Болезни Военный билет Призыв

1 империя франции. Конспект урока "консульство и образование первой империи во франции"

После государственного переворота 1799 года Наполеон Бонапарт, ставший Первым консулом Франции, узаконив свою власть, решил стать единовластным правителем Франции.

В 1804 году указом Сената он был объявлен «Французским императором Наполеоном I», а затем торжественно коронован. Практически, была восстановлена монархия, но она теперь опиралась не на дворян, а на буржуазию, армию и государственных чиновников, и эта была военная монархия.

Завоевательные войны.

Наполеон вел завоевательные войны. За короткий период он завоевал сначала Вену - столицу Австрии, затем Берлин - столицу Пруссии. Воодушевленный победами Наполеон подписал декрет о континентальной блокаде Великобритании, запрещающий завоеванным Наполеоном странам вести с ней торговлю. Наполеон хотел задушить Англию экономически. Континентальная блокада обрекла Наполеона на долгую и изнурительную войну за господство в Европе и мире. В 1807 году был подписан «Тильзитский договор». Согласно этому мирному договору, Россия признавала все завоевания Наполеона и становилась союзницей Франции против Великобритании, присоединяясь к континентальной блокаде.

Ослабление империи.

Завоевавший всю Европу Наполеон, оказался бессильным перед Великобританией и Россией. Мощный военно-морской флот Великобритании не позволил Франции, придерживаясь политики континентальной блокады, добиться своей цели. Россия сохранила свою независимость. Она хоть и присоединилась к континентальной блокаде, но выполнять договор не стала. Свой товар на рынки Великобритании Россия посылала кораблями Наполеон I Бонапарт. США.

Французский народ тоже устал от непрерывных войн. Гибель на войне сотен тысяч молодых людей, увеличение налогов, экономические убытки от континентальной блокады - все это усилило недовольство народа политикой Наполеона.

В подвластных Франции странах развернулись национально-освободительные движения. Чтобы подавить все эти выступления и вновь завоевать симпатию народа, нужна была великая победоносная война. Наполеон задумал начать, войну с Россией уверенный, что победит в ней. Без этого ему было бы не достичь конечной цели - покорения всей Европы.

Война 1812 года между Францией и Россией.

24 июня 1812 года Наполеон вторгся в Россию. Эта война явилась для России освободительной войной и вошла в ее историю, как Отечественная война 1812 года. Ее исход решило Бородинское сражение, произошедшее 7 сентября 1812 года близ села Бородино под Москвой. Жертв было много с обеих сторон. Но непоколебимость русских войск под командованием М. И. Кутузова, наступившая вскоре суровая М.И. Кутузов, зима и голод среди французского войска предрешила судьбу захватчиков. «Великая армия» Наполеона была почти полностью истреблена. Это было началом крушения наполеоновской империи.

Падение империи.

В европейскую коалицию против Франции вошли Россия, Великобритания, Пруссия, Австрия и армии других стран. Решающее сражение между французской армией и коалиционными войсками произошло в 1813 году под Лейпцигом. Это сражение вошло в историю, как «Битва народов». В сражении под Лейпцигом армия Наполеона была разбита. В 1814 году коалиционная армия вошла в Париж. Наполеон был низвергнут.

После отречения от престола, его сослали на остров Эльбу. Империя Наполеона пала.

Реставрация власти династии Бурбонов.

Союзнические страны-победители решили восстановить во Франции династию Бурбонов. Сенат провозгласил королем Людовика XVIII - брата казненного в годы революции Людовика XVI. Между союзниками и Францией был заключен мирный договор, согласно которому Франция лишалась всех завоеванных при Наполеоне территорий.

Битва при Ватерлоо.

Тем временем, внутреннее положение в стране осложнилось. Сторонники старых феодальных порядков требовали восстановить абсолютизм и вернуть им утраченное имущество. Это обеспокоило буржуазию и крестьян. К тому же, недовольство во всей стране вызвало освобождение от должностей государственных служащих и офицеров, служивших при Наполеоне. Находившийся в ссылке Наполеон решил воспользоваться ситуацией. На его стороне по-прежнему были старая гвардия и часть, состоящая из корсиканцев - его земляков.

В 1815 году, отплывший из Эльбы Наполеон высадился на юге Франции. Посланная Людовиком XVIII против Наполеона 30-тысячная армия перешла на сторону Наполеона. 20 марта Наполеон захватил Париж и занял престол. Но на этот раз он удержался у власти всего 100 дней.

Союзнические страны (Англия и Россия) выставили против Наполеона очень большую армию. Решающее сражение между ними произошло 18 июня 1815 года около селения Ватерлоо (ныне территория Бельгии). Это сражение вошло в историю как «Битва при Ватерлоо». В этой битве Наполеон потерпел сокрушительное поражение. Он вновь отрекся от престола и теперь был выслан на остров Святой Елены, где умер в 1821 году. Во Франции опять утвердилась династия Бурбонов.

Венский конгресс.

Страны-победительницы созвали Конгресс. Он состоялся в столице Австрии - Вене в 1814 году. Главной целью Венского конгресса был раздел Европы в интересах стран-победительниц.

Восемь европейских стран: Великобритания, Австрия, Пруссия,

Россия, Испания, Швеция, Португалия и Франция подписали заключительный документ конгресса.

Главной целью Великобритании было ослабление Франции, закрепление своего господства на морях и в завоеванных колониях. И она добилась этого. Она получила Мальту, остров Цейлон, Капские земли на юге Африки. России отошла большая часть Польши. Германия, состоявшая из более 200 мелких государств, объединилась в Германский союз, состоящий теперь из 39 государств. Этот союз возглавила Австрия. Рейнская область и Вестфалия были присоединены к Пруссии. Западная часть Польши также стала собственностью Пруссии.
Австрия укрепилась в Восточной Италии. Бельгию присоединили к Голландии. Была восстановлена независимость Швейцарии, она была объявлена вечно нейтральным государством. Франция была возвращена к своим прежним границам. Ее обязали уплатить контрибуцию в размере 700 млн. франков. До полной уплаты контрибуции, северную часть Франции занимали союзнические войска. Франция обрела статус второстепенного государства. Так Венский конгресс, насильно перекроив карту Европы, изменил ее политическое состояние после наполеоновских войн. Венский конгресс принял также декларацию о запрещении рабства негров.

