Болезни Военный билет Призыв

Анализ стихотворения Батюшкова “К другу”. Анализ стихотворения совет друзьям батюшкова

Отечественная война 1812 года послужила причиной сильнейших изменений в сознании Батюшкова. С одной стороны, поэт испытывал прилив патриотических сил. С другой – его повергали в шок те ужасы, что принесли с собой на русскую землю французы, поражали мрачные картины полей, усеянных трупами после битв. Здесь стоит отметить, что даже в ранние эпикурейские стихотворения Константина Николаевича не раз попадала тема смерти. После Отечественной войны Батюшков окончательно отверг философию, призывающую человека наслаждаться земными радостями. По мнению поэта, ей противоречил сам ход истории. По сути, за короткий период времени порушились многолетние идеалы. Стихотворец-эпикуреец, спрятавшийся от реальности в мире мечты, все-таки столкнулся с действительностью. В письме к Вяземскому Батюшков признавался, что шестнадцать месяцев войны породили в его душе пустоту, которую нечем заполнить.

В 1817 году свет увидело собрание сочинений Константина Николаевича, получившее название “Опыты в стихах и прозе”. В него вошла и элегия “К другу”, написанная в 1815-ом. В ней читатель видит

желание лирического героя найти ответы на вечные философские вопросы. Тема заявлена уже в первых строках:
Скажи, мудрец младой, что прочно на земли?
Где постоянно жизни счастье?

К 1815 году душевный кризис Батюшкова только усилился из-за личных невзгод и разочарований. В итоге он сблизился с Жуковским, начал искать успокоения в религии. Это отразилось на многих произведениях, созданных в 1815-ом. В частности, речь идет о рассматриваемом нами тексте. На его примере прекрасно видно, как Константин Николаевич пытается разрешить внутренние конфликты в религиозном духе. Кроме того, он использует мистические мотивы, характерные для лирики Жуковского. Отсылки к творчеству Василия Андреевича встречаются и на уровне образов. Обратите внимание – земное существование человека в элегии “К другу” Батюшков называет “ризой странника” (аллюзия на стихотворение “Путешественник” 1809 года).

Лирический герой утверждает сиюминутность жизненных радостей. Дом, когда-то приносивший счастье, исчез в буре бед. Место, где он стоял, поросло крапивой. Далее говорится об угасании женской красоты. Мысль раскрывается на примере некой Лилы, которая вызывала у мужчин восхищение, а потом “в страданиях почила”. Спасение лирический герой находит в религии. В финале он обретает веру, отказывается от жизни земной, “возлетая духом в мир лучший”.


(Пока оценок нет)

Другие работы по этой теме:

  1. “К друзьям” (1815). В данном послании Батюшков при­знался: И жил так точно, как писал… Ни хорошо, ни худо! Счастливые виденья его легкокрылых стихов говорили больше...
  2. “Ты пробуждаешься, о Байя…” (1819). Эту элегию Батюш­ков пишет, посетив Байю, загородную резиденцию римских им­ператоров, где жили Цезарь, Нерон, Калигула, Тиберий, Адриан В стихотворении звучит...
  3. “Ты хочешь меду, сын?..” (1821). Это стихотворение заклю­чает цикл “Подражания древним”, который Батюшков напишет уже будучи больным человеком. Поэт не мог сладить с раздво­енностью своего...

«К другу» Константин Батюшков

Скажи, мудрец младой, что прочно на земли?
Где постоянно жизни счастье?
Мы область призраков обманчивых прошли;
Мы пили чашу сладострастья:

Но где минутный шум веселья и пиров?
В вине потопленные чаши?
Где мудрость светская сияющих умов?
Где твой Фалерн и розы наши?

Где дом твой, счастья дом?.. Он в буре бед исчез
И место поросло кропивой.
Но я узнал его: я сердца дань принес
На прах его красноречивой.

На нём, когда окрест замолкнет шум градской
И яркий Веспер засияет
На тёмном севере: твой друг в тиши ночной
В душе задумчивость питает.

