Болезни Военный билет Призыв

Архитектура профессия что нужно сдавать. Кто такой архитектор и что он делает. Какие виды архитекторов существуют

Строить - одно из самых нужных, уважаемых и интересных занятий на земле. Архитектор - человек, от которого во многом зависит, как будет выглядеть здание, будет ли оно надежным, безопасным и удобным для людей. Конкурс среди поступающих в вузы, готовящих таких специалистов, всегда велик, и знать, какие предметы нужно сдавать на архитектора, желает большое число будущих абитуриентов.

Инженер и художник

Эта профессия - одна из самых сложных. Результаты работы зодчего оказывают большое влияние на условия жизни человека, на облик небольших поселений и огромных мегаполисов. Пример великих архитекторов прошлого говорит, что достичь успеха в этой профессии нельзя без гармоничного сочетания художественного вкуса, огромной культуры и большого объёма теоретических знаний и практических умений в строительном деле.

То, какие предметы нужно сдавать на архитектора, во многом определяется нахождением этой специальности на стыке гуманитарных и точных наук. К хорошей подготовке по математике и геометрии, по другим естественным наукам добавляется необходимость владеть изобразительными навыками. Настоящий архитектор мыслит только с карандашом в руке. Ему не обойтись без умения делать свои идеи видимыми и понятными для других, поэтому поступающим на "чистую" архитектуру предстоит выполнить на вступительных экзаменах в вуз творческое задание. Содержание этого испытания примерно одинаково у ведущих учебных заведений такого профиля.

Дом, интерьер, город, ландшафт

Создание комфортной среды для жизнедеятельности людей - главная цель человека, чья профессия - архитектор. Какие предметы нужно сдавать, чтобы начать обучение по этой специальности, определяют нормативные документы Министерства образования РФ. Государственные стандарты обозначают основные направления подготовки специалистов такого профиля, которым в документах присвоены соответствующие коды:

  • 07.03.01 - Архитектура. Профили: архитектурное проектирование, градостроительное проектирование, реставрационное проектирование.
  • 07.03.02 - Реконструкция и реставрация архитектурного наследия.
  • 07.03.03 - Дизайн архитектурной среды.
  • 07.03.04 - Градостроительство.
  • 35.03.10 - Ландшафтная архитектура.

Выпускников вузов, прошедших обучение по этим направлениям, и принято называть архитекторами и дизайнерами.

Предусмотрено две ступени квалификации - бакалавр и магистр. Они имеют свои учебные программы, рассчитанные на разные сроки обучения. Некоторые специализации (реставрация и градостроительство) обычно имеют только двухгодичный магистрат, и приступить к их углубленному изучению можно, только став бакалавром. Успешно проучившись 4 года, узнав, какие предметы сдавать на архитектора со степенью магистра, и пройдя творческий конкурс, можно достичь после освоения учебного курса наивысшего уровня профессиональной подготовки.

На примере столичного вуза

Всего российских институтов и строительных академий, где готовят специалистов-архитекторов, более 20. Рейтинг таких образовательных учреждений меняется ежегодно и во многом определяется результатами приёма абитуриентов и выпуска дипломников.

Они различаются уровнем преподавания, условиями для обеспечения учебного процесса, имеют свою историю и традиции. Но есть и общее - то, какие предметы нужно сдавать на архитектора, дизайнера, какие творческие испытания проходят абитуриенты.

Типичные условия можно показать на примере одного из самых знаменитых вузов России - МАРХИ. Столичный архитектурный институт, называемый теперь Государственная академия, имеет четвертьвековую традицию подготовки зодчих самого высокого профессионального уровня. Учиться здесь престижно не только из-за расположения вуза в центре Москвы. Среди его выпускников - много выдающихся личностей, ярко проявивших себя, и не только в области архитектуры.

Программа вступительных экзаменов в МАРХИ

Сочетание творческого и инженерного начала в будущей профессии определяет для абитуриентов, подавших заявление в приёмную комиссию МАРХИ, какие предметы нужны для поступления на архитектора. На главное направление подготовки - "Архитектура" - предусмотрены вступительные экзамены по русскому языку и математике, которые проводятся по результатам ЕГЭ, и дополнительные испытания творческой и профессиональной направленности - рисунок и черчение. Поступающие на "Дизайн архитектурной среды" должны сдать такие же экзамены, но программа творческого испытания (рисунок) отличается.

Для всех экзаменов предусмотрена 100-балльная система оценки. Минимум по русскому языку - 36 баллов, по математике - 27, по дополнительным испытаниям - 20 баллов. При равенстве числа баллов, набранных абитуриентами, преимущество в конкурсе на зачисление у тех, кто лучше проявил себя в творческих дисциплинах, причем лучший результат в черчении - более весомый аргумент.

