Болезни Военный билет Призыв

Анализ стихотворения пушкина уж небо осенью дышало. «Уж небо осенью дышало…» (отрывок из романа «Евгений Онегин»)

яковлева мария
Конспект по развитию речи «Заучивание стихотворения А. С. Пушкина «Уж небо осенью дышало» в старшей группе

Конспект занятия по развитию речи . Заучивание стихотворения А . С. Пушкина «Уж небо осенью дышало » в старшей группе

Цель : учить детей видеть, чувствовать и понимать красоту осенней природы .

Задачи :

Образовательные : закреплять представления детей о характерных признаках осени ; учить детей называть приметы осени , описывать изменения в природе, используя образные слова и выражения; разучить отрывок из произведения А. С. Пушкина «Евгений Онегин» «Уж небо осенью дышало… » .

Развивающие : развивать мышление , память, связную речь, воображение и творчество.

Воспитательные : воспитывать положительное отношение к природе и желание заботиться о ней.

Материалы : иллюстрация образа осени (кукла-осень , поэтапные иллюстрации по стихотворению , осенние листья .

Ход занятия:

В : - Ребята, сегодня мы с вами будем говорить об удивительном времени года, а о каком, вы узнаете, отгадав загадку :

Что за волшебница краски взяла?

Листья покрасила, с веток сняла,

Мошек упрятала спать до весны,

Что за волшебница, скажите вы?

Д : - Осень .

Воспитатель : - Правильно, сегодня к нам пришла сама осень (иллюстрация образа осени ) .

В : - Какая бывает осень ?

Д : - Золотая, разноцветная, скучна, хмурая, дождливая, пасмурная.

В : - Осень предлагает нам сыграть в игру «Доскажи словечко» . Я буду говорить вам предложение, а вы будете его дополнять. Будьте внимательны!

1. На смену лету пришла (осень ) .

2. Люди осенью одеты (тепло) .

3. Моросит мелкий… (дождь) .

4. По небу гуляют серые (тучи) .

5. Часто дует холодный… (ветер) .

6. Листья на деревьях стали… (желтые, красные, багряные, золотые, разноцветные) .

7. С деревьев падают… (листья) .

8. Птицы улетают… (в теплые края) .

9. Зайчик меняет серую шубку на … (белую) .

10. Солнце греет слишком… (мало) .

11. Школьники идут с портфелями (в школу) .

В : - Ребята, Осень хочет поиграть еще в одну игру. Игра «Да и нет» , если ваш ответ означает «да» , то вы хлопаете в ладоши, а если «нет» , то топаете ножками.

Осенью цветут цветы ? - нет

Осенью растут грибы ?- да

Туманы осенью плывут ? - да

Ну, а птицы гнёзда вьют?- нет

А букашки прилетают?- нет

Урожай все собирают?- да

Птичьи стаи улетают?- да

Солнце светит очень жарко? - нет

Можно детям загорать?- нет

Куртки, шапки надевать? - да

Часто, часто льют дожди?- да

С деревьев листья опадают? – да

В : - Молодцы, ребята! А теперь давайте встанем и немного отдохнем.

Физкультминутка :

Ходит осень по дорожке ,

Промочила в лужках ножки.

Ходит осень , бродит осень ,

Ветер с клена листья сбросил

Дружно по лесу гуляем (шаги на месте)

И листочки собираем (наклоны вперед)

Собирать их каждый рад

Просто чудный листопад! (прыжки на месте, с хлопками в ладоши) .

Дети садятся за столы.

В : - А какие вы знаете осенние месяца ?

Д : - сентябрь, октябрь, ноябрь.

В : - А знаете ли вы, как осенние месяца назывались в старину ?

Д : - Нет.

В : - Тогда слушайте.

1. Сентябрь – рябинник. Как вы думаете, почему его называли рябинником? (потому что в это время поспевают ягоды рябины) .

В : - Многие поэты писали об осени , а сегодня мы послушаем, как Александр Сергеевич Пушкин описывает осень в своём произведении :

Уж небо осенью дышало ,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день,

Лесов таинственная сень,

С печальным шумом обнажалась,

Ложился на поля туман,

Гусей крикливых караван

Тянулся к югу : приближалась

Довольно скучная пора;

Стоял ноябрь уж у двора.

