Болезни Военный билет Призыв

Агрессия как психическое состояние. Необоснованная агрессия у мужчин: причины и методы лечения. Мотивы агрессивного поведения

Агрессия – это устойчивая характеристика личности, при наличии которой человек склонен причинять вред окружающим его объектам. Также агрессия проявляется через выражение негативных эмоций: гнева, ярости, злости, направленных на внешние предметы и объекты. Не все понимают, почему человек не может сдержать накатившую ярость, по какой причине происходят жестокое обращение с детьми и разборки в семьях с рукоприкладством. Виной всему является агрессия, которая проявляется устойчивой характерологической особенностью личности под названием агрессивность.

Проявляется агрессия по-разному, все зависит от степени раздражения человека, его качеств характера и ситуации. Разделяют несколько проявлений такого поведения, которые мы рассмотрим подробно.

Все виды основаны на нескольких мотивах поведения человека: агрессия возникает в результате желания достичь свою цель (а кто-то или что-то мешают этому), необходимости психологически разгрузиться, потребность самоутвердиться.

Причины появления такого поведения

Агрессия у человека развивается не сразу. Существуют теории, которые гласят о том, что эта черта характера присуща всем живым существам. В некотором роде это так. Когда человеку приходится защищаться от опасности, он начинает вести себя агрессивно.

Но здесь важна разница между свойством личности и агрессией, как оборонительное, непреднамеренное действие. Но многие ученые сходятся во мнении, что от рождения человек не имеет агрессии, он усваивает модель такого поведения с течением жизни, в зависимости от социальной обстановки вокруг него.

Причин проявления агрессии несколько:

Агрессия в психологии понимается как социально-психологический феномен и не относится к психическим патологиям. По результатам исследования это поведение возникает у здоровых людей субъективно, при наличии психологических проблем. Например, кто-то хочет отомстить, кто-то в этом рос и не знает других моделей поведения, другие являются участниками каких-либо экстремистских течений, некоторым внушается культ агрессии, как силы и мужества.

Не всегда больные психическими заболеваниями проявляют агрессию. Существуют данные о том, что только около 10% людей, причинивших моральный или физический ущерб другим, имеют душевные болезни. В остальных случаях такие действия продиктованы психозом, гипертрофированной реакцией на происходящие события. В большинстве случаев агрессивное поведение – желание доминировать.

Факторы риска возникновения агрессивности

Не каждый человек при малейшей психотравмирующей ситуации будет проявлять агрессию. Существуют некоторые особенности внешней ситуации и внутреннего ее восприятия, которые приводят к поражающему и деструктивному поведению.

Скорее формируется деструктивная модель поведения у людей, склонных к импульсивности, которые сильно эмоционально все воспринимают, в результате чего у них возникает чувство дискомфорта, неудовлетворенности. При рассеянности есть вероятность возникновения эмоциональной агрессивности. Если человек вдумчивый, он может построить планы на то, как проявить инструментальную агрессию.

Психологами доказано, что при угрозе базовым ценностям человека, он становится агрессивным. Таким образом, можно утверждать, что любая остро неудовлетворенная потребность у любого человека может привести к этой деструктивной модели поведения.

Часто агрессия возникает при слабой моральной защите от стрессов. При повышенном уровне тревожности также велика вероятность агрессии. Избыток отрицательных эмоций в раннем детстве приводит к таким паттернам. Пытаясь освободиться от авторитарности значимых людей (родителей, лидеров малых групп, в которые входит индивид), у ребенка остается только один выход – агрессивно себя вести. Удача после такого поведения закрепляет в его сознании, как положительный момент, формируется навык самоутверждения через агрессию.

Причинами стремления причинить моральный или физический ущерб другому, себе, может стать раздражение нервных центров, находящихся в области промежуточного мозга.

Как увидеть проявление агрессивного поведения?

Агрессию некоторые ученые делят на доброкачественную и злокачественную. Доброкачественная – это проявление мужества, настойчивости, амбиций. В целом, для достижения хороших результатов в работе, карьере проявления такой агрессии даже поощряются. Но неконструктивная, злокачественная агрессивность представляет собой осознанный умысел причинения вреда. Это можно увидеть через проявление таких черт, как хамство, жестокость, насилие. В человеке бушуют страсти, негативные эмоции и чувства.

Проявления агрессии у мужчин и женщин немного отличается. Для мужчин характерна яркая эмоциональная вспышка с физическим воздействием на предмет, не обязательно тот самый, который вызвал реакцию. Это удар по столу, об стену, взмахи руками, топанье. У женщин агрессия проявляется через недовольства, периодические жалобы на жизнь. В таком состоянии женщинам свойственно постоянное «пиление» мужа, сплетни, какие-либо безосновательные выводы, несущие негативные последствия.

Часто человек не осознает, что у него проявляется агрессия. В этом случае речь идет о косвенной агрессии, он склонен к придирчивости к отдельному человеку или семье. После придирок и осознания неудовлетворенности некоторых потребностей, он переходит к проявлениям вербальной агрессии: повышение голоса, переход на крик, унижения и оскорбления, причинение психологического вреда собеседнику.

Проявлением агрессии считается также игнорирование. Издавна бойкот считался одной из эффективных пыток человека, так как он не мог вступить в диалог и ощущал себя одиноким, ущербным и неугодным. Игнорирование вызывает самобичевание, чувство вины, то есть аутоагрессию. Человек сам себя наказывает таким образом.

