Болезни Военный билет Призыв

Анализ стихотворения Бунина «Ковыль. «Анализ стихотворения Сергея Есенина «Спит ковыль. Равнина дорогая

«Спит ковыль. Равнина дорогая…» Есенина С.А.

Свободно и легко рассказывает о своей любви к Родине, борьбе старого и нового миров, грусти и щемящей тоске Сергей Есенин в стихотворении « » Поэт делится с читателями мыслями, рассказывает о своих чувствах, подчёркивает единение с народом.

Композиция, сюжет и тема стихотворения «Спит ковыль. Равнина дорогая…»

Главными темами стихотворения стали любовь к родной земле, перемены, происходящие в стране. Поэт с сомнением говорит о перестройке государства, но подчёркивает, что его любовь к Родине не может уменьшиться из-за исторических перемен.

Явного событийного сюжета в стихотворении нет, однако определённая последовательность размышлений, логичность повествования прослеживается чётко. Просто сюжет здесь лежит в области мыслей и чувств. В первой строфе поэт рассказывает о сне ковыля, полыни, равнины. Он отмечает, что у него не может быть другой Родины, которая так грела бы его грудь. Затем поэт говорит, что участь у россиян действительно непростая, но каждый всё равно ответит, что ему хорошо живётся на Руси. Радость, мучения и гнев - всё это есть, но даже самые тяжёлые испытания не уменьшают любви к родной земле.

В третьей строфе читатели видят, что много впереди неизвестного, возможно, опасного. Тополя шепчутся, вербы плачут. Но Русь никто не разлюбит. В четвёртой строфе Есенин пишет о «новом свете» , но отмечает, что он всё равно остался поэтом «золотой бревенчатой избы» . Автор рассказывает читателям о сомнениях, страхе перед переменами. Заканчивается стихотворение просьбой, обращённой к тем, кто несёт неизведанное новое. Поэт хотел бы спокойно умереть, но только на родной земле.

Композиция кольцевая, поскольку в начале и конце произведения поэт делает одно и то же заключение: у него только одна Родина, любовь к ней неизменна.

Стихотворение написано хореем . Рифма перекрёстная. В произведении шесть строф.

Художественные средства

В стихотворении «Спит ковыль. Равнина дорогая…» Сергей Есенин использует яркие символы, образы, олицетворения, антитезу, красочные прилагательные. Экспрессивный стиль, лёгкий слог и логичность повествования позволяют отлично воспринимать произведение, полное сложных сравнений и противопоставлений, завуалированных размышлений об исторической ломке в стране.

Читатель сразу видит олицетворение «спит ковыль» . Природа у Есенина выступает как одушевлённое существо. Полынь имеет «свинцовую тяжесть» . Это определение сразу уводит читателя в область эмоций, предчувствий. Здесь мы ощущаем опасность, нечто неизведанное, что ожидает впереди. Сама Родина у Есенина тоже одушевлена: она «вливает» в грудь поэта «теплынь» . Далее используется смысловаяантитеза , экспрессивная лексика: «…радуясь, свирепствуя и мучась, хорошо живётся на Руси» . Определения у поэта яркие, запоминающиеся. Свет луны «длинный» , «таинственный» , изба «золотая» . Тополя и вербы тоже олицетворены. Они «шепчут» , «плачут» . Полная перестройка государства именуется здесь «новым светом» .

Символика тоже использована в произведении. Поэт говорит о людях, которые строят новый мир: «чужая юность брызжет новью» . Здесь читатели сразу поймут, что речь идёт о кровопролитной борьбе. Поэт завершает стихотворение строками о том, что он может «прочувствованно пропеть» о своей любви к родной земле, попросить дать ему умереть на ней спокойно.

Стихотворение Сергея Есенина написано ярко, оригинально, оно полно символов, раскрывает перед читателями проблему исторического перелома .

Галихина Ольга 11 «А»

Анализ стихотворения Есенина «Спит ковыль…» 1925.

С. А Есенин является представителем имажинизма. Поэт раскрывает нам прелесть родного края через образы своих впечатлений. Данное произведение Есенина проникнуто чувством любви к Родине. Автор

