Болезни Военный билет Призыв

Аланы: кто они? Аланы и их роль в истории северного кавказа

АЛАНЫ

(в рус. источниках - ясы, в груз. - овсы, осы) - многочисл. ираноязычные племена сарматского происхождения. Известны со 2 в. до н. э. под назв. роксалан. В первых веках н. э. обитали в Ниж. Поволжье, Юж. Приуралье, Подонье, Сев. Прикаспии, Предкавказье и в юж. р-нах Сев. Причерноморья (до Днепра); это - время их экспансии на Ю., на Сев. Кавказ, что хорошо прослеживается по распространению погребального обряда А. в катакомбах. По свидетельству Иосифа Флавия, Тацита и др., сильные и воинств. племена А. совершали успешные походы в Закавказье, Мидию, М. Азию и в р-ны Римской империи. Первоначально основой х-ва степных А. являлось скотоводство в сочетании с земледелием; позднее высокого развития достигло гончарное, ювелирное дело и металлургия. Обществ. строй А. характеризовался выделением вождей племен и образованием союза племен.

В 4 в. А. этнически были уже неоднородны. Крупные племенные объединения А. в 4 в. разгромили гунны, в 6 в. - авары. Часть А. участвовала в великом переселении народов и оказалась в Зап. Европе (в Галлии) и даже в Сев. Африке, где вместе с вандалами образовала гос-во, просуществовавшее до сер. 6 в. Все эти события сопровождались повсюду частичной этнокультурной ассимиляцией А. Культуру А. 4-5 вв. представляют городища и могильники предгорной зоны Сев. и Зап. Кавказа и богатейшие Керченские склепы Крыма. С 7 по 10 вв. значит. часть ср.-век. Алании, простирающейся от Дагестана до Прикубанья, входила в состав Хазарского каганата. В течение длит. времени сев.-кавк. А. вели упорную борьбу с араб. халифатом, Византией и Хазарским каганатом. Представление о богатой аланской культуре 8-11 вв. дают знаменитые катокомбные могильники и городища на Северском Донце (Салтово-Маяцкая культура) и особенно городища и могильники на Сев. Кавказе (городища: Архызское, Верх. и Ниж. Джулат и др., могильники: Архон, Балта, Чми, Рутха, Галиат, Змейский, Гижгид, Былым и др.). Они свидетельствуют о широких междунар. связях А. с народами Закавказья, Византией, Киевской Русью и даже Сирией.

В 9-10 вв. у А. складываются раннефеод. отношения. С 7 в. в Алании начинает распространяться христианство из Византии и Грузии. В условиях разложения первобытно- общинных отношений, дифференциации населения образовался крупный племенной союз А., к-рый в 10-12 вв. приобрел черты примитивного гос-ва с выделением царей-"багатаров" (царь Дургулель). Возникли крупные поселения гор. типа (г. Дедяков). В 10-12 вв. у А. зародилась письменность на греч. алфавите. В это время А. были оседлым народом, создавшим замечет. Нартский героич. эпос и высокую культуру, пришедшую в упадок только после татаро-монг. нашествия на Кавказ (1222). С 14 в. среди А. стал распространяться ислам. A., являющиеся прямыми предками осетин, сыграли известную роль в этногенезе и складывании культуры и др. коренных народов Сев. Кавказа. Термин "А." бытовал на Сев. Кавказе до 19 в. уже в значении "приятель", "сосед".

Лит.: Миллер В. Ф., Осетинские этюды, ч. 3, М., 1887; Кулаковский Ю., Аланы по сведениям классич. и визант. писателей, К., 1889; Готье Ю. В., Кто были обитатели Верхнего Салтова?, "ИГАИМК", 1927, в. 5; Крупнов Е. И., Археологич. памятники верховьев р. Терека и басс. р. Сунжи, "Тр. ГАИМК", 1947, в. 17; Абаев В. И., Осетинский язык и фольклор, (в.) 1, М.-Л., 1949; История Северо-Осетинской АССР, М., 1959; Кузнецов В. A., К вопросу о позднеаланской культуре Сев. Кавказа, "СА", 1959, No 2; Очерки истории СССР. III-IX вв., М., 1958; Täubler E., Zur Geschichte der Alanen, "Klio. Beiträge zur alten Geschichte", 1909, Bd 9, H. 1.

E. И. Крупнов. Москва.


Советская историческая энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия . Под ред. Е. М. Жукова . 1973-1982 .

Смотреть что такое "АЛАНЫ" в других словарях:

    Современная энциклопедия

    Ираноязычные племена сарматского происхождения. С 1 в. жили в Приазовье и Предкавказье. Часть аланов участвовала в Великом переселении народов. Кавказские аланы (по русски ясы) предки осетин … Большой Энциклопедический словарь

    Аланы - АЛАНЫ, ираноязычные племена сарматского происхождения. С 1 в. жили в Приазовье и Предкавказье. Часть аланов участвовала в Великом переселении народов. Кавказские аланы (по русски ясы) предки осетин. В конце 9 начале 13 вв. образовали государство… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    АЛАНЫ, ираноязычные племена сарматского происхождения. С 1 в. н. э. жили в Приазовье и Предкавказье. Часть А. участвовала в Великом переселении народов. Входили в состав Хазарского каганата. В конце 9 в. образовали государство в центральной части … Русская история

    - (Alani, Άλανοί). Воинственный народ, родственный скифам, живший первоначально на Кавказе; затем проникли в Европу, вместе с свевами и вандалами опустошили Галлию и Испанию; но с V го века они больше не появляются в истории. (Источник: «Краткий… … Энциклопедия мифологии

    Ираноязычные полукочевые племена сарматского происхождения (см. Сарматы), обитавшие в I IV вв. на обширной территории от Южного Приуралья до Дона, Крыма и Северного Кавказа. После нашествия гуннов (конец IV в.) часть аланов осела на… … Художественная энциклопедия

    Народ, часто упоминаемый во время переселения народов междугерманскими племенами, но принадлежащий в действительности к скифскомуплемени, которое в свою очередь также часто причисляется к Арийцам. А.обитали сначала на Кавказе; оттуда они,… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

    Аланы - (Alans), кочевые племена причерноморских степей, к рые в 1 в. н.э. неоднократно совершали набеги на вост. границы Римской империи. В 4 в. были вытеснены на 3. гуннами, ушли в Галлию в 406 г. и Испанию в 409 г. Там они примкнули к вандалам, в 429… … Всемирная история

    Проверить информацию. Необходимо проверить точность фактов и достоверность сведений, изложенных в этой статье. На странице обсуждения должны быть пояснения. У … Википедия

    Ираноязычные племена сарматского происхождения. С I в. жили в Приазовье и Предкавказье. Часть аланов участвовала в Великом переселении народов. Кавказские аланы (по русски ясы) предки осетин. * * * АЛАНЫ АЛАНЫ (самоназвание ироны, в византийских … Энциклопедический словарь

    - (лат. Alani) самоназвание ироны, в византийских источниках аланы, по грузински осы, по русски ясы, многочисленные ираноязычные племена, которые выделились в последнем веке дон. э. из среды полукочевого сарматского населения Северного… … Большая советская энциклопедия

Книги

  • Аланы центрального предкавказья V-VIII веков. Обряд обезвреживания погребенных , В. С. Флеров. Первая в отечественной археологии монография о малоизученном обряде, отражающем мировоззрение, верования и психологию раннесредневековых аланов. В основе исследования материалы раскопок…

По осетински ингуш Махалон. Такеж есть ингуши тейпа Паланкой.
В город Айэта, где лежат лучевые стрелы быстроногого Гелиоса в золотых покоях, у края Океана, куда ездил божественный Язон…
Гекатей (около 550 г. до P. X).
154. Меланхлены, Скифское племя.

Каталаунская битва. Как аланы спасали Европу
К 451 году огромная азиатская армия гуннов захватила пол-Европы, и пыталась сделать последний рывок, чтобы захватить Галлию (Францию).
Для того, чтобы предотвратить захват Европы азиатами, римляне собрали коалицию народов - армию союзников из римлян, аланов и германцев.
Армия союзников встретилась с армией азиатов на Каталаунских полях (в северо-восточной Франции, западнее города Труа) в июне 451 года.
Здесь разгорелась одна из самых ожесточенных битв в истории древнего мира - значительной в мировой истории.
Аланская гвардия во главе с Сангибаном находились в центре Армии союзников, и поэтому встретилась с отборной гвардией азиатов (гуннов), которую возглавлял лично азиатский царь "Атилла с храбрейшими воинами".

Тирк-Чочан доу / Дарьяльское сражение.
Аланы vs Арабы.
Битва.

