Болезни Военный билет Призыв

Алёна арзамасская. Алёна Арзамасская (6 фото). Как ее пленили и казнили

Легендарная воительница, «российская Жанна д"Арк» Алена Арзамасская (в эрзянском – Эрзямасонь Олена; в русских летописях – Алена Темниковская; ?-1670) родилась в семье крепостного крестьянина в с. Выездная Слобода недалеко от . В молодости она была насильно выдана замуж за немолодого крестьянина, но вскоре осталась вдовой. От нужды Алена приняла монашеский постриг в Николаевском женском монастыре под Арзамасом. Здесь она обучилась грамоте, народному врачеванию. В эти годы в России происходило усиление феодально-крепостнического гнета, ухудшающего и без того тяжелое положение городских низов и крестьян. Итогом стала крестьянская война под предводительством Степана Разина 1670-1671.

Затворническая монастырская жизнь, где наверняка тоже было мало справедливости, была не для Алены – узнав о восстании «батюшки» Степана Разина, она ушла из монастыря. Местное население ее хорошо знало, и умеющая убеждать Алена собрала отряд в 200 повстанцев, который сама и возглавила. К отряду постепенно присоединялись все новые и новые люди. Алена привела свой отряд, разросшийся до 600 чел., из-под Арзамаса к г. Темников (территория современной Республики Мордовия), у которого собрались отряды повстанцев, в т. ч. отряд Федора Сидорова. В начале октября 1670 повстанцы захватили Темников. Два месяца Алена участвовала в управлении Темниковым. Наиболее важные дела решали всем «миром», в решении текущих вопросов, кроме Алены и Федора Сидорова, принимали участие выборные лица. Войско повстанцев в это время насчитывало 5-7 тыс. чел.

30 ноября 1670 в пятнадцати верстах от Темникова у с. Веденяпино основные силы повстанцев были разгромлены войсками царского воеводы Ивана Лихарева. В Темников, оставшийся без войска, был послан отряд полковника Василия Волжинского. Алена Арзамасская была захвачена в плен. 4 декабря 1670 в Темников прибыл и сам воевода, возглавлявший царские войска в районе Арзамаса и , князь Ю. А. Долгоруков. После страшных пыток, которые Алена стойко приняла, посчитали, что она не чувствует боли и является колдуньей. Алену Арзамасскую, как разбойницу и еретичку, приговорили к сожжению.

В 1677 в Германии в одном из изданий священником Иоганном Фришем весьма вольно, но ярко было рассказано об Алене Арзамасской: «Через несколько дней после его [Разина казни] была сожжена монахиня, которая, находясь с ним [заодно], подобно амазонке, превосходила мужчин своей необычной отвагой. Когда часть его войска была разбита Долгоруковым, она, будучи их предводителем, укрылась в церкви и продолжала там так упорно сопротивляться, что сперва расстреляла все свои стрелы, убив при этом еще семерых или восьмерых, а после того, как увидела, что дальнейшее сопротивление невозможно, отвязала саблю, отшвырнула ее и с распростертыми руками бросилась навзничь к алтарю. В этой позе она и была найдена и пленена ворвавшимися [солдатами]. Она должна была обладать небывалой силой, так как в армии Долгорукова не нашлось никого, кто смог бы натянуть до конца принадлежавший ей лук. Ее мужество проявилось также во время казни, когда она спокойно взошла на край хижины, сооруженной по московскому обычаю из дерева, соломы и других горючих вещей, и, перекрестившись и свершив другие обряды, смело прыгнула в нее, захлопнув за собой крышку, и, когда все было охвачено пламенем, не издала ни звука».

Родилась будущая героиня крестьянской войны в казачьем селе Выездная Слобода под Арзамасом. Считается, что в молодости Алену насильно выдали замуж за пожилого крестьянина, но тот захворал от тяжелой работы и старости, и вскоре умер. Алена осталась вдовой и вскоре от нужды пошла в монастырь. Она постриглась в монахини в Николаевском монастыре под Арзамасом. Там смышленая девушка быстро освоила грамоту и обучилась народному врачеванию. Монахини собирали различные травы, сушили их, делали настойки и мази. У крестьян не было денег, чтобы обращаться за помощью к лекарям, поэтому многие шли за помощью в монастырь.