не представляет своей жизни без полей, лугов и лесов, которые согревают его душу. Природа для Есенина – это божественный храм. Стихотворение пронизано чувством грусти, сожаления. До смерти остается пол года. Повествование течёт спокойно и размеренно, он словно сдерживает душевные муки. Первое четверостишие проникнуто чувством теплоты и любви к родине, и чтобы это подчеркнуть Есенин использует в первых двух предложениях слова «Равнина» и «родина». Следующая строфа пронизана размышлениями лирического героя о «участи» русского народа. С третьего четверостишия начинается описание родных мест: «Свет луны, таинственный и длинный, плачут вербы, шепчут тополя ». В последних строфах повествуется о серьёзных переменах, произошедших в общественной жизни, но эти изменения не отразились на чувстве поэта к родине. С 1924 года Есенин пересматривает свое отношение к Руси советской. Поэт бунтарского склада, он открыто противопоставляет себя Системе с её требованиями безоговорочного подчинения художника власти. Словами «свирепствуя и мучаясь», автор подчеркивает недовольство общества правительством. «Как чужая юность брызжет новью» - поэт воспринимает появление новой общественной жизни как вторжение в личный мир. Он не принимает изменений, а остаётся в своём прежнем мире. Обычно «брызжет» мы понимаем, как окроплять, спрыскивать, опрыскивать кого или что-нибудь. В стихотворении же Есенин вкладывает другой смысл в это слово- возрождение, можно подобрать синоним «сияет новью».Данное стихотворение как начинается признанием в любви к родине, так и заканчивается им. Да, действительно, можно сказать, что в этой необъятной любви к людям и природе – весь Есенин. Всё творчество поэта представляет собой единое целое - лирический роман, главным героем которого является образ Поэта. Стихотворение звучит очень выразительно и музыкально. Этому способствует аллитерация звуков «в», «н», «с», «т» («ковыль», «равнина»,«луны», «таинственный», «теснимый») и ассонанс гласных «о», «и» («равнина»,«полынь», «окрик», «изголовью»).Есенин использует инверсию «Спит ковыль. Равнина дорогая», олицетворение для придания свойств живого «Спит ковыль», «Плачут вербы, шепчут тополя».Для придания стихотворению насыщенности поэт использует эпитеты «свинцовой свежести», «Свет луны, таинственный и длинный», «окрик журавлиный», «чужая юность». Стихотворение мне понравилось. Оно привлекает меня своей искренней большой любовью к окружающему миру, к родной природ. Стихотворение написано незадолго до смерти поэта. Есенин как будто чувствовал свою кончину, упоминая в последних строках о смерти « Дайте мне на родине любимой, всё любя, спокойно умереть!» Поэт умело сочетает в своих произведениях лиризм и описательность с преобладанием выражения чувств лирического героя. Природа для Есенина – это не только тема, образ, но и главный источник художественных средств для раскрытия иных тем (родины, революции).

Галихина Ольга 11 «А»

Анализ стихотворения Есенина «Спит ковыль…» 1925.
С. А Есенин является представителем имажинизма. Поэт раскрывает нам прелесть родного края через образы своих впечатлений. Данное произведение Есенина проникнуто чувством любви к Родине. Авторне представляет своей жизни без полей, лугов и лесов, которые согревают его душу. Природа для Есенина – это божественный храм. Стихотворение пронизано чувством грусти, сожаления. До смерти остается пол года. Повествование течёт спокойно и размеренно, он словно сдерживает душевные муки. Первое четверостишие проникнуто чувством теплоты и любви к родине, и чтобы это подчеркнуть Есенин использует в первых двух предложениях слова «Равнина» и «родина». Следующая строфа пронизана размышлениями лирического героя о «участи» русского народа. С третьего четверостишия начинается описание родных мест: «Свет луны, таинственный и длинный, плачут вербы, шепчут тополя ». В последних строфах повествуется о серьёзных переменах, произошедших в общественной жизни, но эти изменения не отразились на чувстве поэта к родине. С 1924 года Есенин пересматривает свое отношение к Руси советской. Поэт бунтарского склада, он открыто противопоставляет себя Системе с её требованиями безоговорочного подчинения художника власти. Словами «свирепствуя и мучаясь», автор подчеркивает недовольство общества правительством. «Как чужая юность брызжет новью» - поэт воспринимает появление новой общественной жизни как вторжение в личный мир. Он не принимает изменений, а остаётся в своём прежнем мире. Обычно «брызжет» мы понимаем, как окроплять, спрыскивать, опрыскивать кого или что-нибудь. В стихотворении же Есенин вкладывает другой смысл в это слово- возрождение, можно подобрать синоним «сияет новью».Данное стихотворение как начинается признанием в любви к родине, так и заканчивается им. Да, действительно, можно сказать, что в этой необъятной любви к людям и природе – весь Есенин. Всё творчество поэта представляет собой единое целое - лирический роман, главным героем которого является образ Поэта. Стихотворение звучит очень выразительно и музыкально. Этому способствует аллитерация звуков «в», «н», «с», «т» («ковыль», «равнина»,«луны», «таинственный», «теснимый») и ассонанс гласных «о», «и» («равнина»,«полынь», «окрик», «изголовью»).Есенин использует инверсию «Спит ковыль. Равнина дорогая», олицетворение для придания свойств живого «Спит ковыль», «Плачут вербы, шепчут тополя».Для придания стихотворению насыщенности поэт использует эпитеты «свинцовой свежести», «Свет луны, таинственный и длинный», «окрик журавлиный», «чужая юность». Стихотворение мне понравилось. Оно привлекает меня своей искренней большой любовью к окружающему миру, к родной природ. Стихотворение написано незадолго до смерти поэта. Есенин как будто чувствовал свою кончину, упоминая в последних строках о смерти « Дайте мне на родине любимой, всё любя, спокойно умереть!» Поэт умело сочетает в своих произведениях лиризм и описательность с преобладанием выражения чувств лирического героя. Природа для Есенина – это не только тема, образ, но и главный источник художественных средств для раскрытия иных тем (родины, революции).

