Болезни Военный билет Призыв

Альбер марсель краткая биография. Список известных побед Марселя Альбера. Боевые самолёты Марселя Альбера

Марсель Альбер – Герой Советского Союза. Французский летчик. Приговоренный к смерти. Пилот эскадрильи «Нормандия-Неман». Американский олигарх.

От публикатора.
3 мая 2012 года. Я отметил 70-летие создания эскадрильи «Нормандия-Неман» со школьниками города Иванова. Они создали Музей «Нормандия-Неман» и берегут его как зеницу ока. Я расскажу о них, а их рассказы вы увидите в YOUTUBE.

Сегодня, 3 мая – праздник. Советских и французских летчиков вспоминают в Национальном Музее авиации в Бурже (Париж). И в Иваново, где на советском аэродроме в 1942-1943 гг. осваивали советские самолеты французские патриоты. И потом били фашистов. И погибали за Родину, за Великую Францию!

Они тоже приближали День Победы! Общий день Победы!

С праздником Победы, дорогие российские и французские друзья!

Сегодня слово – Герою Советского Союза, французу Марселю Альберу, который провел последние годы своей жизни в США. И скончался в 2010 году. Вот что он рассказал…

Интервью с Марселем Альбером

Французский вебжурнал Simulation France Magazine взял интервью у американского олигарха Марселя Альбера. Он же - бывший пилот эскадрильи "Нормандия-Неман". Герой Советского Союза.

Благодаря Пьеру Перруке мы получили возможность взять интервью у его друга Марселя Альбера, долгое время проживающему в США. Телефонный разговор состоялся 16 ноября 2006 г. накануне 89 летия этого великого аса...

Жорж Гийом: Мосье Альбер могли бы Вы коротко обрисовать вашу карьеру и Ваши успехи?

Mарсель Aльбер: Я участвовал в 37 боевых вылетах во время войны во Франции, в 15 в Северной Африке (в том числе Мерс-эль-Кебир), 47 боев во время службы в Великобритании, из них 15 над оккупированой территорией Франции, и 199 боевых вылетов в России. Я сбил 24 самолета противника.

ЖГ: Вы сами бывали сбиты или подбиты?

M.A: Нет, меня никогда не сбивали. Однажды мой самолет был пробит. Я получил две пробоины. Это было в октябре 1944 г. Я обстрелял Юнкерс 87, который загорелся. Я приблизился и увидел заднего стрелка, который повернул в мою сторону свой пугач и выстрелил. Я ответил очередью. Только по возвращению на аэродром я увидел, что он меня задел.

ЖГ: Какие бои над Францией Вы запомнили?

M.A: Бомбардировки Парижа немцами в 1940. Мы действовали с аэродрома в Мо и потеряли двух пилотов. Я обстрелял несколько немецких самолетов, но безрезультатно.

ЖГ: Вы долго думали, прежде чем принять решение бежать в Гибралтар?

M.A: Нет, скорее совсем не долго думал... ко мне пришли Дюран и Лефевр и предложили бежать вместе с ними. В этот день у меня не было полетов и мне пришлось обратиться за разрешением на вылет к Пьру Сальва, который разрешил вылет для ведения учебного боя. Я взлетел и улетел в Гибралтар без проблем.

ЖГ: Какие последствия для Вашей семьи и Ваших близких имел Ваш побег?

M.A: Меня приговорили к смертной казни. Я до сих пор храню приговор. Жандармы явились в Орли что бы повесить приговор на двери дома моей матери и на двери мэрии. Они сказали, что не могут не повесить приговор, но что они ничего не станут делать, если его сорвут. Моя мать сорвала оба листа с приговором. Ей и моей сестре повезло, что это осталось без последствий, они рисковали быть депортированы.

ЖГ: Какого рода боевые задания Вы выполняли в Великобритании?

M.A: Вылеты на Спитфайерах II, прикрытие морских транспортов, разведка, вылеты по тревоге. По сути, Спитфайер не плох, но ничего особенного, и лучше было на нем не встречать немцев - вооружение в крыльях было так себе, ни расположения, ни мощи против бомбардировщиков

ЖГ: Почему Вы отправились в Россию?