Однако жизнь в обители была для девушки трудной, поэтому когда в 1669 году в стране вспыхнуло крестьянское восстание Степана Разина, она покинула монастырь и присоединилась к нему. Алену хорошо знали в соседних селениях, поэтому ей довольно быстро удалось собрать отряд из 200−300 человек. Видимо, казацкая кровь и боевой характер Алены убедили мужиков последовать за ней. Она поначалу хотела вести крестьян на Оку к Касимову, продвигаясь в центральные районы страны. Однако на пути у нее встали царские войска, и Алена повернула войско в сторону города Темникова в Мордовии, намереваясь выйти к берегам реки Мокши. По сообщениям пленных повстанцев, численность последователей Алены достигала 600 человек.

В тех районах действовали и другие повстанческие отряды под руководством Федора Сидорова, Исайя Фадеева и Еремы Иванова. Сидоров в 1670 году был освобожден разинцами из тюрьмы и быстро стал видным деятелем восстания. Алена планировала соединиться с его отрядом под Темниковым. По пути к нему к отряду Алены присоединялись крестьяне, ее встречали как освободительницу. Командовавший подавлением восстания воевода Юрий Долгоруков писал, что она собирает многих людей «с собою на воровство». Кроме того, старица рассылала «прелестные письма», в которых просила людей поддержать «батюшку Степана Тимифеевича», хотя сама с Разиным Алена никогда не встречалась.

Алена объединилась с силами Сидорова под Темниковым, и теперь ее отряд возрос до 700 человек, вооруженных орудиями и пушками. Совместно они разбили отряд воеводы Арзамаса Леонтия Шайсукова, а затем пошли у Шацку. Однако неожиданно Алена повернула на Темников и взяла город. Целых два месяца Алека сама управляла городом и войском. В ее отряде насчитывалось более 2000 человек. Юрий Долгоруков послал против нее войско под командованием Лихарева. 30 ноября 1670 года царские войска атаковали повстанцев в 15 км от Темникова и одержали победу. В оставшийся без защиты город был послан отряд воеводы Волжинского. Когда тот вошел в город, то встретил отчаянное сопротивление оставшихся там повстанцев, которые защищали воеводскую избу и церковь. Алену пытались схватить, но она укрылась в церкви и до последнего отстреливалась из лука. Когда же стрелы кончились и сопротивление стало невозможным, она отвязала и отбросила в сторону саблю, а сама с распростертыми руками бросилась к алтарю. В таком положении ее и нашли ворвавшиеся в храм царские солдаты. Они увидели женщину в военных доспехах, одетых поверх монашеской рясы. Все отмечали ее невероятную силы: «Она должна была обладать небывалой силой, так как в армии Долгорукова не нашлось никого, кто смог бы натянуть до конца принадлежавший ей лук».


4 декабря в город прибыл со своим войском и Юрий Долгоруков. Жители города вышли его встречать, а позади процессии вели связанных повстанцев, 15 человек. Среди них была и Алена. Ее долго пытали, но женщина не издала за все время ни звука. Мужики решили, что она колдунья, раз может смиренно терпеть такую боль. Долгоруков приказал повесить повстанцев на Рябчиковой горе за Мокшей. Но для несгибаемой монахини он уготовил другую казнь. Алену вместе с ее «воровскими письмами и кореньями» решено было сжечь в срубе на главной площади Темникова. Казачка встретила приговор спокойно. Она взошла на край деревянного сруба, перекрестилась и молча прыгнула внутрь. Когда же его подожгли и все было охвачено пламенем, по преданию, даже тогда Алена не издала ни звука. Ее казнь привлекла внимание даже современников-иностранцев. Так в 1677 году в Германии заметка о ней появилась в брошюре «Поучительные досуги Иоганна Фриша или примечательные и вдумчивые беседы, в которых речь идёт о полезных и поучительных материях, а также каждый раз сообщается о важнейших событиях нашего времени».