В 852 году армянские горцы, жившие на склонах Сасуна (Сасана), убили наместника халифа в Армении. В том же году от халифата отложился тбилисский эмир Исхак бен Исмаил, провозгласивший независимость управляемой им области.
Чтобы наказать мятежников, халиф Джафар ал-Мутаваккиль (847-861) отправил в Закавказье громадную по тем временам армию в 120 тысяч человек во главе с Бугой аль-Кабиром.
Зимой 853 года огромная 120 тысячная арабская армия Буги ал-Кабира разромила Армению, затем Грузию, и устремилась к аланским владениям.
У южной горловины Дарьяльского ущелья арабскую армию встретили аланские стражники (г1аппинцы) - между аланами и арабами развернулось яростное сражение, во время которого пошел сильный снегопад.
В ходе ожесточенной битвы, г1аппинцы наголову разгромили арабскую армию и обратили арабов в бегство, как пишет арабский автор ал-Якуби:
«Буга двинулся против санарийцев, сражался с ними, но они разбили его и обратили в бегство».
Г1аппинцы потеряли убитыми около 16 тысяч воинов. Потери арабов неизвестны, но точно известно, что после этого арабы в Аланию не вторгались.
Для сильнейшей в то время арабской армии оказалось невозможным покорить аланов (прирожденных воинов) силой.
Текст Скандинавских преданий - Оригинальный. Описываемый период - 2000-2100 лет назад.
«К северу от Черного моря расположена Великая, или Холодная Швеция... С севера с гор, что за пределами заселенных мест, течет по Швеции река, правильное название которой Танаис [Дон]. Она называлась раньше Танаквисль, или Ванаквисль... Эта река разделяет трети света. Та, что к востоку, называется Азией, а та, что к западу, - Европой.
Страна в Азии к востоку от Танаквисля [Дона] называется Страной Асов, или Жилищем Асов, а столица страны называлась Асгард. Правителем там был тот, кто звался Одином...
Большой горный хребет тянется с северо-востока на юго-запад. Он отделяет Великую Швецию от других стран. Недалеко к югу от него расположена Страна Турок. Там были у Одина большие владения. В те времена правители римлян ходили походами по всему миру и покоряли себе все народы, и многие правители бежали тогда из своих владений. Так как Один был провидцем и колдуном, он знал, что его потомство будет населять северную окраину мира. Он посадил своих братьев Be и Вили правителями в Асгарде [город на Кавказе], а сам отправился в путь и с ним все дии [жрецы] и много другого народа.
Он отправился сначала на запад в Гардарики [Русь; анахронизм, вставленный в текст в 13 веке], а затем на юг в Страну Саксов [Саксония, Германия]. У него было много сыновей. Он завладел землями по всей Стране Саксов и поставил там своих сыновей правителями. Затем он отправился на север [в Скандинавию], к морю, и поселился на одном острове. Это там, где теперь называется Остров Одина на Фьоне...
Рассказывают как правду, что когда Один и с ним дии [жрецы] пришли в Северные Страны, то они стали обучать людей тем искусствам, которыми люди с тех пор владеют. Один был самым прославленным из всех, и от пего люди научились всем искусствам, ибо он владел всеми, хотя и не всем учил. Теперь надо рассказать, почему он был так прославлен. Когда он сидел со своими друзьями, он был так прекрасен и великолепен с виду, что у всех веселился дух.
Но в бою он казался своим недругам ужасным. И все потому, что он владел искусством менять свое обличие как хотел. Он также владел искусством говорить так красиво и гладко, что всем, кто его слушал, его слова казались правдой. В его речи все было так же складно, как в том, что теперь называется поэзией. Он и его жрецы зовутся мастерами песней, потому что от них пошло это искусство в Северных Странах. Один мог сделать так, что в бою его недруги становились слепыми или глухими или наполнялись ужасом, а их оружие ранило не больше, чем хворостинки, и
его воины бросались в бой без кольчуги, ярились, как бешеные собаки или волки, кусали свои щиты, и были сильными, как медведи или быки. Они убивали людей, и ни огонь, ни железо не причиняли им вреда. Такие воины назывались берсерками...
Один мог менять свое обличье. Тогда его тело лежало, как будто он спал или умер, а в это время он был птицей или зверем, рыбой или змеей и в одно мгновение переносился в далекие страны по своим делам или по делам других людей. Он мог также словом потушить огонь или утишить море, или повернуть ветер в любую сторону, если хотел, и у него был корабль - он назывался Скидбладнир на котором он переплывал через большие моря и который можно было свернуть, как платок. Один брал с собой голову Мимира, и она рассказывала ему многие вести из других миров, а иногда он вызывал мертвецов из земли или сидел под повешенными.
Поэтому его называли владыкой мертвецов, или владыкой повешенных. У него было два ворона, которых он научил говорить. Они летали над всеми странами и о многом рассказывали ему. Поэтому он был очень мудр. Всем этим искусствам он учил рунами и песнями, которые называются заклинаниями. Поэтому Асов называют мастерами заклинаний.
Аланы:
"В тексте, написанном известным скандинавским историком XIII века Снорре Стурлуссоном, рассказывается о событиях, происходивших свыше двух тысяч лет назад. сам Снорре, видимо, пользовался утраченными ныне источниками. Если верить ему, за два поколения до Рождества Христова на КАВКАЗЕ жил король ОГДЕН [Один] и правил людьми, которые звались АСАМИ.
Иисиф Барбаро: Путешествуя на Кавказ писал на Кавказе правят Аланы сами себя они называют Асами, у них есть 2 гос-ва Аланских Алания и Асия).
В ходе яростного боя, аланы нанесли отборной армии азиатов сокрущительное поражение.
В ходе битвы погибло около 165 тысяч воинов с обеих сторон...
Интересно отметить, что впоследствии появились легенды про эту битву, одну из которых примерно 50 лет спустя передал греческий философ Дамаский:
«Когда тела погибших упали, их души продолжили сражаться в течение 3 дней и 3 ночей. Мёртвые бились с не меньшим ожесточением и мужеством, чем когда они были живые. Видели призраки воинов и слышали громкое клацанье от их оружия».
Спустя год через этой битвы, азиаты вновь вторглись в Галлию (Францию), но потерпели сокрущительное поражение от алано-германской армии у реки Лигер (Луара).
После этого поражения азиаты (гунны) отступили от Западной Европы на восток и основали Hun-gary (Хунгарию, т.е. страну гуннов; современная Венгрия).
Армия союзников, в которой ключевую роль сыграли аланы, разгромили азиатские полчища, и тем самым спасли Европу от нашествия кочевников.
Совершенно точно, что если бы в той битве Армия союзников не уничтожила бы азиатскую армию - не было бы ни современной Европы, ни Франции, ни Германии.

Аланы во Франции 407-458 гг.
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
В 376 году примено 200 тысяч аланов, во главе с Джоаром (Джохаром/Гоаром), двинулись с Кавказа в Европу.
В 407 году аланы через Германию вошли в Галлию (Францию).
Отсюда в 409 году часть аланов (около 50 тысяч) во главе с Аддаком вторглась в Испанию, где до 418 года имели свое государство в элитной испанской области Картахена
В 429 году испанские аланы и германское племя вандалы вторглись в Африку, где в 439 году основали Королевство Вандалов и Аланов (по германски: rex Wandalorum et Alanorum / Рейх Вандалов и Аланов), на территории современных Туниса, Ливии и Алжира.
Те аланы, которые остались на территории Франции образовали 5-ть аланских королевств (в области Орлеан, Гасконь, Бретань, у Женевского озера, и в Провансе).
Самое крупное Аланское Королевство, возглавляемое Джоаром со столицей в Орлеане существовало до конца 450-хх годов (можете прочитать официальную историю французского города Орлеан, там указан аланский период его истории).
Из-за малой численности, аланы современем забыли свой язык и вошли в состав французского народа, причем как военная элита (см. Бернард Бахрах, "Аланы на Западе").
французское слово "сир" - "король", происходит от ингушского слова "сир" ("честь имеющий")
До сих пор в Европе осталось около 300 названий, оставщихся от аланов - Аленвиль, Ален, Алан-Корт, Корт-Алан, Алансианус, Алансон, Алансе (Лансе), Молендинум-де-Алана (Мулин-де-Ланж), Алангавиенс (Лангейс), Вилла-де-Алан (Аланетум, Ланет), Алани-Монти, Аланж, Аква-де-Аландон (Ла-Алондон/Ла-Лондон; от аланского "алан-дог1н" - "аланский дождь, аланская вода") и др. во Франции.
Селения Аланис, Алано и Аланское ущелье в центральной Испании.
Селения Алано ди Пьяве, Вилла д`Алено (Верона), Алан д`Риано (Ландриано) и др. в северной Италии.
Все эти названия научно признаны, как происходящие от названия аланского народа. Более того, еврпопейское имя "Алан" появились от названия аланского народа - европейцы называли в своих детей Аланами, в честь аланов
имени Сампи - так назывался вождь аланов в Провансе в начале 440-хх гг.
Имя Сампи распространено у ингушей, есть фамилии Сампиевы (тейпа) .
Во Франции от аланов осталось селение Сампиньи.