Проявление детской агрессивности

В детях намного заметнее проявление агрессивности. Они не умеют скрывать своих эмоций. Конечно, это хорошо, что не накапливаются негативные эмоции, но в таком состоянии маленьким агрессорам сложно себя контролировать. Агрессия у таких детей проявляется через укусы, толчки, удары, угрозы, отрицательные действия. Можно сказать, что у детей два основных вида проявления стремления нанести кому-либо ущерб: физическая и вербальная агрессия.

У подростков агрессивная форма поведения выражается уже несколько по-другому и немного изменяются механизмы ее появления. Подросткам в большей степени присуща вербальная агрессия, физические действия при агрессивности уже более жестокие, причиняющие больше ущерба, граничат с правонарушениями.

Психологическими причинами проявления этого состояния являются переход от детства к взрослости, неудовлетворенность потребности в принятии и любви, неизвестность самостоятельной жизни. Происходят также физиологические изменения, которые на гормональном уровне могут стать причиной агрессии.

Лечение, коррекция агрессивно направленного поведения

Как известно, нефизиологические причины появления агрессии кроются в окружающей среде и семейной ситуации, воспитании. В случае доклинической агрессии, то есть возникшей по психологическим причинам, применяются методы психологической коррекции поведения детей, родителей и взрослых.

При поражении мозговых структур, гипертрофированной психологической агрессии, сложных случаях эмоционально-волевых расстройств, необходимо медикаментозное лечение.

Психотерапия для преодоления агрессивности

Агрессия формируется у ребенка в маленьком возрасте, и такое поведение при отсутствии коррекции сопровождает человека и во взрослом возрасте. Родителям важно знать, в каких случаях их ребенок будет вытеснять негативные эмоции, которые станут началом агрессивного поведения:

В зависимости от перечисленных факторов применяются психотерапевтические методы коррекции агрессии. Часто используется когнитивно-бихевиоральный, рациональный подход к решению проблемы. Врач помогает человеку, ребенку научиться конструктивному диалогу с собеседниками, социально адаптированному поведению, вымещению негативных эмоций социально приемлемыми способами.

Агрессия в ярком ее проявлении опасна для общества, задача психотерапевта обучить человека справляться с эмоциями и проработать внутренние проблемы – причины такого поведения. Для этого также используется психоанализ или его разновидности. Методы анализа психологических травм в детстве, выведение из подсознания блоков и проработка механизмов психологической защиты, помогает человеку решать годами вынашиваемую проблему. Агрессия не пропадает сразу после такого анализа. Должен быть рядом человек, который будет обращать внимание на неприемлемые эмоциональные реакции. Он же и окружение пациента должны показать свое внимание и любовь к пациенту.

Медикаментозное лечение

Агрессия, спровоцированная физиологическими причинами, лечится лекарствами. Фармакотерапия зависит от основного клинического заболевания, особенно долгосрочные препараты назначать должен только врач.

Лечить проявления такого поведения эффективно помогают бензодиазепины и нейролептики, также применяются антипсихотические препараты второго поколения. Некоторые препараты применяются сублингвально, другие эффективнее действуют через внутримышечные или внутривенные инъекции.

» Теории агрессивности

© С. Виттманн

Почему люди ведут себя агрессивно? Теории агрессии

На вопрос о том, почему люди вообще ведут себя агрессивно, нельзя ответить однозначно. Чтобы объяснить агрессивное поведение, очень часто приводят целый ряд причин, условий и мотивов, которые каким-то образом связаны. Злость или накопившийся гнев, недостаток заботы в детстве, фильмы о насилии и компьютерные игры, а также давление со стороны ровесников или стремление быть у всех на виду, производить впечатление «крутого» - все это, очевидно, может объяснить агрессивное поведение людей.

Также существуют самые разные научные методы и способы объяснения агрессивного поведения.

Теория влечения: агрессия - «внутренний инстинкт»

Понятие «агрессия» стало популярным благодаря психоанализу. Радость - основное чувство, которое управляет поведением человека. Такими же важными чувствами или влечениями являются стремление к удовольствию (либидо) и инстинкт разрушения или смерти (деструдо). Подавление инстинкта смерти, точно так же, как и подавление либидо может привести к серьезным психическим расстройствам. Если человек не может выплеснуть агрессию, то это оборачивается против него самого. С точки зрения психоанализа, формы таких подавленных агрессивных (аутоагрессивных) действий многообразны. Одни люди нервно грызут ногти, другие на глазах теряют в весе. Встречаются и случаи самоубийства. Из этой теории можно сделать следующие выводы: если инстинкт разрушения присущ человеку, то подавлять его, конечно же, не следует. Напротив, его нужно проявлять во всей своей полноте. Кроме этого, человек должен научиться управлять этим инстинктом. Иначе это может привести к самоуничтожению или разрушению окружающей среды.