В : - Сегодня мы постараемся запомнить это стихотворение А . С. Пушкина .

Помогут нам запомнить стихотворение картинки (иллюстрации) .

«Уж небо осенью дышало… » показ иллюстрации

В : - Какое осенью небо ?

Д : - Хмурое, серое, низкое.

«Уж реже солнышко блистало…» показ иллюстрации

В : - Почему?

Д : - Потому что его часто закрывают тучи.

«Короче становился день…» показ иллюстрации

В : - Ночь становится длиннее, а день короче.

«Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась…» показ иллюстрации

В : - Как это понять? Листья с деревьев в лесу осыпаются, т. е. в лесу листопад.

«Ложился на поля туман…» показ иллюстрации

В : - Туман это явление, когда холодный воздух опускается на тёплые поверхности земли или воды.

«Гусей крикливых караван тянулся к югу…» показ иллюстрации

В : - Мы знаем, что осенью птицы… (что) улетают… (куда) на юг.

«Приближалась довольно скучная пора;

Стоял ноябрь уж у двора…» показ иллюстрации

В : - Какой сейчас месяц?

Д : - ноябрь – последний месяц осени .

В : - Давайте попробуем вместе рассказать стихотворение по рисункам (читаем) .

Дети читают стихотворение по цепочке .

Подведение итогов :

В : - Осень благодарит всех вас . Спасибо, ребята, мне очень понравилось, как много вы знаете об осени . Дарит листочки.

Публикации по теме:

Интегрированное занятие в подготовительной группе «Уж небо осенью дышало» Интегрированное занятие «Уж небо осенью дышало». Программное содержание: образовательная: закреплять представления детей о характерных.

Тема: «Осень» Интеграция образовательных областей: художественное творчество (аппликация, речевое развитие (заучивание стихотворения).

Конспект НОД по развитию речи в средней группе. Заучивание отрывка стихотворения Ю. Полякова «Как-то солнечным деньком…» Задачи: Продолжать развивать произвольную память при заучивании стихотворения. Закрепить умение воспроизводить текст стихотворения с помощью.

Конспект НОД по развитию речи в средней группе. Заучивание стихотворения М. Ю. Лермонтова «Спи, младенец, мой прекрасный». Интеграция образовательных областей: «Познание», «Чтение художественной литературы», «Коммуникация». Виды детской деятельности: познавательная,.

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе. Пересказ РНС «Волшебные лапоточки» и заучивание стихотворения Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».

Предлагаем вам красивые осенние стихи А.С. Пушкина. Каждый из нас с детских лет хорошо знает стихи Пушкина про осень , а кто-то читает их своим детям и внукам. Эти стихотворения входят в школьную программу для разных классов.

Короткие Пушкина помогают не только развить речь и память, но и познакомиться с красивым временем года осень.

Александр Пушкин. Стих Уж небо осенью дышало…

Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливый караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.

Александр Пушкин. Стих Унылая пора! Очей очарованье!..

Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.

Александр Пушкин. Осеннее утро

Поднялся шум; свирелью полевой
Оглашено мое уединенье,
И с образом любовницы драгой
Последнее слетело сновиденье.
С небес уже скатилась ночи тень.
Взошла заря, блистает бледный день —
А вкруг меня глухое запустенье…
Уж нет ее… я был у берегов,
Где милая ходила в вечер ясный;
На берегу, на зелени лугов
Я не нашел чуть видимых следов,
Оставленных ногой ее прекрасной.
Задумчиво бродя в глуши лесов,
Произносил я имя несравненной;
Я звал ее — и глас уединенный
Пустых долин позвал ее в дали.
К ручью пришел, мечтами привлеченный;
Его струи медлительно текли,
Не трепетал в них образ незабвенный.
Уж нет ее!.. До сладостной весны
Простился я с блаженством и с душою.
Уж осени холодною рукою
Главы берез и лип обнажены,
Она шумит в дубравах опустелых;
Там день и ночь кружится желтый лист,
Стоит туман на волнах охладелых,
И слышится мгновенный ветра свист.
Поля, холмы, знакомые дубравы!
Хранители священной тишины!
Свидетели моей тоски, забавы!
Забыты вы… до сладостной весны!

