Болезни Военный билет Призыв

Алкены. Реакции, при которых -связь сохраняется

Хотя формально в этой реакции двойная связь сохраняется, тем не менее она протекает с разрывом -связи. Цис- и трансизомеры алкенов могут переходить друг в друга под действием УФ-света, высокой температуры (см. отступление 1). Препаративного значения эта реакция не имеет, потому что всегда образуется смесь изомеров. Так, при облучении раствора любого из изомеров этилен-1,2-дикарбоновой кислоты (цис – малеиновой или транс – фумаровой) образуется одинаковая по составу смесь:

При нагревании (150 °С), наоборот, преобладает более стабильный трансизомер (фумаровая кислота).

Отступление 8.
Цистрансизомеризация и механизм зрения

Процессы обнаружения, переработки и передачи сигналов, вызываемых светом в глазах человека и животных, имеют химическую природу. При попадании света в глаз излучение поглощается молекулой цис -ретиналя. При этом она переходит в возбужденное состояние – ее электроны смещаются. Происходит расщепление -связи между атомами С 11 и С 12 . Эта связь становится простой, и вращение вокруг нее становится почти свободным. Когда одна часть молекулы повернется относительно другой и -связь восстановится, цис -ретиналь превращается в транс -ретиналь. Такое существенное изменение формы молекулы вызывает сигнал, передающийся по зрительному нерву в мозг (схема).

Упрощенный механизм химии зрения

Реакции, при которых -связь сохраняется

(при первом чтении можно опустить)

Таких реакций меньше, чем реакций присоединения. Приведем только один пример:

Происходит замещение по радикальному механизму. Результат реакции объясняется двумя причинами. Первая причина – легкость образования и большая устойчивость аллильного радикала СН 2 =СН–СН 2 . Это связано с тем, что СН 2 =СН-группа (винильная группа) способна эффективно участвовать в делокализации неспаренного электрона. Вторая причина связана с термической неустойчивостью продукта присоединения:

CH 2 =CH–CH 3 + Cl 2 СH 2 Cl–CHCl–CH 3 .

При высоких температурах равновесие этой реакции сильно смещено влево.

Полимеризация алкенов

Полимер - молекула, состоящая из очень большого числа (до нескольких сот тысяч) повторяющихся звеньев. Соединение, из которого образуется полимер, называется мономером :

Отметим два важных обстоятельства.
1. Любая молекула полимера имеет определенные свойства (например, молекулярную массу). Полимер как материал, получаемый в лаборатории или промышленным путем, представляет собой смесь, молекулярная масса (и некоторые другие свойства) которой колеблется в некотором интервале. Этот интервал может быть узким или широким и зависит от способа и условий получения полимера.
2. Полимеры имеют так называемые концевые группы , которые отличаются от повторяющихся звеньев. Поскольку эти группы являются лишь небольшой частью полимера, их характер не учитывается при рассмотрении свойств самого полимера.

Рассмотрим одну из возможных схем полимеризации на примере радикальной полимеризации этилена. Механизм реакции - цепной радикальный. Для начала необходимо иметь источник свободных радикалов, например пероксид бензоила:

Затем происходит взаимодействие инициатора радикального процесса с этиленом:

Обрыв этой цепи может произойти, например, в результате димеризации большого радикала:

2R(CH 2 CH 2)n CH 2 CH 2 R(CH 2 CH 2) 2n +2 R.

Этилен полимеризуется в полиэтилен в жестких условиях (70 атм, 100 °С). Так получают полиэтилен низкой плотности с относительной молекулярной массой M r < 3 10 5 .
Полиэтилен высокой плотности (M r 3 10 6) получают по другому механизму в присутствии катализатора Циглера (TiCl 3 + (CH 3) 3 Al).
Почти половина производимого в мире этилена идет на полимеризацию. Ежегодное производство полиэтилена в США более 4 млн т. Этот полимерный материал был открыт почти случайно в начале 1930-х гг. При попытке провести взаимодействие этилена с бензальдегидом при давлении 2500 атм образовался твердый осадок. Инициатором полимеризации служили в данном случае следы кислорода, содержащиеся в этой системе.
По радикальному механизму получают и тефлон (фторопласт, полифторпропилен):

nCF 2 =CF 2 (–CF 2 –CF 2 –) n .