M.A: Когда мы встречались с Де Голлем, мы были в одних носках, без копейки в кармане. Он выдал 30 фунтов каждому пилоту на личные надобности. Мы его спросили - можно ли нас отправить в Россию, поскольку русские вели настоящую борьбу, тогда как в Англии мы имели редкие бои с малым числом самолетов. Россия это было где то очень далеко. Один пилот даже сказал, что пока мы доедем война кончится...

ЖГ: Почему был выбран Як-1?

M.A: Если бы мы захотели Hurricane, мы бы их получили. Но мы были в России и желание летать на русских самолетах было естественно. Это был лучший самолет на тот момент, превосходящий остальные. Як-1 это хороший самолет.

ЖГ: Существовала ли разница ведения воздушных боев в небе Франции, Англии или России?

M.A: не особенно, просто в России было намного больше боев. Часто немцы уклонялись от боя. Русские были очень цепкими и на них можно было положиться. Они держали слово, если они обещали что то, то обязательно выполняли.

ЖГ: Какие миссии Нормандии-Неман Вам больше запомнились?

M.A: Во время моего первого боевого вылета я оказался на 150 км в глубь линии фронта на территории противника, и мой самолет заглох. Винты вращались, но мотор не работал. Я пролетел 3500 метров в легком пике. Я подумал, что приземлиться возле какого нибудь поселка - не лучшая идея, поскольку там будет полно немцев, и меня сразу расстреляют. Прыгнуть с парашютом, означало "потерять сапоги и оказаться в одних носках по снегу". Я решил попробовать ручной подсос горючего в мотор, и через 20 качков он завелся.

ЖГ: Что Вы думаете о русских самолетах, на которых Вы летали?

M.A: Лучший самолет - это Як-3. Он был лучше всех других самолетов, в том числе английских и американских. Плюс у него было мощное вооружение, пушка 20 мм и два пулемета, калибра 12,7, делавших 1500 выстрелов в минуту. Одно время были даже самолеты с пушкой 37 мм, это было потрясающе. Он был такой длинный, что мы летали как на пушке. Он был тяжелый и в каждый выстрел чувствовался выход снаряда из ствола и запах пороха.

ЖГ: Что Вы думаете о советских пилотах, которых Вы встречали или сопровождали в вылетах

M.A: Это были великолепные пилоты. Они сражались за свою Родину и не думали ни о чем другом. У меня самые теплые воспоминания о них.

ЖГ: Что Вы думаете о немецких самолетах, которые Вы встречали и сбивали?

M.A: Во время одного из моих первых боев, 4 FW 190 атаковали дорогу. Я направился на них и выстрелил в первый, затем во второй, в третий и четвертый. Два ушли в штопор, и мне показалось, что и третий. Позднее русские подтвердили, что все четыре самолета упали с пилотами в кабинах.

ЖГ:Были ли немецкие самолеты лучше русских?

M.A: Немецкие бомбардировщики были лучше русских, кроме Пе-2, который был быстрее. Русские получали фотографии на скорости в 600 км/ч. В 1944-45 г. немцы часто отказывались от боя, если знали, что в воздухе французы из Нормандии-Неман. Или что в воздухе Шестой.

ЖГ: Они знали, что шестой номер это Вы?

M.A: Да, мы слышали их разговоры по радио.

ЖГ: Кого из пилотов Нормандии-Неман Вы могли бы отметить?

M.A: Никого. Каждый делал свое дело, и не очень то забавное дело. У нас не было страха.

ЖГ: Вам никогда не было страшно?

M.A: Нет, мне не было страшно, потому что я никогда не испытывал настоящей опасности.

ЖГ: Такие летчики, как Хартман, описывают свой метод сбивать самолеты. Существует ли метод Альбера?

M.A: Нет, у меня не было специального метода. Я полагался на удачу, и мне везло. В воздушном бою важно видеть далеко, а у меня было хорошее зрение и я всегда видел, когда появлялся противник.

