Болезни Военный билет Призыв

8 февраля день науки название конференции. День российской науки. Важное значение науки

Который был установлен приказом Главнокомандующего ВМФ РФ от 19 декабря 1995 года в память о трагической гибели 7 апреля 1989 года атомной подводной лодки Краснознаменного Северного флота К‑278 "Комсомолец".

АПЛ К-278 была построена в Северодвинске и спущена на воду в августе 1983 года. Лодка имела сверхпрочный титановый корпус, который позволял достигать глубины погружения до 1020 метров, подводное водоизмещение 5700 тонн, скорость хода более 30 узлов. На борту лодки находилось шесть торпедных аппаратов. В 1984 году подводная лодка вошла в состав Северного флота .

В феврале 1989 года приказом Главнокомандующего ВМФ СССР АПЛ К‑278 было присвоено наименование "Комсомолец".

7 апреля 1989 года в нейтральных водах Норвежского моря, когда АПЛ "Комсомолец" возвращалась с боевой службы на базу в подводном положении, в одном из отсеков возник пожар, отсек полностью выгорел, что привело к разгерметизации систем сжатого воздуха. После всплытия подводной лодки экипаж вел борьбу за живучесть судна в течение шести часов. Однако принятые экипажем меры результатов не дали. Вследствие разгерметизации прочного корпуса, поступления забортной воды и затопления кормовых отсеков "Комсомолец" в 180 километрах юго‑западнее острова Медвежий.

При катастрофе погибли 42 человека, в том числе командир подводной лодки капитан первого ранга Евгений Ванин. Многие из матросов не смогли дождаться помощи из‑за сильного переохлаждения, вызванного длительным пребыванием в ледяной воде.
33 погибших подводника покоятся на дне Норвежского моря в месте гибели "Комсомольца" и только девять из них похоронены на берегу.
27 моряков были спасены подошедшей плавбазой рыбопромыслового флота "А. Хлобыстов".

За мужество и героизм все 69 членов экипажа (42 — посмертно) были награждены орденом Красного Знамени.

В конструкторском бюро "Рубин" был разработан проект операции по подъему судна, но воплотить его не удалось. Корпус подводной лодки Норвежского моря на полуторакилометровой глубине.

Водолазы с помощью специального состава загерметизировали прямо на дне все потенциально опасные участки погибшего корабля. Расследование морской катастрофы так и осталось незавершенным .

Вскоре после трагедии было создано Санкт‑Петербургское благотворительное общество памяти АПЛ ВМФ "Комсомолец", которое ведет деятельность по сохранению памяти о погибших подводниках и работу с семьями экипажей не только К‑278, но и других отечественных подводных лодок, утонувших с моряками на борту в мирное время.

Имена погибших членов экипажа "Комсомольца" были увековечены на мемориальной доске, установленной в Николо‑Богоявленском морском соборе. В храме установлены также других судов, проходят поминальные молебны обо всех моряках подводных лодок, которые не вернулись из моря.

Профессия моряка-подводника является одной из немногих профессий особого риска. Моряки-подводники погибали и в военное время, и в мирное.

Печальный счет был открыт 29 (16 по старому стилю) июня 1904 года . В этот день во время учебного погружения затонула первая боевая подводная лодка русского флота "Дельфин". Погибли 24 матроса и исполнявший обязанности командира лейтенант Анатолий Черкасов. 12 человек команды смогли спастись.

Во время Первой мировой и Гражданской войн (1914-1920) в России погибло 29 подводных лодок; во Вторую мировую войну (1939-1945) — 101.






Крупные аварии на подводных лодках в СССР и России 45 лет назад, 8 марта 1968 года, в Тихом океане во время боевого патрулирования затонула советская дизельная подводная лодка К-129. Погибли 98 человек. Причина катастрофы осталась неизвестной.

В мирное время на отечественном подводном флоте наиболее частыми причинами аварий с гибелью личного состава становились пожар или взрыв на борту, а также различные технические неисправности, столкновения или поступление воды в прочный корпус.

Одной из самых крупных потерь советского подводного флота в послевоенное время стала гибель дизельной ракетной подводной лодки К‑129.

24 февраля 1968 года судно вышло из пункта базирования на Камчатке для внепланового боевого патрулирование в восточной части Тихого океана. 8 марта 1968 года , в поворотной точке маршрута, подводная лодка не дала условленный короткий сигнал о проходе контрольного рубежа. Лодка погибла по не установленным причинам, 98 членов экипажа утонули.

Первой потерей советского атомного флота стала катастрофа в Атлантическом океане, которая унесла жизни 52 подводников. 12 апреля 1970 года в Бискайском заливе , возвращавшаяся с учений "Океан". Причиной гибели судна стал пожар, возникший одновременно в нескольких отсеках лодки. В условиях сильного шторма подоспевший на помощь болгарский теплоход "Авиор" смог спасти лишь менее половины команды .