Тефлон имеет относительную молекулярную массу M r 2 10 6 . Он устойчив к действию концентрированных кислот, водных растворов щелочей, органических растворителей и большинства окислителей. Его ценные свойства - инертность, прочность - обусловили его широкое использование для производства всевозможных изделий (в последнее время широкое распространение получило использование тефлона в качестве антипригарного покрытия в бытовой посуде). Плавиться тефлон начинает около 330 °С, а выше 400 °С начинается его разложение. Это отличный электроизолятор. Кроме того, он обладает отталкивающими свойствами - масла и загрязнения не прилипают к тефлону, поэтому изделия из него кажутся скользкими на ощупь.
Фторсодержащие углеводороды получили широкое распространение после второй мировой войны. Фтор к этому времени стал доступен в больших количествах, т.к. в нем возникла необходимость при производстве ядерного топлива . Формулы и сведения о применении некоторых других полимеров приведены в табл. 2.

Таблица 2

Некоторые распространенные полимеры

Мономер Полимер Применение

метилметакрилат

полиметилметакрилат

Оконные стекла (плексиглас), линзы,
упаковочный материал, основа лаков и клеев

фенилэтилен
(стирол)

полифенилэтилен
(полистирол)

Посуда для горячих напитков,
игрушки, бытовые предметы
СН2=СНСN
акрилонитрил

полиакрилонитрил

Синтетические волокна

Представленный в № 1, 2, 14, 18, 24 материал - это глава пособия курса «Органическая химия» для учащихся открытого лицея «Всероссийская заочная многопредметная школа» (ВЗМШ). Пособие предназначено для самостоятельного (заочного) изучения органической химии и будет полезно не только учащимся, но и учителям.
Органическая химия в школьном курсе традиционно считается более трудным предметом, чем неорганическая химия. Мы считаем это мнение ошибочным. Химия веществ, в состав которых входят атомы всего нескольких элементов: углерода, водорода, кислорода, азота, галогенов и серы, не может соперничать по сложности с богатой и разнообразной химией всех остальных элементов периодической системы. Причина затруднений при изучении органической химии в большей степени психологическая. Исследуя вещества, состоящие из атомов столь небольшого числа элементов, химики-органики установили для них большое число специфических закономерностей, неизвестных для неорганических соединений. Знакомство с этими правилами и законами часто вызывает ощущение сложности предмета. Кроме того, названия органических соединений способны привести в уныние всякого, кто не знает, что строятся они по простым правилам.
Органических веществ очень много - более 10 млн. Человеческая память не способна вместить информацию о свойствах даже самых важных из них. Единственный правильный способ изучения органической химии – это понять ее логику. Тогда, глядя на формулу незнакомого вещества, ученик сможет предсказать его основные свойства и написать уравнения важнейших реакций. Поэтому в нашем курсе особое внимание уделяется логике предмета: устанавливается связь строения и свойств, анализируются различные закономерности, обсуждаются сходства и различия в химическом поведении веществ разных классов. Этот подход отражается в детальном изучении строения органических веществ и механизмов реакций с их участием.
Изучение механизмов в нашем курсе - это не самоцель. Применение механизмов реакций соответствует современному уровню мышления химика-органика. Как показывает опыт использования этого пособия, донести до школьников суть механизмов основных органических реакций - вполне посильная задача. Предлагаемый материал одновременно достаточно строгий и понятный школьнику.
В пособии использована лексика, принятая в учебниках для высшей школы, чтобы облегчить дальнейший переход читателя к более основательной литературе. Вместе с тем, используя сложные термины, мы старались как можно более упростить их толкование, показать общность и изящность (а часто и простоту) идей и явлений, которые за ними стоят.
Есть идеи, традиционно излагаемые в курсах органической химии, но являющиеся универсальными. Характерный пример - теория гибридизации. В нашем пособии мы подчеркиваем связь обсуждаемых идей и фактов с родственными понятиями и результатами из других областей химии.
В заочном обучении нет непосредственного контакта ученика и преподавателя, общение происходит только в письменном виде. Но самое главное, между отправленным по почте вопросом и полученным по почте же ответом проходит достаточно большое время. Поэтому в нашем пособии материал представлен последовательно и подробно, чтобы минимизировать число вопросов ученика, обусловленных непониманием текста пособия. Для решения этой проблемы использованы следующие методические приемы.