Теория инстинктов: агрессия ради самосохранения

На основе теории инстинктов, которую применяют в этологии и социобиологии, агрессивное поведение можно объяснить следующим образом: человек ведет себя агрессивно с целью самосохранения и адаптации к происходящему. К одной из таких теорий можно отнести, например, «теорию парового котла». Впервые ее сформулировал Конрад Лоренц, который занимался изучением поведения людей. По его мнению, у человека всегда существует свободная энергия, которая накапливается в его организме. Если определенное количество этой энергии уже накопилось, то она начинает высвобождаться в форме агрессии. Таким образом, чтобы «произошел взрыв», совсем не нужен какой-то специальный внешний повод. Чтобы вывести человека из себя, достаточно любого пустяка. Для того чтобы успокоиться, многие люди занимаются спортом или колют дрова. Разумеется, можно усомниться в том, что подобные занятия действительно служат «выпускным клапаном» и предотвращают агрессивное поведение, приносящее обществу вред. Наоборот: есть множество ссылок на то, что такой способ самоуспокоения (давать волю эмоциям) лишь стимулирует агрессивное поведение.

Теория причинно-следственной связи агрессии и фрустрации: агрессия как результат фрустрации

Другие объяснения агрессивного поведения связаны с внешними факторами, которые в теории «парового котла» считаются второстепенными. Согласно теории причинно-следственной связи агрессии и фрустрации, агрессия - это результат состояния фрустрации. Это состояние наступает, когда человек не может достичь поставленной цели, поскольку ему мешает реальная или воображаемая помеха. При этом человек чувствует себя слабым, беспомощным и измученным. Однако агрессия может наступать не только в результате фрустрации. И, наоборот, не каждое состояние фрустрации влечет за собой агрессию. Вероятнее всего, она возникает, если сдерживание агрессии является недостаточно сильным, а также существуют дополнительные факторы, вызывающие агрессию.

Теория научения: агрессии учатся

Согласно новым исследованиям агрессивное поведение можно объяснить тем, что человек еще в детском возрасте учится быть агрессивным. Дети считают, что если они будут вести себя агрессивно, то будут успешными. Они видят, что другие дети и их родители в некоторых ситуациях ведут себя агрессивно и благодаря этому добиваются определенных результатов. Поэтому, если дети думают, что тем самым и они смогут достичь желаемых результатов, то начинают копировать такое поведение. Исходя из этой теории, можно утверждать, что средства массовой информации, особенно телевидение, оказывают большое влияние на агрессивность в поведении детей. Однако исследования показывают, что данное мнение во многом ошибочно. Хотя дети и склонны подражать определенным персонажам из фильмов, но все-таки решающее влияние оказывают «реальные люди», которые их окружают и у которых они на самом деле чему-то учатся.

Социально-когнитивная теория: агрессия является результатом искажения информации

В последнее время все больше и больше исследователей работают над усовершенствованием социально-когнитивной модели, объясняющей причины агрессивного поведения человека. Ученые исходят из того, что агрессивное поведение является результатом искажения при обработке информации, что приводит к искаженному восприятию ситуации. В педагогической и терапевтической практике социально-когнитивный метод анализа агрессивного поведения является наиболее эффективным. Используя этот метод, можно целенаправленно диагностировать искажения и воздействовать на необходимые стимулы в соответствии со ступенью развития человека.

К психическим аномалиям следует отнести и повышенную агрессивность.

Агрессивность — устойчивое стремление индивида нанести другому физический или психотравмирующий вред, ущерб.

Виды агрессии

Агрессия может быть фрустрационной (агрессивность против тех, кто препятствует достижению значимых целей), импульсивной и аффективной. Она может быть также умышленной и инструментальной (когда агрессия используется лишь как средство достижения цели). Агрессивность как устойчивая черта формируется в неблагоприятных условиях психического развития личности, является показателем несформированности у нее социальной идентификации.

Чем ниже уровень социализированности, тем выше уровень агрессивности индивида . Можно сказать, что степень агрессивности индивида — показатель уровня его десоциализированности.

Причины агрессии

Агрессивность индивида связана с дефектами социализации, негативным влиянием и общими дефектами в психической саморегуляции индивида. Однако существенную роль здесь играют и генетические аномалии, и особенности эндокринно-гуморальной организации индивида (норадреналиновый тип).

Агрессивность индивида имеет комплексную многофакторную обусловленность . Кроме некоторых биологических предпосылок в ее формировании существенно научение агрессии, «агрессивный тренинг». Агрессивность субъекта зависит от того. какие стимулы среды он относит к запороговым воздействиям, требующим общеэмоциональной агрессивной реакции. Агрессией индивиды реагируют на ситуации, угрожающие их базовым ценностям.

Как проявление дефекта психической саморегуляции агрессивность связана со слабостью у индивида антистрессовой защиты, импульсивностью, повышенным уровнем тревожности. В формировании агрессивных типов отмечается их ранняя эмоциональная депривация (недостаточность положительных эмоций в раннем детстве), жестокость обращения, суровое отношение родителей и ближайшего окружения. Нередко агрессивность развивается как противодействие авторитарной власти в семье, малых группах, когда у индивида остается единственный шанс на самоутверждение с помощью агрессивных действий.

Итак, обшей особенностью поведения психически аномальных индивидов являются неадекватные реакции, неустойчивость к психотравмирующим воздействиям, нарушенность механизмов психологической защиты, готовность к психическому срыву, неконтролируемость отдельных типов реакций. Психическая дезорганизация в личностно трудных ситуациях ведет к общему эмоциональному захвату всей сознательной деятельности индивида — сужению сознания. Эти состояния сопровождаются расстройством логического мышления, повышением внушаемости и самовнушаемости, навязчивыми состояниями, конфликтным взаимодействием со средой.