Одной из самых трагичных катастроф в истории современной России стала гибель 12 августа 2000 года в Баренцевом море во время учений Северного флота атомного подводного ракетного крейсера К‑141 "Курск" с 118 членами экипажа на борту. в 157‑ти километрах к северо‑западу от Североморска.
Согласно выводам правительственной комиссии, в носовом отсеке субмарины.

7 апреля в 17 часов 08 минут, признанных официальным временем гибели подводной лодки "Комсомолец", все корабли Северного флота приспускают Андреевский флаг, военные моряки чтят память погибших товарищей минутой молчания. На всех соединениях атомных подводных лодок в течение минуты подаются сигналы тифоном.

(Дополнительный

П Л А Н

проведения классного часа

на тему «Мы помним тех, кто не пришел…»

Время: 16.30-17.15

Место: аудитория №410

    Подводная лодка К-278 «Комсомолец».

    События апреля 1989 года в воспоминаниях лейтенанта Воробьева Д.В.

    Минута молчания в 17.08.

    Прослушивание песни Александра Розенбаума «Письмо».

Классный руководитель Д. Воробьев

Подводная лодка «Комсомолец»

Большая атомная подводная лодка К-278 проекта 685 (шифр « Плавник »), заводской номер 510 заложена на стапеле цеха № 42 ПО « » в . торжественно выведена из цеха, а спущена на воду. С июля по август на подлодке проводились швартовые испытания. В августе был торжественно поднят и ПЛ приступила к ходовым испытаниям. был подписан и К-278 вступила в строй.

Лодка служила базой для экспериментов в области глубоких погружений. Наряду с участием в экспериментах лодка интенсивно использовалась для учений флота и несения боевой службы, в частности участвовала в противолодочном охранении от подводных лодок вероятного противника.

Включена в состав 6 дивизии 1 флотилии подводных лодок . 14 декабря 1984 года К-278 прибыла в место постоянного базирования - . Опытная эксплуатация корабля велась под руководством командующего 1-й флотилией подводных лодок. 29 июня 1985 года корабль вышел в первую линию - вошёл в число постоянно боеготовых кораблей. лодка под командованием установила абсолютный мировой рекорд глубины погружения - 1027 метров. При этом при всплытии на глубине 800 метров из торпедных аппаратов были произведены успешные выстрелы болванками. На такой глубине лодка была недостижима для других подводных лодок и остальных противолодочных средств, а также практически не фиксировалась гидроакустическими средствами обнаружения.

В 1986 году К-278 успешно выполнила проверку пороховой системы аварийного всплытия с глубины 800 метров. С 30 ноября 1986 года по 28 февраля 1987 года выполнила задачи своей первой автономной боевой службы. В июне 1987 года была завершена опытная эксплуатация, К-278 стала считаться не опытной, а боевой субмариной. В августе-октябре того же года корабль выполнил задачи второй боевой службы. 31 января лодка получила название «Комсомолец».

28 февраля 1989 года К-278 «Комсомолец» вышел на третью автономную боевую службу. На борту подводной лодки находился сменный 604-й экипаж под командованием Е. А. Ванина. 7 апреля 1989 года подводная лодка шла на глубине 380 метров со скоростью 8 узлов. В 11.03 в 7-м отсеке возник очаг пожара, истинная причина которого осталась неустановленной. Возможной причиной называлось возгорание электрооборудования. В 11.12 на К-278 была объявлена аварийная тревога, лодка начала всплывать ходом на глубину 50 метров. В силу ряда причин ликвидировать пожар подачей (Лодочной Объёмной Химической системы пожаротушения) не удалось, огонь распространялся, в результате чего в зону пожара попали силовые электрические системы; из-за их повреждения на глубине 150 метров сработала аварийная защита паротурбинной установки и подводная лодка потеряла ход. Для дальнейшего всплытия была подана команда продуть группу цистерн главного балласта, что в значительной мере послужило кульминационным моментом развития трагедии. Объективные данные говорят о том, что при выполнении этой команды произошёл разрыв трубопровода воздуха высокого давления (ВВД) цистерны главного № 10, расположенной в 7 отсеке, в результате чего в отсек под высоким давлением начал поступать сжатый воздух, что привело к перерастанию локального пожара в объёмный.

В течение 5 часов экипаж вел борьбу за живучесть. В 16.35 начал наблюдаться дифферент на корму и крен на правый борт. В 16:40 по кораблю был отдан приказ готовиться к эвакуации экипажа с лодки, приготовить всплывающую спасательную камеру (ВСК), покинуть отсеки. Личный состав начал отдавать спасательные плоты, однако удалось спустить на воду лишь один из них. Из воды показался задранный нос лодки, дифферент на корму увеличился. В 17.08 К-278 с дифферентом на корму до 80 градусов стремительно затонула в точке с координатами и опустилась на глубину 1658 метров. В воде оказались 61 человек. Пятеро, включая командира К-278 Е. А. Ванина, успели забраться в ВСК, но после всплытия камеры из них выжил лишь один человек ( Виктор Слюсаренко). В 18.20 к месту аварии прибыла плавбаза «Алексей Хлобыстов». К этому моменту погибли от переохлаждения и утонули 16 человек, на борт «Алексея Хлобыстова» подняли 30 живых (3 впоследствии умерли) и 16 погибших моряков.