Изложив большое количество фактов из боевой и мирной жизни аланов в Европе и других странах, Бернард Бахрах в конце своей книги привел перечень аланских географических названий в западной Европе. Привожу ксерокопию части этих названий из книги, которые не оставят сомнений в том, что аланы это ингуши.

8. Алейн, называемый также Аланкурт-о-Беф (Мэрт-и-Мозель): 965; Эйлейн и Аллейн, 1305.
9. Алейнкорт (Эйсн): Халинкурт, 1168; Эллейнкорт, 1174; Аллейнкорт, 1189.
10. Алейнкорт (Арденны): Алейнкорт, 1229.
11. Алейнкорт (Ор): Алейнкурия и Аланикурия, оба 1242; Эйланкорт, 1303.
12. Алейнкорт (Гот-Саон).
Для тех читателей, которые не знают ингушского языка, поясню, что в данном случае означает слово КОРТ.
Корт по ингушски голова, как Дулк-корт(Долаково), Нясаре-корт (Назрань), Боашлом-корт (гора Казбек)

Если теперь обратимся к географическим названиям, указанным в работе Бернарда Бахраха, то обнаружим, что множество объектов в Европе имеют названия, содержащие ингушское слово корт (вершина). Полагаю, что и здесь речь идет о горах или других возвышенностях, расположенных в разных странах и разных городах Европы, названных ингушами Аланскими.

Вкратце приведу еще одну информацию из работы Бернарда Бахраха. Старшее поколение ингушей для оценки удали молодых людей произносило фразу: «Говар къантий». Понимая для чего это говорится, не понятно было происхождение этого выражения. Теперь достоверно открылась история этого выражения. Оказывается Говар, а точнее Гоар был легендарным вождем ингушей. Он даже принимал участие в назначении императора Германии. О выдающихся качествах Гоара говорит и тот факт, что он более 40 лет, до глубокой старости оставался в боевом строю аланов. Бернард Бахрах пишет о нем: « В течение 25 лет Гоар и его аланы оставались верными сторонниками Рима, хотя их соседи бургундцы восставали несколько раз и были подавлены Аэцием и его гуннскими союзниками».
Аммиан Марцеллин указывал горы Нервиев в истоках Борисфена (Днепра), где некоторое время обитали и аланы.
Аланы… свирепый народ» (Эгесип, древне-римский автор)
«Почти все аланы высокого роста и красивого облика, волосы у них русоватые, взгляд если и не свиреп, то все-таки грозен… в разбоях и охотах они доходят до Меотийского [Азовского] моря и Киммерийского [Керченского] Боспора с одной стороны и до Армении и Мидии [Азербайджана] с другой. Как для людей мирных и тихих приятно спокойствие, так они находят наслаждение в войнах и опасностях. Счастливым у них считается тот, кто умирает в бою, а те, что доживают до старости и умирают естественной смертью, преследуются у них жестокими насмешками, как выродки и трусы» (А. Марцеллин, древне-римский автор)
«Аланы более мощны чем кашаки [черкесы]» - аль-Масуди (известнейший географ Арабского Халифата).

«Царство аланов сильнее и крепче всех [кавказских] народов» (Иудео-Хазарская переписка, Кембриджских документ)

«аланы… самый воинственный народ среди кавказцев» (византийский хронист Никифор Василаки, приближенный императора Иоанна Второго Комнина),
«Cet homme est violent et allain» - «Этот человек неукротим как алан» (французская/нормандская поговорка про храбрость аланов).

Чеченцы - самые жестокие и дикие племена на Кавказе. Они воинственны еще более, чем лезгины; наши войска никогда не могли покорить эти свирепые племена… Их храбрость доходит до исступления. Они никогда не сдаются в плен, даже если один из них остается против двадцати» (русский агент И. Бларамберг, 1834 г.).
Ингуши рассматривают охоту и войну как самые достойные занятия для молодежи» © царский агент И. Бларамберг императору Николаю I, 1834 г.

Офицер Генерального штаба Российской империи, служивший в отдельном Кавказском корпусе, Иоган Бларамберг писал об ингушах:

«Ингуши считают оскорбление словом самым чувствительным из оскорблений и мстят за это вплоть до смерти того, кто произнес оскорбление. Они из-за пустяка могут вспылить в разговоре, но легко успокаиваются. Их пыл проявляется открыто, без малейшего притворства».

Февраль 1920 год. Ингуши - самый малочисленный, самый воинственный народ, как на Кавказе, так и по всей России, которые с давних пор живут в Юго-Восточной части Терека Курской низменности, по правому берегу реки Терек и на Восток реки Асса.

Ингуши являются виновниками в том, что революция на Кавказе победила. Если бы революция на Кавказе была подавлена, этот упрямый народ ушел бы в горы, леса, где создаются отряды, и силы гвардии России тают с каждым днем от их нападений. В 1919 году, когда верные мне части намеревались пройти через земли ингушей, мы получили решительный отказ. И после чего двинули свои силы на Долаково, где собирались всадники из ближайших сел. Их было менее 300 человек.
Жалкий остаток. Триста всадников, вооруженные большинство ружьями и кинжалами, против сильной дивизии, снабженной новейшей техникой, казалось на первый взгляд, что дивизия не оставит и следа от этих дикарей. Но, увы! Ингуши не только отбили гвардейцев, а гнали их до самого Терека и переправиться успели только три десятка человек.
Жалкий остаток от дивизии. За одного убитого они убивали десятерых своих врагов. В январе сего года 1920, когда гвардия захватила Владикавказ и угрожала разгромом Реввоенсовету, ингуши своим вмешательством освободили Реввоенсовет и при этом обстреляли и жестоко разгромили город, захватили Госбанк и крепко засели в нем. Они грабят всех кого хотят. Осетин - за их беспомощность. Дагестанцев - за плодородные земли. Кабардинцев - по привычке. Терских казаков - за то, что они живут на земле отцов. Большевиков - за верную службу им. Но их ненавидят все, и они продолжают делать свои дела. Они не чувствуют не малейшей опасности со стороны, так как знают, что ни один народ на Кавказе не посмеет поднять на них руку.
ДЕНИКИН.

Аланы. Кто они?

М. И. ИСАЕВ, академик Российской Академии Естественных Наук .

Из предисловия к русскому изданию книги Вернарда С.Бахраха "Аланы на Западе". (Оригинал: “A history of the Alans in the West”, by Bernard S. Bachrach)

Народы как люди. Подобно тому как у каждого человека своя собственная биография, любой этнос обладает историей, присущей только ему.

Существует одно сходство между личностью и этносом. Для более полной идентификации человека наряду с его именем обычно называют и отчество, т. е. имя отца, а у некоторых народов - и имя сына (или дочери). Точно так же ученые стремятся выявить предка изучаемого народа и его потомка (если он сам уже как этнос канул в Лету).

Благо, об аланах ученые располагают достаточными сведениями, чтобы их можно было рассматривать в единой преемственной цепочке: скифы - аланы - осетины.

Скифы

Ребенок заявляет о своем появлении на свет энергичным криком, а скифы ознаменовали свой приход в лоно истории гиком скачущей конницы, войной с киммерийцами, которые ими были согнаны к VII в. до н. э. с населенных мест на просторах Северного Причерноморья. В ближайшее столетие они совершают победоносные походы в Малую Азию, завоевав Мидию, Сирию, Палестину. Однако через несколько десятилетий их оттуда вытесняют оправившиеся мидияне.

Нет точных данных о расселении скифов в разные периоды их истории. Установлено лишь, что они селились главным образом в степях между нижним течением Дуная и Дона, включая степной Крым и районы, прилегающие к Северному Причерноморью.

По свидетельству отца истории Геродота, скифы разделялись на несколько крупных племен. Преобладающее положение среди них занимали так называемые «царские скифы», которые жили в степях между Днестром и Доном. По правобережью нижнего Днепра и в степном Крыму обитали скифы-кочевники. Неподалеку от них и в перемежку с ними селились скифы-землепашцы.

У скифов существовал союз племен, который напоминал государство рабовладельческого типа. Они вели интенсивную торговлю скотом, хлебом, мехами и рабами.

Власть скифского царя была наследственной и обожествлялась. Однако она была ограничена так называемыми союзным советом и народным собранием.

Как это нередко бывает, политическому сплочению скифов во многом способствовали войны. В этом плане важную роль для консолидации скифов сыграл их поход в 512 г. до н. э. в Персию, которой в ту пору правил царь Дарий I. К 40-м годам IV в. до н. э. скифский царь Атей, устранив своих соперников, завершает объединение всей Скифии от Азовского моря до Дуная.

О расцвете скифов к IV в. до н.э. свидетельствует появление в Приднестровье грандиозных курганов, так называемых «царских курганов»- высотою до 20 м.

Они имели глубокие и сложные конструкции, Б которых хоронили царей или их ближайших сподвижников. В богатых могильниках встречались медные, серебряные и золотые предметы утвари, посуда, а также греческая расписная керамика, амфоры с вином, украшения тонкой ювелирной работы скифских и греческих мастеров.