ЖГ: Как закончилась служба в Нормандии-Неман для Вас?

M.A: В декабре 1944 я прибыл в отпуск во Францию через Каир и Алжир. Это Де Голль прислал за нами свой самолет, что бы мы могли побывать во Франции. В Алжире мы задержались свыше предусмотренного времени и опоздали на самолет, он улетел без нас и пропал без вести, хотя на нем был опытный пилот. Я вернулся в Россию в конце войны. Последний вылет должен был быть на Данциг, где немцы все еще сопротивлялись. Соваж мне дал свой самолет, "пятерку". Моторы уже завели, когда русские нам сообщили, что немцы капитулировали, и этот вылет не состоялся. Война закончилась. Столько русских погибло. Бедные ребята.

ЖГ: Что стало с Яком-3, на котором Вы вернулись?

M.A: На нем еще летали многие летчики, пока он не пошел в металлолом.

ЖГ: Какой урок Вы извлекли из этих лет войны?

M.A: Никакого особенного урока, кроме того, что мне повезло остаться живым.

ЖГ: Чем Вы занимались после 1945 г.?

M.A: Я служил в испытательном центре в Оранже.Там однажды мне пришлось сажать загоревшийся самолет с десятью пассажирами на борту. Самолет зацепился за деревья и взорвался. Меня выбросило, и я уцелел, не знаю, как и почему. Я шел пешком, и один мальчишка меня заметил, меня разыскивали в течении 6 часов. Этот мальчишка сообщил, где я, в это время уже начали раскапывать место взрыва в поисках моего трупа.

ЖГ: с чем связано Ваше желание оставаться столь незаметным?

M.A: Никто ничего у меня не спрашивал, а у меня было очень много работы, что бы писать воспоминания.

ЖГ: Что значит Нормандия-Неман для Вас сегодня?

M.A:. Я получал несколько писем от летчиков. Единственный более менее постоянный контакт у меня был с Риссо и Де Ля Пуапом.. Де Ля Пуап недавно приглашал меня во Францию.

ЖГ: Знаете ли Вы, что существует множество людей, которые любят "летать" на компьютерных симуляторах и которые увлекаются Нормандией-Неман? Что бы Вы могли им сказать?

M.A: Cлава Богу, они не рискуют получить пулю.

Перевод на русский язык © С.В.Дыбов

Марсель Альбер родился 25 ноября 1917 года в Париже, в семье рабочего. Он рано познал тяготы жизни, работая металлистом на заводе «Рено». Закончил платные курсы пилотов. Лётному делу учился за свой счёт, выкраивая необходимые суммы из небольшого заработка. В 19 лет ему, как и многим другим французским лётчикам, дала путёвку в небо единственная в то время во Франции женщина - инструктор Ивон Журжон .

В феврале 1940 года был направлен в истребительную группу GC I/3, где летал на самолёте . Весной 1940 года стал летать на (по другим источникам - CR-714).

Во время битвы за Францию сбил один в группе, ещё одна победа () не была подтверждена. После капитуляции Франции его часть была переброшена в Оран (Северная Африка).

14 октября 1941 года, будучи несогласным с политикой правительства Виши, вместе с и , на самолётах Девуатин D-520 бежал в Гибралтар, откуда был направлен в Англию. Сражался в рядах деголлевских сил «Освобождения Франции», служил в 340-й эскадрильи «Иль-де-Франс».

В декабре 1942 года вступил в ряды «Свободных сражающихся сил Франции» и, в составе первой группы французских добровольцев, прибыл в Россию.

Свой боевой путь в составе «Нормандии» начал весной 1943 года. Все тяготы фронтовой жизни он делил наравне с другими лётчиками. Каждый день на волоске от гибели - каждый вылет мог оказаться последним.