«Священный союз».

Для общей борьбы с революционными движениями и предотвращения будущих революций в Европе, правительства трех европейских государств - России, Австрии и Пруссии - заключили между собой монархический союз, который вошел в историю, как «Священный союз».

Контрибуция - принудительные платежи, взимаемые с побежденного государства в пользу государства- победителя.

  • Здравствуйте Господа! Пожалуйста, поддержите проект! На содержание сайта каждый месяц уходит деньги ($) и горы энтузиазма. 🙁 Если наш сайт помог Вам и Вы хотите поддержать проект 🙂 , то можно сделать это, перечислив денежные средства любым из следующих способов. Путём перечисления электронных денег:
  1. R819906736816 (wmr) рубли.
  2. Z177913641953 (wmz) доллары.
  3. E810620923590 (wme)евро.
  4. Payeer-кошелёк: P34018761
  5. Киви-кошелёк (qiwi): +998935323888
  6. DonationAlerts: http://www.donationalerts.ru/r/veknoviy
  • Полученная помощь будет использована и направлена на продолжение развития ресурса, Оплата хостинга и Домена.

Первая империя во Франции и ее падение Обновлено: Январь 27, 2017 Автором: admin

Уже в декабре 1799 года была принята новая конституция Франции . Формально Франция оставалась республикой с весьма сложной разветвленной структурой власти. Исполнительная власть, права и полномочия которой были значительно расширены, вручалась трем консулам. Первый консул – а им стал Наполеон Бонапарт – избирался на 10 лет. Он сосредоточил в своих руках фактически всю полноту исполнительной власти. Второй и третий консулы обладали правом совещательного голоса. Консулы на первый раз были поименно определены в тексте конституции.

Все мужчины, достигшие 21 года, пользовались избирательным правом, но выбирали не депутатов, а кандидатов в депутаты. Из их числа правительство отбирало членов местной администрации и высших законодательных органов. Законодательная власть была распределена между несколькими органами – Государственным советом, Трибунатом, Законодательным корпусом – и поставлена в зависимость от исполнительной власти. Все законопроекты, пройдя эти инстанции, попадали в Сенат, члены которого утверждались самим Наполеоном, а затем шли на подпись к первому консулу.

Правительству принадлежала и законодательная инициатива. Кроме того, конституция предоставляла первому консулу право вносить законопроекты прямо в Сенат, минуя законодательные органы. Все министры были подчинены непосредственно Наполеону.

Фактически это был режим личной власти Наполеона, но навязать диктатуру удалось лишь сохранив основные завоевания революционных лет: уничтожение феодальных отношений, перераспределение земельной собственности и изменение ее характера.

Новая конституция в истории Франции была одобрена плебисцитом (всенародным голосованием). Итоги плебисцита были предопределены заранее. Глосование проходило публично, на глазах у представителей новой власти; многие тогда уже голосовали не за конституцию, а за Наполеона, который приобрел значительную популярность.

Наполеон Бонапарт (1769 -1821) – выдающийся государственный и военный деятель того времени, когда буржуазия была еще молодым, восходящим классом и стремилась закрепить свои завоевания. Это был человек, обладавший непреклонной волей и незаурядным умом. При Наполеоне выдвинулась целая плеяда талантливых военачальников (Мюрат , Ланн , Даву ,Ней и многие другие).

Новый плебисцит 1802 года пожизненно закрепил за Наполеоном Бонапартом пост первого консула. Ему было предоставлено право назначать себе преемника, распускать Законодательный корпус, единолично утверждать мирные договоры.

Усилению власти Наполеона Бонапарта способствовали беспрерывные, успешные для Франции войны. В 1802 году день рождения Наполеона был объявлен национальным праздником, с 1803 года на монетах появилось его изображение.

Первая империя (1804-1814)

Власть первого консула все более принимала характер единоличной диктатуры. Логическим результатом было провозглашение Наполеона Бонапартав мае 1804 года императором Франции под именем Наполеона I . Его торжественно короновал сам римский папа.

В 1807 году был упразднен Трибунат – единственный орган, где существовала оппозиция бонапартистскому режиму. Был создан пышный двор, восстановлены придворные титулы, введено звание маршала империи. Обстановка, нравы, быт французского двора имитировали старый дореволюционный королевский двор. Исчезло из обихода обращение «гражданин», зато появились слова «государь», «ваше императорское величество».

В 1802 году был издан закон об амнистии дворян эмигрантов. Возвратившаяся из эмиграции старая аристократия постепенно упрочивала свои позиции. Более половины назначенных в наполеоновское время префектов по своему происхождению принадлежали к старой знати.

Наряду с этим французский император, стремясь упрочить свой режим, создавал новую элиту, она получила от него дворянские титулы и была всем ему обязана.

С 1808 по 1814 годы было пожаловано 3600 дворянских титулов; раздавались земли как во Франции, так и за ее пределами – земельная собственность была показателем богатства и общественного положения.

Однако возрождение титулов не означало возврат к старой феодальной структуре общества. Сословные привилегии не восстанавливались, законодательство Наполеона закрепляло юридическое равенство.

Всех своих братьев Наполеон сделал королями в покоренных Францией странах Европы. В 1805 году он объявил себя королем Италии. В расцвете своего могущества в 1810 году Наполеон I из-за бездетности императрицы Жозефины начал поиски новой жены в одном из царствующих домов феодальной Европы. В браке с русской принцессой ему было отказано.

Но австрийский двор дал согласие на брак Наполеона I с австрийской принцессой Марией-Луизой. Этим браком Наполеон надеялся войти в скмью «легитимных» монархов Европы и основать свою династию.