«Ковыль» Иван Бунин

Что шумит-звенит перед зарею?

Холодеет ночь перед зарею,
Смутно травы шепчутся сухие, —
Сладкий сон их нарушает ветер.
Опускаясь низко над полями,
По курганам, по могилам сонным.
Нависает в темных балках сумрак.
Бледный день над сумраком забрезжил,
И рассвет ненастный задымился…
Что шумит-звенит перед зарею?
Что колышет ветер в темном поле?
Холодеет ночь перед зарею,
Серой мглой подернулися балки…
Или это ратный стан белеет?
Или снова веет вольный ветер
Над глубоко спящими полками?
Не ковыль ли, старый и сонливый,
Он качает, клонит и качает,
Вежи половецкие колышет
И бежит-звенит старинной былью?

Ненастный день. Дорога прихотливо
Уходит вдаль. Кругом все степь да степь.
Шумит трава дремотно и лениво.
Немых могил сторожевая цепь
Среди хлебов загадочно синеет,
Кричат орлы, пустынный ветер веет
В задумчивых, тоскующих полях.
Да день от туч кочующих темнеет.
А путь бежит… не тот ли это шлях,
Где Игоря обозы проходили
На синий Дон? Не в этих ли местах
В глухую ночь в яругах волки выли,
А днем орлы на медленных крылах
Его в степи безбрежной провожали
И клектом псов на кости созывали,
Грозя ему великою бедой?
— Гей, отзовись, степной орел седой!
Ответь мне, ветер буйный и тоскливый!
…Безмолвна степь. Один ковыль сонливый
Шуршит, склоняясь ровной чередой…

Анализ стихотворения Бунина «Ковыль»

Интертекстуальная связь между произведением, созданным в 1894 г., и «Словом о полку Игореве» задается эпиграфом. Последний представляет собой лирическое восклицание повествователя, полное горьких предчувствий и отчаяния. Бунин переносит особенности эмоционального тона «Слова» в свое стихотворение, дополняя его размышлениями. Фраза из эпиграфа в переводе Майкова повторяется в тексте «Ковыля».

Произведение состоит из двух частей: первая из них стилизована под «Слово» и погружена в средневековую эпоху, вторая написана по принципам современного стихосложения и отделена от событий прошлого столетиями.

Узнаваемый тонический стих, риторические вопросы, олицетворения, синтаксические анафоры и параллельные конструкции, постоянные эпитеты - комбинация художественных средств первой части порождает иллюзию «старинной были», созданной древним автором. Изображая предутренние сумерки, поэт наполняет их неясными звуками, туманом, холодом. Визуальные, звуковые и даже осязательные образы передают душевное смятение героя.

Интонации второй части более спокойны: пейзажная зарисовка сменяется неторопливыми раздумьями, отодвигая мотив тревожных предчувствий на второй план.

Лексические доминанты одинаковы для обеих частей стихотворения. Заря и тьма, поле и травы, ветер и дорога, орлы и волки - эти образы перекликаются с художественным миром «Слова». В пространстве поэтического текста особо выделяется символический образ степи - безмолвной, дремотной и загадочной. С ним связаны мотивы неизвестности, скрытой угрозы и смерти.

Тема потаенного - самостоятельная, не связанная с идейным содержанием «Слова». Таинственная атмосфера усиливается настойчивыми риторическими вопросами, которые в финале перерастают в восклицания. Природа не откликается на просьбы героя, храня многозначительное молчание.

Образ «ковыля сонного», завершающий первую часть и концовку стихотворения, символизирует вечное и неизменное Всебытие, венчающее бунинскую философию.

Вторая важная тема, развивающаяся вне контекста «Слова», - мотив памяти. Лирический герой пытается отыскать следы далекой битвы среди «тоскующих полей», желая приобщиться к духовному опыту предков и прикоснуться к непостижимому.

Баланс между традицией и творческим поиском поддерживается и на лексическом уровне. Показательны фразы, в которых одно определение относится к постоянным эпитетам, а другое - к авторским находкам: «ветер буйный и тоскливый».

Спит ковыль. Равнина дорогая,

И свинцовой свежести полынь.