1. Четкое структурирование материала. Пособие разделено на 23 главы, каждая из которых имеет логичную внутреннюю структуру, позволяющую ориентироваться в логике построения материала.
2. Часть вопросов, которые могли возникнуть в процессе чтения, формулируются прямо в тексте, и ответы на них обсуждаются здесь же.
3. В пособие включены вопросы для самоконтроля, которые служат различным целям: акцентированию внимания на некоторых аспектах изложенного материала, более глубокому осмыслению важных вопросов, подготовке к контрольным заданиям. Ответы на вопросы для самоконтроля приведены в отдельной брошюре.

Чтобы изложение не казалось скучным, некоторые места пособия написаны как беседа преподавателя и ученика, в текст включены сведения о практическом использовании веществ, исторические сведения, химические курьезы. Такая информация в основном сосредоточена в «Отступлениях». Основная цель выделения «Отступлений» – сохранение логики изложения. Вынесение в «Отступления» более сложного теоретического материала, который можно пропустить при первом чтении, помогает организовать «двухуровневость» пособия.
Курс «Органическая химия» ориентирован на учащихся 10–11-х классов. Если ваши ученики (индивидуально или группой) заинтересованы в заочном обучении химии, то можно обратиться в ОЛ ВЗМШ по адресу: 119234, Москва, В-234, МГУ, ВЗМШ, отделение «Химия».
Авторы будут благодарны за высказанные замечания по опубликованному материалу. Наш e-mail: chemistry-vzms.mail.ru.

В.А.БАТАЕВ,
Е.В.БАТАЕВА

Торговое название материала фирмы «Дюпон».
Фтор применяется для получения гексафторида урана UF 6 – летучего твердого вещества (температура возгонки 57 °С), используемого при разделении изотопов урана.

Характерной особенностью многих непредельных соединений является их способность вступать в реакцию полимеризации и образовывать полимеры. Полимеризацией непредельных соединений называют химическую реакцию образования полимера (высокомолекулярного соединения) за счет объединения между собой большого количества молекул непредельных соединений (мономеров) ковалентными связями, которые возникают вследствие разрыва кратных связей (p-связей) в молекулах мономера. При полимеризации не выделяются побочные низкомолекулярные продукты. Полимеризация, например, однозамещенных производных этилена может быть изображено общей схемой:

n H 2 C=CH ® (-H 2 C-CH-) n , где

мономер полимер

n – степень полимеризации, которая может иметь значения до нескольких сотен тысяч единиц; при значении n=2,3,4…..10 соединения называют олигомерами (от греч. “олигос” – немного);

R – заместители (атомы водорода, хлора или группы CH 3 -, -CºN, C 6 H 5 -, H 2 C=CH-, -COOAlk и т.д.).

В химии полимеров широко используют также совместную полимеризацию нескольких разных мономеров, которую называют сополимеризацией.

Полимеры, полученные методом полимеризации, называют преимущественно по названию мономеров, которым добавляют приставку поли-, что означает “много”. Например, полимер, синтезированный из этилена, называют полиэтиленом, полимер пропилена – полипропиленом и т.д.

n CH 2 =CH 2 ---® (-CH 2 -CH 2 -) n

этилен полиэтилен

n CH 3 -CH=CH 2 ---® (-CH-CH 2 -) n

пропилен полипропилен

По характеру прохождения реакции полимеризации она может быть двух типов – ступенчатая и цепная (линейная). Инициаторами полимеризации могут быть тепловая энергия, давление, облучение и специальные химические реагенты.

Полимеризация может быть проведена по ионному (катионная и анионная) и радикальному механизмам.

Ступенчатая полимеризация

Этот тип полимеризации был открыт в 1873г. А.М.Бутлеровым на примере изобутилена при нагревании его с 20 %-ным раствором H 2 SO 4 .

(Н 3 С) 2 С=СН 2 + Н + -® (Н 3 С) 3 С + + (Н 3 С) 2 С=СН 2 -® (Н 3 С) 3 С-СН 2 - + С(СН 3) 2 -®

Н 3 С-С=СН-С(СН 3) 3 (82%)

+ ·· СН 3 + Н 2

-® Н ··СН 2 -С-СН-С(СН 3) 3 ----® --------®

Н 2 С=С-СН 2 -С(СН 3) 3 (18%)

----® CH 3 -C-CH 2 -CH-CH 3

2,4,6-триметилпентан (изооктан)

Ступенчатая полимеризация изобутилена является типичным примером катионной полимеризации. Инициатором полимеризации в этом случае является протон кислоты, который присоединяется к мономеру изобутилена и образует при этом карбкатион.