Творческое испытание - рисунок

Для "чистой" архитектуры экзамен по рисунку представляет собой два задания. В первый день поступающие рисуют "голову" - гипсовый слепок с головы античной скульптуры. Антиной, Цезарь, Афродита, Сократ - эти имена знакомы тем, кто хоть раз занимался академическим рисунком и заранее знает, какие предметы нужны для поступления на архитектора.

Вид модели, ракурс - дело случая: претенденты работают по десять человек в комнате, за строго определенным мольбертом. На листах плотной бумаги размером 30х40 см нужно за 6 часов показать умение правильно скомпоновать рисунок, без искажений построить и выразить объем модели, передать соотношения света и тени.

На втором экзамене по рисунку для специальности "Архитектура" предлагаются модели геометрических тел - куб, призма, конус, шар и т.д. Из заданных объектов, два из которых обязательные, нужно за 4 часа выполнить воображаемую объёмную композицию. Сохраняются все линии построения тел - видимые и скрытые, участки их пересечения и перспективные сокращения. На листе должно быть несколько эскизных вариантов композиции. Штриховка - лишь вспомогательное средство для придания выразительности рисунку.

На направлении "Дизайн архитектурной среды" первая часть творческого экзамена - рисование натюрморта, композиции из нескольких предметов геометрической и природной формы. Используется графитный или угольный карандаш, на работу отводится 6 часов. Второе 4-часовое испытание - плоскостная цветовая композиция, выполняемая на основе предлагаемой экзаменаторами постановки определенного колорита. Техника - кроющие краски на водной основе (гуашь или темпера) по бумаге.

Проверка умения чертить

Пространственным воображением должен обладать любой, кого привлекает профессия "архитектор". Какие предметы нужно сдавать - это можно узнать и заранее подготовиться, но если нет практических навыков в выполнении ортогональных проекций по предлагаемой аксонометрии, шансов поступить мало.

Современные чертежи выполняются в специальных компьютерных программах, и умение проводить линии, пользуясь рейсшиной или циркулем, кажется архаикой. Но кроме этих профессиональных навыков, на экзамене по черчению за 4 часа нужно показать умение представлять по аксонометрическому изображению, как выглядят план и боковые виды объекта, с сечением на одном из видов. Оцениваются и теоретические знания по грамотному оформлению чертежа, выполнению надписей и т.д. Важна скорость работы - карандашные линии необходимо обвести тушью. Неслучайно для многих прошедших вступительные экзамены и задолго знавших, какие предметы нужно сдавать на архитектора, черчение оказалось самым трудным этапом.

Разные вузы, сходные требования

Требования к будущим студентам, желающим заниматься "чистой" архитектурой, высоки: проходной балл на бюджетные места в МАРХИ в 2015 году - 328. Несмотря на это, количество заявлений, подаваемых в приёмные комиссии профильных вузов, внушительно. Многих интересуют и родственные зодчеству области творчества. Имеются особенности в правилах приёма на очное обучение на подобные специальности. Например, какие предметы нужно сдавать на архитектора-ландшафтника? Логично, что к русскому языку и математике по усмотрению ученого совета вуза добавляется биология или география.

Существует мнение, что настоящими архитекторами становятся к 50 годам. Слишком большой багаж знаний и умений надо приобрести, чтобы достичь вершин в этой важнейшей профессии. При современном темпе жизни не следует терять времени. Если заранее поинтересоваться, какие предметы нужны, чтобы поступить на архитектора, и начать готовиться за 2-3 года до окончания средней школы, можно получить ощутимый импульс в самом начале пути к успеху.


Внимание, только СЕГОДНЯ!

Архитектор (от др.-греч. αρχι - главный, старший и др.-греч. τέκτων - плотник, строитель) — специалист, осуществляющий архитектурное проектирование, включая разработку объемно-планировочных и интерьерных решений. Архитектурное проектирование - это организация архитектурной среды, включающее в себя проектирование зданий, в том числе разработку интерьерных и объемно-планировочных решений. Профессия подходит тем, кого интересует рисование и черчение (см. выбор профессии по интересу к школьным предметам).

Профессия архитектор тесно связана со строительством, поэтому эта профессия является одной из самых древних. Во всем мире существует множество уникальных дворцов, храмов, ратушей, жилых зданий, мостов, построенных в различных архитектурных стилях. По этим стилям мы можем определить эпоху строительства, нравы жителей городов, их традиции или достаток. Красота той или иной постройки может вызывать у людей определенные чувства и настроение. Это и делает архитектуру искусством, в котором каждый архитектор общается со зрителями через свои творения, передает своё настроение, свои мысли и идеи.