Наполеон стремился решить острейшую с начала революции внутриполитическую проблему – отношения между буржуазным государством и церковью. В 1801 году был заключен конкордат с папой Пием VII. Католичество объявлялось религией большинства французов. Отделение церкви от государства уничтожалось, государство вновь обязывалось обеспечить содержание служителям культа, восстановить религиозные праздники.

Папа в свою очередь признавал распроданные церковные земли собственностью новых владельцев и дал согласие на то, чтобы высшие церковные чины назначались правительством. Церковь ввела особую молитву за здравие консула, а затем императора. Таким образом, церковь стала опорой бонапартистского режима.

В годы Консульства и империи в истории Франции демократические завоевания революции в большинстве своем были ликвидированы. Выборы и плебисциты носили формальный характер, а декларации о политической свободе стали удобной демагогией, прикрывавшей деспотический характер правления.

В момент прихода Наполеона к власти крайне тяжелым было финансовое положение страны: казна пуста, государственные служащие уже давно не получали жалованья. Упорядочение финансов стало одной из первоочередных задач правительства. Увеличением косвенных налогов правительству удалось стабилизировать финансовую систему. Прямые налоги (с капитала) были сокращены, что отвечало интересам крупной буржуазии.

Успешные войны и протекционистская политика способствовали росту экспорта. Наполеон навязывал европейским государствам выгодные для Франции условия торговли. Все рынки Европы в результате победного шествия французской армии были открыты для французских товаров. Протекционистская же таможенная политика защищала французских предпринимателей от конкуренции английских товаров.

В целом время Консульства и империи было благоприятным для промышленного развития Франции.

Установившийся во Франции при Наполеоне Бонапарте режим получил название «бонапартизм ». Диктатура Наполеона являлась особоц формой буржуазного государства, при которой сама буржуазия оказалась устраненной от непосредственного участия в политической власти. Лавируя между различными социальными силами, опираясь на мощный аппарат государственного управления, власть Наполеона получила определенную самостоятельность по отношению к общественным классам.

Стремясь объединить вокруг режима большинство нации, представить себя выразителем общенациональных интересов, Наполеон взял на вооружение рожденную Французской революцией идею единства нации. Однако это уже была не защита принципов национального суверенитета, а пропаганда национальной исключительности французов, гегемонии Франции на международной арене. Поэтому в области внешней политики для бонапартизма характерен резко выраженный национализм. Годы Консульства и Первой империи отмечены почти беспрерывными кровопролитными войнами, которые вела наполеоновская Франция с государствами Европы. В завоеванных странах и вассальных от Франции государствах Наполеон вел такую политику, которая была направлена на превращение их в рынок сбыта для французских товаров и в источник сырья для промышленности Франции. Наполеон неоднократно говорил: «Мой принцип – Франция прежде всего ». В зависимых государствах в интересах французской буржуазии затормаживалось экономическое развитие путем навязывания невыгодных торговых сделок и установления монопольных цен на французские товары. Из этих государств выкачивались огромные контрибуции.

Уже к 1806 году Наполеоном Бонапартом была образована огромная империя, напоминавшая о временах Карла Великого. В 1806 году были разгромлены Австрия и Пруссия. В конце октября 1806 года Наполеон вошел в Берлин. ЩЗдесь 21 ноября 1806 года он подписал декрет о континентальной блокаде, который сыграл большую роль в судьбах европейских стран.

Согласно декрету во всей Французской империи и зависимых от нее странах строжайше запрещалась торговля с Британскими островами. Нарушение этого декрета, контрабанда английскими товарами карались жестокими репрессиями вплоть до смертной казни. Этой блокадой Франция стремилась сокрушить экономический потенциал Англии, поставить ее на колени.

Однако своей цели – экономического сокрушения Англии – Наполеон не достиг. Хотя хозяйство Англии переживало в эти годы трудности, но они не носили катастрофический характер: Англия владела обширными колониями, имела хорошо налаженный контакт с Американским континентом и, несмотря на все запреты, широко использовала контрабандную торговлю английскими товарами в Европе.

Тяжелой оказалась блокада для экономики европейских стран. Французская промышленность не могла заменить более дешевых и качественных товаров английских предприятий. Разрыв с Англией породил экономические кризисы в европейских странах, что приводило к ограничению сбыта в них французских товаров. Блокада в известной степени способствовала росту французской промышленности, но очень скоро стало ясно, что и французской промышленности не обойтись без английских промышленных изделий и сырья.

Блокада надолго парализовала жизнь таких больших портовых городов Франции, как Марсель, Гавр, Нант, Тулон. В 1810 году была введена система лицензий на право ограниченной торговли английскими товарами, но стоимость этих лицензий была высока. Наполеон использовал блокаду, как средство охраны развивающейся французской экономики и как источник доходов казны.

В конце первого десятилетия XIX века начался кризис Первой империи во Франции. Проявлением его были периодические экономические спады, растущая усталость широких слоев населения от беспрерывных войн. В 1810-1811 годах во Франции начался острейший экономический кризис. Сказывались отрицательные последствия континентальной блокады: не хватало сырья, промышленных изделий, росла дороговизна. Буржуазия переходила в оппозицию к бонапартистскому режиму. Последний удар по наполеоновской Франции нанесли военные поражения 1812-1814 годов.

16-19 октября 1813 года под Лейпцигом состоялось решающее сражение между армией Наполеона и объединенной армией союзных государств Европы. Сражение под Лейпцигом получило название битвы народов. Армия Наполеона была разгромлена.

31 марта 1914 года союзная армия вступила в Париж. Наполеон отрекся от престола в пользу своего сына. Однако Сенат под давлением европейских держав принял решение вновь возвести на французский престол династию Бурбонов – графа Прованского, брата казненного Людовика XVI. Наполеона пожизненно сослали на остров Эльбу.

30 мая 1814 года в Париже был подписан мирный договор: Франция лишалась всех территориальных приобретений и возвращалась к границам 1792 года. Договор предусматривал созыв международного конгресса в Вене для окончательного решения всех вопросов, связанных с крушением наполеоновской империи.