В определенных условиях полимеризацию можно остановить на необходимой стадии путем обрыва реакционной цепи. При гидрировании димеров изобутилена образуется 2,4,6-триметилпентан (изооктан) – высооктановое моторное топливо.

Цепная полимеризация

Наиболее распространенным типом полимеризации является цепная, или линейная, которая характеризуется тем, что макромолекула образуется в процессе одной непрерывной реакции вследствие соединения мономеров s-связями за счет разрыва p-связей.

В механизме цепной полимеризации различают три стадии: 1) инициирование и начало роста цепи; 2) рост цепи; 3) обрыв цепи полимеризации.

Полимеризация – экзотермическая реакция. На каждое звено мономера, который присоединился, выделяется »42кДж.

Синтетические полимеры (произведенные искусственным путем) химическая промышленность получает при помощи реакций полимеризации и поликонденсации .

В основе реакции полимеризации лежит процесс соединения (при помощи ковалентных связей) друг с другом мономеров (молекул низкомолекулярного соединения), которые и формируют высокомолекулярное соединение (синтетический полимер).

В ходе процесса полимеризации происходит раскрытие двойных связей в молекулах непредельных углеводородов, которые затем соединяются друг с другом в одну макромолекулу гигантских размеров. При разрыве двойной связи высвобождается атом с высокой реакционной активностью, называемый радикалом , у которого имеется непарный электрон. После этого, радикал соединяется с другим радикалом (при этом оба они получают парные электроны), давая тем самым старт образованию полимерной цепи.

Полиэтилен

Рассмотреть процесс полимеризации удобнее всего на примере полиэтилена , являющегося самым простым синтетическим полимером.

На первом этапе выполняется реакция дегидрирования , когда при высокой температуре в присутствии металлического катализатора этан превращается в этилен (от молекулы этана отщепляется два атома водорода, в результате чего формируется двойная связь):

CH 3 -CH 3 (г)→CH 2 =CH 2 (г)+H 2 (г)

Образовавшийся этилен является мономером, который в дальнейшем будет использован для построения полимера (полиэтилена). Для этого этилен в присутствии катализатора подвергается высокому нагреву без доступа воздуха, что приводит к разрыву двойной углеродной связи, с образованием двух радикалов (на рисунке изображены красным цветом):

Образовашиеся радикалы тут же начинают "поиск" еще одного электрона, чтобы восстановить разорвавшуюся связь, что приводит к соединению двух радикалов друг с другом с образованием ковалентной связи. Данный процесс идет с обеих концов молекулы, что приводит к росту цепи (молекулярная масса молекулы полиэтилена достигает 10 000 - 1 000 000 г/моль):


Виды полиэтилена, которые можно получить путем реакции полимеризации:

  • ПЭВД (полиэтилен высокого давления ) или ПЭНП (полиэтилен низкой плотности ), молекулярная масса 10 000 - 45 000. Состоит из сложной сети разветвленных полимерных нитей, поэтому, не упакован так плотно, как линейный полимер, являясь мягким и гибким. Основная область применения: упаковочный материал, обладающий высокой химической стойкостью.
  • ПЭНД (полиэтилен низкого давления ) или ПЭВП (полиэтилен высокой плотности ), молекулярная масса 70 000 - 400 000. Состоит из линейных цепей, которые очень тесно упакованы, поэтому, обладает более высокой твердостью и прочностью. Основная область применения: изготовление детских игрушек, различных технических изделий, шлангов, труб и проч.
  • ПЭПС (полиэтилен с поперечными связями ). Состоит из линейных нитей, состоящих из мономеров, которые соединены друг с другом, что придает материалу высокую прочность. Открывая пластиковую бутылку Кока-Колы, будьте уверены, что крышечка, которой закрыта бутылка, сделана из ПЭПС.

Полипропилен

В структурной формуле пропилена один атом водорода замещен метиловой группой. Поскольку молекула пропилена имеет двойную связь, она также может участвовать в реакциях полимеризации (по аналогии с этиленом), образуя полипропилен.