От самой юности служитель олтарей
Богини неги и прохлады;
От пресыщения, от пламенных страстей,
Я сердцу в ней ищу отрады.

Поверишь ли? я здесь, на пепле храмин сих,
Венок веселия слагаю,
И часто в горести, в волненьи чувств моих
Потупя взоры, восклицаю:

Минутны странники, мы ходим по гробам;
Все дни утратами считаем;
На крыльях радости летим к своим друзьям, -
И что ж? их урны обнимаем.

Скажи, давно ли здесь, в кругу твоих друзей
Сияла Лила красотою?
Благие небеса, казалось, дали ей
Всё счастье смертной под луною:

Нрав тихий Ангела, дар слова, тонкий вкус,
Любви и очи и ланиты;
Чело открытое одной из важных Муз
И прелесть - девственной Хариты.

Ты сам, забыв и свет и тщетный шум пиров,
Её беседой наслаждался,
И в тихой радости, как путник средь песков,
Прелестным цветом любовался.

Цветок (увы!) исчез, как сладкая мечта!
Она, в страданиях почила,
И с миром, в страшный час прощаясь навсегда…
На друге взор остановила.

Но дружба, может быть, её забыла ты!..
Веселье слёзы осушило;
И тень чистейшую, дыханье клеветы
На лоне мира возмутило.

Так всё здесь суетно в обители сует!
Приязнь и дружество непрочно! -
Но где, скажи, мой друг, прямой сияет свет?
Что вечно чисто, непорочно?

Напрасно вопрошал я опытность веков,
И Клии мрачные скрижали:
Напрасно вопрошал всех мира мудрецов:
Они безмолвны пребывали.

Как в воздухе перо кружится здесь и там,
Как в вихре тонкий прах летает,
Как судно без руля стремится по волнам
И вечно пристани не знает:

Так ум мой посреди сомнений погибал.
Все жизни прелести затмились;
Мой Гений в горести светильник погашал
И Музы светлые сокрылись.

Я с страхом вопросил глас совести моей…
И мрак исчез, прозрели вежды:
И Вера пролила спасительный елей
В лампаду чистую Надежды.

Ко гробу путь мой весь, как солнцем озарен:
Ногой надежною ступаю;
И с ризы странника свергая прах и тлен,
В мир лучший духом возлетаю.

Анализ стихотворения Батюшкова «К другу»

Отечественная война 1812 года послужила причиной сильнейших изменений в сознании Батюшкова. С одной стороны, поэт испытывал прилив патриотических сил. С другой – его повергали в шок те ужасы, что принесли с собой на русскую землю французы, поражали мрачные картины полей, усеянных трупами после битв. Здесь стоит отметить, что даже в ранние эпикурейские стихотворения Константина Николаевича не раз попадала тема смерти. После Отечественной войны Батюшков окончательно отверг философию, призывающую человека наслаждаться земными радостями. По мнению поэта, ей противоречил сам ход истории. По сути, за короткий период времени порушились многолетние идеалы. Стихотворец-эпикуреец, спрятавшийся от реальности в мире мечты, все-таки столкнулся с действительностью. В письме к Вяземскому Батюшков признавался, что шестнадцать месяцев войны породили в его душе пустоту, которую нечем заполнить.

В 1817 году свет увидело собрание сочинений Константина Николаевича, получившее название «Опыты в стихах и прозе». В него вошла и элегия «К другу», написанная в 1815-ом. В ней читатель видит желание лирического героя найти ответы на вечные философские вопросы. Тема заявлена уже в первых строках:
Скажи, мудрец младой, что прочно на земли?
Где постоянно жизни счастье?