Мы помним тех, кто не пришёл...

В Норвежском море 25 лет назад затонула атомная подводная лодка Северного флота К-278 "Комсомолец". Из 69 членов экипажа погибли 42 человека. Трагедия, случившаяся 7 апреля 1989 года, коснулась каждого, кто жил тогда в гарнизоне подводников Западная Лица.

Чей ребёнок плачет?

В 1989 году немногие жители заполярного флотского гарнизона имели домашние телефоны, поэтому переговорный пункт военного городка был самым бойким местом. Отсюда осуществлялась быстрая связь с "большой землёй" - и телефонная, и телеграфная. Здесь горожане круглосуточно встречались, общались, обменивались новостями. Тут завязывались знакомства, часто перераставшие в многолетнюю дружбу.

Мамочки, чей ребёнок в красной коляске плачет? - спросил вошедший в помещение мужчина.

Столкнувшись в двери, мы, две молодые мамы, выскочили на улицу. У подъезда "переговорки" стояли выстроенные в ряд коляски, две из них оглашали воздух детским криком. Подбежав каждая к своему ребенку, мы рассмеялись от совпадения - обе "орущие" коляски оказались красного цвета.

Убаюкав детей, мы разговорились. Как выяснилось, наши малышки одного возраста с разницей в месяц, мужья служат лейтенантами на подводных лодках, а мы сами - ровесницы и землячки. Ирина недавно проводила мужа в автономное плавание и вскоре вместе с дочкой собиралась уехать к родителям в Беларусь.

Спустя месяц на панихиде в гарнизонном Доме офицеров я не узнала Ирину: она отрешённо сидела возле гроба командира минно-торпедной боевой части подводной лодки «Комсомолец» лейтенанта Игоря Молчанова. Только позже я поняла, что это была моя землячка – настолько горе искажает лица и прибавляет годы.

Потом мы встретились спустя почти пять месяцев. Ирина приехала в Западную Лицу, чтобы упаковать вещи и отправить контейнер в Ленинград. Вместе с ней была дочка Катя, которой недавно исполнился годик. И в дальнейшем мы не раз встречались то в Беларуси, то в Питере. Никогда не забуду поездку на кладбище возле Соснового Бора, родного города Игоря. Тогда двухлетняя девчушка бежала по аллее, крича: "Папочка, папочка! Я приехала!" И потом детские ручонки бережно раскладывали цветы на могиле отца…

В режиме секретности

В апреле 1989 года о гибели лодки «Комсомолец» в гарнизоне подводников узнали первыми. Позже последовало сообщение по центральному телевидению. Бесстрастный дикторский голос был скуп на информацию: "При выполнении задач боевой службы 7 апреля в Норвежском море на атомной подводной лодке Северного флота произошёл пожар. Шесть часов моряки-подводники самоотверженно боролись за спасение корабля, но, несмотря на предпринятые действия, подводная лодка затонула. Имеются человеческие жертвы..."

Примерно так сообщалось о трагедии. И всё! Ни названия лодки, ни фамилии командира - ничего больше не прозвучало в эфире.

Матери и жёны от неизвестности сходили с ума. Родственники подводников, служивших на всех атомоходах, завалили телеграммами военные гарнизоны - Западную Лицу, Гаджиево, Гремиху, Видяево. На переговорных пунктах телеграфистки не справлялись с нагрузкой. Адреса ответных телеграмм, которые шли из гарнизонов в разные концы страны, были разными, а текст практически одинаковым: "Не волнуйтесь, со мной всё в порядке". Не сговариваясь, по межгороду разговаривали две-три минуты, чтобы не задерживать очередь. Каждый понимал, что где-то родные другого моряка, стиснув зубы, ждут известий.

И лишь 42 подводника с лодки "Комсомолец" уже не могли сообщить о себе. На 42 семьи обрушилось горе, безграничное и нестерпимое.

Тогда казалось, над военным городком нависла тень смерти. Люди говорили между собой шёпотом, всех давило чувство непонятной вины. От величины навалившегося горя Западная Лица - маленький военный городок - стал ещё меньше.

Панихида

Даже сейчас, спустя столько лет, тяжело вспоминать день гражданской панихиды. 13 апреля 1989 года на площади перед гарнизонным Домом офицеров в чёрных шинелях стояли почерневшие от свалившейся беды люди.