Марсель Альбер сразу же привлекал внимание красивой и аккуратно подстриженной головой, строгими чертами лица и проницательными умными глазами. Стеснительный, без причин краснеющий, он обладал незаурядной волей, завидным упорством и большой настойчивостью. Когда весной развезло полевой аэродром, он первый стал взлетать и садиться, используя покрытую щебёнкой дорогу. И ни разу ни малейшим образом не повредил свой самолёт.

13 июня 1943 года, в воздушном бою, вражеский снаряд повредил систему топливопитания его машины. Но с помощью ручного подкачивающего насоса - альвейера - можно было лететь. 200 км Альбер вручную питал мотор бензином, но долетел. Потом неделю не мог летать - чертовски болела рука и плечо.

16 июля 1943 года Альбер и Прециози, баражируя в районе Думиничи, получили сигнал со станции наведения о появлении разведчика противника. Они устремились к нему. «Рама» тоже заметила их и с резким снижением на максимальной скорости попыталась уйти. Атака, ещё одна. Кабина стрелка разбита, левый мотор начал дымить. Ещё очередь и FW-189 перевернувшись в воздухе вошёл в свое последнее пике. А через несколько часов спустя друзья снова поднялись в воздух и вновь вступили в бой с противником…

Трудным летом 1943 года «Нормандия» прошла суровую школу боёв. Вспоминая о том времени, Марсель Альбер впоследствии заметил: «Если бы мы воевали тогда организованно, как впоследствии, мы бы успешнее боролись с Люфтваффе. Но мы делали лишь один боевой вылет в день, а надо было - пять…»

В феврале 1944 года, за победы в летней компании 1943 года, Марсель Альбер был награждён орденом Красного Знамени.

В мае 1944 года, когда эскадрилья «Нормандия» была преобразована в полк, Альбер был произведён в лейтенанты и назначен командиром 1-й эскадрильи «Руан».

В октябре 1944 года восьмёрка «Яков» под командой Альбера Марселя провела удачный бой с 30 прикрываемыми 12 из эскадры «Мёльдерс».

В этом бою Альбер одержал сразу 2 победы, а его товарищи - ещё 5. В итоге противник, потеряв 7 машин, был вынужден оставить поле боя. Восьмёрка Альбера вернулась на свой аэродром без потерь.

Отличный бой провели французские лётчики под его командованием и 18 октября 1944 года. В тот день эскадрилья встретила около 20 бомбардировщиков противника, шедших под прикрытием 6 истребителей. Французы, стремительно атаковав врага, сбили 6 бомбардировщиков и 3 истребителя. Сам Марсель уничтожил в этом бою ещё 2 машины противника.

26 октября 1944 года во главе 8 «Яков» Альбер вылетел для прикрытия наступающих советских войск. В районе барражирования увидел ниже вражеские самолёты, бомбившие наши позиции. Заметив «Яки», немцы повернули на запад. Восьмёрка Альбера, пользуясь высотой, легко догнала противника и обрушила на них мощь своего оружия. Стремительный удар разметал строй противника, они пытались уйти на бреющем полёте. По команде Альбера, французы бросились преследовать отступающего противника. А он вместе с , догнав самолёт врага, двумя длинными очередями уничтожил его. Это была 23-я победа отважного аса и 200-й самолёт на счету лётчиков «Нормандии - Неман».

За мужество и отвагу, проявленные в боях с немецкими захватчиками, 27 ноября 1944 года командиру 1-й эскадрильи полка «Нормандия - Неман» старшему лейтенанту Марселю Альберу было присвоено высокое звание Героя Советского Союза. К тому времени он совершил 193 боевых вылета и имел на счету 23 сбитых самолёта противника официально (из них - 16 в группе) и 2 неподтверждённых (1 в группе). При этом, 21 победа (при 1-й неподтверждённой) была одержана в России.

В середине декабря 1944 года Марсель Альбер был награждён Крестом освобождения и отправлен во Францию, в отпуск. В «Нормандию» он больше не вернулся - вскоре его назначили на новую должность в сводной авиадивизии «Франция», создаваемой в Туле (которая так и не была сформирована).