Агрессия (психология)

Агрессия (психология)

Иногда агрессию используют для запугивания и принуждения в условиях суровой физической подготовки. На фотографии инструктор по строевой подготовке (drill instructor) кричит на морских пехотинцев во время тренировки.

Агре́ссия (лат. aggressio - нападение) - мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам сосуществования людей, наносящее вред объектам нападения, приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт.

Подходы к определению агрессии

Существует различные подходы к определению данного феномена. Обозначим лишь некоторые из них:

  • Нормативный подход , означает, что в дефинициях агрессии особый акцент делается на её противоправности, «противоречивости» общественным нормам. О. Мартынова определяет агрессию как «целенаправленное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе». Термин «криминальная агрессия» также определяется в рамках нормативного подхода и обозначает «поведение, нацеленное на умышленное причинение физического и морального вреда другому живому существу, в силу чего действия агрессора вступают в противоречие с нормами уголовного права, хотя сам он не всегда становится объектом уголовно-правового воздействия» (Д. Жмуров,2005). Т. Румянцева высказывает мнение о том, что поведение может называться агрессивным при наличии двух обязательных условий: а) когда имеют место губительные для жертвы последствия; б) когда нарушены нормы поведения.
  • Глубинно-психологические подходы утверждает инстинктивную природу агрессии. В данном случае, агрессия представляется врожденным и неотъемлемым свойством любого человека. Наиболее яркими представителями данного подхода являются психоаналитическая и этологическая школы (К.Юнг , З.Фрейд , Г.Гартман, Е. Крис, К. Лоренц , Ардри, Моррис).
    • Представители психоанализа связывают агрессию с проявлением «инстинкта смерти» у человека (Танатос , Тень).
    • К.Лоренц считает, что «агрессия у людей представляет собой совершенно такое же самопроизвольное инстинктивное стремление, как и у других высших позвоночных животных». Кроме того, в своей работе «Агрессия» он отмечает, что у некоторых животных «агрессивное» поведение по своим проявлениям практически не отличается от сексуального.
  • Целевые подходы заключают в себе определения агрессии с точки зрения её функциональности. Так, агрессия рассматривается как инструмент успешной эволюции, самоутверждения, доминирования, адаптации или присвоения жизненноважных ресурсов. Шваб, Коэроглоу видят в агрессии «специфически ориентированное поведение, направленное на устранение или преодоление всего того, что угрожает физической и (или) психической целостности организма» (Shwab, Couroglou). Х. Кауфма] утверждает, что «агрессия - это средство, с помощью которого индивидуумы пытаются получить свою долю ресурсов, что, в свою очередь, обеспечивает успех в естественном отборе». Э. Фромм рассматривает злокачественную агрессию как инструмент доминирования, выражающегося в стремлении «человека к абсолютному господству над другим живым существом». Иногда агрессию рассматривают как неотъемлемую часть гомеостаза человека. Гомеостаз - это нормальное состояние равновесия органических и других процессов в живой системе и агрессия, в данном случае, представляет собой инструмент психической саморегуляции.
  • Подходы акцентирующие внимание на последствиях агрессии описывают её результаты. Уилсон обозначает агрессию как «физическое действие или угрозу такого действия со стороны одной особи, которые уменьшают свободу или генетическую приспособленность другой особи». Мацумото пишет, что «агрессию можно определить как любой поступок или поведение, которое причиняет боль другому человеку физически или психически». А. Басс, в рамках указанного подхода, предлагает несколько определений агрессии. «Агрессия - реакция, в результате которой другой организм получает болевые стимулы». «Агрессия - это не свойство, а явление, реализованное в специфическом поведении, в конкретном действии - угроза, либо нанесение ущерба другим» (Buss). Зильман предлагает похожее определение. Он считает, что «агрессия - это нанесение или попытка нанесения телесных или физических повреждений».
  • Подходы основанные на оценке намерений агрессора (Креч Д., Кратчфилд Р., Ливсон Н). В данном случае агрессия понимается как «вид поведения, физического или символического, которое мотивировано намерением причинить вред кому-то другому» (Л. Берковиц) или как «форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения» (Р. Бэрон, Д.Ричардсон). В 9-м издании словаря Вебстера под агрессией понимается «активное действие или решительные меры, в особенности с намерением силой добиться господства или завладеть чем-либо».
  • Эмоциональные подходы уделяют особое внимание чувственной составляющей акта агрессии. Поэтому, агрессия понимается как «проявление в чувствах и действиях индивида (социальной группы) враждебности - антагонизма, недружелюбия, неприязненного отношения, ненависти…» (Трифонов Е. В.) Ю.Щербина понимает речевую агрессию как «обидное общение, словесное выражение негативных эмоций, чувств или намерений».
  • Многоаспектные подходы включают в себя все перечисленные выше подходы или их комбинацию, наиболее целесообразную с точки зрения отдельного автора. Приведем ряд примеров. Агрессия - это целенаправленное разрушительное, наступательное поведение, нарушающее нормы и правила сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), причиняющее физический ущерб людям и вызывающее у них психический дискомфорт, отрицательные переживания состояния страха, напряженности, подавленности (Семенюк, 1991; Ениколопов, 1994). Агрессия (агрессивность) - системное социально-психологическое свойство, которое формируется в процессе социализации человека и которое описывается тремя группами факторов: субъективными (внутриличностными, характеризующими психологическую деятельность агрессора), объективными (характеризующими степень разрушения объекта и причинения ему вреда) и социально-нормативными, оценочными факторами, такими как морально-этические нормы или уголовный кодекс (Соловьева, 1995).
  • Недифференцированные подходы , как правило, отражены в частных психологических теориях и не объясняют сути агрессии, определяя её в узко-теоретических рамках. Бихевиоризм трактует агрессию «как драйв», «естественный рефлекс человека», «как следствие фрустрации» или форму отреагирования на физический и психический дискомфорт и тд. (Д. Доллард, С. Фишбах, Л. Берковиц). Представители когнитивных теорий считают, что «агрессия - это результат научения» (А. Бандура). Иные исследователи полагают, что агрессия - это «тенденция приближения к объекту или удаления от него» (Л.Бендер), или «внутренняя сила, дающая человеку возможность противостоять внешним силам» (Ф. Аллан). В рамках интеракционизма агрессия рассматривается как следствие объективного конфликта интересов, несовместимости целей отдельных личностей и социальных групп (Д. Кэмпбелл, М. Шериф). Подобные определения, как уже говорилось, представляют собой общие формулировки и не всегда понятно объясняют, что же такое агрессия.