Конец IV в. до н. э. считается началом падения скифов.

В 339 г. до н.э. скифский царь-объединитель Атей погибает в войне с македонским царем Филиппом II. А к концу того же века из-за Дуная наступают родственные племена сарматов, значительно потеснившие скифов, которые сосредоточиваются отныне в основном в Крыму и низовьях Днепра.

Здесь скифы во II в. до н. э. приобретают второе дыхание и подчиняют себе Ольвию и некоторые владения Херсонеса, активно торгуют хлебом и другими продуктами на внешнем рынке. Пожалуй, последний взлет могущества скифов приходится на вторую половину I в. уже нашей эры. Затем наблюдается постепенный спад значения скифов на исторической арене.

Царство скифов с центром в Крыму просуществовало до второй половины III в. н.э., когда оно было разбито готами. С этого времени начинается постепенное затухание самостоятельности скифов, их этнического своеобразия и они в своей основной массе растворяются среди племен Великого переселения народов.

Однако «скифский след» не исчез, как это порой случается с этносами.

Во-первых. Скифы внесли неоценимый вклад в художественную культуру человечества. Особый интерес представляют изделия, декорированные в так называемом «зверином стиле»-. Это обкладки ножен и колчанов, рукоятки мечей, детали уздечного набора, женские украшения.

Скифы изображали целые сцены борьбы зверей, но особенного блеска достигли они в показе фигур отдельных животных, наиболее излюбленным из которых считается олень.

Во-вторых. Скифы и как этнос не исчезли бесследно, так как, по признанию компетентных ученых, их прямыми потомками явились не менее известные в истории аланы, к разговору о которых мы переходим.

Аланы

Подобно тому как из слабеющей руки отца-воина выхватывает юноша меч и продолжает его дело, в последнее столетие до н.э. из среды полукочевого скифо-сарматского населения Северного Прикаспия, Дона и Предкавказья выделились энергичные аланы и понеслись на своих резвых конях на юг, а затем и на запад.

Как бы ведомые генетической памятью своих предков-скифов и сарматов, они совершали победоносные походы на Крым, Закавказье, Малую Азию, Мидию. Часть аланов вместе с гуннами приняла участие в Великом переселении народов и через Галлию, Испанию достигла Северной Африки. В это же время (первая половина I в. н.э.) другая часть аланов подошла к предгорьям Кавказа, где под их главенством образовалось мощное объединение аланских и местных кавказских племен, получившее название «Алания»-.

Происходит частичное оседание кочевников-аланов, которые начинают вести земледельческо-скотоводческое хозяйство.

Установлено, что в VIII-IX вв. у аланов зарождаются феодальные отношения, а сами они входят в состав Хазарского каганата. В IХ-Х вв. аланы создают раннефеодальное государство и играют важную роль во внешних связях Хазарии с Византией. Оттуда к ним проникает христианство.

Средневековые аланы создали свое самобытное искусство. Они на камнях и тесаных плитах наносили специфические геометрические орнаменты и изображения животных и людей. Что касается прикладного искусства, то оно представлено в основном ювелирными изделиями из золота и серебра, камнями или стеклом, украшениями.

Появились у аланов также литые бронзовые изображения человека и животных. Своего наивысшего расцвета аланское искусство достигло в X-XII вв., о чем говорят многочисленные предметы, найденные в Змейском могильнике (Северная Осетия). Среди них одежда, ножны сабель, уникальный золоченый конский начельник в виде женской полуфигуры, орнаментированные золоченые бляхи и др. Существуют веские свидетельства, что в период расцвета аланской самобытной культуры у них существовала письменность на греческой графике (Зеленчукская надпись на могильной плите, 941 г.). В эту же эпоху зародился у аланов всемирно известный Нартовский эпос, впоследствии распространившийся также у некоторых соседних народов.

Существование Алании как могущественного государства было прервано в момент самого высшего его расцвета нашествием монголо-татарских орд, которые окончательно захватили всю равнину Предкавказья (1238-1239 гг.). Остатки аланов ушли в теснины гор Центрального Кавказа и Закавказья, частично ассимилировались с кавказоязычными и тюркоязычными племенами, но сохранили свою преемственность с аланами. Возродились они уже под названием яссы, оссы, осетины.

Осетины

Лишенные могущества и славы своих предков аланов осетинские племена на долгих пять столетий сошли с арены истории.

О них в течение всего этого периода как бы забыли все - ни в каких трактатах о них никто уже не вспоминает. Вот почему первые путешественники - кавказоведы нового времени, - столкнувшись с осетинами, терялись в догадках: что это за народ, который не походит на своих соседей «кавказской и тюркской рас»? Появились разные гипотезы их происхождения.

Известный европейский ученый и путешественник академик Гюльденштедт, побывавший на Кавказе в 1770 и 1773 гг., выдвинул теорию происхождения осетин от древних половцев. Он находил сходство некоторых осетинских имен с половецкими.

Позднее, в первой половине XIX в., другой ученый-путешественник, Гакстгаузен, обосновывал теорию германского происхождения осетин. Он исходил из факта совпадения отдельных осетинских слов с немецкими, а также из общности у этих народов ряда предметов культуры и быта. Ученый полагал, что осетины являются сохранившимися на Кавказе остатками готов и других гермацских племен, разбитых гуннами.

Несколько позже ученый мир узнал и о третьей теории становления этого народа. Она принадлежит известному европейскому путешественнику и этнологу Пфаффу, по которому осетины имеют смешанное иранско-семитское происхождение. Он считал, что осетины представляют собой результат смешения семитов с арийцами.

Исходным аргументом для ученого послужило обнаруженное им внешнее сходство многих горцев с евреями. Помимо этого, он находил и некоторые общие черты у обоих народов. Например: а) старший сын остается при отце и во всем ему подчиняется; б) брат обязан жениться на жене умершего брата (так называемый «левират»); в) при законной жене можно было иметь еще и «незаконных» и т.д. Однако с развитием науки, в частности сравнительной этнологии, стало известно, что подобные явления наблюдались и у многих других народов.

В отличие от спорта, где необходимого результата добиваются в трех попытках, в данном случае ученые «попали в точку» с четвертого раза.

В первой половине XIX в. знаменитый европейский путешественник Ю. Клапрот высказал гипотезу иранского происхождения осетин. Вслед за ним, в середине того же столетия, российский академик Андрей Шегрен на обширном языковом материале доказал раз и навсегда правильность этой точки зрения.

Дело тут не только в уровне развития науки. Как оказалось, важнейшим определителем этноса является язык. Не зря классификация народов базируется тоже на языковом признаке.

Это значит, что генетические классификации языков и народов (этносов) почти полностью совпадают...

Анализ языкового материала академика Шегрена («отца осетиноведения») помог определить не только происхождение осетин, но и их место в иранской ветви самой обширной индоевропейской семьи народов. Но и этого мало. Язык оказался своеобразным зеркалом, в котором отражается вся история его носителей. Как говорил замечательный русский поэт П. А. Вяземский:

Язык есть исповедь народа,

В нем слышится его природа,

Его душа и быт родной...

Это свойство особенно важно для народов, не имевших древних письменных традиций.

Дело в том, что у многих наций в письменных источниках древних эпох имеются важные сведения об их истории. У бесписьменного же народа в известной мере их заменяет язык, из истории которого ученые прокладывают путь к истории самого народа.

Так, по данным языка достоверно установлены основные контуры истории осетинского народа на протяжении почти четырех тысяч лет.

Ученые определили, что осетинский оказался одним из самых архаичных языков в составе огромной индоевропейской семьи языков, носители которых появились на арене истории еще во II тысячелетии до н.э. и непрерывно играют на ней все возрастающую роль. Как известно, в эту семью народов входили и входят: древние хетты, римляне, греки, кельты; индийцы, славянские, германские и романские народы; албанцы и армяне.

Одновременно было установлено, что осетинский относится к иранской группе индоевропейских языков, которая включает также такие языки, как: персидский, афганский, курдский, таджикский, татский, талышский, белуджский, ягнобский, памирские языки и диалекты. В данную группу входили также мертвые языки: древнеперсидский и авестийский (примерно VI-IV вв. до н.э.), а также сакский, пехлевийский, согдийский и хорезмийский, называемые «среднеиранскими».

Благодаря свидетельству языковых данных в трудах крупнейших академиков иранистов-осетиноведов В. Ф. Миллера и В.И.Абаева установлены также непосредственные предки осетин. Ближайшими из них хронологически являются средневековые племена аланов, а «дальними» - скифы и сарматы VIII-VII вв. до н.э. - IV-V вв. н.э.

Обнаружив прямую преемственность по линии скифы - (сарматы) - аланы - осетины, ученые нашли ключи к раскрытию тайны загадочных во многом скифов и аланов.

Языковой материал скифо-сарматского мира, простиравшегося на обширном пространстве от Дуная до Каспийского моря, сохранился в нескольких тысячах топонимических названий и собственных именах. Они встречаются в сочинениях античных истериков и греческих надписях, находимых в основном на месте старых греческих колоний-городов: Танаиды, Горгипгии, Пантикапеи, Ольвии и др.