Никакая родина другая

Знать, у всех у нас такая участь,

И, пожалуй, всякого спроси –

Радуясь, свирепствуя и мучаясь,

Хорошо живется на Руси.

Свет луны, таинственный и длинный,

Плачут вербы, шепчут тополя.

Но никто под окрик журавлиный

Не разлюбит отчие поля.

И теперь, когда вот новым светом

И моей коснулась жизнь судьбы,

Все равно остался я поэтом

Золотой бревенчатой избы.

По ночам, прижавшись к изголовью,

Вижу я, как сильного врага,

Как чужая юность брызжет новью

На мои поляны и луга.

Но и все же, новью той теснимый,

Я могу прочувственно пропеть:

Дайте мне на родине любимой,

Все любя, спокойно умереть!

Есенин гениален прежде всего тем, что создал неповторимо своеобразный, отличный от других образ родного края. Он воспел незамысловатый, чуть грустный, необъятный простор русской земли.

Тема Родины проходит через все его творчество, «страна березового ситца» стала главной любовью его жизни:

Если крикнет рать святая:

«Кинь ты Русь, живи в раю!»

Я скажу: «Не надо рая,

Дайте родину мою.»

Есенина называют деревенским поэтом. Да, в какой-то мере это правомерно: он родился в деревне, с самого раннего детства в его душу вошла тихая красота бескрайних полей, милая простота березок и лип, уходящий в бесконечность «синий плат небес».

Стихотворение «Спит ковыль. Равнина дорогая…» принадлежит к позднему периоду творчества автора. Уже много дорог пройдено, много слов сказано, он уже не «деревенский» парень, не хулиган, а человек, многое осознавший, несомненно более мудрый, уставший.

Все чаще в его стихах звучит мотив памяти («Ты запой мне ту песню, что прежде…»), попытка осознать пройденный путь («Кто я? Что я? Только лишь мечтатель…»), и неизменной остается в его стихах Родина, все также горячо любимая и ненавидимая одновременно:

Неуютная жидкая лунность

И тоска бесконечных равнин,-

Вот что видел я в резвую юность,

Что, любя, проклинал не один.

Стихотворение «Спит ковыль…» открывается коротким, лаконичным описанием. Одним предложением нарисован образ вечерней степи, когда в сгущающихся сумерках засыпает природа, наполняется «свинцовой тяжестью» полынь.

Инверсия в первом стихе подчеркивает эпитет «дорогая» — так осторожно, плавно вводится мотив любви к родине. Чувствуешь, как дорога лирическому герою эта равнина, олицетворяющая его необъятную Русь.

В третьем и четвертом стихе он утверждает:

Никакая родина другая

Не вольет мне в грудь мою теплынь.

Перекрестная рифма («дорогая-другая» и «полынь-теплынь») придает строфе мягкое, мелодичное звучание. Необыкновенно точно и органично здесь употреблен глагол «вольет». Именно «вольет теплынь» в душу лирического героя, наполнив неизъяснимым блаженством. Просторечный оборот («Знать, у всех у нас такая участь») словно включает читателя в диалог с лирическим героем, как будто лирический герой обращается к слушателю, делится с ним своим мнением. Стоит отметить местоимение «всех»: если в первой строфе двукратное повторение «мне» и «мною» словно настаивает на личных, глубоко интимных переживаниях лирического героя, то во второй строфе звучит мотив обобщения — каждый, кто живет здесь, «радуется», «свирепствует» и «мучается», но все же:

Хорошо живется на Руси.

Здесь открывается то самое противоречивое, болезненное, мучительное ощущение любви к Родине, которое присуще всем русским и которое на Западе получило название» загадочная русская душа».

Свет луны, таинственный и длинный…

Образ луны — один из любимейших образов автора, Есенин создал около 160 своеобразных и необыкновенно поэтичных образов луны (она и «красный теленок», и «жеребенок»). Яркие метафоры («плачут вербы, шепчут тополя») ведут мотив тихой грусти, какой-то светлой печали. И, вторя двум последним стихам второй строфы, поэт вновь утверждает:

…Но никто под окрик журавлиный

Не разлюбит отчие поля.

Двойное отрицание «никто … не разлюбит» словно настаивает на этом.

Четвертая строфа нарушает плавный ход поэтической мысли, меняется общая интонация стихотворения. Надо заметить, что эта строфа автобиографична. В лирическом герое явно узнается сам автор. 25-й год: прошла революция, гражданская война, в расцвете «власть советов». Есенин совсем неоднозначно воспринял новую Россию, сам себя он назвал «самым яростным попутчиком» своей новой родины. Всем сердцем желая возрождения отчизны («Но и все же хочу я стальною видеть бедную, нищую Русь!»), он недоверчиво относился ко всему «новому» («все равно останусь я поэтом золотой бревенчатой избы»).