Каждому этапу развития человечества присуще возникновение определенного архитектурного стиля. Архитектурные памятники способны сообщить историкам не меньше, чем сохранившиеся пергаменты или летописи. Цивилизации древности оставили после себя величайшие архитектурные творения: пирамиды в Египте, Великая Китайская стена, Колизей и таких примеров можно привести множество. Архитектурой Древней Руси (древнерусской архитектурой) принято считать период русского искусства со времени образования Киевского государства и до реформ Петра I (с IX до XVII вв.).

Технический прогресс не стоит на месте, технологии строительства постоянно усложняются, а вместе с ними и профессия архитектора. Задачи, которые ставятся перед архитекторами, изменяются, и компетенция современного специалиста определяется более четко, нежели раньше. Но основная цель остается неизменной - получить архитектурное строение, оптимально сочетающее безопасность, рациональное и эффективное использование площади, а также особенности оригинальной и уникальной дизайнерской идеи.

Виды профессиональных архитекторов (в общем смысле) в зависимости от рода деятельности:

  • архитектор (в узком смысле) занимается разработкой концепции, проектной документации и чертежей на строительство (в архитектурной части), осуществляет авторский контроль над реализацией проекта;
  • главный архитектор проекта осуществляет общее управление строительными процессами;
  • архитектор-градостроитель выполняет проектирование городских районов или крупных комплексов, разрабатывает градостроительную документацию и генеральные планы населенных пунктов;
  • ландшафтный архитектор занимается созданием проектов разбивки парков, садов, приусадебных участков
  • главный архитектор города или района - муниципальный служащий, обеспечивающий разработку и контроль над исполнением нормативных правовых актов органов местного самоуправления в области градостроительства;
  • архитекторы-реставраторы восстанавливают памятники архитектуры
  • историки и теоретики архитектуры осуществляют научную или преподавательскую деятельность в области архитектуры.

Профессия архитектора творческая и считается относительно свободной, то есть архитектор в своей работе независим и опирается только на свои личные представления о красоте. Ограничениями могут являться лишь объективные условия о прочности, безопасности и пользе, а также предпочтения и желания заказчика.

Необходимые профессиональные навыки и знания

  • знание строительных норм и правил (СНиП), ГОСТов;
  • навык самостоятельной разработки основных конструкционных решений, необходимой рабочей документации, архитектурных чертежей;
  • знание систем автоматизированного проектирования (AutoCad, Autodesk, Graphisoft ArchiCAD);
  • знание методов проектирования и проведения расчетов;
  • владение основами картографии, геодезии, экологии;
  • наличие развитого эстетического и художественного вкуса;
  • наличие художественных навыков в области рисунка, графики, композиции;
  • наличие математических и аналитических способностей, конструкторских способностей.

Личные качества

  • творческие способности;
  • развитое пространственное мышление;
  • ответственность, бдительность;
  • организаторские способности;
  • оригинальность, находчивость, креативность;
  • реалистичность;
  • чувство гармонии, вкуса и стиля;
  • наблюдательность;
  • хорошая память;
  • коммуникабельность;
  • пунктуальность, тактичность.

Место работы

  • проектные институты;
  • научно-исследовательские институты и учреждения;
  • архитектурно-строительные компании;
  • дизайнерские студии и бюро;
  • архитектурные мастерские, студии;
  • реставрационные мастерские;
  • мебельные магазины, салоны;
  • государственные организации (территориальные управления по архитектуре и градостроительству);
  • образовательные учреждения;
  • архитектурные памятники;
  • частная практика.

Зарплата и карьера

Зарплата на 25.02.2019

Россия 25000—75000 ₽

Москва 30000—120000 ₽

Карьера в архитектурной среде обычно начинается с помощника архитектора или работы в команде архитекторов. Далее при большом желании, достаточном опыте и наличии таланта примерно лет за 5-7 возможно стать главным архитектором. Так же, работая помощником архитектора в скором времени можно стать, например, ведущим специалистом. Часто в архитектурную профессию приходят специалисты, связанные со строительством (инженеры, технологи). После успешного завершения курсов повышения квалификации они получают новую специальность.

В настоящее время в архитектуре нет малооплачиваемых специальностей, квалифицированные специалисты получают достаточно много, хотя надо понимать, что работники государственных учреждений получают все же меньше, чем специалисты частных компаний. Но в любом случае не обязательно стремиться стать популярным архитектором и гнаться за грандиозными сооружениями, можно заниматься исследовательской деятельностью, малыми архитектурными формами, преподаванием. И если архитектура - это ваше призвание, то вы обязательно станете успешным и будете получать хорошие гонорары, а может даже получите Притцкеровскую премию (аналог Нобелевской, только за достижения в области архитектуры).