К 1815 году душевный кризис Батюшкова только усилился из-за личных невзгод и разочарований. В итоге он сблизился с Жуковским, начал искать успокоения в религии. Это отразилось на многих произведениях, созданных в 1815-ом. В частности, речь идет о рассматриваемом нами тексте. На его примере прекрасно видно, как Константин Николаевич пытается разрешить внутренние конфликты в религиозном духе. Кроме того, он использует мистические мотивы, характерные для лирики Жуковского. Отсылки к творчеству Василия Андреевича встречаются и на уровне образов. Обратите внимание – земное существование человека в элегии «К другу» Батюшков называет «ризой странника» (аллюзия на стихотворение «Путешественник» 1809 года).

Лирический герой утверждает сиюминутность жизненных радостей. Дом, когда-то приносивший счастье, исчез в буре бед. Место, где он стоял, поросло крапивой. Далее говорится об угасании женской красоты. Мысль раскрывается на примере некой Лилы, которая вызывала у мужчин восхищение, а потом «в страданиях почила». Спасение лирический герой находит в религии. В финале он обретает веру, отказывается от жизни земной, «возлетая духом в мир лучший».

Исследователь творчества поэта … выделяет три образа-символа, отражающие радость земного бытия в лирике К. Н. Батюшкова. Их изобилие непременно привлечет внимание школьников. Первый анакреонтический образ – роза; к нему поэт обращается всегда, когда затрагивает тему любви. «Образы-эмблемы – крылья, чаши – отразили культ изящного наслаждения, потребности личности, осознающей свое право на счастие» . Эти анакреонтические образы находим в стихотворении «Веселый час» (1810). Какими поэт видит своих друзей? «С златыми чашами в руках» , в которых можно потопить горести и повседневные заботы; «венчающимися розами» под гимны музы любовной лирики Эрато. Юного поэта ничто не гнетет, он наслаждается счастьем дружбы, просит крылатые часы не спешить и продлить прекрасные мгновения. Подобны самому поэту и его друзья: они свободны и беспечны, не тяготятся заботами о пропитании и деньгах, поисками выгодных мест и должностей. Истинной ценностью для них является литературное братство. Разбирая стихотворение «Веселый час» , следует сообщить школьникам о том, что ранняя редакция стихотворения называлась «Совет друзьям» (1806).
Какой же совет в стихотворении «Веселый час» дает лирический герой своим товарищам?
Други! сядьте и внемлите
Музы ласковый совет.
Вы счастливо жить хотите
На заре весенних лет?
Отгоните призрак славы!
Для веселья и забавы
Сейте розы на пути;
Скажем юности: лети!
Жизнью дай лишь насладиться,
Полной чашей радость пить:
Ах! недолго веселиться
И не веки в счастье жить. (1; 183–184)
В этом отрывке учащиеся находят и легко комментируют все три анакреонтические образа-символа. Призыв отсылает нас к теме поэта и поэзии и предоставляет удобный случай поговорить о литературной ситуации, сложившейся в России в начале XIX века. Батюшкова связывало с друзьями настоящее литературное братство, в 1815 году ими было образовано общество «Арзамас» (1815–1818), куда вошли известные русские писатели того времени – В. А. Жуковский, К. Н. Батюшков, П. А. Вяземский, В. Л. Пушкин, А. И. Тургенев, А. С. Пушкин и другие.
Вернувшись к анализу стихотворения «Веселый час» , отметим, что в нем обращает на себя повтор строфы: «Вы, други, вы опять со мною / Под тенью тополей густою, / С златыми чашами в руках, / С любовью, с дружбой на устах! »
Однако дословно ли повторяются строки этого четверостишия или имеются какие-либо различия? Учащиеся легко найдут разницу не только в употреблении союзов и частиц, но и обратят внимание на синтаксис. Если в начале стихотворения стоит восклицательный знак, выражающий восторг поэта от встречи с близкими людьми, то далее восхищение сменяется самоутешением лирического героя: хоть «не долго веселиться / И не веки в счастье жить, / Но вы, о други, вы со мною... » А далее «любовью упоенный» , опьяненный счастьем и вином поэт уже спрашивает: «Вы ль, други милые, со мною? » Счастье достигает своей кульминации: рядом с поэтом красавица Лиза, римский бог виноделия Вакх разнообразит празднество, а «Эрато гимн поет друзьям» . И все же Батюшков не может полностью отдаться наслаждению, и его волнения всплывают в финале стихотворения. Что же тревожит его лирического героя? Здесь звучит постоянный мотив батюшковской лирики – тема скоротечности земного счастья, а также слышны военные ноты. Поэт-воин был участником трех военных походов. В 1807 году Константин Николаевич сотенным начальником милиционного батальона принимал участие в военной кампании в Пруссии, в 1808 году был очевидцем войны со Швецией, во время Отечественной войны 1812 года проявил отвагу в огне под Лейпцигом, совершал переход через Рейн и праздновал победу русских войск в Париже.