Погибших привезли накануне ночью. В 9 часов в зал Дома офицеров первыми зашли родственники, и воздух задрожал от рыданий и криков. Вдоль стен стояли гробы, возле сцены - фотографии тех, кто навсегда остался в морской пучине. На сцене - знамённая группа со склонённым знаменем. Выдержать эту немыслимую концентрацию горя было нестерпимо тяжело и родственникам, вмиг постаревшим, и людям, пришедшим проститься. Лейтенант - ассистент из знамённой группы - упал в обморок. Его успели подхватить стоящие рядом товарищи.

Отец одного из матросов срочной службы растерянно топтался возле портрета сына. А потом пошёл к начальникам требовать, чтобы ему с собой дали гроб: "Положите туда ремень и форму. Как я приеду в деревню ни с чем?!"

Страшную картину безвыходности, бессильного протеста против смерти невозможно вычеркнуть из памяти. Алыми пятнами крови падали гвоздики к портретам погибших, море гвоздик... Невыносимый запах этих цветов вызывал удушье, подкашивались ноги, но нескончаемая колонна людей медленно продвигала тебя вперёд.

В течение всего дня в гарнизон прибывали делегации. Северный флот прощался с погибшими подводниками.

Выводы госкомиссии

Спустя год после гибели АПЛ "Комсомолец" в Западную Лицу прибыл адмирал флота В.Н. Чернавин, являвшийся тогда главнокомандующим ВМФ. В гарнизонном Доме офицеров Владимир Николаевич выступил перед офицерским составом 1-й флотилии атомных подводных лодок, рассказал об итогах работы государственной комиссии. Работа госкомиссии была нелёгкой: в ходе разбирательства командование ВМФ указывало на конструктивные недостатки лодки, судостроители сетовали на неподготовленность экипажа.

Тогда информация была закрытой, с течением времени она появилась в книгах, очерках и публикациях разных авторов. Теперь известно, что на системе воздуха высокого давления ВВД-400 на лодке "Комсомолец" стояли полиамидные уплотнители (а не медные, как на лодках первого поколения), которые плавятся при температуре 150-200 градусов. Что фреон - огнегаситель лодочной объемной химической системы пожаротушения - сам горит при температуре 600 градусов, и эффективной эта система является далеко не на любой стадии пожара. Что количество личного состава по штатному расписанию на напичканных автоматикой новейших лодках рассчитано на несение вахты, а не на ведение борьбы за живучесть корабля. Что отслоение резины на лёгком корпусе, которое наблюдал личный состав в корме подводной лодки, происходит, как показали опыты, при температуре 400 градусов, и можно только представить, в какую доменную печь превратился седьмой отсек...

Тщательно изучив обстоятельства и динамику развития аварии, госкомиссия пришла к выводу - спасти лодку было невозможно. Поэтому отдельные рассуждения о том, что не хватило экипажу "Комсомольца" выдержки, опыта, знаний, вызывали смешанное чувство недоумения, гнева и даже жалости к тем, кто их высказывал. На месте экипажа капитана 1 ранга Евгения Ванина мог оказаться любой другой экипаж.

"Катастрофа поставила перед учёными, кораблестроителями и специалистами ВМФ ряд острых вопросов по повышению надёжности, пожаробезопасности и непотопляемости кораблей, оснащению их средствами ранней технической диагностики, совершенствованию конструкции спасательных средств", - писал журнал "Морской сборник" в июне 1989 года. Тогда никто не предполагал, что не пройдет и десятка лет, как флот будет вынужден думать не о "повышении и совершенствовании", а о выживании и сохранении. Теперь всё это уже стало историей.

"Письмо"

В начале 1990 года на Кольском полуострове впервые побывал Александр Розенбаум. Последний день гастрольного тура прошёл в Западной Лице. Утром Александр Яковлевич встретился с оставшимися в живых членами экипажа "Комсомольца", после обеда дал бесплатный концерт для матросов срочной службы и два платных для жителей гарнизона. Стоя, молча, со слезами на глазах зал слушал песню "Письмо":

Мы помним тех, кто не пришёл и не обнял детей,

Их женам век не выплакать глаза.

Седой тот снег, который шёл, когда "Варяг" летел

Над ледяной волной, забыть нельзя.

И друг мой, как ты прав, что всю жизнь мне завидовал,

Даже в смерти нам брата чувствовать плечо.

Если б не жара, я бы снова лодку выдумал.

Ухожу, старик. Обнимаю. Горячо...

После окончания выступления Розенбаум пригласил на сцену Дома офицеров вдову одного из погибших офицеров. Брак был гражданским, а ребёнок совсем маленьким, юридических оснований для государственной помощи - почти никаких. Розенбаум отдал им, не дождавшимся мужа и папу, весь кассовый сбор за концерты.

День памяти

За мужество и героизм все подводники "Комсомольца" были награждены орденами Красного Знамени. Решением главнокомандующего ВМФ России 7 апреля объявлен на флоте Днём памяти погибших подводников.