План
Введение
1 Консульство и империя (1799-1814)
2 Расцвет консульства во Франции
3 Эпоха империи во Франции 1804-1814

Введение

Первая Французская империя (1804-1815) (Le Premier Empire) - Эпоха империи Наполеона Бонапарта во Франции.

Консульство и империя (1799-1814)

После переворота 18 брюмера единственную власть во Франции представляло временное правительство, состоявшее из трёх консулов (Бонапарт, Сийес, Роже-Дюко). На двух комиссиях из членов Советов Пятисот и Старейшин лежала обязанность составить новую конституцию. Консулы - или, точнее, консул Бонапарт, так как два других были не более чем его орудиями, - действовали с решительностью самодержавной власти. Париж отнесся к перевороту совершенно спокойно, не выразив ничем своего недовольства и даже явно сочувствуя новому порядку; в провинции кое-где протестовали некоторые лица из провинциальной магистратуры, но протест не был силен. Французская и даже заграничная биржи отнеслись к перевороту с полным доверием; вместо обычного в подобных случаях понижения биржевых ценностей, они в самые дни 18 и 19 брюмера начали повышение французских 5 % государственных ценностей, перед переворотом с трудом продававшихся по 7 франков за 100. Повышение продолжалось с колебаниями в течение всех следующих месяцев и достигло в конце 1800 года 44 франков. 20 брюмера состоялось постановление об изгнании из Франции 34 якобинцев, вскоре, однако, отмененное. В многочисленных заявлениях нового правительства говорилось о его верности принципам революции; была подтверждена обязательность республиканского календаря; оставлен в силе декрет об эмигрантах, «которых отечество навсегда извергает из своей среды». Чтобы доказать своё миролюбие, консулы обратились к Англии и Австрии с мирными предложениями.

К 22 фримера VIII года комиссии, вырабатывавшие конституцию, закончили свои работы; проект Сиейса был переделан согласно с желаниями Бонапарта, являющегося главным автором конституции. Это была вполне монархическая конституция, сохранявшая лишь призрак народной власти. Конституция, вручая верховную исполнительную власть трем консулам, назначала на 10-летний срок первым консулом - Бонапарта, вторым - Камбасереса и третьим (на 5-летний срок) - Лебрена. Первый консул получал, прямо или в слегка замаскированном виде, право назначать на все государственные должности, не исключая членов законодательного корпуса, трибуната, государственного совета и сената (см. Конституции французские). Конституция должна была быть подвергнута народному голосованию (плебисциту), и это было почти единственным проявлением народного суверенитета.

При подаче голосов народом не допускались прения; голосование было открытое. 3 011 000 голосов было подано за конституцию, только 1 562 против неё; за голосовала почти вся парижская интеллигенция, профессора разных учебных заведений, художники, адвокаты, в том числе немало бывших монтаньяров. Новый порядок был введён в действие ещё до плебисцита, которому подвергалась конституция уже действовавшая. Вся власть отныне была в руках Бонапарта. Он сформировал министерство, в которое вошли Талейран в качестве министра иностранных дел, Люсьен Бонапарт (министр внутренних дел), Фуше (министр полиции).

2. Расцвет консульства во Франции

Задача Бонапарта была трудной. Предстояло создать почти совершенно заново все управление, восстановить финансы, находившиеся в крайне запутанном положении, при полном отсутствии кредита, и как-нибудь покончить со второй коалицией. Одной из первых мер Бонапарта было запрещение, 27 нивоза VIII года (17 января 1800 года), «на время войны», 60 политических периодических изданий в Париже; сохранены были всего 13, и то с подчинением министру полиции и с угрозой запрещения в случае появления в них статей, «не обнаруживающих должного уважения к социальному порядку, к народному суверенитету, к славе армии… и к державам, дружественным республике, хотя бы эти статьи были извлечением из иностранных журналов»; появление новых журналов было поставлено в зависимость от предварительного разрешения. Полицейские преследования политических противников отличались при консульстве (как впоследствии при империи) крайней грубостью.

Подавляя, таким образом, все проявления политической свободы, Бонапарт энергично проводил в жизнь положительную часть своей программы. Она состояла в создании твёрдой, крайне централизованной власти, в покровительстве промышленности, особенно земледелию, в примирении с новым порядком вещей всех тех элементов старого общества, которые только могут с ним примириться (в особенности церкви), в улучшении финансов. Законом 28 плювиоза VIII года (17 февраля 1800 года) «о разделении территории и администрации» сохранено и упрочено разделение Франции на департаменты и введено новое деление на округа (arrondissements). Во главе департамента поставлен назначаемый правительством префект; при нём учреждены совет префектуры и генеральный совет, и те, и другие назначаемые правительством из предлагаемых избирателями списков департаментских нотаблей (избиратели избирали из своей среды одну десятую часть лиц, являвшихся коммунальными нотаблями; эти последние из своей среды тоже одну десятую - то есть на всю Францию около 50000 человек - департаментских нотаблей, из коих и замещались департаментские должности). В округах при супрефектах состояли тоже назначаемые правительством окружные советы. В городах городским хозяйством должны были заведовать назначаемые мэры.