Алёна Арзамасская - женщина- атаман отряда во время крестьянского восстания под руководством С. Разина ; ранее была монахиней («старицей»), по происхождению -крестьянка Выездной Слободы у г. Арзамас. Когда войско Разина было разбито под Симбирском (окт. 1670), А. повела лесами свой отряд, насчитывавший ок. 600 чел., к г. Темников и соединилась с отрядом сподвижника Разина - Ф. Сидорова. Вместе они захватили город и стали обороняться от осадивших Темников цар. войск во главе с воеводой кн. Ю. Долгоруким. Вместе с Сидоровым А. управляла городским хоз-вом и обороной города, лечила раненых травами и кореньями, за что её прозвали колдуньей. 30 нояб. в 15 верстах от Темникова, у с. Веденяпино, произошло сражение между повстанцами и отрядом цар. войска во главе с воеводой И. Лихаревым. Восставшими (ок. 7 тыс.) руководили атаманы Ф. Сидоров, С. Сукин, Е. Иванов; у них были и пушки. В результате «большого боя» повстанцы потерпели поражение, и в Темников, оставшийся без войска, был послан с отрядом голова В. Волжинский. «Городские лучшие люди», которые «не приставали к воровским людям», вышли к нему с иконами и крестами и 340 руб., чтобы простил их за то, что «у воровских людей были поневоле». 4 дек. в город вступил с войском и воевода кн. Долгорукий. За 2 версты от городских ворот его встречали протопоп, священники и «темниковские всяких чинов люди» с иконами и крестами. Позади этой процессии вели связанных одной верёвкой бунтовщиков во главе с А. От иностр. наёмников в цар. войске стало известно, как была захвачена в плен А.: она осталась в Темникове и продолжала руководить его обороной. Когда Волжинский вошёл в город, А. укрылась в соборе, продолжая отстреливаться стрелами, и убила ещё несколько человек. «Увидев, что сопротивляться бесполезно и все кончено - собор окружен со всех сторон, - атаманша отвязала саблю, отшвырнула ее и бросилась навзничь к алтарю. Трудно себе вообразить изумление стрельцов, ворвавшихся в церковь, при виде женщины в монашеском платье и поверх него надетых военных доспехах. Нельзя было поверить, что женщина руководила бесстрашно и длительно обороной города. Современник событий пишет, что во всем войске Долгорукого не нашлось ни одного человека, который смог бы до конца натянуть принадлежавший ей лук - такой силой обладала Алена!» Приговор воеводы был беспощаден: всех приведённых к нему 16 человек он велел повесить, а А. вместе с её «воровскими письмами и кореньями велел сжечь в срубе». Известно, что А. встретила смертный приговор спокойно, а пытки перенесла столь мужественно, что палачи были потрясены и распустили слух: А.- колдунья, потому и боли не чувствует. Для её казни соорудили сруб из дерева, обложив его соломой и сухими ветками. А. якобы сказала перед смертью, что «если бы сыскать поболее людей, которые поступали бы, как им пристало, и бились так же храбро, как она, тогда, наверное, поворотил бы князь Юрий вспять! Затем Алена перекрестилась, смело прыгнула в сруб, захлопнула за собой крышку, и никто не услышал более ни единого звука, пока пламя не сожрало все». Так иностранные очевидцы описали смерть А. между 4 и 6 дек. 1670. И в народе она приобрела широкую известность благодаря своей храбрости, а также героическому поведению на допросе и во время казни.

Алёна Арзамасская (Темниковская) (эрз. Эрзямассонь Олена; ?, село Выездная Слобода, Арзамас - 1670) - казачка, монахиня из крестьян, возглавившая крупный отряд беглых и крепостных людей Арзамасского уезда во время крестьянской войны 1670-1671 годов под предводительством Степана Разина.

Биография

Родилась в казачьем селе Выездная Слобода под Арзамасом. Известно, что ещё в молодости её насильно выдали замуж за пожилого крестьянина, но тот прожил недолго и вскоре она стала вдовой. От нужды она постриглась в монахини в женском Николаевском монастыре под Арзамасом. Здесь она обучилась грамоте, узнала народное врачевание.

В 1669 году, когда началось крестьянское восстание Степана Разина, Алёна покинула монастырь и присоединилась к восставшим. Ей удалось собрать отряд из 300-400 человек и с ним она направилась к городу Темникову, расположенному на территории современной Мордовии. В 1670 году её отряд объединился с отрядом Фёдора Сидорова, разбил отряд воеводы Арзамаса Леонтия Шайсукова. После этого повела отряды численностью до 700 человек от Арзамаса к Шацку, затем повернула и взяла Темников. Алёна более двух месяцев управляла городом и войском. В отряде насчитывалось более 2000 повстанцев.

30 ноября 1670 года войско Алёны было атаковано царскими войсками и разгромлено. 4 декабря Алёна была захвачена в Темникове воеводой Ю. А. Долгоруковым. После пыток её осудили к сожжению в срубе как разбойницу и еретичку, подозреваемую в колдовстве.