В каждую годовщину гибели лодки К-278 в Западной Лице у мемориала АПЛ "Комсомолец" проходит траурный митинг, к памятнику погибшим подводникам и мемориальной доске на девятом причале возлагают венки. После минуты молчания в 17.07, в тот миг, когда лодку поглотило море, в память о погибших моряках раздаются звуки сирен и ревунов на подводных лодках и кораблях во всех базах Северного флота. Во всех гарнизонах подводников 7 апреля отдают дань памяти людям героической профессии, до конца исполнивших воинский долг.

Каждый год в Мурманске, в храме Спаса на Водах, в этот день в полдень служится заупокойная лития по погибшим морякам. В Николо-Богоявленском морском соборе Санкт-Петербурга проходит молебен по погибшим морякам, на Серафимовском кладбище возлагают венки к могилам героев. В Севастополе после траурной встречи на братском кладбище проходит панихида в Никольском храме. В заполярном гарнизоне Заозёрск, известном многим как Западная Лица, вспомнят погибших в часовне Святителя Николая. Сколько их в России, храмов покровителя всех странствующих и путешествующих, – бог весть…

Фото Дмитрия ВОРОБЬЕВА и из Интернета.















Сегодня в России - день памяти моряков-подводников. Эта дата не случайна - ровно четверть века назад затонула самая современная на тот момент субмарина "Комсомолец". Погибли 42 человека. Причины катастрофы достоверно неизвестны до сих пор.

В августе 1985 года экипаж установил рекорд погружения. Он не побит до сих пор. Прямо в рубке офицеры качали на руках генерального конструктора.

"Нужно было сделать весь корпус таким, чтобы обеспечить его безопасность. Такой корабль на такую глубину можно было сделать только из прочного титана", - говорит генеральный конструктор АПЛ "Комсомолец" Юрий Кормилицин.

Уникальный корабль почти сразу встал на боевое дежурство. Но служить субмарине суждено было меньше пяти лет. 7 апреля 1989 года на борту вспыхнул пожар. Его причины остаются загадкой до сих пор. Известно только одно: загорелся самый крайний, кормовой отсек. За считанные минуты температура достигла 1000 градусов. Пламя подступило к атомному реактору.

"Произошло возгорание пусковой станции насоса первого контура - насоса, который качает воду через реактор", - говорит командир реакторного отсека АПЛ "Комсомолец" Андрей Махота.

Андрей Махота, один из выживших в аварии, понимал, что обречен - в его отсеке противогазы не предусмотрены, в фильтрах накапливаются радионуклиды. Но офицер не покинул пост, пока реактор не был заглушен.

"Просто шок какой-то. Потому что в корабль свой веришь, и вдруг он уходит. Понимаешь, что навсегда", - говорит Андрей Махота.

"Комсомолец" успел всплыть. Казалось, ситуация стабилизирована - почти четыре часа лодка уверенно держалась на плаву. Экипаж помогал раненым, проветривал помещения. И вдруг корабль задрал нос и стремительно пошел ко дну. Все, кто успел выбраться, оказались в ледяной воде.

"Лодка опускается, погружается, я за корпус держусь, он скользит, уходит вниз", - вспоминает Андрей Махота.

В отсеках еще оставались люди. Командир Евгений Ванин до конца руководил спасательной операцией.

"Командир вышел наверх, осмотрел акваторию, что происходит вокруг, но, зная, что внизу еще остались часть экипажа, он добровольно, при полной памяти, нырнул вниз. И когда мы говорим что такое воинский долг - это и есть, наверное", - говорит офицер-акустик АПЛ "Комсомолец" Игорь Калинин.

В рубку "Комсомольца" была вмонтирована спасательная капсула. К ней пробились только пятеро. Корпус корабля начал лопался, а капсула всe никак не отсоединялась. Только на глубине почти 1700 метров от очередного взрыва она оторвалась и стремительно начала всплывать.

От перепада давления на поверхности моря люк вырвало, и мичмана Черникова выбросило из камеры на 20 метров. Он погиб от удара о воду. А через секунду капсула затонула, унеся с собой командира и еще двоих моряков. Спастись с чудовищной глубины удалось только пятому - мичману Слюсаренко.

Это была первая авария подводной лодки, о которой сообщили открыто. Сохранились фотографии: моряки сгрудились вокруг перевернутого плотика. В ледяной воде человек выдерживает не более 15 минут. Они продержались полтора часа.

"После того, как лодка ушла под воду, мы услышали какие-то хлопки, взрывы. Мы тогда думали, что это взрыв на подлодке, на которой остался командир, в этот момент мы запели песню "Варяг". Песню пели не потому, что хотелось петь, а чтобы поддержать друг друга", - рассказывает Игорь Калинин.

Из 69 членов экипажа спасли только 27. Рыболовецкие суда смогли подойти только к вечеру.

Расследование причин катастрофы поначалу шло открыто. Но с выводами госкомиссии многие до сих пор не согласны.