Таким образом все управление сверху донизу делалось строго централизованным, возвращаясь вполне к дореволюционным временам; префекты занимали место интендантов старой монархии, но были облечены гораздо более реальной властью и действовали под гораздо более действительным контролем центрального правительства. 18 марта 1800 года состоялся закон о судебной организации Франции, проникнутый теми же стремлениями. 7 февраля 1801 года этот закон, ввиду роялистского покушения на жизнь Бонапарта (см. Наполеон), был пополнен законом об особых трибуналах для всех случаев, когда правительство сочтет необходимым направить дело в порядке исключительной подсудности. Важным законодательным актом был гражданский кодекс 1804 года, впоследствии (1807) переименованный в кодекс Наполеона (Code Napoléon); за ним уже во время империи последовали кодексы гражданского и уголовного судопроизводства (1806), торгового права (1807), уголовных законов (1810); во всех этих законодательных актах было довольно строго проведено созданное революцией равенство перед законом и уничтожены остатки феодализма. Гражданский кодекс допускал развод по простому желанию супругов, но очень расширял в семье власть мужа и отца, безусловно подчиняя ей жену и детей; незаконным детям запрещалось отыскивать отца. В области уголовного права Наполеоновское законодательство безусловно возвращалось к дореволюционным традициям, щедро рассыпая смертную казнь, восстановляя такие наказания, как отсечение отцеубийцам перед казнью правой руки, клеймение плеча, приковывание к каторжникам тяжёлого ядра; эти наказания были окончательно отменены лишь в 1832 году.

В 1801 году при содействии правительства было основано общество поощрения национальной промышленности. Значительно улучшены пути сообщения как сухопутные, так и речные; закон об охране лесов XI года спас их от нерасчётливого истребления. 7 нивоза VIII года (25 декабря 1799) церковные здания были возвращены церкви; 15 июля 1801 года заключён с папой Пием VII конкордат, в силу которого законом 18 жерминаля Χ года (8 апреля 1802) восстановлена государственная церковь во Франции; епископы должны были назначаться первым консулом, но получать утверждение от папы; последней важной в этом направлении мерой, принятой уже при империи, была отмена республиканского календаря и восстановление календаря христианского (1 января 1806 года). Католическая церковь настолько примирилась с новым порядком вещей во Франции, что папа согласился венчать Наполеона на царство. Впоследствии отношения их вновь испортились, так что папа отлучил Наполеона от церкви.

Заговоры против Наполеона, расстрел герцога Энгиенского, изменения в конституции Χ года (признание Бонапарта пожизненным консулом), конституция XII года, признавшая Наполеона императором, коронация Наполеона в 1804 году - см. Наполеон I.

3. Эпоха империи во Франции 1804-1814

С 1804 года началась новая эпоха в истории Франции - эпоха империи, которая, впрочем, была прямым продолжением предыдущей, ибо Наполеон и во время консульства в действительности был правителем государства. Царствование Наполеона было наполнено, с некоторыми перерывами, войнами, сперва чрезвычайно счастливыми для Франции, хотя и с отдельными неблагоприятными эпизодами (Трафальгарское сражение); Франция распространила свою власть и влияние почти на всю Европу, оставив глубокий след в её внутренних порядках. Начиная с неудач в Испании (см. Испано-португальская война 1807-1814 гг.) и продолжая войной с Россией в 1812 году, счастье изменило империи (см. Наполеоновские войны и Наполеон I). Тем не менее экономический баланс царствования Наполеона не может считаться безусловно неблагоприятным для Франции. Оно закрепило многие завоевания революционной эпохи и создало чрезвычайно благоприятные условия для развития земледелия и промышленности.

В эту эпоху во Франции (в основном при активном содействии правительства) сильно распространилась культура некоторых растений, до тех пор неизвестных или мало известных во Франции; важнейшим из них был картофель, введение которого началось ещё до революции, но шло медленно. Площадь обрабатываемых земель увеличилась весьма значительно; виноделие с 1790 по 1810 гг. увеличилось в полтора раза; вывоз скота с суммы 4,5 млн франков в 1790 году поднялся к 1812 году до 9 млн; прядильная, ткацкая, шелковая промышленность получили громадный толчок и усилились в несколько раз; фабричная промышленность, весьма слабая до революции, была очень развита к концу царствования Наполеона. Кроме различных внутренних мер, принимавшихся для этих целей, Наполеон считал нужным прибегать к высоко покровительственному, частью прямо запретительному таможенному тарифу. Вывозная торговля Франции в первую половину царствования Наполеона быстро росла: в 1802-04 гг. вывоз в среднем равнялся 351 млн франков, в 1805-07 гг. - 402 млн франков, и только во вторую половину начал падать, составляя в 1808-10 гг. 343, в 1811-12 гг. 356 млн франков. Ввоз, затрудняемый тарифами и политическими событиями сильно колебался из года в год, но в общем падал (в 1802-465 млн франков, в 1812-257 млн франков). См. Континентальная система.

Конвента, отражавших интересы респуб­ликански настроенных кругов французской буржуазии, по­лучила название термидорианцев. Для этой группировки, как и для других депутатов Конвента, участвовавших в суде над королем, рестав­рация монархии была абсолютно неприемлема, но столь же нетерпимым для нее стал режим революционного террора.
Первое время термидорианцы были вынуждены сохра­нять систему государственных органов, созданную якобин­цами. При этом сам механизм революционной диктатуры был постепенно разрушен, отменено чрезвычайное социаль­но-экономическое законодательство якобинцев.

Текст Конституции 1795 г. отличался напыщенностью и многословием (372 статьи), но при этом она была весьма умеренной по своему политическому содержанию.

Псевдодемократические государственные формы, вве­денные Конституцией 1795 г., не учитывали реального соот­ношения политических сил, не могли обеспечить экономи­ческой и правовой стабильности. Хотя по Конституции 1795 г. исполнительные и управленческие рычаги не должны были концентрироваться в одних руках, ведущую роль в Дирек­тории играл один из лидеров термидорианцев, беспринцип­ный карьерист Баррас. Как и многие другие представители правящей верхушки, он откровенно стремился использо­вать государственную казну для личного обогащения.
Откровенная коррупция, поразившая и сами правитель­ственные круги, ухудшила и без того тяжелое финансовое положение республики. Сохранялась опасность монархической, феодальной рестав­рации и нового революционного взрыва масс, вызванного бедственным положением городских низов и возрождением популярности якобинских идей.

Консульство и Конституция 1799 г.

Государственный переворот, совершенный 9 ноября 1799 г. (18 брюмера VIII года республики - по новому календарю) группой заговорщиков, объединившихся вокруг генерала Бонапарта, привел к упразднению Директории и устране­нию других конституционных органов.