1. Рядом с преданным другом - мечтой.
2. В кругу друзей в момент веселья.
3. Горечь утраты и разочарование.
4. Поддержка друзей в горе и несчастье.

Лучшая часть нашей жизни состоит из друзей.
А. Линкольн

Дружба - один из самых прекрасных явлений в жизни каждого человека. Если рядом верный друг, то ты всегда можешь рассчитывать на поддержку и помощь. Именно он спасает человека от одиночества даже в комнате, полной народа и пестрого блеска. Конечно, не каждому другу можно выложить свою душу, но это единственное существо, которому можно поведать свои радости и печали. Нам известны красочные и жизнеутверждающие произведения А. С. Пушкина, посвященные его лицейским друзьям, которые на протяжении всего трудного пути поэта и гражданина поддерживали товарища. К теме дружбы обращается в своих произведениях и поэт начала XIX века К. Н. Батюшков. Он выходит на литературную арену почти одновременно с Пушкиным. Но главное место в его творчестве занимает мир мечты и фантазии, который он строит не только в своем воображении, но и в поэтическом творчестве.

В качестве друга в самых первых стихотворениях («Мечта») Батюшков выбирает мечту. Она постоянно с ним. Именно в ней запечатлены все его размышления о жизни, все его стремления.

Подруга нежных муз, посланница небес,
Источник сладких дум и сердцу милых слез,
Где ты скрываешься, Мечта, моя богиня?

В краях изгнанников... я счастлив был тобой.
Я счастлив был, когда в моем уединеньи...
Раздастся ветров свист и вой
И в кровлю застучит и град, и дождь осенний.

Даже непогода не навевает грусть в тот момент, когда лирического героя окрыляет мечта и позволяет ему воспарить в поднебесную. И в этот момент он «счастлив наяву, был счастлив и в мечтах!» Далее в стихотворении лирический герой раскрывает нам, почему он так рад появлению такого друга. С ним не только можно поделится самым сокровенным. Мечта способна украсить жизнь человека, которая была лишена ярких цветов. Она приносит утешение и радость жизни даже узнику в цепях. Мечта способна дарить счастье даже тому, кто «миром позабыт».

В стихотворении возникает еще один образ друга - это тот, кто скрыт от лирического героя могилой. Но душой он все равно рядом с ними. И в этот момент герой словно отталкивает своего нового товарища - мечту, потому что в его сердце спряталась тоска и печаль по тем друзьям, которых нет
рядом с ним.

Что пред тобой сердец холодных радость,
Веселий шум и блеск частей
Тому, кто ничего не ищет под луною,
Тому, кто сопряжен душою
С могилою давно утраченных друзей!

В конце этого предложения поставлен восклицательный знак. Он говорит о том, что не только душой, но и сердцем лирический герой всегда рядом с теми товарищами, которых встречался по жизни.

Друзья! оставьте призрак славы,
Любите в юности забавы
И сейте розы на пути.

Он призывает их наслаждаться каждым мгновением в жизни. Ведь она так скоротечна, но очень прекрасна, чтобы тратить ее на призрачные восхваления. В то же время лирический герой не рекомендует друзьям оставлять в своем сердце подобный праздник. Он советует: делиться им с окружающими. А чтобы такой мир всегда оставался с ними рядом, лирический герой в свою очередь обращается к юности, которая может дарить не только радость жизни, но и украшать каждый день цветами.