Абсолютное большинство скифо-сарматских слов распознаются через современный осетинский язык (подобно тому как, скажем, древнерусская лексика узнается нами через словарный состав современного русского языка). Например, названия рек Днепр, Днестр, Дон, восходящие к скифской эпохе, расшифрованы через осетинский язык, в котором дон означает «вода», «река» (следовательно Днепр - «Глубокая река», Днестр - «Большая река», Дон - «река»).

Очень скудный языковой материал, оставшийся от аланов, тем более всецело объясняется из современного осетинского языка, точнее, из его более архаичной дигорской разновидности.

Однако осетины, образовавшись как народность уже на Кавказе, испытали значительное влияние тюркских и иберокавказских народов. Это сказалось на языке, «вторую природу» которого справедливо называют «кавказской».

Смешение иранского элемента с кавказским сказалось и на расовой принадлежности народа (которую ныне ученые определяют как «балкано-кавказская»), не говоря уже о культуре. В быте, обрядах, обычаях осетин кавказский элемент одержал почти полную победу над иранским. Только специальные научные изыскания позволяют в ряде случаев вскрывать под «кавказским слоем» следы иранства.

В религиозных воззрениях народа наблюдается причудливое переплетение различных верований: христианских, мусульманских и языческих.

Большинство осетин считаются приверженцами православия, проникшего к ним еще в VI-VII вв. из Византии, позже из Грузии, а с XVIII в. из России. Меньшая часть - приверженцы ислама, влияние которого проникло к осетинам в основном от кабардинцев в XVII-XVIII вв. Обе религии у осетин не пустили глубоких корней и зачастую в отдельных местах сменили друг друга. К тому же, как трава через асфальт, сплошь и рядом сквозь христианские и мусульманские догмы просачивались языческие верования, разрушая и нивелируя особенности двух «мировых религий».

Наиболее существенной деградации религиозные институты у осетин подверглись за годы советской власти. Пострадали церкви и мечети, которые почти повсеместно были закрыты, а частично и разрушены. Только последние 3-4 года наблюдается возрождение обеих религий, а также языческих культовых обрядов.

Ныне углубляется интерес к историческим корням народа, к всемирно известному Нартскому эпосу осетин, в котором запечатлен поэтический образ народа, исторических фактов, и реалий. Именно эпос явился нравственным университетом младописьменного народа. Передавая его из уст в уста, осетины из поколения в поколение утверждали в сознании молодых такие нравственные ценности, как честность, трудолюбие, уважение к гостю, женщине, старшим. Воспеваются в эпосе свободолюбие, удальство и храбрость. Не случайно многие связывают с влиянием Нартского эпоса следующий феноменальный факт в «биографии народа». По абсолютно официальным и опубликованным статистическим данным, осетины оказались на первом месте среди народов бывшего СССР по таким показателям, как количество генералов, героев Советского Союза, командиров и награжденных вообще (в пропорциональном отношении к численности нации) во второй мировой войне. Как говорится, из песни слов не выкинешь...

В становлении сегодняшнего облика нации, поми мо раскрытия собственных потенциальных возможное тей, огромную роль сыграли всесторонние контакты c соседними народами, и в особенности с русскими.

Характерно, что многовековые осетино-русских взаимоотношения всегда (включая аланскую эпоху) носили мирный и плодотворный характер, что яви лось существенным фактором экономического и куль турного прогресса Осетии.

Достаточно сказать, что становление осетинской письменности связано с именем российского академика А. Шегрена; основоположник осетинского литературного языка и художественной литературы Коста Хетагуров (1859-1906) получил блестящее образование в Российской художественной академии в Петербурге.

Значительную роль в развитии осетинской культуры сыграли десятки и сотни воспитанников российских вузов, в также осетины - офицеры русской армии. Именно они явились пионерами создания национальной осетинской школы и прессы.

Осетино-русские разносторонние контакты особенно усилились после вхождения Осетии в состав России. Этот акт произошел в два приема. В 1774 г. была удовлетворена просьба Северной Осетии о принятии ее в состав России, а в 1801 г. и Южная Осетия вошла а Россию, так что единство Осетии продолжало сохраняться.

К России Осетия присоединилась как неделимая. Из трех послов-осетин двое были южанами.

Однако это единство было поколеблено в начале 20-х годов из-за «размежевания» двух союзных республик - РСФСР и Грузинской ССР. Первоначально основным препятствием интенсивных контактов между двумя частями единой осетинской нации служили, пожалуй, лишь горы. Но постепенно власти Грузии начали претворять в жизнь известный «марксистский тезис» Сталина о том, что «северные осетины ассимилируются с русскими, а южные - с грузинами».

Дело было поставлено таким образом, чтобы это «предначертание» было осуществлено на практике как можно скорее. Даже алфавит южных осетин одно время (с 1938 по 1954 гг.) был переведен на грузинскую графику. Сплошь и рядом к осетинским фамилиям начали прибавлять грузинское окончание -швили . Сопротивление массированной грузинификации подавлялось жесточайшим образом: с ярлыком «националист», «саботажник» или «враг народа» сотни и сотни южных осетин оказывались в тюрьмах.

Некоторое «послабление» наступило с середины 50-х годов. Например, единый осетинский алфавит был восстановлен для южных осетин, многие «националисты» и «враги народа» вернулись на родину. Активизировались контакты между двумя частями Осетии, а также с осетинами, разбросанными по другим регионам страны и мира.

В своей основнбй массе осетины заселяют центральную часть Кавказа и расположены по обеим сторонам Главного Кавказского хребта. Его ответвления, идущие от горы Сангута-Хох к юго-востоку, делят Осетию на две части: большую, Северную, и меньшую, Южную. Северная Осетия образует республику в составе Российской Федерации, в которой проживают также другие компактные группы осетин, в частности в Ставропольском крае, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии. В Грузии, помимо Южной Осетии, многочисленные группы осетин проживают в г. Тбилиси и ряде районов. Много осетин живет и в Турции и арабских странах Ближнего Востока.

Общая численность осетин в бывшем СССР доходит до 580 тыс. чел. (по данным 1985 г.). Из них ок. 300 тыс. проживает в Северной Осетии и 65,1 тыс. - в Южной Осетии. Всего же в Грузии живет более 160,5 тыс. чел. Надо подчеркнуть, что деление осетин на северных и южных всегда считалось явлением чисто географическим. Однако политические события нашего столетия превращают его в административное.

Дело в том, что соответствующими законами совет ских властей южные осетины получили автономию составе Грузинской союзной республики, а северные - в составе Российской. С распадом же СССР две части одной нации оказались в двух государствах Это тем более несуразно, что несколько лет тому на зад осуществилась вековая мечта осетин - построена и функционирует автострада через тоннель в Главного Кавказском хребте, т.е. и географически соединили две части единого живого организма единой нации Дело шло к ее объединению (вслед за воссоединением двух частей Вьетнама, Германии). Однако судьба распорядилась по-своему...

Распад СССР привел к образованию на базе Рос сийской и Грузинской республик самостоятельных го сударств. Власти Грузии, опирающиеся на национа листические силы, прервали процесс объединения Осетии, сопротивление южно-осетинского народа подавляют силой... Льется кровь безвинного свободолюбивого народа.

В наши дни наблюдается пора кровавого беспредела в отношении осетин, как и некоторых других народов. Говорят, все счастливые люди похожи друг на друга, а каждый страдалец страдает по-своему...

Народы действительно выглядят, как люди. Они трудятся, страдают, надеются. Надежды осетинской нации связаны с демократизацией всех сторон жизни общества, которая должна привести к неукоснительному соблюдению прав человека, прав личности. А любой народ тоже ведь личность.

В наше время - время всеобщей разрухи и разрушения привычных форм жизни - каждый народ ищет духовную опору в корнях своих, своей истории. Осетины свой взор обращают прежде всего к своим ближайшим предкам - аланам, прославившимся во всем мире своим удальством и доблестью, выдающимися достижениями в хозяйстве и культуре.

В этом плане важнейшее значение имеет публикация объективных исторических свидетельств. Как раз таковыми богат труд Бернарда С. Бахраха, перевод которого, несомненно, будет встречен с интересом широкими читательскими кругами, желающими знать как можно больше об аланах - прославленных предках осетин и потомках не менее славных скифов и сарматов.

"Сокровища скифских курганов" на

История Дона и Северного Кавказа

СКИФЫ, АЛАНЫ, РУСЫ - ЕВРЕЙСКИЕ ПЛЕМЕНА

Е. Макаровский. ("Еврейские корни Руси")

Что касается взаимоотношений евреев со скифами, то скифы-ашкенази известны с глубокой древности. Представляет интерес мнение А. П. Смирнова по этому вопросу, который пишет: «Так, имя Ноева «правнука» Ашкеназа соответствует названию племени ашкуза, известного по ассирийским источникам, и скифам греческих источников. А имя «отца» Ашкеназа Гомера соответствует клинописному «Гиммираи» и киммерийцам классических авторов. Это упоминание скифов и киммерийцев считается одним из древнейших. И обратите внимание: киммерийцы являются «отцами» скифов».