Казнь Алёны привлекла внимание современников-иностранцев (И. Ю. Марций). Ценный рассказ об Алёне Арзамасской сохранился в опубликованной в Германии в 1677 году брошюре «Поучительные досуги Иоганна Фриша или примечательные и вдумчивые беседы, в которых речь идёт о полезных и поучительных материях, а также каждый раз сообщается о важнейших событиях нашего времени». Фриш пишет:

Через несколько дней после казни Разина была сожжена монахиня, которая, находясь с ним [заодно], подобно амазонке, превосходила мужчин своей необычной отвагой. Когда часть его войск была разбита Долгоруковым, она, будучи их предводителем, укрылась в церкви и продолжала там так упорно сопротивляться, что сперва расстреляла все свои стрелы, убив при этом ещё семерых или восьмерых, а после того, как увидела, что дальнейшее сопротивление невозможно, отвязала саблю, отшвырнула её и с распростёртыми руками бросилась навзничь к алтарю. В этой позе она и была найдена и пленена ворвавшимися [солдатами]. Она должна была обладать небывалой силой, так как в армии Долгорукова не нашлось никого, кто смог бы натянуть до конца принадлежавший ей лук. Её мужество проявилось также во время казни, когда она спокойно взошла на край хижины, сооружённой по московскому обычаю из дерева, соломы и других горючих вещей, и, перекрестившись и свершив другие обряды, смело прыгнула в неё, захлопнула за собой крышку и, когда всё было охвачено пламенем, не издала ни звука.

Образ Алёны Арзамасской в литературе

  • Исторический роман Ивана Наживина «Казаки» (1928).
  • Поэма «Песня про Алёну-Старицу» Дмитрия Кедрина (1938).
  • Исторический роман С.П. Злобина «Степан Разин» (1951).
  • Глава об Алёне Арзамасской есть в книге Натальи Кончаловской «Наша древняя столица», представляющей собой краткое изложение русской истории в стихах.
  • Алёне Арзамасской посвящена одноимённая поэма известной донской поэтессы Елены Нестеровой.
  • Эрзянский классик Кузьма Абрамов в своем романе-сказании «Олячинть кисэ» («За волю»; 1989), повествует о борьбе народов Среднего Поволжья против царских воевод и бояр в 1670-1672 годах и не обходит стороной предводителей восстания - Акая Боляева и Алёну Арзамасскую.
  • Ярославский писатель Валерий Замыслов в книге «Алёна Арзамасская: Сказание о легендарной воительнице Алёне Арзамасской и удалом атамане Илейке Иванове» прославляет
«…легендарную женщину, сражавшуюся за идеалы добра и справедливости и повторившую судьбу героини Франции Жанны Д’Арк».
  • Исторический роман Михаила Петрова «Алёна Арзамасская» (1991).
  • Историческая повесть Вячеслава Баринова «Красный петух» (1992).
  • Исторический роман Виктора Карпенко «Алёна Арзамасская» (1993).
  • Повесть Т. Н. Митряшкина (Тимофей Тимин) «Горит Эрзяния» (2000) посвящена «колоритнейшей и загадочнейшей героине отечественной истории - Олёне Эрзамасской».
  • Хроника «Степан Разин» в драматическая трилогии Бориса Рябухина из сборника «Российские хроники» (2002).
  • Очерк «Крестьянский атаман Алёна» Бориса Рябухина в сборнике «Выход в небо» (2005).
  • Пьеса Константина Скворцова «Алёна Арзамасская» (2010).

Родилась как-то в 30-х годах 17 века в бедной казачьей семье, в селе под Арзамасом, девочка Алёна. Как вошла она в пору, выдали её насильно замуж за старого крестьянина, а крестьянин тот вскоре помер. Семье девочка была уже не нужна и постриглась она в монахини в женском Николаевском монастыре под Арзамасом. Здесь обучилась девушка грамоте, узнала народное врачевание. Но ее тяготил монастырский устав и она ушла из монастыря в лесной скит. Нередко помогала бедным в окрестных деревнях, лечила, принимала роды. Прекрасно знала тяжелое положение простых жителей сёл и деревень. Смутная ситуация назревала повсеместно. И вот в одной деревне, весной 1669 года, стала она свидетельницей очередного измывательства управителя над дряхлым стариком. Управитель убил старика с одного удара, Алёна кинулась вступиться, досталось и ей, но тут поднялась деревня (дело то на людях было). Короче, восстание, бунт, представители власти мертвы... Выход избежать скорой расправы был один - уходить в леса.
Почти не колеблясь, деревенские мужики поставили Алёну над собой, и это в те времена, когда женщина считалась существом безголосым, практически вещью. Алёна же сразу предприняла необходимые шаги по добыче припасов, оружия, лошадей и организации военного лагеря в лесу. А было ей в то время примерно 32-35 лет от роду.