После войны - долгое время оставался на службе в ВВС. С 1947 года майор М. Альбер - в запасе. Был французским военно-воздушным атташе в Праге. По окончании службы переехал в США, где и проживал до конца своих дней во Флориде.

Истребитель Як-3 Лейтенанта Марселя Альбера. «Нормандия», Октябрь 1944 года.

Список известных побед Марселя Альбера

Дата победы Тип сбитого самолёта Место победы Самолёт аса
14 мая 1940 г. Do-17 (в группе) Сюип D-520
20 мая 1940 г. He-111 н/п Хэм D-520
18 июля 1942 г. FW-190 (повреждён) V
16 июня 1943 г. FW-189 (в группе) Брусно - Мековая Як-1Б
14 июля 1943 г. FW-190 Ягодная Як-1Б
17 июля 1943 г. FW-190 Ягодная - Красник Як-1Б
17 июля 1943 г. FW-190 (в группе) Знаменская Як-1Б
19 июля 1943 г. Ju-88 (в группе) Знаменская Як-1Б
31 августа 1943 г. Ju-87 Ельня Як-1Б
1 сентября 1943 г. FW-190 (в группе) Ельня Як-1Б
17 сентября 1943 г. FW-190 Смоленск Як-9
22 сентября 1943 г. FW-190 Красное Як-9
4 октября 1943 г. Hs-126 (в группе) Горки Як-9
12 октября 1943 г. FW-190 (в группе) Горки Як-9
15 октября 1943 г. Ju-88 (в группе) Горки Як-9
15 октября 1943 г. Ju-88 н/п Горки Як-9
15 октября 1943 г. 2 FW-190 (в группе) Горки Як-9
16 октября 1943 г. 2 Ju-87 (в группе) Сталупонен Як-3
16 октября 1943 г. FW-190 Сталупонен Як-3
18 октября 1944 г. 2 Hs-129 (в группе) Сталупонен Як-3
23 октября 1944 г. Me-109 (в группе) Сталупонен Як-3
26 октября 1944 г. Me-109 (в группе) Тракенен Як-3

Боевые самолёты Марселя Альбера

Марсель Альбер (род. 25 ноября 1917 ) - французский летчик , Герой Советского Союза .

Родился в Париже в многодетной семье рабочих. По окончании школы работал на заводе фирмы « Рено». В Вооружённых силах Франции с 24 марта 1938 года . В конце ноября 1942 года М. Альбер с первой группой французских лётчиков-добровольцев в количестве 14 человек, прибывает в Советский Союз, где в городе Иваново формировалась французская истребительная авиационная эскадрилья "Нормандия" для участия в боевых действиях на советско-германском театре военных действий.
16 июня 1943 года лейтенант М. Альбер, пилотируя советский самолёт-истребитель "ЯК-1Б ", одерживает свою первую победу в рядах эскадрильи "Нормандия" , сбивая в паре со старшим лейтенантом А. Прециози фашистский "Фокке-Вульф-189".
5 июля 1943 года эскадрилья была переформирована в 1-й истребительный авиационный полк "Нормандия".
В конце весны 1944 года, когда "Нормандия" в составе 303-й истребительной авиа
ционной дивизии 1-й воздушной армии приняла непосредственное участие в Белорусской наступательной операции советских войск, старший лейтенант Марсель Альбер был назначен командиром 1-й авиаэскадрильи. Он одним из первых французских лётчиков отказался от тактики одиночного боя, сразу поняв её пагубность. В боевой обстановке его отличали храбрость, настойчивость, разумность действий, грамотная тактика. В полку не было такого лётчика, который бы раньше Альбера замечал противника в воздухе. Из всех лётчиков "Нормандии" он имел наибольшее количество сбитых самолётов противника. Смелость и решительность, тонкий расчёт и стремление помочь другу в трудную минуту - вот что отличало командира 1-й эскадрильи в бою.
27 октября 1944 года, на завершающем этапе боёв за освобождение Белоруссии Альбер сбил вражеских 23 самолёта!