"И суда ведь так и не было, никакого результата расследования так и нет, и дело все растащили по бумажкам", - говорит Роза Маркова, мать Сергея Маркова, погибшего офицера АПЛ "Комсомолец".

"Получили такую трагедию на самой новейшей, единственной в мире лодке, и мы не знаем, что произошло. Мы должны ответить на этот вопрос. Я думаю, время пришло", - сказал генеральный конструктор АПЛ "Комсомолец" Юрий Кормилицин.

Дату гибели АПЛ "Комсомолец" объявили Днем памяти погибших подводников.

7 апреля в Российской Федерации отмечается День памяти погибших подводников. Конечно, в первую очередь – это памятная дата Военно-морского флота Российской Федерации. Ведь именно в его состав входят и подводные силы, где служили и служат десятки тысяч моряков-подводников.

Дата 7 апреля в качестве памятного дня была установлена приказом Главнокомандующего ВМФ РФ от 19 декабря 1995 года в память о трагической гибели подводной лодки «Комсомолец». Напомним, что атомная подводная лодка Краснознаменного Северного флота К-278 «Комсомолец» затонула как раз 7 апреля 1989 года. В этом году исполняется тридцать лет со дня гибели «Комсомольца».


На момент катастрофы атомной подводной лодке «Комсомолец» было всего чуть более пяти лет. АПЛ К-278 была построена в Северодвинске и спущена на воду в августе 1983 года. Субмарина отличалась прекрасными по тем временам характеристиками, имела сверхпрочный корпус из титана, позволявший лодке погружаться на 1020 метров. Лодка была вооружена шестью торпедными аппаратами. В 1984 г. К-278 включили в состав Северного флота, а в феврале 1989 года, за два месяца до гибели, приказом главкома ВМФ СССР АПЛ К-278 получила наименование «Комсомолец».

В апреле 1989 года атомная подводная лодка возвращалась с боевого дежурства в нейтральных водах Норвежского моря. 7 апреля в одном из отсеков субмарины начался пожар, отсек выгорел полностью, вследствие чего разгерметизировались системы сжатого воздуха. Экипаж «Комсомольца» сражался за жизнь свою и лодки в течение шести часов после всплытия. Но спастись морякам так и не удалось. Разгерметизация корпуса подводной лодки и поступление забортной воды привели к затоплению отсеков и, в конечном итоге, к затоплению самой лодки. Подводная лодка «Комсомолец» затонула на глубине 1680 метров в 180 километрах к юго-западу от острова Медвежий.

В результате катастрофы погибло 42 моряка - большая часть экипажа субмарины, состоявшего из 69 человек. Среди погибших был и командир подводной лодки капитан первого ранга Евгений Ванин. Тридцать три подводника упокоились на дне Норвежского моря, лишь девять тел удалось поднять и похоронить на берегу. Еще 27 подводников были спасены прибывшей к месту крушения лодки плавучей базой рыбопромыслового флота «А.Хлобыстов». И погибшие (посмертно), и спасшиеся моряки были удостоены ордена Красного Знамени за проявленные в критической ситуации мужество и героизм.

Имена моряков, погибших в результате катастрофы на «Комсомольце», увековечены на специальной мемориальной доске, которая установлена в Николо-Богоявленском морском соборе. Там находятся доски в память о погибших моряках с других подводных лодок. Ведь не только «Комсомолец» трагически завершил свое существование. Российский военно-морской флот за историю его подводных сил потерял немало субмарин. Одни подводные лодки погибли в годы Великой Отечественной войны от действий противника, другие затонули по разным причинам уже в мирное время.

За более чем сто лет существования российского подводного флота можно назвать немало катастроф, в которых российские и советские субмарины гибли, часто вместе с экипажами. Первая в отечественной истории катастрофа подводной лодки произошла 29 июня 1904 года. Во время учебного погружения затонула боевая подводная лодка «Дельфин». Тогда погибли 24 матроса и исполнявший обязанности командира подводной лодки лейтенант Анатолий Черкасов. Еще 12 членам экипажа удалось спастись.

Серьезными испытаниями для отечественного подводного флота стали Первая и Вторая мировые войны, в которых российские и советские подводники принимали самое активное участие. Уже во время Первой мировой войны подводный флот участвовал в морских сражениях, погибло 29 подводных лодок (вместе с данными по Гражданской войне).

В годы Великой Отечественной войны советский подводный флот лишился 101 подводной лодки. В послевоенный период отечественной истории главной причиной гибели советских, а затем и российских подводных кораблей оставались пожары, взрывы, технические неисправности, попадание воды в подводную лодку.

Подводник – это та профессия, представители которой и в мирное время ходят в боевые походы и ежедневно, находясь в море, рискуют своими жизнями. Не счесть, сколько матросов и старшин, мичманов и офицеров советского и российского подводного флота уже в мирное время не вернулись из походов. Так, 8 марта 1968 года, более пятидесяти лет назад, погибла советская дизельная подводная лодка К-129, входившая в состав Тихоокеанского флота СССР. Погиб весь экипаж субмарины – 98 человек, в том числе и командир подводной лодки капитан 1-го ранга Владимир Иванович Кобзарь.