Многих молодых людей интересует вопрос о том, как стать архитектором. Это престижная и а хорошие специалисты всегда востребованы. Тем не менее стать грамотным архитектором - непростая задача, которая требует длительного обучения и титанических усилий.

История профессии

Если задуматься о том, сколько сотен и тысяч лет существуют египетские пирамиды, древние храмы и прочие сооружения, можно сделать вывод, что архитектор - это одна из самых древних профессий. Одно из самых известных имен тех времен - Имхотеп.

В эпоху Возрождения становится особенно популярной и престижной. Поскольку центром развития искусства была Италия, именно в этой стране было сосредоточено наибольшее количество талантливых специалистов.

С развитием науки, техники и промышленности круг обязанностей архитектора несколько сузился. Сегодня его главной функцией является проектирование. Тем не менее он вправе контролировать процесс постройки и отделки.

Почему стоит выбрать профессию архитектора

Стать - это мечта многих молодых людей. На то есть несколько существенных причин:

  • архитектура - это не просто сфера деятельности, а стиль жизни;
  • хорошие специалисты пользуются уважением в обществе;
  • учитывая, что архитектура не стоит на месте, вы тоже будете постоянно развиваться;
  • специалист имеет возможность выражать свои мысли, перенося их на проекты;
  • возможность работать самостоятельно без начальства и подчиненных;
  • результат длительной и кропотливой работы можно не просто видеть, но еще и осязать;
  • хорошими проектами архитекторы улучшают жизнь людей;
  • несмотря на необходимость строго следовать нормам, всегда есть простор для экспериментов и новшеств;
  • хороший архитектор всегда востребован (даже находясь на пенсии);
  • возможность работать во многих сферах деятельности - от строительства небольших жилых домов до крупных промышленных объектов.

Что нужно знать, чтобы стать архитектором

Для того чтобы проектировать красивые и надежные здания, важно не только образование, но также и врожденный талант. Тем не менее без определенной теоретической базы также невозможно стать хорошим специалистом. Что нужно знать, чтобы стать архитектором? Вот основные моменты:

  • компьютерные программы проектирования;
  • основные расчетные формулы;
  • основы экологических и геодезических норм, а также построение карт;
  • составление и прочтение технической документации;
  • строительные нормы.

Должностные обязанности

Задаваясь вопросом о том, как стать архитектором, нужно прежде всего разобраться в сущности профессии. Так, в обязанности специалиста входит следующий перечень задач:

  • построение чертежей, составление смет, изготовление макетов, а также разработка прочей документации, которая касается здания;
  • проектирование объекта, строительство которого планируется;
  • осуществление непрерывного надзора за процессом возведения здания с целью определения его соответствия проектной документации;
  • принятие решений в случае выявления каких-либо отклонений;
  • контакты с заказчиками проектов и поставщиками материалов.

Основные требования к претендентам на должность

Тем, кто ищет ответ на вопрос о том, как стать архитектором, полезно будет узнать о том, какие требования выдвигаются к претендентам на должность. Так, если речь идет о солидной компании, то важно обладать следующими характеристиками:

  • высшее образование по соответствующему профилю;
  • опыт работы на аналогичной должности не менее двух лет;
  • свободное владение популярными компьютерными программами проектирования и моделирования;
  • знание документооборота и умение правильно оформлять бумаги;
  • знание иностранных языков (если фирма работает с иностранными контрагентами);
  • знание последних тенденций в области строительных материалов.

Где получить образование

От молодых людей достаточно часто можно услышать фразу: "Хочу стать архитектором!" Естественно, для этого нужно получить соответствующее образование. Стоит учитывать, что при поступлении в вуз необходимо обладать определенными навыками рисования и черчения, которые просто невозможно получить в рамках школьной программы. Поэтому вопросом подготовки стоит озаботиться заранее. Это самый верный способ стать архитектором. Сколько лет займет обучение? В институте вам придется провести 5-6 лет. Но хороший архитектор учится и самосовершенствуется всю жизнь.

Конечно, наибольшие шансы на поступление у тех, кто с детства занимается в художественной школе. Тем не менее, если у вас есть природные способности и желание, то основами академического рисунка вполне можно овладеть в течение 1-2 лет. Стоит обратить особое внимание на изображение натюрмортов и гипсовых натур (эти задания наиболее часто встречаются при поступлении). Также стоит подтянуть с репетитором черчение.

Обычно конкурс на в вузах достаточно большой. Естественно, далеко не каждый сможет получить заветное место. Но это не повод отчаиваться, ведь есть еще училища и техникумы, где обучают данной специальности. Кроме того, с дипломом о среднем образовании также можно поступить в институт. Конечно, обучение затянется, но это реальный шанс, которым можно воспользоваться.