Государственное управление

Власть во Французской республике перешла к колле­гии из трех консулов - генерала Бонапарта и двух бывших членов Директории, участвовавших в заговоре, - Сиейеса и Роже Дюко. Фактически же контроль за политическими событиями в стране все более оказывался в руках генерала Бонапарта , проявившего себя энергичным, прозорливым и властолюбивым государственным деятелем.

Печальный финал Конституции III года республики, ко­торая была объявлена причиной всех бедствий во Франции, стал своего рода неизбежностью. Политика "качелей", про­водимая Директорией, ставшая символом непрочности и порочности правящего режима, в результате потеряла сво­их последних сторонников.

К осени 1799 г. Директория окончательно утратила свой авторитет как у демократически настроенных республикан­цев, так и у новой буржуазной аристократии, мечтавшей о создании устойчивой власти, способной искоренить рево­люционные настроения во французском обществе. Демокра­тические силы Франции, ослабленные предшествующими репрессиями, не выступили в защиту конституционного правительства, деятельность которого отличалась открытой враждебностью по отношению к народным массам.

Особенность нового государственного переворота : он был осуществлен не только посредством верхушечного антиправительственного заговора, но и при прямой поддержке заговорщиков армией, сыгравшей бла­годаря авторитету генерала Бонапарта роль своеобразного политического арбитра. В условиях политической неустой­чивости и неэффективности системы конституционных ор­ганов армия становилась стержневым элементом и опорой.государственной власти. За годы, прошедшие после рево­люции, в заграничных завоевательных походах армия ут­ратила свой революционный дух и охотно приняла полити­ку цезаризма.

По методам осуществления власти и по своей социальной базе диктатура Наполеона существенно отличалась от правления Директории. Это была новая форма политиче­ской консолидации французского общества, осуществлен­ной путем установления авторитарного, откровенно анти­демократического режима . Генерал Бонапарт, стремившийся к установлению личной власти, лишь отразил готовность консервативно настроенных кругов французского общества к уничтожению остатков революционных идей и учрежде­ний. Он уловил их желание создать стабильную государственную систему, не связанную идеологическими догматами, но обеспечивающую простор для развития предпринима­тельской деятельности. Именно поэтому политика бонапар­тизма получила поддержку не только со стороны буржуаз­ных кругов, но и французских крестьян-собственников, опа­савшихся в равной мере феодально-монархической рестав­рации и новой революционного экстремизма.

Будучи достаточно трезвым политическим деятелем, генерал Бонапарт ясно представлял, что создаваемый им и опирающийся на армию авторитарный режим должен быть как можно быстрее облечен в конституционные формы. Он понимал также, что переход от коллегиальных республи­канских учреждений к личной власти требует промежу­точных ступеней и политико-юридического камуфляжа. Взяв в свои руки инициативу в составлении новой конституции, он оттеснил при этом Сиейеса, претендовавшего на роль "отца" французских конституционалистов, но проявившего со своим проектом непоследовательность и медлительность.

Генерал Бонапарт, он же первый консул, предложил такую организацию "республиканской" государственной власти, которая открывала простор для его честолюбивых политических замыслов. Новая Конституция VIII года республики отличалась от своих предшественниц прежде всего тем что, не утверждалась представитель­ным органом. Подписанная лишь членами узкой конституционной комиссии, она по воле первого консула была выне­сена "на одобрение французского народа". Таким образом, новая республиканская конституция была утверждена 13 декабря 1799 г. по итогам плебисцита, который проводился под жестким государственным контролем. Волеизъявление "французского народа" осуществлялось не путем голосова­ния в первичных собраниях избирателей, а посредством сбора подписей в реестрах, которые вели мировые судьи, нотариусы и т. д. В Конституции при внешнем сохранении республиканского строя закреплялась диктатура генерала Бонапарта, принявшая лишь гражданские очертания.
В отличии от предшествующих основных законов, Конституция 1799 г. уже не содержала Декларации чело­века и , ибо "гражданин Бонапарт" не считал уместным само напоминание в этом документе о свободе и братстве. Гарантируя буржуазии и крестьянству собствен­ность, полученную в годы революции в результате конфискаций и разделов дворянских имуществ, Конституция 1799 г. заявила, что "после совершения законной продажи нацио­нального имущества независимо от его происхождения" приобретатель такого имущества не может быть его лишен (ст. 94). В Конституции нашли свое отражение и цезаризм, и опора на армию, которой отводилась важная роль в осу­ществлении внутренней и внешней политики. Бонапарт в конституции особо предусмотрел установление пенсий для раненых воинов, а также для вдов и детей военных, умер­ших на поле битв и вследствие ранений (ст. 86).

Сохранив формально идею национального суверените­та, конституция 1799 г. ввела запутанную и псевдодемокра­тическую систему "участия" граждан в государственных делах. С чисто популистскими целями Бонапарт отменил явно антинародный и откровенно плутократический иму­щественный ценз и тем самым ввел во Франции своеобраз­ное "всеобщее" избирательное право. По Конституции все граждане (мужчины), достигшие 21 года и проживавшие не менее года в определенном округе, могли участвовать в из­брании так называемого коммунального списка (1/10 часть от состава граждан в округе).

Лица, внесенные в коммунальные списки, в свою оче­редь в той же пропорции составляли департаментские спи­ски. Наконец, третья ступень выборов проводилась на де­партаментском уровне, где избиралась 1/10 часть граждан "для осуществления национальных функций". Однако чле­ны этого национального списка не наделялись по Конститу­ции правом проводить выборы в высшие государственные органы, а рассматривались лишь как кандидаты на госу­дарственные должности.