Коэффициент n указывает число мономерных звеньев, из которых образована макромолекула. Говорят, что n выражает степень полимеризации .

В полипропилене CH 3 является функциональной группой . Меняя условия полимеризации, можно создавать молекулы с функциональными группами, которые будут располагаться по-разному(с одной стороны молекулы; по обе ее стороны; в случайном порядке), получая, таким образом, молекулы пропилена с различными свойствами. Свойства полипропилена настолько сильно зависят от расположения в его молекуле метиловой группы, что из данного полимера получаются самые разные изделия, используемые для внутренней и внешней отделки помещений, изготовления корпусов для аккумуляторных батарей, бутылок, канатов и проч.

Поливинилхлорид

В структурной формуле винилхлорида один из атомов водорода заменен атомом хлора. Из винилхлорида путем реакции полимеризации получают поливинилхлорид (ПВХ):


ПВХ является очень прочным полимером, нашедшим широкое применение при изготовлении линолеума, игрушек, садовых шлангов, различных труб.

Полистирол

В молекуле стирола один атом водорода заменен бензольным кольцом. Из стирола при помощи реакции полимеризации получают полистирол (бесцветную твердую пластмассу с хорошими диэлектрическими свойствами):


Основное применение полистирола: изготовление посуды, пуговиц, упаковочных и электроизоляционных материалов. Полистирол трудно поддается рециркуляции, поэтому, "зеленые" активно выступают против его применения.

В молекуле тетрафторэтилена вместо атомов водорода присутствуют атомы фтора. При помощи реакции полимеризации из тетрафторэтилена получают политетрафторэтилен (тефлон или фторопласт):


Политетрафторэтилен обладает высокой стойкостью к щелочным и кислым средам, высокой жаропрочностью и очень гладкой поверхностью. Основное применение: изготовление подшипников, в качестве антипригарного покрытия сковородок и кастрюль.

Некоторые другие синтетические полимеры, получаемые при помощи полимеризации:

  • Акрилонитрил → Полиакрилонитрил: парики, пряжа, ковры.
  • Винилацетат → Поливинилацетат: текстильные покрытия, жевательная резинка, краска, латекс, клеющие средства.
  • Метилметакрилат → Полиметилметакрилат: органическое стекло, контактные линзы.

Высокомолекулярными соединениями (ВМС) называют соединения с молекулярной массой более 10000.

Практически все высокомолекулярные вещества являются полимерами.

Полимеры — это вещества, молекулы которых состоят из огромного числа повторяющихся структурных звеньев, соединенных между собой химическими связями.

Полимеры могут быть получены с помощью реакций, которые можно разделить на два основных типа: это реакции полимеризации и реакции поликонденсации .

Реакции полимеризации

Реакции полимеризации — это реакции образования полимера путем объединения огромного числа молекул низкомолекулярного вещества (мономера).

Количество молекул мономера (n ), объединяющихся в одну молекулу полимера, называют степенью полимеризации .

В реакцию полимеризации могут вступать соединения с кратными связями в молекулах. Если молекулы мономера одинаковы, то процесс называют гомополимеризацией , а если различны — сополимеризацией .

Примерами реакций гомополимеризации, в частности, является реакция образования полиэтилена из этилена:

Примером реакции сополимеризации является синтез бутадиен-стирольного каучука из бутадиена-1,3 и стирола:

Полимеры, получаемые реакцией полимеризации, и исходные мономеры

Мономер

Получаемый из него полимер

Структурная формула

Варианты названия

Структурная формула

Варианты названия

этилен, этен полиэтилен
пропилен, пропен полипропилен
стирол, винилбензол полистирол, поливинилбензол
винилхлорид, хлористый винил, хлорэтилен, хлорэтен поливинилхлорид (ПВХ)
тетрафторэтилен (перфторэтилен) тефлон, политетрафторэтилен
изопрен (2-метилбутадиен-1,3) изопреновый каучук (натуральный)
бутадиен-1,3 (дивинил) бутадиеновый каучук, полибутадиен-1,3

хлоропрен(2-хлорбутадиен-1,3)

хлоропреновый каучук

бутадиен-1,3 (дивинил)

стирол (винилбензол)

бутадиенстирольный каучук

Реакции поликонденсации

Реакции поликонденсации — это реакции образования полимеров из мономеров, в ходе которых, помимо полимера, побочно образуется также низкомолекулярное вещество (чаще всего вода).