Александр Пушкин. Октябрь уж наступил

Октябрь уж наступил — уж роща отряхает
Последние листы с нагих своих ветвей;
Дохнул осенний хлад — дорога промерзает.
Журча еще бежит за мельницу ручей,

Но пруд уже застыл; сосед мой поспешает
В отъезжие поля с охотою своей,
И страждут озими от бешеной забавы,
И будит лай собак уснувшие дубравы.

Стихи Пушкина про осень отлично подойдут для школьников 1,2,3,4,5,6,7 класса и для детей 3,4,5,6,7,8,9,10 лет.

ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ

Но наше северное лето,
Карикатура южных зим,
Мелькнёт и нет: известно это,
Хоть мы признаться не хотим.
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.

Встаёт заря во мгле холодной;
На нивах шум работ умолк;
С своей волчихою голодной Выходит на дорогу волк;
Его почуя, конь дорожный
Храпит - и путник осторожный
Несётся в гору во весь дух;
На утренней заре пастух
Не гонит уж коров из хлева,
И в час полуденный в кружок
Их не зовёт его рожок;
В избушке распевая, дева
Прядёт, и, зимних друг ночей,
Трещит лучина перед ней.

И вот уже трещат морозы
И серебрятся средь полей...
(Читатель ждёт уж рифмы розы;
На вот, возьми её скорей!)
Опрятней модного паркета
Блистает речка, льдом одета.
Мальчишек радостный народ
Коньками звучно режет лёд;
На красных лапках гусь тяжёлый,
Задумав плыть по лону вод,
Ступает бережно на лёд,
Скользит и падает; весёлый
Мелькает, вьётся первый снег,
Звездами падая на брег.

ГЛАВА ПЯТАЯ

Втот год осенняя погода
Стояла долго на дворе,
Зимы ждала, ждала природа,
Снег выпал только в январе,
На третье в ночь. Проснувшись рано,
В окно увидела Татьяна
Поутру побелевший двор,
Куртины, кровли и забор,
На стёклах лёгкие узоры,
Деревья в зимнем серебре,
Сорок весёлых на дворе
И мягко устланные горы
Зимы блистательным ковром.
Всё ярко, всё бело кругом.

Зима!.. Крестьянин, торжествуя,
На дровнях обновляет путь;
Его лошадка, снег почуя,
Плетётся рысью как-нибудь,
Бразды пушистые взрывая,
Летит кибитка удалая;
Ямщик сидит на облучке
В тулупе, в красном кушаке.
Вот бегает дворовый мальчик,
В салазки жучку посадив,
Себя в коня преобразив;
Шалун уж заморозил пальчик:
Ему и больно и смешно,
А мать грозит ему в окно...

ГЛАВА СЕДЬМАЯ

Гонимы вешними лучами,
С окрестных гор уже снега
Сбежали мутными ручьями
На потопленные луга.
Улыбкой ясною природа
Сквозь сон встречает утро года;
Синея блещут небеса.
Ещё прозрачные, леса Как будто пухом зеленеют.
Пчела за данью полевой Летит из кельи восковой.
Долины сохнут и пестреют;
Стада шумят, и соловей
Уж пел в безмолвии ночей.

Как грустно мне твоё явленье,
Весна, весна! пора любви!
Какое томное волненье
В моей душе, в моей крови!
С каким тяжёлым умиленьем
Я наслаждаюсь дуновеньем
В лицо мне веющей весны
На лоне сельской тишины!
Или мне чуждо наслажденье,
И всё, что радует, живит,
Всё, что ликует и блестит,
Наводит скуку и томленье
На душу мёртвую давно,
И всё ей кажется темно?

Или, не радуясь возврату
Погибших осенью листов,
Мы помним горькую утрату,
Внимая новый шум лесов;
Или с природой оживлённой
Сближаем думою смущённой
Мы увяданье наших лет,
Которым возрожденья нет?
Быть может, в мысли нам приходит
Средь поэтического сна
Иная, старая весна
И в трепет сердце нам приводит
Мечтой о дальней стороне,
О чудной ночи, о луне...