, турецкая баня, салон-парикмахерская, спортзал с тренажерами, сквош-корт, фотолаборатория, роскошные обеденные салоны и кафе. Во многих каютах первого класса имелись ванные, а в самых дорогих апартаментах - собственные прогулочные палубы. Ценной возможностью, которой активно пользовались пассажиры, чтобы пообщаться с домочадцами, был телеграф.

В начале 20 века, всех пассажиров судов, по статусу делили на 3 класса. К первому классу относились лица высокого происхождения, богатые производственники, именитые актеры, певцы и писатели. В их распоряжении были самые роскошные каюты. Пассажирам второго класса, в основном были состоятельные люди уважаемых профессий, как например, преподаватели университетов, священники и чиновники.

Самую значительную часть пассажиров - третий класс, составляли люди, отправлявшихся за океан в поисках лучшей жизни. Главным образом это были обедневшие рабочие и крестьяне. Пассажиры разных классов на судне были отделены друг от друга, для них были отдельные помещения для времяпровождения, им готовили пищу в разные местах и прогуливались они на разных палубах.

Каюта первого класса

"Титаник" мог принять на борт более 750 пассажиров первого класса. Все каюты для них были просторны, тонко декорированы и вполне могли конкурировать с лучшими отелями мира. Во всех каютах имелись ванны, горячая и холодная вода, много шкафов. Некоторые каюты первого класса соединялись с салоном.

Самые дорогие свит-каюты стоили 4500 долларов (нынешние 76000 евро).

Кран горячей воды и напольная плитка

Прогулочная палуба, или палуба "А", предназначалась только для пассажиров первого класса. Здесь имелись, помимо апартаментов, самые роскошные помещения, включая читальный и курительный салон, кафе на веранде.

Фрагмент скамейки прогулочной палубы

Курительный салон

Если курительный салон предназначался для мужчин первого класса, то читальный - для женщин из первого класса. Уют создавала мебель в григорианском стиле, лепные карнизы и камин.

Путешествующие дамы, сидя в тепле камина, могли здесь читать свои любимые романы, писать письма, наблюдать за происходящим на прогулочной палубе через окошко.

Читальный салон

Турецкая баня для первого класса была одним из самых комфортных помещений на судне. Здесь была парилка, теплый и холодный зал, зал отдыха и наконец - массажный зал. Самым инновационным в турецкой бане, были лежаки с подогревом.

Дабы придать помещений более экзотический вид, на иллюминаторах висели занавески из Каира, а также бронзовые светильники в арабском стиле. Вход в баню был платным - 1 доллар (17 евро).

Главным местом отдыха был 150-метровый променад, по обеим сторонам палубы. Здесь пассажиры первого класса могли, сидя в шезлонгах или прогуливаясь, любоваться морем и наслаждаться беседой. Также, просторная прогулочная палуба была излюбленным местом детей пассажиров первого: было где побегать.

На "Титанике", в распоряжении пассажиров первого класса, был великолепно оснащенный спортзал. Здесь было два велотренажера, симуляторы гребли верховой езды. Можно были использовать электрические машинки для массажа спины и живота, а за 1 доллар арендовать теннисный корт на полчаса. Любители водных процедур могли плавать в судовом бассейне с подогретой водой. Во всем мире, такие бассейны были только на двух лайнерах.

Внутренний парадный трап "Титаника", бесспорно являлся одним из главных достопримечательных мест. Он находился в носовой части судна, между шлюпочной и салонной палубой так, что пассажиры первого класса могли пользоваться им для передвижения между верхними палубами. Внутренний парадный трап венчал купол из железа и цветного стекла, через который дневной свет наполнял все вокруг.

Со шлюпочной палубы по парадному трапу можно было спуститься на палубу Д, где были гостиные первого класса и обеденные салоны. Оттуда можно было попасть на палубу Е, где располагались некоторые помещение для первого класса.

Каюты второго класса "Титаника" были сравнимы с каютами первого класса других лайнеров и стоило соответственно. Пассажирам второго класса предлагались различные удобства, которые на других кораблях были доступны только для первого класса, такие как - лифт, библиотека, читальный зал, прогулочная палуба. Обеденный салон для второго класса, располагался на салонной палубе "Титаника", был отделан панелями из дуба в стиле 17 века и вмещал 394 человека.

По этой причине, стол здесь сервировали в несколько смен. Во время первого обеда многие пассажиры второго класса решили, что нечаянно забрели в салон первого класса. Поскольку камбузы для первого и второго класса на лайнере были совмещены, то пассажиры второго класса питались почти также, как и пассажиры первого класса.

Посуда для запекания из огнеупорной глины. Посуда хранилась в шкафу, со временем шкаф разложился и посуда осталась лежать на дне в песке.

Пассажирами 3-го класса в основном были эмигранты разных национальностей. Перед тем как подняться на судно, пассажиры третьего класса были обязаны пройти медицинский осмотр и на предмет наличия вшей.