О юность красная! цвети!..
Цвети хотя немного дней,
Как роза, миртом осененна,
Среди смеющихся полей...

Однако лирический герой понимает, что такое прекрасное время все равно скоро пройдет. И ни он, ни друзья не способны повернуть время вспять. Поэтому герой советует им сохранить в своем сердце мечту, того верного друга, который всегда будет рядом с ними, как мы видели в стихотворении «Мечта». Она была с ним в тот момент, когда друзей уже скрыла могучая и тяжелая могильная плита. Мечту лирический герой даже называет матерью, человеком который всегда готов разделить с тобой радость побед и горечь разочарований.

Однако он постоянно в своем произведении обращается к друзьям и в самых последних строках говорит о том, что нужно в этой жизни мешать мудрость с шутками. Нельзя всегда относится к ней серьезно, необходимо оставлять место и веселью, ведь именно оно позволяет искренне и душевно видеть и воспринимать окружающий мир.

Когда жизнь наша скоротечна,
Когда и радость здесь не вечна,
То лучше в жизни петь, плясать,
Искать веселья и забавы
И мудрость с шутками мешать,
Чем, бегая за дымом славы,
От скуки и забот зевать.

Но такой прекрасный мир веселья и радости в кругу друзей разрушает не только неумолимый бег времени, но и различные исторические события. Большой трагедией в жизни поэта стал 1812 год. События Отечественной войны явились настоящей катастрофой, которую К. Н. Батюшков не смог пережить. В его душевном мире поселилась опасная болезнь, но он также много времени уделял творчеству. Только теперь оно было полно трагизма и разочарования. И самым большим ударом для поэта было то, что французы, которые несли в конце XVIII века нам Просвещение, смогли в начале следующего столетия вторгнуться в сердце России - Москву. Он никак не мог принять того, что «Москвы нет! Потери невозвратные! Гибель друзей, святыня, мирное убежище наук, все осквернено шайкою варваров! Вот плоды просвещения, или лучше сказать, разврата остроумнейшего народа... Сколько зла! Когда ему конец? На чем основать надежды?..».

В этом небольшом замечании отражены не только позиция поэта по поводу того, что произошло, но и крик сердца. Захватчики смогли не только разрушить сладостный мир мечты, в котором пребывал поэт и его друзья, но и погубить его товарищей. Они остались за могильными плитами и теперь не могли быть рядом с ним. Такое развитие событий словно предвидел поэт, когда писал о погибших друзьях в одном из светлых и радостных стихотворений «Мечта».

О последствиях 1812 года Батюшков пишет в стихотворении «К Д<ашков>у». Это один из тех людей, с которыми поэт познакомился в Петербурге перед самым началом трагедии. Именно с ним он готов разделить свою печаль и тоску по тем, кого нет рядом с ним.

Мой друг! я видел море зла
И неба мстительного кары:
Врагов неистовых дела,
Войну и гибельны пожары.

Так его новым другом становится Д. В. Дашков, которому он рассказывает о том, что видел раз, но запомнил на всю жизнь. И мы понимаем, что образ друга в творчестве Батюшкова приобретает немного другие функции. Раньше он призывал их разделить с ним веселье и наслаждение прекрасным миром мечты. Теперь же часть из них далека от него, в могилах. Однако среди его друзей остались те, которые поддерживают его в такой непростой период жизни. Они готовы выслушать его и разделить с ним горечь утраты, то есть в этот сложный период друзья готовы поддержать его. Он снова видит в них опору и поддержку, которой ему так не хватает на жизненном пути.

Так из творчества К. Н. Батюшкова мы видим, что друг - это не только тот, кто может разделить радость побед и наслаждаться с тобой жизнью, но и тот, кто готов разделить горечь разочарований. И оказать не только поддержку, но и пройти рядом с тобой весь этот тяжелый путь. Таково истинное назначение верного и преданного друга.