Несмотря на большое число подходов, ни один из них не дает полного и исчерпывающего определения агрессии, отражая лишь ту или иную грань данного явления.

Причины агрессии

Агре́ссия - это форма деструктивного индивидуально людского, биологического или социального поведения.

Причины агрессии изучались многими исследователями - Карл Маркс абсолютизировал частную собственность, указывая причины войн. Есть весомые субъективные факторы - историческая память, обычаи мести, фанатизм и экстремизм в некоторых религиозных течениях, внедряемый через СМИ образ сильного человека и даже индивидуальные психологические этические черты политиков . Демократические общества имеют возможность противостоять социальной агрессии - мировое движение мира состоит из миллионов протестующих против насилия граждан.

Наблюдение её в подростковом возрасте по телевидению закрепляет агрессивную модель поведения, и в дальнейшем эффект усиливается.

См. также

Примечания

Литература

  • Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия. Изучение влияния воспитания и семейных отношений. - М., 1999.
  • Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. - СПб., 1997.
  • Гуггенбюль А. Зловещее очарование насилия. Профилактика детской агрессивности и жестокости и борьба с ними: Пер. с нем. СПб., 2000.
  • Ениколопов С. Н. Понятие агрессии в современной психологии // Прикладная психология. 2001. № 1.
  • Лоренц К. Агрессия (так называемое "зло"): Пер. с нем. - М.: Издательская группа "Прогресс", "Универс", 1994.
  • Х. Хекхаузен Агрессия.// Мотивация и деятельность. - М., 1986, т. 1, с. 365-405.

Ссылки

  • X.Хекхаузен. Агрессия (обзор психологических теорий агрессии)

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Агрессия (психология)" в других словарях:

    агрессия - (от лат. aggredi нападать) целенаправленное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), причиняющее физический вред людям или… …

    психология гуманистическая - одно из ведущих направлений современной западной, преимущественно американской психологии. Зародилась в 50 е годы. Названа гуманистической, ибо признает главным предметом личность как уникальную целостную систему, коя представляет собой не нечто… … Большая психологическая энциклопедия

    АГРЕССИЯ - – импульс или намерение, предопределяющие такое поведение человека, которое характеризуется разрушительностью и деструктивностью. В психоаналитической теории и практике уделяется значительное внимание агрессивности человека. Вместе с тем… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    А. сложное явление, обусловленное множеством причин, с трудом прогнозируется и часто не поддается контролю. Агрессия как инстинкт Убеждение в инстинктивном происхождении А. получило широкое распространение у рядовых американцев. В 1960 х гг. в… … Психологическая энциклопедия

    Психология половых различий - раздел психологии, изучающий различия между людьми, обусловленные их половой принадлежностью. Психология половых различий как область научного знания концентрирует свое внимание на изучении психологических характеристик, социальных ролей и… … Термины гендерных исследований

    Область психологии, занимающаяся разработкой психологических основ обучения и воспитания. Подобно психологии труда, инженерной, военной или клинической психологии, эту область иногда относят к прикладным отраслям психологии, целью которых… … Энциклопедия Кольера

    АГРЕССИЯ - физическое или вербальное поведение, нацеленное на причинение вреда; отличается от социальной напористости. (Д. Майерс, Социальная психология, с.174) … Глоссарий по политической психологии

    трансперсональная психология - Этимология. Происходит от лат. trans сквозь, через + рersоna личность и греч. psyche душа + logos учение. Категория. Ряд психологических направлений. Специфика. Основными представителями трансперсональной психологии являются J.C.Lilly,… … Большая психологическая энциклопедия

    инструментальная агрессия - Этимология. Происходит от лат. aggressiо нападение. Категория. Форма агрессивного поведения. Специфика. Агрессивные действия не являются выражением эмоциональных состояний, а служат каким то позитивным целям. Психологический словарь. И.М.… … Большая психологическая энциклопедия

    физическая агрессия - Этимология. Происходит от греч. physis природа и от лат. aggressiо нападение. Категория. Форма агрессивного поведения. Специфика. Характеризуется использованием физической силы, направленной против другого лица или объекта. Психологический… … Большая психологическая энциклопедия

Агрессивность — это устойчивая характеристика субъекта, которая отражает его склонность к поведению, целью которого выступает причинение окружающему миру вреда или выражение гнева, злости направленного на внешние объекты. Психологи утверждают, что агрессивность не была присуща человечеству изначально и малыши усваивают модель агрессивного поведения с первых дней своей жизни.