Свидетельством еврейского происхождения скифов-ашкенази являются каменные статуи, - «бабы» со свитками Торы в руках и тфиллином на голове, хранящиеся в Днепропетровском музее.

И когда мы говорим о Боспорском царстве, то надобно иметь в виду, что никакого греко-скифского царства там в то время не существовало, как это пытаются обосновать некоторые историки. Это было еврейское царство в Крыму. Такое же, как Византия была греческим государством в Восточной Европе, хотя правящая элита греками себя не считала, а называла себя римлянами – ромеями.

Когда же в первом веке нашей эры в районе Азовского моря появились аланские племена, то обитавшие здесь евреи-росы вошли с ними в союз и обрушились на сарматов, обитавших в степях Причерноморья и, сметая всё на своём пути, дошли до берегов Дуная. Сарматы в свою очередь отошли на западную оконечность Балканского полуострова и известны сейчас под именем хорватов.

Скифы, в своё время теснимые сарматами, отошли в Крым и, смешавшись с таврами, стали известны под именем тавро-скифов. Согласно А. П. Смирнову: «Тесные взаимоотношения тавров и скифов сказываются не только в обрядовой стороне погребений, но и в инвентаре. В первые века нашей эры появился новый термин «тавро-скифы». Этот термин встречен был на одной из боспорских надписей». Византийские хронисты идентифицировали тавро-скифов с русами. Однако русы десятого века ещё словенами не были.

И никогда арабские хронисты не писали, что русы – это словене. Знаменитый пассаж Ибн-Хордадбега о том: «Что же касается купцов Русских – они же суть племя из Славян...», то Ирма Хайнман считает, что это всего лишь неправильный перевод слова «джинс».

Слово «джинс» имеет значение – вид, род, категория. А термин "сакалиба" означает с древнееврейского не словенин, а "невольник", "раб". Так что правильный перевод этого места у Ибн-Хардадбега будет звучать как: «Русы – они из вида работорговцев». Или: «Русы –они же работорговцы».

В то же время упорное нежелание российских историков использовать древнееврейский язык в переводе трудностей средневековой терминологии в русском языке зачастую ставит российских учёных в довольно таки курьёзное положение.

Так, ошибочно приняв за основу, что «славяне» обозначаются термином «ас-сакалиба» Т. М. Калинина не может дать вразумительный ответ, каким образом Волга в IX веке могла называться рекой Славян, когда славян там ещё и в помине не было.

«На протяжении ста лет, - пишет она, - исследователи полемизируют о том, какая река подразумевается Ибн-Хордадбегом: по описанию как будто Волга, но почему в IX в. Она поименована «рекой славян», и как могли в начале IX в. купцы приплывать «из отдалённых славянских земель» к её устью, когда берега ее населены были совсем не славянами?»

Однако если принять во внимание, что в древнееврейском языке «ас-сакалиба» отнюдь не означает этнонима «славяне», а служит наименованием невольника-раба, то тогда вполне понятно, почему Волга называлась Невольничьей рекой. По ней русы везли на продажу невольников-рабов. Вот откуда у Волги столь символичное название – Невольничья река.

Что же касается аланов, то они никак не осетины, как пытаются представить их российские историки. Осетины никогда аланами не назывались. Их самоназвание было ирон.

Аланы были потомки саков-массагетов. А еврейские племена, поселенные на южном побережье Каспийского моря, в ассирийских хрониках были известны как саки-массагеты. Аланы были евреи. У них была одна катакомбная культура захоронений с киммерийцами и таврами. Это была еврейская культура захоронений в каменных ящиках и катакомбах. Первым обратил на еврейское происхождение аланов в своих работах Г. М. Барац.

И, наконец, что касается росов или руси, то такого племени никогда не существовало. Это подметили ещё многие русские историки в прошлом. Так, в своё время В. О. Ключевский писал: «О руси среди восточных славян в VIII в. Совсем не слышно, а в 9 и 10 вв. Русь среди восточных славян – ещё не славяне, отличается от них, как пришлый и господствующий класс от туземного и подвластного населения».

Ему вторил известный историк В.З.Завитневич: «То, что восточные словене не признавали себя русью это видно как из того, что среди них очень рано возник вопрос о происхождении названия Русь, так и из того, что место зарождения этого названия они первоначально искали вне территорий своих поселений. Упорство, с каким составитель Начального летописного свода отрицает местное происхождение этого названия, было бы не возможно, если бы восточные славяне 11 начала 12 веков считали имя Русь своим исконным названием. После всего сказанного ясно, что слово Русь – первоначально не означало ни того или отдельного племени, ни той или другой географической местности». По его мнению: «Русь составляла привилегированную правительственную дружину, пользовавшуюся особенными преимуществами».

Неудивительно, что при таком разнообразии мнений о происхождении слова «Русь», профессор М. И. Артамонов пришёл к такому заключению: «Кто были «росы» Среднего Поднепровья, по имени которых эта область стала называться с указанным выше изменением «Русской землей», сказать трудно».

Однако Ирма Хайнман в своём историческом исследовании «Еврейская диаспора и Русь», опубликованном в Иерусалиме в 1983 году, убедительно доказала, что: «Русь, заложившая основы Киевского государства и давшая ему своё имя, была военно-торговой организацией в основном язычников еврейского происхождения, сложившейся у берегов Чёрного и Азовского морей со времен Боспорского царства и распространившей свою деятельность по речным магистралям Восточно –Европейской равнины вплоть до Балтийского моря».

Что же касается слова «русы» или «росы», то Ирма Хайнман утверждает, что в переводе с древнееврейского оно означает в своём смягчённом значении «эллинизированный еврей»: «Еврей, отказавшийся от иудаизма в пользу язычества, - пишет она, - в соответствии с термином, принятым в Торе и «Книге Маккавеев» назван «раша» или «рашия».

Возможно, этим и можно объяснить, почему русские – единственный народ на земном шаре, чьим этнонимом является имя прилагательное, а не существительное.

Однако «росы» или «русь» была не только военно-торговой организацией. Русь одновременно была и религией братьев-фиасоф, почитающих Всемогущего Бога. Это синкретическая религия, совмещающая элементы иудаизма с эллинизмом, которая широко распространялась среди полу-евреев, тавро-скифов и евреев в Крыму и на Северном Кавказе. Имя Бога у них, как и иудеев не произносится, но под ним подразумевается Зевс Громовержец. Места молелен у них не храм, но ещё и не церковь, а синагога.

По мнению Н. И. Новосадского: «Боспорские фиасы в основе своей были религиозными обществами. Члены их объединялись вокруг культа одного и того же божества. Это божество ближе всего стояло к древнегреческому Зевсу, но никакого имени оно не имело. Отсутствие имени указывает на влияние древнейших христианских общин, основанных на почве верований иудейских. Влияние этих общин замечается и в некоторых чертах организации боспорских фиасов. Но боспорские фиасы не ставили своей исключительной целью только культ своего особого божества. У них были и другие задачи: материальная поддержка членов, выражавшаяся в заботах о погребении фиасотов и воспитании их детей и, по-видимому, достижение определённых моральных целей».

Из выше изложенного можно сделать вывод, что первоначально Русь была не только военно-торговой организацией, но и религиозным течением, близким христианству. Этим как раз и объясняется, почему Русь, в конце концов, приняла христианство. К христианству тяготели также, руководимые этой военно-торговой организацией братьев фиасов и аланы. Правильное написание, конечно, ал - ланы. Ал – это предлог, а затем ланы от слова лан-поле. Так горские евреи называли тех евреев, которые жили в степях Приазовья.

Одним из алланских племён, основавших Киев и Киевскую Русь были поляне. Они ни в коем случае словенами не были. С другой стороны, они не были и автохтонами Среднего Поднепровья, потому что в противном случае они бы полянами не назывались, а каким-нибудь другим именем. Дело в том, что ещё в восьмом веке этот район был покрыт дремучими лесами, и здесь, как раз в то время обитало словенское племя древлян или лесовиков.

Поляне же, как считает профессор В. А. Пархоменко, были: «Выходцами с территории хазарского царства, вообще с юго-востока и, скорее всего, с Приазовья». От мест обитания в излучине Азово-Донских полей они и получили свое название – поляне. Вопрос же их этнической принадлежности к словенам не подтверждается археологическими данными.

Впервые на это указал А. А. Спицын. По этому вопросу он опубликовал статью в ЖМНП в январе 1909 года. Вслед за ним в 1930 году М. И. Артамонов на материале средневековых поселений Нижнего Дона пришёл к аналогичному выводу, что никаких следов обитания словенского населения в этом районе ранее 11-го столетия не прослеживается. Но в отличие от А. А. Спицына, который полагал, что Нижний Дон и Приазовье населяли аланы – иранцы, А. М. Артамонов считал, что этот район был заселен болгарскими, тюркскими по языку, родоплеменными группами, родственными хазарам.