Каюты третьего класса

Интерьер столовой третьего класса был простой, но зал вмещал более 470 человек. Если на других судах здесь были привинченные к полу скамейки, то на "Титанике" были удобные стулья, которые создавали атмосферу недорогого ресторана. Выбор блюд был не столь богатые как в первом и втором классе, но порции были большими и вкусными.

Ежедневно предлагалось 4 приема пищи - завтра, обед, полдник и ужин. Завтра состоял из вареного яйца, овсяной каши, хлеба и мармелада. На обед был суп, мясное блюдо, горячий десерт и фрукты. В полдник подавали горячее блюдо, легкий десерт и чай. На вечер предлагался сыр, овсяный кисель и кофе.

Экипаж. Персонал судна состоял из более чем 900 человек, но в первый рейс вышли по разным оценкам, 885. Экипаж делился на три части: палубная команда (офицеры и матросы), машинная команда и обсуживающий персонал. Самый тяжелый труд выполняли кочегары и триммеры. Более половины членов экипажа были заняты обслуживанием пассажиров. При проектировании судна исходили из принципа, что не связанная с обслуживанием часть экипажа, ни в коем случае не должна пересекаться с пассажирами. В огромном экипаже было всего 23 женщины.

14 апреля, Воскресенье. Шел 5 день плавания «Титаника». Люди уже успели привыкнуть к суете, удобствам и всему тому, что мог предложить самый комфортабельный лайнер мира. Уже готовились к прибытию в Нью-Йорк, которое ожидалось через три дня. Даже капитану было легче, поскольку в воскресенье не предусматривалось обязательного осмотра судна.
Воскресный день был спокойный и тихий, в этот день не было ни торжеств, ни танцев. В обеденном зале первого класса проходило богослужение, которое вел сам капитан Смит. Вечером в ресторане A la Carte состоялся званный ужин в честь капитана. Как правило, на судах компании «Уфйт Стар Лайн» по воскресеньям проводились учения, в ходе которых все пассажиры и члены экипажа должны были в спасательных жилетах собираться в определенных местах шлюпочной палубы. Капитан «Титаника» это учение отменил…

Ледовые предупреждения.

9.00 «Карония»

13.42 «Балтик II»

13.45. «Америка»

19.42. «Калифорния»

21.40 «Месаба»

22.40 «Калифорния»

Ни одно ледовое предупреждение, по разным причинам, так и не было передано на капитанский мостик….

В общей сложности, радисты приняли более двадцать сообщений об айсбергах с момента отплытия. Но воспринимались они как советы, а не реальная угроза. Офицеры и капитан были уверены, что в такую погоду, стоявшей в Антантике они смогут увидеть опасность заблаговременно. И все же меры предосторожности были приняты - закрыт палубный люк в носовой части, чтобы идущий оттуда свет не мешал осмотру поверхности океана с мостика и из мачтовой корзины.

Вахтовый матрос. 14 апреля 1912 года Фредерик Флит стоял на вахте с десяти вечера до полуночи. Офицеры неоднократно напоминали ему и его напарнику матросу Реджинальду Ли, о необходимости быть предельно внимательными, поскольку судно находилось в районе айсбергов. Отсутствие луны и почти гладкое море затрудняли обнаружение айсберга больше обычного, ведь обыкновенно айсберг обнаруживался по отражающемуся свету или брызгам от волн.

23.40. Громадный айсберг появляется на пути величайшего в мире судна. Вахтенный трижды ударяет в колокол и кричит: «Айсберг прямо по курсу!»

Айсбергом была нанесено шесть небольших пробоин 90 метров длину, в результате 5 водонепроницаемых отсеков стало затапливать. В корпус судна ежесекундно поступало более 1000 литров.

На выставке установлена большая ледышка, в которой можно оставить свой отпечаток.

Люди находившиеся в разных частях судна услышали и ощутили скрежет и удар от столкновения по-разному. Через несколько минут «Титаник» остановился. Если на мостике поначалу казалось, что худшего удалось набежать, то следующие двадцать минут раскрыли серьезность создавшегося положения.

После столкновения конструктор «Титаника» Томас Эндрюс младший, осматривает повреждения и сообщает капитану роковую весть: При двух затопленных водопроницаемых отсеках судно может оставаться на плаву. Оно выдержит даже четыре затопленных отсека, но полученные повреждения приведут к неминуемой гибели судна. «Титаник» обречен. Через 25 минут после столкновение капитан отдал распоряжение сажать в шлюпки женщин и детей.

Ночью 14 апреля 1912 года температура воды в Северной Атлантике была -2 С. Соленая вода замерзает при более низкой температуре, чем пресная вода. Таким образом, воды была холоднее, чем роковой айсберг. Большинство людей не утонуло, а умерло от переохлаждения.