Само комплектование государственных органов прохо­дило на основе сложной системы назначения и выборов . Таким образом, с помощью хитроумной процедуры Бонапарт по существу ликвидировал характерную для рес­публиканского строя выборность государственных органов.
Основным стержнем всей конституционной системы являлось правительство, которое выступало в виде колле­гии из трех консулов. Фактически правительство не было коллегиальным органом, поскольку первый консул обладал особым статусом. Конституция содержала общее положе­ние о выборах консулов на 10 лет (с правом переизбрания), но она непосредственно определяла, что первым консулом является "гражданин Бонапарт". Последний был наделен особыми функциями (промульгация законов и т. д.). Перво­му консулу принадлежало право назначения и смещения членов Государственного совета, министров, послов, офице­ров. Он же назначал (правда, без права на смещение) судей, начиная от мировых и кончая членами кассационного суда.

Согласно Конституции, он мог осуществлять свои пол­номочия "в случае необходимости, при помощи своих кол­лег" - второго и третьего консулов. Таким образом, кон­ституция практически отказалась от концепции разделе­ния властей, легально установив на республиканской почве режим личной власти.

Законодательный процесс

Для ослабления возможной оппозиции со стороны за­конодательной власти Наполеон предусмотрел в Конститу­ции своеобразное расщепление , который осуществлялся рядом органов.
Государственный совет по указанию и под руководством правительства со­ставлял и предлагал законопроекты, которые затем посту­пали в Трибунат.
Трибуны имели право обсуждать законо­проекты, а после обсуждения вместе со своим мнением вно­сить их в Законодательный корпус.
Члены Законодатель­ного корпуса уже не могли обсуждать законопроект (за что получили название "трехсот немых"), а лишь принимали его или отвергали.
Утвержденный закон мог быть направ­лен первым консулом в Охранительный сенат , который одоб­рял его или отменял как неконституционный. Наконец, за­кон вновь возвращался к первому консулу, который подпи­сывал и обнародовал его. Вся эта сложная процедура поро­ждала фактически политическое бессилие законодательные органов и их большую зависимость от первого консула.

С другой стороны, превратив законодательную власти в придаток авторитарной системы, Конституция 1799 г. соз­дала для первого консула возможность активно воздействовать на процесс законотворчества. Бонапарт со свойствен­ной ему энергией незамедлительно развернул широкие за­конодательные и кодификационные работы, нередко при­нимал в них непосредственное участие. Во многом благода­ря деятельности Бонапарта, выступавшего фактически в качестве законодателя, Франция в короткий срок получила новую , ставшую фундаментом для эко­номических и социальных преобразований, начало которым было положено еще революцией 1789-1794 гг.

Местное управление

Конституция 1799 г., в отличие от предшествующих конституций, отказалась от выборности департаментской и ком­мунальной администрации. Местные чиновники всецело за­висели от центральной администрации: в департаментах пер­вый консул назначал префектов, в округах и общинах - супрефектов и мэров. Выборные местные советы (муници­пальные, общинные и генеральные) имели лишь совещатель­ные функции, их решения подлежали утверждению соот­ветствующей администрацией.

Похоронив, по сути дела, выборные демократические принципы, провозглашенные в период революции, консти­туция 1799 г. сделала важный шаг по пути ликвидации рес­публики и восстановления авторитарных и бюрократиче­ских методов управления, характерных еще для эпохи аб­солютизма.

Бонапарт прозорливо увидел опасности, проистекаю­щие от мощной системы, тяготеющей к произволу и деспотизму. В качестве " " от злоупот­реблений всесильной администрации конституция преду­смотрела право Государственного совета издавать распоря­жения, относящиеся к деятельности публичной админист­рации, "разрешать затруднения, возникающие в админист­ративной деятельности".
Руководствуясь принципом, что "никто не может быть судьей в своем деле", Бонапарт позднее учредил при пре­фектах, всемогущих главах местной администрации, специ­альные Советы префектур, наделенные правом рассматри­вать административные и управленческие споры. Таким образом было положено начало институту административ­ной юстиции, характерному и для последующих этапов раз­вития государственного строя Франции.

Первая империя и бюрократизация государственного аппарата

Конституция 1799 г., предоставив первому консу­лу всю полноту власти, позволила ему в короткий срок раз­громить остатки якобинского движения и обезвредить дея­тельность роялистов, стремившихся к монархической реставрации во Франции.

Продемонстрировав респектабельным кругам общест­ва, прежде всего крупной буржуазии и крестьянам-собст­венникам, преимущества сильного правительства, создав своими успешными военными походами благоприятные условия для промышленного развития Франции, Бонапарт подготовил тем самым необходимый политический климат для окончательного уничтожения республиканского строя. В 1802 г. в результате нового плебисцита, проведенного в тех же антидемократических формах, как и в 1799 г., Бона­парт, ставший к тому времени кумиром для большинства французов, был объявлен пожизненным консулом. Соглас­но Органическому сенатус-консульту 1804 г. ему был при­своен титул императора (Наполеон I). Вновь был использо­ван испытанный прием плебисцита, и третья наполеонов­ская Конституция была практически единодушно одобрена "французским народом".

Государственное управление

Конституция отразила эволюцию честолюбивых политических установок Наполеона. В ней основное внимание уделялось уже не организации государственной власти (к чему император в значительной степени утратил интерес), а с большой тщательностью разрабатывались такие вопро­сы, как престолонаследие, статус императорской семьи, присяга императору, регентство, и т. д. Политический рас­чет и тщеславие Наполеона привели к восстановлению до­революционной процедуры венчания на трон, которая и была впоследствии осуществлена при участии римского папы.

Таким образом, постепенное развитие личной власти Бонапарта с неизбежностью привело к качественным изме­нениям в форме государственного строя Франции, которая теперь не только фактически, но и юридически превратилась в своеобразную монархию (империю). Правда, и с ус­тановлением императорского титула первоначально сам тер­мин "республика" продолжал использоваться в законода­тельстве ("управление республикой вверяется императору") но он имел не больший смысл, чем в императорском Риме, постепенно стал выходить из употребления.

Персонификация государственной власти достигла сво­его наивысшего предела. Наполеона ассоциирова­лась в глазах французов с правительством, с армией, с государством в целом. От его воли, а нередко и от чистого произвола зависели политический курс и сама судьба французского государства.