Немногие знают, что вполне можно стать архитектором и без специального образования. Так, вы можете устроиться в строительное или дизайнерское бюро, где будете одновременно получать зарплату и получать необходимые для дальнейшего карьерного роста знания и опыт. Примерно через 10 лет вы сможете получить соответствующую лицензию. Главное - это талант и желание.

Профильные предметы

Многих молодых людей интересует вопрос о том, какие предметы нужно знать, чтобы стать архитектором. Конечно, перечень может несколько отличаться в зависимости от того, какой вуз вы выберете. Тем не менее стандартный набор дисциплин выглядит следующим образом:

  • русский язык и литература (стандартный экзамен для поступления в любой вуз);
  • математика (очень важный предмет для архитектора, но руководство некоторых заведений заменяет его историей, считая, что творческий потенциал важнее, чем точные науки);
  • творческий экзамен (включает в себя задания по черчению, композиции и рисованию).

Как стать хорошим архитектором

Важно не просто получить образование архитектора, а стать хорошим и востребованным специалистом. Эта задача требует титанических усилий. Поэтому, если вы твердо решили: "Стану архитектором!", необходимо предпринять следующее:

  • Внимательно подходите к выбору учебного заведения. Нужно делать это не по принципу "куда возьмут", а "где лучше учат". Пообщайтесь с нынешними студентами или выпускниками разных вузов, а также постарайтесь добыть информацию о программах обучения и сравнить их между собой.
  • Заранее готовьтесь к поступлению. Примерно за два года до окончания школы нужно стоит начинать углубленно заниматься рисованием и черчением. Можно нанять репетитора, но лучше всего будет записаться на подготовительные курсы при вузе.
  • Начинайте работать еще будучи студентом. Так вы получите неоценимый опыт, который, будучи помноженным на фундаментальные теоретические знания, сделает вас ценным специалистом.
  • Многие амбициозные выпускники стремятся открыть собственное архитектурное бюро сразу же после получения диплома. Это ошибочный шаг. Будет намного лучше, если первые несколько лет вы поработаете под началом опытного архитектора, от которого сможете перенять опыт управленческой работы.
  • Выработайте свой стиль. Это вполне можно сделать, внимательно изучая работы известных мастеров.
  • Не пропускайте ни одного фестиваля, выставки и прочих мероприятий, где вы сможете проявить себя. Даже если у вас нет наработок, чтобы показать свое мастерство, непременно посетите такое мероприятие, чтобы ознакомиться с последними тенденциями в области архитектуры.

Что мешает быть хорошим архитектором

Думая о том, как стать хорошим архитектором, стоит знать не только о тех вещах, которые способствуют, но также и о тех, которые мешают достижению поставленной цели. Ко второй категории стоит отнести следующее:

  • Поиск легких путей. Даже если у вас прирожденный талант к рисованию и черчению, это вовсе не значит, что диплом архитектора и у вас в кармане. Для достижения цели нужно усердно трудиться и стремиться к новым знаниям.
  • Мечта о высокой зарплате. Нужно понимать, что "цена" архитектора повышается с опытом. Порой, проходит не один год, прежде чем специалист заработает себе имя и хорошую репутацию.
  • Впечатлительность и ранимость. Эти качества - одни из главных врагов архитектора. Будьте готовы к тому, что ваши профессиональные качества и проекты будут подвергаться жесткой критике со стороны заказчиков и руководства.

Личные качества хорошего архитектора

Что нужно, чтобы стать архитектором? В первую очередь это врожденные способности и личные качества, которые станут вам опорой в процессе освоения профессии. Так, хороший архитектор должен обладать следующими характеристиками:

  • Творческий потенциал. Его нельзя отождествлять с банальным умением рисовать. Карандаши, маркеры, краски и прочее - это всего лишь инструменты, которые помогут вам отразить оригинальные и нестандартные идеи.
  • Пространственное мышление. Это очень важное качество для архитектора, ведь он должен создавать не просто плоскую картинку, а представлять объемные образы. К счастью, если у вас нет этого качества от природы, его вполне можно развить.
  • Обостренное чувство ответственности. Поскольку архитектор создает не простые объекты, а те, в которых будут проводить время люди, он должен заботиться не только об эстетике и комфорте, но также и о безопасности.
  • Усидчивость. Для того чтобы сделать хороший проект, придется не один час просидеть над ватманом.
  • Чувство вкуса. Это качество просто обязательно архитектору, который хочет заниматься креативными проектами, а не типовыми зданиями.
  • Наблюдательность. Хороший архитектор должен замечать все детали уже существующих объектов, чтобы не повторяться и создавать что-то новое и необычное.
  • Хорошая которая значительно облегчит вашу работу над проектом.