Осенью под началом Алёны было уже 300-400 человек, с которыми она двинулась на соединение с отрядом донского казака Федора Сидорова, расположившегося у города Темникова. Алена не смогла пробиться сквозь плотный заслон царских войск и приняла решение, углубившись в дремучие леса, выйти к берегам реки Мокши, где, по слухам, местное население пришло в волнение и было готово присоединиться к восстанию. Алену встречали, как освободительницу: хотя она никогда не видела Разина и действовала не с его ведома, народ везде принимал "старицу" за его посланницу. За Аленой следовали русские, татарские, мордовские крестьяне. Командовавший карательным войском воевода Ю. Долгорукий сообщал о Москву, что Алена-старица «збирала с собою на воровство многих людей... ». Впоследствии плененный повстанец А. Осипов на допросе у Долгорукого показал, что в Аленином отряде было 600 человек. Она поддерживала связь с другими повстанческими отрядами. Местом их сбора был город Темников. Сюда с боями продвигалась атаман Алена. Там, где были сосредоточены крупные силы карателей, шли в ночное время, лесами. Как и Разин, Алена широко рассылала по округе «прелестные письма», призывая окрестных жителей в свои ряды.
В 1670 году её отряд объединился с отрядом Фёдора Сидорова, разбил отряд воеводы Арзамаса Леонтия Шайсукова и взял Темников. Общая численность войска составила тогда от 6 до 7 тысяч.


Отряд Алёны (гравюра) (Художник мне неизвестен)

Около двух месяцев монахиня Алена и казак Федор совместно с городским кругом управляли городом, решая все дела по справедливости. Однако против них выступили регулярные войска, посланные князем Юрием Долгоруким. В бою, состоявшимся 30 ноября у села Веденяпино в пятнадцати верстах от Темникова повстанцы были разбиты воеводой Лихаревым. В город, оставшийся без войска, с отрядом был послан голова Волжинский. Ему навстречу вышли «лучшие люди» с иконами, крестами и откупными деньгами. Они били челом и просили прощения, объясняя, что были «у воровских людей поневоле».


Бой Алёны (Художник К.Смирнов)

Когда войска вошли в Темников, немногочисленные защитники обороняли только воеводскую избу и собор. Алена укрывшись в соборе отстреливалась из лука, пока не расстреляла все стрелы, поразив при этом семь или восемь человек. Убедившись в невозможности дальнейшего сопротивления, она отвязала и отбросила саблю, после чего с распростертыми руками бросилась к алтарю. Там ее и обнаружили ворвавшиеся в собор солдаты.

Воевода был беспощаден и повелел повесить мужчин за рекой Мокшей на Рябчиковой горе. Алену же вместе с «воровскими письменами и кореньями» он повелел сжечь в срубе на главной городской площади. Считается, что ведьм и колдунов жгли только в Европе, России же будто бы испокон веку свойственна веротерпимость. Однако казнь монахини и ведуньи Алены Арзамасской показывает, что все было далеко не так однозначно.
Казнь Алёны привлекла внимание современников-иностранцев (И. Ю. Марций). Ценный рассказ об Алёне Арзамасской сохранился в опубликованной в Германии в 1677 году брошюре «Поучительные досуги Иоганна Фриша или примечательные и вдумчивые беседы, в которых речь идёт о полезных и поучительных материях, а также каждый раз сообщается о важнейших событиях нашего времени ». Фриш пишет:
"Через несколько дней после казни Разина была сожжена монахиня, которая, находясь с ним [заодно], подобно амазонке, превосходила мужчин своей необычной отвагой. Когда часть его войск была разбита Долгоруковым, она, будучи их предводителем, укрылась в церкви и продолжала там так упорно сопротивляться, что сперва расстреляла все свои стрелы, убив при этом ещё семерых или восьмерых, а после того, как увидела, что дальнейшее сопротивление невозможно, отвязала саблю, отшвырнула её и с распростёртыми руками бросилась навзничь к алтарю. В этой позе она и была найдена и пленена ворвавшимися [солдатами]. Она должна была обладать небывалой силой, так как в армии Долгорукова не нашлось никого, кто смог бы натянуть до конца принадлежавший ей лук . Её мужество проявилось также во время казни, когда она спокойно взошла на край хижины, сооружённой по московскому обычаю из дерева, соломы и других горючих вещей, и, перекрестившись и свершив другие обряды, смело прыгнула в неё, захлопнула за собой крышку и, когда всё было охвачено пламенем, не издала ни звука... "

Видится мне в этой истории что-то от Жанны ДАрк...