Установление монархического по своей сути строя сопровождалось созданием императорского двора. Родствен­ники Наполеона и его ближайшие соратники специальными актами Сената или императора получали титулы принцев, князей, графов и т. д. Создавались особые придворные должности великого канцлера, верховного избирателя и т. п.

С установлением империи постепенно утрачивала свое значение и силу сама Конституция , поскольку Наполеон не признавал каких-либо формальных юридических препят­ствий на пути осуществления своих планов, ставил себя выше закона. Постепенно деформировалась и созданная ею сис­тема государственных органов, которая неоднократно пре­образовывалась по усмотрению императора. Так, например, были изменены состав и компетенция Государственного со­вета, Сената и т. д. Высшие сановники составляли Высокий совет императора, из них формировался Тайный совет, к которому перешел ряд функций Государственного совета и Сената.

С переходом Франции к империи сформировавшееся на базе быстро развивающегося капитализма гражданское общество приобрело желанные стабильность и порядок, но утратило все основные демократические завоевания рево­люции. Правительство преследовало любые проявления свободомыслия : запрещались публичные собрания и ма­нифестации, устанавливалась жесткая цензура над прес­сой и т. д.

Проголосовав за порядок и империю, французский на­род был вынужден в качестве своеобразной политической платы согласиться с предельно ограниченной сферой дей­ствия демократии, с утерей права на всякую легальную оппозицию бонапартистскому режиму.

Во время Первой империи во Франции в основном за­вершился процесс становления современного, построенного на рационалистических началах государства, освободивше­гося от теологического и сословного наследия. Это государ­ство создавалось Наполеоном на основе бюрократической централизации, гражданской службы и преданности чинов­ников императора. В условиях авторитарного режима оно все более отчуждалось от общества, превращалось в спо­собный к саморазвитию всесильный механизм, контроли­рующий многие стороны не только публичной, но и частной жизни французов.

Откровенно протекционистская экономическая политика наполеоновского государства способствовала быстрому рос­ту капитализма и пользовалась на первых порах поддерж­кой широких кругов предпринимателей.

Созданное На­полеоном государство имело своим стержнем бюрократически организованный чиновничий аппарат . Неко­торые звенья этого аппарата были унаследованы от старого режима и от эпохи революции, но в основном они были про­дуктом административного творчества самого императора.

Основным органом управления при Наполеоне стали министерства , созданные на принципе единоначалия и же­сткой исполнительной вертикали. К концу правления Напо­леона I во Франции было 12 министерств, причем большая часть из них была связана с проведением торгово-промыш­ленной, фискальной, военной и карательной политики.

Церковь

Наполеон по сути дела включил в систему государст­венного аппарата и католическую церковь, которая после многих революционных потрясений и запретов была вос­становлена в своих правах. Отчетливо представляя силу воздействия церкви на массы, особенно на крестьянство, он еще в 1801 г. подписал с римским папой конкордат, объя­вивший католицизм религией "подавляющего большинства французского народа". Государство взяло священников на свое содержание, а папа признал за Наполеоном право на­значать на высшие церковные должности. Священники при­сягали на верность первому консулу, затем - императору.

Армия

В период консульства и империи дальнейшее развитие получила также военная организация. Эволюция революци­онных войн в захватнические окончательно изменила харак­тер французской армии, превратившейся из национальной корпоративную и цезаристскую. Значительная часть бюджет­ных средств шла на военные нужды. В 1800 году в связи с действием рекрутского набора для состоятельных кругов была введена система найма заместителя, которая позволяла сы­новьям из богатых семей избегать "налога кровью".
Отслужившие свой срок солдаты нередко за деньги продолжали нести военную службу. Так в армии развива­лись кастовость и профессионализм. В период империи офи­церский состав ее все в большей мере пополнялся из пред­ставителей новой наполеоновской аристократии. Многочисленные военные походы императора, умножав­шие его славу как полководца, требовали, однако, все новых наборов и новых жертв. С 1800 по 1815 г. были призваны на службу 3153 тыс. французов, не считая военнослужащих вспомогательных подразделений, из них погибло около 1750 тыс. человек. Еще больший, невиданный до тех пор в исто­рии урон понесли армии союзников и противников Наполе­она (около 2 млн. человек).

Полицейская система

Особое внимание Наполеон уделял развитию и укреп­лению полицейской системы, на содержание которой вы­делялись большие ассигнования. При министерстве поли­ции, которое возглавил опытный профессионал, коварный интриган Ж. Фуше, была создана разветвленная система политического сыска и шпионажа. Фуше добился строжай­шей централизации полицейской системы. Генеральные комиссары и комиссары полиции в округах и городах фор­мально подчинялись префектам, но фактически назнача­лись министром полиции и действовали под его руковод­ством. В Париже была создана особая префектура поли­ции.
В осуществлении карательной политики империи важ­ную роль играли военизированные полицейские соедине­ния - корпус жандармов, находившийся в подчинении во­енного министра. При проведении крупных полицейских операций (разгон митингов, массовые и т. д.) отряды жандармов передавались в ведение министра внутренних дел или министра полиции. Жандармерия оказывала по­мощь полиции в поимке преступников, контрабандистов и т. д. Получила развитие и тюремная система Франции, ор­ганизация которой осуществлялась при личном участии На­полеона.

Таким образом, сравнительно непродолжительный пе­риод правления Наполеона (1799-1814 гг.) сопровождался существенными изменениями во всех сферах государствен­ной жизни Франции. Авторитарный режим империи лишь внешне представлялся постоянным и сильным. На деле та­ковым он не являлся, поскольку не имел прочных консти­туционных оснований и опоры в традиционном политиче­ском сознании французского общества. Он держался на вла­стной воле и успехе одной, хотя бы и одаренной, личности. Очевидно, что такой режим не мог существовать бесконеч­но. Разлад между обществом, могущественным государст­вом и самим императором становился исторически неиз­бежным.