Агрессивность с латинского языка означает нападать и характеризует свойство личности, отдающее предпочтение в использовании насильственных методов в достижении своих целей.

Причины агрессивности

Личностные особенности, влияющие на развитие агрессивности человека следующие:

— склонность к импульсивности;

— вдумчивость, рассеянность;

— эмоциональная восприимчивость, а также чувство ранимости, неудовлетворенности, дискомфорта;

— враждебная атрибуция, под которой понимается оценка, а также интерпретация намерений, действий в качестве агрессивных.

Агрессивность у людей отмечается при ряде нервных и психических расстройств.

Причинами агрессивности человека выступают: разного рода конфликты, интимные проблемы, злоупотребление алкоголем, психотропными средствами, наркотическими средствами, неустроенность личной жизни, проблемы личного характера, чувство одиночества, психические травмы, строгое воспитание, просмотры триллеров, переутомление, а также отказ от отдыха.

Термин «агрессивный» в отношении спортсменов стал применяться как характеристика, которая означает настойчивость в преодолении преград, а также активность в достижении поставленных целей.

Признаки агрессивности

Агрессивность выражается в таких чертах, как конфликтность, доминантность, отсутствие социальной кооперации.

Признаки агрессивности человека проявляются в болезненном отношении восприятия собственного Я с окружающими людьми.

Признаками агрессивности у детей служат их физические действия: хлопанье дверями, попытки бить окружающих, рвать, кусать, портить со злости вещи, бить посуду.

Виды агрессивных реакций опросник Басс-Дарки:

— физическая агрессия, отмечающаяся применением физической силы против других лиц;

— косвенная агрессия, характеризуется направленным окольным путем на других лиц или не направленная ни на кого;

— раздражение, отмечается готовностью проявить негативные чувства при незначительном возбуждении (грубость, вспыльчивость);

— негативизм, отмечающийся оппозиционной манерой поведения (от пассивного сопротивления до активной борьбы);

— обида, отмечается завистью, а также ненавистью к окружающим за вымышленные и реальные действия;

— подозрительность, которая характеризуется недоверием, осторожностью относительно людей, которые якобы планируют и приносят вред;

— чувство вины, выражающееся в возможном убеждении субъекта в том, что он плохой человек, совершающий плохие поступки, и в связи с этим испытывающий угрызения совести;

— вербальная агрессия, которая выражается в негативных чувствах (визг, крик, угрозы, проклятия).

Агрессивность у мужчин

Пассивная агрессивность у мужчин отмечается откладыванием дел и нерешительностью перед принятием важных решений. Такие мужчины не ответственны, крайне пренебрежительны к срокам и не выполняют обещаний. Этот тип ищет любые предлоги для ссоры с родными, при этом держа дистанцию и не допуская к личностному пространству. Причиной выступает страх зависимости, поэтому мужчина, так, справляясь самостоятельно со страхом, пытается управлять и командовать другими. Такой мужчина не признает своих ошибок, а обвиняет только обстоятельства, окружающих, требуя найти виновных.

Причиной такого поведения выступает социальная и семейная атмосфера, где отмалчиваются о своих желаниях, потребностях, считая это проявлением эгоизма. На подсознательном уровне такое воспитание прививает мысль, что желать что-либо для себя неправильно и недопустимо в принципе.

Пассивная агрессивность у мужчин корректируется только спокойным, нежным отношением и постепенным подталкиванием к нужной модели поведения.

Агрессивность у мужчин отличается своими установками от женской агрессивности. Мужчины зачастую прибегают к открытой форме агрессивности. Их не беспокоит тревожность, чувство вины, для них важно достичь свою цель, поэтому агрессивность выступает своеобразной моделью поведения.

Повышенная агрессивность у мужчин отмечается отсутствием культуры поведения, демонстрацией уверенности, своей силы, а также независимости.

Агрессивность связанная с половым возбуждением — это нападение или ряд насильственных действий между половыми партнерами. Агрессивность выступает в противоположность любовно-эротическим отношениям. Отдельные личности испытывают от половой агрессивности эротическое наслаждение (мазохизм, садизм, садомазохизм).

Психологические концепции дают такое объяснение появлению половой агрессивности: она возникает вследствие пережитой , т.е обманутых ожиданий в получении удовлетворения. Это не относится только к интимным желаниям или потребностям. Агрессивность объясняется компенсаторным характером. Например, повторение или продолжение перенесенного насилия, или же испытание насилия, которое практикуется в других сферах.

Исследования в этой области подтверждают, что половое грубое насилие, а также избиение женщин мужчинами зачастую происходят среди тех слоев, где женщина подвергается дискриминации и угнетению, пребывает в зависимом положении. Одновременно с этим большинством клиентов у проституток, увлекающихся садомазохизмом, являются мужчины из высших слоев, которые таким образом реализуют инсценированную агрессию.