Помощь. Первыми на сообщение sos откликнулось судно «Карпатия», находившееся на расстоянии 93 км. Получив просьбу о помощи, оно изменило курс и на всех парах, направилось к бедствующему «Титанику», прибыв на место через четыре часа.

Судно «Калифорния» было ближе, в 19 км и хотя им были замечены выпущенные с «Титаника» ракеты, капитан ничего не предпринял, чтобы придти на помощь.

Шлюпки. Согласно, первоначальному проекту шлюпок должно было быть 32 штуки, но их количество сократили до 20, поскольку они занимали на палубе слишком много места. Однако, по тем временам, по существующим правилам, этого было более чем достаточно: максимальная вместимость 20 шлюпок была 1178 человек, а полагалось обеспечить 1060 мест.

Только в двух шлюпкам было положенное количество людей, в первых семи шлюпках было всего по 160 человек. Это связано с тем, что по распоряжению капитана сначала в них сажали только женщин и детей.

Маргарет Браун.

Взяла на себя управление шлюпкой, когда заметила, что рулевой Роберт Хитченс стал вести себя неадекватно. Она распорядилась, чтобы другие женщины гребли вместе с ней и подбадривала их рассказами и песнями.

Илда Штраус.

Супруга владельца универмага Mary’s отказалась садиться в шлюпку номер восемь без мужа. «Мы всегда были с ним вместе, вместе и умрем».

Музыканты. Как только пассажиры стали занимать места в шлюпках, главный судовой казначей Герберт МакЭлрой собрал музыкантов и велел им играть, дабы пассажиры сохраняли спокойствие. Они играли отрывки из разных произведений, с каждым разом беря все более веселые пассажи. Музыканты были частными предпринимателями, им никто не предложил руководить шлюпками, но также и не предлагал эвакуацию наравне с пассажирами. Никто из них не выжил.

Брюс Исмей. Директор компании «Уайт Стар Лайн сел в складную спасательную шлюпку «С», в то время как многих женщины и дети еще не были эвакуированы. Поднявшись на борт подоспевшей на помощь «Карпатии», он потребовал себе отдельную каюту, откуда не выходил до самого прибытия в Нью-Йорк. До конца своих дней, его преследовало всеобщее презрение.

Пассажиры первого класса: 199 спавшихся, 125 погибших.

Пассажиры второго класса: спасшихся 116, погибших - 168.

Пассажиры третьего класса: 181 спасшихся, 529 погибших.

«Титаник» лежит на глубине 4 километров, в 740 километрах от острова Ньюфаундленд. Переломившись, он затонул, и носовая и кормовая части корпуса, лежат на расстоянии 600 метров друг от друга. Пространство дна между ними усеяно разными предметами.

Идея найти «Титаник» высказывалась еще в 1912 году, но технически это было тогда невозможно. Обнаружить судно удалось лишь через 73-года после крушения, в 1985 году. При более подробном изучении обломков подтвердилась версия о разломе судна на две части, что считалось до этого маловероятным.

Фирма «RMS Titanic Inc» в 1987-2004 годы, совместно с Францией и Россией, организовало ряд экспедиций по исследованию и поднятию предметов с затонувшего лайнера, собрав со дня моря свыше 5500 предметов. В ходе экспедиции 2010 года, с помощью глубоководных аппаратов, были определены границы археологической находки, составлено первое эхолокационное изображение местоположения судна и сняты трехмерные видеокадры высокого разрешения, с помощью которых, ученые могут исследовать «Титаник» ранее недоступным способом. Модули дистанционного управления, соединенные с базовым судном с помощью троса, собирают данные. Наилучшую видимость и ракурс, ученые получают все-таки с обитаемых батискафов. Погружение к «Титанику» продолжается 12-15 часов, из них 2-2, 5 уходит на погружение и подъем.

Эти почтовые открытки были найдены в пакете, перевязанный лентой, вместе с еще 120 открытками из разных мест принадлежали Ховарду Ирвину.

Споры о праве собственности начались сразу после обнаружения судна, так как оно затонуло в международных водах. После долгих судебных споров, исключительное право собственности перешло в 1993 году к фирме «RMS Titanic Inc», которая сохраняет его и поныне.

Расследование случившегося началось уже спустя 4 дней после катастрофы. Специальная комиссия в Нью-Йорке опрашивала спасшихся и пыталась выяснить обстоятельства катастрофы. Расследование велось 8 дней, но выяснить мало что удалось. Более основательное расследование было проведено в Англии. Выводы и рекомендации легли в основу законодательства по безопасности.

Изменение в безопасности мореплавания. После катастрофы радисты должны были дежурить в радиорубке 24 часа в сутки и с капитанским мостиком должна была быть обязательно прямая связь. Были ужесточены требования к условиям проектирования и строительства судов, а также расположение и параметры прочности водонепроницаемых переборок.

И к слову сказать, непотопляемым Титаник назвал New York Times, уже после его гибели.