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 ноября 1944 года за мужество, героизм и воинскую доблесть, проявленные в боях с немецко-фашистскими оккупантами гражданину Французской Республики старшему лейтенанту Альберу Марселю присвоено звани е Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

После окончания войны продолжил службу в ВВС Франции, в 1948 уходит в отставку, женится на американке и уезжает в Америку , где довольно успешно управляет сетью ресторанов , проживает во Флориде .

Награды

  • Великий офицер ордена Почётного легиона
  • Компаньон ордена Освобождения (11 апреля 1944)
  • Военный крест 1939-1945 (15 пальмовых ветвей, 3 позолоченные звезды)

Официально Марсель Альбер является вторым по результативности французским летчиком-истребителем. В годы Второй мировой войны он сражался на истребителях во Франции, Англии и СССР. В СССР Альбера удостоили зва-
ния Герой Советского Союза.Марсель Альбер родился в годы Первой мировой войны в Париже. После окончания школы поступил ра-бочим-металлистом в компанию «Renault», а в 1938 году пошел служить в ВВС Франции. Завершив курс подготовки летчика-истреби-теля, продолжил службу в Шартре. Начавшаяся в 1939 году война застала Альбера в подразделении 1/3 Groupe de Chasse-Escadrille.За период «странной войны» наЗападе летчик не сделал ни одного боевого вылета.

Все изменилось 10 мая 1940 года, с началом германского блицкрига на Западном фронте. Через четыре дня на Dewoitine D.520 Альбер сбил севернее Сюппи самолет Dornier Do 17. В тот же день он сбил и Bf 109, но эта победа не подтверждена. 20 мая Альбер, снова предположительно, сбил в районе Хэма Heinkel Не 111. В ходе битвы за Францию Альбер выполнил
30 боевых вылетов и достоверно сбил один неприятельский самолет. Франция капитулировала, а Альбер вместе с товарищами сумел перебраться в Северную Африку.В конце 1941 года он перелетел из Орана,Алжир, в Гибралтар, откуда попал в Великобританию. Шеф-сержант Альбер выполнил 47 боевых вылетов в составе 340-й эскадрильи «Не de France» ВВС Свободной Франции.Марсель Альбер в августе 1942 года добровольно отправляется в СССР в составе 3-й истребительной группы «Нормандия».
лейтенантом.

Первый боевой вылет в СССР он выполнил летом 1943 года и вскоре показал себя искусным воздушным бойцом.
16 июня 1943 года Альбер сбил разведчик Fw 189,14 июляBf 110. Через три дня француз увеличил свой боевой счет на два Fw 190, став, таким образом, асом. 19 июля Альбер одержал свою шестую победу в группе с двумя другими летчиками сбил Ju 88. Пикирующий бомбардировщик Ju 87 стал жертвой Альбера 31 августа, а 1 сентября ас вместе с лейтенантом Роланом де ля Пуапом (16 побед) под Ельней сбил Fw 190.22 сентября Альбер южнее Смоленска одержал личную победу сбил очередной Fw 190.4 октября в составе группы из шести летчиков во главе с командиром полка «Нормандия Неман» Пьером Пуйяде сбил Hs 126.

Все последующие победы Альбера, за исключением сбитого 15 октября Ju 88, были групповыми.15 октября Альбер, помимо упомянутого Ju 88, сбил еще три самолета: Ju 88 и два Fw 190. До конца октября он вместе с боевыми товарищами сбил еще восемь самолетов противника: два Ju 87, два Fw 190, два Bf 109 и один Hs 129. На момент назначения Марселя командиром 4-й эскадрильи на его счету значились 23 достоверные победы и две вероятные.В Париж Альбер вернулся в июне 1945 года награжденным французским и советскими орденами, включая медаль «Золотая Звезда» и орден Ленина, в должности командира полка «Нормандия — Неман». Послевоенная карьера Альбера оказалась короткой: военный атташе в Праге, затем служба в ВВС Франции. Вскоре Альбер Марсель эмигрировал в США, где стал успешным бизнесменом.