Агрессивность у женщин

Женщины используют психологическую неявную агрессию, они переживают по поводу отпора, который может оказать жертва. Агрессивность у женщин отмечается при вспышках гнева для снятия нервного и психического напряжения.

Повышенная агрессивность наблюдается у пожилых представительниц и объясняется проявлениями при отсутствии других негативных черт характера и причин к такому поведению. Повышенная агрессивность у женщин характеризуется изменением черт характера в отрицательную сторону.

Агрессивность у женщин провоцируется такими факторами:

— гормональная, врожденная недостаточность, спровоцированная патологией в раннем развитии;

— негативный эмоциональный опыт из детства (жестокое обращение, половое насилие);

— враждебные взаимоотношения с матерью, а также детские психические травмы.

Агрессивность у детей

Причины детской агрессивности: осуждение и отвержение взрослыми; разрушительные эмоции внутреннего мира, с которыми ребенок не состоянии самостоятельно справиться. А непонимание и незнание причин агрессивности у детей приводит к открытой у взрослых неприязни.

Как снять агрессивность у детей?

Работая с агрессивными детьми, воспитателю, психологу следует трепетно относиться к внутренним проблемам. Агрессивность у детей снимается положительным вниманием со стороны взрослого к внутреннему миру малыша.

Только положительное внимание и принятие агрессивной личности со стороны психолога, воспитателя, родителя, а иначе вся коррекционная работа будет сведена к нулю и ребенок, вероятнее всего утратит доверие к психологу и проявит сопротивление в дальнейшей работе.

Всем работающим с такой категорией детей важно учитывать безоценочную позицию. Это значит не делать оценочных замечаний такого типа: «так нельзя себя вести», «нехорошо так говорить». Данные замечания только оттолкнут от вас детей и не будут способствовать налаживанию контакта.

Коррекция агрессивности у дошкольников

Детская агрессивность устраняется следующими принципами и коррекционной работой:

— установление контакта с ребенком;

— безоценочное восприятие личности, а также принятие его в целом;

— уважительное отношение к личности малыша;

— положительное отношение к внутреннему миру.

Хочется отметить направления коррекционной работы с агрессивностью детей:

— обучение навыкам контроля, а также управления собственным гневом;

— понижение уровня личностной тревожности;

— развитие , формирование осознания собственных эмоций, а также чувств других людей;

— развитие позитивной самооценки.

Упражнения на снижение агрессивности:

1. Знакомство. «Покажи свое имя».

Дети называют свое имя и придуманным движением сопровождают его.

2. Игра «Волшебные шарики».

Цель: снятие эмоционального напряжения.

Дети находятся в кругу (сидят, стоят). Взрослый просит их закрыть глаза и сделать «лодочку» из ладошек. Психолог вкладывает всем детям в ладошки цветной шарик, а потом просит согреть его или покатать, отдать ему часть ласки, тепла, подышав на него. Далее предлагается открыть глаза и посмотреть на шарик, рассказав о чувствах, возникших во время упражнения.

3. Игра «Добрые привидения».

Цель: научить выплескивать накопившийся гнев в приемлемой форме.

Ведущий предлагает проиграть роль добрых приведений, которые немного хулиганят и слегка пугают друг друга. По команде ведущего дети сгибают руки в локтях, при этом растопырив пальцы, и произносят громким, страшным голосом звук «у» или любой другой звук.

4. Рисуем настроение.

Цель: выражение своего настроения в рисунке.

Обсуждение рисунков включает отгадывание, где какое настроение.

5. Игра: «Дракон кусает у себя хвост».

Цель: снять напряженность, невротические состояния, страхи.

Звучит веселая музыка, дети стоят друг за другом, крепко держа друг друга за плечи.

Первый малыш — «голова дракона», а последний это — «хвост дракона». Первый малыш «голова дракона» старается поймать «хвост», а тот в свою очередь уворачивается от нее.

6. Игра: «Мой хороший попугай».

Цель: развить чувство элепотии, а также умение работать сообща в группе.

Дети находятся в кругу. Психолог рассказывает: в гости прилетел попугай и желает поиграть с детьми. Необходимо подумать, что нужно сделать для того, чтобы попугаю у нас понравилось в гостях, и он обязательно прилетел к ним снова. Психолог дает детям попугая – игрушку, предлагая погладить, поговорить ласково, приласкать.

7. Игра: «Кляксы».

Цель: снятие агрессивности, страхов, развитие воображения.

Подготовить белые листы бумаги, гуашь. Дети берут на кисточку краску того цвета, которым им хочется изобразить кляксу. На белый лист кбумаги дети выплескивают свой цвет и складывают лист вдвое, но так, чтобы клякса сделала отпечаток на второй половине листа.

Лист разворачивают и стараются понять, на что или кого похожа клякса. При желании можно дорисовать кляксу.

8. Релаксация «На облаке».

Цель: снятие эмоционального, физического напряжения.

9. Упражнение «Я — травинка».

Цель: Учить детей выражать свои чувства.

Дети представляют себя травинкой летящей на ветру.

10. Игра: «Поссорились два петушка».

Цель: снятие мышечного напряжения, эмоциональная разрядка.

Под веселую музыку малыши двигаются хаотично и толкаются слегка плечами.