Затем И. И. Ляпушкин, исследовал массовый археологический материал самой Тмутаракани и подтвердил вывод Спицына и Артамонова, что до конца X века никакой словенской культуры Приазовье не знало, которая распространяется здесь только в XI веке, сменяя салтово-маяцкую культуру. Проведенные в послевоенные годы в Крыму с большим размахом, археологические раскопки также не подтвердили заселения этого края словенами вплоть до конца X века.

Пришедшие из Азовских степей, и основавшие Киев и Киевскую Русь поляне, были евреями, исповедующими иудаизм. И согласно Повести временных лет, они в отличие от окружающих их племён, не чистую пищу не употребляли, а ели только кошер. Так что до принятия Русью христианства Киевская Русь была образцовым еврейским государством на берегах Днепра. Поляне христианства не принимали, и Владимир их не принуждал к этому. Это к ним бегал епископ Илларион по ночам вести диспуты, чтобы обратить их в христианство.

Как мы видим, русь и поляне до принятия русью христианства упоминаются порознь, хотя и говорится, что этнически нет никакой разницы между полянами и русью. А с принятием русью христианства поляне исчезают со страниц летописи и появляются жиды, - евреи.

В Крым проникли и аланы, которые полностью слились с родственными им по крови евреями. Некоторые историки относят аланов к сарматским племенам. Но сами сарматы ведут своё происхождение от скифских мужчин и еврейских женщин. Согласно легенде, они потомки амазонок.

В I в. до н.э. и I в. н.э. на территории современной Украины появились представители восточных сарматов - аорсы и аланы. Их как обитателей земель «к северу от Истра» (т.е. Дуная) упоминают римский историк Плиний Старший и философ Сенека.

В I в. до н.э. и I в. н.э. на территории современной Украины появились представители восточных сарматов - аорсы и аланы. Их как обитателей земель «к северу от Истра» (т.е. Дуная) упоминают римский историк Плиний Старший и философ Сенека. Перекочевка алан значительно изменила историческую и этническую картину Европейской Сарматии. Под их давлением языги ушли на запад, в междуречье Тисы и Дуная, а новые пришельцы создали у римских границ военно-политическое объединение, известное в науке как «царство Фарзоя и Инисмея». Имена этих сарматских царей помещены на монетах Ольвии, которая определенное время находилась либо под протекторатом сарматов, либо в союзе с ними. О существовании по соседству с Ольвией объединения аланов и о каких-то связях между ольвиополитами и сарматами свидетельствует недавно найденный обломок ольвийского декрета, где говорится о посольстве ольвиополитов к «Умабию... величайшим царям Аорсии». Не исключено, что несохранившиеся имена этих царей были именами Фарзоя и Инисмея.

Этимологию этнонима «аланы» современная наука рассматривает как эквивалент термина «arya», что соответствует общему наименованию древних индоиранских народов, которое, по-видимому, служило своеобразной национальной идеей в новом племенном объединении. Это этническое объединение было основано на общей культурной, экономической и идеологической платформе. Не случайно уже во II веке, то есть сразу после создания аланского союза, возникла единая позднесарматская (или аланская) археологическая культура, отличающаяся поразительным единообразием на широких пространствах от Кавказа до Украины и Поволжья. В североиранском мире наступает аланская эпоха.

Оттесненный аланами на запад и юг, авангард сарматских племен столкнулся с зоной влияния Римской империи, что повлекло за собой не только военное противостояние с последней, но в дальнейшем, и сотрудничество с ней (рис. 26). Под влиянием передовой для своего времени сарматской военной технологии происходит полное изменение не только вооружения, но и тактики боя в римской армии. Сарматские катафрактарии – закованные в броню всадники и кони, впоследствии явятся прообразом средневековых рыцарей (рис. 27). Уже с конца II в. н.э. роксоланская конница несет пограничную службу на Британских островах, защищая рубежи империи от непокорных Риму кельтских племен. Влияние военного искусства и культуры сармато-алан ощутили на себе и соседствующие с ними германские племена. Исследователи не раз обращали внимание на поразительное сходство между скифо-сарматским наследием, британской легендой о короле Артуре и эпосом осетин, представляющих собой один из последних этнических осколков скифо-сармато-алан.

Ко II в. н.э. на дальнем востоке Азии происходили какие-то серьезные передвижения кочевых племен, явившиеся началом «Великого переселения народов». Устойчивый этнический массив североиранцев начинает тесниться молодым союзом тюркских племен, сдвинувшим собой с насиженных мест многие народы. В III в. н.э. сармато-аланы Северного Причерноморья сталкиваются с остготским союзом германских племен, а уже в конце IV в. н.э. орды тюрок гуннов, возглавляемых грозным Аттилой, перейдя Волгу, громят гото-аланский союз, увлекая большую его часть в Западную Европу (рис. 28). Так, на волне «Великого переселения народов» аланы попадают на север Италии, на территорию Франции и Испании. Теснимые гуннами, в союзе с вестготами и вандалами они впоследствии проникают на Север Африки, в Карфаген, где к VI в. теряются их следы (рис. 29). Но осталась память. Этноним «алан» получил в Европе широкое распространение не только в форме личного имени, но и в топонимике. Богатое духовное наследие североиранцев сохранилось в фольклоре и этнокультуре тех народов, с которыми алан свела историческая судьба.

Оставшаяся на юге России часть аланского этнического массива располагалась в предгорьях и горных ущельях Центрального Кавказа, составляя по тем временам значительную военно-политическую силу (рис. 30). У них начинает складываться раннесредневековая государственность. Ученые отметили, что одновременное появление в разных частях Центрального Кавказа однотипных погребальных сооружений можно рассматривать как свидетельство образования в границах Алании VI-IX вв. еденной культурно этнической общности. Она занимала большую часть Северного Кавказа в эпоху средневековья.

Значительная группа северокавказских аланов, через Боспор Киммерийский (Керченский пролив) и территорию Боспорского царства, переселилась в Крым, где к IV в. н. э. аланские склепы становятся господствующим типом погребальных сооружений в предгорных крымских могильниках, раскопанных близ сел Дружное Симферопольского района, Баланово Белогорского района и в других местах. Некоторые сведения о расселении алан в Крыму можно извлечь из письменных источников. Так, в анонимном описании берегов Черного моря, составленном в VI в. н. э., приведено другое название опустевшей к тому времени Феодосии - Ардабда («семибожный»), которое принадлежит «аланскому, то есть таврскому языку». Многие исследователи полагают, что название крымского средневекового города Сугдея (современный Судак) на аланском языке означало «чистый, святой». Согласно церковному преданию, записанному в XIII в., этот город был основан в 212 г. н.э.

На Северном Кавказе поселения алан, в большинстве своем основанные на местах ранее заселенных еще в кобанские, скифские, сарматские времена, быстро развивались. Одно из таких поселений, по мощности оборонительных сооружений не имеющее отечественных аналогов, археологи выявили на территории селения Зилга, недалеко от Владикавказа. Ученые установили, что Зилгинское городище существовало в II – V вв н. э.

Постепенно Алания обретает солидный международный вес. Этому немало способствовали ее военная мощь и выгодное географическое положение. Через ее территорию проходили важные торговые пути, а также дороги военно-стратегического значения. В VI веке по территории Алании была проложена трасса Великого шелкового пути. Благодаря международной торговле в казну Алании поступал немалый доход и, кроме того, она смогла установить тесные связи со многими государствами. Современники считали Аланию страной, полной «всяческих благ», в которой есть «много золота и великолепных одеяний, благородных коней и стального оружия, закаленного кровью пресмыкающихся, кольчуг и благородный камений» (рис. 31).

Аланы занимались скотоводством, не изменяли традиции коневодства. Страна была также очень богата хлебом. Археологи выявили ямы для хранения зерна, а также серпы, зернотерки и ступки с пестами. Аланы, как в свое время и скифы, были хорошими пчеловодами. Из меда они делали хмельной напиток – ронг, который широко упоминается в осетинском эпосе о нартах.

Бурная история тех лет ускорила начавшиеся раннегосударственные процессы. Участие в арабо-хазарских войнах, дипломатическое и военное сотрудничество с Византией и Грузией сплотило аланскую военную аристократию, подтолкнув ее к социально-экономическим переменам в обществе. В начале X в. Алания официально принимает христианство. Византийские, грузинские и арабские хроники отмечают наличие у алан сильной царской власти, разветвленной сети городов и крепостей, замков и церквей (рис. 32, 33). Описание средневековой Алании немногим отличается от описания современной ей Руси, Грузии, Болгарии.