49 лет назад, 12 апреля 1970 года, в Атлантическом океане, а если быть точным – в Бискайском заливе, на глубине более 4500 метров затонула советская атомная подводная лодка К-8, возвращавшаяся на базу с учений «Океан». Катастрофа с К-8 стала первой потерей молодого советского атомного подводного флота. Субмарина погибла в результате пожара, который вспыхнул одновременно в нескольких отсеках подводной лодки.

По счастливой случайности, несмотря на сильный шторм, на помощь подводникам подоспел болгарский теплоход «Авиор». В результате спасательной операции удалось спасти менее половины экипажа. Тогда, в катастрофе К-8, погибли 52 подводника, включая и командира субмарины. Командиру подводной лодки капитану 2-го ранга Всеволоду Борисовичу Бессонову было присвоено звание Героя Советского Союза посмертно.

Экипажу атомной подводной лодки К-219, входившей в состав Краснознаменного Северного флота, повезло больше. 4 сентября 1986 года К-219 вышла из порта Гаджиево, к которому была приписана, в сторону побережья США. Там лодке предстояло нести патрульную службу. На борту субмарины находилось 15 ядерных ракет. Командовал подводной лодкой в ее последнем походе капитан 2-го ранга Игорь Британов.

Вскоре после погружения в ракетном отсеке открылась течь, но офицер по ракетному вооружению не доложил об этом командиру лодки, боясь понести ответственность за возвращение субмарины на базу. 3 октября 1986 года на подводной лодке К-219 произошёл взрыв баллистической ракеты в одной из шахт. Матрос Сергей Преминин смог вручную опустить компенсирующие решетки в помещении реактора, ценой собственной жизни предотвратив масштабную ядерную катастрофу.

Атомная подводная лодка К-219 затонула 6 октября 1986 года. Большую часть экипажа субмарины удалось спасти. Погибли четыре человека – капитан 3-го ранга Александр Петрачков, командовавший БЧ-2 субмарины, матросы Сергей Преминин, Николай Смаглюк, машинист Игорь Харченко. Уже после возвращения в Советский Союз умерли еще четыре человека – капитан 3-го ранга В. Марков, капитан-лейтенант В.Карпачев, капитан 2-го ранга И.Красильников, старшина 1-й статьи Р. Садаускас. Командира подводной лодки капитана 2-го ранга Игоря Британова уволили из рядов Военно-морского флота СССР без права ношения военно-морской формы.

Куда более масштабной катастрофой была гибель подводной лодки «Комсомолец», в честь о которой и отмечается 7 апреля День памяти погибших подводников.

12 августа 2000 года в Баренцевом море произошла новая страшная катастрофа – погибла атомная подводная лодка К-141 «Курск», входившая в состав Северного флота ВМФ России. За два дня до гибели, 10 августа 2000 года, субмарина вышла в море для выполнения своего последнего, как оказалось, учебно-боевого задания.

Командовал подводной лодкой капитан 1-го ранга Геннадий Петрович Лячин – опытнейший моряк, принявший свою первую подводную лодку еще в 1988 году – за двенадцать лет до трагедии «Курска». Впоследствии, уже после катастрофы, Геннадий Петрович посмертно был награжден высоким званием Героя Российской Федерации.

Во время нахождения в море 12 августа на атомной подводной лодке прогремел взрыв, после чего начался пожар. Он привел к детонации боезапаса и разрушению нескольких отсеков субмарины, вследствие чего «Курск» затонул. Весь экипаж «Курска» - 118 человек – погиб. Не спасся никто!

Эти слова песни «Капитан Колесников» известного российского музыканта, лидера группы «ДДТ» Юрия Шевчука посвящены именно гибели подводной лодки «Курск».

27-летний капитан-лейтенант Дмитрий Колесников служил на «Курске» командиром турбинной группы дивизиона движения (7-й отсек АПРК). Когда затонула подводная лодка «Курск», он написал записку своей жене Ольге. И именно эта записка опровергла официальную версию о том, что весь экипаж субмарины погиб в результате взрыва. Люди оставались на затопленном «Курске» и некоторое время еще были живы, но их никто не спас.

23 августа 2000 года в России был объявлен День общенационального траура в память о трагедии на подводной лодке «Курск». Гибель атомной субмарины со всем экипажем стала одной из самых страшных катастроф в истории российского подводного флота. Даже во время гибели «Комсомольца», в честь которого отмечается День памяти погибших подводников, трети личного состава экипажа удалось спастись, с «Курска» же не спасся никто.