Современное положение дел в отрасли

К сожалению, на данный момент отечественная архитектура переживает не лучшие времена. Не только квалифицированные специалисты, но также и простые люди отмечают, что современные сооружения бывают безвкусными и даже безобразными. В то же время подлинные памятники архитектуры разрушаются под воздействием времени и человеческого фактора.

Если говорить о рынке труда, то здесь ситуация также обстоит не лучшим образом. Получить хорошую высокооплачиваемую работу не так уж и просто, ведь конкуренция в этой сфере огромная. Тем не менее любому кризису свойственно заканчиваться. Вполне возможно, что новое поколение молодых специалистов выведет отечественную архитектуру на принципиально новый уровень.

Выводы

Архитектор - это одна из самых престижных профессий, история которой насчитывает несколько тысячелетий. Она дает не только хорошее материальное положение, но также высокий статус и уважение в обществе. Именно поэтому многих интересует вопрос о том, как стать архитектором. Безусловно, для этого нужен прирожденный талант, но без усердной работы стать хорошим специалистом у вас не получится. Нужно постоянно учиться, самосовершенствоваться и браться за любую работу, чтобы приобрести бесценный опыт. Будьте готовы к тому, что у вас могут уйти годы обучения и работы на то, чтобы стать востребованным и высокооплачиваемым специалистом.

Выпускница архитектурного факультета делится опытом: как готовиться к поступлению, каково учиться у советских преподавателей и ради чего становиться архитектором

Архитектор, закончила ГУЗ

Учиться на архитектора я решила случайно. Где-то за год до поступления поняла, что хочу заниматься чем-то осязаемым, что смогу потрогать. Впрочем, тяга к организации пространства у меня была давно: в детстве я любила переставлять мебель в кукольном домике и строить шалаши.

В 2016 году я окончила Государственный университет землеустройства. Сейчас работаю по специальности в архитектурной фирме. Расскажу, какие сложности у меня были на пути с поступления до работы.

Чем занимается архитектор

Архитектор - это человек, который знает, как удобно и надёжно расположить объекты в пространстве. Он проектирует здания, контролирует строительство и занимается документацией по проекту.

Ещё есть инженеры-проектировщики. Если архитектор скорее придумывает, как здание будет выглядеть снаружи и внутри, то инженер разрабатывает и просчитывает конструкции. Работать инженером можно и с архитектурным образованием, но лучше доучиться.

Куда поступать

В Москве 10 вузов с архитектурной специальностью:

  • МАРХИ - Московский архитектурный институт
  • МГСУ - Московский государственный строительный университет
  • ГУЗ - Государственный университет по землеустройству
  • РУДН - Российский университет дружбы народов
  • МИИГАиК - Московский государственный университет геодезии и картографии
  • МАСИ - Московский архитектурно-строительный институт
  • МГАХИ им. В.И. Сурикова - Московский государственный академический художественный институт имени В.И. Сурикова
  • Московский филиал РМАТ
  • ИИР - Институт искусства реставрации
  • РАЖВиЗ – Российская академия живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова

МАРХИ - главный и самый старый архитектурный вуз страны, в других институтах есть только архитектурные кафедры. Именно он задаёт учебные программы и котируется больше остальных. Поэтому поступить в МАРХИ сложно: там очень высокий конкурс. Я знаю людей, которые поступали туда несколько лет.

Остальные вузы попроще, но, по большому счету, качество образования одинаково во всех вузах. Потому что по одной и той же программе учат одни и те же преподаватели - они переходят из одного вуза в другой.

При выборе института роль играет скорее статусность: многие работодатели принимают на работу только выпускников МАРХИ. Также стоит смотреть на уклон вуза. Например, в МГСУ это строительство, в ГУЗе - землеустройство.

Что нужно для поступления

Экзамены. Чтобы поступать на архитектора, достаточно сдать ЕГЭ по математике и русскому языку. Большее значение имеют творческие экзамены: рисунок и черчение. На рисунке нужно рисовать голову и капитель. На черчении - выполнить аксонометрию, то есть начертить фасад, вид сбоку и план сверху объемной детали. Также в некоторых вузах на вступительных есть живопись.

Рисунок головы и капители

Чертеж детали в проекциях

Сроки. Я подготовилась меньше чем за год, но это были критические сроки. Начинать лучше за год-два. Особенно, если за плечами нет художественной школы. Некоторые мои однокурсники закончили художку и уже умели делать то, что я осваивала в ускоренном темпе.

С другой стороны, успешная сдача экзаменов зависит скорее от желания, чем от способностей. Чем сильней ты хочешь в архитектуру, тем больше у тебя шансов поступить.

Где готовиться. Главное - найти хорошего преподавателя, который натаскает по основным экзаменам. Советую искать его в том институте, куда собираетесь поступать. Также при вузах есть подготовительные курсы. Но они дают гораздо меньше, чем индивидуальные занятия.