Могущественные средневековые государства искали с ней политического союза, а правители их почитали за честь породниться с царями Алании. Последние состояли в родстве с византийскими императорами, хазарскими, грузинскими, армянскими, абхазскими царями, древнерусскими князьями. В престижном списке государств, с которыми Византия поддерживала дипломатические отношения, Алания располагалась выше Хазарии и Руси. Если грузинские, абхазские и другие кавказские правители получали от византийского императора приказания, то царь Алании признавался самостоятельным государем и именовался его «духовным сыном» (рис. 33а, б).

При этом Алания сохраняет устойчивые связи с родственным населением Северного Причерноморья, отмечаемого древнерусскими летописями под этнонимом ясы (аланы). Этим же временем фиксируют ученые окончательное формирование Нартовского эпоса алан-осетин.

Нартовский эпос осетин является выдающимся памятником культуры скифской древности и аланского средневековья (рис. 34). В виде мифов запечатлевший историю древнего народа, начиная от родового строя и кончая постигшей его трагедией в результате монголо-татарского нашествия, он уходит корнями в эпоху ариев. Сказания о нартах, под именем которых выступают сами создатели эпоса, в образной форме отражают модель мира, мировоззрение, жизненный уклад и общественное устройство предков осетин. Образы героев-нартов вызывают ассоциации с реально существовавшими историческими героями, следовавшими тому же кодексу чести. Настоящий мужчина – это доблестный воин, воздержанный в пище и уважающий женщину. Воина, обладающего этими качествами, нарты ставят на самую высокую ступень социальной лестницы. Они не прощают обид и держат слово.

В исторических хрониках V–VII вв. аланы нередко упоминаются в числе «письменных» народов. Сохранились сведения, позволяющие предполагать, что церковная служба проходила на аланском языке, а следовательно, существовали переводы богословской литературы. В частности, на это наталкивают относящиеся к IX веку слова создателя славянского письма Константина-Философа (в монашестве Кирилл), который упоминает алан в числе народов, «имеющих письменность и славящих Бога на родном языке».

Исследования ХХ века привели к открытию любопытной закономерности. В период с 800 по 1200 гг. н.э. у народов Европы наблюдается интенсивное государственное строительство. В этот же период отмечается аномально глобальное потепление климата, увеличение урожайности зерновых и всеобщий экономический взлет, что еще раз подтверждает связь истории человечества с окружающим его космосом. Но благостные времена в истории всегда сменяются годами испытаний. А в этом порой хочется видеть руку проведения.

Монголо-татарское нашествие XIII-XIV вв. полностью подорвало государственность алан. Аланы первыми попали под колесо грозных завоевателей, первое столкновение с которыми произошло в 1222 году. Оно окончилось поражением алан (обманутых своими союзниками – половецкими ханами), но не покорением их. Несметное войско Чингисхана после его смерти возглавил внук – Батый, который в 1238 году и приступил к покорению Алании. Три месяца осаждал он ее столицу в 1239 году, и в конце концов город Магас пал (рис. 35, а). Однако это горестное событие не образумило аланских князей, не побудило оставить свои распри и встать стеной за свою страну. В результате, несмотря на отчаянное сопротивление ее жителей Алания была разгромлена по частям. На территории ее было создано монголо-татарское государство Золотая Орда, в состав которой вошли и покоренные аланские княжества.

Одна часть алан, укрепившись в тесных ущельях горной Алании, неустанно беспокоила завоевателей, совершая набеги на их поселения, другая навсегда покинула родину. Этому исходу обязаны своим происхождением, например, венгерские ясы. Еще ученные отметили, что начиная с XIII в. крымские аланы или асы многократно упоминаются в письменных источниках. Последний этноним (название народа) с полным основанием сопоставляется с ясами (так в русских летописях именовали алан) и потому отождествляется с аланами. Внезапное открытие авторами средневековых сочинений крымских алан на фоне предшествующего долгого умолчания вряд ли случайно. Создается впечатление, что в Крым с Северного Кавказа приблизительно в начале XIII в. переселилась какая-то группа алан. Сугубо гипотетически, основываясь лишь на совпадении дат, можно предположить, что эта миграция произошла в результате или в связи с угрозой монголо-татарского нашествия.

В первой половине XIII в. христианский миссионер епископ Феодор по дороге в северокавказскую Аланию прибыл морем в Херсон (так в средние века назывался древний Херсонес, руины которого расположены близ современного Севастополя). Преследуемый врагами, он бежал и нашел приют в аланском селении, расположенном неподалеку от города. «Близ Херсона живут аланы, столько же по своей воле, сколько и по желанию херсонцев, словно некое ограждение и охрана города», - пишет Феодор. Чуть выше он называет этих алан «малыми». Сведения Феодора кажутся особенно достоверными в свете того факта, что он, в конце концов, добрался до кавказской Алании и, следовательно, имел возможность сравнивать жителей Крыма и Кавказа. Вероятно, в результате такого сравнения он назвал крымских алан «малыми», в отличие от гораздо более многочисленных, но родственных им жителей Северного Кавказа. Благодаря свидетельству Феодора становится ясно, что аланы концентрировались в Юго-Западном Крыму, где охраняли подступы к Херсону.

Важнейшее свидетельство о крымских аланах принадлежит арабскому географу XIV в. Абу-аль-Фиде (Абульфеда). «Керкер или Керкри...находится... в стране асов, его имя значит по-турецки сорок человек; это укрепленный замок, трудно доступный; он опирается на гору, на которую нельзя взойти. На верху горы есть площадь, где жители страны (в минуту опасности) находят убежище. Этот замок на некотором расстоянии от моря; жители принадлежат к племени асов... Керкер находится на север от Сары-Кермена; между этими двумя местами один день пути». Благодаря довольно точным топографическим указаниям, никто из исследователей не сомневается, что Керкер (у других авторов часто - Кырк-Ор) - это знаменитый «пещерный город» Чуфут-Кале, расположенный неподалеку от современного Бахчисарая. Сары-Керменом некоторые позднесредневековые арабские и тюркоязычные авторы именовали Херсон. Таким образом выясняется, что аланы, как и в XIII в., населяли Юго-Западный Крым и обладали одной из мощнейших на полуострове крепостей.

Об этом же писали в начале XV в. арабский географ Ал-Кашкаиди, а в XVIII в. - турецкий историк Аали-Эфеиди.

На Кавказе судьба алан развивалась трагично. Взяв штурмом столицу Алании монголы оккупировали ее предгорные территории. После них началась разруха и междоусобица, хорошо знакомая нам по аналогии с русской историей. Монголы умело травили один народ на другой, разделяя их и властвуя. Но аланы не раз пытались освободиться от монгольского ига, поднимая восстания. Центром одного из них явился крупный аланский город Дедяков. Однако все выступления закончились неудачей.

В конце XIV века на аланских землях произошло грандиозное сражение между Золотой Ордой и среднеазиатским завоевателем Тимуром. Тимур разгромил Тохтамыша – хана Золотой Орды – и затем обратил свой меч против алан, довершив процесс геноцида огромного народа, окончательно подорвав аланскую государственность. Неслыханное бедствие постигло древний народ с развитой цивилизацией (рис. 36). Он потерял былой уровень экономического и общественного развития. Как будто и не было у него многолюдных городов и оживленной торговли. Как будто всего лишь привиделись ему и единая его могучая держава, и необъятные просторы гор и равнин, их несметные богатства. Выбитый из привычного круга передовых стран того времени и изолированный от них, он был ограничен при этом и во внутренних своих связях. Запертый в горных ущельях и забытый всеми, он должен был начать все сначала. Потянулся мрачный период выживания и тяжелой борьбы за существование. Остатки некогда сильного народа закрепившиеся на своей последней территории – в горных ущельях Центрального Кавказа, фиксируемые грузинскими хрониками как «оси», а с XVIII в. русскими как «осетины» они сохранили до наших времен свой уникальный североиранский язык, и свою уникальную тысячелетнюю культуру (рис. 37, а).

Нужно отметить, что аланская диаспора Венгрии сохраняет свой язык и культуру до XVIII в., а крымские аланы доживут до позднего средневековья, населяя два региона Крыма. Один из них - густо заселенный с центром в Кырк-Оре - Чуфут-Кале - локализуется в Юго-Западном Крыму, другой, менее значительный - в юго-восточной части полуострова. Отдельные группы алан расселились в Крымской степи. В XVI в., после захвата Крыма турками, аланы, по-видимому, принимают участие в этногенезе крымских греков и крымских татар (горная этнографическая группа), утрачивают свои этнические особенности и перестают существовать как этнос.

Старинная осетинская песня, посвященная горестным событиям прошлого, донесла до наших дней удивительный образ Задалески Нана, которая спасла осиротевших детей от «тимуровых ратей проворных». Обессилевшая от невзгод, сгорбившаяся старая женщина собрала их вместе, спрятала в пещере и, «оберегая от зверья и от ворога», вырастила. Песня называет ее Матерью из Задалеска, но видится в ней Великая Мать-Осетия-Алания, которую обескровили удары судьбы, но дух которой остался не сломлен.

Из книги В. Цагараева "Золотая яблоня нартов")

www.anaharsis.ru