По официальной версии, главной причиной катастрофы на «Курске» стал взрыв торпеды в носовом отсеке атомной подводной лодки. Причиной взрыва, согласно результатам расследования, проведенного специалистами Главной военной прокуратуры РФ, стала утечка компонентов топлива торпеды (пероксид водорода). Стоит отметить, что еще до катастрофы «Курска» торпеды, использовавшиеся на субмарине, считались опасными, но командование ВМФ не спешило снимать их с вооружения.

Гибель «Курска» породила множество вопросов общественности и экспертов к командованию ВМФ и руководству страны, был выдвинут целый ряд самых разнообразных версий. Но какое это имеет значение, когда из боевого похода не вернулись 118 молодых и здоровых мужчин – гордость российского Военно-морского флота.

Подводный флот – один из важнейших компонентов обороны нашей страны. Советские, а затем и российские подводные лодки, особенно атомные субмарины, всегда вызывали уважение и трепет у вероятного противника. Но главное на флоте, как и в армии – человеческий фактор. А подводники – это люди особые, особого класса, которые не просто отличаются самоотверженностью, смелостью, презрением к опасности, но и имеют превосходное образование, являются специалистами самого высокого уровня в сложнейших областях техники.

Служба на подводных лодках – опасна и сопряжена с регулярным риском, с возможностью страшной, мученической смерти под водой. Тем не менее, конкурс в военно-морские учебные заведения, где готовят офицеров-подводников, остается стабильно высоким. Многие молодые люди мечтают попасть служить по контракту в экипажи подводных лодок. Это связано не только с высокой оплатой – моряки-подводники остаются элитой ВМФ России и отношение к ним в обществе соответствующее.

В День памяти моряков-подводников вспомним еще раз всех мужественных и достойных людей, отдавших свои жизни, находясь на службе Отечеству. Вечная им память, героям прошлого и настоящего!

Илья Полонский

Подпишитесь на нас

7 апреля 1989 года в нейтральных водах Норвежского моря, когда АПЛ "Комсомолец" возвращалась с боевой службы на базу в подводном положении, в одном из отсеков возник пожар, отсек полностью выгорел, что привело к разгерметизации систем сжатого воздуха. После всплытия подводной лодки экипаж вел борьбу за живучесть судна в течение шести часов, "заглушил" реактор и принял все меры защиты от развития ядерных процессов. Однако принятые экипажем меры результатов не дали. Вследствие разгерметизации прочного корпуса, поступления забортной воды и затопления кормовых отсеков "Комсомолец" затонул на глубине 1680 метров в 180 километрах юго‑западнее острова Медвежий.

При катастрофе погибли 42 человека, в том числе командир подводной лодки капитан первого ранга Евгений Ванин. Многие из матросов не смогли дождаться помощи из‑за сильного переохлаждения, вызванного длительным пребыванием в ледяной воде.

33 погибших подводника покоятся на дне Норвежского моря в месте гибели "Комсомольца" и только девять из них похоронены на берегу.

27 моряков были спасены подошедшей плавбазой рыбопромыслового флота "А. Хлобыстов".

За мужество и героизм все 69 членов экипажа (42 — посмертно) были награждены орденом Красного Знамени.

В конструкторском бюро "Рубин" по подъему судна, но воплотить его не удалось. Корпус подводной лодки до сих пор находится на дне Норвежского моря на полуторакилометровой глубине.

Имена погибших членов экипажа "Комсомольца" на мемориальной доске, установленной в Николо‑Богоявленском морском соборе. В храме установлены также доски в память о погибших подводниках других судов, проходят поминальные молебны обо всех моряках подводных лодок, которые не вернулись из моря.

24 февраля 1968 года судно вышло из пункта базирования на Камчатке для внепланового боевого патрулирование в восточной части Тихого океана. 8 марта, в поворотной точке маршрута, подводная лодка не дала условленный короткий сигнал о проходе контрольного рубежа. Лодка погибла по не установленным причинам, 98 членов экипажа утонули.

Первой потерей советского атомного флота , которая унесла жизни 52 подводников. 12 апреля 1970 года в Бискайском заливе на глубине более 4500 метров затонула АПЛ К‑8, возвращавшаяся с учений "Океан". Причиной гибели судна стал пожар, возникший одновременно в нескольких отсеках лодки. В условиях сильного шторма подоспевший на помощь болгарский теплоход "Авиор" смог спасти лишь менее половины команды.

Одной из самых трагичных катастроф в истории современной России 12 августа 2000 года в Баренцевом море во время учений Северного флота атомного подводного ракетного крейсера К‑141 "Курск" с 118 членами экипажа на борту. Трагедия произошла в 157-ти километрах к северо-западу от Североморска.

По традиции, 7 апреля в 17 часов 08 минут, гибели подводной лодки "Комсомолец", все корабли Северного флота приспускают Андреевский флаг, военные моряки чтят память погибших товарищей минутой молчания. На всех соединениях атомных подводных лодок в течение минуты подаются сигналы тифоном.