В реакции поликонденсации вступают соединения, в состав молекул которых входят какие-либо функциональные группы. При этом реакции поликонденсации по тому, один используется мономер или больше, аналогично реакциям полимеризации делятся на реакции гомополиконденсации и сополиконденсации .

К реакциям гомополиконденсации относятся:

* образование (в природе) молекул полисахарида (крахмала, целлюлозы) из молекул глюкозы:

* реакция образования капрона из ε-аминокапроновой кислоты:

К реакциям сополиконденсации относятся:

* реакция образования фенолформальдегидной смолы:

* реакция образования лавсана (полиэфирного волокна):

Материалы на основе полимеров

Пластмассы

Пластмассы — материалы на основе полимеров, которые способны под действием нагревания и давления формоваться и сохранять заданную форму после охлаждения.

Помимо высокомолекулярного вещества в состав пластмасс входят также и другие вещества, однако основным компонентом все же является полимер. Благодаря своим свойствам он связывает все компоненты в единую целую массу, в связи с чем его называют связующим.

Пластмассы в зависимости от их отношения к нагреванию делят на термопластичные полимеры (термопласты ) и реактопласты .

Термопласты — вид пластмасс, способных многократно плавиться при нагревании и застывать при охлаждении, благодаря чему возможно многоразовое изменение их изначальной формы.

Реактопласты — пластмассы, молекулы которых при нагревании «сшиваются» в единую трехмерную сетчатую структуру, после чего изменить их форму уже нельзя.

Так, например, термопластами являются пластмассы на основе полиэтилена, полипропилена, поливинилхлорида (ПВХ) и т.д.

Реактопластами, в частности, являются пластмассы на основе фенолформальдегидных смол.

Каучуки

Каучуки — высокоэлластичные полимеры, углеродный скелет которых можно представить следующим образом:

Как мы видим, в молекулах каучуков имеются двойные C=C связи, т.е. каучуки являются непредельными соединениями.

Каучуки получают полимеризацией сопряженных диенов, т.е. соединений, у которых две двойные C=C связи, разделены друг от друга одной одинарной С-С связью.

1) бутадиен:

В общем виде (с демонстрацией только углеродного скелета) полимеризация таких соединений с образованием каучуков может быть выражена схемой:

Таким образом, исходя из представленной схемы, уравнение полимеризации изопрена будет выглядеть следующим образом:

Весьма интересным является тот факт, что впервые с каучуком познакомились не самые продвинутые в плане прогресса страны, а племена индейцев, у которых промышленность и научно-технический прогресс отсутствовали как таковые. Естественно, индейцы не получали каучук искусственным путем, а пользовались тем, что давала им природа: в местности, где они проживали (Южная Америка), произрастало дерево гевея, сок которого содержит до 40-50% изопренового каучука. По этой причине изопреновый каучук называют также натуральным, однако он может быть получен и синтетическим путем.

Все остальные виды каучука (хлоропреновый, бутадиеновый) в природе не встречаются, поэтому всех их можно охарактеризовать как синтетические.

Однако каучук, не смотря на свои преимущества, имеет и ряд недостатков. Так, например, из-за того что каучук состоит из длинных, химически не связанных между собой молекул, его свойства делают его пригодным для использования только в узком интервале температур. На жаре каучук становится липким, даже немного текучим и неприятно пахнет, а при низких температурах подвержен затвердеванию и растрескиванию.

Технические характеристики каучука могут быть существенно улучшены его вулканизацией. Вулканизацией каучука называют процесс его нагревания с серой, в результате которого отдельные, изначально не связанные друг с другом, молекулы каучука «сшиваются» друг с другом цепочками из атомов серы (полисульфидными «мостиками»). Схему превращения каучуков в резину на примере синтетического бутадиенового каучука можно продемонстрировать следующим образом:

Волокна

Волокнами называют материалы на основе полимеров линейного строения, пригодные для изготовления нитей, жгутов, текстильных материалов.

Классификация волокон по их происхождению

Искусственные волокна (вискозу, ацетатное волокно) получают химической обработкой уже существующих природных волокон (хлопка и льна).

Синтетические волокна получаются преимущественно реакциями поликонденсации (лавсан, капрон, нейлон).