Каково учиться

Сейчас по программе бакалавриата архитекторы учатся 5 лет. Я же застала то время, когда учились все 6.

Предметы. Профильный предмет в архитектурном - это проект. На нем выдают объекты, которые ты должен придумать от начала до конца. Поначалу это что-то простое: детская площадка или бензозаправка. На следующих курсах мы проектировали банки, музеи, дома отдыха и другие сложные общественные здания.

Работа над проектом была интересной, но больше всего мне нравилась история архитектуры. Особенно нам повезло с преподавателем по современной архитектуре - это направление я открыла для себя только благодаря ему.

Вообще, архитектурное искусство позволяет по-другому смотреть на окружающее тебя пространство. Не так, как привык видеть среднестатистический человек. Ты идешь по улице и понимаешь время, стиль, почему так произошло именно с этой улицей. Начинаешь разбираться в искусстве, интересоваться живописью. Это очень приятно и здорово.

Сложности. С самого начала учебы нам приходилось выкручиваться. Не знаю как в других вузах, но в ГУЗе преподавали плохо. Уже на первой паре нам задали собрать проект, но не объяснили, как это сделать. Преподаватель использовал термины, которые я слышала впервые - например, «генплан» и «экспликация». Но как они должны выглядеть, никто не показал. В итоге у нас было два дня, чтобы достать чертежи и сведения.

Но это было неплохой школой: по жизни нужно уметь самому находить необходимую тебе информацию. Самообразование в институте подготовило меня к этому.

Другая трудность касалась компьютеров и архитектурных программ. Нам разрешили в них чертить только на четвертом курсе - преподаватели были уверены, что компьютер всё делает за нас. За чертежи, сделанные в программе, даже снижали оценки. А преподаватели, которые вели занятия по программам, не знали их. Поэтому нам пришлось разбираться самим.

Думаю, это связано с поколением преподавателей. В большинстве своём они выходили ещё из старой советской школы и не были заинтересованы в том, чтобы передавать нам информацию.

Конечно, были и достойные преподаватели, которые интересно проводили занятия и охотно делились знаниями. Они пришли к нам на четвертом курсе. Один из них вёл проекты, и это был «горящий» своей работой человек, всегда желающий узнать что-то новое. Он поддерживал наши идеи и делал так, что работа над проектом была нам в радость.

Практика

В конце каждого курса у нас была практика. В первый год мы поехали на обмеры в г. Борисоглебск. Там нас распределили на группы и отправили к зданиям - как правило, полуразрушенным или историческим. Суть была в том, чтобы сделать замеры, начертить это здание и сдать как проект.

Полуразрушенная церковь в селе Большие Алабухи, в которой мы делали обмеры

На другом курсе нас отправили на реставрационную практику в усадьбу Суханово. Мне это было интересно, потому что мы жили на территории усадьбы и могли обойти все постройки, посмотреть их и пощупать. Но вначале организовали эту практику неважно: нам не дали ни инструментов, ни аптечек, ни нормальных стремянок. А мы должны были подготовить здание к реставрации: очистить стены и карнизы, вырубить подлесок. Потом всё выдали, но поначалу приходилось пользоваться подручными средствами на свой страх и риск.

На шестом курсе в качестве практики мы должны были найти место - архитектурную фирму, бюро или компанию - и проработать там два месяца. Но никто из работодателей не хотел брать к себе студента даже за просто так. Ведь по факту мы еще ничего не умели, и никто не хотел тратить на нас время. В итоге все мы устроились в последний момент только благодаря знакомым, родственникам и друзьям, которые имели какие-то связи в архитектуре.

Где работать

Специальности. После архитектурного можно работать по любой прикладной специальности, связанной с рисунком и черчением: архитектором, дизайнером, проектировщиком, инженером-конструктором. Они нужны в архитектурных фирмах, бюро, студиях дизайна.

Также можно стать художником и свободно рисовать, например, делать декорации в театре. Или пойти преподавателем по этим специальностям.

Опыт. Чтобы к концу учебы получить опыт работы, устраиваться нужно как можно раньше. Но физически это сложно: из-за нагрузок и объемных заданий мы часто не спали по ночам. У меня не получилось выделить время и силы на работу. Некоторым ребятам удавалось подрабатывать, хотя и в ущерб учебе. Думаю, они правильно делали - работодателей в итоге интересует только опыт, а не твои диплом и оценки.

Сколько получают архитекторы

Есть два способа работать архитектором.

В офисе. Это работа с 9 до 18, где ты вместе с другими архитекторами участвуешь в проекте. Задания распределяются между всеми: кто-то чертит, кто-то едет на обмеры или выбирать материалы. Контролирует проект главный архитектор. Он же общается с клиентами.