11. Игра: «Сороконожка»

Цель: учить детей взаимодействию со сверстниками, способствовать сплочению детского коллектива.

Дети (5-8 человек) встают, держась за талию впередистоящего. Звучит команда ведущего и «Сороконожка» двигается вперед, потом приседает, проползает между препятствиями, прыгает на одной ножке. Основная задача — не разорвать единую «цепь», и сохранить «Сороконожку».

12. Настольные совместные игры.

Цель: развитие внимания, способности к сосредоточению, умения без конфликтов взаимодействовать.

13. Игра: «Котик».

Цель: установить положительный настрой, снять эмоциональное, мышечное напряжение.

Дети располагаются на ковре. Звучит спокойная музыка, малыши придумывают сказку про котика и показывают, как котик нежится на солнышке, умывается, потягивается, царапает коготками коврик.

14. Игра: «Брыкание».

Цель: эмоциональная разрядка, а также снятие мышечного напряжения.

Ребенок располагается на ковре (ложится на спину). Ноги при этом свободно раскинуты. Не спеша он начинает брыкаться и касаться пола всей ногой. Ноги высоко поднимаются и чередуются. На каждый удар своей ногой малыш говорит «нет», при этом увеличивая интенсивность удара.

15. Игра «Возьми себя в руки».

Цель: учить малышей сдерживать себя.

Объяснить малышам, что когда у них неприятные эмоции: раздражение, злость, желание ударить, то возможно «взять себя в руки» и остановить свои эмоции. Для этого следует глубоко вздохнуть, а потом выдохнуть (несколько раз). Потом выпрямляемся, прикрываем глаза и считаем до 10, улыбаемся, открываем глаза.

16. Игра «Крепость».

Цель: игра позволяет детям проявить агрессивность в игровой адекватной форме. Интерес представляет диагностика: кто кого выберет в команду.

Дети по желанию ребят делятся на две команды. Команды строят для себя крепость (из конструктора). По команде одна команда защищает крепость, а другая штурмует. Оружием – выступают мячи, надувные шарики, мягкие игрушки.

17. Игра «Рвакля».

Цель: снять напряжение и дать выходу деструктивной энергии.

Ребенку предлагают мять, рвать, топтать бумагу и делать с ней все, что пожелается, а затем бросать ее в корзину.

18. Игра «Зоопарк».

Цель: помогает снять напряжение.

Детям предлагают «превратиться» в животных по желанию. Изначально дети сидят на стульях — «клетках». Каждый отдельный малыш изображает выбранное животное, а другие стараются угадать, кого он показывает. Когда все всех «узнали», стулья — клетки освобождаются и «звери» — дети выходят прыгать, бегать, рычать, кричать.

19. Игра: «Липучка».

Цель: снять мышечное напряжение, сплотить детскую группу.

Все малыши двигаются, прыгают, бегают по комнате, а двое малышей, держась за руки, стараются поймать сверстников, говоря: «Я липучка-приставучка, я хочу тебя поймать». Кого поймали, «Липучки» берут за руку и присоединяют его к своей компании. После того, как все малыши станут липучками, все дети танцуют в кругу под спокойную музыку.

20. Упражнение «Кулачок».

Цель: сместить агрессию и осуществить мышечную релаксацию.

В ходе игры даем в руку ребенку любую мелкую игрушку и просим его крепко сжать кулачок.

Подержав кулачок сжатым, а затем раскрыв его, на ладошке видим красивую игрушку.

21. Игра: «Комплименты».

Цель: помочь малышам увидеть личные положительные стороны, а также почувствовать, что они принимаемые и другие люди их ценят.

Игра начинается с таких слов: «В тебе мне нравится…» Ребенок эту фразу говорит всем участникам игры, как взрослым, так и детям. Другие участники тоже говорят всем остальным комплименты. После игры следует обсудить, что ощущали участники, что о себе узнали, понравилось ли им играть и говорить комплименты.

Агрессивность лечение

Как бороться с агрессивностью? С собственной агрессией помогает бороться . Эффективно использовать систему наказаний и поощрений, когда вы лично выступаете в роли объекта, а также в роли воспитателя. В качестве наказания использовать лишение себя определенных благ, а поощрить себя можно любимым удовольствием. Эффективными являются действия по изменению личного отношения к ситуации.

Как снизить агрессивность? При появлении злости и первых признаков агрессии — сделайте паузу. Попробуйте выйти из такой ситуации самостоятельно или отвлекитесь. Закройте глаза, сосчитайте до десяти, мысленно наберите в рот воды при разговоре с раздражающим человеком. Вполне возможно, что именно это убережет вас от проявлений ненужной агрессии.

Были и останутся всегда вещи, которые вы не в состоянии изменить или убрать из вашей жизни. Можно на них злиться, но есть и другой подход: попытаться их принять и начать относиться спокойно к ним. Очень важно не допускать хроническую усталость, поскольку она лежит в основе раздражительности и агрессии. При первых признаках хронической усталости — дайте себе передышку (возьмите выходной, отгул).

Человек превращается в злого и агрессивного при хронической неудовлетворенности от своей жизни. Чтобы агрессивность ушла из вашей жизни, следует внести в нее позитивные изменения. Будьте внимательны к себе и старайтесь жить в свое удовольствие, поскольку довольный человек чаще бывает уравновешенным и спокойным, чем недовольный.