💰 Зарплата офисного работника где-то от 30 000 до 150 000 рублей. Последняя - главного архитектора по проекту.

На себя. Архитектор может уйти из офиса и сам искать клиентов. Но если ты уходишь на фриланс, то должен буквально жить архитектурой. Потому что такие люди никогда не отдыхают, и архитектура для них - образ жизни.

Архитектор на фрилансе полностью ведёт проект в одиночку. Он общается с заказчиками, чертит, ездит на объекты, подбирает мебель, контролирует подрядчиков и следит за стройкой. Плюс у него выше ответственность: за надежность конструкций тоже отвечает он.

💰 Это уже, конечно, совсем другие деньги. Гораздо больше, чем можно получить в офисе. Например, на проекте целого дома, с полным устройством и инженерией, можно заработать 600 000 рублей.

Ради чего стоит идти в архитектурный

Не могу сказать, что профессия архитектора востребована. Работу найти сложно. Сейчас всем нужны айтишники и программисты, которые создают виртуальную реальность.

Но заниматься архитектурой интересно: здорово, когда ты можешь создать что-то приятное глазу. Поэтому если вы идете в архитектурный, то должны это очень сильно любить. Не чувствуете, что это для вас жизненная необходимость - не идите. В архитектуре много творчества, и оно отнимает всего тебя.

В конце концов вы, конечно, займёте своё место. Но только при большой любви к архитектуре вы добьетесь настоящих успехов.

1. Поступить - это только начало пути. Важно понимать, что цель творческого конкурса заключается в том, чтобы дать вам представление о нагрузке и необходимых навыках во время обучения. Это значит, что вашей целью должно быть не "сдать творческое задание", а "овладеть необходимыми навыками" - на максимально возможном для вас уровне, для того, чтобы плодотворно работать во врем обучения. Поэтому важно сразу формировать правильное отношение к занятиям - как к части дела жизни, которое вам интересно и которое вы не оставите после поступления, а не как кзаданию, экзамену, к которому нужно подготовиться и просто сдать.
2. Конкурс зависит от ВУЗа, в который вы хотите поступить. Например, в МАРХИ на бюджет некоторые и после нескольких курсов обучения в провинциальном ВУЗе не всегда проходят. Но главное - не бойтесь! Выбор есть всегда.Для начала определитесь с амбициями и возможностями (хотите поступать в родном городе или куда-то ехать, есть ли возможность платить за обучение в случае поступления на контрактную форму, готовы ли вы, если понадобится, отложить обучение и поступить в желаемый вуз через год, не с первой попытки и т.д.). Как определитесь с вузами, найдите программы вступительных испытаний. Ищите студентов этих вузов, студенческие сообщества, группы вконтакте, задавайте вопросы непосредственно по месту. С вами обязательно поделятся необходимой информацией о подготовке.
С этой информацией ищите преподавателя.
3. Преподаватель. Он нужен для правильной постановки руки. Важно, чтобы этот человек вас воодушевлял, и хорошо бы, чтобы он имел представление именно об архитектурном образовании. Бегите от того, кто скажет, что у вас не получится или вы не успеете, от того, кого не будет интересовать специфика заданий. Это для академического рисунка, композиции. Если будет задание по черчению, то можно готовиться самостоятельно, это не сложно. Если в вашем городе есть архитектурный факультет, ищите преподавателя там, спрашивайте у студентов. Курсы обычно бывают годовые (в год перед поступлением) или краткосрочные, летом или весной. Туда стоит пойти, чтобы ознакомиться с требованиями конкретного вуза. Но лучше найти как можно раньше преподавателя, с которым будет комфортно. :)
Не забывайте еще о том, что есть другие экзамены, о математике - ее тоже нужно будет не только сдать, но и уметь-любить. :)

За два года можно подготовиться основательно. Помните, главное - ваши стремления и желания. Подготовиться можно, а если что-то не успевается или не получается - в любом случае можно поступить через год, или поступить в другой вуз, или сменить вуз во время обучения - это вообще не проблемы! :)

P.S. За два года до поступления я попала к преподавателю, который ставил мне только подсолнухи и вообще заявил, что за два года точно не подготовлюсь, а-ля "ну, не мечтай". В итоге бросила и вернулась к занятиям в уже 11 классе, но к хорошему преподавателю. На первом же поставил рубленую голову, я сама не верила, что получится, но он грамотно объяснил и - смогла! Мне потребовалось восемь месяцев регулярных занятий академическим рисунком, два раза в неделю по четыре часа. Летний месяц перед конкурсом провели в мастерской, работали весь день. Поступила! А могла два года сидеть с натюрмортами и слушать, что рисовать я "так быстро" не научусь.